Научная статья на тему 'САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА'

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравченко А.Г., Артемова А.О., Мандрыка Ю.С.

В статье рассматривается самообразовательная деятельность как обязательная составляющая развития профессиональной компетентности. Выделены ключевые компетентности личности, сформированность которых указывает на то, что субъект готов самосовершенствоваться, познавать разные виды и сферы деятельности. Обозначены компоненты готовности к самообразованию - мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, личностный и рефлексивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравченко А.Г., Артемова А.О., Мандрыка Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY STUDENT

The article considers self-educational activity as a mandatory component of the development of professional competence. The key competencies of the individual are highlighted; their formation that the subject is ready to improve himself, to learn different types and areas of activity. The following components of readiness for self-education are indicated: motivational-value, cognitive, activity, personal and reflexive ones.

Текст научной работы на тему «САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА»

УДК 378.14

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТА ВУЗА

А.Г. Кравченко, А.О. Артемова, Ю.С. Мандрыка

SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY STUDENT A.G. Kravchenko, A.O. Artemova, Yu.S. Mandryka

Аннотация. В статье рассматривается самообразовательная деятельность как обязательная составляющая развития профессиональной компетентности. Выделены ключевые компетентности личности, сформированность которых указывает на то, что субъект готов самосовершенствоваться, познавать разные виды и сферы деятельности. Обозначены компоненты готовности к самообразованию - мотива-ционно-ценностный, когнитивный, деятельностный, личностный и рефлексивный.

Abstract. The article considers self-educational activity as a mandatory component of the development of professional competence. The key competencies of the individual are highlighted; their formation that the subject is ready to improve himself, to learn different types and areas of activity. The following components of readiness for self-education are indicated: motivational-value, cognitive, activity, personal and reflexive ones.

Ключевые слова: самообразование, саморазвитие, самообразовательная деятельность, профессиональная компетентность, студенты вуза.

Keywords: self-education, self-development, self-educational activity, professional competence, university students.

В нынешних нестабильных условиях социума, когда остро стоит вопрос о конкурентоспособности специалиста на рынке труда и наблюдается ускоренное развитие и внедрение новых технологий, невозможно остаться востребованным специалистом без самостоятельного получения новых знаний. Профессиональная деятельность современного молодого специалиста не является предопределенной на весь период его трудовой активности, а предполагает непрерывное образование, готовность к постоянному повышению его уровня.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к основным целям и задачам образования отнесено разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, личностной самореализации.

На достижение данной цели направлены действия системы высшего образования, связанные с переходом на кредитно-модульные системы обучения,

определяющие 60 процентов учебного времени студентов в виде самообразовательной деятельности. Данный подход кардинально меняет ценностный характер самообразовательной деятельности студентов, ее роль, функционал, содержание, используемые средства, и самое главное, мотивацию и целевые ориентиры профессиональной подготовки будущих специалистов, возможности их профессиональной самореализации [19].

Важной для решения проблемы самообразования является выработка у будущего специалиста стойкой привычки к постоянному самообучению.

Исследования современных педагогов доказывают, что общество, насыщенное информационных технологиями, должно опираться на самообразование, которое позволяет искать и разрабатывать не только технологические, но и социальные инновации. Именно поэтому происходит смещение соотношения «образование - самообразование» в направлении самообразования, которое в последнее время приобретает более конкретные, осознанные формы, последовательную и четкую организацию. Роль самообразования значительно расширяется и получает новые характеристики в рамках современного информационного общества, новой системы ценностей, которые предусматривают овладение знаниями, умениями и навыками не как окончательный результат образовательной деятельности, а как процесс постоянный и непрерывный. Современный человек должен ориентироваться в информационных потоках, владеть новыми технологиями работы с информацией, уметь самообучаться, искать отсутствующие знания и применять их на практике, обладать универсальностью мышления, динамизмом, мобильностью. Интенсивное развитие и обновление информационных и коммуникационных технологий, интеграция и усложнение задач социальной жизни требует от человека, который стремится к самореализации, владения такими ценностными ориентациями, личностными качествами и способностями, которые могут обеспечить ему непрерывное развитие и саморазвитие, наличие собственной творческой личностной позиции, социальной мобильности и гибкости в адаптации к разному роду социальных и профессиональных трансформаций [14].

