Научная статья на тему 'Изобразительное искусство как средство инклюзивного образования пожилых людей'

Изобразительное искусство как средство инклюзивного образования пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / OLDER PEOPLE / SOCIAL EXCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION FOR OLDER PEOPLE / ART / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Л.В., Веселова Ю.В.

Время ставит новые задачи перед обществом, постоянно проверяя на прочность ключевые принципы и методологии направлений работы с различными группами населения. Не являются исключением и пожилые люди. В данной статье анализируется такое направление деятельности Народного факультета НГТУ, как обучение изобразительному искусству. Эта новая форма социальной работы с пенсионерами, помогающая им сохранить творческую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Л.В., Веселова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fine arts as a means of inclusive education of older people

Time sets new tasks for the society, always testing key principles and methodologies of work with different population groups. Older people are not an exception. The article analyses such a direction of the NSTU Public Faculty’s activity as teaching art – a new form of social work with pensioners that helps them keep their creative activity.

Текст научной работы на тему «Изобразительное искусство как средство инклюзивного образования пожилых людей»

УДК 316.346.32-053.88

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Л.В. Прохорова Ю.В. Веселова

Новосибирский государственный технический университет

pr271@yandex.ru wes60@mail.ru

Время ставит новые задачи перед обществом, постоянно проверяя на прочность ключевые принципы и методологии направлений работы с различными группами населения. Не являются исключением и пожилые люди. В данной статье анализируется такое направление деятельности Народного факультета НГТУ, как обучение изобразительному искусству. Эта новая форма социальной работы с пенсионерами, помогающая им сохранить творческую активность.

Ключевые слова: пожилые люди, социальная эксклюзия, инклюзивное образование пожилых людей, изобразительная деятельность, самореализация.

Современное общество в условиях экономической неустойчивости, стихийно формирующихся информационных технологий пытается решать проблемы, вызванные демографическими и социальными изменениями, с учетом личностного потенциала социальных субъектов. К таким проблемам относится социальная эксклюзия - исключение индивида из потока активной социальной жизни. Данный феномен связан, как правило, с ограничениями его социального пространства и социальной деятельности.

«Попытки найти эквивалентную замену прежней активной деятельности имеют место, но не всегда являются успешными, что способствует формированию чувства одиночества, апатии или же скептического отношения к миру, в результате возвращение в социальную активную деятельность становиться проблематичным»1. При этом по-

1 Прохорова Л.В. Самореализация пожилых людей как преодоление социальной эксклюзии:

жилой человек не в состоянии избавиться от своей социальной сущности, проявляющейся через потребность самореализации в деятельности, желание быть оцененным другими. Соответственно, возникает противоречие между растущей потребностью продолжать реализовывать себя и социальными практиками, ограничивающими деятельность пожилого человека.

Прекращение трудовой деятельности в связи с выходом на пенсию, особенно для тех, кто имеет высокий трудовой потенциал и способен продолжать продуктивную профессиональную деятельность, является мощным стрессовым фактором. Ведь возможность самореализации в деятельности служит необходимым условием социальной инклюзии, продления активной жизни. Компенсаторные и другие саморегуля-торные механизмы активно вступают в действие только тогда, когда человеку присуще

монография / Л.В. Прохорова и др. — Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2012. — С. 8.

желание действовать, когда оно поддерживается его собственной внутренней активностью, особенно установкой включаться в активную социальную деятельность.

Развитие современной геронтологии показало, что физическое долголетие есть совокупный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого человека, но в этом интегральном эффекте для современного человека способность к постоянному интеллектуальному напряжению занимает центральное место: обучение является профилактикой преждевременного старения.

В связи с этим одним из направлений деятельности многих социально-геронтологических проектов является подготовка и обучение пожилых людей, направленная на приобретение различных полезных знаний и навыков способствующих их самореализации. В процессе такой подготовки решаются многие значимые для пожилых людей задачи, связанные с восстановлением и развитием индивидуальных, творческих способностей с учетом возможностей организма.

Инклюзивное образование в пенсионном возрасте не преследует в виде основной цели получение профессии и дальнейшего трудоустройства. Образование пожилых людей направлено в первую очередь на активизацию, но активизацию особого рода. Активизация, согласно определению Ж.В. Хозиной, «может рассматриваться как содействие личностному росту тех, кого стимулируют быть самостоятельными и полноправными в реализации собственных сил, вовлечение в активную позицию по отношению к жизни общества, повышение интереса, степени заинтересованности и участия в соци-

альной жизни»2. Активизация возвращает пожилому человеку в первую очередь активную позицию, осознание своих потребностей, переходящее в устойчивый интерес.

