Научная статья на тему 'Когнитивный стиль современного российского бизнесмена (на материале газеты «ведомости»)'

Когнитивный стиль современного российского бизнесмена (на материале газеты «ведомости») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
338
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / ЯЗЫК СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Погодаева Е. А.

В статье затрагиваются проблемы, связанные с влиянием языка деловых средств массовой информации на когнитивный стиль личности. Образ российского бизнесмена имеет характерные визуальные и вербальные репрезентации в средствах массовой информации, что позволяет изучать их посредством методов когнитивной лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive style of modern russian businessman

The article deals with such problem as: the influence of language business mass media on the cognitive style of persons. The image of Russian businessmen has verbal and visual representations in mass media that can be studied in cognitive linguistics.

Текст научной работы на тему «Когнитивный стиль современного российского бизнесмена (на материале газеты «ведомости»)»

15. Дускаева, Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров / Л.Р. Дускаева. — Пермь: 2004.

16. Чернышова, Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России / Чернышова Т.В.— Барнаул, 2005.

17. Дементьев, В.В., Седов, К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров / В.В. Дементьев, К.Ф. Седов // Жанры речи: Сборник научных статей.— Саратов: Изд-во «Колледж», 1998.

18. Сонин, А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов / А.Г. Сонин. — М., 2006.

19. Sebeok, T.A. Symbol just symbol / Т.А. Sebeok. — Bloomington, 1991.

20. Fowler, A. Genre / A. Fowler // Ed. by Erik Barnouw: International Encyclopedia of Communications. Vol. 2. — New York, 1989.

21. Чейф, У.Л. Память и вербализация прошлого опыта / Чейф У.Л. // Новое в зарубежной лингвистике: прикладная лингвистика. Вып. XII.— М., 1983.

22. Филлмор, Ч. Основные проблемы лексической семантики / Филлмор Ч. // Новое в зарубежной лингвистике: прикладная лингвистика. Вып. XII.— М., 1983.

23. Тепляшина, Л.Н. / Л.Н. Тепляшина // URL:«http://language.psu.ru/bin/view. cgi?art=0108&th=yes&lang=rus»: 1998.

24. Трошина, Н.Н. Лингво-прагматический аспект текстов массовой коммуникации / Н.Н. Тепляшина // Роль языка в средствах массовой коммуникации. — М.: АН ИНИОН, 1986.

25. Капанадзе, Л.А. Развитие речевых жанров в русском языке / Л.А. Капанадзе // Русский язык. — Opole, 1997.

26. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев.— М., 1999.

27. Донсков, С.В. Сопоставительное исследование жанровых особенностей англоязычных и русскоязычных газетных текстов / Донсков С.В. — Тверь, 2004.

28. Демьянков, В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка / В.З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке. Отв. ред. Кубрякова Е.С. — М., 1994.

29. Paltridge, B. Working with Genre: A Pragmatic perspective / B. Paltridge // Journal of Pragmatics, 1995. Vol. 24.

30. Тырыгина, В.А. Медиа-жанры в когнитивной интерпретации / В.А. Тырыгина // Вопросы когнитивной лингвистики, 2007. №3.

31. Шевченко, О.А. Когнитивная модель дискурса интервью / О.А. Шевченко.— Тольятти, 2006.

32. Мясников, И.Ю. Жанры речи в дискурсе периодического издания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра / И.Ю. Мясников. — Томск, 2006.

33. Bierwisch, M. Linguistik als kognitive Wissenschaft— Erläuterungen zu einem Forschungsprogramm / M. Bierwisch // Zeitschrift für Germanistik № 6, 1987.

Статья поступила в редакцию 14.03.08

YqK 81:572 + 159.923

Е.А. Погодаева. аспирант АлтГУ, г. Барнаул

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО БИЗНЕСМЕНА (на материале газеты «Ведомости»)

В статье затрагиваются проблемы, связанные с влиянием языка деловых средств массовой информации на когнитивный стиль личности. Образ российского бизнесмена имеет характерные визуальные и вербальные репрезентации в средствах массовой информации, что позволяет изучать их посредством методов когнитивной лингвистики.

Ключевые слова: когнитивный стиль, деловая пресса, язык СМИ.

Понятие когнитивного стиля возникло в зарубежной психологии в 60-е гг. XX века и в настоящее время не перестает быть актуальным для многих научных дисциплин.

