РОЛЬ БУХАРСКОЙ ШКОЛЫ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ УЗБЕКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ Тураев К.Ф.
Тураев Кахрамон Файзуллаевич - преподаватель, кафедра народного пения, Узбекский государственный институт искусств и культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье исследуется история становления шашмакома и роль Бухарской школы восточной музыки в развитии узбекской национальной музыки. Анализируются и сравниваются этапы развития искусства в разные правительственные времена.
Сделаны научные выводы об эстетическом значении роли искусства в воспитании гармонично развитого поколения.
Ключевые слова: шашмаком, история, музыка, восток.
THE ROLE OF THE BUKHARA SCHOOL OF ORIENTAL MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF UZBEK NATIONAL MUSIC Turaev K.F.
Turaev Kakhramon Fayzullaevich - Lecturer, DEPARTMENT OF FOLK SINGING, UZBEK STATE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the history of the formation of shashmaqom and the role of the Bukhara school of oriental music in the development of Uzbek national music. The stages of development of art in different government times are analyzed and compared. Scientific conclusions are made about the aesthetic significance of the role of art in the education of a harmoniously developed generation. Keywords: shashmaqom, history, music, east.
УДК 7.072.2
В истории узбекской государственности развитие музыкального искусства часто ассоциируется с миром, здоровой окружающей средой и просвещением, просвещением государственных деятелей, их отношением к искусству и артистам. Известно, что благодаря щедрости и покровительству многих глав государств Центральная Азия родила певцов, музыкантов и композиторов, получивших мировое признание. Примером этого является период господства династий Саманидов, Тимуридов и Шайбанидов, а также династий Аштарханидов в развитии центрально азиатской музыки. Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сино, Аль-Урмави, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Камолиддин Биноий, Абдукадир Мароги, Нажмиддин Кавкаби Бухари, Дарвешали Чанги своими плодотворными произведениями внесли значительный вклад в развитие музыкального искусства этого периода. Таким образом, за исключением арабского завоевания и правления Чингисхана в XVIII веке, мы видим, что музыкальное искусство в Бухаре значительно развилось.
В 1753 году закончилось правление Аштарханидов, и на трон Бухары взошел Мухаммад Рахимхан, выходец из тюрко-монгольского племени мангитов. По словам историка Кахрамона Раджабова, эмиры Мангита взошли на трон Бухары 12 декабря 1756 года. С тех пор власть перешла в руки эмиров Мангита, и эта династия правила троном Бухары 167 лет, то есть до 1920 года. Мухаммад Рахимхан (1753-1758), Дониёлбий Абулгази (1758-1785), Шохмуродхан (1785-1800), Амир Хайдар (1800-1826), Амир Насрулло (1827-1860), Амир Музаффархон (1860-1885), Амир Абдулахадхон (1885-1910) и Амир Алимхан (19101920). Очевидно, что у представителей этой династии были разные уровни власти, у них было разное отношение к политике, культуре, просвещению и искусству, в результате чего государство формировалось на разных уровнях мирного и экономического развития.
Когда мы смотрим на развитие музыки Бухары, мы видим уникальный ландшафт, который отличается от музыкальных традиций других городов, достигших иной культурной цивилизации. Изучение музыки Бухары, состоящей из фольклора и классических мелодий, необходимо по трем основным направлениям. Это «Шашмаком» - серия классических мелодий и песен, отражающих прекрасные образцы традиционного восточного исполнительства, «Бухорча» - серия песен и танцев, уникальных особенно для Бухары, и последняя «Мавриги» мигрирующая песня.
Музыканты XII-XVII веков Мухаммад Нишапури, Амир Хусрав, Сафиуддин аль-Урмави, Кутбиддин Шерози, Мирсаидали Журжани, Ходжа Абдукадыр Гуянда (Мароги), Абдурахман Джами, Камолиддин
Бинайи, Махмуд Хусайни, Хасан Конуни, Наджмидин Кавкаби Бухари, Иноятулла Мирходжи, Ходжа Калон Хуросони, Дарвешали Чанги, Ходжа Сайфиддин Газнави внесли большой вклад в создании и совершенствовании двенадцати макомов. Помимо создания разделов, входящих в состав «Двенадцати статусов», они также создали музыкальные брошюры по теории статусов.
