ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Ефремова Диляра Набиулловна
Канд.психол.наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Москва
АННОТАЦИЯ
Организация процесса психологической реабилитации когнитивных функций способствует увеличению продолжительности жизни пожилых людей без осложнений, нарушающих интеллектуальные, характерологические и психические свойства личности. При таком подходе к пониманию проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Точное и полное знание особенностей личности определяющих специфику процесса старения позволит направленно изменить условия, образ жизни пожилых людей так, чтобы способствовать оптимальному функционированию и оказывать тем самым сдерживающее влияние на процесс снижения когнитивных функций. Задача процесса психологической реабилитации, заключается в разработке технологий психологического обеспечения, в частности специальных программ психологической реабилитации людей пожилого возраста.
ABSTRACT
The organization of process of psychological rehabilitation of cognitive functions promotes increase in life expectancy of elderly people without complications breaking intellectual, characterologic and mental properties of the personality. At such approach to understanding of a problem of an old age there is an opportunity and need of training of people for aging. The exact and full knowledge of the features of the personality defining specifics of process of aging will allow is directed to change conditions, a way of life of elderly people so that to promote optimum performance and to have thereby the constraining impact on process of decrease in cognitive functions. The problem of process of psychological rehabilitation, consists in development of technologies of psychological providing, in particular special programs of psychological rehabilitation of people of advanced age.
Ключевые слова: геронтология, старение, пожилой возраст, психологическая реабилитация, когнитивная функция.
Keywords: gerontology, aging, advanced age, psychological rehabilitation, cognitive function.
В связи с увеличением продолжительности жизни человека заметно возрос интерес к геронтологическим проблемам. Изучение когнитивной сферы, в том числе и аспектов эмоционально-личностной сферы в пожилом возрасте, имеют огромную актуальность и могут быть применимы в составлении программ психологической реабилитации, как базовой составляющей профилактики возрастного снижения когнитивных функций и деменции.
Время появления возрастных изменений психики относительно индивидуально. Вместе с тем выделяются определенные периоды жизни индивидуума, в которых наблюдается появление этих возрастных изменений. Возраст, который обычно считается началом возникновения психических изменений, связанных с инволюцией, составляет 50—60 лет. Психические расстройства у лиц пожилого возраста проявляются как в форме пограничных психических расстройств, так и психозов. Частота психических расстройств у лиц пожилого возраста очень высокая. Среди людей старше 65 лет психические нарушения различной степени составляют 30—35%, из них психозы и состояния слабоумия — 3—5%. Неврозоподобные реакции проявляются нарушением сна, различными неприятными ощущениями в теле, эмоционально-неустойчивым настроением, раздражительностью, безотчетной тревогой и опасением зa благополучие близких, свое здоровье.
Случаи физического недомогания, соматическое неблагополучие, происходящие изменения личности в пожилом возрасте захватывают как характерологические, так и интеллектуальные свойства. В характерологических особенностях происходит как бы заострение и утрирование отдельных, свойственных больному ранее личностных черт. Так, недоверчивость переходит в подозрительность, бережливость — в скупость, настойчивость — в упрямство и
т. д. Интеллектуальные процессы утрачивают свою яркость, ассоциации становятся бедными, снижаются качество и уровень обобщения понятий. Осмысление новых событий и явлений требует большого напряжения и времени. Новая информация или вообще не усваивается или усваивается с большим трудом. Прежде всего, нарушается память на текущие события. С трудом, например, вспоминаются события прошедшего дня. Происходит также и снижение критики — возможность правильно оценивать свое психическое состояние и происходящие изменения.
Степень описываемых расстройств у людей пожилого возраста может быть представлена различно: от сравнительно легких до достаточно глубоких нарушений, когда требуется систематическое лечение и наблюдение у психиатров.
Исключительно биологическое, психологическое или исключительно социальное определение старения — это узкий подход к самому процессу старения. Дж. Биррен (Birren, 1964), Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence — старение). Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и изменение социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder — старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontology — учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями.
Однако еще раньше к такому же выводу пришел Б.Г. Ананьев «..необходимо более многосторонне изучать ком-
плексные критерии возрастной периодизации, вычленять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавливать их взаимосвязи».
В современных исследованиях проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последнего с социальными изменениями, сопутствующими этому возрастному периоду. Био-психо-социальная сущность человека дает основание рассматривать личност-но-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе.
В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс (Turner and Helms, 1987) делят старение на три взаимосвязанных и взаимно перекрывающихся процесса: психологическое старение — как индивид представляет себе свой процесс старения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно говорить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда индивиду представляется, что он стареет быстрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение — биологические изменения организма с возрастом (инволюция); социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; поведение и выполнение социальных ролей пожилыми.
Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма проблемой индивидуальной ответственности за свое существование. К.Ясперс (1963 г.) считал старость благоприятным и естественным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заменяют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядоченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглушенного, незыблемого. Поэтому старости не нужно опасаться, у нее есть свои преимущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жизненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физически слаб и не может, как прежде, предаваться радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее существование. Если человек в старости достиг мудрости — он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Ясперс (1963г.) подчеркивал, что свойственные юности качества сменяются памятливостью зрелого возраста и возможным катарсисом старости.
