150
Высшее образование в России • № 8, 2007
Е. МИХАЛКИНА, соискатель Балашихинский государственный промышленно-экономический колледж (Московская область)
В контексте актуальной задачи построения современной системы непрерывного профессионального образования представляет интерес опыт разработки и использования инновационных технологий обучения, обеспечивающих поэтапность, преемственность и системность процесса формирования специалиста от начального до высшего звена. Особое внимание при этом следует уделять дидактическим аспектам этого процесса.
Проблема заключается, в частности, в том, что если в школах и вузах инновационные образовательные технологии уже находят широкое применение, то структуры начального профессионального и среднего профессионального образования сегодня испытывают недостаток в современных учебно-методических материалах, специально адаптированных в расчете на данные учебные заведения.
Сегодня практикуются самые разнообразные формы сотрудничества техникумов и колледжей с вузами соответствующего профиля. К примеру, имеется возможность получить высшее образование по сокращенной или экстернатной формам обучения. Вместе с тем остается достаточно широкое поле для более тесного сближения средней и высшей ступеней образования, взаимоувязки форм и методов обучения.
Возможны различные подходы к решению дидактической задачи преемственности и непрерывности профессионального образования. Как свидетельствует опыт нашего Балашихинского колледжа — БГПЭК, одним из вариантов выступает внедрение в образовательный процесс мобильной системы обучения КИП-М (компьютерная интеллектуальная поддержка на основе мобильной связи), разработанной на кафедре «Профессиональная педагогика и креатив-
Колледж - вуз: опыт взаимодействия
ное образование » МГИУ (авторы — Р.Т. Га-реев, М.М. Зиновкина) [1]. Благодаря сотрудничеству с этой кафедрой колледж впервые применил данную педагогическую технологию в 2006 г. при изучении и структурировании комплексного учебно-методического обеспечения дисциплины «Менеджмент» по специальности 080000 «Экономика и управление». Как показала практика, мобильная система обучения способствует активизации познавательной деятельности студента в соответствии с будущим профилем деятельности выпускников и соответствует современным требованиям информатизации общества.
При использовании КИП-М студенты под руководством преподавателя изучают дисциплину во время аудиторных занятий. На лекциях и семинарах применяются разработанные преподавателем: а) рабочая программа; б) конспект лекций — рабочая тетрадь на электронном и бумажном носителях; в) альбом наглядных пособий «Менеджмент в схемах, таблицах, графиках »; г) мо-дульно-кодовое учебное пособие, включающее тестовые задания; д) электронные презентации схем, таблиц, графиков и теоретического материала; а также базовый учебник. Весь учебный материал разбит на модули. В целях мониторинга степени усвоения студентами учебного материала после изучения каждого модуля дается система тестов, творческих заданий и практических упражнений. Рубежный и заключительный контроль теоретических знаний проводится в виде тестирования с помощью ПК, подключенного к Интернету, или мобильного телефона с активированной услугой WAP GPRS в режиме «online». Учебный материал изложен в логической последовательности — от изучения основных понятий и терминов до примеров решения творческих
Научный дебют
151
управленческих задач. «Ядро» учебной информации соответствует образовательному стандарту, а «окружение» можно варьировать. Такая структура позволяет легко и доступно излагать теоретический материал, мобильно анализировать результаты учебной деятельности и оперативно реагировать на ход обучения, совершенствуя учебный процесс.
Наш эксперимент показал, что система КИП-М проста в освоении и эксплуатации, ее можно практиковать в любом образовательном учреждении, при различной форме обучения, включая дистанционное. Ее характерная особенность состоит в том, что преподаватель может сам разрабатывать учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, адаптируя учебный материал с учетом специфики и профиля заведения. Мониторинг результатов тестирования в режиме «online» наглядно показывает преподавателю, какие проблемы возникают у студентов в освоении теоретического материала. Обеспечение студентов
комплектом учебно-методических разработок помогает преподавателю оптимизировать учебный план, пересматривать структуру занятий, больше времени уделять развитию профессиональных знаний и умений будущих специалистов. Активизируется познавательная, аналитическая, поисковая деятельность учащихся.
Наши ученики с большим интересом относятся к нетрадиционным формам и методам обучения. Они обладают гибким, восприимчивым мышлением, с готовностью откликаются на диалог с преподавателем, успешно осваивают инновационные образовательные технологии. Не менее важно и то, что у них не будет трудностей с применением аналогичных технологий в вузе.
Литература
1. Зиновкина М.М, Гареев Р.Т. Психологическая инерция и её преодоление - М-КИП. - М., 2005; Гареев Р.Т. Методические рекомендации по работе в системе КИП-М. - М., 2006.
Л. ТУЧКИНА, аспирант Стерлитамакская государственная педагогическая академия
Профессиональная деятельность молодого специалиста предполагает его готовность к постоянному повышению своей профессиональной компетентности. Способность адаптироваться к часто меняющимся условиям и всё более усложняющимся технологиям на производстве особенно актуальна для инженера: в современных условиях даже в период обучения будущего специалиста происходит смена нескольких поколений технического оборудования, программных и аппаратных средств, появляются совершенно новые информационные и инженерные технологии. В связи с этим в процессе профессио-
Формирование навыков самообразования будущего инженера
нальной подготовки инженера необходимо формировать у него не только предметные знания и умения, но и те личностные качества, которые позволили бы ему в будущем решать профессиональные задачи.
В качестве одной из компетентностей, характеризующих профессиональные качества инженера, мы рассматриваем формирование навыков самообразования.
К особенностям организации учебного процесса, направленного на формирование навыков самообразования студента технического вуза, следует отнести следующие.
■ Деятельностный характер обучения. В деятельности формируются спосо-