Некоторые исследователи относят начало разработки понятия когнитивного стиля к 20-30-м гг. XX века, с появлением разработки «жизненного стиля» у А. Адлера, дифференцированности психических систем у К. Левина, представления о «ригидности» у Р. Кеттелла и «ригидном контроле» у Дж. Струпа [1, с. 141]. С 50-х годов когнитивный стиль стал предметом исследования в зарубежной психологии (работы К. Брунера и Ж. Пиаже). Истоки содержательных представлений о когнитивных стилях были заложены в таких разных сферах психологического знания, как психоанализ и «понимающая психология», вюрбургская школа и гештальттеория, типология личности и возрастная психология.

В широком смысле, когнитивный стиль определяют как предпочитаемый подход к решению проблем, характеризующий поведение индивида относительно целого ряда ситуаций и содержательных областей, но вне зависимости от интеллектуального уровня индивида, его «компетенции». Для выделения стиля существенно не то, достигается ли в результате цель, а то, как она достигается [2].

Отечественный психолог И.В. Равич-Щербо определяет когнитивный стиль через одну из основных психологических категорий — категорию индивидуальности: «когнитивные стили — устойчивые индивидуальные особенности познавательных стратегий, формальная характеристика индивидуальности» [1, с. 142]. Через категорию индивидуальности когнитивные стили рассматриваются и другими отечественна-ми исследователями. Так, Т.В. Корнилова и Г.В. Пара-мей определяют когнитивные стили, как «способы (формы) восприятия, мышления и действия субъекта, задающие индивидуально устойчивые и в этом смысле личностные характеристики решения познавательных задач в разных ситуациях» [там же]. М.А. Холодная характеризует когнитивные стили как «индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего» [3, с. 38]. М.В. Смирнов определяет когнитивные стили в качестве «относительно устойчивого индивидуального способа организации внимания, сконцентрированного на решении определенного типа когнитивных задач и не жестко обусловленного темпераментом» [4, с. 57].

Стилям индивидуальности посвящены исследования Г.А. Берулавы, которая полагает, что индивиду-

альные стили проявляются в различных формах психической активности и не контролируются сознанием [5]. Таким образом, в рамках данной теории стиль индивидуальности раскрывается через обращение к такой интегральной характеристике личности, как «образ мира» субъекта. Стиль индивидуальности, проявляющийся во всех сферах деятельности и поведения человека и воплощенный в стратегии отношения к окружающему миру, отражается на каждом из полюсов тремя параметрами: обобщенностью образа мира, эмоциональной насыщенностью образа мира, динамичностью образа мира [5].

Некоторые исследователи, занимающиеся проблемой стиля, рассматривают когнитивные стили в контексте теории стилей мышления. По мнению

A.A. Алексеева и Л.А. Громовой, стили мышления обусловлены культурно-исторической средой, этносом, профессией и даже строением и функционированием мозга, возможно, половым признаком, но опосредованно, через личность человека и его интеллект. Под стилем мышления они представляют открытую систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей (от системы ценностей и мотивации до характерологических свойств). Стиль мышления определяет способ постановки проблем и подходы к их решению и транслируется в поступки субъекта [6].

К проблеме когнитивного стиля обращались не только психологи, но и социологи, философы, лингвисты. Так, когнитивный стиль у известного австрийского социолога Альфреда Шюца — сложное образование, сочетающее в себе специфическое решение проблемы существования данных в опыте объектов и явлений, специфическую форму личностной вовлеченности, своеобразие проявления человеческой активности и т.п. [7].

И.П. Шкуратова определяет следующие функции когнитивного стиля личности:

1) адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;

2) компенсаторную, поскольку его формирование строится с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;

3) системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой стороны, влиять на многие аспекты поведения человека;

4) самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения [8].

В современной отечественной литературе можно встретить около двух десятков различных когнитивных стилей, описанных посредством дихотомических переменных. К примеру, дихотомия импульсивность/ рефлективность характеризует скорость принятия решения, а полезависимость/поленезависимость — отношения между личностью и окружающим миром (у поленезависимых людей отстутствует зависимость в чьей-либо поддержке).

Когнитивные стили могут меняться под влиянием интеллектуальной нагрузки, обучения, освоения профессиональных навыков и т.п. Мобильность стилевого поведения позволяет человеку использовать различные когнитивно-стилевые стратегии в зависимости от целей его деятельности и требований сложившейся ситуации, что является показателем адаптивности и зрелости механизмов интеллектуальной регуляции.

К синонимам термина «когнитивный стиль» в науке можно отнести понятия «индивидуальная специ-

фика интеллектуальной деятельности», «познавательный стиль», «доминирующий модус мышления человека», «концептуальный» в значениях, близких «когнитивному», но в то же время далеко ему не тождественный. Термин «когнитивный» используется как синоним терминов «ментальный», «внутренний», «ин-териоризированный», «умственный», «мыслительный» [9, с. 7]. В толковом психологическом словаре понятие когнитивного стиля раскрывается как характерный стиль или способ, используемый в подходе к решению задач [10, с. 149].