Особую роль здесь играет художественное образование, в процессе которого происходит создание новых предпосылок для творческой реализации и самореализации личности. Пожилые люди, которые раскрывают в себе творческие способности, намного устойчивей и в меньшей степени подвержены депрессиям. Можно предположить, что изобразительная деятельность образует устойчивую мотивацию к творческой самореализации, которая не изменяется с кризисом выхода на пенсию и не подвержена динамике в зависимости от статуса, круга общения и других возрастных факторов.

Погруженность в собственную или чужую творческую деятельность повышает социально-психологическую устойчивость пожилых людей, развивая их креативность, увеличивает инновационные стремления, которых часто недостает пожилым людям в силу их возрастных особенностей. Творчество необходимо пенсионерам для реализации их социальной активности, коммуникации, адекватного преодоления социальной эксклюзии.

В связи с этим можно рассматривать изобразительную деятельность как одно из средств инклюзивного образования людей пожилого возраста.

К сожалению, технология преподавания изобразительного искусства не богата методами, разработанными специально для

2 Хозина Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма (на примере Великобритании): автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.05 / МГУКИ. - М., 2000. - С. 14.

людей пожилого возраста. Достаточно разработаны и распространены методы, адресованные к более ранним возрастам, таким образом, поиск адекватной методики художественного образования пожилых людей является актуальной проблемой наряду с другими методологическими проблемами в области геронтообразования.

Очевидно, что поиск оптимальной методики основан на синергетическом подходе к преподаванию изобразительного искусства, учитывающем научные данные исследований в области арт-терапии, педагогики и андрогогики.

Следует отметить, что процесс обучения в современной педагогике можно рассматривать как процесс развития личности, который регулируется, корректируется, обогащается педагогически организованными деятельностями (индивидуальными, групповыми, коллективными, массовыми) и обще-нием3. Личностное развитие обучающегося непосредственно связано с процессом обучения и становится возможным при наличии взаимодействия между субъектами.

В ситуации с пожилыми людьми процесс обучения изобразительному искусству обусловлен всей многогранной деятельностью группы обучающихся (самостоятельной работой, учебной и внеучебной деятельностью) и теми разнообразными отношениями, в которые студенты пожилого возраста вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с преподавателем.

Основа любой художественной деятельности — творчество. К.Г. Юнг считал, что воображение и творчество являются движущими силами человеческого суще-

3 Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / / Педагогика. — 2006. — № 5. —

С. 60—66.

ствования. Занятия творчеством — это попытка выйти на процесс самообразования (как передача культурных образцов и представлений о мире и формирование на этой основе творческого опыта). Накопленный опыт творчества, по словам Б.М. Немен-ского, равносилен развитой чувственности как базиса формирования нравственно-

~ 4

ценностной основы личности .

Технология обучения изобразительному искусству студентов пожилого возраста основывается на том, что их учебные занятия, внеурочная и самостоятельная деятельность проходят во всех планах одновременно. На занятиях изобразительным искусством активизируются и стимулируются функции правого полушария, развивается творческое мышление, формируются творческие умения и навыки.

Задачей художественного образования пожилых людей является формирование навыков и умений рисования, способствующих развитию их образного восприятия и творческой активности. Правильно организованные занятия изобразительной деятельностью способны изменить мироощущения человека и системы его отношений с окружающим миром и самим собой, помочь в достижении им лучшего понимания своих переживаний, развивают эмоциональную сферу человека, формируют эстетическое отношение к действительности. Кроме того, занятия искусством делают пожилого человека эмоционально здоровым, творческим, счастливым. В процессе обучения в студии изобразительного искусства пожилые люди становятся коммуникабельными и толерантными. Изменения происходят постепенно, в большей мере

4 Веселова ЮЮ.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук;

13.00.08 / ОГПУ. — Омск, 2007. — С. 22.

«во внутреннем плане» и не всегда имеют конкретные проявления в поведении, хотя со временем становятся все более заметными. Необходимо отметить, что в большинстве случаев динамика качественных изменений налицо. Это подтверждают опросы обучающихся пожилых людей, а также наблюдения преподавателей, работающих с группой.

