Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

КОГНИТИВНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1825
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ-ДОШКОЛЬНИКИ / DELAYED MENTAL DEVELOPMENT EMPATHY / MENTAL RETARDATION / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыденко Л.Л., Игнатова Е.С.

В статье ставится задача выявить особенности эмпатии (когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов) у детей 5-6 лет, имеющих статус «Задержка психического развития» (далее - ЗПР) и детей без ЗПР. В результате анализа опровергается гипотеза о том, что дети с ЗПР хуже понимают эмоции других людей в отличие от детей без ЗПР. На основе анализа выполненных методик: «Сюжетные картинки» и «Неоконченные рассказы» определяется, что дети с ЗПР имеют ограничения в развитии эмоциональной сферы (эмоциональный компонент эмпатии), а также трудности в оказании активной помощи и поддержки другому человеку (поведенческий компонент эмпатии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Давыденко Л.Л., Игнатова Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE, EMOTIONAL AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF EMPATHY IN CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article sets the task of identifying the features of empathy (cognitive, emotional, behavioral components) in children 5-6 years old with the status of «Delayed mental development» and children without this status. As a result of the analysis, the hypothesis that children with status have a worse understanding of the emotions of other people is refuted, in contrast to children without status. Based on the analysis of the methods performed: «Plot pictures» and «Unfinished stories», it is determined that children with status have limitations in the development of the emotional sphere (emotional component of empathy), as well as difficulties in providing active assistance and support to another person (behavioral component of empathy).

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 159.922

КОГНИТИВНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Л.Л. Давыденко, Е.С. Игнатова

Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье ставится задача выявить особенности эмпатии (когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов) у детей 5-6 лет, имеющих статус «Задержка психического развития» (далее - ЗПР) и детей без ЗПР. В результате анализа опровергается гипотеза о том, что дети с ЗПР хуже понимают эмоции других людей в отличие от детей без ЗПР. На основе анализа выполненных методик: «Сюжетные картинки» и «Неоконченные рассказы» определяется, что дети с ЗПР имеют ограничения в развитии эмоциональной сферы (эмоциональный компонент эмпатии), а также трудности в оказании активной помощи и поддержки другому человеку (поведенческий компонент эмпатии).

Ключевые слова: эмпатия, задержка психического развития, дети-дошкольники.

Общение - неотъемлемая часть не только жизни общества, но и отдельного человека. Значимой является способность понимать мысли и чувства другого человека, а также отзываться на его переживания, т.е. эмпатия [1].

Уровень развития такой способности зависит от уровня развития отдельных компонентов эмпатии: когнитивного (понимания состояний другого без изменения своего состояния), эмоционального (сопереживания и сочувствия) и поведенческого (активной поддержки другого и оказания помощи).

Однако в психическом развитии возможны нарушения, например, задержка психического развития (далее - ЗПР).

Актуальность проблемы изучения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии состоит в вы-

© Давыденко Л.Л., Игнатова Е.С., 2019 577

делении особенностей когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов эмпатии у детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР), число которых, по данным за 2016 г., составляет 20-60 % [2].

Стремление выявить особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития определило проблему нашего исследования.

Анализ литературы показал, что исследованием феномена ЗПР занимались: О.А. Журбина, Е.И. Изотова, Я.П. Коломин-ский, В.В. Лебединский, которые изучали то, как ЗПР влияет на психические сферы детей.

В ходе анализа содержания понятия «задержка психического развития» нами были выделены две группы определений: 1) ЗПР как снижение темпа развития психических функций или временное отставание развития психики в целом [3, 4]; 2) ЗПР как незрелость психических функций [5, 6].

Таким образом, О.А. Журбина и С.О. Ларионова в качестве основных параметров используют время и скорость развития, т.е. говорят о темпе развития. В то время как Н.Ю. Борякова и В.Б. Никишина делают акцент на степени развития - уровне сформированности психических функций, предполагая, что ЗПР может иметь обратимый характер, а также выход развития на приемлемый для конкретного возраста уровень психического развития.

Независимо от причин возникновения, ЗПР отражается на познавательной сфере ребенка: объем памяти, а также прочность запоминания, скорость приема и переработки информации снижены [7-9]. Важно отметить, что ЗПР влияет и на эмоционально-волевую сферу, что выражается в незрелости, чрезмерной лабильности эмоциональных реакций (неустойчивое настроение и эмоции). Соответственно у детей с ЗПР возникают сложности с осознанием своих эмоций и эмоций другого, с регуляцией собственного эмоционального состояния. Успешно распознаются только ярко выраженные эмоциональные состояния. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в проблемах понимания эмоций как чужих, так и собственных [9, 10].