Сегодня главной целью высшего образования является подготовка компетентных выпускников, мобильных, активных, инициативных, готовых к эффективным решениям профессиональных задач при любых внешних обстоятельствах и субъективных условиях, постоянному развитию своего профессионального мастерства. Компетентный специалист характеризуется сформированностью общекультурных и профессиональных компетенций.

В стандарте третьего поколения профессиональная компетентность выпускника представляется как сумма общекультурных и профессиональных компетенций. Среди этих компетенций готовность к самообразовательной деятельности выделена в отдельную позицию. Так, например, в основной образовательной программе высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль -

«Психология и социальная педагогика»), это способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); основной образовательной программе высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили - «Технология и Безопасность жизнедеятельности» - способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способность проектировать образовательные программы (ПК-8); способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9); способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10); основной образовательной программе высшего образования (магистратура) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (профиль - Менеджмент в образовании) - способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4); способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5) [15; 17; 18].

Как видим, способность к самоорганизации и самообразованию выделена в отдельные компетенции. При этом общекультурные компетенции (ОК) характеризуют качества личности выпускника, а профессиональные (ПК и ОПК), по формулировке Э.Ф. Зеера, характеризуют специалиста в профессиональной области [8].

В этой связи важно рассмотреть механизм взаимодействия умений и навыков самообразовательной деятельности и профессиональных компетенций у студентов вуза с целью определения того, как готовность к самообразованию способствует развитию профессионализма, принятию необходимости постоянного совершенствования и адаптации к изменениям, возникающим при освоении новых знаний и овладении компетенциями.

Распространено представление о профессиональной компетенции как о личностном качестве выпускника вуза - будущего специалиста, которое является совокупностью освоенных компетенций, предоставляющих возможность решать определенный комплекс профессиональных задач [24].

В настоящее время в педагогической науке профессиональная компетентность анализируется, во-первых, в виде цели образования или цели профессиональной подготовки, во-вторых, в виде промежуточного результата, характеризующего состояние специалиста, который осуществляет профессиональные действия. В большинстве исследований профессиональная компетентность считается многофакторной, интегральной личностной характеристикой специалиста, обеспечивающей высокий уровень трудовой

деятельности с опорой на знания и умения, владение различными способами ее выполнения [2; 3; 7].

Анализ зарубежных и российских исследований [4; 6; 7; 11; 13; 16; 22; 23; 25 и др.] показывает отсутствие единого и общепризнанного определения компетентности или профессиональной компетентности. Однако уже отработаны единые смысловые составляющие концептуального видения компетентности:

а) отнесение к личности студента;

б) компетентность проявляется в знаниях, умениях и навыках, но к ним не сводится (от знаний отличается тем, что существует в деятельности, а не только как информация о ней; от умений отличается возможностью применения при решении различных задач в разнообразных ситуациях, так называемым переносом; от навыков отличается осознанностью и неавтоматизи-рованностью, предоставлением возможности действовать не только в типовых, но и нестандартных ситуациях);

в) компетентность развивается и диагностируется в специально организованной учебной деятельности студентов, соотнесенной с профессиональной.

Исследователи чаще всего называют родовыми понятиями по отношению к компетентности «способность» и «готовность».

Так, А.И. Забалуева указывает на то, что готовность человека к деятельности состоит из способности (умений) осуществлять эту деятельность и мотива (стремления) ее реализовывать. Профессиональная компетентность (как система знаний, умений, способностей и личностных качеств) позволяет мобилизовать личностные ресурсы, которые необходимы при эффективном решении профессиональных задач как в типовой, так и в нестандартной ситуации, состоит из специальных профессиональных компетенций и ключевых компетенций как интегрированного результата профессиональной подготовки. Профессиональные компетенции позволяют эффективно решать определенный класс профессиональных задач (проектировочных, диагностических и пр.) согласно требованиям конкретной профессиональной задачи, ключевые компетенции инвариантны по отношению к виду и типу профессиональной деятельности. Первые формируются и оцениваются в рамках одной или ряда учебных дисциплин, вторые считаются надпредметными и формируются при изучении всех дисциплин образовательной программы. И те и другие развиваются в процессе овладения субъектом способом деятельности (развития способности) [6].

