II. КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ
РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
УДК 81.11
Л.В. Бабина, И.В. Бочкарева
КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ1
В статье описывается процесс формирования значений производных слов, образованных от имен собственных, при помощи когнитивных моделей и когнитивных механизмов (перспек-тивизация, соединение, достраивание, развитие и дефокусирование). Знание, стоящее за производящим именем собственным, рассматривается как знание матричного характера или когнитивной матрицы, состоящей из взаимосвязанных когнитивных контекстов. Описывается то, как происходит отнесение производных от имен собственных к категории оценочных слов, которые могут выступать как средства оценочной категоризации.
Ключевые слова: производные от имен собственных, оценочная категоризация, когнитивная модель, когнитивные механизмы, контекст, матрица.
В рамках когнитивного подхода, описывающего язык как специфическую деятельность человека, которая связана с мышлением, рассматриваются процессы концептуализации и категоризации, являющиеся основными способами познания человеком окружающего мира. Сложный процесс концептуализации, по мнению Н.Н. Болдырева, предполагает процесс обработки и накопления знаний различного характера и их отражение в сознании индивида в виде концептов [Болдырев 2000]. В результате концептуализации происходит порождение новых смыслов. Новые смыслы могут также появляться на основе концептов и концептуальных структур уже имеющихся в концептуальной системе человека, то есть может осуществляться вторичная концептуализация, результаты которой объективируются производными словами разного типа. Изучение когнитивных оснований производных слов позволяет ввести понятие концептуальной деривации, которая предполагает, что после того, как концеп-
1 Научно-исследовательская работа выполнена в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., государственный контракт № 02.740.11.0596, проект «Исследование взаимодействия мыслительных и языковых структур» и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)», проект № 2.1.3/9318 «Исследование познавательных процессов средствами языка».
ты, составляющие концептуальную систему человека, уже были каким-либо образом поименованы, в языке появилась необходимость для их дальнейшего объединения в новые концептуальные структуры, которые обладают новыми языковыми значениями. Под концептуальной деривацией понимается мыслительный процесс, обеспечивающий формирование нового смысла в результате определенного способа интерпретации исходного знания за счет когнитивных моделей и механизмов.
Исследование концептуальной деривации на материале производных слов, в том числе производных, образованных от имен собственных (ИС), показало, что процесс вторичной концептуализации может происходить одновременно с вторичной категоризацией. Под категоризацией понимается осмысление объектов и явлений действительности в рамках категорий - обобщенных понятий [Кубрякова 2004; Попова, Стернин 2007]. Взаимодействие вышеупомянутых процессов приводит к формированию новой концептуальной структуры, репрезентируемой производным словом, которая включает как участки, определяющие общее категориальное значение появляющегося наименования, так и участки, дающие представление о категориальном значении производящего слова.
Вторичная категоризация, приводящая к смене грамматической категории появляющегося
наименования, также может определять его отнесение к определенной категории оценочных слов. То есть, наряду с перекатегоризацией, может осуществляться оценочная категоризация. Оценочная категоризация представляет собой мысленное соотнесение объекта или явления с определенной оценочной категорией - динамический аспект, или группировку объектов и явлений по характеру их оценки в соответствующие оценочные классы и категории - статический аспект [Болдырев 2002: 104]. Как отмечает Н.Н. Болдырев, существуют два типа категорий, репрезентирующих разные типы знания: собственно оценочные категории (оценочное знание о неязыковых объектах внешнего мира) и категории оценочных слов (знание о единицах языка, выполняющих определенную оценочную функцию) [Болдырев 2009: 37]. Производные от ИС могут формировать категорию оценочных слов, поскольку в их семантике получают отражение дополнительные знания интерпретирующего характера [Болдырев 2009: 39]. Следовательно, особая природа семантики позволяет производным от ИС выступать как средства отражения и проявления определенного знания, мнения, опыта, оценки (субъективной или коллективной). Оценка является одной из важнейших сторон интеллектуальной деятельности человека и рассматривается как фактор, формирующий ценностную картину мира, которая представляет собой ментальную структуру, состоящую из блоков оценочных категорий, например, категорий «good» и «bad», наполненных оценочными концептами, которые отражают знания ценностной картины мира человека. В них задается шкала, указывающая на положительное (good) или отрицательное (bad) смысловое содержание, и требующая определенного концептуального наполнения для передачи данного оценочного смысла [Гаврилова 2009: 47].
