15. Дускаева, Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / Л.Р. Дускаева. — Пермь: 2004.
16. Чернышова, Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Чернышова Т.В.— Барнаул, 2005.
17. Дементьев, В.В., Седов, К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров / В.В. Дементьев, К.Ф. Седов // Жанры речи: Сборник научных статей.— Саратов: Изд-во «Колледж», 1998.
18. Сонин, А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов / А.Г. Сонин. — М., 2006.
19. Sebeok, T.A. Symbol just symbol / Т.А. Sebeok. — Bloomington, 1991.
20. Fowler, A. Genre / A. Fowler // Ed. by Erik Barnouw: International Encyclopedia of Communications. Vol. 2. — New York, 1989.
21. Чейф, У.Л. Память и вербализация прошлого опыта / Чейф У.Л. // Новое в зарубежной лингвистике: прикладная лингвистика. Вып. XII.— М., 1983.
22. Филлмор, Ч. Основные проблемы лексической семантики / Филлмор Ч. // Новое в зарубежной лингвистике: прикладная лингвистика. Вып. XII.— М., 1983.
23. Тепляшина, Л.Н. / Л.Н. Тепляшина // URL:«http://language.psu.ru/bin/view. cgi?art=0108&th=yes&lang=rus»: 1998.
24. Трошина, Н.Н. Лингво-прагматический аспект текстов массовой коммуникации / Н.Н. Тепляшина // Роль языка в средствах массовой коммуникации. — М.: АН ИНИОН, 1986.
25. Капанадзе, Л.А. Развитие речевых жанров в русском языке / Л.А. Капанадзе // Русский язык. — Opole, 1997.
26. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев.— М., 1999.
27. Донсков, С.В. Сопоставительное исследование жанровых особенностей англоязычных и русскоязычных газетных текстов / Донсков С.В. — Тверь, 2004.
28. Демьянков, В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка / В.З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке. Отв. ред. Кубрякова Е.С. — М., 1994.
29. Paltridge, B. Working with Genre: A Pragmatic perspective / B. Paltridge // Journal of Pragmatics, 1995. Vol. 24.
30. Тырыгина, В.А. Медиа-жанры в когнитивной интерпретации / В.А. Тырыгина // Вопросы когнитивной лингвистики, 2007. №3.
31. Шевченко, О.А. Когнитивная модель дискурса интервью / О.А. Шевченко.— Тольятти, 2006.
32. Мясников, И.Ю. Жанры речи в дискурсе периодического издания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра / И.Ю. Мясников. — Томск, 2006.
33. Bierwisch, M. Linguistik als kognitive Wissenschaft— Erläuterungen zu einem Forschungsprogramm / M. Bierwisch // Zeitschrift für Germanistik № 6, 1987.
Статья поступила в редакцию 14.03.08
YqK 81:572 + 159.923
Е.А. Погодаева. аспирант АлтГУ, г. Барнаул
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСМЕНА (на материале газеты «Ведомости»)
В статье затрагиваются проблемы, связанные с влиянием языка деловых средств массовой информации на когнитивный стиль личности. Образ российского бизнесмена имеет характерные визуальные и вербальные репрезентации в средствах массовой информации, что позволяет изучать их посредством методов когнитивной лингвистики.
Ключевые слова: когнитивный стиль, деловая пресса, язык СМИ.
Понятие когнитивного стиля возникло в зарубежной психологии в 60-е гг. XX века и в настоящее время не перестает быть актуальным для многих научных дисциплин.
Некоторые исследователи относят начало разработки понятия когнитивного стиля к 20-30-м гг. XX века, с появлением разработки «жизненного стиля» у А. Адлера, дифференцированности психических систем у К. Левина, представления о «ригидности» у Р. Кеттелла и «ригидном контроле» у Дж. Струпа [1, с. 141]. С 50-х годов когнитивный стиль стал предметом исследования в зарубежной психологии (работы К. Брунера и Ж. Пиаже). Истоки содержательных представлений о когнитивных стилях были заложены в таких разных сферах психологического знания, как психоанализ и «понимающая психология», вюрбургская школа и гештальттеория, типология личности и возрастная психология.
