"Oriental Art and Culture" Scientific Methodical Journal / ISSN 2181-063X Volume 3 Issue 4 / December 2022
"КОГДА НАМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЮТ И ЗЕМЛЯ, И НЕБЕСА..."
(ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ АСЛИДДИНА НИЗАМОВА - УЧЁНОГО,
УЧИТЕЛЯ, НАСТАВНИКА)
Насиба Камоловна Юлдашева Институт узбекского национального музыкального искусства имени
Юнуса Раджаби
Аннотация: В данной статье рассказывается о жизни и творчестве доктора искусствоведения, профессора, заведующего отделом искусствознания Национальной Академии наук Таджикистана, выпускника кафедры восточной музыки ТГК им. М.Ашрафи Аслиддина Низамова. Проблемы изучения истории, теории традиционной музыки народов Центральной Азии, в частности изучение Шашмаком как феномен классической музыки узбеского и таджикского народов представляется актуальной задачей для музыковедов-исследователей. И Аслиддин Низамов - один из известных учёных современности, внесший огромный вклад в развитие музыкальной культуры таджикского народа и народов Центральной Азии.
Ключевые слова: традиционная музыка, искусство, трактаты, музыковеды, восточная музыка, суфизм, Шашмаком, Узбекистан, Таджикистан, Центральная Азия, зарубежный Восток.
"WHEN WE ARE PROTECTED BY EARTH AND HEAVEN..." (STROKE TO THE PORTRAIT OF ASLIDIN NIZAMOV - A SCIENTIST, TEACHER,
MENTOR)
Nasiba Kamolovna Yuldasheva Institute of Uzbek national musical art named after Yunus Rajabi
Abstract: This article tells about the life and work of the Doctor of Art History, Professor, Head of the Department of Art History of the National Academy of Sciences of Tajikistan, a graduate of the Department of Oriental Music of the TGC named after. M. Ashrafi Asliddin Nizamov. The problems of studying the history, theory of traditional music of the peoples of Central Asia, in particular, the study of Shashmakom as a phenomenon of classical music of the Uzbek and Tajik peoples is an urgent task for musicologists-researchers. And Asliddin Nizamov is one of the famous scientists of our time, who made a huge contribution to the development of the musical culture of the Tajik people and the peoples of Central Asia.
Keywords: traditional music, art, treatises, musicologists, oriental music, Sufism, Shashmakom, Uzbekistan, Tajikistan, Central Asia, foreign East.
"Нашими предками за многие столетия был создан колоссальный духовный багаж, что свидетельствует о великих, ещё сполна неиспользованных возможностях, которые реально позволяют нам вновь взойти на мировой научный и культурный олимп ", - так написал в своей статье доктор искусствоведения, профессор Аслиддин Низамов, знаток истории и теории традиционной музыки и музыки народов Востока. [1] Действительно нам осталось огромное научное наследие таких великих мыслителей, как Абунаср Фараби, Ибн Сино, Абурайхон Беруни, Мухаммад Ал-Хорезми, Сафиуддин Урмави, Абдулкодир Мароги, Абдуррахман Джами, Алишер Навои, Дарвишали Чанги и др. За сравнительно небольшой исторический период становления независимых государств -Республики Узбекистана и Республики Таджикистана- труды этих мировых корифеев науки стали объектом пристального внимания и освоения, в том числе и в области музыкального востоковедения.
В настоящее научным центром развития данного направления становится Ташкент, где в стенах образованного в 2020 году Институт узбекского национального музыки и искусства имени Ю.Раджаби сосредоточены основные силы для реализации уникальных проектов по возрождению подлинных традиций национальной музыкальной культуры. А начиналось все это совсем недавно, в этом же институте. Об этом и об одном из этих выпускников наш материал.
Аслиддин Низамов родился в 1950 году в городе Пенджикенте, Согдийской области Республики Таджикистан. После окончание школы 1966 году он поступает в музыкальное училище города Ленинабад (ныне Ходжент), где изучает народные инструменты и теорию музыки.
По окончании училища он в результате конкурсного отбора с 1971 по 1976 годы поступает в Ташкентскую Государственную консерваторию на вновь организованную кафедру восточной музыки (класс профессора Ф.М.Кароматова). После окончания консерватории по специальности музыковед-востоковед, в 1979 году он продолжает учёбу в аспирантуре и в докторантуре в институте искусствознания имени Хамзы, также под руководством профессора Ф.М.Кароматова. Аслиддин Низамов под руководством этого корифея музыкознания с мировым именем защитил кандидатскую и докторскую диссертацию. ("Шашмаком и традиции таджикско-персидской классической поэзии" (1990 год.), докторская диссертация на тему:
"Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии" (1998 год).