Постараемся рассмотреть, как вышеописанные процессы определяют семантику производных слов, образованных от ИС аффиксальным способом. Как показало исследование производных слов, образованных от ИС, формирование их значений в результате концептуальной деривации может осуществляться как за счет когнитивных моделей, так и за счет когнитивных механизмов.
Когнитивные модели, лежащие в основе семантики производных от ИС, имеют вид пропозиции [Кубрякова 2004, Панкрац 1992, Позднякова 1999]. Под пропозицией понимается конструкт, который связывает концепты и выступает анало-
гом словообразовательной модели в смысле репрезентации знаний. Разные исследователи по-разному определяют подобные аналоги репрезентации знаний: Р. Лэнекер называет их схематическими шаблонами или стандартными образцами (constructional schemas), Дж. Айтчисон называет их просто моделями (models) [Langacker 1991, Aitchison 1994]. Данные шаблоны/модели представляют собой универсальный алгоритм, следуя которому можно получить новое слово, то есть являются моделями порождения новых языковых сущностей.
Пропозицию составляет предикат пропозиции и определенный набор участников - аргументов, концептов. Для выявления пропозиции необходимо определить предикат пропозиции, в качестве которого может выступать либо атомарный предикат, либо операциональный концепт. Атомарный предикат определяет не конкретный тип связи, а лишь указывает на ее наличие, либо на самый обобщенный и абстрактный тип связи, который не нуждается в конкретизации. Операциональный концепт (OPER/BE OPER) представляет собой обобщенный предикат, который указывает либо на само действие, либо является средством связи концептов в концептуальную структуру, стоящую за определенной группой производных слов [Позднякова 1999]. Среди основных аргументов пропозиции были выявлены концепты: ACTOR, OBJ/PATIENT, CONTENT, QUALITY, PLACE и другие, определяющие состав пропозициональной структуры производного слова, образованного от ИС.
Изучение производных существительных, образованных от ИС - топонимов аффиксальным способом, позволило выявить следующие когнитивные модели, определяющие их семантику: ACTOR - LIVE - PLACE (New Yorker, Malian, Cameroonian, Portuguese, Cairene, etc.), OBJ -NAMED AFTER - PLACE (Californium, Germanium, etc). Наиболее многочисленную группу производных составляют производные, образованные от антропонимов. Их семантику определяют следующие когнитивные модели: ACTOR -SUPPORT - CONTENT (Buddhist, Christian, Hitlerite, etc), CONTENT - BE OPER (DEVELOPED BY) - ACTOR (Stalinism, Blairism, Galvanization, etc.), CONTENT - NAMED AFTER - ACTOR (Bushism, Archilochian, etc), OBJ - NAMED AFTER - ACTOR (Mendelevium, Dahlia, Abelite, etc.).
В ходе анализа производных прилагательных, образованных от ИС аффиксальным способом, были определены следующие когнитивные
модели: QUALITY - ASSOCIATED WITH - ACTOR (Panglossian, Orphic, Puckish, Œaplinesque, etc), QUALITY - BELONG TO - CONTENT -INVENTED BY - ACTOR (Machiavellian, Calvinist, Tychonic, etc), QUALITY - BELONG TO -OBJ/CONTENT - ASSOCIATED WITH - ACTOR (Hermetic, Botticellian, Sericeous, etc.), QUALITY -BELONG TO - ACTIVITY - ASSOCIATED WITH -ACTOR (Terpsichorean, Daedal, Pyrrhic, etc.), QUALITY - BELONG TO - PLACE - ASSOCIATED WITH - ACTOR (Hyperborean, Barme-cidal, etc.).
