Научная статья на тему 'КОДЕКС ЭТИКИ ИЛИ СТАНДАРТ ЛЕГАЛЬНОСТИ? КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ОБНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСИТЕТА'

КОДЕКС ЭТИКИ ИЛИ СТАНДАРТ ЛЕГАЛЬНОСТИ? КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ОБНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ЭТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА / КОРПОРАЦИЯ-ОРГАНИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ЦЕННОСТИ / ДУАЛИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ И КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИК В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ЭТИКЕ / ЭТИКА ПРОФЕССОРА / ЭТИКА ПРОФЕССОРА-АДМИНИСТРАТОРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакштановский Владимир Иосифович

Неизбежная трансформация современных отечественных университетов, отражающая очевидную необходимость усиления корпоративно-организационных начал, несет с собой риск утраты идентичности университета с точки зрения его Идеи и Миссии - Кредо. Этот риск может возрастать или ослабевать в том числе и в зависимости от идеологии создаваемых университетами этических и/или квазиэтических документов. В статье доказывается, что преодоление такого риска возможно при разработке концептуальных оснований обновления этической инфраструктуры трансформирующегося университета. Эти концептуальные основания сосредоточены на проблеме «профессия-корпорация в корпорации-организации», этической проблеме исследовательского ранга и ранга проектного. Попытка разработки таких оснований предпринята НИИ ПЭ в формате «Декларация ценностей и норм университетской корпорации». Декларация - способ выстраивания и удержания баланса этики научно-образовательной корпорации и этики университета как корпорации-организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бакштановский Владимир Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CODE OF ETHICS OR THE STANDARD OF LEGALITY? THE CONCEPTUAL PROJECT OF ETHICAL INFRASTRUCTURE RENEWAL OF THE TRANSFORMED UNIVERSITY

An inevitable transformation of modern native universities, reflecting the evident necessity of the strengthening of the corporate and organizational beginnings, leads to the risk of the university identity loss from the point of view of its Idea and Mission-Credo. This risk can increase or weaken depending on the ideology of the ethical and/or quasiethical documents created by universities. It is proved in the article that overcoming of such a risk is possible on the basis of development of the conceptual bases of updating of ethical infrastructure renewal of the transformed university. These conceptual bases are concentrated on a problem "a profession corporation in a corporation-organization", an ethical problem of a research rank and a design rank. An attempt of such bases development is under-taken by scientific research institute in the "Declaration of Values and Norms of University Corporation" format. The declaration is a way of forming and supporting the balance of scientific and educational corporation ethics and university ethics as a corporation-organization.

Текст научной работы на тему «КОДЕКС ЭТИКИ ИЛИ СТАНДАРТ ЛЕГАЛЬНОСТИ? КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ ОБНОВЛЕНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСИТЕТА»

В.И. Бакштановский

УДК 17

Кодекс этики или стандарт легальности?

Концептуальный замысел обновления этической инфраструктуры трансформирующегося университета

Аннотация. Неизбежная трансформация современных отечественных университетов, отражающая очевидную необходимость усиления корпоративно-организационных начал, несет с собой риск утраты идентичности университета с точки зрения его Идеи и Миссии-Кредо. Этот риск может возрастать или ослабевать в том числе и в зависимости от идеологии создаваемых университетами этических и/или квазиэтических документов. В статье доказывается, что преодоление такого риска возможно при разработке концептуальных оснований обновления этической инфраструктуры трансформирующегося университета. Эти концептуальные основания сосредоточены на проблеме «профессия-корпорация в корпорации-организации», этической проблеме исследовательского ранга и ранга проектного. Попытка разработки таких оснований предпринята НИИ ПЭ в формате «Декларация ценностей и норм университетской корпорации». Декларация - способ выстраивания и удержания баланса этики научно-образовательной корпорации и этики университета как корпорации-организации.

Ключевые слова: идентичность университета, этическая инфраструктура университета, профессия-корпорация, корпорация-организация, университетские ценности, дуализм профессиональной и корпоративной этик в университетской этике, этика Профессора, этика Профессора-Администратора.

ДЕЛА ШЛИ своим чередом. НИИ ПЭ запустил новый проект - «Возвращение этики успеха». Этой теме и посвящен 48-й выпуск «Ведомостей прикладной этики». Редакторы заказали постоянным авторам тексты, соответствующие теме проекта. Естественно, и я занялся своей статьей, надеясь открыть ею новый выпуск журнала.