Таким образом, профессиональная компетентность проявляется во владении человеком определенной совокупностью специальных и ключевых компетенций, а также в ценностном отношении к профессиональной деятельности, которую он выполняет.

Разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность», И.А. Зимняя указывает на практическую составляющую компетенции, которая, по мнению ученого, проявляется в сфере отношений, существующих между знаниями

и действиями в человеческой практике. Поэтому компетентностный подход в образовании направлен на усиление его практической направленности. Понятие же компетентности связывается с интеллектуально и личностно обусловленным опытом социально-профессиональной деятельности субъекта, основывающимся на соответствующих знаниях [10; 11]. И.А. Зимней отмечено, что для компетенции как актуальной компетентности характерны: мотивационный аспект (а именно готовность к проявлению компетентности); когнитивный аспект (как наличие конкретного знания, содержание компетентности); поведенческий аспект (как имеющийся опыт реализации компетентности в стандартной или нестандартной ситуации); ценностно-смысловой аспект (как отношение к содержанию и проявлению компетентности); эмоционально-волевая регуляция реализации компетентности в совокупности всех ее компонентов [10].

С точки зрения Э.Ф. Зеера, компетенции являются интегративными конструктами, включающими совокупность знаний, умений, навыков, деятельно-стных способностей и ценностно-мотивационных компонентов. Специфика компетенций личности проявляется в вовлеченности в учебно-профессиональную деятельность как потребностно-мотивационной, так и эмоционально-волевой ее сторон [9].

Понятно, что термин «компетенция» более широкий, чем стандартные представления о знаниях или умениях, поскольку компетенция включает в себя не только их, но и эмоционально-волевую регуляцию поведенческого проявления знаний и умений, а также мотивационно-ценностный компонент. Содержание компетенции должно быть значимым для субъекта, ею обладающего. Активное проявление личностью компетентности в деятельности, поведении, говорит о готовности субъекта к ее реализации в определенных условиях как возможности реализации сформированных у личности профессиональных компетенций. Именно поэтому сформированность компетенции не оценивается в статичном состоянии. Уровень развития профессиональной компетенции проявляется в самой профессиональной деятельности, что говорит о необходимости включения в ее состав функциональных компонентов.

A.М. Новиков к ключевым компетенциям или базисным квалификациям относит «сквозные» умения - работа с компьютером, использование баз и банков данных; экологические знание и понимание экологии, экономики и бизнеса; владение финансовыми и правовыми знаниями, навыками маркетинга и сбыта; коммерческую смекалку; умение переносить технологии из одной области в другую; представления о нормативных условиях функционирования предприятий различных форм собственности; умение презентовать технологию или продукцию; знание иностранного или иностранных языков; знания санитарно-медицинского характера, принципов обеспечения безопасности жизнедеятельности; психологическая готовность к смене профессии и сферы деятельности и пр. [16].

B.И. Байденко и Б. Оскарссон используют понятие «базовые навыки», которым обозначают личностные и межличностные качества, способности,

навыки и знания, выраженные в разнообразных формах и реализуемые в различных ситуациях профессиональной деятельности и жизни. К таким базовым навыкам, или ключевым компетенциям, ученые относят совокупность коммуникативных навыков и способностей, творческих способностей, креативное мышление, приспособляемость, умение работать в команде, самостоятельность, самосознание и самооценку [1].

К ключевым компетенциям личности, исходя из главных целей образования, структурных представлений о социальном опыте личности, об основных видах деятельности обучающегося, предоставляющих возможность овладевать социальным опытом, приобретать жизненные навыки и опыт практической деятельности в современном обществе, исследователи [1; 5; 6; 21] относят следующее:

1. Компетенции в сфере мировоззрения, которые связаны с ценностной ориентацией обучающегося, со способностью к видению и пониманию окружающего мира, ориентацией в нем, осознанием своей роли и предназначения, умением делать выбор целевых и смысловых установок для выполнения действий и совершения поступков, принятия решений. Данные ценностно-смысловые компетенции обеспечивают механизм самоопределения субъекта в учебной и иных видах деятельности. От этих компетенций зависит индивидуальная образовательная траектория личности и ее жизненная программа в целом.

