-\
28
Теория, методика и организация
социально-культурной
деятельности
К.А. Меликова
Социокультурная реабилитация пожилых людей
в процессе художественной деятельности (социально-психологический аспект)
В статье дано понятие социокультурной реабилитации, перечислены ее функции, выявлена ее социально-психологическая направленность. Представленные автором исследования художественной деятельности пожилых людей позволяют говорить о ее большом потенциале в качестве средства социокультурной реабилитации людей третьего возраста.
Ключевые слова: феномен старости, геронтопсихология, художественная деятельность пожилых людей, социокультурная реабилитация пожилых людей, негативизация старости, механизм самореализации пожилых людей, социальная адаптация пожилых людей.
В XXI в. к феномену старости появилось особое отношение в связи с тем, что взгляды ученых на личность, находящуюся в процессе старения, претерпели значительные изменения. Многочисленные исследования в области медицины, геронтологии, геронтопсихологии, педагогики, социологии, антропологии и культурологии заставляют задуматься над тем, каковы перспективы людей третьего возраста в современном мире. По мнению большинства специалистов, изучение феномена старости требует применения междисциплинарного подхода. Подобное видение вызвано, с одной стороны, резко возросшей потребностью пожилых людей в культурном самоопределении, с другой - новым философским осмыслением феномена старения и генезисом отношения к людям третьего возраста в контексте непрерывного культурно-исторического процесса и смене эпох.
Сегодня постепенно приходит осознание, что третий возраст является к не менее активным и творчески насыщенным, чем более ранние периоды | о человеческой жизни. Остро стоит проблема творческой самореализации | § представителей старших поколений, восстановления их общественного с ^ статуса, а также физической, психологической и социокультурной реабилитации, позволяющей им оставаться полноценными членами общества. Если говорить о биофизических способах продления человеческой активности и психологической помощи тем, кому за 60, то эта тема в рамках научных исследований разрабатывается весьма активно. По нашему мнению, именно социокультурной реабилитации пожилых людей необходимо отводить главную роль. Учитывая специфику данной возрастной категории, ее социально-психологические особенности, под термином «социокультурная реабилитация» подразумевается так называемый «обратный процесс» восстановления активности личности, ее творческого потенциала и социальной адаптивности в период геронтогенеза. Следовательно, в процессе художественной деятельности пожилым людям дается возможность оставаться творцами, создавая материальные и духовные ценности, имея при этом право на общественное признание. Т.е. выступать в качестве субъекта культуры, несмотря на их привычное восприятие как пассивных членов общества.
Под художественной деятельностью пожилых людей подразумевается создание и исполнение художественных произведений различных жанров (музыка, театр, живопись, литература), как профессионально, так и в рамках самодеятельности.
Исследуя художественную деятельность пожилых людей не только как фактор личностного роста, но и как способ повышения физической и интеллектуальной активности, необходимо перечислить другие, не менее важные ее функции. Нельзя не упомянуть о том, что она способна влиять на коммуникативные процессы как со стороны индивида и внутри группы, так и между различными возрастными группами. Обеспечивая удовлетворение культурных потребностей пожилых людей, их художественная деятельность как механизм самореализации может выступать средством замещения враждебности и разрешения конфликтных ситуаций. Кроме того, с помощью творчества осуществляется адаптационный процесс и включение защитных механизмов личности в новой для нее социальной среде посредством креативных действий и поиска новых решений в нестандартных ситуациях. Наконец, художественная деятельность пожилых людей может выполнять еще одну задачу - сохранение и передача базовых культурных ценностей от поколения к поколению. Но необходимо
* ¿^ отметить, что в действительности для того, чтобы художественная
||| деятельность пожилых людей выполняла все эти функции, необходимы
о s ^
| соответствующие условия.
|| В этой связи появляется необходимость в обеспечение условий для
"Ц самореализации людей третьего возраста как на микроуровне (семья), °§- так и на макроуровне (государство, общество). Первое, что нужно для достижения успеха - это изучение специфики человеческой личности в период геронтогенеза и формирование базы знаний, используемой в том числе и социальной службой. Акцент на этой сфере делается потому, что ее специфика - непосредственный контакт с пенсионерами. Желательно, чтобы специалисты могли использовать как медицинские, так педагогические и психологические знания, поскольку создание условий для творчества пожилых людей и процесс их социокультурной реабилитации без таких навыков невозможны.
Некоторые научно-практические исследования в рамках социальной службы создают видимость, что есть простой выход: продление активности пенсионеров за счет достижений медицины, а также широкоразвитой области социальных и психологических услуг. Однако существующие в реальности проблемы наглядно демонстрируют сложность ситуации.
К примеру, весьма болезненной темой, как в России, так и в западных странах, является проблема негативизации старости. Причем чаще всего это происходит на бытовом уровне. На протяжении длительного времени, начиная с момента развития индустриального типа хозяйствования (Х1Х-ХХ вв.), потенциал пожилых людей остается невостребованным в связи с устойчиво традиционным восприятием старости как периода снижения активности [4]. Различия между подлинной сущностью старости и ложными общественными стереотипами о ней способствуют ограничению творческой деятельности людей третьего возраста, несмотря на их растущие возможности, накопленные знания и опыт. Кроме того, негативное отношение к старости способствует снижению самооценки и социального статуса пожилого человека, что отражается не только на этой возрастной категории, но и на обществе в целом.