Решение ученого совета ТюмГНГУ о «разработке стан-

дартов корпоративной этики и социальной ответственности сотрудников и обучающихся» и привлечении директора НИИ ПЭ к этой работе потребовало сосредоточенности на проблеме, которая, казалось бы, находится за рамками этики успеха. Правда, поставленная ученым советом задача может быть вполне связана с исследованием этики успешного университета и этики успеха членов университетской корпорации.

Уже сама организационно-корпоративная тематизация будущего нормативного документа - несколько лет назад Тюм-ГНГУ создал и принял решением ученого совета «Профессионально-этический кодекс университета» [6] - показывает необходимость предваряющей работу над корпоративными стандартами рефлексии концептуальных оснований этического ориентирования и регулирования жизни университета. И не только предваряющей рефлексии, но и проектной разработки, концептуальность которой позволит профилактировать распространенный грех отечественных университетских кодификаторов последних лет - создание квазиэтических документов административно-бюрократического духа, который плохо совместим с природой университета, его Идеей.

***

ОДНО из существенных изменений ситуации современного отечественного Университета (наряду с массовизацией высшего образования, его трансформацией в коммерциализированную индустрию образовательных услуг и т.д.) - очевидная его трансформация в организацию крупного масштаба [5]. Естественное последствие - не только тотальная бюрократизация научно-образовательной деятельности университета, но и возрастание в ценностной сфере Университета роли ценностей и норм университета как корпорации-организации. И не только «возрастание», но и доминирование этих ценностей над ценностями базовых профессий научно-образовательной деятельности университета. Такая ситуация обостряет конфликт между вдохновляющей эту деятельность миссией высоких профессий, несущих перед обществом повышенную ответственность, и требованиями организационно-корпоративной этики.

Цена этого доминирования - размывание, вплоть до утра-

ты, идентичности Университета.

Представляется, что новый вызов идентичности Университета связан с неопределенностью, в том числе и в ценностном аспекте, принимаемого рядом университетов статуса опорного в регионе. Несомненный положительный практический эффект обретения такого статуса имеют и сам Университет, и регион, и общество. В то же время - в случае гиперпрагматической ориентации Университета на обслуживание интересов региона - провоцируется (само)идентификация Университета как бизнес-корпорации, обостряется риск утраты университетской идентичности. Функция обслуживания плохо уживается с Идеей и Миссией-Кредо Университета.

КАК ОТРАЖАЕТСЯ новая ситуация Университета в его этической инфраструктуре, в том числе в этической кодификации?

Обращение к сайтам университетов позволяет зафиксировать определенную тенденцию. Прежде всего, кодексы написаны в широко распространенном в управленческой практике формате регулятивных документов с сильной дозой регламентации и в ущерб ценностно-нормативной ориентации, свойственной природе морали. Здесь достаточно отметить доминирование командного подхода к мотивированию и регулированию деятельности сотрудников университета.

Зачастую в языке кодексов отсутствует представление о тех, к кому он обращен, как о субъектах морального выбора: модальность кодекса уже исключает такой статус.

Положения кодекса формулируются иногда от третьего лица: «Сотрудники принимают...», а иногда от первого - «Мы с пониманием относимся»; возникает вопрос: какой институциональный или индивидуальный субъект обозначается местоимением «мы»?

Иногда кодекс имеет формат «Приложение к коллективному договору».

В таком приложении в разделах о корпоративной этике не вполне понятно, кто является «адресантом» и «адресатом» Кодекса: с одной стороны, «мы ведем свою деятельность...», «мы признаем...», а с другой - «мы... категорически предостерегаем...». И какой же - институциональный или индивидуальный -

субъект обозначается местоимением «мы»?

Разделы, посвященные профессиональной этике преподавателей и научных работников, чаще всего «избавлены» от характеристики этих профессий как высоких, от языка служения в профессии, профессионального этоса в его позитивном содержании. Например, в характеристике норм корпоративной этики для научных работников большое внимание уделяется таким темам: система публикаций научных результатов, некачественное проведение научных исследований, плагиат. И в то же время отсутствуют положения о собственно ценностях научной деятельности, в т.ч. принятых в международном академическом сообществе (коммунализм, универсализм, внезаинтересованность, организованный скептицизм).

В целом: в такого рода документах прилагательное «этический» в их названии неадекватно - это скорее административные документы, которые вполне применимы для любого предприятия, но меньше всего для Университета. Дух Университета остается за рамками текста.