В настоящее время в психологии не существует единого представления о таком феномене, как «эмпатия». Ее изучением

занимались: А.Г. Басова, В.И. Долгова К.А. Петрова, Дж. Мид, К. Роджерс и др. [11]. Вместе с тем нет единой теории о происхождении и возрастных периодах, структуре, формах выражения и механизмах действия эмпатии. Вслед за К.А. Петровой мы будем рассматривать эмпатию как способность индивида понять мысли и чувства другого человека, а также способность эмоционально отзываться на его переживания. Мы будем придерживаться трехкомпонентной структуры эмпатии, которая была выделена в исследованиях В.И. Долговой и Н.Н. Обозова, соответствует определению эмпатии К.А. Петровой, которая отразила именно эту структуру эмпатии [1, 12]:

1. Когнитивный компонент - понимание, распознание и различение чувств, состояний и эмоций, переживаний другого человека.

2. Эмоциональный компонент - сопереживание и сочувствие.

3. Поведенческий (действенный) компонент - активная поддержка другого и оказание помощи.

Тема эмпатии у детей с ЗПР рассматривалась в работах Т.П. Артемьевой, С.Н. Соркоумовой, Р.И. Хасановой и др., где изучались уровни эмпатии, а также изучался когнитивный компонент эмпатии. Не было обнаружено исследований, которые описывали бы особенности всех трех компонентов эмпатии: когнитивного, эмоционального и поведенческого, что создает трудности для описания феноменологии эмпатии у детей с ЗПР.

Анализ литературы показал, что наиболее изучен когнитивный компонент эмпатии у детей с ЗПР. Информация об эмоциональном и поведенческом компонентах эмпатии носит фрагментарный характер. Это стало предпосылкой для проведения исследования когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии у детей с ЗПР, а также обозначило цель данной работы, которая заключается в выявлении особенностей компонентов эмпатии у детей с ЗПР.

Исследование эмпатии у детей с ЗПР проводилось в период с февраля по апрель 2019 г. Каждому респонденту для заполнения предлагался набор заранее выбранных методик. Время работы было не ограничено.

Для проведения исследования нам понадобилось сформировать две выборки - экспериментальную и контрольную. Выборку составили 56 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Подробное описание выборки исследования представлено в табл. 1.

Таблица 1. Описание выборки исследования эмпатии у детей с ЗПР

Экспериментальная группа (дети с ЗПР) Контрольная группа (дети без ЗПР)

База МАДОУ «Детский сад "Парма"», МАДОУ «Конструктор успеха г. Перми», МАДОУ «Детский сад № 96». МАДОУ «Детский сад "Парма"», МАДОУ «Конструктор успеха г. Перми», МАДОУ «Детский сад № 96»

Выборка 30 детей в возрасте от 5-6 лет (ср. возраст 5,3, стандартное отклонение 0,46) 8 девочек, 22 мальчика. 26 детей в возрасте от 5-6 лет (ср. возраст 5,07, стандартное отклонение 0,27) 12 мальчиков и 14 девочек.

Характеристика выборки Дети, у которых по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) есть статус ЗПР. Дети, без ЗПР.

Перед работой были получены письменные согласия родителей на психодиагностическое обследование детей с целью изучения эмпатии у дошкольников. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Все ответы фиксировались письменно и на диктофон.

Для исследования когнитивного компонента эмпатии использовались картинки из детской развивающей игры «Азбука эмоций», а также рисунок самого себя в четырех эмоциональных состояниях (радость, грусть, злость, испуг). Для того чтобы оценить степень понимания ребенком того или иного эмоционального состояния, ему предлагался набор картинок, в котором на каждой картинке человечек демонстрирует одно из 6 настроений: радость, печаль, страх, гнев, гордость, недовольство. За-

тем ребенку предоставлялись лист и цветные карандаши, давалась инструкция «Нарисуй себя, когда ты радуешься (грустишь, испуган, злишься)» [13].

Таким образом, рисуночный метод позволяет нам проанализировать понимание детьми того, как выражаются эмоции (радость, грусть, злость, испуг), а предъявление картинок дает возможность изучить то, насколько хорошо дети знают эмоции и могут их называть.

