Научная статья на тему 'Коллективная игра - средство для развития ребенка, его социализации'

Коллективная игра - средство для развития ребенка, его социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
36
Поделиться
Ключевые слова
ИГРА / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кроник Татьяна Геннадьевна, Ковалева Светлана Павловна, Пелипенко Оксана Александровна

Целью «устной презентации» является знакомство сколлективной игрой «Все вместе к звездам», которая развивает лучшие нравственные качества воспитанников, создает мотивацию для совершения поступков, социализирует дошкольников, формирует взаимоотношения в среде сверстников. Коллективная игра «Все вместе к звездам» средство для развития ребенка, его социализации. Цель: Анализ воспитательно-образовательной работы учреждения за последние годы показал достаточно низкий уровень прироста усвоения детьми социальных норм и нравственных понятий. Коллектив сделал выводы о недостаточном развитии личностных качеств детей, т.к. дети, отлично зная нормы поведения в обществе, редко применяют их в жизни. Необходима практика применения полученных детьми знаний. Почему именно к звездам? Космос всегда манил человечество, это символ неизведанного, тайного, недостижимого. В современном понимании человек «звезда» успешный лидер, который популярен в обществе, значим для других людей. Мы с детства закладываем основы активной жизненной, а позднее и гражданской позиции, умение не только брать, но и отдавать, как звезда, отдающая свет другим. Дети учатся понимать, что важно каждому добиться успеха (хотя у каждого человека успех свой). Главное понять: для того, чтобы стать хорошим человеком, достойным членом общества важны не только профессиональные качества, но и человеческие: доброта, мораль, духовность В основе лежит технология саморазвития личности, основанная на принципах гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода. Материалы и методы: Игра охватывает все сферы деятельности дошкольников: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную с постоянно меняющимися заданиями эвристического характера (детям предлагается найти нужные сведения, отгадать, найти ответ, придумать, посчитать, изобразить и т.д.). Суть игры заключается в виртуальном полете к различным созвездиям, на каждом из которых нужно проявить какое-либо качество: «Большая медведица» доброта; «Кассиопея» знания; «Лира» вежливость; «Пегас» любознательность; «Орион» полезный труд; «Весы» дисциплина; «Геркулес» спорт, ловкость, сила; «Патриот» любовь к Родине, городу, окружающим. В течение всего периода создаются игровые ситуации, в которых используются постоянные Термины: Экипаждружная команда детей. Полетопределенный отрезок времени для выполнения задания, достижения цели. Топливопоступки детей в той или иной ситуации, решения. Созвездиецель полета. ЦУПцентр управления полетом (администрация) Космический корабль, летящий вверхуспешный полет, успешные действия экипажа. Падающий корабль, терпящий бедствиеэкипаж недостаточно прилагает усилия для достижения цели (это могут быть и отрицательные поступки детей, ссоры, обиды и т.д.) В ежедневную жизнь детей, в зависимости от ситуации, включаются так называемые «погружения в игру», которые происходят с помощью звукового сигнала и светового (включаются огоньки: желтый и красный). В помощь воспитателям для «погружений в игру» подбираются и формы работы с детьми в рамках полета к тому или иному созвездию. Красный огонек это угрожающая кораблю опасность: черная дыра, метеоритный дождь, столкновение. Воспитатель, незаметно включающий огонек, спрашивает детей: «Что случилось? Почему загорелся сигнал тревоги?» Дети сами анализируют свои поступки, выясняют причину «тревоги» и говорят об этом воспитателю. Хорошо, если они замечают и отмечают свои отрицательные действия, признаются в этом. На это стоит обращать внимание. Воспитатель продолжает: «Нам угрожает опасность: метеоритный дождь! Экипажу нужно срочно принять решение, как избежать аварии». Дети принимают решение, предлагают варианты выхода из какой либо жизненной ситуации. помочь кому-то, что-то изготовить, смастерить, узнать, убрать или просто попросить прощения. Желтый огонек положительное действие: помощь друг другу, воспитателю, хорошее поведение, освоение новыми знаниями, трудовая деятельность или личные успехи детей. Такие игровые ситуации «погружения» могут использоваться