Раскрывая понятие старости в рамках психоаналитического подхода,
Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «второй половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, поворотным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном поглощен внутренней работой самопознания
(самореализации), которую Юнг (Jung К., 1972) назвал «ин-дивидуацией». Человек во второй половине жизни может обрести новое полновесное развитие своей личности. Юнг придавал большое значение символическому и религиозному опыту в обретении состояния гармонии между индивидом и окружающим его миром. Рассуждая об учащении нервных срывов при старении, К. Юнг (Jung К., 1972) видел их причину в том, что во вторую половину жизни люди вступают неподготовленными.
В своей работе Е.С Авербух указывает: «У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение круга интересов, частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека зачастую снижается самооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе». (Е. С. Авербух, 1944)
Рассматривая проблему интеллектуального функционирования в пожилом возрасте, традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция «интеллектуального дефицита». Считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но ряд современных исследований не подтверждают эту концепцию в абсолютных категориях. Как показывает наша практика, нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания.
В нашем исследование приняли участие женщины, в возрасте от 71 до 91 года. В экспериментальную группу было отобрано 20 женщин с диагнозом деменция смешенного типа (по тесту ММСЕ уровень когнитивных нарушений составил 24-30 баллов, что соответствует легкому снижению когнитивных функций или преморбидной фазе деменции, по классификации О.С. Левина). В контрольную группу вошло 20 женщин в возрасте от 67 до 89 лет, без явных психических патологий (по тесту ММСЕ также набравшие от24 до 30 баллов), но с жалобами на отдельные нарушения памяти, эмоционального реагирования на жизненные ситуации.
Для изучения мотивационно-потребностного компонента личности применялась методика незаконченных предложений (на основе методики Дж. Нюттена), которая основана на принципе вербального завершения.
Основным показателем в экспериментальной группе является наличие ситуативной тревожности, обусловленной нахождением в стационаре больницы. Об этом свидетельствуют следующие ответы: «Я хочу - чтобы меня отпустили домой. Я боюсь - что меня не пустят домой. Я надеюсь - что меня отпустят домой». Данный показатель очевиден в 85% случаев. Следовательно, сравнивать показатели между экспериментальной и контрольной группами не имеет смысла. По причине разных условий местонахождения. Вывод: наличие высокой ситуативной тревожности вызванной нахождением в стационаре, тревогой, обусловленной отсутствием близких людей и привычной среды.
Анализ результатов изучения уровня самооценки. Для изучения уровня самооценки мы использовали методику
Дембо-Рубинштейн (с элементами клинической беседы). Исходя из особенностей нашей экспериментальной группы и учитывая возраст, психическое состояние мы исследовали только актуальную самооценку. По четырем обязательным шкалам: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». Статистический анализ полученных данных проводился в пакете программ SPSS 17.0. Сравнение среднегрупповых показателей производим с помощью параметрического t-критерия
Стьюдента. Из полученных результатов видно, что значимых различий по уровню самооценки между показателями экспериментальной и контрольной группами нет. Исследование психологического статуса проводилось по следующим критериям: индекс тревоги; отклонение от аутогенной нормы и снижение работоспособности. Результаты отображены в Таблице 1, 2.
Таблица 1.
Средние значения критериев психологического статуса
группа N Среднее Стд. отклонение Стд. ошибка среднего
Индекс_тревоги Экспериментальная группа 20 3,5000 2,66557 ,59604
Контрольная группа 20 5,6500 2,62127 ,58613
Отклонение Экспериментальная группа 20 14,9000 5,99912 1,34144
Контрольная группа 20 13,4000 4,73953 1,05979
Сниж_работоспос Экспериментальная группа 20 10,9000 3,24281 ,72511
Контрольная группа 20 2,6000 2,79850 ,62576
Таблица 2
Выраженность равенства средних
t-критерий равенства средних
t ст.св. Значимость (2-сторонняя) Разность средних Стд. ошибка разности
Индекс_тревоги 2,572 38 ,014 -2,15000 ,83595
Отклонение ,877 38 ,386 1,50000 1,70957
Сниж_ работоспособность -1,775 38 ,084 -1,70000 ,95779
Из данных, представленных в таблицах видно, что существуют статистически значимые различия по выраженности индекса тревоги. Этот показатель в экспериментальной группе в 1,6 раза ниже, чем в контрольной группе. Данные достоверны при p<0,014.
По результатам экспериментального исследования в рамках решения выдвинутых задач, нами были сделаны следующие выводы:
- наличие высокого уровня ситуативной тревожности, вызванной нахождением в условиях стационара;- различия по уровню самооценки между женщинами экспериментальной и контрольной группами при статистической обработке не выявлены;
- наличие ситуативной тревожности не влияет на уровень личностной тревожности;
- для экспериментальной группы, по результатам статистической обработки характерно: наличие стресса связанного с блокировкой потребности в независимости, потребности в физическом комфорте, проявлении потребности в доминирование, признание авторитета и т.д.
