УДК 316.334.3(1-924.71)
https://doi.org/10.24158/spp.2020.1.3
Сенченко Наталья Анатольевна
кандидат культурологии, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Крымского инженерно-педагогического университета им. Февзи Якубова
КОГНИТИВНЫЕ МАРКЕРЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КРЫМА
Senchenko Natalia Anatolyevna
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Social Sciences and Humanities Department, Crimean Engineering and Pedagogical University
COGNITIVE MARKERS OF CIVIC IDENTITY OF CRIMEAN RESIDENTS
Аннотация:
В статье идет речь об особенностях гражданской идентичности жителей Крыма. Утверждается, что для крымчан характерен высокий уровень советской, российской и региональной идентичности. Отмечается, что гражданская идентичность жителей полуострова реализуется через когницию, ценности, смыслы и поступки личности. Автором исследуется когнитивная составляющая гражданской идентичности - представления жителей Республики Крым о своей гражданской принадлежности. По итогам исследования выделены основные направления развития гражданской идентичности населения Крыма: государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, формальная принадлежность к государству, моральные качества. В структуре гражданской идентичности крымчан выявлены преобладание ориентированности на государственную и национально-историческую символику, низкая формализация отношения к родине и высокий нравственный потенциал.
Summary:
The paper deals with the aspects of civic identity of Crimean residents. The author argues that the Crimeans are characterized by a high level of Soviet, Russian, and regional identity. Their civic identity is implemented through the cognition, values, meanings and actions of a person. The study examines the cognitive component of civic identity, i.e. Crimean residents' perceptions of their citizenship. Based on the research results, the author identifies the main areas for improvement of civic identity in the Republic of Crimea: state symbols, national historical symbols and archetypes, active citizenship, formal belonging to the state, and moral qualities. The research identifies the prevailing focus on state and national historical symbols, low formalization of attitude to the motherland, and high moral potential of the Crimeans in the structure of their civic identity.
Ключевые слова:
гражданская идентичность, Крым, крымчане, интенции, государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, формальная принадлежность к государству, моральные качества.
Keywords:
civic identity, Crimea, Crimeans, intentions, state symbols, national historical symbols and archetypes, active citizenship, formal belonging to the state, moral qualities.
«Крымская весна» не только разрешила ряд противоречий, обусловленных территориальной и политической принадлежностью республики, но и высветила проблемы, связанные с необходимостью формирования гражданской идентичности у новых поколений и ее изучения как социокультурного феномена и как индивидуального переживания личностью своей гражданской принадлежности. Преобладание региональной и российской идентичности у жителей на момент 2014 г. стало решающим в российском выборе Крыма. Однако последующие годы показали необходимость изучения динамики становления и вариантов наполняемости структуры гражданской идентичности крымчан.
Географическая расположенность Крыма, родственные связи крымчан на Украине, агрессивность отдельных объявленных вне закона группировок, провокационная деятельность некоторых зарубежных политиков переводят полуостров в режим прифронтовой зоны прежде всего в области идеологии. Именно поэтому процесс становления гражданской идентичности жителей Крыма приобретает особую актуальность. Именно осознание себя гражданином определенной страны становится главным в выстраивании отношения личности к будущему, к преобразованию и расцвету этой страны. Поэтому исследование гражданской идентичности жителей Крыма, ее места в структуре личностных идентичностей чрезвычайно актуально.
Цель исследования - описать когнитивные маркеры гражданской идентичности жителей Крыма.
В научной литературе можно выделить несколько основных подходов к исследованию феномена гражданской идентичности: социально-философский, социально-психологический, социологический.
Основной идеей социально-философского подхода в изучении проблемы гражданской идентичности стали представления Г. Тэджфела о единстве когнитивного, эмоционального и ценностного элементов в ее структуре, а также выделение им деятельностного компонента. При этом когнитивный элемент гражданской идентичности включает в себя знания о своем месте в обществе, его законах и правилах. Эмоциональный элемент реализуется личностью через переживание своей принадлежности к гражданскому обществу. Основной маркер - патриотизм. Ценностный элемент содержит гражданские ценности и добродетели [1, р. 325-329]. Нам интересен этот подход, однако считаем неполной характеристику компонентов гражданской идентичности.
