Научная статья на тему 'Всероссийский научно-практический семинар "проблемы когнитивной лингвистики" (тамбов, 14-25 ноября 2016 г. )'

Всероссийский научно-практический семинар "проблемы когнитивной лингвистики" (тамбов, 14-25 ноября 2016 г. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петухова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийский научно-практический семинар "проблемы когнитивной лингвистики" (тамбов, 14-25 ноября 2016 г. )»

УДК 812

Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 4

Петухова Татьяна Ивановна

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7-9 t.petuhova@spbu.ru

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ» (ТАМБОВ, 14-25 НОЯБРЯ 2016 г.)

Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы когнитивной лингвистики» по программе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава регулярно проводится в Тамбове. Организатором семинара выступает Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» совместно с Институтом языкознания РАН и Центром повышения квалификации Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. В 2016 г. семинар проходил с 14 по 25 ноября. В рамках семинара слушатели из городов России и ближнего зарубежья принимали участие в лекционных и семинарских занятиях, мастер-классах, а также имели возможность выступить с докладом на тему своих научных исследований. Семинар «Проблемы когнитивной лингвистики» в Тамбове явился прекрасной возможностью для ученых — преподавателей из Екатеринбурга, Тюмени, Оренбурга, Сургута, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Минска, Кургана, Новосибирска углубить и структурировать свои знания в области основных направлений когнитивной лингвистики, понятийно-терминологического аппарата и методологии когнитивной науки, а также корпусных исследований языка.

Руководителем семинара является заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор, президент Российской ассоциации лингвистов-когнитологов Николай Николаевич Болдырев. В рамках семинара состоялись лекции ведущих ученых научно-образовательного центра когнитивных исследований: Н. Н. Болдырева, Л. А. Фурс, Е. М. Поздняковой, Л. В. Бабиной, Т. А. Клепиковой, И. Ю. Безукладовой, А. Л. Шарандина, А. С. Щербак, Л. А. Пана-сенко, Е. А. Козловой.

К основным направлениям когнитивных исследований Тамбовской школы относятся общая теория репрезентации, теории концептуализации и категоризации, теория интерпретации. Понятия концептуализации и категоризации определяются Н. Н. Болдыревым как ключевые понятия в описании познавательной деятельности и когнитивных способностей человека. Концептуализация представляет собой «осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов (т. е. фиксированных в сознании человека единиц знания)» [Болдырев 2014, с. 37]. На лекции, посвященной проблемам концептуализации, обсуждались статический (тематические концепты) и динамический (операционные концепты) аспекты концептуализации, типологии концептов (структурная, содержательная, репрезентативная, функциональная), понятие когнитивного контекста. Особое внимание уделялось типам форматов знаний, в частности особому формату знания — когнитивной матрице, которая представляет собой систему взаимосвязанных когнитивных контекстов. Изучение многоаспектного знания матричного формата осуществляется специально разработанным методом когнитивно-матричного анализа (когнитивно-матричное моделирование) [Болдырев, Алпатов 2008; Куликов 2008; Тимофеева 2008].

На лекции, посвященной теории категоризации, рассматривались основные аспекты понятия категоризации и различные подходы к формированию категорий. По определению Н. Н. Болдырева, категоризация представляет собой, «с одной стороны, знание категорий

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2017

объектов и явлений и их названий и, с другой стороны, сам процесс отнесения тех или иных объектов к конкретной категории, включая присвоение им соответствующих названий» [Болдырев 2014, с 115]. Среди основных подходов к формированию категорий, как отмечает ученый, в лингвистике выделяются классический подход, который базируется на воззрениях Платона и Аристотеля, альтернативная точка зрения Л. Витгенштейна — принцип, получивший название «семейное сходство», а также прототипический подход, возникновение которого связано с работами Э. Рош. Отличительными чертами прототипического подхода к формированию категорий является выделение прототипа, отличающегося наличием наиболее характерных признаков категории, а также признание существования горизонтального и вертикального уровней категоризации и выявление трех уровней категоризации: базового, суперординатного и субординатного. Для описания категорий, организованных по иерархическому принципу, учеными Тамбовской школы был разработан метод концептуально-таксономического анализа [Болдырев, 2008; Белау 2009]. Наряду с лексической и грамматической категоризацией Н. Н. Болдырев выделяет модусную, или интерпретирующую, категоризацию. Главной особенностью категорий модусного типа ученый считает особый функционально ориентированный характер их концептуальной основы [Болдырев 201^, с 10].

