15. Aleksandrov I.YU. Postneklassicheskaya nauka i idei naslediya sem'i Rerihov// Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. T. 203. ZHivaya ehtika i kul'tura: idei naslediya sem'i Rerihov v nashej zhizni / red.-sost. I. YU. Aleksandrov ; redkol.: A. YU. Rusakov (otv. red.) i dr. SPb.: Izd-vo SPbGUKI, 2014. S 222-244.
16. Arne Ness URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ness_Arne
17. Bojl A. Prava cheloveka i okruzhayushchaya sreda: novyj ehtap razvitiya. Boyle A. human rights and the environment: where next? // European J. of Intern. Law. - Oxford, 2012. - Vol. 23, n 3. - p. 613-642.
18. Devall Bill, Sessions Deep ecology - Salt Lake City: Gibbs Smith Publisher Peregrine Smith Books. 1985. 264 p.
19. Kondakov I.V. Nacionalizm kak mnimyj globalitet // Sovremennye global'nye vyzovy i nacional'nye interesy. XVI Mezhdunarodnye Lihachevskie nauchnye chteniya - Spb: SPbGUP.2016. S.134-138.
20. Lihachev D.S. Ocherki po filosofii hudozhestvennogo tvorchestva. - SPb.: Russko-baltijskij informacionnyj centr «BLIC», 1996. S. 92-97.
21. Lihachev D.S. Zametki o russkom. M.: KoLibri, Azbuka-Attikus. 2017. 480 s.
22. Il'in I.V., Los' V.A., Ursul A.D. Ustojchivoe razvitie i global'nye processy. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 2015. 445 s.
БАРКОВА ЭЛЕОНОРА ВЛАДИЛЕНОВНА - доктор философских наук, профессор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова ([email protected]).
BARKOVA, ELEONORA V. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of of history and philosophy, Plekhanov Russian University ([email protected]).
УДК 330.1
БУЗСКИЙ М.П.
КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОРАЦИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
Ключевые слова: рациональность, иррационализм, экорациональность, коэволюция, диалектика, гармонизация, органическая целостность, культура, субъект, разум.
Рассматривая рациональность как норму предметной деятельности и мышления, автор отмечает снижение ее «поля действия» в силу роста иррациональности и хаотичности современного общества. Отвечая на необходимость роста разумного начала в обществе, происходит формирование экорациональности, которая опирается на принцип органической целостности - гармонизацию взаимодействия общества и природы, повышение роли культуры и статуса субъекта. Раскрываются свойства экорациональности как современной формы объективного мышления и деятельности. Конкретизируется роль принципа коэволюции в экорациональном мышлении, соотношение коэволюции с диалектикой, а также связь между традиционными формами рациональности и экорациональным мышлением.
BUZSKIY, M.P.
CO-EVOLUTIONARY BASIS OF ECORATIONAL THINKING
Keywords: rationality, irrationalism, ecorationality, co-evolution, dialectics, harmonization, organic value, culture, subject, mind.
Considering the rationality as a norm of objective activity and thinking, the author notes a decrease in its "field of action" due to the growing irrationality and chaos of modern society. Answering the need for the growth of a rationalality in society, the formation of an ecological rationality takes place, which accompanies the harmonization of the interaction between society and nature, the enhancement of the role of culture and the status of the subject on the principle of organic integrity. It discloses the properties of eco-rationality as a modern form of objective thinking and activity. It concretized the role of the principle of co-evolution in eco-rational thinking, the correlation between co-evolution and dialectics, and the relationship between traditional forms of rationality and eco-rational thinking.
Осознанное использование логических форм и схем мышления в их общественном бытии и познании, которое возникло еще со времен Аристотеля, с нового времени понимается как рациональность. Это форма и направленность мышления и деятельности субъекта, основанная на принципах разума. Современные трактовки рациональности связывают ее с логикой, рассудком, с рассчитанной связью между целями и средствами, без каких-либо промежуточных звеньев; с однозначностью научных понятий и методов, высшей формой социального порядка. Но в любом случае онтологической основой рациональности является инструментально-предметная деятельность социальных субъектов, которые выполняют ее «от себя», преобразуя существующие условия в определенные цели, результаты. Рациональность - это общая структура, план или проект этой деятельности, на основе которой субъекты «определяют» свойства противостоящей им объектной среды.
Рациональность - это максимально объективное и адекватное отношение субъектов к этой среде, свойства которой вовлекаются в деятельность субъектов. Не случайно высшей формой рациональности является научная рациональность, как средство и условие достижения объективной истины. Внешняя среда, таким образом, зависима от рациональности и всегда поддается процессу рационализации, а история общества выступает как расширение масштабов субъектной переработки и использования внешних условий существования.
