Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ / КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Марина Сергеевна

Для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов и финансовыми потоками терроризма в современных условиях важны профессионализм, компетентность и высокая квалификация кадров, способных не только обеспечить исполнение требований действующего законодательства, но и работать на опережение, своевременно реагировать на новые глобальные вызовы и угрозы, эффективно управлять возникающими рисками. Следует отметить, что необходимость подготовки высококвалифицированных кадров обусловливается, прежде всего, все более возрастающей сложностью используемых методов и приемов в целях отмывания денег, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремизма, а также наличием новых вызовов и угроз, на которые должна оперативно и эффективно реагировать система финансовой безопасности. Профессиональная компетентность в сфере финансовой безопасности включает в себя содержательные (общекультурные (универсальные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции) и функциональные компоненты (критерии сформированности). К функциональным компонентам профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности относятся когнитивный, мотивационный, деятельностный, технологический, коммуникационный, социальный, оценочный компоненты, которые, в свою очередь, можно также рассматривать как критерии сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шемякина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOSCOW INTERNATIONAL UNIVERSITY

In order to effectively combat the legalization of criminal proceeds and financial flows of terrorism in modern conditions, professionalism, competence and high qualification of personnel are important, who are able not only to ensure compliance with the requirements of current legislation, but also to work ahead of the curve, respond in a timely manner to new global challenges and threats, and effectively manage emerging risks. It should be noted that the need to train highly qualified personnel is primarily due to the increasing complexity of the methods and techniques used to launder money obtained by criminal means, the financing of terrorism and extremism, as well as the presence of new challenges and threats to which the financial security system must respond promptly and effectively. Professional competence in the field of financial security includes substantive (general cultural (universal), general professional and professional competencies) and functional components (criteria of formation). The functional components of professional competence in the field of financial security include cognitive, motivational, activity, technological, communication, social, evaluation components, which, in turn, can also be considered as criteria for the formation of professional competence in the field of financial security.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Задание № 4. Найдите нарушения лексических, морфологических и синтаксических норм в служебном документе (приложение к билету). Составьте и заполните таблицу, которая состоит из трех разделов: «Фрагмент текста с ошибкой», «Вид ошибки», «Исправленный фрагмент текста».

Задание 5. Ответьте на контрольные вопросы: перечислите коммуникативные качества хорошей речи; сформулируйте определение речевого этикета; перечислите требования, предъявляемые к устной деловой речи; опишите композиционную структуру деловой беседы.

Кейс-тестинг позволяет осуществить комплексную проверку усвоения теоретического и практического материала с помощью разработанного оценочного листа, критерии которого помогают оценить уровень сформированности УК-4 обучающихся.

Выводы. Разработка контрольно-измерительных материалов является одним из обязательных требований к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). При проектировании и составлении ФОС по дисциплине «Русский язык делового общения» необходимо руководствоваться локальными нормативными актами Университета, тщательно разрабатывать критерии оценивания заданий и учитывать: исходный уровень знаний обучающихся; современные научные достижения в филологической науке; мотивацию обучающихся, практико-ориентированную направленность заданий; механизмы формирования УК.

Анализируя опыт работы в СевГУ необходимо отметить, что контроль знаний обучающихся является неотъемлемой частью любого учебного процесса, поэтому правильно разработанные ФОС позволяют оценить сформированность УК обучающихся в рамках любой учебной дисциплины.

Литература:

1. Дроботенко, Ю.Б. Оценка универсальных компетенций студентов неязыковых специальностей / Ю.Б. Дроботенко, Н.А. Назарова // Вестник Самарского Государственного технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 85-102

2. Ефремова, Н.Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе / Н.Ф. Ефремова // Высшее образование в России. - 2015. - № 7. - С. 63-67

3. Карпушина, Ю.А. Особенности измерения и оценки универсальных компетенций у студентов вузов / Ю.А. Карпушина, З.Ю. Кутузова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 6. - С. 139-153

4. Колосова, Н.Н. Использование кейс-тестинга в условиях дистанционного обучения педагогов / Н.Н. Колосова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2020. - № 4 (45). - С. 32-38

5. Лазарева, Н.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» / Н.М. Лазарева // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - Т. 12. - № 4 (32). - С. 51-55

6. Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СевГУ, Севастопольский государственный университет, 2022. - URL: https://www.sevsu.ru/sveden/files/030552.pdf (дата обращения: 01.02.2023)

7. Реутова, О.В. Формирование фонда оценочных средств в реализации программы универсального бакалавриата / О.В. Реутова, А.В. Стафеева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - С. 223-231

8. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р), Правительство России. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 12.01.2023)

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с изменениями и дополнениями от 08.02.2021. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125 (дата обращения 31.01.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры экономики и управления Шемякина Марина Сергеевна

Московский международный университет (Москва)

КОГНИТИВНЫЙ КРИТЕРИЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Для эффективной борьбы с легализацией преступных доходов и финансовыми потоками терроризма в современных условиях важны профессионализм, компетентность и высокая квалификация кадров, способных не только обеспечить исполнение требований действующего законодательства, но и работать на опережение, своевременно реагировать на новые глобальные вызовы и угрозы, эффективно управлять возникающими рисками. Следует отметить, что необходимость подготовки высококвалифицированных кадров обусловливается, прежде всего, все более возрастающей сложностью используемых методов и приемов в целях отмывания денег, полученных преступным путем, финансирования терроризма и экстремизма, а также наличием новых вызовов и угроз, на которые должна оперативно и эффективно реагировать система финансовой безопасности. Профессиональная компетентность в сфере финансовой безопасности включает в себя содержательные (общекультурные (универсальные), общепрофессиональные и профессиональные компетенции) и функциональные компоненты (критерии сформированности). К функциональным компонентам профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности относятся когнитивный, мотивационный, деятельностный, технологический, коммуникационный, социальный, оценочный компоненты, которые, в свою очередь, можно также рассматривать как критерии сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности.

Ключевые слова: финансовая безопасность, высшее образование, федеральные государственные стандарты, когнитивный критерий.

Annotation. In order to effectively combat the legalization of criminal proceeds and financial flows of terrorism in modern conditions, professionalism, competence and high qualification of personnel are important, who are able not only to ensure compliance with the requirements of current legislation, but also to work ahead of the curve, respond in a timely manner to new global challenges and threats, and effectively manage emerging risks. It should be noted that the need to train highly qualified

personnel is primarily due to the increasing complexity of the methods and techniques used to launder money obtained by criminal means, the financing of terrorism and extremism, as well as the presence of new challenges and threats to which the financial security system must respond promptly and effectively. Professional competence in the field of financial security includes substantive (general cultural (universal), general professional and professional competencies) and functional components (criteria of formation). The functional components of professional competence in the field of financial security include cognitive, motivational, activity, technological, communication, social, evaluation components, which, in turn, can also be considered as criteria for the formation of professional competence in the field of financial security.

Key words: financial security, higher education, federal state standards, cognitive criterion.

Введение. В исследованиях, посвященных формированию профессиональной компетентности, очень часто выделяются и рассматриваются мотивационный, деятельностный и когнитивный критерии эффективности ее формирования.

Если рассматривать критерии сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности, то они имеют свои особенности.

Например, мотивационный критерий включает сформированность понимания, убежденности студента в необходимости получения знаний в финансово-экономической сфере, в важности формирования своей профессиональной компетентности в области финансовой безопасности.

Деятельностный критерий предполагает сформированность умений применять полученные знания в сфере финансовой безопасности в практической деятельности, в учебном процессе - при решении ситуативных задач, проведении ролевых деловых игр.

Когнитивный критерий включает в себя знания о финансовой безопасности, о мерах по ее обеспечению, о правовом регулировании экономической и финансовой деятельности, о проявлениях коррупционного поведения и способов его предотвращения.

Изложение основного материала статьи. Актуальность темы исследования обусловлена совокупностью противоречий между ожидаемым обществом и государством уровнем сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности (далее - ФБ) у специалистов и реальной готовностью выпускников экономических направлений подготовки высшей школы к деятельности в сфере обеспечения финансовой безопасности, между заложенными в федеральных государственных стандартах требованиями к формированию компетенций в сфере финансовой безопасности и качеством процесса их формирования в вузе. Важной составляющей процесса организации обучения таких специалистов является выработка критериев оценки уровня сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности обучающихся в вузе.

Целью статьи является анализ уровня сформированности когнитивного критерия профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов различных вузов.

Основные задачи статьи: охарактеризовать когнитивный критерий профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности, описать уровни сформированности когнитивного критерия профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов различных вузов.

Методы исследования. Для достижения цели статьи было осуществлено исследование уровня сформированности когнитивного критерия профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности. Исследование осуществлялось с использованием таких общенаучных методов как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также для сбора данных проведено онлайн-анкетирование (CAWI).

