Научная статья на тему 'КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ'

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / МУЗЫКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович, Мазорчук Наталья Викторовна

В статье анализируется опыт проведения социально значимых художественных акций: передвижных выставок, музыкальных концертов, волонтерских программ, организованных в связи с решением актуальных проблемами современности. Обосновывается важность психолого-педагогической установки на восприятие подлинника в процессе виртуальных и реальных встреч с произведениями искусства. Делается вывод о том, что коллективные формы сотрудничества, художественная проектная деятельность, оказывая особый воспитательный эффект, способствуют раскрытию творческого потенциала участников продуктивных дел в области художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копцева Татьяна Анатольевна, Копцев Виктор Петрович, Мазорчук Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTIVE SOCIO-CULTURAL VIRTUAL SPACE AS A FORM OF PERSONAL CREATIVE POTENTIAL DISCLOSURE

The article analyzes the experience of conducting socially significant artistic events: traveling exhibitions, music concerts, volunteer programs organized in connection with solving urgent problems of our time. The importance of the psychological and pedagogical attitude to the perception of the original in the process of virtual and real meetings with works of art is substantiated. It is concluded that collective forms of cooperation, artistic project activities, providing a special educational effect, contribute to the disclosure of the creative potential of participants in productive affairs in the field of art education.

Текст научной работы на тему «КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ»

6. Провоторова, С.С. механизм формирования у младших школьников универсальных учебных действий в образовательной среде школы / С.С. Провоторова // Современные проблемы и технологии инновационного развития образования: Сборник материалов II Международной студенческой научно-практической конференции, Тула, 07 апреля 2022 года. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2022. - С. 67-70

7. Развитие личностных учебных универсальных действий у младших школьников / Г.Ф. Сайфуллина, С.Б. Седова, А.В. Малолеткова, С.Г. Усманова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1(86). - С. 282-285

8. Романова, М.Г., Мигдаль И.Ю. Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка / М.Г. Романова, И.Ю. Мигдаль // Концепт. 2022. - С. 62-75

9. Фонарева, Е.А. Развитие универсальных учебных действий у подростков на занятиях баскетболом / Е.А. Фонарева, А.А. Фатхутдинова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2022. - С. 93-98

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Копцева Татьяна Анатольевна

ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры живописи Копцев Виктор Петрович ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); аспирант второго курса Мазорчук Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» (г. Москва)

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ФОРМА РАСКРЫТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется опыт проведения социально значимых художественных акций: передвижных выставок, музыкальных концертов, волонтерских программ, организованных в связи с решением актуальных проблемами современности. Обосновывается важность психолого-педагогической установки на восприятие подлинника в процессе виртуальных и реальных встреч с произведениями искусства. Делается вывод о том, что коллективные формы сотрудничества, художественная проектная деятельность, оказывая особый воспитательный эффект, способствуют раскрытию творческого потенциала участников продуктивных дел в области художественного образования.

Ключевые слова: коллектив, социокультурное виртуальное пространство, творческий потенциал, личность, музыка, изобразительная деятельность, искусство.

Annotation. The article analyzes the experience of conducting socially significant artistic events: traveling exhibitions, music concerts, volunteer programs organized in connection with solving urgent problems of our time. The importance of the psychological and pedagogical attitude to the perception of the original in the process of virtual and real meetings with works of art is substantiated. It is concluded that collective forms of cooperation, artistic project activities, providing a special educational effect, contribute to the disclosure of the creative potential of participants in productive affairs in the field of art education.

Key words: collective, socio-cultural virtual space, creative potential, personality, music, visual activity, art.

Введение. Современные формы образовательной коммуникации предполагают широкое использование возможностей мультимедиа. Сетевое взаимодействие обеспечивает оперативную связь между педагогом и обучающимся, учеником и учеником, что создает особую «связку» вокруг образовательной, информационной или социокультурной проблемы, требующей своего решения. Наблюдается снижение «реальных» связей», реального (не виртуального) непосредственного контакта с произведениями разных видов искусства, что создает определенные риски для органичного протекания образовательного процесса в области художественного воспитания подрастающего поколения.

Педагогика искусства, чтобы не потерять «общение с подлинником» и «живым искусством» порождает новые формы взаимодействия виртуальных и непосредственных (очных) контактов с произведениями искусства. Передвижная выставка детского изобразительного творчества «Я вижу мир» [1] и проводимые в связи с ней образовательные акции являют яркий пример этого органичного взаимодействия. Когда экранный образ произведения встречается с реальным, выявляются точки соприкосновения, «точки удивления», при которых зритель получает адекватную установку на восприятие подлинника и «резервную» информацию, в результате восприятия ее копии на экране. Для создания «объективного впечатления» от реального и виртуального образа, а также высказывания субъективных предпочтений применяется метод погружения в «музыкальную картину», созвучную с замыслом автора-художника.