2. Общекультурные компетенции, которые позволяют личности быть осведомленной, обладать познанием и опытом деятельности в сфере национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и общества, отдельного народа, культурологических основ семейной, социальной, общественной жизни, соответствующих явлений и традиций; понимать место науки и религии в жизни, иметь представление об их влиянии на мир, мировоззрение; обладать опытом освоения научной картины мира, начиная от культурологического и заканчивая всечеловеческим пониманием мира. В эту группу также относятся компетенции, реализующиеся в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Компетенции обучающегося, применяемые в самостоятельной познавательной деятельности, включающей логические, методологические, общеучебные действия, соотнесенные с реально познаваемыми объектами, или учебно-познавательные компетенции, включают в себя знания и умения в целеполагании, планировании, анализе, рефлексии, самооценке успешности учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам это креативные навыки продуктивной деятельности, а именно добывание знания непосредственно из реальной жизни, владение умением действовать в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения задач. Данные компетенции формируют так называемую функциональную грамотность, которая позволяет отличать факты от домыслов, владеть измерительными навыками, использовать вероятностные, статистические и иные методы познания.

4. Информационные компетенции, которые предполагают сформиро-ванность умений самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, организации, преобразования, сохранения и ее передачи с помощью реальных инструментов (телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и пр.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, e-mail, Интернет). Эти компетенции обеспечивают работу обучающегося с информацией, содержащейся в учебных дисциплинах и научно-образовательных сферах, а также в окружающей действительности.

5. Знания в области родного и иностранных языков, необходимых для жизни и выполнения профессиональной деятельности, способов взаимодействия с окружающими людьми, а также в дистанционном формате, навыки групповой работы, знаниях о нормах социального поведения и владение разнообразными социальными ролями при общении с другими людьми и в коллективе составляют блок коммуникативных компетенций. Для освоения данных компетенций и их развития в рамках образовательного процесса должно присутствовать необходимое количество реальных объектов коммуникации, площадки для развития отдельных коммуникативных компетенций, а также постоянная развивающая работа в рамках каждой изучаемой дисциплины или образовательной, научной и профессиональной области.

6. К социально-трудовым компетенциям относятся владение знания и опыт в рамках гражданско-общественной деятельности (когда субъект реализует себя как гражданин, наблюдатель, избиратель, представитель), социально-трудовой сферы (как потребитель, покупатель, клиент, производитель), семейных отношениях и обязанностях, профессионального самоопределения, в сфере экономики и права. Обучающиеся, обладающие данными компетенциями, должны уметь проводить анализ ситуации на рынке труда, решать поставленные задачи с учетом личной и общественной выгоды, знать основы этики трудовых и гражданских взаимоотношений и применять на практике соответствующие поведенческие формы, то есть владеть необходимыми для жизни в современном обществе и выполнения профессиональной деятельности социальной активностью и функциональной грамотностью.

7. Компетенции личностного самосовершенствования обеспечивают освоение способов саморазвития в физической, духовной и интеллектуальной сторон личности, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Интересно, что для данных компетенций объектом является их носитель, то есть сам субъект, в задачи которого входит овладение способами деятельности для реализации своих интересов и развития и использования возможностей, непрерывное самопознание, развитие личностных качеств, которые необходимы человеку на разных этапах его становления и развития, формирование психологической грамотности, мыслительной и поведенческой культуры [6; 11; 12; 20 и др.].

Общее для перечисленных компетенций проявляется в их обобщенности, обеспечивающей возможность перенести каждую компетенцию в разнообразные

сферы; видах деятельности и функциональности, отражающей включенность в процесс выполнения различных видов деятельности. Сформированность любой из перечисленных компетенций указывает на то, что субъект готов самосовершенствоваться, познавать разные виды и сферы деятельности.