После окончания учёбы в качестве научного сотрудника Аслиддин Низамов работал в институте истории Академии наук Республики Таджикистан. Помимо научно-исследовательских работ, руководительские и организаторские способности Аслиддина Низамова проявлялись в различных должностях. В частности, продолжая традиции своего наставника, профессора Ф.Кароматова, А.Низамов стал инициатором открытия в 1982 году и первым заведующим кафедры восточной музыки в Таджикском государственном институте искусств имени М.Турсунзаде. Отметим, что данная кафедра стала второй подобного рода в СССР после кафедры восточной музыки в ТГК им.М.Ашрафи.
Основная задача кафедры акцентировалась на подготовку кадров в области музыковедения-востоковедения (со знанием одного из восточных языков) для исследования таджикской музыки, музыки народов Центральной Азии и зарубежного Востока, а также музыковедов- фольклористов для исследования народной музыки. Кроме этого, велась подготовка исполнителей традиционной музыки, которые в дальнейшем должны пропагандировать народную и традиционную музыку среди слушателей разных стран. С открытием кафедры на протяжении нескольких лет Аслиддин Низамов с большой группой исследователей и студентов неоднократно проводил фольклорные экспедиции на территории Таджикистана и Узбекистана, где собирал образцы народной музыки, проводил научно-исследовательскую работу.
Таким образом Аслиддин Низамов продолжал традиции музыковедческой школы профессора Ф.М.Кароматова в Таджикистане.
Одновременно Аслиддин Низамов на протяжении многих лет с 1982 по 2007 работал на таких должностях: начальником Главного управления по делам искусств министерства культуры Таджикистан (1982-1987), директором академического театра оперы и балета имени С.Айни (1987-1988), старшим научным сотрудником в Академии наук Республики Таджикистан, заведующим отделом культуры и искусства исполнительского аппарата Президента Республики Таджикистан (2004-2007), Председателем союза композиторов Таджикистана (2001-2004), Ректором Таджикского государственного института искусств имени М.Турсунзаде (2007-2013). На сегодняшний день Аслиддин Низамов заведует отделом искусствознания при Академии наук Республики Таджикистан.
Научная и творческая деятельность Аслиддина Низамова начиналась ещё в стенах консерватории, где в качестве дипломной работы он написал очень интересную работу о традиционной музыке Алжира. Фундаментальные
профессиональные знания, а также знание восточных языков дали ему возможность для создания ряд научно-исследовательских работ, переводить и издать ряд средневековых музыкальных трактатов. Кроме научной деятельности Аслиддин Низамов создал ряд музыкальных сочинений: Песня" Ушшоки Душанбе" на слова Л.Шерали, романс " Муждаи ёр" на слова Хафиза, музыки к театральным спектаклям.
Аслиддин Низамов является автором 5 монографий, более 200 научных статьей.1 Круг интересов учённого невироятно обширен - это изучение традиционной музыки народов Центральной Азии, а также богатое музыкальное наследия великих мыслителей Востока, творческая деятельность современных композиторов, бастакоров, исполнителей традиционной музыки, события музыкальной жизни Таджикистана и многое другое.
Результаты его исследовании отражались в следующих статьях: Созандаи олами навохои орифона. //Милоди мухаббат Жизнь и творчество Джурабека Набиева. Ходжент. 2021.; Бастакори пурхунар ва фидоии олами мусикй.// Творческий портрет Х.Юсупова. сборник.Гулбонги роз. Ходжент. 2020.; Шашмаком и современное композиторское творчество.// Материалы по истории и истории культуры Таджикистана. Д. 1981.; Мавригй. Посвящение 60-летию Ф.Одина. //Мехрномаи Фаттох Одина. Д. 1998.; Тахмина нола мекард. Публицистический очерк, посвящённый творчеству знаменитого бастакора Хайрулла Абдуллаева. // Мавчи оханг. Д. 2000.; Она осталась вершиной (об опере Д.Дустмухамедова «Золотой кишлак».// Сб. Дамир Дустмухаммадов. Д. 2001.; Мавкеи занон дар хунари мусикй: тачассуми чамол ё худ киссаи мутрибахо аз Дилороми Чангй то Барно Исхокова.// ж. «Чашмаи хаёт» № 4, 2006.; Макоми хунархои миллй дар маросимхои мардумй.// Сб.ст. «Умре бо мусикй».Д.2010; Теория музыки в творчестве Фазлиддина Шахобова. // сб. «Умре бо мусикй». Д. 2010. Ровии навохои пур аз шуру шарар. О музыкальном творчестве Олима Бобоева. // Сарахбори Саразм. Сборник песен Олима Бобоева. Д. 2020;. Накши Бобочон Гафуров дар эхёи тамаддуни халки точик. //Бобочон Гафуров мухаккики беназир ва ходими бузурги давлатй. Д., 2020.