В рамках социально-психологического подхода исследователи акцентируют внимание на самоотождествлении личности с государством из-за ее естественной заинтересованности в собственной социальной самореализации [2]. По мнению А.Г. Асмолова, гражданская идентичность имеет глубокий личностный смысл и может быть рассмотрена как собственно гражданская, этническая и общекультурная идентичность [3]. Это совпадает с мнением Д.А. Леонтьева, рассматривавшего гражданскую идентичность по следующим уровням: этнический, общероссийский, общекультурный [4]. В этом направлении внимание исследователей было обращено на внутриличностные механизмы становления гражданской идентичности, ее особенности [5]. В этом подходе также делается акцент на когнитивных установках личности относительно своей гражданской принадлежности.
Социологический подход к исследованию проблемы гражданской идентичности позволяет рассмотреть этот феномен как некий социальный конструкт, который можно эмпирически исследовать. В результате этого возможно выявить влияние внешних факторов (социальных институтов) на процесс гражданской идентификации личности. При этом ученые анализируют различные типы гражданской идентичности и ее составляющие: общегражданскую, государственную, национальную, российскую, государственно-гражданскую идентичность. Сама гражданская идентичность определяется через отождествление субъекта с группой или группами на когнитивном и эмоциональном уровнях. По сути, гражданская идентичность в междисциплинарном подходе рассматривается как самоотождествление личности с гражданином государства, с ее гражданским сообществом независимо от своих этнических корней и национального происхождения [6]. В работах И.М. Кузнецова анализируются поведенческий и интенциональный фокус ценностных ори-ентаций, их роль в формировании определенного типа общества на шкале «традиционалистское - модернистское общество» [7]. Ученый предлагает анализировать гражданское общество на основании ценностных моделей Ш. Шварца и Г. Хофстеде.
В рамках нашего исследования ориентация на когнитивные установки, с которыми могут быть связаны ценности, является ведущей. В более ранних исследованиях мы отмечали, что в социокультурной общности Крыма преобладают коллективные ценности, которые базируются на социальных потребностях личности [8].
Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования позволил прийти к выводу, что гражданская идентичность является показателем одновременно и принадлежности индивида гражданскому обществу, и его идентификации с государством. Т. е. процесс гражданской идентификации разворачивается на индивидуальном и групповом уровнях под влиянием различных факторов. Основными маркерами гражданской идентичности становятся знания, ценности и смыслы личности. При этом, по мнению исследователей, когнитивная составляющая выражается через осознание своей принадлежности к государству в качестве его гражданина и сообщества граждан, через знания и образно-символические представления о государстве, гражданстве и гражданах [9].
Поскольку Крым относительно недавно вошел в состав Российской Федерации, неудивительно, что гражданская идентичность его населения находится в процессе постепенного становления. Это означает наличие большого количества разновидностей и вариантов гражданской идентичности жителей Крыма [10].
Дальнейшее исследование было направлено на выявление когнитивных маркеров гражданской идентичности жителей Республики Крым.
Вначале с помощью авторской анкеты были определены группы респондентов разного возраста, пола, национальности, направления образования. Анкета давала возможность получить общую информацию и не была направлена на изучение гражданской идентичности. Далее был исследован когнитивный компонент гражданской идентичности посредством фокусированного индивидуального интервью и интент-анализа.
Использование названных методов было направлено на выявление основных интенций образно-символических представлений о государстве, гражданстве и гражданах. Респондентам предлагалось представить десять ассоциаций на утверждение «Я гражданин России», полученный массив слов проходил через процедуру интент-анализа для выявления основных ассоциативных
групп. Всего в ходе метода фокусированного индивидуального интервью выделено 186 показателей (подкатегорий анализа), которые в результате смысловой категоризации (интент-анализа) объединены в десять категорий по близости ассоциаций: государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, чувства, моральные качества, юридическая принадлежность к государству, территория России, принадлежность к гражданскому сообществу, желания, принадлежность к нации. Наиболее представленными из названных категорий оказались: государственная символика, национально-историческая символика и архетипы, активная гражданская позиция, моральные качества, формальная принадлежность к государству, территория России.