В широком смысле, когнитивный стиль определяют как предпочитаемый подход к решению проблем, характеризующий поведение индивида относительно целого ряда ситуаций и содержательных областей, но вне зависимости от интеллектуального уровня индивида, его «компетенции». Для выделения стиля существенно не то, достигается ли в результате цель, а то, как она достигается [2].
Отечественный психолог И.В. Равич-Щербо определяет когнитивный стиль через одну из основных психологических категорий — категорию индивидуальности: «когнитивные стили — устойчивые индивидуальные особенности познавательных стратегий, формальная характеристика индивидуальности» [1, с. 142]. Через категорию индивидуальности когнитивные стили рассматриваются и другими отечественна-ми исследователями. Так, Т.В. Корнилова и Г.В. Пара-мей определяют когнитивные стили, как «способы (формы) восприятия, мышления и действия субъекта, задающие индивидуально устойчивые и в этом смысле личностные характеристики решения познавательных задач в разных ситуациях» [там же]. М.А. Холодная характеризует когнитивные стили как «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [3, с. 38]. М.В. Смирнов определяет когнитивные стили в качестве «относительно устойчивого индивидуального способа организации внимания, сконцентрированного на решении определенного типа когнитивных задач и не жестко обусловленного темпераментом» [4, с. 57].
Стилям индивидуальности посвящены исследования Г.А. Берулавы, которая полагает, что индивиду-
альные стили проявляются в различных формах психической активности и не контролируются сознанием [5]. Таким образом, в рамках данной теории стиль индивидуальности раскрывается через обращение к такой интегральной характеристике личности, как «образ мира» субъекта. Стиль индивидуальности, проявляющийся во всех сферах деятельности и поведения человека и воплощенный в стратегии отношения к окружающему миру, отражается на каждом из полюсов тремя параметрами: обобщенностью образа мира, эмоциональной насыщенностью образа мира, динамичностью образа мира [5].
Некоторые исследователи, занимающиеся проблемой стиля, рассматривают когнитивные стили в контексте теории стилей мышления. По мнению
A.A. Алексеева и Л.А. Громовой, стили мышления обусловлены культурно-исторической средой, этносом, профессией и даже строением и функционированием мозга, возможно, половым признаком, но опосредованно, через личность человека и его интеллект. Под стилем мышления они представляют открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стиль мышления определяет способ постановки проблем и подходы к их решению и транслируется в поступки субъекта [6].
К проблеме когнитивного стиля обращались не только психологи, но и социологи, философы, лингвисты. Так, когнитивный стиль у известного австрийского социолога Альфреда Шюца — сложное образование, сочетающее в себе специфическое решение проблемы существования данных в опыте объектов и явлений, специфическую форму личностной вовлеченности, своеобразие проявления человеческой активности и т.п. [7].
И.П. Шкуратова определяет следующие функции когнитивного стиля личности:
1) адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;
2) компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;
3) системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;
4) самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения [8].
В современной отечественной литературе можно встретить около двух десятков различных когнитивных стилей, описанных посредством дихотомических переменных. К примеру, дихотомия импульсивность/ рефлективность характеризует скорость принятия решения, а полезависимость/поленезависимость — отношения между личностью и окружающим миром (у поленезависимых людей отстутствует зависимость в чьей-либо поддержке).
Когнитивные стили могут меняться под влиянием интеллектуальной нагрузки, обучения, освоения профессиональных навыков и т.п. Мобильность стилевого поведения позволяет человеку использовать различные когнитивно-стилевые стратегии в зависимости от целей его деятельности и требований сложившейся ситуации, что является показателем адаптивности и зрелости механизмов интеллектуальной регуляции.
К синонимам термина «когнитивный стиль» в науке можно отнести понятия «индивидуальная специ-
фика интеллектуальной деятельности», «познавательный стиль», «доминирующий модус мышления человека», «концептуальный» в значениях, близких «когнитивному», но в то же время далеко ему не тождественный. Термин «когнитивный» используется как синоним терминов «ментальный», «внутренний», «ин-териоризированный», «умственный», «мыслительный» [9, с. 7]. В толковом психологическом словаре понятие когнитивного стиля раскрывается как характерный стиль или способ, используемый в подходе к решению задач [10, с. 149].
Интерес к стилям очевиден: изучение стилей позволяет наблюдать модели поведения человека, прогнозировать и моделировать их. Одним из первых в нашей стране (в 60-е г. XX века) понятие индивидуального стиля ввел исследователь Е.А. Климов: это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [12, с. 49].