Однако по мере усложнения общественной жизни, возникает ситуация, когда «разумное» или рациональное уже не выражают «действительное»: общественная жизнь в Западной Европе с середины XIX века открывается, главным образом, как нечто иррациональное, кризисное и хаотическое. Поэтому теперь в сознании философов и общественности исчезает вера в то, что Абсолютная идея, как всеобщий субъект гегелевской философии, способна «творить мир». Она начинает восприниматься как иррациональная стихия «жизни» с отдельными «вкраплениями» или островками рациональности. Эта ситуация сохраняется в современном информационном обществе, в котором рациональность сохраняют осознанно действующие самоуправляемые системы: государство, корпорация, фирма, законодательство, наука, противостоящие стихийности, «разбалансированности» информационно-рыночной среды в целом, в которой усиливается неравновесность и неустойчивость, растет уровень сложности, неопределенности, кризисности.
Возникает кризис рациональности, подрыв ее объективных оснований. Опыт социалистического строительства, основанного на государственно-целостном рациональном планировании и практике, на рациональной идеологии, предельно расширивший основания рационалистической деятельности и картины мира, оказался неспособным преодолеть глубинную стихийность современных социальных систем. Сегодня рационализм везде оказывается «частичным», и не случайно, что исторический процесс завершается целями и результатами, которых «никто не ожидал». Вполне закономерны в этой связи стремления представителей постмодерна вообще снять «с повестки дня» категорию субъекта как носителя рациональности, заменив ее различными текстами, дискурсами.
Однако иррационализм несет опасность разрушений и катастроф. Общество должно сохранять возможность своего контроля над объективными процессами и тенденциями, уметь предвидеть их последствия. В этой связи перспективной становится идея экорациональности, - нового типа мышления и поведения людей, выведенных за рамки социоцентризма и включенных в среду гармонического взаимодействия общества и природы, в мировоззрение, основанного на принципе органической целостности. [1], [2].
Общая цель экорациональности - повышение статуса и роли разумных оснований жизнедеятельности современного человечества как коллективного субъекта. Экорациональность - это повышение полномочий разума на основе более широкого и универсального понимания самой рациональности - не только как деятельности, но и как бытийной основы самой природы. Здесь рациональность выступает уже не как свойство сознания, а внутренняя целесообразность сохранения и развития жизни. Именно обеспечение перспектив жизни может стать особым «объектом», который будет формировать планетарное человечество как подлинный субъект экорационального мышления и действий.
Формирование экорациональности, как основы разумного регулирования современного общества и природы, не является случайным. Оно задано, в первую очередь, стремлением современной философии найти пути активизации форм разумности в обществе, обосновать объективную необходимость повышения статуса рациональности, как требования объективного развития общества, природы и человека. Так, идея укрепления разумности существования общества четко выразилась в концепции ноосферы В.И. Вернадского, который увидел преодоление негативного воздействия людей на природу в переходе к научно рациональным основам регулирования взаимодействия природы и общества - двух систем, которые функционируют на основе коэволюционных связей. И основой такой разумности становится формирование коллективного субъекта.
В.И.Вернадский показал, что «впервые в истории человеческие интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним... становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого... Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности».[3, с. 309].
Этот подход развивается в теории универсальной эволюции Н.Н.Моисеева, теории Живой Вселенной Б.А. Астафьева, в тенденции возрождения холистского типа мышления и др. В движении к экорациональности открываются такие особенности природы и Космоса, которые выявляются на основе принципа органической целостности. Так, новым предметом анализа стала голографическая модель Вселенной, воспроизводящая принцип древнегреческой философии «Все - во всем». Г.А. Югай отмечает «Вселенная. представляет собой гигантскую голограмму, где даже самая крошечная часть изображения несет информацию об общей картине бытия и где все, от мала до велика, взаимосвязано и взаимообусловлено» [4, с. 25]. Так же, как в материнской клетке заложена информация обо всем будущем организме, так и в каждой маленькой частичке космоса имеется изображение всей Вселенной как Целого. Поэтому экорациональность не может быть инструментальным отношением к миру, как «обычная» рациональность. Если способом выражения «целого» в традиционной рациональности является цель, которая выражает лишь интересы и намерения субъекта деятельности, и при этом, как правило, оторвана от связи с обществом как системой, то в экорациональном подходе освоение какого-либо фрагмента реальности всегда предполагает учет его включенности в целое. Здесь «ближнее» всегда зависит от «дальнего».
