Научная статья на тему 'Проблемы политической и социальной адаптации крымчан к жизни в составе российской Федерации'

Проблемы политической и социальной адаптации крымчан к жизни в составе российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
375
54
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КРЫМЧАНЕ / СЕВАСТОПОЛЬЦЫ / КРЫМСКОТАТАРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ДИАСПОРАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / РЕФЕРЕНДУМ / STATE MIGRATION POLICY / CRIMEANS / SEVASTOPOL / CRIMEAN-TATAR POPULATION / INTEGRATION / HISTORICAL PROCESS / SELF-IDENTIFICATION / ETHNO-CULTURAL AFFILIATION / INSTITUTIONS OF DIASPORA / SOCIAL POLICY / FINANCIAL-ECONOMIC PROJECTS / REFERENDUM

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Галас Марина Леонидовна

В статье рассматривается комплекс вопросов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 23.06.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» легитимировал гражданско-революционный и исторический процесс вхождения Крыма в состав РФ. В этой связи актуализировалась задача научно-практического изучения перспектив политической и социальной адаптации Крыма и интеграции крымчан в государственность, экономическое и социокультурное пространство России. В рамках статьи автор анализирует механизм создания благоприятных международных и национальных финансовых условий социально-экономического развития макрорегиона; социальную политику как фактор адаптации крымчан, специфику регулирования межэтнических отношений в Крыму; афтершоки депортации народов Крыма и политических репрессий; возможности оптимизации и корреляции деятельности исполнительных органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Галас Марина Леонидовна,

Problems of political and social adaptation of crimeans to life in the Russian Federation

The article deals with the complex issues of implementation of the state migration policy of the Russian Federation in the Republic of Crimea and Sevastopol federal city. Federal Constitutional law of 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ed. of 23.06.2016) «Оn the adoption of Republic of Crimea by the Russian Federation and the formation of new subjects of the Russian Federation Republic of Crimea and Sevastopol federal city» legitimated civil revolutionary and historical process of occurrence of Crimea into the structure of the Russian Federation. In this context, the task of the theoretical and practical study of the prospects for political and social adaptation of the Crimea and Crimeans integration in the state, economic and socio-cultural space of Russia becomes actual. Within the article, the author analyzes mechanism of creating enabling international and domestic financial conditions of socio-economic development of the macro-region, social policy as a factor in adaptation of Crimeans and specificity of regulation of inter-ethnic relations in Crimea. The article considers the specifics of the regulation of inter-ethnic relations in Crimea, aftershocks of the deportation of the peoples of the Crimea and political repression and the potential of optimization and correlation of the activity of executive authorities of the Republic of Crimea and Sevastopol federal city with the legislation of the RF.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблемы политической и социальной адаптации крымчан к жизни в составе российской Федерации»

ГАЛАС Марина Леонидовна — доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; MLGalas@fa.ru)

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ КРЫМЧАН К ЖИЗНИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается комплекс вопросов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФкЗ (ред. от 23.06.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»легитимировал гражданско-революционный и исторический процесс вхождения Крыма в состав РФ. В этой связи актуализировалась задача научно-практического изучения перспектив политической и социальной адаптации Крыма и интеграции крымчан в государственность, экономическое и социокультурное пространство России. В рамках статьи автор анализирует механизм создания благоприятных международных и национальных финансовых условий социально-экономического развития макрорегиона; социальную политику как фактор адаптации крымчан; специфику регулирования межэтнических отношений в Крыму; афтершоки депортации народов Крыма и политических репрессий; возможности оптимизации и корреляции деятельности исполнительных органов власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ.

