Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 10PDMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Кравцова Л.А. Художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kravtsova L.A. (2020). Artistic and aesthetic education in the system of additional education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN420.pdf (in Russian)
УДК 379.8 ГРНТИ 14.23
Кравцова Лариса Алексеевна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Махачкала, Россия Кафедра «Педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования»
Доцент
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования
Аннотация. В статье рассматривается актуальный для современной практики образования вопрос воспитания всесторонней, гармонично-развитой личности посредством художественно-эстетической деятельности в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, автор делает вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала и способностей детей в различных видах деятельности. Умение видеть и чувствовать прекрасное в окружающем их мире и самим быть творцами красоты. Рассматриваются суть, структура (термины «художественное воспитание» и «эстетическое воспитание») и формы художественно-эстетического воспитания (массовые, кружковые и студийные). Отдельно рассматривается область эстетического воспитания в системе дополнительного образования, исследования учёных-педагогов, которые занимались данным вопросом. Особое внимание уделяется роли педагога дополнительного образования, его возможностям в развитии творческих способностей детей и подростков в художественно-эстетических направлениях таких, как: музыкальное воспитание (хоровое пение, музыкальные студии и т. п.), театрально-игровая деятельность (театральные кружки и студии), детское изобразительное искусство (кружки, студии и школы искусств), а также виды творчества, которые включает в себя художественно-эстетическая деятельность.
Ключевые слова: система дополнительного образования; художественно-эстетическое воспитание; педагог дополнительного образования; творческие способности детей; художественно-творческая деятельность; музыкальное воспитание; театрально-игровая деятельность; детское изобразительное искусство
В современном обществе одной из самых актуальных проблем является проблема воспитания всесторонней, гармонично-развитой личности. Для решения этой проблемы в процессе модернизации системы отечественного образования пересматриваются российские и
мировые теоретические и практические аспекты образования. Исходя из этого, в особую область можно выделить художественно-эстетическое воспитание, так как в его основе заложены культурные и духовно-нравственные народные ценности.
Решение данной проблемы является одной из приоритетных на всех этапах образования молодого поколения: в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школах, а также в учреждениях дополнительного образования.
Суть художественно-эстетического воспитания заключается в том, чтобы привить чувства любви и гордости к культуре и историческому прошлому не только своего народа, но и других народов и сформировать национальное самосознание. Сквозь мотивы родных песен и народных танцев, картин, изображающих красоту родного края, приходит понимание искусства зарубежной и мировой культуры - таков путь постижения национальных и мировых духовных ценностей.
Важно подчеркнуть, что художественно-эстетическому воспитанию уделено особое внимание в системе дополнительного образования, представляющего «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».1
Развитие системы дополнительного образования в Российской Федерации является приоритетным направлением государственной образовательной политики. С каждым годом количество детей, охваченных дополнительным образованием увеличивается. Так по данным Росстата в 2016 году количество детей, посещающих учреждения, где реализуются программы дополнительного образования составляло 67,7 % от общей численности детей, в 2020 это количество удалось увеличить до 70 - 75 %. В Северо-кавказском федеральном округе дополнительным образованием охвачено 69,47 % детей в возрасте 4 до 18 лет. Дагестан на сегодняшний день не является лидером по обеспечению доступности дополнительного образования, но имеются все предпосылки для того, чтобы в дальнейшем эта ситуация изменилась. Так в 2019 году в Дагестане функционировало 339 учреждения дополнительного образования, 55 из которых находится в городе Махачкала. Общее число учреждений, кружков, клубов, центров в том числе детских художественных, музыкальных и хореографических школ, в последнее десятилетие в республике увеличивается. На сегодняшний день практически в каждом городе и селе есть центры дополнительного образования, которые могут посещать дети дошкольного и школьного возраста. В тех же населённых пунктах, где учреждения данного типа отсутствуют, занятия по дополнительному образования организуются школой. Особенностью таких кружков, секций является то, что они в своей работе используют многовековой опыт, накопленный народами Дагестана. Можно выделить такие направления как ковроткачество, художественная обработка метала, гончарное искусство, вышивка и т. д. Как правило большинство программ реализуемых в данных учреждениях направлены на художественно-эстетическое воспитание детей. Это обусловлено тем, что оно показало положительную динамику в обучении молодого поколения и поэтому ему стала отводиться одна из главных ролей в системе дополнительного образования.
