Научная статья на тему 'Когнитивный аспект изучения производных прилагательных, образованных от имен собственных аффиксальным способом'

Когнитивный аспект изучения производных прилагательных, образованных от имен собственных аффиксальным способом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
292
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДНЫЕ СЛОВА / ОБРАЗОВАННЫЕ ОТ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ / ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ДЕРИВАЦИЯ / DERIVATIVES FORMED FROM PROPER NAMES / PROPOSITIONAL STRUCTURES / CONCEPTUAL DERIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочкарева Ирина Валерьевна

В статье предпринимается попытка рассмотрения действия когнитивных процессов, обеспечивающих формирование значений производных прилагательных, образованных от имен собственных аффиксальным способом. На материале производных прилагательных, образованных от имен собственных, выявляются модели концептуальной деривации. Целью нашего исследования является выявление когнитивной основы формирования семантики производных слов, образованных от имен собственных аффиксальным способом. Результатом проведенного анализа является ряд выявленных когнитивных моделей, лежащих в основе семантики производного слова, образованного от имени собственного. Научная новизна данной работы заключается в том, что она предполагает изучение семантики производных слов, образованных от имен собственных, с использованием новых подходов и методов, а именно метода когнитивной дериватологии и концептуального анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE ASPECT OF EXAMINATION OF DERIVATIVE ADJECTIVES FORMED FROM PROPER NAMES BY AFFIXATION

This article is an attempt to investigate the functioning of cognitive processes that provide the formation of meanings of derivative adjectives formed from proper names by affixation. The models of conceptual derivation are revealed on the material of derivative adjectives formed from proper names. Goal of our investigation is the exposure of cognitive base of semantics formation of derivatives formed from proper names by affixation. Result of carried out analysis is a number of revealed cognitive models, being the base of semantics of derivative formed from proper name. Novelty examination of the investigation is to examine the semantics of derivatives formed from proper names using new approaches and methods, especially with help of method of cognitive derivation and conceptual analysis.

Текст научной работы на тему «Когнитивный аспект изучения производных прилагательных, образованных от имен собственных аффиксальным способом»

УДК Sl’373.611

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОДНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ АФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ

© Ирина Валерьевна Бочкарева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры английской филологии, e-mail: margo-max1984@mail.ru

В статье предпринимается попытка рассмотрения действия когнитивных процессов, обеспечивающих формирование значений производных прилагательных, образованных от имен собственных аффиксальным способом. На материале производных прилагательных, образованных от имен собственных, выявляются модели концептуальной деривации. Целью нашего исследования является выявление когнитивной основы формирования семантики производных слов, образованных от имен собственных аффиксальным способом. Результатом проведенного анализа является ряд выявленных когнитивных моделей, лежащих в основе семантики производного слова, образованного от имени собственного. Научная новизна данной работы заключается в том, что она предполагает изучение семантики производных слов, образованных от имен собственных, с использованием новых подходов и методов, а именно метода когнитивной дериватологии и концептуального анализа.

Ключевые слова: производные слова, образованные от имен собственных; пропозициональные структуры; концептуальная деривация.

Многочисленные знания об окружающем мире, которые человек имеет в сознании, хранит в памяти, вербализует в процессе коммуникации, существуют в виде определенных мыслительных структур, в основе которых лежит оперативно-содержательная единица мышления или квант структуриро-

ванного знания - концепт [1]. Концепты являются одним из основных типов когнитиви-стских ментальных репрезентаций, которые позволяют формальным путем производить вычисления новых знаний на основе хранимых [2]. Репрезентация знания включает в себя не только отображение определенных

фиксированных знаний об объекте, но и выведение, формирование новых знаний о данном объекте, т. е. получение инферентной информации. Процесс актуализации, модификации исходного концепта, приводящий к формированию нового концепта, называется вторичной репрезентацией. Одним из способов вторичной репрезентации знаний о действительности служат разного рода производные единицы, относящиеся скорее к выводному, инферентному пласту лексики, т. к. их значения скорее выводятся, формируются, чем фиксируются в памяти человека. Как пишет Е.С. Кубрякова, производные слова являются порождающей средой, которая снабжает говорящих «схемами соединения определенных структур знания с определенными словообразовательными конструкциями, механизмами словообразовательного моделирования и стратегиями извлечения семантики из ее единиц, процедурами обработки новых данных и т. п.» [3].

К процессам, в результате которых образуются новые структуры знания на основе уже существующих концептов и концептуальных структур, относится концептуальная деривация. Данное понятие было введено Л.В. Бабиной и определяется как когнитивный процесс, в результате которого «происходит объединение исходных концептов в концептуальные структуры, внутри которых исходные концепты выступают как согласованные по тем или иным концептуальным характеристикам друг с другом» [4].