ПЕРЕД ТюмГНГУ - в связи с его реорганизацией в ситуации объединения двух университетов в опорный университет региона (Тюменский индустриальный университет, ТИУ) -объективно возникла задача совершенствования своей этической инфраструктуры. Уже сам масштаб обновленного университета актуализирует необходимость усиления корпоративноорганизационных начал и, тем самым, специального оформления этого феномена в существовавшей этической инфраструктуре университета. Феномена, который, в случае невнимания к его особенностям или, тем более, поощрения его роли, во все большей степени будет структурировать ценностный мир университетов правилами и стандартами организационной этики и бизнес-этики.

Итак, задача модернизировать этическую инфраструктуру университета резко обострила проблему «профессия-корпорация в корпорации-организации», этическую проблему исследовательского ранга и ранга проектного.

Этика университетской корпорации включает два вида ценностей и норм - профессиональная этика и этика корпоративная, - для которых характерны нравственные оппозиции,

потенциальная конфликтность ценностей. Дуализм двух нормативно-ценностных систем деятельности университетских интеллектуалов - отражение одновременного служения в корпорации-профессии (цехе) и службы в корпорации-организации. Без корпоративной организации базовые профессии научнообразовательной деятельности современных университетов бессильны. Однако корпоративная этика организации, не подчиненная Миссии-Кредо университета, деформирует идентичность профессии.

Так, ценность корпоративной лояльности в крайнем своем проявлении предполагает перенос ответственности за моральный выбор с индивида на организацию. Такой перенос, мотивируемый недоверием моральному выбору индивида, оборачивается риском отчуждения индивидуального выбора как атрибута профессиональной этики.

ПОПЫТКА профилактики/преодоления этих рисков на основе разработки концептуальных оснований обновления этической инфраструктуры трансформирующегося университета и была предпринята НИИ ПЭ в формате «Декларация ценностей и норм университетской корпорации».

Концептуальный замысел Декларации проявлен уже в ее структуре.

В Преамбуле характеризуются исходные термины, в число которых включены, кроме очевидно необходимых (Этика Профессора, Этика Профессора-Администратора), термины, описывающие актуальную ситуацию университета, в которой идентичность университета во многом определяется характером соотношения ценностей профессии-корпорации и корпорации-организации. Эта Преамбула также определяет термины «дух университетской корпорации», «университетские ценности» -иначе не описать специфику Университета в сравнении с бизнес- и иной организацией.

Традиционно обязательные для документов этической инфраструктуры, создаваемых в инновационной парадигме прикладной этики [1], рубрики Преамбулы - «Проблемная ситуация», «Мотивы и намерения», «Формат документа» - позволяют акцентировать этическую природу проектируемого документа, противопоставляя его массовому изготовлению квази-

этических кодексов (упорно называемых их авторами именно этическими).

В рубрике «Проблемная ситуация» необходимость создания «Декларации» обосновывается систематизацией многообразных проблем трансформирования университетов, которые обнаруживаются в ценностно-нормативной сфере научнообразовательной деятельности. Может ли в такой ситуации университетская корпорация не рассматривать себя субъектом этической рефлексии и саморегулирования, целенаправленного проектирования своих этических ориентиров?

Рубрика «Мотивы и намерения» призвана показать, что роль университетской этики, в том числе и ее кодифицированной ипостаси, не сводится лишь к тому, чтобы послужить дополнительным инструментом в решении управленческих задач повышения эффективности деятельности университета. Так, в рубрике подчеркивается, что Декларация - способ выстраивания и удержания баланса этики научно-образовательной корпорации и этики университета как корпорации-организации.

Принципиально важную роль играет рубрика «Формат документа». В ней декларируется отличие природы этического документа от лишь кажущихся более надежными и эффективными документов университета административного формата: многообразные средства административного регулирования, предписывающие строго регламентированное поведение, обеспечивает скорее легальность поведения.

Далее следует раздел Декларации - «Дух университетской корпорации» призван предъявить и аргументировать особенность этического документа, ориентирующего и регулирующего деятельность университета. Университет стремится возвысить прагматическую функцию «кузницы кадров» до высокого смысла «духовного производства человека».

Задача раздела «Профессия-корпорация в корпорации-организации» - сформулировать редко фиксируемые в иных университетских кодексах нравственные оппозиции, соответствующие объективному конфликту двух видов ценностей и норм - этики профессиональной и этики корпоративной.