Интерес к стилям очевиден: изучение стилей позволяет наблюдать модели поведения человека, прогнозировать и моделировать их. Одним из первых в нашей стране (в 60-е г. XX века) понятие индивидуального стиля ввел исследователь Е.А. Климов: это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» [12, с. 49].

В.А. Толочек предлагает все стилевые характеристики человека разбить на четыре группы на основании двух критериев: характера и вида активности [12, с. 52].

Группа А — стили адаптации (организации и структурирования психической деятельности в определенной среде ее проявления — когнитивной, эмоциональной, моторной.

Группа Б — стили деятельности, которые характеризуют, как человек включается в профессиональнотрудовые и технологические системы.

Группа В — стили взаимодействия, «характеризующие системы соучастия взаимоотношений человека с другими в каких-либо социальных и социо-техни-ческих системах».

Группа Г — стили отношения, поскольку «они отражают особенности восприятия человеком мира, использования его продуктов, отражают личностные смыслы, ценности и др.» [12, с. 169].

Как видно из классификации стилей и их характеристик, В.А. Толочек проводит разграничение между стилями деятельности и стилями общения, относя их к разным видам активности, а также между стилями межличностного общения и стилями профессионального общения, считая первые неспецифичными, а вторые специфичными, т.к. они связаны с определенным видом профессии.

Когнитивизм — взгляд, согласно которому человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека [2]. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач. Поскольку решение этих задач непосредственно связано с использованием языка, вполне естественно, что язык оказался в центре внимания когнитивистов, ведь именно через него проще всего подступиться к структурам сознания.

Е.С. Кубрякова называет когнитивную лингвистику одной из главных наук всего когнитивного цикла. Несмотря на то, что сегодня когнитивная наука представлена целым рядом достаточно различающихся между собой школ, вместе с тем их, несомненно, объединяет «стремление дать языковым фактам и языковым категориям психологическое объяснение и так или иначе соотнести языковые формы с их ментальными репрезентациями и с тем опытом, которые они в качестве структур знания отражают» [9, с. 9].

Языковая деятельность в когнитивной лингвистике рассматривается как один из модусов «когниции», вершина айсберга, в основании которого лежат когнитивные способности, не являющиеся лингвистическими, но дающими предпосылки для последних. Основополагающим принципом данного подхода является мысль о том, что нереально говорить о языке в отрыве от когнитивной деятельности, памяти, внимания, социальных связей личности и других аспектов опыта (Р. Лангакер, Дж. Лакофф, А. Вежбицка, Р. Джекендофф и др.).

Введение в лингвистику антропологического подхода к языку активизировало интерес к личностным и социальным сторонам деятельности говорящего. Стало ясно, что реализация и интерпретация определённых стратегий речевого общения не могут осуществляться без учёта многообразных личностных и социокультурных аспектов коммуникативного процесса. На смену исследованиям, построенным на формальных критериях, пришло стремление к учету «человеческого фактора» в языкознании, так как, для того чтобы понять и познать язык, нужно обратиться к его носителю — человеку, говорящей, мыслящей личности. В связи с этим, можно сказать, когнитивный стиль — это языковое проявление личности, осуществляемое на вербальном и невербальном уровнях поведения.

Современный человек живет в постоянной информационной зависимости. Потребность в информации невероятно высока, и человеческому мозгу все сложнее справляться с тем объемом информации, который ему предоставляется. Экономические и политические процессы, происходящие в обществе, неминуемо отражаются на образе жизни и поведении людей. Огромный массив информации, получаемый человеком, нуждается в фильтрации, которую необходимо осуществлять мозгу. Сущность когнитивного подхода заключается в стремлении объяснить социальное поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Для осуществления своей когнитивной деятельности человек прибегает к некой системе средств и индивидуальных приемов, предпочтений при решении задач и познании мира. Все это в совокупности характеризует термин «когнитивный стиль».

К примеру, современные деловые средства массовой информации, используя инструменты когнитивного подхода, влияют на поведенческие процессы бизнесменов и формируют когнитивные карты в отношении определенных ситуаций, а также когнитивный стиль. В итоге бизнесмены, читающие деловые СМИ, постепенно сближаются по своему мировосприятию (когнитивным картам) и критериям принятия решений (когнитивному стилю). Общее восприятие формируется также у бизнес-партнеров, означая сходную систему взглядов на окружающий мир, ценностей, мотивов, целей, стиля жизни, работы и т.п. Сходное восприятие позволяет мотивировать всю бизнес-структуру на достижение единых целей развития, что объединяет и направляет ресурсы в одно русло и повышает эффективность их использования.

