Научная статья на тему 'Когнитивная модель прототипического нарратива (на материале рассказа Дж. Лондона "Мужество женщины")'

Когнитивная модель прототипического нарратива (на материале рассказа Дж. Лондона "Мужество женщины") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / НАРРАТИВ / ПРОТОТИП / ПОВЕСТВОВАНИЕ / СЮЖЕТ / DISCOURSE / NARRATIVE / PROTOTYPE / STORYTELLING / PLOT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сперанская Нина Ивановна, Яцевич Ольга Евгеньевна, Ковалевская Светлана Александровна

Целью настоящей статьи является изучение когнитивной модели прототипического художественного нарратива. Авторы опирались на герменевтический и феноменологический методы, структурный и нарративный анализ и др. Результаты исследования выявили наличие аукториальной модели повествования, присутствие нарративного ряда, обогащенного описаниями, прямой речью. В заключении отмечается, что анализ содержания литературного произведения на основе шестикомпонентной «бриллиантовой» схемы помогает выявить признаки когнитивной модели прототипического художественного нарратива в рассматриваемом литературном источнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTOTYPICAL NARRATIVE COGNITIVE MODEL (basing on “Grit of Women” story by J. London)

The article presents the analysis of the cognitive model of the prototypical fiction narrative. The analysis based on the hermeneutic and the phenomenological methods, structural and narrative analysis, etc. The presence of narrative's auctorial model, the narrative series, enriched with descriptions, and the direct speech were revealed. Conclusion. The analysis of the literary work content on the basis of the six-component "diamond" scheme helps to identify the cognitive model of the prototypical fiction narrative in the considered literary source.

Текст научной работы на тему «Когнитивная модель прототипического нарратива (на материале рассказа Дж. Лондона "Мужество женщины")»

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 81.373.45

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-100-104

Когнитивная модель прототипического нарратива (на материале рассказа Дж. Лондона

«Мужество женщины»)

© 2018 Сперанская Н. И., Яцевич О. Е., Ковалевская С. А.

Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия; e-mail: NIS5959@mail.ru; maru-safronova@rambler.ru; 0509_87@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью настоящей статьи является изучение когнитивной модели прототипического художественного нарратива. Авторы опирались на герменевтический и феноменологический методы, структурный и нарративный анализ и др. Результаты исследования выявили наличие аукториальной модели повествования, присутствие нарративного ряда, обогащенного описаниями, прямой речью. В заключении отмечается, что анализ содержания литературного произведения на основе шестикомпо-нентной «бриллиантовой» схемы помогает выявить признаки когнитивной модели прототипического художественного нарратива в рассматриваемом литературном источнике.

Ключевые слова: дискурс, нарратив, прототип, повествование, сюжет.

Формат цитирования: Сперанская Н. И., Яцевич О. Е., Ковалевская С. А. Когнитивная модель прототипического нарратива (на материале рассказа Дж. Лондона «Мужество женщины») // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 100-104. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-100-104

Prototypical Narrative Cognitive Model (basing on "Grit of Women" story by J. London)

© 2°i8 Nina I. Speranskaya, Olga E. Yatsevich, Svetlana A. Kovalevskaya

Tyumen Industrial University Tyumen, Russia; e-mail: NIS5959@mail.ru; maru-safronova@rambler.ru; 0509_87@mail.ru

ABSTRACT. The article presents the analysis of the cognitive model of the prototypical fiction narrative. The analysis based on the hermeneutic and the phenomenological methods, structural and narrative analysis, etc. The presence of narrative's auctorial model, the narrative series, enriched with descriptions, and the direct speech were revealed. Conclusion. The analysis of the literary work content on the basis of the six-component "diamond" scheme helps to identify the cognitive model of the prototypical fiction narrative in the considered literary source.

Keywords: discourse, narrative, prototype, storytelling, plot.

For citation: Speranskaya N. I., Yatsevich O. E., Kovalevskaya S. A. Prototypical Narrative Cognitive Model (basing on "Grit of Women" story by J. London). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 100-104. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4100-104. (In Russian)

Введение

Дискурс, представляющий собой глобальное явление с мультикомпонентной структурой (философские, культурологи-

ческие, социологические, лингвистические, аксиологические и другие составляющие) имеет различные проявления, определяющие его междисциплинарный характер,

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

что изучалось авторами ранее [5, с. 15]. Сюжетно-повествовательный дискурс является одним из вариантов филологического, в котором нарратив занимает ключевое место, поскольку объектами его изучения становятся художественные тексты и другие повествовательные источники.