Одна из лекций Н. Н. Болдырева была посвящена теории интерпретации. Под интерпретацией, в ее узком значении, ученый понимает языковую познавательную активность индивида, раскрывающую в своих результатах его субъективное понимание объекта интерпретации [Болдырев 2011Ь, с 11]. Н. Н. Болдырев остановился на понятиях первичной и вторичной интерпретации, выделил их отличительные характеристики, отметил существование трех типов интерпретации, которые реализуют три ее основные функции: селекции, классификации и оценки. Селективная функция проявляется в языковых обозначениях соответствующих концептов и связана с образованием индивидуальных концептуальных систем. Классифицирующая функция связана с классификацией объектов и формированием абстрактных понятий, обозначением ментальных действий и состояний, чувств, эмоций. Оценивающая функция предполагает схематизацию опыта в соответствии с коллективной и индивидуальной системами норм, идеалов, стереотипов и оценок. Интерпретация определяется разными факторами: статусом собеседника, областью определения, контекстом и др.

Аспектам исследования синтаксиса в когнитивном контексте были посвящены лекции д-ра филол. наук, проф. Л. А. Фурс «Форматы знания в синтаксисе» и «Интерпретация мира в синтаксисе». В концептуальном пространстве синтаксиса ученый выделяет следующие форматы знания: конфигурационный, актуализационный и конфигурационно-актуализацион-ный. Конфигурационный формат репрезентирует статический аспект языка. В данном формате организуется языковое знание «о способах синтаксической организации мыслей в самом обобщенном виде — в виде глагольно-актантной структуры, возможности которой дифференцируются по двум направлениям — по линии переходной и непереходной конфигурации» [Фурс 2009, с 236]. Актуализационный формат отражает динамический аспект языка. Концепты этого формата репрезентируют знания об отношениях сущностей объективного мира, их свойствах и состояниях, а также о способах кодирования этих отношений, свойств и состояний. К концептам актуализационного формата относятся следующие: «акциональность», «кау-зативность», «процессуальность», «релятивность», «свойство», «состояние». К концептам кон-фигурационно-актуализационного формата ученый относит концепты, «концентрирующие знания о содержательных вариациях субъективной модальности человека и синтаксических способах их представления» [Там же, с. 239]. В этом формате можно выделить такие концепты, как «наличие», «безличность», «инверсив», «верификатив» и др.

Говоря о когнитивной основе интерпретации мира в синтаксисе, Л. А. Фурс отметила роль когнитивной доминанты. Когнитивно-доминирующая структура включает только те блоки знания, которые значимы для говорящего на данный момент. Если система восприятия обеспечивает естественное доминирование мобильных объектов над статичными, то в результате включения в когнитивную доминанту говорящего и вопреки естественному ходу событий, статус доминирующей сущности удается закрепить и за статичным объектом в том случае, если акцентируется данный аспект ситуации [Фурс 2004]. Л. А. Фурс подробно остановилась

на организующих факторах в процессах интерпретации мира в синтаксисе, на понятии мета-когнитивного знания, а также на принципе метафигурирования.

Особую значимость в работах Н. Н. Болдырева и других ученых имеет разработка методологии когнитивных исследований. Этой проблеме была посвящена лекция «Когнитивные и языковые механизмы формирования смысла. Когнитивные методы исследования». Н. Н. Болдырев остановился на общих и частных методах исследования в когнитивной лингвистике, подчеркнув, что все методы должны быть ориентированы на определенные форматы знаний, которые, в свою очередь, делятся на концептуально простые (конкретно-чувственный образ, схема, представление и др.) и концептуально сложные (пропозиция, фрейм, сценарий, категория, матрица и др.). К когнитивным методам исследования разных форматов относятся традиционные (концептуально-дефиниционный анализ, фреймовый анализ, прототипический анализ, концептуальное моделирование) и специфические (концептуально-таксономический анализ, концептуально-таксономическое моделирование, когнитивно-матричный анализ, когнитивно-матричное моделирование и др.) методы. К когнитивным механизмам формирования смысла относятся: профилирование, спецификация, или конкретизация, генерализация, эвфемизация, изменение области концептуализации, перспективизация, сравнение, концептуальная метафора, концептуальная метонимия, концептуальная интеграция, инференция и др.