Несмотря на то, что предприниматели не любят разглашать свои планы, доходы и действия, так или иначе они становятся «героями» страниц газет, лент новостей и вынуждены принимать участие в медийной жизни. Ведущие российские деловые издания формируют сегодня определенную культуру делового общения и делового дискурса. Например, ежедневная газета «Ведомости», издаваемая с 1999 года, является своего рода «проводником» в получении информации для российских предпринимателей. Копируя образцы поведения западного делового мира, «Ведомости» через свои тексты транслируют актуальнейшую информа-

цию, выполняя своего рода просветительскую функцию. Свою миссию издание обозначает так: «оперативно предоставлять бизнес-сообществу объективную, качественную и полезную информацию, необходимую для принятия решений» [15].

Проанализировав тексты номеров газеты «Ведомости» первого триместра 2008 года, мы выделили ряд стратегий, направленных на восприятие текста.

Персонифицированность. «Ведомости» в заголовках своих статей предпочитают называть предпринимателей исключительно по фамилии (в то время как та же деловая газета «Коммерсант» предпочитает более традиционное для россиян обращение — по имени и фамилии): «Апельсин» от Батуриной, «Фридмана сменили», «Митволъ против «Газпром нефти». Отметим, что некоторые фамилии российских предпринимателей сами по себе являются брендом, например Тинь-ков, Коркунов, Довгань и др.

Риторика купли-продажи. Семантика заголовков связана со сферой купли-продажи: «Дерипаска заплатит», «Сколько стоит Усманов», «Генералов покупает самолеты», «Подешевел на $ 1, 96 млрд».

Язык цифр. «Усманов заработал $ 270 млн», «Пробурили $ 103 млн», «$ 5 млрд для «Сибура», «Слились на $130 млрд».

Использование вкраплений-англицизмов. Присутствие в текстах и непосредственно в заголовках значительного количества англоязычной лексики: «АвтоВАЗ» начинает due diligence «Ижавто», «Опять Wal-Mart. Ритейлер зарегистрировал в России свой private labels». Свободное использование на страницах российских газет и журналов англицизмов без уточнения их значения предполагает знание читателем иностранных языков.

Проанализировав различные рубрики «Ведомостей», в частности рубрику «Действующие лица», мы выявили ряд характеристик, присущих современному деловому человеку. Учитывая, что, по данным самого издания, 34% читателей газеты — это топ-менеджеры (руководители крупных предприятий и организаций), можно определить критерии и ценности, которые формируют когнитивный стиль современного бизнесмена. Итак, современный российский бизнесмен позиционируется в деловом издании «Ведомости» следующим образом:

- Человек знающий цену времени. У бизнесмена постоянный дефицит времени, соответственно, его восприятие ориентировано на оперативность, лаконичность, четкость информации. Именно поэтому заголовки «Ведомостей» отличаются конкретикой, содержащей краткие ответы на вопросы: кто, что, кому, за сколько?

- Человек образованный. Для грамотного и эффективного ведения бизнеса, управления большими компаниями, сегодня необходимо не только обладать дипломом о высшем образовании, но и реальными актуальными знаниями, полученными во время обучения в вузах, на различных курсах, тренингах, семинарах и т.д. Ценится бизнес-образование, полученное за границей (Европа, США), а также наличие диплома MBA. Необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком (как правило, английским), что намного упрощает владение современной бизнес-лексикой.

- Человек делающий карьеру. Мотивация в достижении более высоких постов — характерная черта современного российского бизнесмена. Часть российских предпринимателей, добившись определенного успеха в бизнесе, сегодня активно участвует в политической жизни страны и стремится проявить себя на государственной службе.

- Человек финансово обеспеченный. Любая деятельность в бизнесе бессмысленна, если она не приносит доходов. Именно поэтому, представитель бизнеса —

когнитивные, проявляющиеся, в частности, в языковой деятельности. Современные деловые издания формируют определенный стиль интеллектуального поведения, основанного на тонком понимании психологии и языка своих партнеров. Каждый предприниматель воспринимает предложенную ему информацию индивидуально: кто-то поверхностно, кто-то аналитически, но, тем не менее, регулярная трансляция информации посредством языка СМИ формирует единый когнитивный стиль, параметрам которого непроизвольно стараются соответствовать современные российские бизнесмены.