Целью представленного исследования является изучение когнитивной модели прототипического художественного нарра-тива. Были использованы общенаучные методы (герменевтический и феноменологический методы, структурный анализ, синтез, сравнение языкового материала), частнонаучные (нарративный анализ, символический интеракционизм, эксплана-торность, количественный метод). Эти вопросы были рассмотрены в работах Э. Гуссерля, П. Риккера, Г. Блумера, М. Бахтина, Е. Шульги, Н. Хомского и др. При исследовании нами был использован подход В. Лабова и Дж. Валетского, согласно которому исходное содержание повествования можно представить в виде так называемой «бриллиантовой схемы», состоящей из шести компонентов. Материалом анализа был избран рассказ Дж. Лондона «Мужество женщины».

Результаты и их обсуждение

Разнообразные свойства текста могут быть обнаружены при изучении литературного нарратива, который может быть рассмотрен как стратегия образования и восприятия текста. Автор, возможно, сначала создает различные варианты рассказа на ментальном уровне, после чего текст принимает форму законченного литературного произведения. Исследователи -лингвисты пытаются представить конечный результат художника в форме различных моделей через многослойное строение литературного текста, выявляя правильность полученных ими моделей. В качестве когнитивной основы литературного описания может выступить грамматический прототип (от греч. protуtypon - прообраз, что означает первообраз, начальный, основной образец, истинник) [4].

Для когнитологии важным понятием является прототип, который трактуется в науке как эталон или образец какой-либо категории или явления. Данный подход, по мнению К. А. Андреевой, представляет собой эффективный инструмент при анализе художественного текста [1, с. 80]. Прототипом литературного рассказа служит нарративная схема, разработанная когнитоло-гами.

В связи с тем, что прототип представляется в виде некой пирамиды, по мнению Е. С. Кубряковой, т. е. присутствует главенствующее положение прототипа в иерархической пирамиде, другие элементы (типы) равно удалены от этой верхушки: "имеется центральный случай и его кон-венционализированные вариации" [2, с. 144-145]. Данный подход дает возможность исследовать прототип рассказа в виде нарративной схемы.

Под нарративом принято понимать повествовательное произведение любого жанра и функциональности. Термин «нарратив» берет свое начало в латыни от gnarus (знающий, сведущий), производному от индоевропейского корня *gno (знать) [5]. Нарратив помогает не только упорядочить, но и осмыслить имеющуюся картину мира, а в рамках литературоведения является некой конструктивной плоскостью, помогающей посредством повествования освоить окружающую действительность. Таким образом, в нашем исследовании под нарративом мы понимаем текст как форму эпистолярной коммуникации о реальных или вымышленных и логически связанных событиях.

Комплексность и неоднородность нарратива требуют многокомпонентного подхода к его исследованию. При исследовании нарратива авторы акцентируют внимание на его структурно-семантической организации. Его грамматические аспекты рассматриваются текстовой грамматикой. Авторы для структурного анализа рассказа известного американского писателя Дж. Лондона «Мужество женщины» (Published by McClure, Phillips & Co., 1901) использовали подход В. Лабова и Дж. Валетского [1, с. 14]. Структурными компонентами «бриллиантовой схемы» являются следующие элементы: резюме (Что является сутью рассказа?); ориентация (описание времени, места, персонажей); осложнение/ конфликт (Что произошло?); оценка (Что интересного в том, что случилось?); разрешение конфликта (Как же разрешилось осложнение?); итог (Каково окончание или итог рассказа?) [1, с. 14].

Исследуемый рассказ являет собой случай классического прототипического нар-ратива с позиции текстовой грамматики. Подчеркнем, что особую роль играет грамматическая доминанта и общая событийная структура.

