Д. С. Мусина
УДК 378.14
https://orcid.org/0000-0001-8199-4067
Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
Для цитирования: Мусина Д. С. Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования // Социально-политические исследования. 2021. № 1 (10). С. 124-133. Б01 10.20323/2658-428Х-2021-1-10-124-133
Актуальность проблемы создания благоприятных средовых условий для формирования профессиональной компетентности педагогов обусловлена потребностью развивающегося общества современного Кыргызстана в образованных, нравственных, предприимчивых людях, способных самостоятельно принимать ответственные решения, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны. Качество образования, в том числе дополнительного образования, гарантирует конкурентоспособность государства. Целью данной статьи является представление результатов исследования роли коллаборативной среды в формировании профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. На примере деятельности республиканского учебно-методического центра эстетического воспитания «Балажан» показано, как внедрение в педагогический процесс основ коллаборации содействует формированию профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Автором на основе масштабного исследования, в котором приняло участие 490 детей и 725 педагогов дополнительного образования, представлено, как сформированные профессиональные компетенции позволяют педагогу создавать в учебно-воспитательном процессе эффективную коллаборативную среду, способствующую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; позволяют понимать, оценивать их деятельность, осознавать свою роль как помощника, советника, наставника. В статье раскрывается, как создание коллаборативной среды, активная деятельность педагога дополнительного образования по её формированию и развитию, взаимодействие педагога с социальными партнёрами как участниками целостного педагогического процесса, а также учёт особенностей коллаборативной среды в работе с детьми способствуют формированию профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Автор подчёркивает, что педагогически грамотно организованная коллаборативня образовательная среда в условиях внешкольного дополнительного образования является одним из действенных механизмов формирования социально успешной личности.
© Мусина Д. С., 2021
124
Д. С. Мусина
Ключевые слова: групповая работа, профессиональная компетентность, обучение, сотрудничество, коллаборативная среда, социализация.
D. S. Musina
Collaborative environment as a favorable condition for the formation of professional teacher's competence of additional education
The urgency of the problem of creating favorable environmental conditions for the formation of professional competence of teachers is due to the need of the developing society of modern Kyrgyzstan for educated, moral, enterprising people who can independently make responsible decisions, be mobile, dynamic, constructive specialists, and have a developed sense of responsibility for the fate of the country. The quality of education, including additional education, guarantees the competitiveness of the state. The purpose of this article is to present the results of the study of the role of the collaborative environment in the formation of professional competence of teachers of additional education. On the example of the activity of the republican educational and methodological center of aesthetic education "Balazhan", it is shown how the introduction of the basics of collaboration in the pedagogical process contributes to the formation of the professional competence of the teacher of additional education. The author on the basis of a large-scale study, which was attended by four hundred ninety-seven children and twenty-five teachers of additional education, presented as formed the professional competence enable the teacher to create in the educational process of effective collaborative environment conducive to the intellectual and creative potential of students; allow to understand, appreciate their work, to understand their role as a helper, Advisor, mentor. The article reveals how the creation of the collaborative environment, the activity of the teacher of additional education for its formation and development, the interaction of the teacher with the social partners, as members of a holistic educational process and the features of the collaborative environment to work with children contribute to the formation of professional competence of the teacher of additional education. The author emphasizes that a pedagogically well-organized collaborative educational environment in the conditions of extracurricular additional education is one of the effective mechanisms for the formation of a socially successful personality.
Key words: group work, professional competence, training, cooperation, collaborative environment, socialization.
Качество образования является гарантом конкурентоспособности государства. Развивающемуся обществу Кыргызстана сегодня нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобиль-
ными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны [Компетентностный подход в образовательном ... , 2012].
Одной из самых главных тенденций современного образовательного процесса в стране являет-
Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования 125
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
ся рост разнообразия форм и усложнения содержания образования. Данная тенденция обусловлена усложнением целей образования [Болджурова, 2001]. Становится очевидным, что образование должно способствовать становлению гражданина в XXI веке как субъекта интеллектуального и духовного саморазвития, как носителя норм и ценностей общества в контексте глобализации [Ниворожкина, 2009]. Гражданским обществом предъявляется также социальный заказ системе образования страны на подготовку личности, обладающей набором ключевых компетенций в различных сферах, умениями и навыками общения, умеющего проявить не только умственную способность и познавательную активность, но и личностную социальную позицию.