При осуществлении концептуальной деривации возможно одновременное проявление процессов повторной концептуализации и повторной категоризации. В ходе данных процессов происходит образование новых производных единиц, пополняющих и расширяющих не только систему лексики языка, но и систему частей речи.

В основе семантики производных единиц лежат когнитивные модели, имеющие вид пропозиции [3, 5, 6]. Пропозиция представляет собой конструкт, связывающий концепты, и выступает аналогом словообразовательной модели в смысле репрезентации знаний. Разные исследователи по-разному определяют подобные аналоги репрезентации знаний: Р. Лэнекер называет их схематическими шаблонами или стандартными образцами (constructional schemas), Дж. Айтчи-

сон называет ж просто моделями (models) [7, 8]. Данные шаблоны/модели представляют собой универсальный алгоритм, следуя которому можно получить новое слово, т. е. являются моделями порождения новые языковые сущностей.

С когнитивной точки зрения производные слова являются отражением объединения концептов, рефлексами пропозициональные структур, языковым выражением пропозиции в одном слове [9]. В качестве основный аргументов пропозиции выступают такие концепты, как: ‘actor’, ‘obj/patient’, ‘content’, ‘quality’, ‘place’. Для выявления пропозиции необxодимо определить предикат пропозиции, в качестве которого может выступать либо атомарный предикат, либо операциональный концепт. Атомарный предикат определяет не конкретный тип связи, а лишь указывает на ее наличие, либо на самый обобщенный и абстрактный тип связи, который не нуждается в конкретизации. Операциональный концепт (‘oper’ / ‘be oper’) представляет собой обобщенный предикат, который указывает либо на само действие, либо является средством связи концептов в концептуальную структуру, стоящую за определенной группой производные слов [б]. Таким образом, важным этапом определения семантики производного слова является выявление пропозиции, включающей определенный набор вышеизложенные концептов.

Огромный интерес для исследования представляет группа производные, образованные от имен собственные (ИС), интерпретация значения которые, по сравнению с именами нарицательными, вызывает дополнительные сложности. Это определяется своеобразием семантики ИС. Отличие семантики ИС от семантики имени нарицательного определяется его исxодной функцией -«служить для выделения именуемого им объекта из ряда подобные, индивидуализируя и идентифицируя данный объект» [10]. Процесс переxода ИС в другие части речи xарактеризуется необxодимостью наличия определенные предпосылок лингвистического и экстралингвистического xарактера. Следовательно, количество производные от ИС по сравнению с производными от имен нарицательные сравнительно небольшое.

В xоде исследований было установлено, что производные от ИС образуются несколь-

кими способами: аффиксальным путем (суффиксальные и префиксальные производные), путем конверсии, путем словосложения и путем семантической деривации. Наиболее многочисленную группу составляют производные, образованные от ИС аффиксальным способом. В данной работе более подробно рассматривается группа производных имен прилагательных, образованных от ИС аффиксальным способом, и выявляются когнитивные модели, определяющие их семантику.

В ходе анализа производных имен прилагательных, образованных от ИС аффиксальным способом, были изучены производные, образованные от антропонимов (личное имя, фамилия, прозвище, псевдоним) с помощью таких суффиксов, как: -ean, -(i)an, -ic, -al, -ish, -ous, -esque, -ist, что позволило выявить общую когнитивную модель, определяющую их семантику: ‘quality’ - ‘associated with’ - ‘actor’. При формировании значений производных слов рассматриваемого типа происходит обращение к данной модели, однако четкое выявление семантики производного слова требует обращения к структуре знания, стоящей за производящим ИС. В выявленной пропозиции ‘актор’ (‘actor’) понимается как действующее лицо/деятель,

активное начало, которое может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Второй аргумент пропозиции, ‘associated with’, является операциональным концептом. И в качестве третьего аргумента пропозиции выступает элемент ‘качество’ (‘quality’), который характеризуется как свойство предметов, лиц, фактов, состояний. Свойство может быть присуще самому предмету или открываться в нем, часто это может быть свойство, которое характеризуется резкой степенью интенсивности. В данной пропозициональной структуре элемент ‘quality’ получает вы-деленность. Именно данный аргумент пропозиции выделяет, маркирует определенную характеристику/черту ‘актора’, которая и определяет принадлежность производного слова данной группы определенной именной категории (имя прилагательное) (табл. 1).

Разновидностями вышеупомянутой модели ‘quality’ - ‘associated with’ - ‘actor’ выступают следующие когнитивные модели.