В.А. Толочек предлагает все стилевые характеристики человека разбить на четыре группы на основании двух критериев: характера и вида активности [12, с. 52].
Группа А — стили адаптации (организации и структурирования психической деятельности в определенной среде ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной.
Группа Б — стили деятельности, которые характеризуют, как человек включается в профессиональнотрудовые и технологические системы.
Группа В — стили взаимодействия, «характеризующие системы соучастия взаимоотношений человека с другими в каких-либо социальных и социо-техни-ческих системах».
Группа Г — стили отношения, поскольку «они отражают особенности восприятия человеком мира, использования его продуктов, отражают личностные смыслы, ценности и др.» [12, с. 169].
Как видно из классификации стилей и их характеристик, В.А. Толочек проводит разграничение между стилями деятельности и стилями общения, относя их к разным видам активности, а также между стилями межличностного общения и стилями профессионального общения, считая первые неспецифичными, а вторые специфичными, т.к. они связаны с определенным видом профессии.
Когнитивизм — взгляд, согласно которому человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека [2]. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач. Поскольку решение этих задач непосредственно связано с использованием языка, вполне естественно, что язык оказался в центре внимания когнитивистов, ведь именно через него проще всего подступиться к структурам сознания.
Е.С. Кубрякова называет когнитивную лингвистику одной из главных наук всего когнитивного цикла. Несмотря на то, что сегодня когнитивная наука представлена целым рядом достаточно различающихся между собой школ, вместе с тем их, несомненно, объединяет «стремление дать языковым фактам и языковым категориям психологическое объяснение и так или иначе соотнести языковые формы с их ментальными репрезентациями и с тем опытом, которые они в качестве структур знания отражают» [9, с. 9].
Языковая деятельность в когнитивной лингвистике рассматривается как один из модусов «когниции», вершина айсберга, в основании которого лежат когнитивные способности, не являющиеся лингвистическими, но дающими предпосылки для последних. Основополагающим принципом данного подхода является мысль о том, что нереально говорить о языке в отрыве от когнитивной деятельности, памяти, внимания, социальных связей личности и других аспектов опыта (Р. Лангакер, Дж. Лакофф, А. Вежбицка, Р. Джекендофф и др.).
Введение в лингвистику антропологического подхода к языку активизировало интерес к личностным и социальным сторонам деятельности говорящего. Стало ясно, что реализация и интерпретация определённых стратегий речевого общения не могут осуществляться без учёта многообразных личностных и социокультурных аспектов коммуникативного процесса. На смену исследованиям, построенным на формальных критериях, пришло стремление к учету «человеческого фактора» в языкознании, так как, для того чтобы понять и познать язык, нужно обратиться к его носителю — человеку, говорящей, мыслящей личности. В связи с этим, можно сказать, когнитивный стиль — это языковое проявление личности, осуществляемое на вербальном и невербальном уровнях поведения.
Современный человек живет в постоянной информационной зависимости. Потребность в информации невероятно высока, и человеческому мозгу все сложнее справляться с тем объемом информации, который ему предоставляется. Экономические и политические процессы, происходящие в обществе, неминуемо отражаются на образе жизни и поведении людей. Огромный массив информации, получаемый человеком, нуждается в фильтрации, которую необходимо осуществлять мозгу. Сущность когнитивного подхода заключается в стремлении объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Для осуществления своей когнитивной деятельности человек прибегает к некой системе средств и индивидуальных приемов, предпочтений при решении задач и познании мира. Все это в совокупности характеризует термин «когнитивный стиль».
К примеру, современные деловые средства массовой информации, используя инструменты когнитивного подхода, влияют на поведенческие процессы бизнесменов и формируют когнитивные карты в отношении определенных ситуаций, а также когнитивный стиль. В итоге бизнесмены, читающие деловые СМИ, постепенно сближаются по своему мировосприятию (когнитивным картам) и критериям принятия решений (когнитивному стилю). Общее восприятие формируется также у бизнес-партнеров, означая сходную систему взглядов на окружающий мир, ценностей, мотивов, целей, стиля жизни, работы и т.п. Сходное восприятие позволяет мотивировать всю бизнес-структуру на достижение единых целей развития, что объединяет и направляет ресурсы в одно русло и повышает эффективность их использования.