Информационная база исследования состояла из источников научной литературы по проблемам финансовой безопасности ( в частности, работы авторов О.В. Гордячковой и Т.Ю. Калаврий [1], В.П. Зайкова и Б.Т. Ковеза [2], Н.А. Лукояновой [3], А.В. Хуторского и Л.Н. Хуторской [5]), нормативные акты, регулирующие образовательные процессы в высшей школе.

Научная новизна статьи определяется выявлением особенностей и уточнением критериев сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о методах диагностики когнитивного критерия сформированности профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности. Практическая значимость представлена через предложение конкретных вопросов анкеты, выявляющей уровень знаний и навыков студентов по проблеме финансовой безопасности.

В исследовании приняли участие 11 387 студентов из различных стран, входящих ранее в СССР, которым была предложена анкета [3].

При проведении констатирующего эксперимента были определены параметры выборки исследования, осуществлено программирование электронных анкет для каждого из вузов; сбор данных, включая контроль статистики проведения опроса, контроль качества данных, их обработку и статистический анализ.

Студентам были предложены следующие вопросы:

Q1. На Ваш взгляд, Вам достаточно или, напротив, недостаточно знаний, чтобы избегать финансовых рисков в процессе жизнедеятельности?

ОДИН ОТВЕТ!

1) Знаний достаточно.

2) У меня есть определенные знания, но их скорее недостаточно.

3) У меня нет знаний в этой области.

Q2. Насколько Вы согласны или, напротив, не согласны со следующими утверждениями?

ОДИН ОТВЕТ В КАЖДОЙ СТРОКЕ! РОТАЦИЯ СТРОК!

Полностью согласны Скорее согласны Скорее не согласны Совсем не согласны Затрудняюсь ответить

1. Не пользуюсь финансовыми услугами, если не могу оценить их риски. 4 3 2 1 99

2. Сохраняю анонимность в процессе оплаты услуг в Интернете. 4 3 2 1 99

3. Не считаю, что финансовые инструменты 4 3 2 1 99

с высокой доходностью являются всегда рискованными.

4. Вложения в криптовалюту являются сегодня одним из наиболее надежных способ уберечь деньги от инфляции. 4 3 2 1 99

5. Сегодня существует масса возможностей для приумножения личного капитала. 4 3 2 1 99

6. Невозврат небольшого кредита никак не скажется ни на работе банка, ни на моей дальнейшей жизни. 4 3 2 1 99

7. Деньги нужны, прежде всего, для того, чтобы их расходовать, а не сберегать. 4 3 2 1 99

8. У меня есть желание существенно повысить свою осведомлённость в вопросах финансовой безопасности. 4 3 2 1 99

9. Я имею конкретные финансовые цели на перспективу. 4 3 2 1 99

10. Откладывать сейчас (в моем возрасте) особо не нужно, этим нужно заниматься позже. 4 3 2 1 99

11. У меня всегда есть неприкосновенный запас средств на случай чрезвычайной ситуации. 4 3 2 1 99

Q3. Ниже представлен список из нескольких тем, связанных с обучением финансовой безопасности. Пожалуйста, отметьте, какие темы из этого списка Вам интересны, а какие, напротив, не интересны? Отметьте один ответ в каждой строке. PROG: РОТАЦИЯ СТРОК.

Интересно Не интересно

1. Ведение личного бюджета. 1 2

2. Махинации с банковскими картами. 1 2

3. Мошенничество в сфере email- и sms-рассылок, telegram-ботов и других мессенджеров. 1 2

4. Мошенничество в сфере интернет-продаж. 1 2

5. Фишинг-сайты: как распознать и защитить себя. 1 2

6. Потенциальные угрозы онлайн-казино. 1 2

7. Финансовые пирамиды. 1 2

8. Кредитное мошенничество. 1 2

9. Финансовая торговля на Forex бирже. 1 2

10. Виртуальные валюты, блокчейн и мошенничество с криптовалютой. 1 2

Q4. А теперь посмотрите на список тем ниже. Какие из них Вам интересны, а какие, наоборот, не интересны. Отметьте один ответ в каждой строке. PROG: РОТАЦИЯ СТРОК.

Интересно Не интересно

1. Психологические приемы и методы воздействия, которые используют мошенники 1 2

2. Нелегальные способы получения доходов и связанные с ними риски 1 2

3. Личная безопасность в сети Интернет 1 2

4. Информационная безопасность личности в финансовой сфере 1 2

5. Защита биометрических персональных данных 1 2

6. Финансовая безопасность в социальных сетях и онлайн-играх 1 2

7. Защита прав человека в финансовой сфере 1 2

8. Финансовая безопасность организаций 1 2

9. Финансовая безопасность государства 1 2

10. Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма 1 2

PROG: Задать, всем, кроме тех, кто по всем темам Q3 и Q4 выбрал «нет» (ответ 2).