Экорациональность является изменением контекста и сущности самого феномена разумности, на основе которого вообще люди как субъекты существуют и самоопределяются в реальности. Теперь это не мир геометрии, и не заданность на власть и на присвоение, -ориентиры, на которые опиралась возникшая в новое время рациональность. Это -открывшееся на основе органической целостности и культуры «чудо» жизни, внутренняя гармония мироустройства, объективность эстетических основ «мировой конструкции» -целостного Космоса. И эта внутренняя гармония мироустройства оказывается тем постоянным организующим принципом, который связывает в человеке внутренне и внешнее. Так, Э.В. Баркова обращает внимание на то, что ряд современных научных концепций детерминизма, вытекающих из таблицы Менделеева, гомологических рядов Н.И. Вавилова, волновой генетики и т.д., оказываются внутренне связанными с законами гармонизации Вселенной и природы Земли. Причем сама гармонизация выступает причинным основанием, воздействующим, как целое, через ряд опосредований - на все уровни бытия внешнего и внутреннего мира человека [5].
Гармонизация начинает осмысливаться как проявление космической «разумности», а субъекты, как ее проводники, приобретают новые параметры своей укорененности в мире. И поскольку, согласно логике экофилософии, целостно-органическая реальность не сводитс к конструкциям и локальным системам, ближайшим аналогом этого мира оказываются не точные науки, на онове которых «строится» современная философия науки, а культура с ее избыточностью, которая опирается на органическую природу с ее единством вечного и временного. И здесь выявляется, что фундаментом этой гармонизации - как процесса формирования различных соответствий и согласований, являются коэволюционные взаимодействия разных систем, отношений, связей, включая и межсубъектные коммуникации, как и отношения субъект-объект. В наиболее общей форме это означает, что здесь рациональность выражается не в монологе субъекта, а в диалоге, в пространстве которого создается единство позиций сторон, понимание общего, т.е. формируется сама социальная, как и природная связь. Диалог отличается от феномена взаимодействия тем, что он выявляет свою разумность (рациональность) на основе принципа экорациональности, фиксирующей его как проявление общей гармонизации реальных взаимодействий, а категория «взаимосвязь» - как элемент традиционного рационально выраженного
мировоззрения - всего лишь принцип детерминации и другие общие законы природы и общества, соотношение между которыми трактуется как объективная реальность, но не как проявление гармонизации в контексте органической целостности.
Сегодня феномен коэволюции уже стал предметом изучения в философии, педагогике, экономике, географии, космологии и других науках. В словаре «Философия науки и техники» коэволюция определяется как «принцип сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей системы внутри целого. Понятие «коэволюции» является биологическим по своему происхождению и основано на изучении совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации. Сегодня это понятие становится общенаучной универсальной категорией, охватывая обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов - это и есть глобальный эволюционизм как материальных, так и идеальных систем. Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция - с отношениями между развивающимися системами, с корреляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы. Коэволюция остро ставит вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, религии, философии и т.п. Коэволюционные процессы совершается в единстве природного и социального, поэтому на современном этапе развития науки нужно тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания. Методологи призывают осознать, что коэволюционное сосуществование природы и общества становится проблемой планетарного масштаба и приобретает первостепенную значимость». [6, с.108].
Более четко связь между экорациональностью и коэволюционными процессами выявляется в подходе И.П. Гетьманова. Он выделяет «антропно-социокулътурный принцип», предполагающий «целокупность интеллектуальной, духовной и нравственной составляющих жизнедеятельности человека в природе... Человек должен соизмерять степень своего воздействия на природу с ее регенерационными возможностями, а также «принцип техно-гуманитарного баланса», означающего «существование специфических механизмов селектогенеза, адаптации человечества к растущему инструментальному могуществу». [7]. Именно этот баланс можно считать существенной стороной экорациональности, поскольку он означает направленность действий человека на гармонизацию отношений с природой.
Итак, коэволюция выражает своеобразный объективный аналог экорациональности именно потому, что представляет собой особую стихийно-объективную форму самоорганизации природных и общественных процессов, развернутую в их динамике, в развитии. Здесь субъект и его разум не противостоят хаотической среде, все время наталкиваясь на ее непреодолимость, но представляют объективные тенденции в рамках целостной эволюционной картины мира, которые входят в его цели и ориентации. И субъективная сторона здесь не в противопоставлении хаоса рациональному «порядку», а в выборе наиболее приемлемых для решения задач общества направлений, заданных различными коэволционными связями.