Несмотря на то, что предприниматели не любят разглашать свои планы, доходы и действия, так или иначе они становятся «героями» страниц газет, лент новостей и вынуждены принимать участие в медийной жизни. Ведущие российские деловые издания формируют сегодня определенную культуру делового общения и делового дискурса. Например, ежедневная газета «Ведомости», издаваемая с 1999 года, является своего рода «проводником» в получении информации для российских предпринимателей. Копируя образцы поведения западного делового мира, «Ведомости» через свои тексты транслируют актуальнейшую информа-
цию, выполняя своего рода просветительскую функцию. Свою миссию издание обозначает так: «оперативно предоставлять бизнес-сообществу объективную, качественную и полезную информацию, необходимую для принятия решений» [15].
Проанализировав тексты номеров газеты «Ведомости» первого триместра 2008 года, мы выделили ряд стратегий, направленных на восприятие текста.
Персонифицированность. «Ведомости» в заголовках своих статей предпочитают называть предпринимателей исключительно по фамилии (в то время как та же деловая газета «Коммерсант» предпочитает более традиционное для россиян обращение — по имени и фамилии): «Апельсин» от Батуриной, «Фридмана сменили», «Митволъ против «Газпром нефти». Отметим, что некоторые фамилии российских предпринимателей сами по себе являются брендом, например Тинь-ков, Коркунов, Довгань и др.
Риторика купли-продажи. Семантика заголовков связана со сферой купли-продажи: «Дерипаска заплатит», «Сколько стоит Усманов», «Генералов покупает самолеты», «Подешевел на $ 1, 96 млрд».
Язык цифр. «Усманов заработал $ 270 млн», «Пробурили $ 103 млн», «$ 5 млрд для «Сибура», «Слились на $130 млрд».
Использование вкраплений-англицизмов. Присутствие в текстах и непосредственно в заголовках значительного количества англоязычной лексики: «АвтоВАЗ» начинает due diligence «Ижавто», «Опять Wal-Mart. Ритейлер зарегистрировал в России свой private labels». Свободное использование на страницах российских газет и журналов англицизмов без уточнения их значения предполагает знание читателем иностранных языков.
Проанализировав различные рубрики «Ведомостей», в частности рубрику «Действующие лица», мы выявили ряд характеристик, присущих современному деловому человеку. Учитывая, что, по данным самого издания, 34% читателей газеты — это топ-менеджеры (руководители крупных предприятий и организаций), можно определить критерии и ценности, которые формируют когнитивный стиль современного бизнесмена. Итак, современный российский бизнесмен позиционируется в деловом издании «Ведомости» следующим образом:
- Человек знающий цену времени. У бизнесмена постоянный дефицит времени, соответственно, его восприятие ориентировано на оперативность, лаконичность, четкость информации. Именно поэтому заголовки «Ведомостей» отличаются конкретикой, содержащей краткие ответы на вопросы: кто, что, кому, за сколько?
- Человек образованный. Для грамотного и эффективного ведения бизнеса, управления большими компаниями, сегодня необходимо не только обладать дипломом о высшем образовании, но и реальными актуальными знаниями, полученными во время обучения в вузах, на различных курсах, тренингах, семинарах и т.д. Ценится бизнес-образование, полученное за границей (Европа, США), а также наличие диплома MBA. Необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком (как правило, английским), что намного упрощает владение современной бизнес-лексикой.
- Человек делающий карьеру. Мотивация в достижении более высоких постов — характерная черта современного российского бизнесмена. Часть российских предпринимателей, добившись определенного успеха в бизнесе, сегодня активно участвует в политической жизни страны и стремится проявить себя на государственной службе.
- Человек финансово обеспеченный. Любая деятельность в бизнесе бессмысленна, если она не приносит доходов. Именно поэтому, представитель бизнеса —
когнитивные, проявляющиеся, в частности, в языковой деятельности. Современные деловые издания формируют определенный стиль интеллектуального поведения, основанного на тонком понимании психологии и языка своих партнеров. Каждый предприниматель воспринимает предложенную ему информацию индивидуально: кто-то поверхностно, кто-то аналитически, но, тем не менее, регулярная трансляция информации посредством языка СМИ формирует единый когнитивный стиль, параметрам которого непроизвольно стараются соответствовать современные российские бизнесмены.