Ключевые слова: государственная миграционная политика, крымчане, севастопольцы, крымскотатарское население, интеграция, исторический процесс, самоидентификация, этнокультурная принадлежность, диаспоральные институты, социальная политика, финансово-экономические проекты, референдум

По итогам социологического опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) 8% жителей Республики Крым и 1% жителей ГФЗ Севастополя по этнокультурной принадлежности идентифицировали себя как татар, 14% — как украинцев, 72% и 79% соответственно — как русских1. Следует отметить и компактно проживающие диаспоры болгар, греков, итальянцев. Обостренно переживают последствия политических репрессий и депортации народов Крыма жертвы и их родственники (татарский, болгарский и иные крымские народы, подвергнутые гонениям в 1942, 1944 гг.). Вместе с тем репрессированные народы Крыма лояльны органам государственной власти РФ и надеются на политику многона-циональности Крыма, финансирование культурных и социальных проектов.

Социологические исследования 2014—2016 гг. показали устойчивую лояльность жителей Крыма юридическому факту присоединения Автономной Республики Крым (АРК) к России даже на фоне объективных проблем переходного периода. Как известно, в результате референдума 16 марта 2014 г. 96,77% голосовавших выразили волю к воссоединению с Российской Федерацией. Показательна высокая политическая активность крымчан: по данным, предоставленным председателем комиссии Верховного совета Крыма по организации и проведению общекрымского референдума М.Г. Малышевым, явка избирателей составила 83,1%2.

1 Мониторинг состояния межнациональных отношений в Крыму. — Россия для всех. Доступ: Шр^Да!. rus4all.ru/city_msk/20150903/726111061.html

2 Референдум в Крыму о статусе автономии. — РИА «Новости». Доступ: http://ria.ru/ spravka/20150316/1052210041.html

Лояльность жителей Крыма России подтверждается данными зарубежных социологических компаний. Симптоматичны результаты опроса крымчан, проведенного по заказу компании Berta Communications при поддержке Canada Fund for Local Initiatives в январе 2015 г. GFK Ukraine. 82% респондентов, как выяснилось в ходе опроса, поддержали присоединение АРК к России, 11% опрошенных скорее поддержали присоединение, 4% (34 чел. из 800 участников опроса) выразили отрицательное отношение к этому факту1.

В июле 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел свой опрос крымчан, согласно которому 90% респондентов поддержали воссоединение Крыма с РФ, 5% выразили готовность проголосовать при повторном референдуме за сохранение Крыма в составе Украины2. В период с апреля по декабрь 2015 г. ФОМ в результате социологического исследования выявил, что 84% / 86% опрошенных жителей Республики Крым и 78% / 80% жителей ГФЗ Севастополя довольны положением дел в макрорегионе3.

Оптимизация экономических и культурных связей крымчан с российскими регионами — одно из условий потенциального развития Крыма, развития инвестиционных проектов. Сложность создания инфраструктуры и правовых основ адаптации крымчан инициирует принятие целевой государственной программы адаптации Республики Крым и ГФЗ Севастополя в РФ. На основании указов Президента РФ «Об образовании Крымского федерального округа» от 21.03.2014 N 168 (ред. от 28.07.2016), «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» от 21.04.2014 N 268 постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 N 790 была утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Министерству экономического развития РФ и Министерству финансов РФ при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период предписывалось включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Координатором программы и государственным заказчиком являлось Министерство РФ по делам Крыма. В настоящее время актуален вопрос о централизованной реализации целевой программы, сосредоточенной в специальном органе государственной власти.

Целесообразно также принять комплексный федеральный закон об адаптации жителей Республики Крым и ГФЗ Севастополя, учитывающий специфику социально-экономической и политической ситуации, внешние и внутренние миграционные риски в макрорегионе, — принятия узконаправленных нормативных правовых актов здесь недостаточно.

Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 N 377-Ф3 (действ. ред., 2016) сосредоточен на вопросах свободной экономической зоны, портовой инфраструктуры, устранения ограничений транспортной инфраструктуры, таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза.

1 Украина провела соцопрос в Крыму. Результаты не радуют. Доступ: http://tsnews.ru/index.php/ussr/ item/5141-ukraina-provela-sotsopros-v-krymu-rezultaty-ne-raduyut

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Общественно-политическая ситуация в Крыму. — Официальный сайт ВЦИОМ. Доступ: http://wciom. ru/index.php?id=236&uid=115770

3 Крым: ситуация в регионе и протестные настроения. — Официальный сайт ФОМ. Доступ: http://fom. ru/Nastroeniya/12471

В Государственную думу РФ внесен законопроект об использовании подземных вод участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города Севастополя1. В частности, законопроект предлагает установить возможность добычи подземных вод участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города Севастополя для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой промышленных объектов либо объектов сельскохозяйственного назначения, а также разведки и добычи минеральных подземных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, используемых для лечения и профилактики заболеваний, и организации отдыха в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Также в Государственную думу РФ внесен законопроект об особенностях применения законодательства в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водо-отведения, обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Республики Крым и города Севастополя2. В законопроекте предлагается продлить до 1 января 2018 г. срок действия особенностей применения законодательства в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях Республики Крым и города Севастополя.

Следует также отметить существующие в данном макрорегионе риски социально-экономического развития, такие как:

— политическая нестабильность в приграничных регионах Украины;

— международное санкционирование экономического развития, ослабление международных и внешнеэкономических связей;

— недостаточность обеспеченности региона источниками энергии, воды, продовольствия, в т.ч. наличие ограничений в обеспечении водными ресурсами для питьевого и производственного потребления;

— отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения с материковой частью РФ;

— неравномерность размещения природно-ресурсного, производственного, туристско-рекреационного, транзитно-транспортного, трудового и социального потенциала территорий;

— территориальные диспропорции в уровне и качестве жизни населения;

— ограниченная конкурентоспособность промышленного комплекса в связи с ориентацией на использование преимуществ экспортно-сырьевой сферы, монопольным положением на локальных рынках, преимуществами спроса на рекреационный сектор и домохозяйства, а также с высокой ресурсоемкостью большинства технологий;

— недостаточно эффективное использование транзитно-транспортного потенциала в межконтинентальном, межгосударственном и межрегиональном масштабах;

— осложнение экологической ситуации из-за значительного уровня техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Риски подтверждаются мнением жителей Республики Крым и ГФЗ Севастополя. Равное число опрошенных (по 34%) жителей Республики Крым и ГФЗ Севастополя озабочены проблемой неразвитости транспортной инфраструктуры, низким качеством и недостаточной пропускной способностью дорожных коммуникаций. Ключевое значение в решении проблемы придают крымчане проекту по строительству Керченского моста, с реализацией которого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2016 N 2525-р. Доступ: http://government.consultant.ru/ documents/3713932

2 Распоряжение от 03.12.2016 № 2570-р. Доступ: http://government.ru/activities/selection/301/25529/

они связывают перспективы социально-экономического развития Крыма и фактического воссоединения с территорией РФ1.

К проблемным вопросам крымчане относят благоустройство городов (равное число опрошенных в Республике Крым и в ГФЗ Севастополе — по 17%); рост цен на товары первой необходимости, продукты (22% опрошенных в Севастополе), безработицу (13% участников опроса в Республике Крым). Проблемой коррумпированности органов власти обеспокоены около 1% опрошенных — как жителей Республики Крым, так и ГФЗ Севастополя. В Севастополе выявлено большее число респондентов, не удовлетворенных работой органов власти, — в 2 раза выше по сравнению с опрошенными в Республике Крым (соответственно 12% и 6% участников опросов)2. В октябре 2015 г. были получены следующие данные относительно проблемы коррупции: 25% жителей Республики Крым и 33% жителей ГФЗ Севастополя отметили высокий уровень коррупции, 37% и 30% опрошенных соответственно сочли его средним, а 22% и 27% соответственно не смогли дать однозначную оценку3.

Опрос ФОМа показал, что 49% жителей Республики Крым и 26% жителей Севастополя видят тенденцию к снижению уровня коррупции, однако 28% и 36% респондентов соответственно отметили сохранение коррупции на прежнем уровне. Положительной тенденцией можно считать тот факт, что 60% жителей Республики Крым и 33% севастопольцев отметили эффективность действий местных властей по борьбе с коррупцией. Однако научные эксперты и аналитики органов муниципальной власти высказывают мнение, что региональные руководители меняют коррупционные механизмы принятия решений под давлением федеральных органов власти и латентно саботируют процесс адаптации Крыма к условиям российской государственности.

Чрезвычайность интеграции Крыма в состав РФ обусловила влияние антиукраинского протеста населения на политические решения местных руководителей. Но позиция Украины по вопросу присоединения Крыма, Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики предопределяет сохранение мобилизационной модели развития Республики Крым и ГФЗ Севастополя.

Воссоединение Крыма в определенной степени обусловливалось опасностью принудительной украинизации крымчан, сопровождающейся кровавыми столкновениями с националистическими организациями, активизировавшимися на фоне киевского майданного радикализма.

Части вооруженных сил и военно-морского флота Украины были укомплектованы и крымскими кадрами, часть которых поддержали воссоединение с РФ и поступили на службу в Вооруженные силы РФ. Но в этой связи возник прецедент, не решенный до настоящего времени: невозможность ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в Крыму получения гражданства РФ, а при наличии паспорта гражданина России — обеспечения этой категории крымчан и членам их семей конституционно гарантированных прав (на медицинское обслуживание, социальные услуги, пенсионные выплаты, образование и пр.). Местные органы власти еще не привели в соответствие с Конституцией РФ нормативно-правовые акты и не приняли региональные программы, позволяющие решить эту проблему военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

В настоящее время стоит задача развития конкурентных преимуществ развития макрорегиона — это расширение возможностей получения институциональной,

1 Украина провела соцопрос в Крыму...

2 Крым: ситуация в регионе и протестные настроения...

3 Опрос в Крыму о коррупции в регионе. — Официальный сайт ФОМ. Доступ: http://fom.ru/ Ekonomika/12406

ресурсной и финансовой поддержки в связи с вхождением в состав РФ; развитие межрегиональных производственно-кооперационных связей с субъектами РФ; использование стратегически важного и перспективного географического, геоэкономического и геополитического положения; задействование транспортно-транзитного и туристского потенциала; эффективное распределение человеческого потенциала (наличие квалифицированной рабочей силы, научных, образовательных и научно-производственных учреждений национального и международного уровня).

В основе стратегического управления в РФ лежит программно-целевой подход1. Эффективным инструментом программно-целевого управления являются государственные программы, основанные на стратегическом планировании. Такое планирование необходимо и для адаптации Крыма в РФ.

Программными целями для Крыма должны быть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— интеграция экономики макрорегиона в экономическое пространство России, обеспечение транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития;

— устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона;

— развитие социальной сферы;

— обеспечение межнационального согласия;

— увеличение объема подаваемой воды;

— строительство и рекультивация полигонов твердых бытовых отходов;

— обеспечение водными ресурсами;

— снижение доли загрязненных сточных вод в общем объеме сброса в поверхностные водные объекты сточных вод, подлежащих очистке;

— строительство водохранилищ и реконструкция гидроузлов на действующих водохранилищах комплексного назначения, а также магистральных каналов и трактов водоподачи;

— реконструкция взлетно-посадочных полос;

— введение в эксплуатацию центров организации воздушного движения;

— обеспечение постоянного транспортного сообщения с материковой частью РФ;

— прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;

— ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования;

— обеспечение доступа к спутниковым каналам связи органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Крым и г. Севастополя;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— реформирование предоставления государственных или муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов РФ, передающихся с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

— обустройство граждан из числа ранее депортированных, возвратившихся в Крым на постоянное место жительства.

Важным направлением перспективного развития Крыма в составе РФ является устранение диспропорций в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Крыма до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста

1 Сущность программно-целевого подхода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования в соответствии со стратегическими государственными документами.

Крымского федерального округа, гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов.

В период активизации пророссийских настроений крымчан и подготовки референдума о воссоединении Крыма с Россией руководители меджлиса крымскотатарского народа заняли активную позиционную линию. Они призывали крымских татар бойкотировать общекрымский референдум1 и даже предприняли силовую акцию 27 февраля 2014 г. в Симферополе2. Меджлис заявил об акте агрессии со стороны России и расценил воссоединение как аннексию Крыма. Реакция российских властей стала жесткой: в апреле 2016 г. Верховный суд Крыма запретил деятельность меджлиса крымскотатарского народа на территории РФ3.

В современных условиях оппозиция крымскотатарского народа придерживается тактики латентного протеста. В качестве мер по предотвращению активизации антироссийских настроений крымскотатарского народа местным и федеральным органам власти важно разработать и реализовать социальные, экономические и культурные программы как в отношении крымчан в целом, так и в отношении отдельных народов Крыма. Здесь можно отметить целесообразность формирования национальных пророссийских элит крымских народов, молодежных структур, интегрированных посредством образовательных, трудовых и социальных программ в российское общество. Адаптация крымчан к жизни в Российской Федерации требует плановой целевой работы федеральных и местных органов власти и управления, разработки и реализации эффективных инструментов по интеграции жителей Республики Крым и ГФЗ Севастополя.

Универсальным инструментом для решения важных проблем адаптации крымчан к жизни в РФ может служить Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее — Госпрограмма), как универсальный инструмент гуманитарного содействия желательной миграции.

Эффективность применения программно-целевого метода в значительной степени зависит от отклонения запланированных показателей программы и изменений внешней среды. Думается, необходимо оперативно вносить изменения в структуризацию возникающих проблем, в механизмы управления, программные мероприятия, методы достижения целей, а также корректировать задачи и цели программы с учетом изменения целевых показателей программы и внешней среды. Своевременное реагирование органов исполнительной власти, ответственных за реализацию конкретной государственной программы, на отклонение целевых показателей программы и изменений внешней среды позволит повысить эффективность использования программных инструментов4.

Процесс интеграции Крыма в РФ также затруднен социокультурной неодно-

1 Заявление меджлиса крымскотатарского народа в связи с объявлением Верховной радой республики Крым общекрымского референдума. — Сайт Меджлиса крымско-татарского народа. Доступ: http:// qtmm.org/новости/4196

2 В Симферополе произошли столкновения между пророссийскими активистами и крымскими татарами. — Новая газета. Доступ: http://www.novayagazeta.ru/news/319354.html

3 В России запретили Меджлис крымских татар. — РИА «Новости». Доступ: https://ria.ru/ society/20160426/1420428908.html

4 По данным ФМС, среди федеральных округов РФ по числу прибывших соотечественников и членов их семей лидирует ЦФО (более 198 тыс. чел.), 2-е место занимает СФО (около 84 тыс. чел.), на 3-м месте — СЗФО. За весь период реализации Госпрограммы среди субъектов РФ на 1-м месте по числу прибывших соотечественников и членов их семей находится Калужская (около 43 тыс. чел.), на 2-м — Липецкая (около 39 тыс. чел.), на 3-м — Воронежская обл. (более 30 тыс. чел.). Данные показатели свидетельствуют о бесспорной популяризации Госпрограммы в Центральной России. Безусловно, на процесс переселения в значительной степени повлияла нестабильная политическая ситуация на Украине. Столь высокие показатели Госпрограммы обеспечили граждане Украины, в экстренном порядке прибывшие на территорию РФ.

родностью молодежи, социально-экономическим отставанием от России. Одним из наиболее острых вопросов современного Крыма является кадровый. Притоку научных работников препятствуют такие проблемы, как отсутствие вакансий и необходимых условий для занятости этой категории мигрантов (материальное оснащение, уровень заработной платы, отсутствие недорогого и комфортного жилья) в большинстве регионов, участвующих в программе переселения соотечественников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На уровне субъектов РФ для квалифицированных специалистов, инженеров и научных работников возможно определить комплекс дополнительных мер по предоставлению им субсидий, льгот и преференций, повышающих миграционную привлекательность территорий вселения. При разработке и корректировке региональных программ переселения субъектами РФ большое значение имеет четкое определение информационных ресурсов в режиме постоянного обновления, в т.ч. с использованием ГИС-технологий, отражающих текущую потребность региональных рынков труда в высококвалифицированных специалистах и кадрах для научных учреждений и организаций.

Реализация Госпрограммы дает шансы отдельным категориям соотечественников, к которым относятся и не имеющие гражданства жители Крыма, переехать на постоянное место жительство в РФ и закрепить свой правовой статус согласно приведенным выше нормативным правовым документам. В свою очередь, субъекты РФ, минимизируя возможные риски реализации Госпрограммы, разрабатывают критерии для соотечественников и членов их семей. Это позволяет повысить эффективность распределения соотечественников по территории РФ. При этом соблюдается принцип заселения приоритетных районов России.

Статистические показатели реализации Госпрограммы свидетельствуют о том, что переселение мигрантов на постоянное место жительства в Россию служит одним из источников умножения численности населения страны и ее отдельных регионов; а привлечение иностранных работников по тем или иным приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии со спросом российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. Переселившиеся соотечественники этнокультурно, вероисповедально близки к титульному населению России, что свидетельствует о желательности миграции благодаря эффективности управленческих решений. Данные коррелируют с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Важным и необходимым элементом адаптации и интеграции в российское общество становятся диаспоральные институты. На настоящий момент в России активно функционируют множество национально-культурных автономий (НКА) различных уровней: 19 общероссийских, 284 региональных, 929 местных, созданных на основании ст. 30 Конституции РФ, федеральных законов № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (далее — закон № 74-ФЗ) и др. правовых актов. Согласно ст. 1 закона № 74-ФЗ подобные общественные объединения создаются в целях: 1) самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности; 2) развития языка, образования, национальной культуры; 3) укрепления единства российской нации; 4) гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу; 5) осуществления деятельности, направленной на социокультурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Создание адаптационно-интеграционной инфраструктуры является важным аспектом достижения общественного согласия. Открытие и функционирование языковых курсов — это лишь часть данной инфраструктуры. Целесообразно расширить сеть адаптационных центров крымчан, обеспечивающих консультиро-

вание, интеграцию, правовую поддержку, способствующих толерантности, межконфессиональному и межкультурному сотрудничеству и др.

Национальные объединения, общественные и религиозные организации являются особыми диаспоральными институтами и играют важную роль в обеспечении национальной безопасности страны.

Проведение мероприятий (встреч, семинаров, круглых столов, консультаций) с представителями диаспоральных институтов по вопросам интеграции позволит решить проблемы, связанные с изменением законодательства, осуществлением трудовой деятельности в составе РФ. Плодотворной работой в области адаптации является взаимодействие с религиозными организациями: Русской православной церковью, Духовным управлением мусульман, организациями Армянской апостольской церкви, иудейскими и буддистскими религиозными организациями, представленными на территории РФ.

Взаимодействие с диаспоральными институтами по вопросам адаптации и интеграции мигрантов позволит выработать конкретные рекомендации и предложения по предупреждению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, незаконной миграции, разработать меры по профилактике ксенофобии, экстремизма и терроризма.

Комплексное решение проблем политической и социально-экономической адаптации жителей Республики Крым и ГФЗ Севастополя позволит минимизировать риски и угрозы внешнего и внутреннего характера, эффективно использовать потенциал Крыма для обеспечения достойного уровня жизни крымчан, достижения межнационального согласия, нивелирования латентных конфликтов и коррупционных механизмов, саботажа политических противников воссоединения макрорегиона с РФ.

Статья подготовлена в соответствии с Планом мероприятий Совета Федерации Федерального собрания РФ на осеннюю сессию 2016 года для семинара-совещания Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Реализация государственной миграционной политики в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе», которое состоялось 16 декабря 2016 г.

GALAS Marina Leonidovna, Dr.Sci. (Hist.), Professor; Chief Researcher of the Institute of Effective State and Civil Society, Department of Political Science, Finance University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, 125993, Russia; MLGalas@fa.ru)

PROBLEMS OF POLITICAL AND SOCIAL ADAPTATION OF CRIMEANS TO LIFE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article deals with the complex issues of implementation of the state migration policy of the Russian Federation in the Republic of Crimea and Sevastopol federal city. Federal Constitutional law of 21.03.2014 N 6-0K3 (ed. of23.06.2016) «On the adoption of Republic of Crimea by the Russian Federation and the formation of new subjects of the Russian Federation - Republic of Crimea and Sevastopol federal city»legitimated civil revolutionary and historical process of occurrence of Crimea into the structure of the Russian Federation. In this context, the task of the theoretical and practical study of the prospects for political and social adaptation of the Crimea and Crimeans integration in the state, economic and socio-cultural space of Russia becomes actual.

Within the article, the author analyzes mechanism of creating enabling international and domestic financial conditions of socioeconomic development of the macro-region, social policy as a factor in adaptation of Crimeans and specifics of regulation of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

inter-ethnic relations in Crimea. The article considers aftershocks of the deportation of the peoples of the Crimea and political repression and the potential of optimization and correlation of the activity of executive authorities of the Republic of Crimea and Sevastopol federal city with the legislation of the RF.

Keywords: state migration policy, Crimeans, Sevastopol, Crimean-Tatar population, integration, historical process, self-identification, ethno-cultural affiliation, institutions of diaspora, social policy, financial-economic projects, referendum

УДК 94(571.54)+(517.3)

КАЛЬМИНА Лилия Владимировна — доктор исторических наук, доцент; ведущий научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; kalminal@gmail.com) ПЛЕХАНОВА Анна Максимовна — доктор исторических наук, доцент; ведущий научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН(670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6;plehanova.am@mail.ru)

ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЯ/СССР -МОНГОЛИЯ

Аннотация. В статье анализируется роль железнодорожного строительства в формировании российско-монгольского трансграничного торгового пространства. Соединение России с Китаем железной дорогой через Кяхту на Ургу имело стратегическое значение для Российского/Советского государства, создавая условия для его доминирования на монгольском экономическом пространстве. Идея строительства Кяхтинской ветки железной дороги, разработанная государством при поддержке забайкальского купечества, была воплощена в конкретный проект Министерством путей сообщения и одобрена Государственной думой Российской империи. Полностью она была реализована спустя почти полвека Советским государством - уже на иной идеологической основе. Строительство железнодорожной линии Улан-Удэ - Кяхта - Улан-Батор обеспечило пророссийский характер монгольского экономического пространства.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, трансграничное пространство, Транссибирская магистраль, Кяхтинская ветка, Монголия, верхнеудинский вариант, мысовский вариант

В Сибири с ее обширными территориями и слабой населенностью транспортная инфраструктура играла особую роль. С прокладки торговых трактов здесь начиналась экономика, а проведение железных дорог вдохнуло новую жизнь в эту экономику, находившуюся в спящем состоянии. Именно транспортное строительство стало первым шагом в экономической модернизации Сибири в отличие от центра России, где промышленный переворот начался с легкой промышленности, постепенно захватывая тяжелую индустрию и сельское хозяйство. Прокладка сети железных дорог создавала условия для промышленной революции в других отраслях.

Забайкальское общество задолго до проведения Транссибирской железнодорожной магистрали понимало не только экономическое, но и стратегическое значение путей сообщения. В ответе на вопрос военного губернатора Забайкальской области Я.Ф. Барабаша о целесообразности проведения узко-