Единицей счета являлась частота употребления ассоциации.
Выборка составила 240 человек, среди них 136 женщин и 104 мужчины. В исследование принимали участие респонденты наиболее многочисленных этнических групп (русские, украинцы, крымские татары) в возрасте от 17 до 55 лет в равном количестве.
В процессе исследования когнитивного компонента гражданской идентичности в рамках фокус-группы были выявлены основные представления респондентов о государстве, идентификации с государством и гражданским обществом. В рамках каждой отдельно взятой группы соблюдался принцип однородности участников по возрасту, полу и национальности. Использовались неструктурированные вопросы для прояснения идентификации индивида с государством.
Распределение интенций в высказываниях респондентов по частоте встречаемости представлено на рисунке 1.
Моральные качества Формальная принадлежность к государству Активная гражданская позиция Национально-историческая символика и архетипы
Государственная символика Н
16
8,8
23,6 22,2
29,4
10
15
20
25
30
0
5
Рисунок 1 - Основные интенции представлений респондентов о государстве,
гражданстве и гражданах, %
Раскроем подробнее содержание каждой категории интенций.
Государственная символика (29,4 %) - выделены такие подкатегории, как герб (33,3 %), флаг (31,7), белый, синий, красный цвет (25,2), гимн (8,2), государственная символика (1,6 %).
Национально-историческая символика и архетипы (22,2 %) - чаще всего назывались образы, связанные с пшеницей (16,1 %), девушкой в кокошнике (12,9), хохломой (16,1), поддержкой традиций и культуры (10,8), национальной одеждой (2,2), березами (3,2), бескрайними просторами (3,2), рябиной (6,5), дубом (4,3), медведями (6,1), орлом (3), цветком (ромашкой, гвоздикой, незабудкой) (10,6), А.С. Пушкиным (1), Петром Первым (1), Александром Македонским (1), Екатериной Второй (1), М.В. Ломоносовым (1 %) и др.
Активная гражданская позиция (23,6 %) - проявляется в борьбе за государство (воспринимается как ценность), участии в развитии государства и борьбе за гражданские ценности. В первой подкатегории выделены такие показатели, как борьба за государство (72,4 %) и готовность его защищать (27,6 %). Во второй отметим преданность государству и его развитие (63 %), ответственность за него (25,9), неравнодушие к политическим событиям (8), заботу о государстве (3,1 %). В третью подкатегорию вошли «Крымская весна» (30 %), борьба за права (15), справедливость и социальная защищенность (20), свобода (25), активная гражданская позиция (10); территория России (2,4), в частности с контуром государства на карте (80), регион (20); принадлежность к гражданскому сообществу (1,9), включая совокупность граждан - людей разного возраста, профессий, национальностей (86), солидарность (10), единение (4); принадлежность к нации (1,2), в частности знаток национального языка (84), национальность (16 %).
Формальная принадлежность к государству (8,8 %) - ассоциации с паспортом (83,3 %) и свидетельством о рождении (16,7 %).
Моральные качества (16 %) - законопослушность, соблюдение законов (42 %), компетентность и сознание (20,9), высокодуховность (13,6), честность (10), долг перед государством (13,5 %)
и т. д.; чувства (7,2 %), такие как гордость (20), патриотизм (20), вера в государство (20), беспомощность (16,7), незащищенность (13,5), стыд (6,7), злость (3,3), вина (3,3), грусть (3,3), надежда (3,3), оптимизм (3,3), разочарованность (3,3 %); желания (1,7 %) лучшего будущего (14,3 %), вырваться из «клетки» (28,6), гордости за страну (14,3), «мира» (28,5), «падения в пропасть» (14,3 %).