Обучение пожилых людей должно происходить при создании условий, способствующих усвоению элементов культуры, формированию качеств, необходимых для изобразительной деятельности и личностного развития.

Для успешной реализации целей процесса обучения необходимо создать творческую среду обитания, в которой каждый обучающийся смог бы оптимально раскрыть свой личностный потенциал.

Обучение изобразительному искусству людей пожилого возраста есть результат педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Это сложный динамический процесс, определяющийся в большей мере активностью самого обучающегося. Педагогическое взаимодействие в данном процессе можно рассматривать как сочетание приемов педагогической поддержки (активизация, помощь, совет, консультация, сотворчество) со стороны преподавателя, которая обеспечивает успешность усвоения знаний и умений в области изобразительного искусства, а также позволяет актуализировать и развивать внутренний потенциал личности обучающегося, который самоопределяется в ценностно-смысловой сфере, находя личностный смысл в изобразительной деятельности, способствующей повышению его общей культуры и творческой активности.

С 2010 года в рамках работы Народного факультета Новосибирского государственного технического университета была организована студия изобразительного искусства, включающая в себя как коллективные, так и индивидуальные личностно-ориентированные формы и способы работы с членами группы обучающихся. Занятия по изобразительному искусству проходят с октября по май один раз в неделю по четыре академических часа. В силу определенной специфики группа обучающихся не может быть большой, оптимальное число обучающихся в группе 7-8 человек. Такие небольшие группы создают условия для новых взаимоотношений. Общение — непременное условие психологического комфорта пенсионера и стимул к самореализации, человек как бы возвращается к жизни, приобретая смысл и стремясь заявить о себе как о личности. У пожилого человека, ведущего творческую деятельность, «пространство жизненного мира не сужается, сеть межличностных связей может расширяться, сохраняется позитивная самооценка» 5. Во время занятий слушатели развивают в себе невербальную коммуникацию (передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков - взгляд, мимика, жесты, движения, поза), которая:

• создает образ партнера по общению на занятиях;

• выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных параметров общения;

• выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;

5 Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 68.

• выполняет функции разрядки, облегчения, регулирует процесс возбуждения.

Освоение приемов изобразительной деятельности приводит к возникновению нового мировоззрения, в контексте которого мир оживших предметов и отношений приобретает творческо-созидательный характер. При этом личность выступает в роли ядра, своей деятельностью упорядочивающей мир вокруг себя. Происходит процесс, когда пожилой человек начинает сам выстраивать жизнь в соответствии со своей внутренней логикой. В. Франкл писал: «Человек, ведущий плодотворную жизнь, не становится дряхлым стариком, напротив, умственные и эмоциональные качества, развитые им в процессе жизни, сохраняются, хотя физическая сила слабеет»6.

Необходимо отметить, что выбор обучения той или иной деятельности у людей пожилого возраста происходит осознанно, т. е. на занятия по изобразительному искусству пенсионеры приходят вполне мотивированными. Все желающие обучаться изобразительному искусству, как правило, не имеют даже начального художественного образования и вопреки, а может, благодаря этому очень хотят овладеть навыками изобразительного искусства. Кроме того, пожилые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности. «Внутренне богатый человек ничего не требует, кроме безмятежного досуга, чтобы иметь возможность совершенствовать и развивать свои умственные способности и наслаждаться своим внутренним богатством»7.

6 Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ., нем. — М.: Прогресс, 1990. — С. 24.

7 Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости: в 2 т. / под. общ. ред. А.А. Гусейнова, А. Скрипка. — М., 1990. — Т. I. — С. 43.

В отличие от приемов арт-терапии, на занятиях в изобразительной студии делается установка на обучение основам академического рисунка и живописи. Пожилые люди учатся работать разными художественными материалами: гуашью, пастелью, акварелью, цветными карандашами, тушью. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес.

На занятиях пожилые люди используют разнообразные формы художественной деятельности как по содержанию, так и по технике исполнения:

• рисование под впечатлением от прочитанных литературных произведений, от наблюдений с натуры;

• рисование на белой и цветной бумаге акварельными, гуашевыми красками, цветными мелками;

• декоративное творчество по мотивам народных промыслов и по народным фольклорным мотивам.

Пожилые люди, раскрыв в себе способности к изобразительной деятельности, стараются проявлять себя и в других областях творческой деятельности — педагогической, литературной, музыкальной.