Органичное соединение образных средств музыки (аудио) и изобразительных (видео), обогащая ощущения, создает благоприятную почву для восприятия подлинника - детского рисунка или объемного изделия. Комментирующе-разъяснительная функция гида или (и) педагога-экскурсовода (искусствоведа) призвана создать интегративную образовательную среду, из которой ученик извлекает нужную информацию и обогащает свой творческий опыт.

Изложение основного материала статьи. Дистанционные формы обучения, применяемые в образовательном процессе сегодня, диктуют выработку новых «точек сопряжения» между виртуальным и реальным действием. Общение в интернет-сети становится плодотворным, когда предполагает установку на встречу с реально звучащей музыкой или c произведением изобразительного искусства. Активизация художественного восприятия произведений из программы предстоящей живописной выставки, музыкального концерта или театральной постановки путем предварительной информационной работы перед их началом - это эффективный путь развития интереса к искусству. В.Н. Шацкая писала: «Опыт показал, что вся эта работа только тогда успешна, когда она строго согласована с последующим концертом-беседой, но не предвосхищает самого концерта, а лишь привлекает внимание к нему. С интересом слушают дети рассказ о работе дирижера, исполнителей, композитора» [6].

Виртуальная тематическая выставка детских рисунков перед концертом или театральной постановкой не просто привлекает к себе внимание, но актуализирует тематику предстоящего художественного явления. В тоже самое время соответствующее музыкальное погружение, созвучное с тематикой выставки детского рисунка, подготавливает зрителя-слушателя к встрече с экспонатами выставки детского изобразительного творчества.

Такое «предтече» встречи с подлинником создает особую среду, в которой и педагог, и ребенок (студент или взрослый) занимают активную позицию. Они берут на себя роль и лектора, и экскурсовода, и автора тех произведений, которые попадут в поле зрения на предстоящем концерте, выставке, спектакле. Идея создания особой «педагогической среды»,

развивающей установку на восприятие подлинника у ребенка, и взрослого в век Интернета актуальна. Разрабатывая «теоретические поля» тематических потребностей, Д.Н. Узнадзе [5] делает вывод о том, что перед осуществлением любой деятельности, человек психологически готовится к ее осуществлению. «Педагогически организованное выделение объекта из круга первичных восприятий на основе художественной установки на восприятие и является актом внимания» в ситуации деятельности и активной аналитической работы.

Коллективное восприятие виртуальной информации (аудио, видео, синтетической), раскрывающей суть предшествующей встречи с подлинником, проходит более эффективно, если продиктовано особо значимыми для всех событиями. Эти события объединяют детей и подростков в связи с волонтерской деятельностью или художественно-творческой продуктивной работой. Школьное (вузовское) образование, по мнению знатока «детской и юношеской души» В.Н. Шацкой становится «бесполезным и ненадежным» без поддержки его в обществе. Шацкая призывала погружать ребят в творческую деятельность, создавать в регионах объединения, способные раскрывать и проявлять таланты детей и молодёжи. Несмотря на то, что современная система общего и дополнительного образования серьезно меняется, по-прежнему общественные сообщества являются привлекательными для людей разных возрастных групп и все больше оказывают влияние на формирование образовательной стратегии в области художественного воспитания.

Учителя и преподаватели, руководители программ внеурочной деятельности, воздействуя на образовательную среду в процессе проектной деятельности, формируют климат «доверия и сотрудничества». Выделяя схему взаимодействия «учитель-среда-ученик», взамен «учитель-ученик», «ученик-ученик» В.Н. Шацкая отмечала, что влияние среды на культуру учителя в итоге способствует приобретению им эстетического опыта и формированию его общей и художественной культуры. Совместная со-творческая деятельность (учитель-среда-ученик) в коллективе активизирует деятельность и детей, и учителя, насыщая новыми впечатлениями и художественными практиками, влияет на их саморазвитие. Среда, понимаемая как единое, объединенное общей целью образовательное пространство с использованием средств виртуального и очного взаимодействия в рамках реализации общего дела, взаимообогащает, сплачивает учеников и учителя, раскрывая их творческий потенциал.

С приходом «дистанционного века» у обучаемого и у обучающегося появляются «бесконечные» возможности для саморазвития и самосовершенствования. Педагог не просто транслирует свой опыт детям, он становится проводником «посредником» между школой и социокультурной средой, между произведениями искусства юношей или ребенком [5]. От педагогической компетенции зависит успешность совместной работы. Учитель должен постоянно стремиться к самообразованию. Посещение концертов, театральных постановок, выставок, музеев, участие в фестивалях, конкурсах, в совместной проектной деятельности и волонтерских движениях - это тот путь, который способствует развитию художественных компетенций и детей и взрослых.