Исследование производных глаголов, образованных от ИС аффиксальным способом, показало, что в основе их семантики лежат такие когнитивные модели, как: DO - LIKE - ACTOR (Hooverize, Clintonize, Bowdlerize, Vulcanize, etc.), OPER - PATIENT - MANNER (Tantalize, Neronize, etc.), USE - OBJ/CONTENT - INVENTED BY -ACTOR (Macadamize, Galvanize, Dieselize, Pasteurize, etc.), ACTOR1-OPER-ACTOR2-VALUE-MANNER (out-Zola, out-Reagan, out-Hitler, outBush, etc.)
Данные модели позволяют получить общее представление о семантике производной единицы, поскольку соотносятся со словообразовательным значением. Уточнить элементы выявленных пропозиций, определить характеристики концептов, соотносимых с конкретными производными словами, позволяет использование механизмов концептуальной деривации.
Исследование производных слов, образованных от ИС, показало, что при формировании их значений могут использоваться следующие когнитивные механизмы: перспективизация, соединение, достраивание, развитие и дефокусиро-вание. Когнитивные механизмы представляют собой определенные схемы действия со структурами знания и над ними [КСКТ 1996; Кубрякова 2004]. Когнитивный механизм «перспективиза-ция» определяет возможность индивида фокусировать внимание на определенных важных участках концептуальной структуры. Термин «перспек-тивизация» первоначально был использован в теории фреймов Ч. Филлмора, в которой он вводится в связи с тем, что «лексическое значение слова связано с определенной ситуацией, которая соотносится с фреймом знания посредством «перспективы», то есть определенной перспективизации (perspective), или фокусирования внимания на отдельных элементах фрейма» [Филлмор 1988: 60]. Понятие перспективизации тесно связано с понятием выделенности (salience, prominence) и про-
филирования (profiling) у Р. Лэнекера [Langacker 1991]. Следовательно, механизм перспективизации предполагает выделение определенных характеристик концепта, соотносимого с производящим ИС, которые заимствуются в концепт, репрезентируемый производным словом. Действие когнитивного механизма перспективизации помогает уточнить элементы пропозиции, лежащей в основе семантики производных слов, образованных от ИС.
Механизм перспективизации связан с механизмом дефокусирования, который определяется способностью нашего внимания фокусироваться на том или ином свойстве референтного объекта, в результате чего наблюдается частичное или полное подавление несущественных для данной ситуации аспектов референта. Понятие дефокусирования, как отмечают исследователи, представляет собой «переструктурирование значения языковой единицы или выражения, в результате которого некоторые онтологически существенные или контекстуально релевантные свойства референта «затушевываются», отходят на задний план», то есть переходят во вторичный фокус или фон [Кубрякова, Ирисханова 2007; Ирисханова 2010: 78]. За счет действия данного когнитивного механизма некоторые характеристики концепта, репрезентируемого производным словом или производящим ИС, отходят на задний план, дефо-кусируются, уступая место другим характеристикам, под влиянием контекста, в котором употреблено производное от ИС.
Когнитивные механизмы «соединение», «достраивание» и «развитие» первоначально предлагаются в рамках теории концептуальной интеграции, разработанной Ж. Фоконье и М. Тернером [Fauconnier, Turner 1998] на основе теории ментальных пространств и теории концептуальной метафоры. Исследователи вводят понятие «интегрированное, смешанное пространство» (blending), в котором элементы из разных исходных ментальных пространств комбинируются, соединяются, и на их основе возникают новые элементы, не присутствующие в исходных пространствах. Действие когнитивного механизма «соединение» предполагает согласование характеристик концепта, репрезентируемого производным словом (характеристик, заимствованных у концепта, репрезентируемого производящим ИС, и характеристик, возникающих в результате действия механизмов «достраивания» и «развития»).