воспитателями для начала занятия или поисково исследовательской деятельности, в режимных моментах, могут быть сюжетом гимнастики пробуждения. Таким образом, в группах создана особая развивающая среда, не нарушающая развивающую среду групповых помещений, принципы ее построения и особую атмосферу. Она дополняет, меняется, мгновенно возникает в нужный момент! Подведение итогов проходит на общей линейке «на космодроме», где экипажи смогут показать, что узнали и что сделано (в стихах, рисунках, фотографиях, рассказах, инсценировках, песнях, танцах, и др.), оформляется видео и фото отчеты. Центр управления полетом дает оценку экипажам и вручает другой маршрут, а также подготавливает грамоты для детей и воспитателей, «звезды»детям, которые проявили себя (победа в конкурсах, турнирах). Побывав на созвездии, экипаж оставляет там (на стенде) свою эмблему. Значит, цель достигнута! При подведении итогов учитываются не только достижения «экипажа» группы детей, но и личные успехи и детей или взрослых (родителей, педагогов). Они отмечаются вручением звездочек, которые затем «зажигаются» (размещаются на стенде «Звездное небо»). Важно, чтобы каждый ребенок получил свою «минуту славы» в любом, казалось бы, незначительном проявлении своего положительного опыта. А затем они отправляются к новым созвездиям, к новым открытиям! При подборе форм работы с детьми для предстоящих «полетов» главным критерием является интерес детей. Мы стремимся к тому, чтобы каждый полет был ярким событием в жизни наших воспитанников. Использование на каждом полете компьютерного и мультимедиийного оборудования погружает детей в виртуальный мир полета, позволяет ощутить важность происходящего в реальном мире, поверить в необходимость саморазвития, самодисциплины, дружеских, командных взаимоотношений. Учитывая духовно нравственную направленность игры появилась необходимость в подборе определенного материала для работы с детьми. Папка с собранным материалом, которая находится в каждой группе, нами условно названа «Полетная инструкция». Успехи детей отслеживаются, отмечаются в картах успешности. Преимущества игры в охвате большого количества (примерно 100) человек одновременно (старшие и подготовительные группы), продолжительностью от 1 года до 2 лет (а вновь поступившие дети имеют возможность присоединиться), обеспечении тесной взаимосвязи всех педагогов учреждения. Другим не менее важным условием является установка уважительных, доверительных, добрых, партнерских взаимоотношений с воспитателями. Результат игры Создан «Мониторинг успешности детей», целью которого было не только проследить степень активности каждого воспитанника, но и помочь малоактивным детям проявить свои способности, дать возможность им тоже получить признание, свою «звезду». В конце учебного года все воспитанники старших и подготовительных групп нашли свое место на «Звездном небе». По наблюдению воспитателей в группах реже стали возникать конфликты, дети научились их разрешать, анализировать свои поступки. Таким образом, с помощью игры, мы добились полной интеграции всего воспитательно образовательного процесса в нашем детском саду. Мы считаем, что это желаемый, высокий результат работы современного детского сада. Участниками игры стали также и родители. Игра пробудила интерес родителей к жизни учреждения, желание участвовать в совместных мероприятиях. Педагоги и родители объединены единой целью проявления и воспитания личностных качеств каждого ребенка. PS. Если звезды зажигаются, значит это кому нибудь нужно, значит кто то хочет, чтобы они горели… В.Я. Маяковский.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кроник Татьяна Геннадьевна, Ковалева Светлана Павловна, Пелипенко Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Коллективная игра - средство для развития ребенка, его социализации»

Коллективная игра - средство для развития ребенка, его социализации

Кроник Татьяна Геннадьевна, Ковалева Светлана Павловна, Пелипенко Оксана Александровна

МАДОУ центр развития ребенка -детский сад № 49 муниципального образования город Новоросийск

Ключевые слова:

игра, развитие, социализация Аннотация:

Целью «устной презентации» является знакомство сколлективной игрой «Все вместе к звездам», которая развивает лучшие нравственные качества воспитанников, создает мотивацию для совершения поступков, социализирует дошкольников, формирует взаимоотношения в среде сверстников.