Здесь возникает необходимость разграничения диалектики и коэволюции, как оснований рационального мышления. Диалектика, как форма и содержание объективного развития, воспроизводится в мышлении через освоение процесса формирования и разрешения противоречий, выраженных в понятиях. Эти противоречия выражают разные стороны - свойства самих предметов, но не распространяется на сосуществование различных тенденций, сфер или систем. Следовательно, динамическое пространство, в котором эти системы связаны между собой, не становится предметом рефлексии.
Коэволюция не «отменяет» диалектического развития каждой из этих систем, но она включает в этот процесс принцип гармонизации - как основу континуальной устойчивости и целостности рассматриваемых явлений. И это открывает путь к освоению такого важного принципа холизма, как развитие структур в контексте целого. Диалектика не соотносится с целым, так как она выстраивает процесс развития с еще неизвестным результатом.
Коэволюция сохраняет связь развития и целостности, и потому в современном неустойчивом и хаотическим мире выводит саму диалектику на новый уровень рациональности, формируя ее смысл как развитие через противоречия внутри целостности. Таким образом, экорациональность, основанная на принципе коэволюционных связей, методологически включает в себя диалектику, расширяя тем самым само поле (пространство) рационального подхода к реальности. При этом, конечно, сохраняется также инструментальный характер деятельности, как и элементы прежней рациональности - логика, жесткая связь между средствами и целями. Но теперь она не является единственным онтологическим выражением рациональности, а входит в экорациональность как ее конкретный технико-технологический аспект, который подчиняется требованиям культурно-целостной основы экорациональности.
Это значит, что сама техническая сторона уже не может создавать автономную техносферу, вытесняющую экзистенциальные и гуманистические основы бытия личности, превращая последнюю в проводника техногенных и виртуальных процессов с резко сниженным статусом субъекта, но оказывается ограниченной культурно-ценностными факторами экофилософской картины мира.
Поэтому Э.В. Баркова справедливо подчеркивает, что экорациональность «трансформирует пресдставления о пространственно-времнном континууме современного планетарного мира, в котором важнейшим направлением является не стремление к бесконечному росту, а достижение гармонии человека, его приороды и культуры, а потому перемещение жизни из простого условия бытия человека в статус цели». [8, с. 152]. Все вышеизложенное - лишь начало освоения тех перспектив и потенциала, которые связаны со становлением экорациональности - этого продуктивного в научно-теоретическом и практическом аспектах способа постижения и освоения реальности. Перспективность этой темы вследствие сказанного является вполне очевидной.
Литература и источники:
1. Баркова Э.В. Экорациональность как основание гармонизации и преодоления разбалансированости современного мира //Наукоемкие технологии и инновации: Сборник докладов международной научно-практической конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.. 2016. С. 16-21.
2. Баркова Э.В. К анализу предпосылок эволюции экорациональности как фундаментального онтологического отношения человека к миру// Наука, технологии, техника: современные парадигмы и практические разработки сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума. 2017. С. 377-389.
3. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. С.309.
4. Югай Г.А. Голографическая Вселенная и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии. Общая метафизика: учебное пособие с хрестоматией. М.: Крафт+, 2007. 400с
5. Баркова Э.В. Роль экорациональности в формировании методологии теории природно-культурного наследия // Право и практика. 2016. № 4. С. 142-146.
6. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники. Тематический философский словарь справочник. Орел: ОГУ, 2010. 289 с.
7. Гетманов И. П. Принципы коэволюции..Дисс. ... докт. философ. наук. Ростов н/Д, 2005. 304 с.
8. Баркова Э.В. Жизнетворческая миссия экофилософии в горизонте тенденций современности // Право и практика. 2017. № 1. С. 148-157.
References and Sources
1. Barkova Je.V. Jekoracional'nost' kak osnovanie garmonizacii i preodolenija razbalansirovanosti sovremennogo mira //Naukoemkie tehnologii i innovacii: Sbornik dokladov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Belgorodskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet im. V.G. Shuhova.. 2016. S. 16-21.
2. Barkova Je.V. K analizu predposylok jevoljucii jekoracional'nosti kak fundamental'nogo ontologicheskogo otnoshenija cheloveka k miru// Nauka, tehnologii, tehnika: sovremennye paradigmy i prakticheskie razrabotki sbornik nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. 2017. S. 377-389.
3. Vernadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere // Russkij kosmizm: Antologija filosofskoj mysli. M.: Pedagogika-Press, 1993. S. 309.