Н. Н. Болдырев подробно осветил проблемы концептуального и культурологического анализа. Ученый отметил две тенденции в исследовании концептуального содержания. Одна из них связана с изучением различных форматов знания в языке, то есть языковых способов форматирования смысла. Вторая тенденция направлена на изучение области определения единиц концептуальной системы (культурные, этнические, территориальные, языковые концепты). Пути развития концептуального анализа Николай Николаевич видит не в тематическом расширении количества анализируемых концептов на основе однотипных методик, а в разработке новых методов и приемов анализа простых и сложных структур знания. Освещая проблемы культурологического анализа, ученый отметил, что культурологический подход изучает соотношение когнитивных и языковых структур в контексте определенной культуры. Выделив основные направления реализации культурологического подхода в гуманитарной науке в целом и в лингвистике в частности, Н. Н. Болдырев указал на тесную связь культурологического и когнитивного анализа. Знания культурно обусловленного характера имеют матричный формат, что предполагает использование специальной методики, а именно когнитивно-матричного анализа.

Лекции проф. Л. В. Бабиной были посвящены аспектам изучения производных слов в рамках когнитивно-дискурсивного подхода и интерпретирующему потенциалу производных слов. Л. В. Бабина остановилась на таких понятиях, как концептуальная деривация и когнитивное моделирование в контексте анализа производных слов, а также охарактеризовала основные когнитивные механизмы, обеспечивающие осуществление деривационных процессов, такие как перспективизация, соединение, достраивание, развитие, дефокусирование [см. подробнее Бабина 2009]. Л. В. Бабина осветила вопросы концептуальной деривации как процесса, базирующегося на интерпретации, и подробно остановилась на интерпретационном потенциале производных слов, создаваемых по когнитивным моделям.

И. Ю. Безукладова на занятии «Категоризация индивидуального пространства в языке» остановилась на трех моделях категоризации пространства — эгопространство, приватное и социальное пространство. Ученый выделяет четыре сферы эгопространства: «физическое тело индивидуума», его «эмоционально-чувственный, или психологический, мир», «личные вещи индивидуума» и «физические действия, совершаемые лично индивидуумом и доступные наблюдению». Три сферы приватного пространства включают: «дом, жилище», «родственные отношения» и «дружеские отношения». Среди пяти сфер социального пространства выявляются: «профессиональная деятельность», «учеба», «общественная жизнь», «социальная территория» и «национально-культурное пространство» (см. подробнее: [Безукладова 2016]).

Взаимодействию лексики и грамматики в когнитивно-дискурсивном аспекте была посвящена лекция проф. А. Л. Шарандина, который определил свою цель следующим образом: рассмотреть сформировавшиеся в рамках системно-структурного подхода и представленные

в теории лексической грамматики с точки зрения их реализации в когнитивно-дискурсивном (когнитивно-коммуникативном) подходе отношения между лексикой и грамматикой. Лексическая грамматика предполагает рассмотрение грамматических средств (категорий, форм) как средств выражения абстрактной лексической семантики, оказывающейся, как и конкретная лексическая семантика, неотъемлемой частью концептуального содержания слова, по отношению к которому грамматика выступает как концептуальная структура. Ученый представил свою теорию когнитивно-коммуникативного осмысления частей речи русского языка.

Проблемы когнитивной ономастики нашли освещение в лекции проф. А. С. Щербак, которая остановилась на основных характеристиках ономастического концепта и языковых механизмах их репрезентации. А. С. Щербак отметила, что специфичность ономастического концепта проявляется в отражении в сознании человека основных ценностных представлений, таких как национальная самобытность, духовная жизнь, память, свой-чужой и др. Помимо ценностного компонента к основным характеристикам ономастического концепта относятся: консервативность и относительная изменчивость, полиобъективация, моноклассифицируе-мость, многомерность, национально-культурная специфичность.

На когнитивных аспектах изучения лексики подробно остановилась д-р филол. наук Л. А. Панасенко, затронув такие вопросы, как теории лексического значения слова, теории вторичных значений лексических единиц, систематизированное описание лексических массивов. Когнитивные исследования направлены на установление связи значения со знаниями индивида, процессами восприятия действительности, мышлением, формированием мнений и оценок, взаимодействием лингвистической и экстралингвистической информации. Л. А. Панасенко отметила, что когнитивная семантика рассматривает все значения и речевые употребления слова как семантически связанные между собой, а когнитивные исследования полисемии направлены на выявление объединяющего концептуального основания структуры полисеманта. Ученым подробно рассмотрена проблема систематизации лексических массивов. На лекции, посвященной интерпретирующему потенциалу лексических категорий, была дана подробная характеристика исследования этой проблемы и нашли освещение вопросы моделирования интерпретирующего потенциала лексических категорий (см. подробнее: [Панасенко 2014]).