В разделе «Ценности и нормы этики Профессора» представлены базовые университетские ценности, среди которых

ценность Знания, ценность академической добросовестности и профессионально-этическая компетентность Профессора. Именно эти ценности, воплощенные в его деятельности, обеспечивают идентичность Университета [4]. Конструктивность характеристики этих ценностей обеспечивается в данном разделе их противопоставлением патосу профессии.

Уже своим непривычным названием субъекта управления университетом в разделе «Ценности и нормы этики Профессора-Администратора» подчеркивается специфика университетского администрирования [2, 3]. Выделение этики администратора в особо значимый элемент университетской этики обусловливается резким возрастанием власти Администратора реформируемого университета над определением перспектив всего университета, судеб кафедр, НИИ, преподавателей и исследователей, возрастанием профессионально-этической ответственности Профессора-Администратора перед Университетом и за Университет. Как и в предшествующем разделе Декларации, конструктивность характеристики ценностей профессии Администратора обеспечивается их противопоставлением патосу профессии.

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ниже проект «Декларация ценностей и норм университетской корпорации» имеет формат концептуального замысла, которому предстоит развертывание в завершенный документ этической инфраструктуры университета.

Наряду с этим, предполагается, что документ станет идейной базой иных, ориентирующих деятельность членов университетской корпорации (например, «Стандартов делового поведения работников университета» и «Правил поведения студентов»), документов трансформирующегося университета.

Проект

Декларация ценностей и норм университетской корпорации

Преамбула

Исходные термины

Название Декларации. Трансформация университета требует совершенствования его этической инфраструктуры. В том числе и документов, определяющих этические ориентиры и регулятивы универси-

тетской корпорации.

«Миссия-Кредо», «Профессионально-этический кодекс» отражали прежде всего ценностные ориентиры ТюмГНГУ на этапе утверждения его в статусе Университета. «Декларация ценностей и норм университетской корпорации» выражает современный этап трансформации отечественных университетов. В этом документе сохраняется намерение удержать идентичность Университета как научно-образовательной корпорации. В то же время в нем отражается тенденция превращения современных университетов в комплексные крупномасштабные организации, для управления которыми значимы ценности и нормы университета как корпорации-организации. Особой Корпорации, основным видом деятельности которой исторически была и остается в современности деятельность научно-образовательная. Университет как корпорация-организация в силу своей академической природы принципиально отличается от бизнес- и иных корпораций. Поэтому в названии Декларации и в ее содержании доминирует обращение к моральным нормам, а не к стандартам поведения. Регулируемое моральной нормой поведение располагает сложной структурой: намерения, мотивация, соотнесение целей и средств, шкала оценок близких и отдаленных последствий и т.п. Стандарту не под силу отразить различие между смыслом и целью, миссией и функцией и т.п. Часто применяемый в корпоративных документах термин «стандарт» в своем содержании располагает лишь плоскостным измерением поведенческого акта, вырванного из контекста. По сравнению с однозначностью предписания «поведенческого стандарта» моральная норма предполагает развитую способность личности действовать в ситуации свободного выбора как атрибута морали.

Университетские ценности. В системе ценностных ориентиров научно-образовательной деятельности университета Декларация выделяет, прежде всего, ценность Знания. Знание, определяемое как истинное и правильное, по сути своей и методу его получения налагает на университетского профессионала - Профессора и Профессора-Администратора - неизмеримо более строгие нормы, чем административные требования. Добывание и распространение такого знания дисциплинирует профессионала в большей мере, чем регламенты и инструкции.

Университет производит фундаментальные и прикладные знания, транслирует их новым поколениям, осуществляет экспертную

деятельность для общества. Производство и трансляция научного знания - категорический императив университета.

Дух университетской корпорации. Это - скорее метафора. Термин имеет в виду прежде всего этическое измерение с сильно выраженным акцентом на представлениях об общей судьбе корпорантов, их взаимной ответственности, призвании, солидарности. Идентичность университета сохраняется до тех пор, пока его д у х о м остается «universitas», исторически трактуемое как объединение равных людей на основе взаимной присяги с целью обучения и исследования.

Профессия-корпорация в корпорации-организации. Университетские профессионалы одновременно выступают и субъектом корпорации-организации: без корпоративной организации базовые профессии научно-образовательной деятельности современных университетов бессильны. Этот объективный факт предполагает лояльность профессионалов к интересам корпорации-организации и солидарность с ее ценностями. Но не перенос ответственности за моральный выбор с индивида на организацию и подмену профессионального достоинства безропотным исполнительством.