Итак, развитие умений и навыков самообразовательной деятельности определяет готовность к самообразованию, которая формируется в ходе особым образом выстроенного образовательного процесса и означает способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на новое знание, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, оценивать адекватность той или иной информации своему запросу, извлекать необходимое знание из полученной информации, использовать знание в деятельности (учебной, проектной, исследовательской, организационной, управленческой, учебно-профессиональной), что подтверждает влияние готовности личности к самообразованию на успешность развития ее профессиональной компетентности, поскольку субъект понимает необходимость постоянного совершенствования своего профессионального уровня и организует самообучение с целью освоения нового знания, необходимого для осуществления профессиональных функций.

Компонентами готовности к самообразованию обозначим следующие:

Мотивационно-целевой, который выполняет стимулирующую функцию и оказывает непосредственное влияние на постановку цели и задач самообразовательной деятельности. Включает в себя принятие на личностном уровне самообразовательной деятельности как личностно и профессионально развивающей; наличие и готовность к реализации потребности в освоении технологий, методов и форм самообразовательной деятельности; мотивацию познавательной и учебно-профессиональной деятельности; предвидение перспектив развития профессиональных компетенций с последующим их отражением в проектировании самообразовательной деятельности; умение ставить цели и определять задачи самостоятельной познавательной деятельности; осознание и стремление к самосовершенствованию.

Когнитивный - целостная и непротиворечивая система знаний и умений в построении самообразовательной деятельности. Уровень сформиро-ванности этого компонента проявляется через набор соответствующих знаний и практических умений самостоятельной познавательной деятельности, самообучения, работы с информационными источниками и технологиями, умением ориентироваться в больших объемах информации, фиксировать в ней самое существенное; умений формулировать цель и задачи и прогнозировать пути их решения, планировать освоение различных видов будущей профессиональной деятельности, а также через уровень готовности к постоянному обновлению знаний и умений.

Деятельностно-рефлексивный - способности студентов, позволяющие планировать и организовывать самостоятельную познавательную деятельность,

использовать современные методы познания, применять результаты самообразовательной деятельности в конкретных условиях учебной и учебно-профессиональной деятельности; способности к самоанализу, к адекватности в самооценке самообразовательной деятельности, к рефлексии ее результатов. Рефлексивная составляющая обеспечивает взаимосвязь всех вышеуказанных компонентов.

Таким образом, самообразовательная деятельность представляет собой целенаправленный процесс самостоятельного приобретения знаний в определенной области, мотивируемый внутренним желанием интеллектуального, личностного и духовного развития, а также совершенствования профессиональной компетентности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В. И. Базовые навыки, ключевые компетенции как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2002. - С. 14-32.

2. Белкин, E. Л. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов : учебное пособие / E. Л. Белкин, Л. П. Корнев, H. A. Требулина. -Орел : Изд-во Орлов. фил. Моск. ин-та приборостроения, 1989. - 65 с. - Текст : непосредственный.

3. Варданян, Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности с высшим образованием : дис. ... д-ра пед. наук / Ю. В. Варданян. - М., 1999. -353 с. - Текст : непосредственный

4. Георге, И. В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы : монография / И. В. Георге. - Тюмень : ТИУ, 2016. - 143 с. -Текст : непосредственный.

5. Дружинин, В. Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие / В. Н. Дружинин. - М. ; СПб. : Per Se, Иматон, 2001. - Текст : непосредственный.

6. Забалуева, А. И. Формирование учебно-познавательной компетенции студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / А. И. Забалуева. - Таганрог, 2010. - 201 с. -Текст : непосредственный.

7. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию / Э. Ф. Зеер. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2005. - № 3 (33). - С. 6.

8. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования / Э. Ф. Зеер. -М. : МПСИ, 2005. - 216 с. - Текст : непосредственный.

9. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 20 с. - Текст : непосредственный.

10. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя. - URL: www.rsvh.ru//article.html/id=50758. - Текст : электронный

11. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М. : ИЦ ПКПС, 2004. -Текст : непосредственный.

12. Кибальченко, И. А. Психологические основы организации учебно-познавательного опыта обучающихся : монография / И. А. Кибальченко ; под ред. А. В. Непомнящего. - М. : КРЕДО, 2010. - 414 с. - Текст : непосредственный.