- сопоставление данных интеллектуальных тестов в молодом и пожилом возрасте не выявляет специфику интеллекта.
В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач,
которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте.
- в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами напрямую не связанные со старением.
В заключении можно отметить, что влияние социальных и психологических факторов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношений пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на его личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.
Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную ситуацию, для него, по степени сложности, непривычности и неопределенности. Человеку пожилого возраста приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению.
Список литературы:
1. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л. 1976 .
2. Анцыферова Л.И. Психология старости : особенности развития личности в период поздней взрослости. //Пси-хол. Журнал. Том 22 №3. 2001.
3. Гехт И.А. Организация методико-социальной помощи пожилым и старым людям // Проблемы социальной гигиены. 2001.
4. Полищук Ю.И. Баранская И.В. Разрушение высших личностных смыслов как важный фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте. //Клиническая геронтология. 2001. №5. с.17-21.
5. Gao X., Deng-Bryant Y., Cho W. et al. Selective death of newborn neurons in hippocampal dentate gurus following moderate experimental traumatic brain injury // J. Neurosci Res. - 2008. - Vol. 86. - № 10. - P. 2258-2270.
6. Rapoport M., Wolf U., Herrmann N. et al Traumatic brain injury, Apolipoprotein E-epsilon4, and cognition in older adults: a two-year longitudinal study // J. Neuropsychiatry Clin. Neurosc. - 2008. - Vol. 20. - №1. - P. 68-73.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИИ НА САМООЦЕНКУ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Кирейчев Андрей Вячеславович
канд. психол. наук, доцент Севастопольского экономико-гуманитарного института Крымского федерального
университета имени В.И. Вернадского г. Севастополь
THE RESULTS OF STUDYING THE INFLUENCE OF EMOTIONS ON SELF-
ESTEEM IN ADOLESCENCE
Kireychev Andry Vyacheslavovich
Candidate of Sciences, associate Professor Sevastopol economic-humanitarian Institute of the Crimean Federal University
named after V. I. Vernadsky Sevastopol
АННОТАЦИЯ
В статье представлены экспериментально подтвержденные данные об особенностях влияние эмоций на самооценку в юношеском возрасте
ABSTRACT
The article presents experimentally confirmed data about the peculiarities of the influence of emotions on self-esteem in adolescence
Ключевые слова: эмоциональность, интеллектуальная эмоциональность.
самооценка, юношескии возраст, психомоторная эмоциональность,
Key words: emotionality, self-esteem, young age, psychomotor emotion, intellectual emotion.
Актуальность исследования. В настоящее время изучение самооценки и уровня притязаний как компонентов самосознания и их взаимосвязи представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоретические положения, определяющие место самооценки в структуре самосознания (И.И. Чеснокова, И.С. Кон), делаются попытки определить структуру самооценки, ее возрастную динамику (Л.В. Бороздина, Л. Видинска). В отечественной психологии вопрос влияния эмоций на самооценку был всесторонне исследован И.И. Чесноковой, И.С. Коном и др.
В научной литературе проблеме влияния эмоций на самооценку в юношеском возрасте, их видов и посвящено немало исследований по изучению разных аспектов этого вопроса. В трудах отечественных ученых (М.И. Лисина, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, М. Кле, И.И. Чеснокова, В.В. Столин, Ф. Зимбардо, Т.Я Шибутани, Л.Ф. Обухова, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Х. Ремшмидт, А.В. Захарова, И.С. Кон и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу эмоциональных состояний, представлены различные взгляды на природу эмоций, самооценки, их социальную роль, даны разнообразные определения эмоций, самооценки, юношеского возраста, понятийный аппа-
рат его описания, рассмотрены способы влияния эмоций на формирование самооценки.
Главным фактором формирования психологических особенностей развития в юношеском возрасте является появление адекватной самооценки [2, с. 155].
В юношеском возрасте, самооценка может быть нормальной (адекватной), заниженной и завышенной. Именно завышенная и заниженная самооценка в юношеском возрасте, могут явиться причиной внутреннего конфликта личности.
Завышенная самооценка у юношей и девушек вызывает и достаточно негативно сказывается на процессе социального становления. Нежелание признания своих ошибок, неуживчивый и даже агрессивный характер, переоценка собственных способностей и реальных возможностей, желание всегда и во всем быть лидером вызывает сложности в коллективе. Такому индивиду кажется, что окружающие его недооценивают, завидуют, необоснованно предъявляют претензии. Возникает непонимание и как результат - одиночество.
Заниженная самооценка в юности, как в прочем и в любом другом возрасте, вызывает излишнюю скромность и приводит к неуверенности. И юноши, и девушки, изначально поставив перед собой заниженные цели, сталкиваются