Когнитивный стиль человека зависит от внутренних (генетических) и внешних факторов — образования, опыта, круга общения, сферы деятельности личности. Когнитивный стиль личности можно рассматривать через категорию индивидуальности, через особую форму социальности, в контексте теорий стилей мышления и сознания. Но именно когнитивно-дискурсивный подход, по нашему мнению, является универсальным, так как язык деловых СМИ, язык предпринимателей, язык политиков — это непосредственный результат познавательной (когнитивной) деятельности.
это, конечно же, состоятельный в финансовом отношении человек, который может позволить соответствующие личному статусу дорогие часы, автомобили, дома, отдых и т.д.
- Человек интересующийся миром искусства, моды, спорта, гастрономии. Очень многие бизнесмены увлекаются коллекционированием — как правило, это нечто дорогое, претендующее на аристократичность (часы, картины, автомобили, редкие произведения искусства, вина). Отметим также увлечение классической и современной литературой (прослушивание в дороге аудиокниг, чтение в самолетах во время командировок). Учитывая тот факт, что бизнесмену крайне важно выглядеть в соответствии со статусом, мир моды также представляет умеренный интерес для деловых кругов.
- Человек семейный. Наличие семьи, детей — важный показатель успешности бизнесмена не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни. Современная особенность российских бизнесменов — обучение детей в престижных учебных заведениях за границей (например, в Англии).
Средства массовой информации отражают сегодня не только событийные изменения делового мира, но и
Библиографический список
1. Корнилова, Т.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т.В. Корнилова, Г.В. Парамей. — М.: «За рубежом», 1987.
2. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания, 1994. № 4.
3. Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие / М.А. Холодная.— М.: ПЕРСЭ, 2002.
4. Смирнов, М.В. Темперамент, внимание, когнитивный стиль / М.В. Смирнов // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара.— Таллин, 1986.
5. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г.А. Берулава.— М.: Педагогическое общество России, 2001.
6. Алексеев, А.А. Пойми меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова.- СПб.: Экон. шк., 1993.
7. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. — 1988, № 2.
8. Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль в общении / И.П. Шкуратова. — Ростов на/Д., 1994.
9. Кубрякова, Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» / Е.С. Кубрякова // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2001.— Вып. 1.
10. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. / Роббер, А.— ООО «Издательство «Вече», 2003.
11. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов.— Казань, 1969.
12. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии / В.А. Толочек // Стиль человека: психологический анализ.— М.: Смысл, 1998.
13. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова и др. — М.: МГУ, 1996.
14. Толмен, Э. Когнитивная карта у крыс и человека / Э Толмен // Хрестоматия по истории психологии. — М.: 1980.
15. Сайт газеты «Ведомости», www.vedomosti.ru Статья поступила в редакцию 09.03.08
УДК 82.08:159.9
М.С. Михайлова, аспирант БГПУ, г. Барнаул
ЛИРИЧЕСКАЯ КНИГА БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ: РАННЯЯ КНИГА «УРОКИ МУЗЫКИ» (1969)
Исследуется феномен лирической книги Беллы Ахмадулиной на примере ранней книги «Уроки музыки». Посредством введения коммуникации Я — Другой книга продолжает процесс индивидуализации поэтического «Я» молодой Ахмадулиной, здесь происходит размыкание границ «Я» и приоритеты подвигаются в сторону коммуникации Я — мир.
Ключевые слова: лирическая книга, Ахмадулина, коммуникация Я — Другой.
Проблема лирической книги как феномена поставлена в литературоведении недавно. Впервые о книге стихов заговорил поэт и литературный критик Александр Кушнер в статье, вышедшей в «Вопросах литературы» в 1975 году [5, с. 25]. На рубеже веков (ХХ-ХХ1 вв.) появились исследования обобщающего характера; к таковым относится монография О.В. Мирошниковой «Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика». Определение лири-
ческой книги, данное О.В. Мирошниковой (лирическая книга — это «циклическая метаструктура в лирике», которая «является системным образованием, представляющим комплекс стихотворений, лейтмотивов и циклов-разделов в качестве проекции художественного мира автора» [6, с. 49]), взято нами за основу. Исследование, выполненное в структурно-семиотическом ключе, направлено на понимание текста как структурно-смыслового единства.