Коллективная игра «Все вместе к звездам» - средство для развития ребенка, его социализации.

Цель: Анализ воспитательно-образовательной работы учреждения за последние годы показал достаточно низкий уровень прироста усвоения детьми социальных норм и нравственных понятий. Коллектив сделал выводы о недостаточном развитии личностных качеств детей, т.к. дети, отлично зная нормы поведения в обществе, редко применяют их в жизни. Необходима практика применения полученных детьми знаний.

Почему именно к звездам?

Космос всегда манил человечество, это символ неизведанного, тайного, недостижимого. В современном понимании человек - «звезда» - успешный лидер, который популярен в обществе, значим для других людей. Мы с детства закладываем основы активной жизненной, а позднее и гражданской позиции, - умение не только брать, но и отдавать, как звезда, отдающая свет другим. Дети учатся понимать, что важно каждому добиться успеха (хотя у каждого человека успех свой). Главное понять: для того, чтобы стать хорошим человеком, достойным членом общества - важны не только профессиональные качества, но и человеческие: доброта, мораль, духовность

В основе лежит технология саморазвития личности, основанная на принципах гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода.

Материалы и методы:

Игра охватывает все сферы деятельности дошкольников: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно - исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную с постоянно меняющимися заданиями эвристического характера (детям предлагается найти нужные сведения, отгадать, найти ответ, придумать, посчитать, изобразить и т.д.).

Суть игры заключается в виртуальном полете к различным созвездиям, на каждом из которых нужно проявить какое-либо качество:

- «Большая медведица» - доброта;

- «Кассиопея» - знания;

- «Лира» - вежливость;

- «Пегас» - любознательность;

- «Орион» - полезный труд;

- «Весы» - дисциплина;

- «Геркулес» - спорт, ловкость, сила;

- «Патриот» - любовь к Родине, городу, окружающим.

В течение всего периода создаются игровые ситуации, в которых используются постоянные

Термины:

Экипаж- дружная команда детей.

Полет- определенный отрезок времени для выполнения задания, достижения цели. Топливо- поступки детей в той или иной ситуации, решения. Созвездие- цель полета.

ЦУП- центр управления полетом (администрация) Космический корабль, летящий вверх-успешный полет, успешные действия экипажа. Падающий корабль, терпящий бедствие-

экипаж недостаточно прилагает усилия для достижения цели (это могут быть и отрицательные поступки детей, ссоры, обиды и т.д.)

В ежедневную жизнь детей, в зависимости от ситуации, включаются так называемые «погружения в игру», которые происходят с помощью звукового сигнала и светового (включаются огоньки: желтый и красный). В помощь воспитателям для «погружений в игру» подбираются и формы работы с детьми в рамках полета к тому или иному созвездию.

Красный огонек это - угрожающая кораблю опасность: черная дыра, метеоритный дождь, столкновение.

Воспитатель, незаметно включающий огонек, спрашивает детей: «Что случилось? Почему загорелся сигнал тревоги?» Дети сами анализируют свои поступки, выясняют причину «тревоги» и говорят об этом воспитателю. Хорошо, если они замечают и отмечают свои отрицательные действия, признаются в этом. На это стоит обращать внимание. Воспитатель продолжает: «Нам угрожает опасность: метеоритный дождь! Экипажу нужно срочно принять решение, как избежать аварии». Дети принимают решение, предлагают варианты выхода из какой - либо жизненной ситуации. помочь кому-то, что-то изготовить, смастерить, узнать, убрать или просто - попросить прощения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Желтый огонек - положительное действие: помощь друг другу, воспитателю, хорошее поведение, освоение новыми знаниями, трудовая деятельность или личные успехи детей.