Исследования позволили сделать вывод, что для выполнения заказа значительными социально-
педагогическими возможностями в Кыргызстане обладают организации внешкольного дополнительного образования детей, основу педагогического процесса в которых составляет педагогика сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения детей и взрослых. Методы работы в данных организациях направлены на активизацию детей, поднятие их интереса к обучению и развитию; на развитие в детях стремления жить в новых, непрерывно меняющихся условиях, на удовлетворение потребности ребенка в самовыра-
жении, саморазвитии потребовали изменения подходов к учебно-воспитательному процессу. Практическая деятельность показала, что одним из таких подходов является создание коллаборативной среды обучения, основная цель которой - применение групповой работы для повышения качества знаний. Для использования возможностей данной среды прежде необходима готовность педагогов. Чтобы подготовить ребенка жить в режиме образования на протяжении всей жизни, сформировать способности к обновлению компетенций, сознательному, активному присвоению учащимися социального опыта [Как проектировать универсальные ... , 2008], педагог сегодня должен совмещать в себе глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях [Викторова, 2001]. Сегодня востребованы умения педагогов использовать основные положения теории коллектива в целостном педагогическом процессе внешкольной организации, что, в свою очередь, требует формирования профессиональной компетентности в вопросах групповой работы.
В то же время опрос 355 педагогов внешкольных организаций показал, что на сегодняшний момент всего 42 % педагогов владеют в достаточной мере научными и методическими знаниями для использо-
126
Д. С. Мусина
вания современных методик, технологий, приемов и средств создания среды и осуществления в ней своей педагогической деятельности. Имеет место тот факт, что у 51,6 % педагогов низок уровень профессиональных знаний в вопросах организации работы в группах [Архив РУМЦЭВ ... ]. С учетом данной ситуации мы пришли к выводу, что для того, чтобы педагог понял особенности учебного процесса с применением коллабора-тивной среды, вначале надо, чтобы коллаборативная среда была создана в рамках деятельности самого педагога. Для решения данной задачи мы использовали образовательную среду организации, участником которой является педагог. Показателем коллаборативной среды мы определили групповую форму работы. Первым шагом было создание доброжелательной атмосферы в коллективе, доверительной обстановки взаимодействия педагогов друг с другом для решения педагогических задач, что позволило развивать культуру профессионально-педагогического общения, обмениваться опытом и идеями, развивать взаимопонимание, понять социальный характер коллабора-тивной среды.
Сотрудничество на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы создало благоприятные условия для раскрытия потенциальных возможностей педагога [Рассел Джесси, 2013]. На практике
мы увидели, что при правильной организации работы каждый участник процесса вовлекается в групповую деятельность и достигает для себя тех или иных результатов. У педагогов появилась возможность сравнить свои успехи с успехами других участников группы. Применение групповой работы явилось возможностью разнообразить вид деятельности, что вызвало заинтересованность и в значительной мере активизировало познавательный интерес. Объединение педагогов в небольшие группы с общим заданием, выделение для каждого педагога формы его участия в выполнении задания создали условия, в которых каждый отвечал не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. В данной среде педагог осознавал свою значимость и личностную ценность в коллективе, проявлял готовность к творческой, инновационной научно-
исследовательской деятельности.
Наши наблюдения выявили, что педагоги, работая в команде, значительно в большей мере, способны заинтересовать и вовлечь в работу своих коллег, чем какая-либо установка со стороны администрации организации. Так, подготовка и успешное проведение в течение 10 лет международного этно-карнавала «Иссык-Куль собирает друзей» стало явным примером того, как в ходе групповой деятельности педагоги научились выделять проблемы и находить способы их
Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования 127
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
решения, формировать собственную точку зрения, отстаивать свое мнение, овладевать коммуникативными умениями. В процессе реализации проекта увеличилось количество задействованных педагогов. В результате это облегчило генерацию новых идей, позволило организовать обратную связь и превратить мероприятие в одно из продуктивных по установлению творческих, взаимообогощающих связей между детьми и педагогами разных стран.