Q5. Улучшать знания и навыки людей в области финансов и финансовой безопасности можно по-разному. Ниже -несколько распространенных способов.

Насколько вероятно, что Вы лично заинтересуетесь информацией о финансовой безопасности в следующих источниках или примите участие в следующих мероприятиях?

Один ответ в каждой строке! PROG: Ротация строк!

Очень маловероятно Возможно, да, возможно -нет Очень вероятно

1. Открытые лекции в вузах, публичных библиотеках, лекториях 1 2 3

2. Информационные плакаты в транспорте 1 2 3

3. Передачи по телевидению 1 2 3

4. Информационные плакаты в транспорте 1 2 3

5. Канал в telegram 1 2 3

6. Социальные сети 1 2 3

7. Подкасты 1 2 3

8. Передачи по радио 1 2 3

9. Аудиокниги 1 2 3

10. Тематическая email-рассылка 1 2 3

11. Обучение в образовательных учреждениях различных ступеней вопросам финансовой грамотности 1 2 3

12. Тематические мероприятия (мастер-классы, выставки, семинары, форумы, онлайн-конференции) 1 2 3

13. Наружная реклама, билборды 1 2 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Тематические сайты со статьями и видео 1 2 3

15. Брошюры, презентации, распространяемые в общественных местах 1 2 3

16. Постеры, плакаты в учебных учреждениях (школах, колледжах, вузах) 1 2 3

17. Учебные пособия 1 2 3

18. Игровые платформы на тему финансовой безопасности 1 2 3

19. Экскурсии и стажировки в профильные организации (банки, правоохранительные органы и др.) 1 2 3

Q6. Вы бы хотели или не хотели знать больше о том, как надо распоряжаться денежными средствами и избегать финансовых рисков? ОДИН ОТВЕТ

1. Я хотел(а) бы знать намного больше

2. Я хотел(а) бы знать больше

3. Мне достаточно имеющихся знаний

4. Затрудняюсь ответить

Исследование позволило выявить следующие особенности формирования когнитивного компонента профессиональной компетентности в сфере финансовой безопасности у студентов различных вузов.

1. Самооценка сформированных знаний в сфере ФБ.

Студенты по-разному оценивают свои знания в сфере финансовой безопасности. Самыми высокими субъективными оценками своих знаний выделяются студенты из Республики Казахстан (62% назвали свои знания достаточными), за ними следуют студенты Республики Беларусь и России (по 57%).

2. Стереотипы поведения в сфере ФБ.

Студенты демонстрируют установки, которые можно назвать характерными для грамотного финансового поведения: подавляющее большинство из них хотят больше знать о вопросах финансовой безопасности (91% тех, кто согласен или скорее согласен с этим высказыванием), стараются иметь финансовую «подушку безопасности» (92%), стараются не пользоваться финансовыми услугами, в которых до конца не разбираются (86%) и имеют долгосрочные финансовые цели (83%).

3. Интерес к отдельным темам финансовой безопасности.

Оценка интереса студентов к различным темам, касающимся финансовой безопасности, выводит на первый план защиту прав человека в финансовой сфере (она интересна 81% студентов), информационную безопасность личности в финансовой сфере (78%), защиту биометрических персональных данных (75%) и финансовую безопасность организаций (74%). Ответы студентов из разных стран достаточно близки. В число самых интересных тем для большинства стран вошли те же, что темы, что составили топ-3 для анкетируемых студентов в целом: защита прав человека в финансовой сфере, информационная безопасность личности в финансовой сфере и защита биометрических персональных данных

4. Привлекательные каналы и формы получения информации о финансовой безопасности.

Наибольший интерес у студентов, независимо от страны, вызывают экскурсии в профильные организации и стажировки в них (47% студентов указали, что такие мероприятия их очень вероятно заинтересуют), также высок интерес к обучению в школах и вузах по тематике финансовой безопасности (44%) и к информации в социальных сетях (41%).

Наименьший интерес вызывают тематические e-mail рассылки (59% указали, что маловероятно, что такие материалы их заинтересуют) и передачи по радио (64% не заинтересуются ими).

5. Установка на повышение личной финансовой грамотности.