Когнитивный механизм «достраивание» обеспечивает появление новых характеристик у
концепта, соотносимого с производным словом, образованным от ИС. Данные характеристики возникают на основе перспективизируемых характеристик концепта, репрезентируемого производящим ИС, за счет обращения к когнитивным областям, в рамках которых осмысливается концепт, стоящий за производящим ИС.
Когнитивный механизм «развитие» обеспечивает появление новых характеристик или их комбинаций у концепта, объективированного производным словом, за счет использования инферент-ных и энциклопедических знаний. Эти характеристики или их комбинации возникают на основе определенных характеристик концепта, репрезентируемого производящим словом, которые заимствуются в концепт, репрезентируемый производным словом, а также характеристик, появившихся в результате «достраивания» [Бабина 2009: 137].
Все вышеописанные когнитивные механизмы используются в большинстве случаев, когда семантика производного слова выводится с учетом контекстуальной информации за счет обращения к производящим словам и структурам знания экстралингвистического характера, стоящим за ними.
Анализ производных слов, в том числе, производных, образованных от ИС, показал, что адекватная интерпретация их значений требует обращения к различным концептуальным областям или когнитивным контекстам. Сложный и
многоаспектный характер структуры знания, стоящей за производящим ИС, позволяет говорить об ее особом интегративном формате. Вслед за Н.Н. Болдыревым, знание, стоящее за производящим ИС, можно определить как знание матричного формата или когнитивной матрицы, состоящей из взаимосвязанных когнитивных контекстов. Под матрицей исследователи понимают «более сложную концептуальную структуру, которая относится к интегративному типу и определяет знание, образованное в результате объединения отдельных концептов или концептуальных областей в единую концептуальную структуру» [Болдырев, Алпатов 2008].
Как отмечает Н.Н. Болдырев, когнитивная матрица бывает двух типов: общая и частная. Нас интересует частная когнитивная матрица, определяющая многоаспектное осмысление ИС, поскольку она является базой формирования ономастического знания. Матрица строится по принципу: «ядро-периферия», где в качестве ядра матрицы может выступать либо топоним (название географического объекта), либо антропоним (имя индивида), либо любой другой объект мысли, а область периферии образуют когнитивные контексты (разные сферы знания), при обращении к которым происходит понимание данной языковой единицы. Приведем структуру частной когнитивной матрицы антропонима (см. схему 1).
Схема 1
Частная когнитивная матрица АНТРОПОНИМА
В ходе изучения производных слов, образованных от ИС - антропонимов, было выявлено, что к числу основных когнитивных контекстов, на основе которых интерпретируются их значения, можно отнести следующие: ПОЛИТИКА, РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, ИСКУССТВО, ТЕРРИТОРИЯ. Следует отметить, что одно и то же ИС может осмысливаться относительно нескольких когнитивных контекстов. Так, прилагательное Edwardian может осмысливаться относительно контекстов ПОЛИТИКА, ИСКУССТВО, НАУКА, поскольку с именем этого монарха связана целая эпоха, для которой свойственны определенные достижения в искусстве, науке и политике.
Когнитивный контекст ПОЛИТИКА способствует осмыслению следующих производных, образованных от ИС - антропонимов: Cesarean, Elizabethan, Hitlerite, Leninist, Trotskyite, pro-hitler, Edwardian, clintonize, Machiavellian, Blairism, Clin-tonomics, Rubinomics, Reaganomics, Rogernomics, Thaksinomics, etc. Под термином «политика» понимается «деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями» [URL: www.onlinedics.ru/]. Исходя из данного определения, получает значимость информация о деятельности органов власти, которая проявляется в определенных действиях, поступках представителей власти, то есть политических деятелей, имена которых выступают производящей основой для данной группы производных единиц. Особую роль приобретает информация об проводимых теми или иными деятелями экономических реформах, информация об их определенном влиянии на хозяйственный уклад, строй жизни общества, для которого они являлись реформаторами и лидерами.