Когнитивный стиль человека зависит от внутренних (генетических) и внешних факторов — образования, опыта, круга общения, сферы деятельности личности. Когнитивный стиль личности можно рассматривать через категорию индивидуальности, через особую форму социальности, в контексте теорий стилей мышления и сознания. Но именно когнитивно-дискурсивный подход, по нашему мнению, является универсальным, так как язык деловых СМИ, язык предпринимателей, язык политиков — это непосредственный результат познавательной (когнитивной) деятельности.

это, конечно же, состоятельный в финансовом отношении человек, который может позволить соответствующие личному статусу дорогие часы, автомобили, дома, отдых и т.д.

- Человек интересующийся миром искусства, моды, спорта, гастрономии. Очень многие бизнесмены увлекаются коллекционированием — как правило, это нечто дорогое, претендующее на аристократичность (часы, картины, автомобили, редкие произведения искусства, вина). Отметим также увлечение классической и современной литературой (прослушивание в дороге аудиокниг, чтение в самолетах во время командировок). Учитывая тот факт, что бизнесмену крайне важно выглядеть в соответствии со статусом, мир моды также представляет умеренный интерес для деловых кругов.

- Человек семейный. Наличие семьи, детей — важный показатель успешности бизнесмена не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни. Современная особенность российских бизнесменов — обучение детей в престижных учебных заведениях за границей (например, в Англии).

Средства массовой информации отражают сегодня не только событийные изменения делового мира, но и

Библиографический список

1. Корнилова, Т.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя / Т.В. Корнилова, Г.В. Парамей. — М.: «За рубежом», 1987.

2. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания, 1994. № 4.

3. Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие / М.А. Холодная.— М.: ПЕРСЭ, 2002.

4. Смирнов, М.В. Темперамент, внимание, когнитивный стиль / М.В. Смирнов // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара.— Таллин, 1986.

5. Берулава, Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика / Г.А. Берулава.— М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Алексеев, А.А. Пойми меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми / А.А. Алексеев, Л.А. Громова.- СПб.: Экон. шк., 1993.

7. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц // Социологические исследования. — 1988, № 2.

8. Шкуратова, И.П. Когнитивный стиль в общении / И.П. Шкуратова. — Ростов на/Д., 1994.

9. Кубрякова, Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» / Е.С. Кубрякова // Вестник ВГУ, Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2001.— Вып. 1.

10. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. / Роббер, А.— ООО «Издательство «Вече», 2003.

11. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов.— Казань, 1969.

12. Толочек, В.А. Стили профессиональной деятельности как часть проблемы стиля в психологии / В.А. Толочек // Стиль человека: психологический анализ.— М.: Смысл, 1998.

13. Кубрякова, Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова и др. — М.: МГУ, 1996.

14. Толмен, Э. Когнитивная карта у крыс и человека / Э Толмен // Хрестоматия по истории психологии. — М.: 1980.

15. Сайт газеты «Ведомости», www.vedomosti.ru Статья поступила в редакцию 09.03.08

УДК 82.08:159.9

М.С. Михайлова, аспирант БГПУ, г. Барнаул

ЛИРИЧЕСКАЯ КНИГА БЕЛЛЫ АХМАДУЛИНОЙ: РАННЯЯ КНИГА «УРОКИ МУЗЫКИ» (1969)

Исследуется феномен лирической книги Беллы Ахмадулиной на примере ранней книги «Уроки музыки». Посредством введения коммуникации Я — Другой книга продолжает процесс индивидуализации поэтического «Я» молодой Ахмадулиной, здесь происходит размыкание границ «Я» и приоритеты подвигаются в сторону коммуникации Я — мир.

Ключевые слова: лирическая книга, Ахмадулина, коммуникация Я — Другой.

Проблема лирической книги как феномена поставлена в литературоведении недавно. Впервые о книге стихов заговорил поэт и литературный критик Александр Кушнер в статье, вышедшей в «Вопросах литературы» в 1975 году [5, с. 25]. На рубеже веков (ХХ-ХХ1 вв.) появились исследования обобщающего характера; к таковым относится монография О.В. Мирошниковой «Итоговая книга в поэзии последней трети XIX века: архитектоника и жанровая динамика». Определение лири-

ческой книги, данное О.В. Мирошниковой (лирическая книга — это «циклическая метаструктура в лирике», которая «является системным образованием, представляющим комплекс стихотворений, лейтмотивов и циклов-разделов в качестве проекции художественного мира автора» [6, с. 49]), взято нами за основу. Исследование, выполненное в структурно-семиотическом ключе, направлено на понимание текста как структурно-смыслового единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.