Практика показала, что одним из условий в создании коллаборатив-ной среды является умение организовать групповую работу с применением сменного состава, с соблюдением норм и требований профессиональной этики, конструктивной критики. Так, проведение республиканского детского онлайн-конкурса «Мы помним», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, среди исполнителей-вокалистов, чтецов стихотворений и монологов стало результатом достижения педагогическим персоналом Республиканского центра эстетического воспитания «Балажан» групповой цели. Обеспечение коллаборативной обстановки, помогло развить профессиональную мобильность педагогов. Педагоги смогли быстро погрузиться в тему, оперативно разработать разные варианты решения, провести коррекцию и координацию общих и частных действий, смогли обеспечить фиксацию и си-
стематизацию информации, полученной от коллег, подобрать и разработать инновационные методики и формы для поднятия интереса и внимания детей к конкурсу. Разделение единого процесса совместной деятельности между участниками по возможностям и способностям позволило заинтересовать и сделать возможным участие более 50-и тысяч детей в конкурсе и внести весомый вклад в дело формирования чувства гражданственности и патриотизма среди подрастающего поколения и воспитания уважения к истории, ветеранам войны, их подвигу.
Вызов сложившейся на сегодня ситуации с дистанционным обучением поставил перед педагогическим сообществом дополнительного образования страны требования перейти на дистанционный формат обучения без потери качества образования. И наш опыт работы в кол-лаборативной среде помог за короткое время сориентироваться на решении поставленных задач и расширить образовательные возможности педагогов в работе друг с другом в рамках онлайн-обучения. При этом организация групповой формы работы объединила педагогов в зависимости от поставленных задач в равноуровневые или разноуровневые группы, учитывая их опыт, стаж работы, возраст. Совместные действия сделали процесс предоставления информации и обучения живым. Так, созданный чат среди городских и сельских педаго-
128
Д. С. Мусина
гов оказал огромное содействие в общении, консультировании.
Существенную помощь в развитии информационно-коммуникативных компетенций педагогов оказало создание малых групп в составе педагогов с многолетним опытом, но не владеющих информационно-коммуникативными технологиями, и молодых специалистов, хорошо владеющих ими, но не имеющих достаточного опыта и знаний ведения занятий дистанционно. Взаимообучение педагогов ускорило процесс освоения одними - современных информационных технологий, другими - овладения методиками и формами обучения детей. Работа в малых группах значительно содействовала в подготовке и съемке опытными педагогами телеуроков по изобразительному искусству, народному и декоративно прикладному творчеству, роботехнике, 3D-моделированию, шахматам. Молодые педагоги смогли внедрить новые подходы к обучению, установить эмоциональную подачу занятия. Предпринятые подходы положительно повлияли на развитие у педагогов готовности к работе с различными источниками информации, планированию и организации коммуникационного процесса [Романцова, 2010].
Коллаборативная среда создала возможность организовывать совместную деятельность педагогов и детей, основанную на принципах партнерства. Реализация проекта «Конкурс социально-педагоги-
ческих проектов», содействовал навыкам межличностного взаимодействия, поддержке успеха друг друга, групповой оценке своей эффективности, выработке способов её повышения [Тарханова, 2012]. Совместная разработка и выполнение проекта позволили развить у участников такие личностные качества как терпимость к разным типам поведения, отличающимся от того, к чему они привыкли. Публичная защита сформировала ответственность за результаты совместной работы, умение вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Работа над проектом помогла формированию социальной компетентности как у ребенка, так и у педагога, выбору правильной организации своей деятельности в соответствии с социальными ориентирами.
Ярким итогом использования различных приемов и стратегий коллаборации стало развитие у педагогов мыслительной активности, желания к самоутверждению и самореализации при прохождении курсов повышения квалификации. Групповые занятия строились в форме поисковой, экспериментальной деятельности, чтобы помочь слушателям осознать положительные моменты влияния коллабора-тивной среды на учебный процесс. В рамках обучения у педагогов развивалось желание к самообразованию, к продуктивной познавательной деятельности, что содействовало
Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования 129
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
формированию когнитивной компетентности. Кроме того, групповые формы работы помогли педагогу понять, что успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения.
Проведенное нами исследование среди 360 педагогов внешкольного дополнительного образования показало, что деятельность в созданной коллаборативной среде позволила педагогам: работать в духе сотрудничества и здоровой конкуренции (82 % респондентов); сформировать умения делового общения (54,1 % респондентов); высказываться конкретно, кратко, информативно (59,2 % респондентов); точно по существу формулировать вопросы (55 % респондентов); выслушивать и понимать собеседника (68 % респондентов); помогать друг другу в решении проблем (48,3 % респондентов). В то же время смогли получить реальные возможности для самовыражения 68 % педагогов; для самоорганизации 64 % педагогов; для саморазвития 57 % педагогов; самооценки и рефлексии 67,6 % педагогов; для личностного и профессионального роста 71 % педагогов.