В начале ХХ века в Обществе «Детский труд и отдых», а в дальнейшем и в учреждениях Первой опытной станции Наркомпроса, ученики В.Н. Шацкой собирали и записывали тексты песен, которые поются в их семьях, исследовали связь с календарным кругом, событиями в жизни. Погружение ребенка в коллективную деятельность разделялось на три вида работы - теоретическую, исследовательско-поисковую и практическую. В Опытных школах Наркомпроса учителя изобразительного искусства в начале ХХ в. организовывали пленэрные практики, делая зарисовки наличников, изб, храмов, делая эскизы керамических изразцов и предметов крестьянского быта, и др. Сегодня эта же работа ведется с использованием мультимедийных средств, позволяющих создавать коллекции видео материалов с дальнейшей их трансляцией на занятиях (дистанционных и очных).

Одни дети и учителя, как пишет Шацкая, «выказывали большой интерес» к исследованию народных песен. Полученные новые знания пополняли и становились частью основного содержания школьной дисциплины Музыка. Наряду с элементами освоения музыкальной грамоты, сведений о композиторах, исполнителях, учебная программа расширялась и насыщалась новым «народным» содержанием [6, С. 96]. «Один ученик, - пишет Валентина Николаевна, - подготовил текст 25-ти песен из своей деревни. Девочки разучивали песни, переписывали текст, другие - собирали сведения о том, при каких условиях эти песни исполнялись» [7, С. 75]. Сегодня такая «собирательская» работа в области Музыки сопровождается созданием мультимедийных презентаций и видеороликов, что способствует хранению и трансляции результатов на большую аудиторию Интернет-слушателей и зрителей. Таким образов современные волонтеры-художники и волонтеры-музыканты (дети и взрослые) собирают этнокультурные материалы, осуществляют интервью с носителями народной культуры, коллекционируют старинную народную утварь, записывают фольклорные тексты песен, прибауток, пословиц, частушек, загадок и т.п., создают альбомы рисунков.

Сегодня, продолжая традиции отечественного художественного образования, в Подмосковной школе г. Ступино реализуется проект «Путешествие в старину». Ребята знакомятся с традициями русской культуры, через восприятие живописных полотен русских художников-передвижников, в формате прогулки по интерактивным залам «Третьяковской галереи» и «Русского музея». В ходе он-лайн мастер-классов от Новгородских звонарей, ребята изучают традиции колокольных звонов. Ресурсы электронной библиотеки помогают в подборе материала при написании сценариев фольклорных праздников. Творческое объединение детей и взрослых, следуя традициям, вносит свой посильный вклад в дело формирования банка информации о художественном наследии в области разных видов художественно-творческой социальной деятельности (музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, спорт, театр и др.).

Соединение реального практического опыта и виртуального отношения только обогащает образовательный процесс и делает его насыщенным новым содержанием. Сегодня педагоги стремятся расширить знания о разных видах искусства (музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, и др.) в проектной деятельности на межпредметной основе. Например, если ребенок интересуется информатикой, освоив программы музыкального редактора, имея понятия о строении музыки, музыкальной форме (вступление, окончание, развитии музыкального образа, построении фраз), он сможет скомпоновать, «сочинить» музыкальное сопровождение для ребят-спортсменов, занимающихся фигурным катанием, художественной гимнастикой, театральной деятельностью, мультипликацией и др. и создать из крупного произведения законченный музыкальный фрагмент, звучащий минуту-две. Эффективный опыт применения творческой технологии «звучащий рисунок» получил широкое распространение в процессе реализации социокультурного образовательного проекта «Передвижная выставка изобразительного творчества «Я вижу мир» [1, 2].

Подобные задания, основанные на синтезе разных искусств, не из легких, помощь наставника здесь необходима. Чаще всего, учитель, обладающий вкусом, теоретическими знаниями, передает свой опыт ученику, что называется «из рук в руки». Сначала он научит работать с компьютерной программой, познакомит с принципом организации «целостного текста», целостного музыкального образа. Затем ученики сами сделают такую же работу, ориентируясь на свои вкусовые музыкальные предпочтения.

Работа эта не носит массовый характер, но тем не менее, для кого-то может послужить толчком при выборе профессии. Многие ребята, увлеченные компьютерными технологиями, становятся главными помощниками при подготовке школьных мероприятий (выставок рисунка, концертов, спектаклей, КВН и др.). Подбор музыкальных фрагментов, запись

«партитуры», например спектакля, это серьезная звукорежиссерская работа, которую ученики выполняют с большим интересом. Многие из них ранее не пользовались авторитетом у одноклассников, стеснительные, замкнутые, вдруг раскрываются, понимая, что нельзя подвести, занимаясь важной частью большого дела в постановке спектакля или концерта, выставки или образовательной программы.