В рамках когнитивного контекста РЕЛИГИЯ получают свое осмысление следующие производные слова, образованные от ИС - антропонимов (имен деятелей, связанных с определенной системой вероисповедания): Buddhist, Christian, Buddhism, to Christianize, pro-catholic, Yudaism, Mohammedism, Kierkegaardian, Brahmanism. Религия, как известно, подразумевает «систему определенных духовных убеждений, мировоззрения и мироощущения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного» [URL: www.onlinedics.ru/].
Когнитивный контекст ФИЛОСОФИЯ способствует осмыслению производных слов Epicurean, Kantianism, Leninism, Niezscheism, Confucianism, Brahmanism, Hegelian, Marxist, Platonist, Darwinist, etc. Под философией часто понимается система мировоззрения, принципов, взглядов, идей на мир, форма общественного сознания, учение, созданное определенным индивидом.
На базе когнитивного контекста ИСКУССТВО происходит формирование семантики таких производных единиц, как Wagnerian, Chap-linesque, Dior, Grimthorpe, Pantagruelism, Lilliputian, Panglossian, Pickwickian, Quixotic, Sha-kesperian, Wellerism, Oblomovism, Byronism, Push-kinism, Byroniana, Disneyesque, etc. Энциклопедический словарь дает следующее определение термина «искусство»: «художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира» [URL: www.onlinedics.ru]. Таким образом, в данном контексте приобретает особую значимость связь концепта, объективированного производящим ИС - антропонимом, с тем или иным видом искусства: литературой, музыкой, живописью, киноиндустрией и т. д.
Большое количество производных, образованных от ИС - антропонимов, осмысливается относительно когнитивного контекста НАУКА. К числу таких производных слов относятся: Einsteinium, Darwinism, Galvanization, Buckminster-fullerene, Mendelevium, Dahlia, Abelite, Tychonic, Vulcanize, Macadamize, Galvanize, Dieselize, Pasteurize, Aesculapian, Freudianism. В качестве производящего ИС здесь выступает имя реального человека или мифологического персонажа, известного своими изобретениями в определенной области науки: медицины, техники, астрономии, химии, биологии и т.д. Результатом данных изобретений стало появление новых химических элементов, молекул, веществ, растений, сложных химических процессов, определенных научных течений и гипотез.
Следует также обозначить когнитивный контекст ТЕРРИТОРИЯ, поскольку то или иное ИС позволяет судить о том, на какой территории проживает носитель имени, представителем какой культуры он является. Территория определяется как «часть земного шара, подвластная какому-либо государству или входящая в состав какой-либо части света; часть какой-либо страны» [URL: www.onlinedics.ru/]
и является неотъемлемой составляющей понятия «нация». Когнитивный контекст ТЕРРИТОРИЯ позволяет определить значение следующих производных слов: Hitlerite, Elizabethan, Shakesperian, Leninist, Bonapartism, Brahmanism, Disneyesque, etc. Концепты, репрезентируемые данными производными словами, включают знания, указывающие на место проживания или обитания (Германия, Великобритания, Россия, Франция, Индия, США) носителя имени собственного, от которого образовано производное слово.
Вышерассмотренные когнитивные контексты выступают в качестве компонентов когнитивной матрицы антропонима, ядром которой является концепт, репрезентируемый антропонимом. Так как в роли антропонимов выступают имена реальных людей, вымышленных персонажей (литературных,
Структура кон
мифологических, киногероев), то целесообразно для описания ядра когнитивной матрицы антропонима обратиться к концепту ИНДИВИД. Данный термин определяется как «отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике индивидом называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем» [URL: www.onlinedics.ru/], что полностью соответствует содержанию концепта, соотносимого с рассматриваемыми антропонимами. Исследование производных от ИС и обращение к структурам знания, лежащим за производящими ИС - антропонимами, позволило описать структуру ядерного концепта ИНДИВИД и выявить следующие его характеристики: 'внешность', 'характер', 'физические и умственные качества', 'мировоззрение', 'деятельность', 'ситуация' (см. схему 2).