Умение педагогов работать в коллаборативной среде и сформированные компетентности способствовали успешной организации групповой работы учащихся и повышению их мотивации к получению знаний, развитию компетент-
ностей в рамках учебного процесса. Основу деятельности составило сотрудничество, тем самым благоприятствуя свободе творческой фантазии педагога и ребенка. Дети научились воспринимать педагога больше как напарника, понимать, что от каждого в равной мере зависит успех обучения. Такое сотрудничество познакомило с новой формой при организации учебного процесса 69 % педагогов; помогло добиться активного участия учащихся в процессе обучения у 72 % педагогов, увеличило доверие и позитив с обеих сторон у 64 % педагогов [Архив РУМЦЭВ «Балажан» ... , 2020]. В результате дети стали более открытыми, начали смело участвовать в спорах, не боялись высказываться, повысилась их самооценка. Использование групповых форм работы открыло широкие возможности для развития мышления и креативности ребенка [Сафиуллина, 2013].
Проведенный нами анализ также свидетельствует, что в процессе использования групповой работы на формирование понятий и умений тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, позволяет учащимся запомнить и изучить больше материала, чем, если бы тема преподавалась в каком-либо другом формате [Руко-
130
Д. С. Мусина
водство для учителя ... , 2013; Гу-зеев, 2020].
Выбранный нами путь показал, что ведущей позицией педагога становится не управление, а сопровождение личности, стимулирование и озадачивание её, подсказка и помощь, организация условий и пространства для творчества учащегося, совместный поиск решений, демонстрация собственной позиции и работы, готовность вместе с учащимися обсуждать проблемы.
В итоге, проведенный опрос среди детей выявил (приняли участие 490 детей), что (представлен-ны данные ответов на разные вопросы, поэтому количество процентов больше 100): у 63 % детей развилась самостоятельность; 58 % детей отметили, что легче стало общаться со сверстниками; у 61 % детей повысилась учебная и познавательная мотивация;
42,8 % детей лучше стали осмысливать изучаемый материал; 56,5 % детей научились не конфликтовать по пустякам с друзьями и одноклассниками; 71,2 % детей стали больше доверять ребятам из кружка; 57,3 % детей научились принимать групповое решение; 54,7 % детей стали добиваться поставленной цели. Также для ребёнка было важно, что он участвовал на всех этапах работы (74 % детей); проявил ответственность в решении задач (61 % детей); предлагал новые, креативные идеи (39 % детей); был вежлив во время обсуждений
(70% детей). Данное исследование показало личное развитие и достижение ребенка, и в то же время понимание роли группового обучения и взаимодействия [Архив РУМЦЭВ «Балажан» ., 2019].
Таким образом, создание колла-боративной среды, активная деятельность педагога, его взаимодействие с участниками целостного педагогического процесса, применение особенностей коллаборатив-ной среды в работе с детьми явилось одним из решающих условий формирования профессиональной компетентности педагога. Групповая деятельность стала важным действенным механизмом формирования социально успешной личности педагога, готового к социально значимой деятельности, умению налаживать социальные контакты, создавать благоприятный психологический климат как в коллективе детей, так и в педагогическом коллективе; готового быть целеустремленным, принимать ответственные решения, что востребовано педагогической практикой, запросами развития общества. Педагогически грамотно организованная коллаборативня учебная среда в условиях дополнительного образования явилась одним из действенных механизмов формирования социально успешного ребенка. Последовательное методичное воплощение педагогом своих умений в учебный процесс обеспечило качественное усвоение обучающимися новых знаний, формирование и от-
Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования 131
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
работку учебных, предметных и норм поведения, осознание полез-специальных умений, развитие и ности и значимости знаний в со-закрепление универсальных навы- временных условиях. ков, привитие общественно знач: мых ценностей и нравственных
Библиографический список
1. Компетентностный подход в образовательном процессе : монография / А. Э. Федоров, С. Е. Метелев А. А. Соловьев, Е. В. Шлякова. Омск : Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012. 210 с.