Шашмаком - музыкальная энциклопедия узбекско-таджикских народов, отражающая тонкие, привлекательные и совершенные творческие и практические традиции народов Востока, была сформирована в середине 18 века в Бухаре, одном из старейших культурных и политических центров великого Турана на основе «Двенадцати макомов» и достигла до звания «Бухарский Шашмаком».
Краткую информацию о возникновении Шашмакома дают «История эмира Бухары» Олимходжи Шарифа Бухари («История эмиров Бухары»), «История салими» Мирзы Салимбека («История салими»), Мухаммадвафо. Карминаги «Тухфай-хан» («Ханский дар»), «Мунтахаби амирони мангити Бухара» Кази Бакона Мактуби («Биография мангитских эмиров Бухары»), «История правителей Мангита» Мирзы Содика Мунши, «История правителей Мангита» Мухаммада Шарифа Дохаммада Шарифа мангит» (Эпос о мангитских амирах), а также «История эмира Бухары» Ахмада Дониша («История мангитских эмиров Бухары», «Краткая история эмира Мангитской империи» («Краткая история мангитянских эмиров»), «Наводир уль-Вакое» («Редкие события»), «Воспоминания» С.Айни, «Сарсухан ба Шашмаком» («Предисловие к книге Шашмаком»), А. Фитрата «Правление Амира Алимхана», «Узбекская классическая музыка и ее история», а также Мусаходжа Туркестани, Ходжа Абдукодир Савдо, Сайид Мухаммад Сиддик Хушмат (Хашмат) Таскирату-ш-шуаро» и Иса Махдум можно найти в произведениях Бухари. Также имеются сведения об истории Шашмакома и его исполнителей в «Абъёти Шашмаком» и «Шашмаком баёзи», написанные неизвестными авторами в XIX и начале XX веков.
Вышеупомянутые авторы написали в своих произведениях имена мастеров и композиторов, внесших значительный вклад в создание Шашмакома. По их словам, ведущие музыковеды XV-XVII веков, такие как Хафиз Мирак Бухари, Ахмад Гиджяки, Наджмиддин Кавкаби Бухари, Баки Руди, Махмуд Исхак Сетори, Мавлоно Мирхатиб, Мирзахусайн Танбури, Мирзаолий Чанги, Дарвешали Чанги создали основу макомов, а такие как Ходжа Навруз Танбури, Мулла Мухаммад Зангбоз, Хафиз Аваз Навджувон Бухари, Уста Мухаммад Чанги, Уста Хусейн Найнавоз, Уста Косимали Кануни, Уста Абдулаббос Мутриб усердно трудились для формирования Шашмакома. Дело в том, что базовый фундамент Шашмакома был заложен в XV-XVII веках, но полное его формирование произошло в середине XVIII века. Это событие восходит к временам правления династии Мангитов на престоле Бухарского эмирата. И более поздний исторический период Шашмакома также связан с отношением правителей Мангитов к Шашмакому.
Таким образом, Шашмаком, содержащий около 260 красивых и элегантных образцов классической музыки (сегодня их более 300), большие и маленькие мелодии и песни, сформировался в Бухаре как плодотворный продукт старинного сочинения и исполнительского искусства. Таким образом, «Бухарский Шашмаком» является ярким примером национальной музыкальной культуры узбекского и таджикского народов, сформировавшейся в определенных исторических процессах искусства макома, в культурных и социальных условиях, типичных для Бухары.
Список литературы /References
1. Матёцубов О. Мацомот. Тошкент, Мусина, 2004. 216 с.
2. Сафаров О. Шашмацом ватани о^англари. Тошкент, Фан, 2009.
3. Тураев Ф. Бухоро шашмацоми тарихидан... Тошкент. Мусица, 2011. 180 с.
4. Тураев Ф. Мутрибот цалбидан учган наволар. Тошкент. Навруз, 2018. 320 с.
5. Тураев Ф. Бухоро муганнийлари. Тошкент: Фан, 2008. 323 с.
6. Фитрат А. Узбек классик мусицаси унинг тарихи. Тошкент: Фан, 1993.