Известно, что многим учащиеся комфортнее общаться в Интернете, чем общаться с одноклассниками и учителями «вживую». С появлением новых форм коммуникации у педагога актуализируется задача, прежде всего, разобраться с общедоступными инструментами коммуникации, изучить возможности тех или иных сервисов, так, чтобы раскрыть риски «погружения» в новый формат гипермедиа для ученика. Меняются способы взаимодействия в обществе и дистанционное образование, вызванное, например, особыми социальными проблемами современной системы здравоохранения, требует развития и внедрения новых информационных технологий и обусловливает запрос на специалистов в этой области.

Особую значимость информационные технологии имеют для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечают исследователи в области инклюзивного образования, это обеспечение доступа к информационным ресурсам интернет, который раздвигает границы общения, имеющий жизненно важный и часто реабилитационный характер, ведь для таких детей возможность интернет-общения - единственный доступ к окружающему миру [4]. Формирование базы информационных ресурсов по эстетическому воспитанию: художественные альбомы, дидактическая литература, электронные издания, периодические издания по искусству, разработка путеводителей по электронным ресурсам обеспечивает детей нужной информацией.

Особое место в области художественного образования детей с особыми образовательными потребностями занимает проектная деятельность. С развитием информационных коммуникационных технологий появилась возможность формирования творческого мышления у детей и молодежи, имеющих опыт взаимодействия с техногенной средой (компьютерные игры, мультимедиа, телевидение и т.п.). Нельзя оставить этих детей без внимания, ведь у них, порой, уже сформировано другое восприятие, развитие которого невозможно без освоения «новых электронных средств выражения» [3].

Выводы. Идея педагогически организованной, творчески нацеленной образовательной среды, соединяющей виртуальные и реальные «живые» формы творческой деятельности, предполагает вовлеченность в актуальные для социума проблемы. Поддержка неблагополучных семей, шефство над дошкольными учреждениями, работа с ветеранами войн и старыми людьми - важная часть волонтерских движений в области музыкально-просветительской, театральной, изобразительной деятельности. Коллективное социокультурное виртуальное пространство, основанное на синтезе разных видов искусства с использованием современных мультимедийных возможностей как форма раскрытия творческого потенциала и детей, и взрослых, сегодня обретает особую социальную важность и требует насыщения этого пространства материалами, идущими от искусства, способными бороться с фальшь-культурой и низменными суррогатными образцами как во время очных, так и дистанционных форм просветительной работы с детьми, студентами и педагогами.

Литература:

1. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России: Монография / Т.А. Копцева. - М.: Альтекс, 2006. - 346 с.

2. Копцева, Т.А. Методические рекомендации по функционированию модели культурной воспитывающей среды образовательной организации в процессе реализации проекта «Передвижничество» / Т.А. Копцева, Е.В. Ковалев // Методические рекомендации для реализации практико-ориентированной вариативной модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях / науч. ред. Е.Н. Пирязева, общ. ред. Е.П. Олесина / Т.А. Копцева, Е.В. Ковалев. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. - 473 с.

3. Селиванов, Н.Л. Компьютерная педагогика в художественном образовании детей и подростков: Теоретические основы и опыт внедрения [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20l26528 (дата обращения 01.12.2022).

4. Салахов, Р.Ф. Информационные технологии в процессе художественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Р.Ф. Салахов // В мире научных открытий - 2015. - №11. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25123163 (дата обращения 01.12.2022).

5. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н.Узнадзе. - Спб. и др.,: Издательский дом "Питер", 2001. - 416 с.

6. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - М.: Педагогика, 1975. - 198 с.

7. Шацкая, В.Н. Программа и методическая записка о ведении хора / В.Н. Шацкая // Художественное воспитание в школе I ступени. Материалы к составлению программ. - М.: Работник просвещения, 1925. - С. 73- 82

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Коршунов Михаил Юрьевич

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург); доктор сельскохозяйственных наук, профессор Курдюкова Ольга Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» (г. Санкт-Петербург)

ИНТЕГРАЦИЯ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Аннотация. В статье рассмотрена интеграция географии и биологии во внеклассной работе при изучении географического краеведения в 6 классе. Представлены возможные варианты организации внеклассной работы на междисциплинарной основе. Материалы статьи будут полезны учителям географии и биологии, руководителям методических объединений, а также студентам, изучающим внеклассную работу в курсах дисциплин по методике обучения географии и биологии.

Ключевые слова: внеклассная работа по географическому краеведению, интеграция географии и биологии, 6 класс. Annotation. The article considers the integration of geography and biology in extracurricular work in the study of geographical local lore in the 6th grade. Possible options for organizing extracurricular work on an interdisciplinary basis are presented. The materials of the article will be useful for teachers of geography and biology, heads of methodological associations, as well as students studying extracurricular work in courses of disciplines on the methodology of teaching geography and biology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.