Для исследования эмоционального компонента эмпатии использовалась методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки». Методика состоит из 5 пар картинок, на которых изображены плохие/хорошие поступки. Участникам исследования предлагалось посмотреть на картинки, рассказать, что на них изображено и разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие [14].

Таким образом, методика позволяет изучить то, насколько у детей сформирована способность сопереживать и сочувствовать.

Для исследования поведенческого компонента эмпатии использовалась методика Т.П. Гавриловой «Неоконченные рассказы». Методика содержит три неоконченных рассказа, позволяющие определить характер эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая. Участникам предлагается прослушать рассказы и ответить на вопрос о том, как поступит герой рассказа в той или иной ситуации [15].

Таким образом, методика «Неоконченные рассказы» позволяет проанализировать, как поступит ребенок: будет оказывать поддержку другому человеку (гуманистический характер эмпа-тии) или действия будут направлены на самого себя (эгоцентрический характер эмпатии)

В табл. 2 представлены методы и показатели, которые используются в нашем исследовании.

Таблица 2. Таблица методов исследования особенностей когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии у детей-дошкольников

Методика Назначение Показатель

Картинки из игры «Азбука настроений» Ребенку показываются картинки, где человечек демонстрирует одно из 6 настроений: радость, печаль, страх, гнев, гордость, недовольство. Когнитивный компонент

«Нарисуй себя» Для выяснения возможностей ребенка проявлять эмоции.

«Неоконченные рассказы» Т.П. Гаврилова Основная ее задача - выявление видов, тенденций эмпатических реакций детей на ситуации неблагополучия. Поведенческий компонент

«Сюжетные картинки» Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам. Эмоциональный компонент

Для математической обработки данных использовался пакет статистических программ Statistica 13.3., SPSS 16.0.

В соответствии с целями и задачами исследования эмпатии у детей с ЗПР были выбраны следующие методы математической обработки данных:

• Для сравнения показателей когнитивного компонента эмпатии, представленных в номинативной шкале, использовался ф*-угловое преобразование Фишера.

• Для сравнения показателей эмоционального и поведенческого компонентов эмпатии, представленных в ранговой шкале, использовался U-критерий Манна-Уитни.

Результаты

На основе полученных данных проведен анализ особенностей эмпатии у детей ЗПР в соответствии с трехкомпонентной структурой.

При обработке результатов, полученных в ходе изучения когнитивного компонента эмпатии, т.е. способности понимать

эмоции, не было обнаружено статистически значимых различий в группе детей с ЗПР и группе детей без ЗПР. Следовательно, дошкольники понимают свои и чужие эмоции независимо от наличия или отсутствия ЗПР.

Полученные нами результаты расходятся с результатами исследований Т.П. Артемьевой [16] и Д.А. Лукьяновой [17], которые считали, что дети с ЗПР склонны определять только ярко выраженные эмоциональные состояния, в то время как более слабые эмоциональные состояния (огорчение, печаль) не распознавались [16]. Дети с ЗПР способны определять эмоции по выражению лица, но способность дифференцировать эти эмоции не развита [17].

В противовес результатам исследований Т.П. Артемьевой [16] и Д.А. Лукьяновой [17], мы обнаружили, что у детей с ЗПР не возникает сложностей в определении эмоционального состояния другого человека. Они способны называть и распознавать как ярко выраженные эмоции («радость, злость»), так и менее яркие эмоциональные состояния («огорчение», «печаль»).

Данные о показателях эмоционального компонента эмпатии у детей с ЗПР и детей без ЗПР представлены в табл. 3.

Таблица 3. Результаты применения и-критерия Манна-Уитни для оценки эмоционального компонента эмпатии у детей

Сумма рангов (дети без ЗПР) Сумма рангов (дети с ЗПР) и-Манна-Уитни Уровень значимости

Эмоциональный компонент 871,50 724,50 259,50 0,05*

* Отмечены уровни значимости р < 0,05

Как видно из табл. 3, между группой детей с ЗПР и группой детей без ЗПР были выявлены различия в выраженности показателей эмоционального компонента эмпатии. Дети с ЗПР хуже понимают характер поступков, изображенных на картинках, нежели дети без ЗПР (и = 724,50; р < 0,05). Следовательно, дети с ЗПР, скорее всего, не умеют разделять переживания другого человека, у них меньше развита способность сопереживать и сочувствовать.