Этика профессора - собирающее обозначение ценностей и норм, ориентирующих базовые профессии научно-образовательной деятельности университета - преподавателей и научных работников. Под термином «профессор» понимается весь профессорско-преподавательский состав университета. Но авангардная роль принадлежит собственно профессору - именно он определяет сегодня лицо университета. И не только формирует компетенции, но и задает моральные ориентиры деятельности университета, в том числе через созданные и формирующиеся научно-педагогические школы.

Этика профессора-администратора. Университетский администратор - особый тип профессионалов. Управляя производством и трансляцией Знания в университете, он призван согласовывать интересы корпорации-организации и корпорации-сообщества субъектов базовых профессий научно-образовательной деятельности: преподавателей и научных работников, в целом сотрудников университета. Этика университетского администратора призвана определять и соблюдать пределы власти, которую он имеет над преподавателями, учеными и студентами; профилактировать отождествление научнообразовательной деятельности университета с продажей услуг, чреватые понижением высокой планки производства и трансляции Зна-

ния.

Проблемная ситуация

Многообразные проблемы трансформирования университетов обнаруживаются именно в сфере ценностных оснований научно-образовательной деятельности.

* Современные массовизированные университеты чаще всего превращаются в высокотехнологические конвейеры подготовки специалистов. Ценностный мир университетов во все большей степени структурируется правилами и стандартами организационной- и бизнес-этик. Возрастает риск утраты идентичности Университета - его превращения в «псевдоуниверситет», «корпоративный университет» и т.д.

* Не ослабевает процесс девальвации профессионально-нравственных ориентиров научно-образовательной деятельности университетов: то, что совсем недавно считалось постыдным, сегодня для многих становится нормой.

* Происходит усиление тенденции (само)оправдания низких нравов в базовых профессиях научно-образовательной деятельности университета «объективными обстоятельствами».

* Трудно не заметить тенденцию возложения заботы о высоком профессионализме профессоров на их собственный перфекционизм с апелляцией к призванию, служению, долгу - без системной институциональной поддержки университетом как корпорацией-организацией этически полноценного профессионализма и т.д.

Мотивы и намерения

Дух университетской корпорации выражает двойное назначение университетской этики: ориентировать и регулировать интересы научно-образовательной деятельности, защищать свободы и достоинство профессионалов и - через эффективное осуществление ею своей миссии - проводить интересы общества.

Декларация - сигнал университетской корпорации о необходимости кредита доверия со стороны общества. И, одновременно, сигнал тем членам корпорации, для которых научно-образовательная деятельность все больше становится лишь «деловым предприятием».

Декларация - способ защититься от огульно-негативных образов университетской корпорации и ответить на рациональные претен-

зии общества по поводу ее добросовестности и компетентности.

Декларация - шанс выстраивания и удержания баланса этики научно-образовательной корпорации и этики университета как корпорации-организации (корпорации-организации по своей природе чревата подавлением индивидуального профессионально-нравственного выбора).

Декларация - «демонстрация флага» университета, его заботы о своей репутации и конкурентоспособности, прямо зависящих от репутации базовых профессий научно-образовательной деятельности.

Формат документа

Декларация не дает инструкций по поведению. Ее ориентиры могут показаться менее надежными и эффективными, чем строгие административные нормы. Устав университета, трудовой договор, должностные инструкции для персонала, этикетные требования, стандарты корпоративного поведения и другие средства административного регулирования предписывают строго регламентированное поведение. Но такого рода регламентации не являются э т и ч е с к и м и: они безразличны к моральному выбору профессионала и потому обеспечивают скорее л е г а л ь н о с т ь поведения.

Декларация как этический - ценностно-нормативный - документ отличается природой регулирования: самообязательство, моральная дисциплина, ориентация на заявленные в нем ценности -предмет внутреннего решения члена университетской корпорации.

Важная функция Декларации - профилактика утопических ожиданий и, соответственно, разочарований в ней. Профилактика как для самого университета, так и для общества. Один из возможных аргументов такой профилактики: Декларация - не гарантия от нарушений ценностей и норм университетской этики, но шанс поддержать достоинство университета, выдержать сложные ситуации выбора.

Дух университетской корпорации

Этический характер Декларации определяет ее сосредоточенность на моральном «измерении» деятельности университета. При этом профессиональные и корпоративные моральные ценности - не некое «следствие» экономики или управления, но важнейшая предпосылка современного развития университета.