Его многочисленные научно- просветительские статьи публиковались в самых разных специализированных изданиях Таджикистана,Узбекистана, Казахстана, Росии Ирана и других стран. Примеру подлежит следующие Ибн Сино и его музыкально-теоретические сочинения. // Абу Али ибн Сино и его эпоха (сборник статей). - Д. 1980;/ Нубы стран Магриба и черты их общности с
1 Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии Д.2000; История и теория Шашмакома Д.2006. на тадж. анг. языках.; История таджикской музыка.Д.2014.2018; История и теория Шашмакома. Тегеран.2011. на перс.языке.; Абдуррахман Джами и музыкальная наука. Д.2019.; Шашмаком. 1-том. Рост. Д.2007.; Шашмаком ва назми форси-точики.(монография) Д.2018.; Баёзи Шашмаком. Д.2017.; Дарвешалй Чангй. Ту^фат-ус-сурур. Д.2021;
Шашмакомом. // Материалы Международного симпозиума ЮНЕСКО, Самарканд. 1978. Профессиональная музыка устной традиции народов Ближнего, Среднего Востока и современность. - Т. 1981; Окибатхои сахлангорй (такризи илмй ба нашри рисолаи Махмуди Хусайнй). Известия Академии наук Тадж. ССР. Серия: востоковедения, история, филология. - Д. 1988. - № 4.: Наука
0 музыке в творчестве Ибн Сино. //Торжество разума. Сборник ст. - Д.1989; Музыка как способ постижения бытия. // сб. Баррасихои фархангй. Д.2000; Накши ашъори Камоли Хучандй дар мусикии классикии халки точик. //Паёмномаи фарханг.Д. 2000. № 1;О влиянии системы Двенадцати макомов (Дувоздахмаком) на традиционную музыку стран арабского Магриба.// сб. Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации. Д.2002.// О значении музыкальных воззрений теоретиков суфизма в культуре современного общества. // Паёмномаи фарханг, № 8. Д. 2003.; О значении термина «Кобыз» в восточной музыкальной науке. // Музыка тюркских народов. Материалы Международного симпозиума. Алматы. 1994. 2001.; Культурная интеграция как решающий фактор укрепления межгосударственных взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана. // «Вклад лидеров Таджикистана и Узбекистана в укреплении дружбы, добрососедства и доверия, открытие новой страницы таджикско-узбекского стратегического партнерства». Материалы Международной научной конференции. Д.2020.; Семантика Шашмакома и вопросы этногенеза таджикского народа. // Этногенез и этническая история таджикского народа.Том 2-й. Д. 2022; Шашмаком - жемчужина музыкального наследия таджикского народа. // в кн.: Таджики.Москва "Наука".2021" Тачассуми садои гардун ё худ навхае ба суйи олами кабир.// «Баёзи фалак». Д. 2022.; Культура Центральной Азии: поиски новых путей сближения. // Восток-Запад: музыкальные традиции и народные промыслы Евразии в культурном пространстве СНГ (Материалы Международной научно-теоретической конференции, Душанбе 27-29 октября, 2019г.). Д. 2020.; публикации: Аруз ва созмони Шашмаком. // журнал «Голос Востока» (Садои Шарк). Д.1990. (№11). Замзама» дар Шохнома - чун манбаи таърихи мусикй. //там же, Д.1994. (№3-4). Рисолахои ахли тасаввуф чун маъхази тахкикоти фарханги муштараки мардумони Осиёи Марказй.//журнал. Шохрохи вахдат. Д.1999.(№5). Нажмиддин Кавкаби и развития музыки в Мовароуннахре.//журнал "Искусствознание" Д.2021 (№2/4) Теория Двенадцати макомов: возрождение знаний о Вселенной. // журнал «Маком». Ташкент, 2022. (№1). Кроме этого более ста статей были опубликованы в газетах "Правда", "Советская культура", "Музыкальная жизнь", «Народное слово», "Независимая газета", "Казахстанская правда", "Культура Центральной Азии" и др. В 2020 году он опубликовал очень важную и интересную статью на страницах
республиканской газеты «Народное слово» под названием «И земля и небо покровительствуют нам», где с особым вдохновеньем рассказывает о многовековой дружбе между таджикским и узбекским народами. [2]
Аслиддин Низамов впервые в Таджикистане написал и издал капитальный труд "История таджикской музыки" (Таърихи мусикии точик), который дваждый издан в г. Душанбе (2014 и 2018 гг.). Он также написал несколько музыкальных разделов исследовательским изданиям и рецензию к работам ряд учёных и государственных деятелей. В этой связи можно вспомнить написанные им разделы о музыке в книгах "Абу Али Ибн Сино «Китоб-уш-шифо»", "Умре бо мусикй" (Жизнь в музыке.2010), "Таджикская традиционная музыка" (краткий обзор), "Таджикская музыка."(2003).