Проф. Е. М. Позднякова остановилась на проблеме лингвокреативности в рамках когнитивного исследования хабитуального и творческого, подчеркнув важную роль лингвокреатив-ности в словообразовании как номинативном процессе. Е. М. Позднякова охарактеризовала различные виды креативности, исследуемые в науке, подчеркнула экологический характер мышления и осветила проблему словообразовательного моделирования. Отдельная лекция была посвящена когнитивной прагматике интернет-коммуникации, основными вопросами для обсуждения стали следующие: прагматическая роль комбинированных знаков в интернет-коммуникации, репрезентация знаний и ее структурирование в интернет-коммуникации, прагматика визуальной коммуникации.

Проблеме метонимии в когнитивном аспекте был посвящен мастер-класс доцента Е. А. Козловой, во время которого был рассмотрен фрейм событийности, его обязательные и факультативные компоненты, а также различные метонимические модели концептуализации события.

Несомненный интерес представляли лекции и мастер-классы проф. Т. А. Клепиковой, посвященные лингвистическим исследованиям на базе корпусов, вопросам создания корпусов, статистической обработке корпусных (и экспериментальных) данных.

В распоряжении слушателей семинара была богатая библиотека Научно-образовательного центра когнитивных исследований ТГУ им. Г. Р. Державина. В целом можно сказать, что семинар «Проблемы когнитивной лингвистики» предоставляет уникальную возможность ученым-лингвистам, интересующимся когнитивными аспектами языка, ознакомиться с современными направлениями научных лингвокогнитивных исследований, терминологическим аппаратом и методологией когнитивной лингвистики, систематизировать знания в области теорий концептуализации, категоризации и интерпретации, рассмотреть специфику когнитивных исследований на лексическом, грамматическом, синтаксическом, дискурсивном уровне, ознакомиться с основами исследований, проводимых на базе корпусов. Ведущий

центр когнитивных исследований в России открывает перед слушателями семинара огромный и многоаспектный мир когнитивной лингвистики и помогает определить научные перспективы будущих исследований.

Литература

Бабина 2009 — Бабина Л. В. Концептуальные основы словообразования. Когнитивные исследования языка. 4, 2009: 128-149.

Безукладова 2016 — Безукладова И. Ю. Эгоцентрические модели категоризации пространства в немецком языке. Дисс. ... док. филол. наук. Тамбовский гос. университет им. Г. Р. Державина, 2016. 327 с.

Белау 2009 — Белау М. Ю. Глагольная таксономическая модель концепта «самостоятельное перемещение субъекта» в современном английском языке. Дисс. ... канд. филол. наук. Науч. рук. Н. Н. Болдырев. ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2009. 192 с. Болдырев 2008 — Болдырев Н. Н. "Принципы и методы когнитивных исследований языка." Принципы и методы когнитивных исследований языка. Болдырев Н. Н. (ред.). Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 11-29.

Болдырев 2011а — Болдырев Н. Н. Роль интерпретирующей функции в формировании языковых

категорий. Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 1, 2011: 9-16. Болдырев 2011Ь — Болдырев Н. Н. Интерпретирующая функция языка. Вестник ЧелГУ. Филология.

Искусствоведение. 33 (248), вып. 60, 2011: 11-16. Болдырев 2014 — Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику:

курс лекций. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2014. 236 с. Болдырев, Алпатов 2008 — Болдырев Н. Н., Алпатов В. В. Когнитивно-матричный анализ английских христианских топонимов. Вопросы когнитивной лингвистики. 4, 2008: 5-14. Куликов 2008 — Куликов В. Г. "Когнитивно-матричный анализ диалектных единиц." Принципы и методы когнитивных исследований языка. Болдырев Н. Н. (ред.). Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 73-86.

Панасенко 2014 — Панасенко Л. А. Интерпретирующий потенциал лексических категорий. Дисс. ...

док. филол. наук. ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2014. 350 с. Тимофеева 2008 — Тимофеева Т. Н. "Когнитивно-матричный анализ прецедентных имен в научных экономических текстах." Принципы и методы когнитивных исследований языка. Болдырев Н. Н. (ред.). Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. С. 87-97. Фурс 2004 — Фурс Л. А. Синтаксически репрезентируемые концепты. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. 166 с.

Фурс 2009 — Фурс Л. А. "Проблема представления знаний в синтаксисе." Когнитивные исследования языка. Проблемы репрезентации в языке. Т. 2. Болдырев Н. Н. (ред.). М.; Тамбов: Ин-т языкозн. РАН; ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. С. 234-240.