Исторически длительное существование университетских кор-

пораций привело к возникновению не менее существенной, чем материальные соображения, цементирующей их силы - духа университетской корпорации. Можно сколько угодно объединять бизнесменов или профессионалов, но «на выходе» получится лишь механическое соединение лиц и интересов, а не то, что именуется корпорацией. И так происходит до тех пор, пока не сформируется «таинственное склеивающее вещество» духовного свойства.

Дух корпорации имеет прежде всего этические измерения с сильно выраженным акцентом на представлениях об общей судьбе корпорантов, их взаимной ответственности, призвании, солидарности.

Дух корпорации вполне зримо воплощается в ценностях и нормах корпорации-профессии и корпорации-организации. Эти ценности и нормы не только содействуют удовлетворению групповых интересов, но и нацелены на подавление группового эгоизма.

Ценностные приоритеты университетской корпорации, занятой «производством» профессионалов, их соответствующим образованием и воспитанием, не тождественны духу и «правилам игры» бизнескорпорации, ориентированной на прибыль. Университет стремится возвысить прагматическую функцию «кузницы кадров» до высокого смысла «духовного производства человека».

Профессия-корпорация в корпорации-организации

Университетская корпорация предполагает одновременно служение в корпорации-профессии - и службу в корпорации-организации: без корпоративной организации базовые профессии научно-образовательной деятельности современных университетов бессильны.

Соответственно, этика университетской корпорации включает два вида ценностей и норм - профессиональная этика и этика корпоративная. Для последней характерны потенциальная конфликтность ценностей, нравственные оппозиции.

* Ценность защищенности социального статуса, удовлетворение потребности в профессиональном признании, профессиональном общении - зависимость моральной позиции университетского профессионала от корпоративной солидарности (эта зависимость чревата возможной жертвой ценностями профессии во имя «моральной спайки»).

* Норма солидаризации университетского профессионала с интересами корпорации - патрониально-клиентельные ценности, под-

мена профессионального достоинства безропотным исполнительством, отказ от непредписанной «инстанциями» суверенности решений, от оценок внутрикорпоративной политики с помощью нравственных критериев.

* Норма корпоративной лояльности - перенос ответственности за моральный выбор с индивида на организацию (мотивируемый недоверием моральному выбору отдельных работников риском подвергнуть всю корпорацию опасности потерять «доброе имя») и, тем самым, отчуждение индивидуального выбора как атрибута профессиональной этики.

Ориентиром снятия моральных рисков от нравственных оппозиций является системное согласование в жизни университета двух конфликтующих этик: профессиональной и корпоративной. В таком согласовании Декларация исходит из университетского приоритета ценностей базовых профессий научно-образовательной деятельности, который в конечном счете работает на социальное доверие университетской корпорации, на ее репутационный капитал.

Ценности и нормы этики Профессора

Прежде всего профессора обеспечивают идентичность Университета.

И глобальная, и локальная ситуация современного университета ставит Профессора перед деформирующим его профессию выбором: рассматривать себя как продавца образовательных услуг - или как деятеля профессии, академическая добросовестность которого значима и сама по себе, и для обеспечения качества преподавания, и для корпоративной репутации университета.

Ориентация Профессора на ценность академической добросовестности предполагает последовательное исключение форм нечестного поведения, подрывающих не только качество, но и смысл образования:

продажу студентам контрольных, курсовых, дипломных работ;

попустительство посредством зачета работ, не являющихся результатом их собственного труда, или учетом «связей» студентов для получения более высокой оценки;

упрощение содержания учебного курса и т.д.

Ориентация Профессора на ценность академической добросовестности предполагает, что в стремлении к степеням и званиям он

выбирает законные, прозрачные, справедливые критерии, исключающие:

предъявление к защите квалификационных работ, которые не являются результатом его собственного труда, в том числе обладающие признаками воровства (плагиата);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использование родственных или служебных связей для получения искомых степеней и званий и т.д.

Ориентация Профессора на ценность академической добросовестности предполагает, что он прежде сам должен стремиться к честности и лишь на таком основании распространяет это стремление на остальных членов университетского сообщества.