1. ‘Quality’ - ‘belong to’ - ‘content’ - ‘invented by’ - ‘actor’. Для выявления значения многих производных слов требуется обращение к структуре знания, стоящей за производящим ИС. Так, основополагающим для выявления семантики производных слов данной

Таблица1

Пропозициональные структуры, определяющие семантику производные прилагательные, образованные от ИС-антропонимов

Модель Словообразовательное значение Пропозициональная структура Примеры

Onym (антропоним) + (i)an = ADJ ‘quality’ (severity, size, optimism, generosity, harmony of character, hypocrisy, orator style, cruelty, strength, size/appetite, enticement, violence, ability to change oneself, courage, medical skills, excessive cruelty, unrealistic idealism, power, memory, musical skills, boast) belong to (is ‘ASSOCIATED WITH’) ‘SOMEONE’ (Caton, Lilliput, Pangloss, Pickwick, Apollo, Pecksniff, Cicero, Nero, Antaeus, Gargantua, Circe, Procrustes, Proteus, Prometheus, Aesculapius, Marquis de Sade, Don Quixote, the Titans, Mnemosyne, Orpheus, Thraso) OUALITY - associated with - actor Catonian, Lilliputian, Panglossian, Pickwickian, Apollonian, Peck-sniffian, Сiceronian, Neronian, Antaean, Gargantuan, Circean, Procrustean, Protean, Promethean, Aescula-pian

Onym (антропоним) + ic = ADJ Sadistic, Quixotic, Titanic, Mnemonic, Orphic

Onym (антропоним) + ic + al = ADJ Thrasonical

Onym (антропоним) + ish = ADJ QUALITY (impishness) ASSOCIATED WITH SOMEONE (Puck) Puckish

Onym (антропоним) + esque = ADJ QUALITY (massive size, skill at sculpting and architecture) ASSOCIATED WITH SOMEONE (Paul Bunyan, Jose Benito de Churriguera) Bunyanesque,Churrigue- resque

группы является концептуальный элемент ‘содержание’ (‘content’), обозначающий ментальный продукт (теория, философия, политика, поэзия, учение и т. д.), изобретения ‘актора’ (‘inventor’) (табл. 2).

2. ‘Quality’ - ‘belong to’ - ‘obj/content’ -‘associated with’ - ‘actor’, где выделенность получает концепт ‘object/content’, являющийся либо физическим, либо ментальным продуктом деятельности ‘актора’. Концептуальный элемент ‘объект’ (‘obj’) является неактивным неодушевленным участником события, который может изменяться в ходе данного события или может быть в него вовлечен (табл. 3).

3. ‘Quality’ - ‘belong to’ - ‘activity’ - ‘associated with’ - ‘actor’. В данной когнитивной модели выделенность получает элемент ‘дея-

тельность’ (‘activity’). Под данным элементом понимается сфера действия или область деятельности ‘актора’. Данная область деятельности может быть как профессиональной, так и непрофессиональной. Определенная характеристика или черта деятельности/действия ‘ актора’ становится значимой для определения семантики производных слов данной группы (табл. 4).

4. ‘Quality’ - ‘belong to’ - ‘place’ - ‘associated with’ - ‘actor’. При выявлении семантики данной группы слов наибольшую значимость приобретает элемент ‘place’. Элемент ‘место’ (‘place’) характеризует местонахождение ‘актора’ в пространстве и является базисным для раскрытия значения производных слов данной группы (табл. 5).

Таблица 2

Пропозициональные структуры, определяющие семантику производные прилагательные, образованные от ИС-антропонимов

Модель Словообразовательное значение Пропозициональная структура Примеры

Onym (антропоним) + ean = ADJ Relating to the CONTENT of SOMEONE’S INVENTION (Epicurus’ philosophy, J. Caesar’s ideology, Pavlov’s theories, Machiavelli’s politics, Kierkegaard’s existential philosophies, Baudelaire’s poetry, Tiberius’ policies, Einstein’s theory, Chauvin’s patriotism, Calvin’s theory, Darwin’s doctrine, Tycho’s system of astronomy) OUALITY - BELONG TO - CONTENT - INVENTED BY - ACTOR Epicurean, Cesarean

Onym (антропоним) + (i)an = ADJ Pavlovian, Machiavellian, Kierkegaar-dian, Baudelairian, Tiberian, Einsteinian

Onym (антропоним) + ist = ADJ Chauvinist, Calvinist, Darwinist

Onym (антропоним) + ic =ADJ Tychonic

Таблица З

Пропозициональные структуры, определяющие семантику производные прилагательные, образованные от ИС-антропонимов

Модель Словообразовательное значение Пропозициональная структура Примеры

Onym (антропоним) + ic = ADJ QUALITY (airtight, hidden meaning, cruelty, deep colors, style, complexity, silky) of (relating to) the OBJECT/CONTENT (seal, fables, law, picture, the writings, labyrinth, kind of fabric, ark, theatre of social criticism) that is ASSOCIATED WITH SOMEONE (Hermes, Aesop, Draco, A. Botticelli, Tylor, Daedalus, Seres, Noah, Brecht) OUALITY - BELONG TO - Hermetic