Собственный интерес к теме финансовой безопасности студенты во всех странах оценивают высоко. Среди всех опрошенных студентов 46% указали, что хотели бы знать намного больше, 39% - что хотели бы знать больше.

Наибольшая доля тех, кто хотел бы расширить свои знания, отмечена в Кыргызской Республике (92%), для остальных стран показатели достаточно близки. Студентов из Республики Казахстан и Кыргызской Республики отличает максимальная доля тех, кто хотел бы существенно расширить свои знания (55% и 56% соответственно).

Выводы. Исследование показало необходимость организации в вузах специальной работы по формированию и развитию компетентности в сфере финансовой безопасности будущих специалистов. Причем, данная проблема должна решаться не только на уровне руководства вузов, но и на уровне государства.

Например, в Российской Федерации постоянно в центре внимания государства формирование таких составляющих профессиональной компетентности будущих специалистов, как универсальные и общепрофессиональные компетенции, определяемые современными ФГОС, а также профессиональные компетенции (ПК), которые формулирует сама образовательная организация.

Так, согласно Приказу Минобрнауки России № 208 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» [4], в котором дано следующее уточнение формулировок универсальных компетенций УК-10 и УК-11: «Строку

УК-10 (УК-Ii), Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Заменить строкой:

Гражданская позиция

УК-10 (УК-11). Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному повелению и противодействовать им в профессиональной деятельности

Эти изменения говорят о том, что содержание компетенций постоянно корректируется, усиливается необходимость противодействия различного рода нарушениям, в том числе в сфере финансовой безопасности.

Литература:

1. Гордячкова, О.В. Личные финансы и финансовая безопасность. Учебное пособие/ О. В. Гордячкова, Т. Ю. Калаврий. - М.: Мир науки, 2021. - URL: https://izdmn.com/PDF/48MNNPU21.pdf

2. Зайков, В.П. Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития инвестиционно-налоговый аспект/ В. П. Зайков, Б. Т. Ковеза // Вестник Университета Российской академии образования. - 2017. - № 3. - С. 74-81.

3. Как молодежь стран СНГ оценивает свои знания и навыки в сфере финансовой безопасности [Электронный ресурс]: https://nafi.ru/analytics/kak-molodezh-stran-sng-otsenivaet-svoi-znaniya-i-navyki-v-sfere-finansovoy-bezopasnosti/

4. Приказ Минобрнауки России № 208 от 28.02.2023 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202304030029.

5. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская, 2004. - URL: http://khutorskoy.ru.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Эльканова Айшат Амыровна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Байчорова Сапият Кадыевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Лайпанова Мариям Срапиловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В данной статье анализируются дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развитии образовательного процесса. Тема актуальна. Среди педагогических технологий информационно-коммуникационные технологии имеют существенный потенциал для образовательного процесса. Знания модифицируются в новые идеи, в то время как новые технологии должны стать инструментами, которые могут быть применены для усовершенствования большинства сфер образования. Практическая значимость: информация и коммуникационные технологии имеют исключительное значение для образования. Информационно-коммуникационные технологии связаны с подготовкой молодежи к интеграции и успешной социально-экономической жизни.

Ключевые слова: информация, наука, технология, экономика, развитие, инновации, процесс.

Annotation. This article analyzes the didactic possibilities of using information and communication technologies in the development of the educational process. The topic is relevant. Among pedagogical technologies, information and communication technologies have a significant potential for the educational process. Knowledge is modified into new ideas, while new technologies should become tools that can be applied to improve most areas of education. Practical relevance: Information and communication technologies are of paramount importance for education. Information and communication technologies are associated with preparing young people for integration and a successful socio-economic life.

Key words: information, science, technology, economics, development, innovation, process.

Введение. Технологическое развитие образовательного процесса способствует свободному доступу к современным информационно-коммуникационным технологиям и интерактивным технологиям обучения. В настоящее время педагогические технологии, используемые в школе, должны сочетаться с информационно-коммуникационными технологиями для ориентации на актуальную систему методик и средств организации образовательной деятельности для достижения образовательных целей [1].

Задачи исследования:

- охарактеризовать технологическое развитие образовательного процесса в гимназии в условиях нового этапа развития теории образования и обучения;

- задуматься над развитием образовательной среды с точки зрения дидактического потенциала педагогических технологий и ИКТ;

- проанализировать эмпирические данные опросов учащихся старших классов средней школы и определить, стали ли ИКТ инструментом приобретения знаний.

Цель статьи проиллюстрировать дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в развитии образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.