4. Jugaj G.A. Golograficheskaja Vselennaja i novaja universal'naja filosofija. Vozrozhdenie metafiziki i revoljucija v filosofii. Obshhaja metafizika: uchebnoe posobie s hrestomatiej. M.: Kraft+, 2007. 400s
5. Barkova Je.V. Rol' jekoracional'nosti v formirovanii metodologii teorii prirodno-kul'turnogo nasledija //.Pravo i praktika. 2016. № 4. S. 142-146.
6. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A. Filosofija nauki i tehniki. Tematicheskij filosofskij slovar' spravochnik. Orel: OGU, 2010. S. 289 s.
7. Getmanov I. P. Principy kojevoljucii : Diss. ... dokt. filosof. nauk. Rostov n/D, 2005. -304 s.
8. Barkova JV. Zhiznetvorcheskaja missija jekofilosofii v gorizonte tendencij sovremennosti// Pravo i praktika. 2017. №1.S.148-157
БУЗСКИЙ МАРАТ ПАВЛОВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры философии Волгоградского государственного университета ([email protected]).
BUZSKY, MARAT P. - Doctor of Philosophy, Professor, Department of philosophy, Volgograd State University.
УДК 60:101.3
МОИСЕЕВА Н.А.
БИОТЕХНОЛОГИИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИЛИ ФИНАЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (ЭКОФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ)
Ключевые слова: человек, цивилизация, биотехнологии, артефакт, техносфера, технико-технологическое мышление, экофилософия, экорациональность.
Анализируются проблемы человека и человеческой цивилизации при современном уровне развития техносферы. Показано, что в современном сценарии при технико-технологическом подходе человека к себе и своему существованию и стремительном развитии биотехнологий усиливаются риски превращения человека в биотехнологический артефакт. Утверждается, что при изменении технико-технологической парадигмы мышления на экофилософскую обеспечивается гармоничное сосуществование человека, природы и космоса, способствуя качественно новому уровню самореализации человека и развития человеческой цивилизации.
MOISEEVA, N.A.
BIOTECHNOLOGIES: INNOVATIVE ACHIEVEMENTS OR FINAL OF HUMAN CIVILIZATION
(ECOPHILOSOPHICAL REFLECTIONS)
Keywords: human, civilization, biotechnology, artifact, technosphere, technical-technological thinking, ecophilosophy, ecorationality.
It analyzed the problems of man and human civilization at the current level of development of the technosphere. It is shown that in the modern scenario, at the techno-technological approach of a person to itself and its existence and the rapid development of biotechnology, amplified the risks of turning a person into a biotechnological artifact. It is argued that at chang of the techno-technological paradigm of thinking to the ecophilosophical one, it provided a harmonious coexistence of man, nature and cosmos, contributing to a qualitatively new level of self-realization of person and development of human civilization.
В последние десятилетия инновационные технологии коренным образом повлияли на развитие нашей цивилизации - способы коммуникации, мышление, стиль жизни в масштабах планеты. Но это влияние имеет амбивалентный характер, поскольку возникли предпосылки для существенных личностных трансформаций, нормативно-ценностных систем, социальной структуры. Критический взгляд может отметить, что достижения техники и науки, имеющие в основе только технико-технологический алгоритм мышления, не всегда просчитывают риски самому человеку и его цивилизации. Очевидно, что «человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, техницистки ориентированного разума» [1, c. 6].
Сегодня в мире активно применяется новое научное направление - биотехнологии, которое является междисциплинарной областью, возникшей на стыке биологических, химических и технических наук. Термин «биотехнология» ввел ещё в 1919 году венгерский биохимик Карл Эреки. С развитием биотехнологий связывалось решение глобальных проблем человечества - ликвидация нехватки продовольствия, энергии, минеральных ресурсов, улучшение состояния здравоохранения и окружающей среды. Во второй половине ХХ века появилось качественно новое направление биотехнологий - генная инженерия.
В связи с повышенным интересом к указанным проблемам, как культурным объектам, стало активно разрабатываться понятие артефакта. Сам термин «артефакт» образован от латинского arte - искусственно и factus - сделанный. В обычном понимании, это любой искусственно созданный объект. Сегодня наблюдается размывание свойств артефакта, слияние его с естественными объектами, что должно осознаваться человеком как опасность стать объектом манипуляций - биотехнологическим артефактом [2, c. 26].
Известно, что социальный и культурный эффект, приводящие к изменению стиля мышления и жизни, возникают тогда, когда техническим нововведением начинает