Тем не менее на каждом занятии необходима мотивация обучающихся к творческой деятельности, поддержка определенного интереса, которая позволяет преодолевать трудности обучения. Одним из средств мотивации к творческой деятельности является система поощрения — это может быть как вербальная, так и невербальная оценка деятельности учащихся. Особенно здесь необходимо учитывать один из принципов педагогики, так называемая опора на лучшее. Поощрение стимулирует работоспособность, развивает творческие способности, т. е. решается важная задача обучения.

Продолжению поступательного развития в поздние годы способствует также проявляющаяся у пожилых людей продуктивная установка оценивать свою жизнь по критерию успехов, достижений, счастливых моментов. Так, в конце учебного года все слушатели студии принимают участие в организации выставки своих художественных работ. Выставки способствуют социальному признанию творчества пожилых людей со стороны общественности. Результатом общественного признания явилось появление чувства значимости и востребованности в собственных глазах и в глазах близкого окружения; происходит наполнение жизни пожилого человека новым позитивным содержанием, связанным с новыми творческими планами и активностью в их реализации. Помимо этого, для студентов пожилого возраста необходимы посещения различного рода художественных и дизайнерских выставок, которые дают новый импульс к творчеству, развивая их художественно-эстетическое восприятие.

Говоря о мотивации к творческой проектной деятельности, нужно особо отметить влияние на студентов пожилого возраста личности преподавателя, его педагогического мастерства, авторитета. Личная заинтересованность, профессиональная компетентность преподавателя, высокий уровень его общей культуры помогут убедить обучающихся в необходимости определенных знаний той или иной деятельности в области изобразительного искусства, раскрыть ее творческую сущность и возможности в личностном и социальном планах. Важным моментом здесь является не только умение убедительно рассказать, но и возможность показать образец выполнения творческой работы, увлечь поиском нового, оригинального решения, создать творческий настрой на

работу, атмосферу сотрудничества. В целом задача любого художника-преподавателя, работающего с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы кроме собственно профессиональных умений и навыков владеть и педагогическими, и андрагогическими принципами (моделями) обучения, иметь представление об основах арт-терапии и в зависимости от особенностей обучающихся, целей и условий обучения применять те или иные принципы и приемы для наиболее эффективного обучения.

Образование является одним из ведущих социальных институтов, в рамках которого осуществляется процесс преодоления социальной эксклюзии. «Оно выступает и в роли социальной системы культурно-досуговых организаций, чья деятельность направлена на включение людей в общество. Высокий уровень образования, стремление к познанию не только обогащают и делают его более разнообразным, но и позволяют человеку быть самодостаточным в процессе организации своей духовной культуры, не зависеть от мнений и стереотипов, не испытывать страх перед одиночеством»8.

Резюмируя вышесказанное, основываясь на опыте работы студии изобразительного искусства на Народном факультете НГТУ, в рамках которого на протяжении ряда лет реализуется программа инклюзивного обучения пожилых людей, можно утверждать, что обучение основам изобразительного искусства пожилых людей способствует:

• развитию их наблюдательности, восприятия, зрительной памяти, пространственного и творческого мышления;

8 Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире : пособие для социальных педагогов. — СПб.: Тускарора, 1999. — С. 46.

• совершенствованию умственной творческой деятельности в процессе обучения;

• ориентации на новую культуру благополучного старения на основе позитивного содержания жизни;

• актуализации потенциальных творческих психических и физических возможностей, духовных потребностей пожилого человека, что обеспечивает повышение качества жизни.

Литература

Анциферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — С. 68.

Белошицкий А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. — 2006. — № 5. — С. 60—66.

Веселова Ю.В. Становление проектной культуры студентов в образовательном пространстве

педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук; 13.00.08; ОГПУ. — Омск, 2007. — 231 с.

Прохорова Л.В. Самореализация пожилых людей как преодоление социальной эксклюзии: монография / Л.В. Прохорова, В.Б. Пономарёва, Л.А. Осьмук. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. — 232 с.

СухобскаяГ.С. Пожилой человек в современном мире: пособие для социальных педагогов. — СПб.: Тускарора, 1999. — 146 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ., нем. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

Хозина Ж.В. Социально-культурная активизация лиц третьего возраста как условие преодоления эйджизма (на примере Великобритании): автореф. дис. ... канд. пед. наук; 13.00.05; МГУКИ. — М., 2000. — 22 с.

Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости: в 2 т. / под. общ. ред. А.А. Гусейнова, А. Скрипка. — М., 1990. — Т. I. — 101 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.