Сюжет рассказа полностью совпадает с фабулой и сводится к следующему: путе-

шественники прервали свой путь из-за сильных морозов и выступили в роли рассказчиков. Первым взял слово Ситка Чарли, повествуя о женщине и двух мужчинах, вынужденных идти сквозь Белое Безмол-

вие, удаляясь от голодающего поселения на Сороковой Миле для доставки важных документов в миссию Хейнса. Пройдя через множество испытаний, добирается до места назначения только Ситка Чарли.

Рис. 1. Прототипическая структура нарратива рассказа Д. Лондона «Мужество женщины»

Прототипическая структура нарратива представлена нами на рисунке (см. рис. 1).

Ориентация включает в себя основной персонаж, место и время действия, некую исходную ситуацию: Brothers, my blood is red with Siwash, but my heart is white ... in the spring, ... we came south, ... to the Country of the Yukon. I was ... given moneys of the Government, for I was its servant ... messages were sealed, ... and I was to deliver them to the whale-ships of the Arctic, ... it was said that a man must go forth to the Salt Water and tell to the world our misery. 'It is seven hundred miles,' said I, 'to Haines Mission by the sea" [6].

Осложнение - Решение, образующие ядро рассказа "Мужество женщины", повторяются 8 раз, что представлено в таблице 1, которая демонстрирует содержание 8 эпизодов рассказа, выделяя базовые функции.

Акциональные глаголы в Past Indefinite, выражающие последовательность действий в прошлом, формируют нарратив, например, двенадцатый эпизод: "And Pas-suk held my hand and walked by my side. When I laid down to sleep, she waked me. When I stumbled and fell, she raised me. When I wandered in the deep snow, she led me back to the trail. ... and I came to Haines Mission by the sea" [6].

Подчеркнем, что рассказ, повествуя о событиях в хронологическом (линейном) порядке, начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом (рассказ у костра в палатке), то есть используется круговое построение сюжета: Ситка начинает рассказывать попутчикам свою историю в палатке, а закончив, выходит из нее.

Общественные и гуманитарные науки •••

Social and Humanitarian Sciences •••

Таблица 1

Ядро рассказа "Мужество женщины"

ОСЛОЖНЕНИЕ РЕШЕНИЕ

Эпизод 1 Sitka Charley decided that he would go to the Salt Water and he would tell people about problems in Forty Mile [6]. He asked about dogs and some food for his travel [6].

Эпизод 2 Long Jeff damaged trail with his shoes. He made huge holes in snow and dogs couldn't go [6]. (Sitka Charley beat Long Jeff and after that Long Jeff didn't damage trail [6].

Эпизод 3 "... one day we met two ghosts journeying through the Silence, they asked food ..." [6]. Sitka Charley didn't have food to give them and they went to the White Silence [6].

Эпизод 4 Travellers found out "open water' which they need to cross for continuing their journey but it "was too narrow' [6]. "We found an ice-bridge. People crossed but dogs went on down under the ice ..." [6].

Эпизод 5 "He (Long Jeff) raised his voice and cried over his sore feet and his troubles" [6]. "She (Passuk) snatched the pistol from my belt, quick" [6] "Long Jeff went to the bosom of Abraham before his time" [6].

Эпизод 6 "Then we came to the Indian, like another ghost, with his face set toward Pelly" [6]. "He had had no flour for three days" [6]. "Passuk didn't give of their grub a portion"[6]... "and the man went away in the Silence toward Pelly" [6].

Эпизод 7 "And in the morning we lay beneath" [6] ... "and did not take the trail. It was in my mind to stay there and meet Death hand- in-hand with Passuk" [6]. "And she (Passuk) said: 'This is the end of the trail for Passuk; but your trail, Charley, leads on and on, over the great Chilcoot, down to Haines Mission and the sea" [6].

Эпизод 8 Passuk died in Sitka's arms [6]. "I (Sitka Charley) arose, and sought out the well-filled pouch, and girt on my snowshoes, and staggered along the trail" [6].

Заключение

Исследование показало, что рассказ Дж. Лондона «Мужество женщины» содержит модель аукториального повествования, начинающегося с прямой речи. В целом, рассматриваемый текст представляет собой нарративный ряд, включающий в себя несколько описаний, случаи прямой речи: диалогов (между Ситка Чарли и его женой Пассуки, между Ситка Чарли и Длинным

Джоном; между Ситкой и незнакомыми индейцами) и полилогов (разговор в палатке между золотоискателями). Также присутствуют авторские нарративы - Ситка Чарли; его жена Пассук. Таким образом, используемая шестикомпонентная «бриллиантовая» схема помогла выявить признаки когнитивной модели прототипиче-ского художественного нарратива в рассматриваемом литературном источнике.