Сопоставляя полученные результаты с исследованиями П.О. Омаровой [7], С.О. Ларионовой [9], можно отметить сходство данных о влиянии ЗПР на эмоциональную сферу детей-дошкольников: такие дети слабо проявляют сопереживание и сочувствие в отношении других людей.

Показатели поведенческого компонента эмпатии среди разных групп испытуемых (детей с ЗПР и детей без ЗПР) представлены в табл. 4.

Таблица 4. Результаты применения и-критерия Манна-Уитни для оценки поведенческого компонента эмпатии у детей

Сумма рангов (дети без ЗПР) Сумма рангов (дети с ЗПР) и-Манна-Уитни Уровень значимости

Гуманистическая эмпатия 865,00 740,00 275,00 0,05*

«Не знаю» 624,00 972,00 273,00 0,05*

* Отмечены уровни значимости р < 0,05

Показатели поведенческого компонента эмпатии у детей с ЗПР и детьми без ЗПР имеют значимые различия. При ответе на вопрос «Как поступит герой рассказа в этой ситуации?», дети без ЗПР решали ситуацию в пользу героя рассказа (865; р < 0,05), т. е. откликались на эмоциональное состояние другого, что говорит о гуманистическом характере эмпатии, а также о том, что ребенок способен оказать активную помощь и поддержку другому. Дети с ЗПР чаще не давали точного ответа (говорили: «Не знаю») (и = 972; р < 0,05). Следовательно, дети с ЗПР не знают, каким образом можно оказать активную помощь и поддержку другому человеку.

Обобщая выше сказанное, можно говорить о том, что ЗПР:

- не оказывает влияния на когнитивный компонент эмпатии: дети независимо от наличия ЗПР способны понимать свои и чужие эмоции;

- оказывает влияние на эмоциональный компонент эмпатии: у детей с ЗПР снижена способность проявлять сопереживание и сочувствие по отношению к другому человеку;

- оказывает влияние на поведенческий компонент эмпатии: дети с ЗПР не знают, как можно оказать активную помощь и поддержку другому человеку.

Выполненное нами исследование вносит значимый вклад в изучение особенностей эмоциональной сферы детей с ЗПР. Перспективой исследования выступает создание психокоррекцион-ной программы, направленной на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Петрова К.А. Эмпатия как психологический механизм развития этнического самосознания личности // Омский научный вестник.

2009. № 4(79). С. 125-128.

2. Кобонина Н.И. Диагностика детей с ЗПР // Материалы VIII Меж-дунар. студ. электрон. науч. конф. «Студенческий научный форум - 2016». 2016. URL:

https://scienceforum.ru/2016/article/2016026860 (дата обращения: 28.03.2018).

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с.

4. Журбина О.А., Краснощекова Н.В. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 157 с.

5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2003. 126 с.

6. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

7. Омарова П.О. Характеристика социального развития детей с задержкой психического развития // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Г. Герцена.

2010. № 125. С. 69-77.

8. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: Гном-Пресс, 2002. 64 с.

9. Ларионова С.О. Особенности девиантного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического // Педагогическое образование. 2012. № 3. С. 45-52.

10. Власова Т.А. Задержка психического развития и пути ее преодоления. М., 1976. 47 с.

11. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.

12. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. М.: Перо, 2014. 185 с.

13. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 415 с.

14. Дерманова И.Б. Методика «Сюжетные картинки» // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост.

И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 35.

15. ЩетининаА.М. Диагностика социального развития ребенка: учеб. пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

16. Артемьева Т.П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Специальное образование. 2016.

№ 1(41). С. 5-15.

17. Лукьянова Ю.Н. Эмоционально-личностные особенности у детей с задержкой психического развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 4. С. 281-286.

COGNITIVE, EMOTIONAL AND BEHAVIORAL COMPONENTS OF EMPATHY IN CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

L.L. Davidenko, E.S. Ignatova

Perm State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article sets the task of identifying the features of empathy (cognitive, emotional, behavioral components) in children 5-6 years old with the status of «Delayed mental development» and children without this status. As a result of the analysis, the hypothesis that children with status have a worse understanding of the emotions of other people is refuted, in contrast to children without status. Based on the analysis of the methods performed: «Plot pictures» and «Unfinished stories», it is determined that children with status have limitations in the development of the emotional sphere (emotional component of empathy), as well as difficulties in providing active assistance and support to another person (behavioral component of empathy).

Keywords: delayed mental development empathy, mental retardation, preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.