Такие игровые ситуации «погружения» могут использоваться воспитателями для начала занятия или поисково - исследовательской деятельности, в режимных моментах, могут быть сюжетом гимнастики пробуждения.

Таким образом, в группах создана особая развивающая среда, не нарушающая развивающую среду групповых помещений, принципы ее построения и особую атмосферу.

Она дополняет, меняется, мгновенно возникает в нужный момент!

Подведение итогов проходит на общей линейке «на космодроме», где экипажи смогут показать, что узнали и что сделано (в стихах, рисунках, фотографиях, рассказах, инсценировках, песнях, танцах, и др.), оформляется видео - и фото - отчеты. Центр управления полетом дает оценку экипажам и вручает другой маршрут, а также подготавливает грамоты для детей и воспитателей, «звезды»- детям, которые проявили себя (победа в конкурсах, турнирах).

Побывав на созвездии, экипаж оставляет там (на стенде) свою эмблему. Значит, цель достигнута!

При подведении итогов учитываются не только достижения «экипажа» - группы детей, но и личные успехи и детей или взрослых (родителей, педагогов). Они отмечаются вручением звездочек, которые затем «зажигаются» (размещаются на стенде «Звездное небо»). Важно, чтобы каждый ребенок получил свою «минуту славы» в любом, казалось бы, незначительном проявлении своего положительного опыта.

А затем они отправляются к новым созвездиям, к новым открытиям!

При подборе форм работы с детьми для предстоящих «полетов» главным критерием является интерес детей.

Мы стремимся к тому, чтобы каждый полет был ярким событием в жизни наших воспитанников. Использование на каждом полете компьютерного и мультимедиийного оборудования погружает детей в виртуальный мир полета, позволяет ощутить важность происходящего в реальном мире, поверить в необходимость саморазвития, самодисциплины, дружеских, командных взаимоотношений.

Учитывая духовно - нравственную направленность игры появилась необходимость в подборе определенного материала для работы с детьми. Папка с собранным материалом, которая находится в каждой группе, нами условно названа «Полетная инструкция».

Успехи детей отслеживаются, отмечаются в картах успешности.

Преимущества игры в охвате большого количества (примерно 100) человек одновременно (старшие и подготовительные группы), продолжительностью от 1 года до 2 лет (а вновь поступившие дети имеют возможность присоединиться), обеспечении тесной взаимосвязи всех педагогов учреждения.

Другим не менее важным условием является установка уважительных, доверительных, добрых, партнерских взаимоотношений с воспитателями.

Результат игры

Создан «Мониторинг успешности детей», целью которого было не только проследить степень активности каждого воспитанника, но и помочь малоактивным детям проявить свои способности, дать возможность им тоже получить признание, свою «звезду». В конце учебного года все воспитанники старших и подготовительных групп нашли свое место на «Звездном небе».

По наблюдению воспитателей в группах реже стали возникать конфликты, дети научились их разрешать, анализировать свои поступки.

Таким образом, с помощью игры, мы добились полной интеграции всего воспитательно -образовательного процесса в нашем детском саду. Мы считаем, что это желаемый, высокий результат работы современного детского сада.

Участниками игры стали также и родители. Игра пробудила интерес родителей к жизни учреждения, желание участвовать в совместных мероприятиях. Педагоги и родители объединены единой целью проявления и воспитания личностных качеств каждого ребенка.

PS. Если звезды зажигаются, значит это кому - нибудь нужно, значит кто - то хочет, чтобы они горели...

В.Я. Маяковский.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968

2. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ Эмоциональное развитие дошкольника. - М., 1985. С.16

3. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. Учебно - методическое пособие. -М., Центр педагогического образования, 2007. - 112 с.