Для цитирования: Петухова Т. И. Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы когнитивной лингвистики» (Тамбов, 14-25 ноября 2016 г.) // Вестник СПбГУ Язык и литература. 2017. Т. 14. Вып. 4. С. 680-686. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2017.415

References

Бабина 2009 — Babina L. V. Kontseptual'nye osnovy slovoobrazovaniia [Conceptual bases of wordformation]. Kognitivnye issledovaniia iazyka [Cognitive studies of the language]. 4, 2009: 128-149. (Russian)

Безукладова 2016 — Bezukladova I. Iu. Egotsentricheskie modeli kategorizatsii prostranstva v nemetskom iazyke [Ego-centric models of categorization of space in German]. The thesis for Doctor of Philology. Tambov State University, 2016. 327 p. (Russian)

Белау 2009 — Belau M. Iu. Glagol'naia taksonomicheskaia model' kontsepta «samostoiatel'noeperemeshchenie sub'ekta» v sovremennom angliiskom iazyke [Verb taxonomic model of the concept "self-movement of the subject" in contemporary English language]. The thesis for Doctor of Philology. Advisor N. N. Boldyrev. Tambov State University. Tambov, 2009. 192 p. (Russian)

Болдырев 2008 — Boldyrev N. N. "Printsipy i metody kognitivnykh issledovanii iazyka." Printsipy i metody kognitivnykh issledovanii iazyka [Principles and methods of cognitive linguistic studies]. Boldyrev N. N. (ed.). Tambov: TSU Publ., 2008. S. 11-29. (Russian) Болдырев 2011a — Boldyrev N. N. Rol' interpretiruiushchei funktsii v formirovanii iazykovykh kategorii [Role of the interpretative function in forming the linguistic categories]. Tambov University Review. Series Humanities. 1, 2011: 9-16. (Russian) Болдырев 2011b — Boldyrev N. N. Interpretiruiushchaia funktsiia iazyka [Principles and methods of cognitive linguistic studies]. Vestnik ChelSU. Philologiia. Iskusstvovedenie — CSU Bulletin. Philology Sciences. Study of Art. 33 (248), Iss. 60, 2011: 11-16. (Russian) Болдырев 2014 — Boldyrev N. N. Kognitivnaia semantika. Vvedenie v kognitivnuiu lingvistiku: kurs lektsii [Cognitive semantics. Introduction into cognitive linguistics: A course of lectures]. Tambov: TSU Publ., 2014. 236 p. (Russian) Болдырев, Алпатов 2008 — Boldyrev N. N., Alpatov V. V. Kognitivno-matrichnyi analiz angliiskikh khristianskikh toponimov [Cognitive and matrix analysis of the English Christian toponyms]. Voprosy Kognitivnoy Lingvistiki — Issues of Cognitive Linguistics. 4, 2008: 5-14. (Russian) Куликов 2008 — Kulikov V. G. "Kognitivno-matrichnyi analiz dialektnykh edinits." Printsipy i metody kognitivnykh issledovanii iazyka [Cognitive and matrix analysis of the dialect units] [Principles and methods of cognitive linguistic studies]. Boldyrev N. N. (ed.). Tambov: TSU Publ., 2008. P. 73-86. (Russian)

Панасенко 2014 — Panasenko L. A. Interpretiruiushchii potentsial leksicheskikh kategorii [Interpretative potential of the lexical categories]. The thesis for Doctor of Philology. Tambov State University. Tambov, 2014. 350 p. (Russian) Тимофеева 2008 — Timofeeva T. N. "Kognitivno-matrichnyi analiz pretsedentnykh imen v nauchnykh ekonomicheskikh tekstakh [Cognitive and matrix analysis of the precedent names in the scientific texts on economics]." Printsipy i metody kognitivnykh issledovanii iazyka [Principles and methods of cognitive linguistic studies]. Boldyrev N. N. (ed.). Tambov: TSU Publ., 2008. P. 87-97. (Russian) Фурс 2004 — Furs L. A. Sintaksicheski reprezentiruemye kontsepty [Syntactically represented concepts].

Tambov: TSU Publ., 2004. 166 p. (Russian) Фурс 2009 — Furs L. A. "Problema predstavleniia znanii v sintaksise [How our knowledge is represented in syntax]." Kognitivnye issledovaniia iazyka [Cognitive linguistic studies]. Problemy reprezentatsii v iazyke [Issue II. Problems of representation on the language]. Vol. 2. Boldyrev N. N. (ed.). Moscow; Tambov: Institute of Linguistics RAS Press; TSU Publ., 2009. P. 234-240. (Russian)

For citation: Petukhova T. I. All-Russian Scientific-Practical Seminar "The Problems of Cognitive Linguistics". 2016, November 14-25, Tambov, Russia. Vestnik SPbSU. Language and Literature, 2017, vol. 14, issue 4, pp. 680-686. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2017.415

Статья поступила в редакцию 23 декабря 2016 г.

Статья рекомендована в печать 2 июня 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.