Следует отметить, что наиболее выраженной интенцией в целом по выборке стала «государственная символика». Эти результаты вполне объясняются необходимостью переноса эмоционального состояния на символ, знак. Не менее существенный вес имеют интенции «активная гражданская позиция» и «национально-культурная символика». Включение людей всех возрастов в социально-политические процессы, доступность власти вызывают чувство сопричастности в процессе развития Крыма.
При этом группа респондентов, тяготеющих к государственной символике, больше стремится к дихотомии «хорошо - плохо», «друг - враг» при описании гражданского общества республики.
Респонденты, у которых наиболее выражена интенция «национально-историческая символика и архетипы», склонны к метафорам в описании государства в целом, стремятся к сравнению событий и их причин в настоящем и прошлом.
Для респондентов с активной жизненной позицией характерно деятельностное отношение к жизни. Более 50 % респондентов этой группы являются волонтерами различных просоциаль-ных движений.
Респонденты, выбирающие интенцию «формальная принадлежность к государству», не проявляли активности в обсуждении, чаще склонялись к дихотомии «свой - чужой».
Для респондентов, выбравших интенцию «моральные качества», характерно глубокое переживание чувства гражданственности.
В национальном разрезе данные представлены на рисунке 2.
Моральные качества
15 15
18
Формальная принадлежность к государству
Активная гражданская позиция
Национально-историческая символика и архетипы
Государственная символика
0
10
24
20 30
Крымские татары "Украинцы "Русские
36
40
Рисунок 2 - Национальная специфика представлений респондентов о государстве,
гражданстве и гражданах, %
9
Как видно на рисунке 2, имеют место отличия в присоединении к указанным интенциям у респондентов разных национальных групп. Достоверные отличия отмечены при выборе интенций «государственная символика» (при p > 0,5) и «активная гражданская позиция» (при p > 0,5).
В возрастном разрезе данные представлены на рисунке 3. Существуют достоверные отличия в выборе интенции «национально-историческая символика и архетипы» для старшей возрастной группы (46-55 лет). Мы связываем это с ориентацией данной группы респондентов на советскую идентичность.
Наиболее активную жизненную позицию проявляют респонденты 26-35 лет. Однако и респонденты возрастных групп 17-25, 36-45 лет демонстрируют высокую гражданскую активность. Можно объяснить это теми глобальными процессами в развитии Крыма, в которые вовлечены все жители полуострова.
На формальное отношение к государству ориентируется незначительное количество респондентов всех возрастных групп, за исключением группы 46-55 лет.
Моральные качества
Формальная принадлежность к государству
Активная гражданская позиция
Национально-историческая символика и архетипы
Государственная символика
35
36
146-55
0 10 20 36-45 ■ 26-35 ■ 17-25 лет
30
40
Рисунок 3 - Возрастная специфика представлений о государстве, гражданстве и гражданах, %
Вызывает интерес ориентация на моральные ценности молодежи 17-25 лет, что может быть результатом патриотического воспитания детей, подростков и молодых людей.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Особенностями гражданской идентичности жителей Крыма являются:
- ориентированность на государственную символику (герб, флаг, сочетание красного, синего, белого цветов);
- второстепенный ассоциативный ряд по национально-исторической символике: герои России, выдающиеся люди и памятные даты представлены малым массивом высказываний;
- низкая формализация отношения к Родине и высокий нравственный потенциал.
Имеются отличия в специфике представлений о государстве, гражданстве и гражданах у
респондентов разных возрастных групп по шкалам «государственная символика», «национально-историческая символика», «активная гражданская позиция», «моральные принципы», а также у респондентов разных национальностей по шкалам «государственная символика» и «активная гражданская позиция».
Исследование показало необходимость разработки комплекса мер по формированию гражданской идентичности жителей Крыма с учетом когнитивных особенностей восприятия ими гражданственности.
Ссылки:
1. Tajfel H. Social Identity and Intergroup Relations. Cambridge ; N. Y., 1982. 546 p.
2. Арутюнова Е.М. Формирование государственно-гражданской идентичности молодежи (на примере московских студентов) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 22 с. ; Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. 2008. № 2. С. 83-93 ; Кожеина Л.Ю. 1нституцюнальы змЫи в полiтичнiй сист^ пострадянського сусптьства Украши як чинник ресоцiалiзацií «середнього» поколЫня // Укра'нський со^ум. 2013. № 1 (44). С. 63-74. https://doi.org/10.15407/socium2013.01.063 ; Конода И.В. Становление гражданской идентичности россиян в процессе политической социализации : автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2007. 29 с. ; Петровська I.P. Розробка та психометрична перевiрка опитувальника «Громадянська щентич-нють» // Науковий вюник Херсонського державного уыверситету. Серiя: Психолопчы науки. 2016. Т. 1, № 1. С. 70-75.
3. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования. 2007. № 7-8. С. 4-10.
4. Леонтьев Д.А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. 2009. № 10. С. 5-10.
5. Гришина Е.А. Гражданская идентичность российской молодежи: опыт мониторинговых исследований 90-х гг. : дис. ... д-ра социол. наук. М., 2000. 320 с. ; Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Указ. соч. ; Лукашевич О.М. Громадянськють як результат громадянського розвитку особистостг психолопчний дискурс // Проблеми сучасно' психологи. 2014. Вып. 24. С. 467-477 ; Хотинец В.Ю. Моделирование ментальности на основе религиозно-мифологических представлений и культурных ценностей удмуртов // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 99-108.
6. Абушенко В.Л. Проблема идентичностей: специфика культур-философского и культур-социологического видения // Вопросы социальной теории. М., 2010. Т. IV. С. 128-146 ; Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии / пер. с англ. Л.Л. Галкиной // Политические исследования. 1992. № 4. C. 122-134 ; Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2011. № 6 (20). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011 n6-20/580-andreeva20.html (дата обращения: 23.03.2019) ; Безгина Н.В. К вопросу о построении структурной модели гражданской идентичности // Психосфера : сборник научных трудов. Вып. VII / под ред. Е.Е. Сапоговой. Тула, 2013. С. 8-14 ; Еталонна модель особистост громадянина / М.Й. Бори-шевський, М.1. Алексеева, В.В. Антоненко [та Ы.] // Психолопчы закономiрностi розвитку громадянськоТ свщомост та самосвщомост особистост : у 2 т. К^в, 2001. Т. 1. С. 39-46.
7. Кузнецов И.М. Ценностные маркеры культурно-исторической идентичности россиян // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8, № 3 (22). C. 12-31. https://doi.org/10.19181/vis.2017.22.3.466.
8. Сенченко Н.А. Ценностно-культурный анализ институтов гражданского общества в информационном пространстве // Общество: философия, история, культура. 2018. № 12 (56). С. 169-173. https://doi.org/10.24158/fik.2018.12.33.
9. Безгина Н.В. Указ. соч.
10. Данилова Е.Н. Изменения в социальных идентификациях россиян // Социологический журнал. 2000. № 3-4. С. 76-86 ; Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е изд. М., 2011. 24 с. ; Хазратова Н.В. Психолопя вщносин особистост й держави : монографiя. Луцьк, 2004. 276 с. ; Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3-4. С. 158-181 ; Tajfel H. Op. cit.
References:
Abushenko, VL 2010, 'Identity Problem: the Characteristics of Cultural and Philosophical and Cultural and Sociological Perspective', Voprosy sotsialnoi teorii, Moscow, vol. IV, pp. 128-146, (in Russian).
Almond, gA & Verba, S 1992, 'Civil Culture and Stability of Democracy', in LL Galkina (trans.), Politicheskie issledovaniya, no. 4, pp. 122-134, (in Russian).
Andreyeva, GM 2011, 'Concerning the Identity Crisis in the Context of Social Transformations', Psikhologicheskie issledovaniya, no. 6 (20), viewed 23 March 2019, <http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6-20/580-andreeva20.html>, (in Russian).