В 2022г. Аслиддин Низамов подготовил новое издание - критический текст известного музыкального трактата «Тухфат-ус-сурур» Дарвешали Чангии Бухорои (17в.). Душанбе - «Дониш» 2022г.
Нужно особо отметить активное участие Аслиддина Низамова на многочисленних международных научных форумах и конференциях, посваящённых проблемам истории и развития музыкальной культуры и искусства стран Ближнего и Среднего Востока, где он с большим профессионализмом затрагивал различные актуальные проблемы развития народной и традиционной музыки таджикского народа.2 В качестве примера можно приводить выступление учённого на международном симпозиуме ЮНЕСКО " Трибуна Азии" в 1983г. году в Пхеньяне (КНДР) с докладом "Развитие традиционных жанров в музыкальной культуре среднеазиатских республик СССР (на примере Таджикской ССР). Тогда еще молодой исследователь открыл перед учеными из более 50 стран особенности таджикской традиционной музыки. Активная пропаганда таджикской музыки-как традиционной, так и современной отразились в неоднократных поездках в качестве руководителя делегации деятелей культуры Таджикистана в Германию, Иран, КНДР, Китай, Южную Корею, Францию, Азербайджан, Австралию, Грузию, Литву, Россию и Узбекистан.
В рамках этих встреч и культурных мероприятий он выступал с докладом на Форуме научной и творческой интеллигенции СНГ, который проходил в городе Москве в 2001г.
Следует отметить, что Аслиддин Низамов является членом экспертного совета международной комиссии при ЮНЕСКО по вопросам развития классической и традиционной музыки. Кроме этого, неоднократно работал в
2 А.Низамов был участником международных научных конференции и форумов в Самарканде (1978г.), Душанбе (1980 год), Пхеньяне (1983 год), Сиднее (1996 год), Берлине (1994 год) Алматы (1994 год), Баку (2001 год), Тегеране (2003 год), Москве (2005 год) и др.
I ГсОТ^^^^Н 18 http://oac.dsmi-qf.uz
составе жюри на таких международных форумах, как "Маком", "Шарк тароналари", а также международный фестивал "Бахши", которые проходили исторических городах Узбекистана Самарканд, Шахрисабз, Термез и Нукус.
Научная деятельность Аслиддина Низамова отличается особой плодотворностью. Он предстает знатоком богатого духовного наследие наших народов через призму истории, связать его с нашим временем. Именно об этих его исследовательских качествах А.Низамова пишет доктор искусствоведения Н.С.Янов-Яновская: "Низамов извлекает из прежных трудов музыковедов все наиболее ценное и тем самым сообщает им как бы второе дыхание... в работе ярко выражено проникновение музыки в религию, поэзии - в музыку, философии- в этику, эстетику, то и другое -в фольклорное искусство, в быт, как неразрывное целостности времени и пространства" [3]
Фундаментальная научная работа "Шашмаком-и традиции таджикско-персидской поэзии" учёного является первым исследованием, где затронуты вопросы взаимосвязи между таджикско-персидской поэзии и традиционно-классической музыки таджикского народа. Автор изучая многочисленных трактатов учёных и мыслителей как Абунаср Фороби, Абуали ибн Сино, Мухаммад Нишопури, Амир Хосрав Дехлави, Кутбиддин Шерози, Сафиуддин Урмави, Абдукодир Мароги, Махмуд Хусайни, Ибн Хурдодбех, Абдурахмон Джами, Камолиддин Бинои, Нажмиддин Кавкаби, Дарвешали, а также используя различные методы исследования, научно обосновал исторические, художественно-эстетические, профессиональные аспекты искусства Шашмаком.
Особый интерес вызывает его уникальная научная работа: "Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии" (Душанбе 2000г.). В монографии научно обоснованы и проанализированы содержание более сорока среднековых трактатов, посвященных вопросам теории и практики суфизма с акцентом на особенности музыкальной практики народов наших стран. Следует отметить, что в данной монографии исследованы вопросы взаимосвязей различных наук - философии, эстетики, истории, этнографии, теологии, музыковедения.