Развитию художественно-эстетического воспитания в XX веке были посвящены теоретические и практические исследования таких российских педагогов-учёных, как: Б.Т. Неменского, Б.Т. Лихачёва, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, В.Н. Шацкой. В
1 Федеральный закон «О дополнительном образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ubo.ru.
общеобразовательных и дополнительных образовательных программах реализуют концепции художественно-эстетического воспитания, которые были разработаны ими, так как они считаются основополагающими.
В своих научных трудах В.Н. Шацкая пишет о том, что эстетическое воспитание позволяет «воспринять, ощущать и точно уразумевать красивое в окружающей действительности, в социальных взаимоотношениях, в природе и произведениях искусства. Это воспитание способности боготворить и дорожить прекрасным и уметь отличать его от ложно-прекрасного» [1].
Структура художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования состоит из:
• художественного воспитания, которое основано на «формировании любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства»;
• эстетического воспитания как «формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности» [2].
Система дополнительного образования совместно с художественно-эстетическим воспитанием находятся под патронажем Министерства Образования и науки и Министерства Культуры.
Значение составляющих приведённой структуры усиливается за счёт их реализации в программах дополнительного образования.
Важное значение дополнительному образованию уделял в своих исследованиях знаменитый учёный - педагог В.А. Сухомлинский. Он так писал о целях эстетического воспитания: «Для меня важнейшей была установка на воспитание способности эмоционально относиться к красе и потребности впечатлений эстетического характера. Значимую цель всей системы воспитания я видал в том, чтобы школа выучила человека проживать в мире красивого, чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира созидала красоту в нём самом» [3].
Б.М. Неменский, анализируя проблемы эстетического воспитания подчёркивал то, что «дело не лишь в том, чтобы обучить детей зреть, ощущать и разуметь красивое в искусстве, задача гораздо сложнее - надо основать у них умение творить красивое в своей будничной деятельности, в будничном труде, в будничных человеческих взаимоотношениях» [4].
Система дополнительного образования позволяет ребятам углубленно заниматься тем, что отвечает их интересам. В ходе занятий педагог может приобщить к художественно-творческой деятельности увлечённых подростков, развивать творческую активность и самостоятельность у детей. Только важно учитывать, что главной целью всех видов эстетического воспитания является формирование культуры юного поколения и их духовное воспитание, а успех зависит от того, насколько дети хорошо овладеют разными видами художественно-творческой деятельности и будут испытывать удовольствие и потребность в ней.
В системе дополнительного образования молодого поколения имеется несколько очень важных особенностей:
• учреждения дополнительного образования функционируют на основе дополнительных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Юное поколение имеет право на добровольное посещение кружков, исходя их своих увлечений и интересов;
• учреждения дополнительного образования разрабатывают учебные занятия с учётом потребностей, интересов и способностей детей, что содействует процессу
их самореализации в какой-либо деятельности, выражения своего «Я» и познания самого себя;
• основной формой общения является диалог между «наставником и его воспитанником», что способствует более доверительным отношениям между взрослым и ребёнком;
• учреждения дополнительного образования по формам художественно-творческой работы модно объединить в:
а) массовые;
б) кружковые;
в) студийные.
Массовые формы художественно-творческой работы охватывают наибольшее число участников (подростков), при этом не обязательно, чтобы дети владели какими - либо особыми навыками, способностями и специальными знаниями. Однако, участие в массовом мероприятии всё же требует некоторой подготовки.