2. Болджурова И. С. Не заблудиться в лабиринтах истории. Бишкек : Шам, 2001. 143 с.
3. Ниворожкина Л. И. Теория вероятностей и математическая статистика / Л. И. Ниворожкина, З. А. Морозова. Москва : Эксмо, 2009. 432 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. Москва : Просвещение, 2008. 151 с.
5. Викторова Л. Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы. Москва : Академия, 2001. 135 с.
6. Рассел Джесси. Формы организации обучения, 2013. 57 с.
7. Романцова М. Г. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа. Руководство для преподавателей / М. Г. Романцова, М. Ю. Ледванова, Т. В. Сологуб. Москва : Академия естествознания. 2010. 151 с.
8. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе : учебное пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.
9. Сафиуллина Э. В. Использование групповых методов обучения на уроках // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. Науч. конф. Казань : Бук, 2014. С. 8-11.
10. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 2-е изд. Астана : АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2013. 37 с.
11. Гузеев В. В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. URL: http://www. gouzeev.ru/togis-pk.pdf. (Дата обращения: 01.12.2020).
12. Розин В. М. Как можно помыслить непрерывное образование? // Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Москва : ООО «А-Приор», 2019. С. 13-19.
Reference list
1. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe = Competence-based approach in the educational process : monografja / A. Je. Fedorov, S. E. Metelev A. A. Solov'ev, E. V. Shljakova. Omsk : Izd-vo OOO «Omskblankizdat», 2012. 210 s.
132
Д. С. Мусина
2. Boldzhurova I. S. Ne zabludit'sja v labirintah istorii = Don't get lost in the mazes of history. Bishkek : Sham, 2001. 143 s.
3. Nivorozhkina L. I. Teorija verojatnostej i matematicheskaja statistika = Probability theory and mathematical statistics / L. I. Nivorozhkina, Z. A. Morozova. Moskva : Jeksmo, 2009. 432 s.
4. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvi-ja k mysli = How to design universal learning activities in elementary school: from action to thought : posobie dlja uchitelja / A. G. Asmolov, G. V. Burmenskaja, I. A. Vo-lodarskaja [i dr.] ; pod red. A. G. Asmolova. Moskva : Prosveshhenie, 2008. 151 s.
5. Viktorova L. G. Teoreticheskie osnovy stanovlenija intelligencii v obra-zovatel'noj sisteme vysshej shkoly = Theoretical foundations of the formation of the intelligentsia in the educational system of higher education. Moskva : Akademija, 2001. 135 s.
6. Rassel Dzhessi. Formy organizacii obuchenija = Forms of organization of training. 2013. 57 s.
7. Romancova M. G. Didaktika i kompetentnost' v professional'noj dejatel'nosti prepodavatelja medicinskogo vuza i kolledzha = Didactics and competence in the professional activity of a teacher of a medical university and college : rukovodstvo dlja prepodavatelej / M. G. Romancova, M. Ju. Ledvanova, T. V. Sologub. Moskva : Akademija estestvoznanija. 2010. 151 s.
8. Tarhanova I. Ju. Interaktivnye strategii organizacii obrazovatel'nogo processa v vuze = Interactive strategies for organizing the educational process at the university : uchebnoe posobie. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. 67 s.
9. Safiullina Je. V. Ispol'zovanie gruppovyh metodov obuchenija na urokah = The use of group teaching methods in the classroom // Innovacionnye pedagogiche-skie tehnologii : materialy I Mezhdunar. Nauch. konf. Kazan' : Buk, 2014. S. 8-11.
10. Rukovodstvo dlja uchitelja. Vtoroj (osnovnoj) uroven' = Teacher's guide. The second (main) level. 2-e izd. Astana : AOO «Nazarbaev Intellektual'nye shkoly», 2013. 37 s.
11. Guzeev V. V. Obrazovatel'naja tehnologija TOGIS-PK = TOGIS-PC educational technology. URL: http://www. gouzeev.ru/togis-pk.pdf. (Data obrashhenija: 01.12.2020).
12. Rozin V. M. Kak mozhno pomyslit' nepreryvnoe obrazovanie? = How can you think of continuing education?// Rabota s Budushhim v kontekste nepreryvnogo obra-zovanija: sbornik nauchnyh statej po materialam II Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Moskva: OOO «A-Prior», 2019. S. 13-19.
Коллаборативная среда как благоприятное условие для формирования 133
профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования