УДК 159.922.6
РО! 10.33463/2072-8336.2020.1(50).088-096
КОГНИТИВНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ
Е. Н. Емельянова, Е. А. Буланова
Для цитирования
Емельянова, Е. Н. Когнитивные и личностные особенности пожилых людей, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов / Е. Н. Емельянова, Е. А. Буланова // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). -С. 88-96. - РО! : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).088-096.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Исследование когнитивных и личностных особенностей пожилых людей актуально из-за увеличения продолжительности жизни в современном мире. По мнению Б. П. Пятницкого и Д. А. Шаклеина (2005), это обусловлено демографическими изменениями, связанными с некоторым уменьшением смертности населения и улучшением качества жизни.
Для Кировской области характерно старение населения. Это ярко прослеживается по следующим статистическим данным Росстата: на начало 2018 г. в области проживало 1283 238 человек, из них 313 386 - старше шестидесяти лет, что составляет 24,4 %. С увеличением продолжительности жизни растет число лиц, страдающих различными хроническими и психическими заболеваниями,
© Емельянова Е. Н., Буланова Е. А., 2020
которые могут оказаться, в частности, в КОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов». Как отмечают Ф. Крейк и И. Бялысток, прогрессиро-вание последствий хронических патологических процессов не всегда можно остановить с помощью новейших фармакологических средств, а состояние здоровья напрямую оказывает влияние на психоэмоциональную составляющую личности, что приводит человека к ощущению неблагополучия или беспомощности. Для улучшения психоэмоционального состояния большинства старыхлю-дей необходим широкий спектр услуг.
Семьи не всегда способны взять на себя все заботы о пожилых и беспомощных родственниках. Причины - отток молодого населения из Кировской области в более крупные города; алкоголизация населения и др. Пожилые люди часто остаются без поддержки
родственников и обращаются в исполнительные органы с просьбой определить их в организации стационарного типа на круглосуточное проживание (Н. Н. Краснова, Л. М. Зябрева, 2007). Порядок направления пожилого человека в дом-интернат и оказания ему социально-медицинских, социально-психологических услуг отражен в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», нормативных и распорядительных документах:
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 3 сентября 2018 г. № 532 «Об утверждении плана мероприятий «Дорожной карты» по развитию гериатрической службы в Кировской области на 2018-2019 годы»;
- распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 14 ноября 2018 г. № 675 «О внесении изменений в распоряжение Министерства здравоохранения Кировской области от 3 сентября 2018 г. № 532».
Как отмечает Т. В. Поддубная (2016), деятельность учреждения, в которое попадает пожилой человек, направлена на оказание проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, комплексной социальной и медико-психологической помощи. В связи с этим очень важно изучить когнитивные и личностные особенности пожилых людей, проживающих в стационарных условиях, для того чтобы обеспечить им благополучное социальное функционирование.
Ключевые слова: пожилые люди, уменьшение смертности населения, дом-интернат, когнитивные и личностные особенности.
В психологии, социальной педагогике изучение когнитивных и личностных особенностей пожилых людей -явление редкое. Однако в последние годы врачами проведены диссертационные исследования по изучению возникновения у пожилых когнитивных нарушений и их коррекции: О. В. Еремина (2017), М. Ю. Образцов (2017), Т. Н. Деменко (2017).
Вопросами изучения особенностей пожилого и старческого возраста занимались следующие ученые: О. В. Демьянович [2], Л. В. Бабакова [1], О. Ю. Стри-жицкая [14], Н. В. Овсянникова [7].
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что вопрос об изучении когнитивных и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в домах-интернатах, требует научного разрешения.
Объекты исследования по данной проблеме - престарелые женщины в возрасте от 58 до 95 лет (81,9 + 13,8) и мужчины от 60 до 86 лет (67,2 +10,1 ], проживающие в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Предмет исследования - когнитивные и личностные особенности пожилых людей, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов.
Изучение когнитивных и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов, стало целью данного исследвания.
Гипотезу исследования составили предположения о том, что:
- пожилые люди, проживающие в доме-интернате для престарелых и
инвалидов, имеют когнитивные и личностные особенности ниже общепринятой нормы;
- изучение когнитивных и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в интернате, позволит сформулировать рекомендации по совершенствованию психокоррекцион-ной работы.
В исследовании применялись следующие методики:
1) тест MMSE (1975), M. F. Folstein, S. E. Folstein, Mc P. R. Hugh;
2) тест Спилбергера-Ханина, определяющий ситуативную и реактивную тревожность (США, 1964; СССР, 1976);
3) госпитальная шкала тревоги и депрессии, определяющая субклиническую и клиническую тревогу и депрессию (A. S. Zigmond, R. P. Snaith, 1983) [17];
4) методика А. Р. Лурия - для исследования кратковременной памяти (1968, 1974) [5, 6];
5) статистический - критерий Стью-дента [7, с. 41].
Анализировались также литературные источники по заданной теме, нормативно-правовые документы.
Методологическую основу исследования составил личностный научный подход Н. К. Корсакова (1995), О. В. Краснова (199б), М. Н. Молчанова (1999), Л. Ф. Обухова (2003), К. Ро-щак (1990).
Теоретической основой исследования послужили теория геронтогенеза Б. Г. Ананьева (1969), М. Д. Александровой (1974), теория жизненного пути К. А. Абульхановой-Славской (1991), Л. И. Анциферовой (1996), Л. С. Выготского (1932-1934).
Экспериментальной базой для проверки выдвинутой гипотезы стали две
милосердные секции № 4 и 5 КОГБУСО «Кировский дом-интернат для престарелых и инвалидов», предназначенные для социально-медицинского и социально-психологического обслуживания немобильных граждан.
Научная новизна исследования определяется его вкладом в решение актуальной научной задачи сохранения активного долголетия и обогащение теории психологии новыми научными представлениями. Кроме того, в регионе исследования такого уровня ранее не проводились.
Если говорить о теоретической значимости исследования, то оно, несмненно, внесет лепту в науку и позволит провести сравнительный анализ с показателями других ученых.
Результаты исследования поспособствуют созданию программ психологической реабилитации, главной целью которых является сохранение активного долголетия, а также могут быть использованы в работе домов-интернатов для совершенствования качества предоставляемых услуг и организации ухода за проживающими старшей возрастной группы.
В 2019 г. нами было проведено эмпирическое исследование когнитивных и личностных особенностей пожилых людей, в котором приняли участие 102 человека (от 58 до 95 лет, средний возраст 75,2 ± 10,3 лет) из числа проживающих в Кировском областном государственном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для престарелых и инвалидов» (далее - КДИ).
Нами были выбраны респонденты двух милосердных секций № 4 и 5, поступившие в КДИ для обслуживания по индивидуальным программам предоставления социальных услуг (ИППСУ),
с частично или полностью утраченными навыками самообслуживания в результате приобретенных заболеваний различного генеза, в том числе последствий травм. Группы формировались в соответствии с приказом по учреждению № 4 от 25 января 2019 г. «О проведении типирования проживающих для улучшения организации работы по предоставлению социальных услуг проживающим в КОГБУСО „Кировский дом-интернат для престарелых и инвалидов"».
Критерии оценки, компоненты групп ухода, анкеты были разработаны и внедрены фондом «Старость в радость» при согласии Министерства социального развития Российской Федерации.
Критериями оценки типов послужили следующие 14 компонентов: передвижение вне дома; способность выполнять уборку и поддерживать порядок; стирка; приготовление пищи; передвижение по дому; падения в течение последних трех месяцев; одевание; личная гигиена; прием пищи и прием лекарств; мочеиспускание и дефекация; присмотр (опасен, неопасен для себя и окружающих); слух, опасное (пагубное) поведение; наличие зависимостей; наличие внешних ресурсов.
Для улучшения социально-психологического обслуживания получателей услуг типизации подлежали немобильные и маломобильные граждане, проживающие в милосердных секциях. Исследование показало, что эти люди в разной степени утратили способность к самообслуживанию:
- 4-й тип (очень сильное снижение способности к самообслуживанию и передвижению, ведению домашнего хозяйства без посторонней помощи), в балльном соотношении от 12,0 до 15,5 ± 0,1;
- 5-й тип (полная утрата способности к самообслуживанию и передвижению, полная зависимость от посторонней помощи) в балльном соотношении от 16,0 до 20,0 ± 0,09.
Поскольку политика министерства направлена на перевод КДИ в пали-ативное обслуживание (4-й, 5-й типы зависимости), то исследование когнитивных и личностных особенностей пожилых людей проводилось в милосердных секциях. Для того чтобы определить респондентов, способных отвечать на психологические тесты, нами применялся тест Mini mental State Examination (далее - MMSE), изучающий степень нарушений когнитивных особенностей, включающий в себя нейропсихологические тесты, оценивающие когнитивные функции: внимание, запоминание, праксис, счет, речь [17]. Это краткая шкала оценки психического статуса. При разделении по данному признаку из 102 человек сформированы две группы. В состав одной вошли 37 человек:
- к группе 1 «Норма, легкие когнитивные нарушения» были отнесены 18 человек (6 мужчин в возрасте от 60 до 77 лет (±6,8) и 12 женщин в возрасте от 64 до 89 лет (±9);
- к группе 2 «Умеренные когнитивные нарушения» отнесены 19 человек (13 мужчин в возрасте от 60 до 84 лет (±7,9) и 6 женщин от 67 до 88 лет (±8,6).
В другую группу «Тяжелые когнитивные нарушения» включены 65 человек. Поскольку данные респонденты не способны отвечать на психологические тесты, то в дальнейшем исследовании они не приняли участие. Для данной группы необходимо создание особых условий и психотерапевтической среды при контроле врачей, кли-
нических психологов, что требует значительной модернизации дома-интерната.
Для определения когнитивных и личностных особенностей представителей групп 1 и 2 применялись следующие психодиагностические методики:
1) исследование кратковременной памяти по методике А. Р. Лурия - направлено на оценку состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания [5, 6];
2) госпитальная шкала тревоги и депрессии - разработана А. S. Zigmond и R. Р. Snaith в 1983 г. для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги в условиях общемедицинской практики;
3) тест Спилберга - Ханина, определяющий ситуативную и реактивную тревожность. Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы;
4) методика Р. С. Немова «Сила воли», определяет праксис.
Воля - это сознательная регуляция субъектом своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении жизненных целей.
Предложенные методики в совокупности выявляют наличие приспособленности к социальной жизни респондентов, что позволит сделать прогноз о потенциале активного долголетия. Это тема дальнейшего исследования;
5) методы математической статистики.
Критерий Стьюдента [7]. Существенность различий уровней показателей в группах «Норма, легкие когнитивные нарушения» и «Умеренные когнитивные нарушения» проверялась на основе критерия Стьюдента. Методы математической статистики обрабатывались при помощи пакета прикладных программ Ехе1.
В экспериментальной группе пожилых людей, проживающих в КДИ, были диагностированы средние баллы по шкале MMSE. Результаты показали: у 18 человек - 26,89 ± 0,13 балла, что позволяет отнести респондентов к группе 1. У 19 человек показатели равны 22,4 ± 0,12 балла, что соответствует группе 2. Коэффициент достоверности оценки психического статуса по критерию Стьюдента в обеих группах равен р < 0,05. Исследование памяти по методике Лурия показало, что в группе «Норма, легкие когнитивные нарушения» способность запоминать 10 слов равна 6,11 ± 0,12 балла, а в группе «Умеренные когнитивные на-
Таблица 1
Математические расчеты показателей когнитивных особенностей пожилых людей
Показатели Группы, Ме (31-33)
! гр., п = 18 II гр., п = 19 Уровень значимости различий, р
Когнитивные способности 26,89 ± 0,13* 22,4 ± 0,12* 0,05
Память 6,11 ± 0,12* 3,74 ± 0,13* 0,05
Примечание. Различия достоверны при * р < 0,05.
рушения» - 3,74 ± 0,13. Коэффициент достоверности исследования памяти по методике Лурия равен р < 0,05.
Исследование респондентов показало, что уровень депрессии по шкале ГШД в обеих группах находится в пределах нормы. Так, в группе 1 среднестатистические значения находятся в диапазоне 4,56 ± 0,25 балла. Показатели в группе 2 равны 5,21 ± 0,17, что является нормой, но приближаются к пограничным показателям субклинической депрессии. Следовательно, можно говорить о сниженном фоне настроения у обследованных. Коэффициент достоверности равен р < 0,05.
Показатели реактивной тревожности по тесту Спилберга - Ханина у группы 1 равны 48,72 ± 0,68, что соответствует высокому уровню тревожности, однако эти значения ниже, чем у группы 2 (52,16 ± 0,88). Коэффициент достоверности равен р < 0,05.
Показатели личностной тревожности по тесту Спилберга - Ханина у группы 1 равны 42,22 ± 0,53, что соответствует средне выраженному уровню тревожности, данные значения ниже,
чем в группе 2 (44,0 ± 0,7). Коэффициент достоверности равен р < 0,05.
Применение методики Немова «Сила воли» выявило то, что сила воли в группе 1 равна 20,72 ± 0,17 балла, что ниже, чем в группе 2 (21,0 ± 0,4). Результаты теста недостоверны (р < 0,1). Снижение показателей силы воли в группе 1 частично объясняет нарушение дисциплины, вследствие этого - конфликты у данных респондентов.
Итак, при математической обработке данных психодиагностического исследования нами были определены 2 группы для психокоррекционной работы в условиях интерната: группа 1 «Норма, легкие когнитивные нарушения», группа 2 «Умеренные когнитивные нарушения». Согласно этому составлены два вида программ психологической коррекции. Рассмотрим их краткое содержание.
Программа психологической коррекции проживающих, отнесенных к группе 1.
Цель: развитие когнитивных и коммуникативных навыков, формирование эмоциональной устойчивости.
Таблица 2
Математические расчеты показателей личностных особенностей пожилых людей
Шкалы Группы, Ме (31-33)
I гр., п = 18 II гр., п = 19 Уровень значимости различий, р
Госпитальная шкала депрессии 4,56 ± 0,25* 5,21 ± 0,17* 0,05
Реактивная тревожность 48,72 ± 0,68* 52,16 ± 0,88* 0,05
Личностная тревожность 42,22 ± 0,53* 44,0 ± 0,7* 0,05
Сила воли 20,72 ± 0,17 21,0 ± 0,4 0,1
Примечание. Различия достоверны при * - р < 0,05.
Задачи:
1)проведение когнитивныхтренин-гов и тренингов общения.
2) организация и проведение включенной дискуссии по различным темам;
3) тренинг эмоциональной устойчивости;
4) изучение методов саморегуляции;
5) психофизический тренинг (первые ступени).
Программа психологической коррекции проживающих, отнесенных к группе 2.
Цель: формирование устойчивости внимания для тренировки памяти, развитие коммуникативных навыков, тренировка эмоциональной устойчивости.
Задачи:
1)проведение лекториев по книгам и аудиокнигам;
2) прослушивание музыкальных произведений выдающихся композиторов и поэтов;
3) проведение тренингов общения, эмоциональной устойчивости;
4) психофизический тренинг.
Выделены когнитивные и личностные особенности пожилых людей, проживающих в КОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов».
По итогам исследования можно составить усредненный психологический портрет пожилого человека, проживающего в КДИ.
У пожилых людей (4-го и 5-го типов) с действующей когнитивной сферой и легкими когнитивными нарушениями сохранна кратковременная память, а это положительно влияет на процесс адаптации к окружающей среде и успешность в обществе. Сформированная сила воли свидетельствует о том, что они могут иметь активную жизненную позицию и способны к
произвольным действиям, к которым можно отнести: занятия физкультурой, поддержание гигиены и порядка в комнате, последовательность действий. Уровень реактивной тревожности высокий, личностной тревожности - средний, тем не менее уровень депрессии по шкале «Госпитальная шкала депрессии» - в пределах нормы.