13. Козырев, В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В. А. Козырев. - СПб. : Изд-во РГПУ, 2004. - 391 с. - Текст : непосредственный.

14. Лавриненко, Е. В. Готовность к самообразованию как ключевое личностное качество ученика вечерней школы в контексте организации самообразовательной деятельности / Е. В. Лавриненко. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2014. - № 18 (77). - С. 595-601.

15. Новая образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата: направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) - «Психология и социальная педагогика», квалификация - бакалавр, форма обучения - очная, заочная. - Армавир, 2018. - 15 с. -Текст : непосредственный.

16. Новиков, А. М. Профессиональное образование в России / А. М. Новиков. -М., 1997. - Текст : непосредственный.

17. Основная образовательная программа высшего образования - программа бакалавриата: направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) - «Технология и Безопасность жизнедеятельности», квалификация - бакалавр. - Армавир, 2018. - 15 с. - Текст : непосредственный.

18. Основная образовательная программа высшего образования - программа магистратуры: направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) - Менеджмент в образовании, квалификация - магистр. -Армавир, 2018. - 15 с. - Текст : непосредственный.

19. Скрипкина, А. В. Педагогические условия и компоненты формирования готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Скрипкина, А. Ю. Бойко. - URL: http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/4/pedagogika/skripkina-boyko.pdf. -Текст : электронный.

20. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А. В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 5.

21. Яковлева, Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Яковлева. -Ярославль, 1994. - Текст : непосредственный.

22. Competency profile, Association for financial professionals // www.afponline.org/ pub/pdf/competencyrpt.pdf.

23. Cupp S., Moore P., Fortenberry N. Linking student learning outcomes to instructional practices // Proceeding of the 2004 American society for engineering education annual conference and exposition, session 1630, 2004.

24. Globalizaciya obrazovaniya: kompetencii i sistemy kreditov // Pod red. Prof. Rubina Yu.B. - M.: OOO «Market DS Korporeishn», 2005. - 490 s.

25. Implementation of education and training 2010. Work programme. European commission, 2004, 20 p. //ec.europa.eu/education/policies/2010/doc.

REFERENCES

1. Baydenko V. I. Basic skills, key competencies as an integrating factor in the educational process. Professional'noe obrazovanie i lichnost' specialist = Professional Education and Personality of a Specialist, 2002, pp. 14-32. (In Russian).

2. Belkin E. L., Kornev L. P., Trebulina N. A. Pedagogicheskie osnovy organizacii samostoyatel'noj raboty studentov [Pedagogical Foundations of the Organization of Independent Work of Students]. Orel, Publishing House of Orel Branch of Moscow Institute of Instrumentation, 1989. 65 p.

3. Vardanyan Yu. V. Stroenie i razvitie professional'noj kompetentnosti s vysshim obrazovaniem [Building and Developing Professional Competence with Higher Education]: doctoral diss. M., 1999. 353 p.

4. George I. V. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov obrazova-tel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya na osnove organizacii samostoyatel'noj raboty [The Formation of Professional Competencies of Students of Higher Education Institutions Based on the Organization of Independent Work]. Tyumen, TIU, 2016. 143 p.

5. Druzhinin V. N. Kognitivnye sposobnosti. Struktura. Diagnostika. Razvitie [Cognitive Abilities. Structure. Diagnostics. Development]. M.; SPb, Per Se, Imaton, 2001.

6. Zabalueva A. I. Formirovanie uchebno-poznavatel'noj kompetencii studentov vuza [The Formation of Educational and Cognitive Competence of University Students]: Candidate's diss. Taganrog, 2010. 201 p.

7. Zeyer E. F. The competence approach to education. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal, 2005, No. 3(33), p. 6. (In Russian).

8. Zeyer E. F. Modernizaciya professional'nogo obrazovaniya [Modernization of Vocational Education]. M., MPSI, 2005. 216 p.

9. Zeyer E. F. Psihologiya professional'nogo razvitiya [The Psychology of Professional Development]. M., Publishing Center «Akademiya», 2007. 20 p.

10. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of educational outcomes]. Available at: www.rsvh.ru//article. html/id=50758. (In Russian).

11. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key Competencies as an Effective-Target Basis of a Competence-Based Approach in Education]. M., PC PKPS, 2004.

12. Kibalchenko I. A. Psihologicheskie osnovy organizacii uchebno-poznavatel'nogo opyta obuchayushchihsya [Psychological Foundations of Organizing Educational and Cognitive Experience of Students]. M., Publishing House KREDO, 2010. 414 p.

13. Kozyrev V. A. Kompetentnostnyi podhod v pedagogicheskom obrazovanii [Competence-Based Approach in Pedagogical Education]. SPb., Publishing House of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2004. 391 p.

14. Lavrinenko E. V. Readiness for self-education as a key personal quality of an evening school student in the context of organizing self-educational activities. Molodoj uchenyi = Young Scientist, 2014, No. 18 (77), pp. 595-601. (In Russian).

15. Novaya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya - programma bakalavriata: napravlenie podgotovki 44.03.02. Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie, napravlennost' (profil) - «Psihologiya i social'naya pedagogika» [New Educational Program of Higher Education - a bachelor's program: Field 44.03.02. Psychological-Pedagogical Education, Profile "Psychology and Social Pedagogy"]. Armavir, 2018. 15 p.

16. Novikov A. M. Professional'noe obrazovanie v Rossii [Professional Education in Russia]. M., 1997.

17. Osnovnaya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya - programma bakalavriata: napravlenie podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki), napravlennost' (profil') - «Tekhnologiya i Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» [The Main Educational Program of Higher Education - a bachelor's program: Field 44.03.05 Pedagogical Education (with Two Training Profiles), Profile "Technology and Life Safety"]. Armavir, 2018. 15 p.

18. Osnovnaya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya - programma magistratury: napravlenie podgotovki 44.04.01 Pedagogicheskoe obrazovanie, naprav-lennost' (profil') - Menedzhment v obrazovanii, kvalifikaciya - magistr [The Main Educational Program of Higher Education - a master's program: Field 44.04.01 Pedagogical Education, Profile "Management in Education"]. Armavir, 2018. 15 p.

19. Skripkina A. V., Boyko A. Yu. Pedagogicheskie usloviya i komponenty formi-rovaniya gotovnosti studentov k organizacii uchebnogo vremeni v processe samoobrazo-vatel'noy deyatel'nosti [Pedagogical conditions and components of the formation of students' readiness for organizing study time in the process of self-educational activity]. Available at: http://teoriapractica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/4/ pedagogika/skripkina-boyko.pdf. (In Russian).

20. Hutorskoy, A. V. Key competencies: design technology. Narodnoe obrazovanie = National Education, 2003, No. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Yakovleva N. V. Psihologicheskaya kompetentnost' i ee formirovanie v processe obucheniya v vuze [Psychological Competence and its Formation in the Process of Studying at a University]. Diss. abstract. Yaroslavl, 1994.

22. Competency Profile, Association for Financial Professionals. Available at: www.afponline.org/pub/pdf/competencyrpt.pdf.

23. Cupp S., Moore P., Fortenberry N. Linking student learning outcomes to instructional practices. Proceeding of the 2004 American society for engineering education annual conference and exposition, session 1630. 2004.

24. Globalizaciya obrazovaniya: kompetencii i sistemy kreditov [Globalization of Education: Competencies and Credit Systems] Ed. by. Rubin Yu. B. M., Market DS Korporeishn, 2005. 490 p.

25. Implementation of Education and Training 2010. Work Programme. European Commission, 2004, 20 p. Available at: ec.europa.eu/education/policies/2010/doc.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Кравченко, А. Г. Самообразовательная деятельность в структуре профессиональной компетентности студента вуза / А. Г. Кравченко, А. О. Артемова, Ю. С. Мандрыка. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. -2021. - № 2. - С. 13-24.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kravchenko A. G., Artemova A. O., Mandryka Yu. S. Self-educational Activity in the Structure of Professional Competence of a University Student / A. G. Kravchenko, A. O. Artemova, Yu. S. Mandryka // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 2, pp. 13-24. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.