Ориентация Профессора на ценность академической добросовестности предполагает его определенную диспозицию по отношению к студенту. Профессор стоит выше студента только в единственном аспекте - в знании своего предмета. Асимметрия отношений Профессор - студент рискованна:

деградацией в назидательную или снисходительную тональность;

высокомерным обращением со студентами; злоупотреблением их зависимым положением. Профессионально-этическая компетентность Профессора испытывается осознанием нравственной конфликтности ситуации оценки успехов студентов:

в ходе экзамена преподаватель должен оценивать только предъявленные студентом знания, умения и навыки?

или он должен делать поправки на личность студента, его особые жизненные обстоятельства, объясняющие неудовлетворительный уровень знаний?

Декларация рекомендует предложенный профессиональным сообществом принцип: гарантом обеспечения справедливости оценки является объективность. В ходе итогового оценивания не следует «нагружать» оценку несвойственными ей функциями - воспитательной, мотивирующей, ориентирующей, поддерживающей (утешительной). Все эти функции адекватны только промежуточным оценкам.

Профессионально-этическая компетентность Профессора предполагает готовность противостоять порокам сообщества:

групповому эгоизму, противопоставленному общеобщественному интересу;

беспредельности границ педагогической солидарности; ложному пониманию престижа профессии, «чести мундира»; уклонению от личной ответственности за «педагогический брак» и т.п.

В своей исследовательской деятельности Профессор разделяет принятые в международном университетском сообществе ценности интеллектуальной свободы и социальной ответственности. Он полагает значимым самоопределение к сформулированным этим сообществом принципам (их нарушение приводит к деградации научного сообщества, снижению качества производимого знания, появлению псевдонауки).

Универсализм. Знание не зависит ни от каких внешних аргументов, но только от аргументов самого знания.

Всеобщность (коммунизм). Научное знание только тогда легитимно, когда оно является достоянием всех. Даже постоянная борьба за научный приоритет не отменяет принципа всеобщности знания.

Внезаинтересованность. Беспристрастность парадоксально отделяет профессиональную деятельность исследователя от иных видов деятельности.

Организованный скептицизм. Этот принцип предполагает ответственность каждого исследователя за все, что написано коллегами и потому лежит в основе полемики и аргументации в науке. Исследователь - сам себе оппонент.

Профессионально-этическая компетентность Профессора предполагает готовность противостоять порокам в практике исследовательской деятельности:

недозволенным методам конкуренции исследователей; насаждению культов тех или иных ученых; созданию «клик», групповщине; самовозвеличиванию;

«подсиживанию»;

зависти и иным признакам «загрязнения» научной атмосферы.

Ценности и нормы этики Профессора-Администратора

В ситуации жесткого реформирования университета, критического для ценностных ориентиров научно-образовательной деятельности уровня его оптимизации, резко возрастает власть Администратора в определении перспектив как всего университета, так и судеб

кафедр, НИИ, преподавателей и исследователей. Соответственно возрастает профессионально-этическая ответственность Администратора перед Университетом и за Университет.

Университетский администратор - субъект морального выбора. Он осознанно принимает мировоззренческое решение как относительно сложившихся в практике его профессии нравов, так и отстаиваемых профессией нравственных норм: последовательно исполнять профессиональный долг? предпочесть позицию «двойной морали»? цинично согласиться с профессиональными деформациями?

Возвышение службы до Служения - персональная моральная задача университетского администратора. Он не только исполняет работу в рамках элементарной порядочности, но готов поднять планку моральных требований к себе.

Университетский администратор рассматривает свою профессионально-этическую компетентность как необходимое условие эффективности профессии, а моральную полноценность способов, которыми он достигает поставленных целей, - как условие профессионального подхода к делу.

Исполнение правильной работы - условие этической компетентности университетского администратора. Деятельность университетского администратора не исчерпывается «функциональной» стороной профессионализма. Университетский администратор принимает на себя ответственность не только за правильное исполнение работы, но и за исполнение правильной работы. Правильной - с точки зрения высокой миссии университета.

Профессионально-этическая компетентность предполагает готовность и способность университетского администратора:

определять и соблюдать пределы власти, которой он располагает над преподавателями, учеными и студентами;

профилактировать конфликтогенную трактовку университетского образования в терминах сферы обслуживания, отождествление научно-образовательной деятельности университета с продажей услуг, чреватые понижением высокой планки Знания.

Ценность доверия - основание успешности профессиональной деятельности университетского администратора. Вообще доверие основывается на уверенности субъ-

екта в порядочности другого человека, в его готовности следовать правилам игры, принятым в сообществе. Доверие внутри команды университетских Администраторов-единомышленников, разделяющих общие ценности - ресурс командного успеха; солидарность в команде - ресурс эффективного администрирования.