Onym (антропоним) + ian = ADJ Aesopian, Draconian, Botticellian, Tylorian, Daedalian Noachian, Brechtian,

OBJ/CONTENT - ASSOCIATED WITH - ACTOR

Onym (антропоним) + ous = ADJ Sericeous

Таблица 4

Пропозициональные структуры, определяющие семантику производные прилагательные, образованные от ИС-антропонимов

Модель Словообразовательное значение Пропозициональная структура Примеры

Onym (антропоним) + ean = ADJ QUALITY (uselessness/endless, beauty, dainty and expensive, causing a lot of deaths, the ability to instill fear, unrestrained energy, artistic skills) of the ACTIVITY (rolling a rock up, dancing, cooking, battles, crying, dancing, creating of things) ASSOCIATED WITH SOMEONE (Sisyphus, Terpsichore, Apicius, Pyrrhus, Pan, Corybants, Daedalus) QUALITY - BELONG TO -ACTIVITY - ASSOCIATED WITH - ACTOR Sisyphean, Terpsicho-rean

Onym (антропоним) + ian = ADJ Apician

Onym (антропоним) + ic = ADJ Pyrrhic, Panic, Corybantic

Усечение: Onym (антропоним) al = ADJ Daedal

Таблица 5

Пропозициональные структуры, определяющие семантику производные прилагательные, образованные от ИС-антропонимов

Модель Словообразовательное значение Пропозициональная структура Примеры

Onym (антропоним) + an = ADJ QUALITY (Cold, illusion/imaginarity) of a PLACE (the North, feast) ASSOCIATED WITH SOMEONE (the Hyperboreoi, Barmecide) QUALITY - BELONG TO -PLACE - ASSOCIATED WITH - ACTOR Hyperbo-rean

Onym (антропоним) + al = ADJ Barmeci-dal

Как показало исследование, выявленные пропозициональные структуры, рассматривающиеся как когнитивные модели - аналоги словообразовательных моделей в смысле репрезентации знаний, лежат в основе семантики производных слов, образованных от ИС. Однако не всегда данные структуры выступают алгоритмом, позволяющим вывести значение производного слова. Зачастую для определения значения производных слов, образованных от ИС, необходимо обращение к иным форматам знания, лежащим за производящим ИС, носящим фоновой, экстралин-гвистический характер. Активизация определенного участка данной структуры знания позволяет раскрыть значение производного слова, особенно если оно вошло в систему языка.

1. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Тамбов, 2002. С. 34.

2. Проблемы представления (репрезентации) в языке. Типы и форматы знаний: сборник научных трудов / РАН. Ин-т языкознания; под ред. Е.С. Кубряковой. М., 2007. С. 20.

3. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: Части речи с когни-

тивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. С. 393.

4. Бабина Л.В. Проблема концептуальной деривации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2007. № 4. С. 86-91.

5. Панкрац Ю.Г. Пропозициональные структуры и их роль в формировании языковых единиц разных уровней: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1992.

6. Позднякова Е.М. Категория имени деятеля и пути ее синхронного развития в когнитивном и номинативном аспекте (на материале английского языка): автореф. дис. . д-ра филол. наук. М., 1999.

7. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. Berlin; New York, 1991. Р. 395.

8. Aitchison J. Words in the Mind. An Introduction to the Mental Lexicon. Oxford, 1994. Р. 290.

9. Архипов И.К., Макарова Е.А. Структуры знания, зафиксированные в производных существительных и словообразовательных моделях (на материале древнеанглийского языка) // Вестник Новгородского государственного университета. Н. Новгород, 2007. № 41. С. 28-31.

10. Подольская Н.В. Имя собственное // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998. С. 473-473.

Поступила в редакцию 11.08.2010 г.

UDC 81’373.611

COGNITIVE ASPECT OF EXAMINATION OF DERIVATIVE ADJECTIVES FORMED FROM PROPER NAMES BY AFFIXATION

Irina Valeryevna Bochkaryova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of English Philology Department, e-mail: margo-max1984@mail.ru

This article is an attempt to investigate the functioning of cognitive processes that provide the formation of meanings of derivative adjectives formed from proper names by affixation. The models of conceptual derivation are revealed on the material of derivative adjectives formed from proper names. Goal of our investigation is the exposure of cognitive base of semantics formation of derivatives formed from proper names by affixation. Result of carried out analysis is a number of revealed cognitive models, being the base of semantics of derivative formed from proper name. Novelty examination of the investigation is to examine the semantics of derivatives formed from proper names using new approaches and methods, especially with help of method of cognitive derivation and conceptual analysis.

Key words: derivatives formed from proper names; propositional structures; conceptual derivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.