Среди научных трудов Аслиддина Низамова немаловажное место занимает "Абдурахман Джами и музыкальная наука" (полный текст трактата и комментарии) (2019год). Данная работа посвящена изучению теоретических и практических аспектов музыкального трактата великого поэта и мыслителя Абдурахмана Джами, а также подвергается анализу вопрос о месте музыкальных жанров в поэмах автора ("Юсуф и Зулейха", "Лейли и Меджнун", "Хирадномаи Искандари"). Аслиддин Низамов впервые подготовил
критический текст трактат Джами на основе трех рукописей, хранящихся в Ташкенте и в Тегеране.
Автор рассматривает проблемы символики связанные с двенадцаты макомов, классическими мелодиями и названиями музыкальных инструментов, которые встречаются в поэмах (маснави)Джами. В разделе "О поэме Лейли и Меджнун" Аслиддин Низамов пишет : "Наша цель сейчас не в том, чтобы анализировать содержание глав повести, а в том, чтобы определить роль музыкальных инструментов, классических мелодии части двенадцати макомов,
0 том каким образом Джами приводит их в поэмах в качестве особых символических понятий" [4]. Доктор исторических наук, Вице-Президент Академии наук Узбекистана, профессор Бахром Абдухалимов говоря о некоторых особенностях и значении данной научно-исследовательской работы, отмечает, что рукопись музыкального трактата Абдурахмана Джами под названием "Кулиёти Чоми" в одном экзимпляре хранится на сегоднящный день в институте востоковедения имени Абурайхон Беруни Академии наук Республики Узбекистан. Научно-исследовательская работа Аслиддина Низамова "Абдурахман Джами и музыкальная наука" является копией ташкентской рукописи Джами в Душанбе. Таким образом научно-исследовательская работа Аслиддина Низамова "Абдурахман Джами и музыкальная наука" это научное- исследование с позиции собственного музыковедческого анализа, имеющее признание у музыковедов и литератураведов. [5]
На сегодняшный день Аслиддин Низамов является одним из известных исследователей традиционной музыки народов Центральной Азии в мире.
В 2012 г. его известная монография "Таърих ва назарияи Шашмаком" была издана в Иране и получила премию "книги года".
Его научные работы популярны среди широкого круга музыковедов, востоковедов, докторантов- исследователей в Таджикистане, Узбекистане, Росии и страны зарубежного Востока. Учёный является научным консультантом и оппонентом многих научных дисертации. В 2020 году после прочтения вызвавшей огромный интересной лекции на заседании Ученого Совета Государственной консерватории Узбекистана ему было присуждено звание Почетного профессора этого старейщего творческого вуза Центральной Азии.
Творческая деятельность учённого отмечена высокими наградами как у себя на Родине, так и зарубежом- Отличник народного образования Республики Таджикистан (2010год.), Отличник культуры и исскуство Республики Таджикистан (2010 год), лауреат Государственной премии "Борбад" (2015 год), медаль "Остона"(Казахстан, 2010).
Аслиддин Низамов - прекрасный педагог и наставник. Его музыковедческая школа воспитывает специалистов, которые активно работают и продолжают традиции восточного музыковедения, заложенные в Ташкенте в классе профессора Файзулла Музаффаровича Кароматова.
Использованная литература
1. Низамов А. Культурная интеграция как решающий фактор укрепления межгосударственных взаимоотношений Таджикистана и Узбекистана / "Вклад лидеров Таджикистана и Узбекистана в укрепление дружбы, добрососедства и доверия, открытие новой страницы таджикско-узбекского стратегического партнёрства". Материалы Международной научной конференции, Душанбе 2020 г. - с.36
2. Низамов А. " Когда покровительствуют и земля, и небеса" //"Народное слово", 23.09.2020, № 201
3. Низамов.А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. - Душанбе, Ирфон, 2000. - с.8
4.Низомов А. Абдурахмони Чоми ва илми мусики. - Душанбе, Дониш, 2019. - с.111
5. Низомов А. Абдурахмони Чоми ва илми мусики. Душанбе, Дониш, 2019.
- с.6
6. Низомов А. Шашмаком ва назми форси-точики (монография). -Душанбе.2018
7. Композиторы и музыковеды Таджикистана. Душанбе. 2010 г.
8. Низамов А. Таърих ва назарияи Шашмаком. (на тадж. и англ. Языках). Д., 2005г.