Arutyunova, YeM 2007, The Development of State and Civic Identity of Young People (by a Case Study of Moscow Students), PhD thesis abstract, Moscow, 22 p., (in Russian).
Asmolov, AG 2007, 'Will We Move On? Social Effects of Educational Policy', Lidery obrazovaniya, no. 7-8, pp. 4-10, (in Russian). Bezgina, NV 2013, 'Building a Structural Model of Civic Identity', in YeYe Sapogova (ed.), Psychosphere: Collected Scientific Works, iss. VII, Tula, pp. 8-14, (in Russian).
Boryshevsky, MY, Alekseyeva, MI & Antonenko, VV et al. 2001, 'A Sample Model of Citizen's Personality', Psychological Patterns of Development of Person's Civil Consciousness and Self-Identity, in 2 vols, Kiev, vol. 1, pp. 39-46, (in Ukrainian).
Danilova, YeN 2000, 'Changes in the Social Identifications of Russians', Sotsiologichesky zhurnal, no. 3-4, pp. 76-86, (in Russian). Danilyuk, AYa, Kondakov, AM & Tishkov, VA 2011, The Concept of Spiritual and Moral Development and Personal Education of a Russian Citizen, 2nd ed., Moscow, 24 p., (in Russian).
Grishina, YeA 2000, The Civic Identity of Russian Youth: Monitoring Studies of the 1990s, D.Phil. thesis, Moscow, 320 p., (in Russian).
Ivanova, NL & Mazilova, GB 2008, 'Changes in Ethnic and Civic Identity in a New Social Context', Voprosypsikhologii, no. 2, pp. 83-93, (in Russian).
Khazratova, NV 2004, Psychology of Personality and State Relations: a Monograph, Lutsk, 276 p., (in Ukrainian). Khotinets, VYu 2011, 'Mentality Modeling Based on Religious and Mythological Representations and Cultural Values of the Udmurts', Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 2, pp. 99-108, (in Russian).
Konoda, IV 2007, The Development of Russians' Civic Identity in the Process of Political Socialization, PhD thesis abstract, Moscow, 29 p., (in Russian).
Kozhekina, LYu 2013, 'Institutional Changes in the Political System of Ukrainian Post-Soviet Society as a Factor of Resocializa-tion of the "Middle" Generation', Ukrainian Society, no. 1 (44), pp. 63-74, https://doi.org/10.15407/socium2013.01.063, (in Ukrainian).
Kuznetsov, IM 2017, 'The Value Markers of Russians' Cultural and Historical Identity', Vestnik Instituta sotsiologii, vol. 8, no. 3 (22), pp. 12-31, https://doi.org/10.19181/vis.2017.22.3.466, (in Russian).
Leontiev, DA 2009, 'The Labyrinth of Identities: Not a Person for an Identity, but an Identity for a Person', Filosofskie nauki, no. 10, pp. 5-10, (in Russian).
Lukashevich, OM 2014, 'Civism as a Result of Personality's Civil Development: Psychological Discourse', Problemy sudebnoi psikhologii, no. 24, pp. 467-477, (in Ukrainian).
Petrovska, IR 2016, 'Development and Psychometric Check of the Questionnaire "Civic Identity"', Nauchny vestnik Khersonskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki, vol. 1, no. 1, pp. 71 -75, (in Ukrainian).
Senchenko, NA 2018, 'Cultural Value Analysis of Civil Society Institutions in the Information Space', Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kultura, no. 12 (56), pp. 169-173, https://doi.org/10.24158/fik.2018.12.33, (in Russian). Tajfel, H 1982, Social Identity and Intergroup Relations, Cambridge, New York, 546 p.
Yadov, VA 1995, 'Social and Social and Psychological Mechanisms to Develop Personality's Social Identity', Mir Rossii, no. 3-4, pp. 158-181, (in Russian).
Редактор, переводчик: Тальчук Калерия Сергеевна