Опасения зарубежных и отечественных культурологов, геронтологов и психологов заключаются в том, что уважение к старикам, бытовавшее еще в позапрошлом столетии, вскоре сменится возрастающим пренебрежением и враждой. Приходится констатировать, что уже сейчас во многих так называемых «передовых» странах постепенно увеличивается дискриминация пожилых людей. Об этом свидетельствуют теории «благополучного старения», возникшие в США на почве эйджизма -дискриминации по возрастному признаку (age - возраст, англ.) [6, с. 248].
В «теории освобождения» Э. Каминз и У. Генри выдвинули гипотезу о к неизбежном отдалении людей третьего возраста от общества, создав, | о таким образом, искусственную дистанцию между поколениями [2]. | § Появившийся благодаря теории стратификации (Дж. Мид) новый подход с ^ в экономике спровоцировал не только безработицу среди пожилых людей, но и стал поводом для практической попытки их социокультурной изоляции. В теории субкультуры (А. Роуз) обосновывается, почему люди третьего возраста должны быть изолированы: ощущая дискриминацию, они объединяются, а создавая свою самобытную субкультуру, сохраняют чувство психологической стабильности.
В чем причины желания общества дистанцироваться от пожилых людей? Одна из них содержит социально-психологический аспект: резкое неприятие вызывает десоциализация и деградация личности множества пенсионеров (девиантность, как правило, воспринимается отрицательно). Подобное явление часто обусловлено тем, что при отсутствии занятости и смене статуса человек испытывает стресс. Устойчивая ортодоксальность взглядов, а иногда острое неприятие инакомыслия, характерные для лиц пожилого возраста, переходят в конфликтность, перерастающую порой в агрессию, что, естественно, вызывает устойчивую неприязнь социума и приводит к отчуждению. В этой связи у пожилого человека, на почве дезадаптации, появляется депривация из-за потери возможности элементарного общения. В результате формируется особое состояние, вызывающее ряд болезненных явлений, в том числе психические расстройства и изменение личности. Благодаря растущему физическому одиночеству и изоляции эффект усиливается.
В подобных ситуациях необходима не только психологическая коррекция с целью пересмотра отношения к себе, воспитания терпимости к окружающим и восстановления коммуникативности. В данном случае именно художественная деятельность пожилых людей служит средством для снятия последствий стресса, снижения уровня тревожности и замещения враждебности. Согласно теории А. Адлера, креативная деятельность, выступая как форма психологической компенсации, способствует проецированию своих недостатков и проблем, перенося их в зону творчества и делая социально-неадаптивную, девиантную личность социально адаптивной [3]. На этом основании можно предположить, что творчество как метод познания окружающего мира является формой и, одновременно, механизмом включения адаптационных процессов, способствующих не только выживанию индивидуума, но и сохранению его как личности и члена социума.
* Э. Фромм убежден, что креативная личность с помощью творчества
||| не только решает ряд конкретных задач, находясь в нестандартных | ситуациях, а является творцом своей жизни [5]. Согласно последним | § >| исследованиям, в человеческом мозге в момент озарения, благодаря так называемому мгновенному синтетическому охвату, происходит всплеск °§- активности особых дельта и тета-волн, способствующих спонтанному интеллектуальному взрыву и радикальным положительным изменениям психического состояния [2]. Множество же таких озарений приводит к целостному процессу, имеющему уже не спонтанный, а закономерный характер, положительно влияя как на личность, так на организм в целом. Следовательно, процесс созидания, с целью стабилизации психики и ее качественных изменений, должен быть непрерывным. Сам же человек, по мере творческой самореализации, становится более многогранной, гибкой и нацеленной на познание личностью.
Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что художественная деятельность, корректируя как психику, так и характер пожилого человека, повышает его жизненный тонус, приводит к снижению конфликтности, уровня тревожности и агрессии, обусловливая психологическую стабильность и толерантность, что и было показано автором статьи в практической деятельности с людьми пожилого возраста.
В ходе исследований творчества людей пенсионного возраста (в рамках социальной службы, в филиале ГБУ ТЦСО Ярославский «Ростокино» г. Москвы), нами было выявлено и доказано его социально-психологическое воздействие как на отдельную личность, так и на всю группу в целом. Результаты показали, что в процессе творческих занятий социокультурная реабилитация обучающихся проходит наиболее интенсивно: индивид меняет не только отношение к своему старению, но и повышает самооценку, преодолевая неуверенность в себе и расширяя круг своих интересов. Будучи художником, артистом, руководителем клуба или кружка, он чувствует свою значимость и необходимость окружающим, получая признание со стороны. Возрастает его активность, ускоряются психические процессы, улучшается самочувствие в целом, также уменьшаются проявления конфликта с социумом. По мере дальнейшего включения в художественную деятельность повышается социальная адаптация и появляется удовлетворенность своей жизнью.
л
Библиографический список
1. Гераимчук И.М. Философия творчества, Киев, 2006.
2. Гидденс Э. Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины. М., 1999.
3. Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
4. Микляева А.В. Методы исследования эйджизма: зарубежный опыт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.Д. Герцена. 2009. № 100. С. 148-156.
5. Фромм Э. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ / Под ред. П.С. Гуревича; Пер. с англ. Э.А. Гроссмана. М., 2004.
6. Энциклопедия социальной работы / Под ред. Л.Э. Кунельского, М.С. Мацковского; Пер с англ. В 3 т. Т. 2. М., 1994.