Схема 2
та ИНДИВИД
Характеристика 'мировоззрение' выявляется, поскольку она позволяет раскрыть систему взглядов индивида на объективный мир и его место в нем, показывает его отношение к окружающей действительности и самому себе, указывает на обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение определяет социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека [URL: www.great-soviet-encyclopedia.ru]. Данная характеристика определяет значение производных слов Epicurean, Hitlerite, Caesarean, Pavlovian, Quixotic, Darwinist, Leninist, etc., образованных от ИС индивидов, известных своими определенными жизненными позициями, взглядами, убеждениями, философией, доктринами.
При формировании значений производных слов Thrasonical, Procrustean, Catonian, Neronian, Sadistic, Out-Herod требуется учитывать характеристику 'характер'. Психология трактует «характер» как индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности. Базируется он на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания. Характер, таким образом, тесно связан с поведением, манерами, привычками, отдельными поступками индивида, так как в зависимости от характера индивид проявляет, ведет себя по-разному в тех или иных ситуациях.
Обращение к характеристике 'внешность' позволяет определить значения таких производных слов, как Lilliputian, Gargantuan, Pantag-ruelian, etc. Воспринимая любого индивида, мы подсознательно определяем его внешние параметры. К внешним параметрам относят наружный облик индивида, включающий параметры роста, веса, предметы одежды, тембр голоса, цвет волос и так далее. Данная характеристика содержит информацию об определенных параметрах наружности индивида, которая учитывается при создании производного от ИС.
Характеристика 'физические и умственные качества' конкретизирует семантику производных слов Titanic, Titanium, Antaean, Panic, Protean, Daedal, etc. Основными физическими качествами индивида принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, которые каждый индивид в процессе своей жизни может улучшить в пределах своих врожденных способностей. В данном случае к физическим качествам можно
также отнести проявление разного рода сверхъестественных способностей, которыми были наделены различные мифологические персонажи. Умственные качества образует совокупность знаний, навыков и умений индивида, выработанных в ходе общественно-исторической практики, а также их творческое применение в процессе своей деятельности. Каждый индивид характеризуется набором индивидуально-психологических особенностей, отличающих его от другого индивида, и обращение именно к данным знаниям, характеризующим данные особенности, выраженные в его физических качествах, умениях, способностях, позволяет раскрыть значения вышеупомянутых производных единиц.
Характеристика 'деятельность' у концепта, соотносимого с производящим ИС, выявляется, поскольку деятельность определяет процесс взаимодействия индивида с окружающим миром, любую сознательную активность, в ходе которой он удовлетворяет свои потребности, достигает свои цели. Знание о той или иной активности индивида в определенной области жизнедеятельности (политической, научной, культурной) позволяет раскрыть значения следующих производных единиц: Galvanization, Dahlia, Abelite, Chur-rigueresque, Clintonize, Out-Thatcher, Out-Bush, Tychonic, Vandyke, etc.
Иногда для раскрытия значения производного, образованного от ИС - антропонима, необходимо обратиться к определенной ситуации, в которой оказывается индивид, обозначенный тем или иным именем собственным. В данном случае активизируется характеристика 'ситуация', которая предполагает знание определенной совокупности обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение, в которых оказывается индивид, имя которого использовано как производящая основа следующих производных: Tantalize, Boycott, Sisyphean, Promethean, Begonia, etc. Данный индивид может быть непосредственным участником определенной ситуации или может быть в нее вовлеченным, то есть по отношению к нему могут производиться те или иные действия. Знание данных действий, обстоятельств, связанных с индивидом, позволяет раскрыть значения вышеперечисленных производных слов.