Массовые художественно-эстетические мероприятия являются эпизодическими, т. е. они проводятся не для проверки уровня эстетического развития и художественно-эстетических данных. От детей достаточно желания и интереса, чтобы стать участником такого мероприятия: традиционного праздника (в школе, в клубе и т. п.), карнавала, тематического концерта, викторины, конкурса, творческой выставки. Благодаря подобным мероприятиям выявляются скрытые художественно-творческие таланты детей, зарождаются или углубляются эстетические чувства и потребности.
Успехи участников массовых мероприятий различны, но они объединены массовостью, возможностью приобщить юное поколение к миру прекрасного и пробудить индивидуально-творческие способности подростков.
Однако, в последние десятилетия наиболее востребованными стали ансамблевые, студийные и кружковые формы художественно-творческой деятельности. Из разнообразных видов эстетической деятельности самым распространённым является музыкальное воспитание:
хоровые студии и кружки;
музыкально-театральная студия;
вокальный ансамбль;
игра на музыкальных инструментах;
ансамбль песни и танца и т. д.
Главное условие вступления в подобный кружок или студию - желание ребёнка более детально заниматься тем, что ему особенно интересно. Несомненно, интерес ребенка к отдельному виду деятельности делает его выбор более осознанным и мотивирует его на дальнейшее обучение. При таком выборе родителям ребенка зачастую нет необходимости в постоянном контроле за ним. Ребенок делает свой выбор и чувствует ответственность за него.
В настоящее время в художественно-эстетической деятельности используются несколько видов творчества:
• пение (сольное и хоровое);
• вокально-инструментальный и фольклорный ансамбли;
игра на музыкальных инструментах;
хореография (бальная, современный танец, народная, классическая, мировая); театрально-игровая деятельность (драма, музыкальная); изобразительное искусство;
оркестр (духовой, народных инструментов, струнный); народно-прикладное творчество.
В системе дополнительного образования также особо выделяют театрально-игровую деятельность детей. Театрально-игровая деятельность обладает большими воспитательными возможностями. Она позволяет раскрыть творческий потенциал у детей, сформировать чувство прекрасного, через постановку отдельных театрализованных сюжетов. Дети участвующие в театрально-игровой деятельности погружаются в отдельные образы героев, что в свою очередь позволяет взрослому развивать у них эмоциональное восприятие, приобщить к духовным ценностям и др. Через игру ребенок учится сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые событиям.
За последние годы собрано множество программ по театрально-игровому творчеству детей. Содержание этих программ разнообразно:
• деятельность театральных кружков при школах;
• работа театральных студий в домах творчества детей;
• театральные студии для подростков в городских клубах и национальных театрах и т. п.
Направленность данных программ заключается в том, чтобы воспитать зрительскую культуру и пробудить творческие способности юного поколения.
Ко всему вышесказанному следует добавить развитие такого вида художественной деятельности, как детское изобразительное искусство. Его формами являются: кружок, студия и школа искусств. Подобные учреждения дополнительного образования обучают детей не только искусству рисования и лепки, но и эстетическому отношению к жизни, формируют образное мышление подростков. Изобразительное искусство формирует у детей умение видеть вокруг себя красоту, ценить и понимать, то прекрасное что заложено в произведениях искусства, воссоздавать свое виденье красоты в своих работах.
Подводя итоги данной статьи, хочется отметить, что очень сложно раскрыть и показать всё многообразие содержания и форм художественно-эстетического воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования. Стоит подчеркнуть, что основной отправной целью является воспитание нравственно-красивых людей, образованных, культурных, любящих свою Отчизну и свой народ, людей, которые не только понимают и ценят прекрасное в окружающем мире, но и сами являются активными творцами этой красоты.
В каждом ребёнке заложено художественное начало, которое можно разделить на две составляющие - общественную и моральную - и важно развивать их одновременно. Педагог дополнительного образования в процессе развития творческого начала у детей открывает им путь к познанию красоту, обогащая его эмоционально, знакомит с лучшими образцами мирового искусства, помогает понять их скрытый смысл, а, следовательно, глубже понять прекрасное в мире.