У пожилых людей (4-го и 5-го типов), отнесенных к группе «Тяжелые когнитивные нарушения», отмечается низкая способность к фиксации информации (показатели кратковременной памяти в области низких значений). Уровень реактивной тревожности - высокий, личностной тревожности - средний, скорее всего, по причине беспомощности в силу заболевания. Показатели сформированной силы воли при недостоверном коэффициенте предположительно свидетельствуют о нарушении адаптивных способностей к окружающей действительности у респондентов группы 2, что делает их самостоятельную жизнь невозможной, следовательно, им необходима значительная помощь со стороны специалистов дома-интерната. Данное предположение требует более тщательного научного обоснования. Уровень депрессии в группе 2 соответствует норме, приближенной к границе субклинической депрессии, что свидетельствует о сниженном фоне настроения у респондентов. Гипотеза о том, что пожилые люди, проживающие в доме-интернате для престарелых и инвалидов, имеют сниженные когнитивные и личностные особенности в сравнении с общепринятой нормой, частично подтвердилась.
В результате изучения когнитивных и личностных особенностей пожилых людей, проживающих в доме-интернате
для престарелых и инвалидов, были сформулированы рекомендации по совершенствованию психокоррекцион-ной работы с пожилыми людьми, проживающими в КОГБУСО «Кировский дом-интернат для престарелых и инвалидов», что полностью подтвердило гипотезу об их создании.
Следует отметить, что в результате проведенного исследования обнажилась проблема обеспечения благоприятной среды для социализации пожилых людей с 4-й и 5-й степенью зависимости, что требует модернизации социально-психологического обслуживания в КОГБУСО «Кировский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Серьезные шаги в данном направлении уже сделаны: созданы 6 пакетов услуг для людей от 0-й до 5-й степени утраты навыков самообслуживания; организована среда для работы двух отделений - кратковременного проживания и геронтопсихи-атрического.
Библиографический список
1. Бабакова Л. В. Повседневные неприятности и удовлетворенность жизнью в связи со стратегиями совлада-ния в период старения (на примере Болгарии) : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2017. 26 с.
2. Демьянович О. В. Особенности психологической коррекции когнитивной сферы лиц пожилого и старческого возраста в опыте Германии // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2016. Т. 25. № 1. С. 37-42.
3. Крейк Ф., Бялысток И. Изменение когнитивных функций в течение жизни // Психология. 2006. Т. 3. № 2. С. 73-85.
4. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста). М., 1968. 102 с.
5. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. М., 1974. 312 с.
6. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М., 2004. 67 с.
7. Овсянникова Н. В. Феномен старости в истории культуры: на примерах Среднего Поволжья XVII - XXI столетия : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Тольятти, 2018. 41 с.
8. Образов М. Ю. Церебральная ок-сигенация и когнитивные нарушения при каротидной эндартерэктомии : автореф. дис. . канд. мед. наук. СПб., 2017. 24 с.
9. Поддубная Т. В. Связь особенностей личности с уровнем адаптации пожилых людей, проживающих в доме престарелых // Научно-образовательный центр «Знание». 2016. С. 82-91.
10. Прощаев К. И. Терапевтическая среда в домах-интернатах для пожилых граждан и инвалидов : учеб.-метод. пособие. М., 2012. 172 с.
11. Пятницкий Б. П., Шаклеин Д. А. Продлевая активную жизнь пожилых // Работник социальной службы. 2005. № 2. С. 23-30.
12. Родина Н. В. Особенности ген-дерной идентичности личности в преодолении стресса // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. С. 139-148.
13. Соколинская Е. В. Гендерная идентичность у лиц пожилого и старческого возраста как фактор социально-психологической адаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 25 с.
14. Стрижицкая О. Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротранс-
цендентности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2018. 50 с.
15. Федеральная служба государственной статистики. URL : http://www.gks.ru (дата обращения: 08.04.2019).
16. Folstein M. F., Folstein S. E., Hugh Mc P. R. Mini-mental state. A practical method for grading
the cognitive state of patients for the clinician» // Journal of psychiatricresearch. 1975. № 12(3). Pp. 189-198.
17. Zigmond A. S., Snaith R. P. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand. 1967. P. 361-370.