Проиллюстрируем то, каким образом выводится значение производного, образованного от ИС, за счет обращения к когнитивным моделям и к вышеописанным когнитивным механизмам на примере производного прилагательного quixotic, используемого в разных контекстах:
(1) The movement 'to the people' in 1874, when they tried to live and work in the villages of Russia to spread the word and arouse revolution, was heroic but quixotic [BNC].
Прилагательное quixotic образовано аффиксальным путем за счет присоединения суффикса -ic к производящей основе, в качестве которой выступает антропоним - имя известного персонажа произведения «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса - Don Quixote. В основе семантики данного слова лежит модель QUALITY - ASSOCIATED WITH - ACTOR. Если значение слова изначально неизвестно, то дать общее представление о его семантике помогает выявленная когнитивная модель. Уточнить элементы модели, выявить характеристики концепта, соотносимого с производным от ИС, позволяет использование когнитивных механизмов. Для того чтобы конкретизировать значение данного производного слова, необходимо обратиться к концепту, стоящему за ИС - Don Quixote и активизировать характеристику 'мировоззрение'. Как известно, Дон Кихот был невероятным мечтателем, фантазером, идеалистом, которому был свойственен оторванный от реальности и наивный взгляд на окружающий его мир. На основе данной информации перспективизируются такие характеристики, как 'наивность', 'оторванность от реальности', 'склонность к идеализму', что позволяет уточнить элемент пропозиции QUALITY. Учет данных перспективизируемых характеристик, а также обращение к когнитивному контексту ИС-СКУСТВО - определенное литературное произведение, в рамках которого осмысливается концепт, репрезентируемый ИС (знание действий, поступков Дон Кихота, а также знание их результата), позволяет ввести за счет достраивания характеристики 'чрезмерность'. Все вышеперечисленные перспективизируемые характеристики согласуются, соединяются в процессе действия механизма «соединение». За счет когнитивного механизма развитие на основе согласующихся характеристик появляется концептуальная характеристика 'отсутствие' (чрезмерный идеализм ^ отсутствие реалистичного взгляда на мир), то есть возникает оценочный смысл. Данная характеристика передается семантикой прилагательного (quixotic - not practical and are based on unreasonable hopes of improving the world [URL: http://www.ldoceonline.com]). Однако за счет употребления слова в определенной синтаксической конструкции данный оценочный смысл может приобретать более или менее выраженный
характер. В рассматриваемом примере оценочный смысл отрицание явно присутствует, поскольку прилагательное употребляется в синтаксической конструкции - heroic but quixotic. Таким образом, значение производного прилагательного quixotic в рассматриваемом контексте может быть представлено как «extremely idealistic, without regard to practicality, over-imaginative».
Далее рассмотрим функционирование прилагательного quixotic в контексте, в котором оценочный смысл отрицание нейтрализуется:
(2) Rep. Dennis Kucinich continued his seemingly quixotic crusade to impeach President Bush last week. But with Speaker Pelosi suggesting the House Judiciary Committee may hear his argument, Kucinich might get his day very soon. The American News Project has a new video explaining Kucinich's ongoing fight [URL: http://www.huffingtonpost.com].
При формировании значения производной единицы в данном контексте задействуется механизм дефокусирование. Как было указано выше, в семантике производного слова quixotic имеется оценочный смысл отрицание. Однако характеристика 'отсутствие' концепта, репрезентируемого производным словом, может отходить на задний план, нейтрализоваться под влиянием контекстуальной информации. В примере (2) отрицательная характеристика «затушевывается» за счет контекстуальной информации, а именно языковых единиц seemingly, get his day very soon. Таким образом, передается положительная оценка действий политика - демократа Дениса Кучинич, которого характеризует борьба с администрацией президента Джорджа Буша, протест против политики последнего в Ираке, результатом которой стало несколько тысяч убитых американских солдат, неоднократные попытки объявить импичмент Бушу. Указывается, что его действия имеют определенный практический результат. Исходя из вышесказанного, можно определить значение производного слова quixotic как «rather idealistic, but with regard to practicality».