Суть художественно-эстетического воспитания заключается в сложном многоступенчатом процессе, который направлен на то, чтобы развить в человеке потребность
не только к осознанному общению с прекрасным, но и самому человеку стать художником, приносящим красоту в окружающую действительность посредством художественно-эстетической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание в детском доме / В.Н. Шацкая. М.: Просвещение, 1990, 106 с.
2. Зацепина М.Б. Культура досуга в семье [Электронный досуг]. - Режим доступа: http:// sdo-j ournal .ru.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Мн.: Асвета, 1981. 285с.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя / Б.М. Неменский. М.: Просвещение, 1981. 324 с.
5. Бочкарёва И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.egpu.ru.
6. Куприянов Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций [Электронный досуг]. - Режим доступа: http://isiksp.ru.
7. Ткачёва Д.М. Эстетическое воспитание подростка средствами художественного творчества / Д.М. Ткачёва, Л.М. Миляева // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва июнь 2013 г.), М.: Буки-Веди,
2013. С. 95-97.
8. Маркевич И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности / И.Д. Маркевич // Вестник Поморского университета. - Архангельск: АПУ, 2006. - №6. - С. 65-69.
9. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания - Мозаика-Синтез, 2002. - 352 с.
10. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психологии (электронное издание www.psylib.ru) -155-160 с.
11. Фархшатова И. Нравственно-эстетическое воспитание в творческих коллективах УДОД: моногр. / Ирина Фархшатова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,
2014. - 104 c.
12. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение. - 1986. -240 с.
13. Горина Л.В. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста / Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Педагогика. Филология. Философия. - 2015. - № 1. - С. 105-109.
14. Гумерова Р.В. Творчество как способ бытия // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2005. - № 286. - С. 56-63.
https:// mir-nauki. com
15. Лозовская Р.И. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру у обучающихся в процессе музыкально-образовательной деятельности / Лозовская Р.И., Сергеева П.А. // Вестн. Адыг. гос. ун-та. - 2015. - № 2. - С. 23-32.
16. Мартынова Л.Н. Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения к миру // Вестн. Костром. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19, № 2. - С.
17. Москалева Э.Ф. Модель формирования эстетического отношения личности к окружающему миру // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 4, ч. 2. - С. 230-239.
18. Серебрякова Т.А. Концептуальный подход к решению проблемы воспитания основ ценностного отношения к миру у детей дошкольного возраста // Там же. -2009. - № 10. - С. 95-99.
19. Федорова О.Г. Детское эстетическое отношение как педагогическая проблема // Сибир. пед. журн. - 2007. - № 15. - С. 163-172.
20. Чурашов А.Г. Педагогическая модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста средствами хореографии // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2012. - № 8. - С. 184-195.
77-79.
10PDMN420
Kravtsova Larisa Alekseevna
Dagestan state pedagogical university, Makhachkala, Russia E-mail: [email protected]
Artistic and aesthetic education in the system of additional education
Abstract. The article deals with the issue of educating a comprehensive, harmoniously developed personality through artistic and aesthetic activities in the system of additional education that is relevant for modern educational practice. Analyzing the specifics of additional education, the author concludes that it creates opportunities for full individual disclosure of children's creative potential and abilities in various activities. The ability to see and feel the beautiful in the world around them and to be the creators of beauty themselves. The article deals with the essence and structure (the terms "artistic education" and "aesthetic education") and forms of artistic and aesthetic education (mass, circle and Studio). Separately, we consider the field of aesthetic education in the system of additional education, the research of scientists and teachers who were engaged in this issue. Special attention is paid to the role of the teacher of additional education, his opportunities in the development of creative abilities of children and adolescents in artistic and aesthetic areas such as music education (choral singing, music Studio, etc.), theater activities (improv classes and studios), kids art (clubs, studios and art schools), as well as types of creativity, which includes artistic activities.
Keywords: system of additional education; artistic and aesthetic education; teacher of additional education; creative abilities of children; artistic and creative activity; musical education; theater and play activities; children's fine arts