Доверие к Администраторам внутри университета формируется на основе их доверия к базовым профессиям научно-образовательной деятельности. Тенденцию распространения в университетах недоверия к профессии Профессора можно рассматривать как следствие пренебрежения Администратора ценностями производства и трансляции Знания. Такое недоверие - признак этически неполноценного профессионализма университетского Администратора.

Университетский администратор стремится к профессиональному успеху, значимому по гамбургскому счету университетского сообщества. Университетский Администратор обязан своим успехом не свободе от моральных ограничений, а достойному моральному выбору. Стремление к достижениям предполагает особую заботу о соответствии целей и средств требованиям морали.

Успех за счет профессионализма, предполагающего профессионально-этическую компетентность, дисциплинирует профессионала в большей мере, чем регламенты и инструкции.

Этика университетского администратора: противостоит подмене профессионального достоинства безропотным исполнительством;

принимает солидаризацию университетского Администратора с интересами Университета как корпорации-организации, но не принимает его уклонение от нравственной оценки внутрикорпоративной политики;

понимает и принимает заботу университетского Администратора о здоровой моральной атмосфере в команде, но противостоит нечестным методам служебной конкуренции;

понимает и оправдывает стремление к карьерным достижениям (для Администратора естественна значимость статуса и должности, целеустремленность к карьере), но не одобряет такую цену карьеры, как деперсонализация и конформизм, лояльность организации в ущерб нравственной независимости и критическому мышлению;

понимает и оправдывает ориентацию Администратора на чест-

ный заработок профессионала, но требует бескомпромиссного неприятия коррупции;

понимает и оправдывает сосредоточенность университетского администратора на заботе о престиже, репутации, имидже университета, но противостоит псевдоновизне, формальному новаторству, борьбе за имидж, неадекватный реальным успехам университета.

Университетский администратор противостоит порокам иерархических отношений:

бесчувственность по отношению к «управляемым»; грубость и запугивание; равнодушие, барство и надменность; авторитарность;

стремление к личному благополучию за счет других. Университетский администратор не допускает: подмены содержания формой;

превращения формального следования инструкции в «служебное рвение»;

господства рутинных процедур над продуктивностью; доминирования бюрократического стереотипа «инициатива наказуема».

Университетский администратор сохраняет: открытость для общественного контроля над своей деятельностью,

готов к предъявлению университетскому сообществу критериев принятия решений.

***

ЗАВЕРШИВ статью, должен сказать, что сдавая ее в печать, я еще не знал, примут ли мою позицию коллеги-соисполнители решения ученого совета - предложение текста Декларации в качестве идеологической части создаваемых документов.

Но как эксперт полагаю обязательным сказать, что в противном случае университет получит очередные квазиэтические «кодексы», «стандарты» и проч.

Список литературы

1. Бакштановский В.И. Новые-старые проблемы инновационной парадигмы прикладной этики (к юбилею НИИ ПЭ и журнала «Ведомости прикладной этики») // Миссия прикладной этики: актуальные вызовы. Ведомости прикладной этики. Вып. 45 / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2014. С. 10-24.

2. Бакштановский В.И. Ценностные ориентиры университетского администратора: концептуальное техзадание к этикоприкладному проекту // Университетская этика: актуальная повестка дня. Ведомости прикладной этики. Вып. 47 / Под ред.

B. И.Бакштановского, О.А.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2015.

C. 11-26.

3. Бакштановский В.И., Богданова М.В. Взаимное недоверие администратора и профессора - гарантия этически неполноценного профессионализма? (Аналитический обзор семинара) // Этика профессора: «вне-алиби-бытие». Ведомости. Вып. 39 / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2011. С. 176-198.

4. Бакштановский В.И., Богданова М.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» в деле Профессора (аналитический обзор ректорского семинара) // «Что такое хорошо и что такое плохо?» в прикладных моралях. Ведомости прикладной этики. Вып. 43 / Под ред. В.И.Бакштановского, В.В.Новоселова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2013. С. 190-213.

5. Бухарестская декларация этических ценностей и принципов высшего образования в Европе // [Электронный ресурс] http://eeacademy.ge/wp-content/uploads/2014/08/6bolonia.pdf (дата обращения 11.05.2016).

6. Профессионально-этический кодекс ТюмГНГУ // Практичность морали, действенность кодекса. Ведомости. Вып. 36 / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2010. С. 155-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.