Рассмотренные примеры показывают, что значения производных, образованных от ИС, формируются в ходе концептуальной деривации как за счет когнитивных моделей, так и за счет когнитивных механизмов. Процессы, задействованные в ходе концептуальной деривации, включают вторичную концептуализацию, вторичную категоризацию (перекатегоризацию и оценочную категоризацию). Выведение значения производного слова, образованного от имени собственного за счет когнитивных механизмов предполагает
учет контекстуальной информации и обращение к структуре знания, стоящей за именем собственным и имеющей интегративный характер.
Список литературы
Бабина Л.В. Концептуальные основы словообразования // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: кол. моногр. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та, 2009. С. 128-149.
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2000.
Болдырев Н.Н. Структура и принципы формирования оценочных категорий // С любовью к языку: сб. науч. тр. М.: Ин-т языкознания РАН; Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. С. 103-114.
Болдырев Н.Н. Концептуальная основа языка // Когнитивные исследования языка. Вып. IV. Концептуализация мира в языке: кол. моногр. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та, 2009. С. 25-77.
Болдырев Н.Н., Алпатов В.В. Когнитивно-матричный анализ английских христианских топонимов // Вопр. когнитивной лингвистики. 2008. № 4. С. 5-14.
БСЭ. URL: http://www. www.great-soviet-encyclopedia.ru
Гаврилова Е.Д. О межкультурном аспекте оценочного значения // Филологические науки. Вопр. теории и практики. 2009. № 1 (3). С. 46-49.
Ирисханова О.К. Дефокусирование и категоризация в комплексных лексических единицах // Когнитивные исследования языка. Вып. VII. Типы категорий в языке: сб. науч. тр. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом Тамб. гос. ун-та, 2010. С. 78-93.
(КСКТ) Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е.С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996.
Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитив-
ной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянских культур, 2004.
Кубрякова Е.С., Ирисханова О.К. Языковое абстрагирование в именах категорий // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. 2007. Т. 66. № 2. С. 3-12.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ, Восток-Запад, 2007.
Панкрац Ю.Г. Пропозициональные структуры и их роль в формировании языковых единиц разных уровней: дис. ... док. филол. наук. М., 1992.
Позднякова Е.М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте (на материале английского языка): дис. ... док. филол. наук. М., 1999.
Словарь логики. URL: http://www.onli-nedics.ru
Толковый словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. URL: http://www.on-linedics.ru
Толковый словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. URL: http://www.onlinedics.ru
Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. С. 52-92.
Энциклопедический словарь. URL: http://www. onlinedics.ru
Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin, N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991.
Aitchison J. Words in the Mind. An Introduction to the Mental Lexicon. Oxford: Blackwell Publishers Ltd, 1994.
Fauconnier G., Turner M. Conceptual Integration Networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22 (2). P.133-187.
BNC - информационно - справочная система. URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk (дата обращения 25.01.11).
Longman Dictionary of Contemporary English. URL: http://www.ldoceonline.com
Информационно-справочная система. URL: http://www.huffingtonpost.com
L.V. Babina, I.V. Bochkaryova COGNITIVE BASIS OF DERIVATIVES FORMED FROM PROPER NAMES
The article describes the process of meaning formation of derivatives formed from proper names with the help of cognitive models and cognitive mechanisms (perspective, composition, completion, elaboration and de-focusing). Knowledge evoked by a proper name is considered as matrix knowledge or cognitive matrix consisting of interconnected cognitive contexts. The article shows the reference of derivatives from proper names to the category of evaluative words that may be considered as means of evaluative categorization.
Key words: derivatives from proper names, evaluative categorization, cognitive model, cognitive mechanisms, context, matrix.