Литература

1. Андреева К. А. Когнитивные аспекты литературного нарратива. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2004. 196 с.

2. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: изд-во МГУ, 1997. 197 с.

3. Сперанская Н. И. Философско-педагогический дискурс: ортю гезрейив (в формате преподавания иностранного языка в высшем учебном заведении технической направленности). Тюмень: ТИУ, 2017. 91 с.

4. Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://v-dal.ru/?f=%EF%F0%EE%F2% EE% F2%E8%EF&action=q [дата обращения: 15.07.2018].

5. Этимологический словарь русского языка М. Фасмера [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vasmer.lexicography.online/search?s=про тотип [дата обращения: 20.07.2018]

6. London J. Grit of women. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fullbooks.com/ Tales-of-the-Klondyke2.html [дата обращения: 15.07.2018]

References

1. Andreeva K. A. Cognitive aspects of literary narrative. Tyumen: TyumSU publ., 2004. 196 p. (In Russian)

2. Kubraykova E. S., Demyankov V. Z., Pankrats Yu. G., Luzina L. G. Short dictionary of cogni-

tive terms. Moscow, MSU publ., 1997. 197 p. (In Russian)

3. Speranskaya N. I. Philosophical and pedagogical discourse: opinio respectus (in the format of teaching a foreign language in a higher educa-

tional institution of a technical orientation). Tyumen: TIU publ., 2017. 91 p. (In Russian)

4. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language by Vladimir Dahl. [Electronic resource]. Access mode: http://v-dal.ru/?f=%EF% F0%EE%F2%EE%F2%E8%EF&action=q [accessed 15.07.2018].

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Сперанская Нина Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Тюменский индустриальный университет (ТИУ), Тюмень, Россия; e-mail: NIS5959@mail.ru

Яцевич Ольга Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, ТИУ, Тюмень, Россия; e-mail: maru-safronova@rambler.ru

Ковалевская Светлана Александровна, ассистент кафедры межкультурной коммуникации, ТИУ, Тюмень, Россия; e-mail: 0509_87@mail.ru

Принята в печать 28.11.2018 г.

5. Etymological dictionary of the Russian language by M. Fasmer. [Electronic resource]. Access mode: https://vasmer.lexicography.online/search?s=про тотип [accessed 20.07.2018].

6. London J. Grit of women. [Electronic resource]. Access mode: http://www.fullbooks.com/ Tales-of-the-Klondyke2. html [accessed 15.07.2018].

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Nina I. Speranskaya, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Foreign Languages, Tyumen Industrial University (TIU), Tyumen, Russia; e-mail: NIS5959@mail.ru

Olga E. Yatsevich, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of Foreign Languages, TIU, Tyumen, Russia; e-mail: maru-safronova@rambler.ru

Svetlana A. Kovalevskaya, assistant lecturer, the chair of Intercultural Communication, TIU, Tyumen, Russia; e-mail: 0509_87@mail.ru

Received 28.11.2018.

Филологические науки / Philological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 811.11

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-104-109

Особенности прагмастилистических отношений

в жанре университетской лекции в современном английском языке

© 2018 Сухомлинова М. А.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: sukhomlinovam@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Обоснование актуальности исследования академического жанра лекции с позиций прагмастилистики. Методы. Гипотетико-дедуктивный, метод проведения прагмалингвистического анализа, метод модифицированного контент-анализа. Результаты. В текстах лекций выделяются, например, такие стратегии, как стратегия приветствия и знакомства с аудиторией, стратегия планирования лекции, стратегия определения и пояснения и ряд других. Выводы. Жанру лекции присущи ярко выраженные прагмастилистические отношения, что объясняется прямым контактом между лектором и студентами.

Ключевые слова: академический жанр лекции, структура жанра, прагмастилистические отношения, речевая стратегия, речевая тактика.

Формат цитирования: Сухомлинова М. А. Особенности прагмастилистических отношений в

жанре университетской лекции в современном английском языке // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 104-109. РО!: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-104-109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.