Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях Па1аюрюат: еу %роую, еу ярооюяю, еу е18е1 Выпуск 8 2017
страницы 123—130
о -^Г^
Гераськин Ю. В.
Князь Олег Иванович Рязанский и Русская Церковь
Княжение Олега Ивановича Рязанского пришлось на эпоху активного взаимодействия языческой, христианской и азиатской культур, встретившихся на перекрестках древнерусской истории. Как отмечает А. В. Лаврентьев, Олег Иванович, первый из рязанских суверенов, носивший титул великого князя Рязанского, был последним на Руси великим князем, известным под «непрямым» языческим именем: крестильное имя Олега Ивановича Иаков фигурирует в летописях только один единственный раз - в статье о его кончине1. Двойное имянаречение «княжим» и крестильным, взятым из святцев, именами было довольно редким, по мнению А. И. Цепкова2. В более позднюю эпоху прямое имя Гавриил получил также Василий III Иванович.
Олег был женат дважды, имя первой супруги, возможно, Васса, Анастасия, Мария, Ульяна3. От этого брака родился Федор Ольгович. От брака с литовской княжной Евпраксией Ольгердовной — сын Родослав. Кстати, христианское имя Родослава Ольговича тоже не известно. Отметим, что дипломатические браки были весьма распространены в Древней Руси. За выходца из Золотой Орды, мурзу Салахмира (Хоросмира) князь Олег выдал сестру свою Анастасию Ивановну. Салахмир принял святое крещение с именем Иоанн.
Попечение о нуждах православной церкви было для князя Олега таким же естественным, как и попечение о своем княжестве. За время княжения Олега Ивановича на Рязанской кафедре сменились много архиереев: епископ Василии II (1356-1360), епископ Афанасий (1360-1378), епископ Вассиан (1379); в 1380 году, во время Куликовской битвы, Рязанская епархия была вдовствующей. Затем кафедру возглавляли епископ Феоктист (1385-1387), епископ Феогност I (13871390 и 1393-1407), епископ Иеремия Грек (1390-1392).
Сведения о них можно найти в произведениях Т. Воздвиженского и Д. Иловайского4. Интересны фигуры таких двух архиереев, как Василий II и Феогност I. Епископ Василий II был хиротонисан святителем Московским Алексием в 1356 г. Епископ Василий II прибыл на кафедру вскоре после восшествия на престол Олега Ивановича. Рязанский князь жаловал владыку земельными угодьями. Это видно из жалованной грамоты, которая гласит «Великий князь Олег Иванович дал святома мученнкома и отцу Владыце Василию мести на Кишне на
1 ПСРЛ. Т.11. С. 188.
2 Лаврентьев А. В. Поле Куликовской битвы. Очерки истории Окско-Донского региона в последней четверти XIV - первой половине XVI вв. М., 2011. С. 125.
3 Цепкое А. И. Рязанский край середина XIII - начало XVI века. Рязань, 2014. С. 254.
4 Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен: С присовокуплением исторического обозрения о бывших в ней и ныне существующих монастырях. М., 1820; Иловайский Д. Один вопрос из родословной рязанских князей. Рязанские губернские ведомости. 1856. № 31. С. 152; Он же. История Рязанского княжества. Рязань, 1990. С. 58.
123
о«^---^Г3^
реце (к селу Селезневу) первых Владык купля... как то жаловали деди и Приведя его... Он же, Олег, договорился со Владыкою Василием, дал святым мучеником Борису и Глебу и Владыце Василью Боннской (от озера Воинского к селу Сан-скому) уезд с землями...». С благословения епископа Василия II Олег Иванович подарил земли Ольгову монастырю. Судя по всему, Василий II в качестве духовного пастыря сыграл большую роль в формировании характера и мировоззрения юного князя Олега.
Епископ Феогност I был рукоположен 15 августа 1387 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Пименом в г. Владимире. Знаменательно, что Олег Иванович присутствовал на хиротонии. В летописи хиротония Феогноста во епископа указана под 1388 г. Но согласно жалованной грамоте Олега Ивановича, данной владыке Феогносту, видно, что в 1387 г. он был уже епископом: «Великий князь Олег Иванович придал в дом Владыце Феогносту село свое Старое, да и Козлове с бортным ухожьем лета 1387».
Имеются предположения, что владыка Феогност участвовал в переговорах Олега Рязанского и Дмитрия Донского, проходивших при дипломатическом посредничестве преподобного Сергия Радонежского. Беседы с преподобным оставили неизгладимый след в душе рязанского князя. Его не могло не взволновать чудо видения наяву Пресвятой Богородицы, которого удостоился Троицкий игумен, и которое произошло по благополучному завершению его миротворческой миссии в Рязань5.
Не случайно многие рязанские храмы той эпохи получали название во имя Богородицы. Таковым был Успенский собор в Переславле, который, по предположению архимандрит Макария, был выстроен князем Олегом в связи с переносом столицы княжества в этот город. Его сын Федор Ольгович, скончавшийся в 1427 г., первым из княжеской семьи похоронен в Переславском соборе. Поскольку каменные гробницы рязанских князей и княгинь XV-XVI вв. существовали в Успенском (Христорождественском) соборе вплоть до XVIII в., когда они были заменены деревянными, можно предположить, что и собор был каменным, а не деревянным6. О наличии в Переславле соборной церкви во имя Успения в конце XV в. имеется свидетельство в виде надписи на «воздухе» -«В лето 6993 (1485), индикта о сей воздух создан бысть в церковь Успения Святой Богородицы в граде Переславле Рязанском замышлением благородныя и благоверныя и христолюбивыя Великия княгини Анны...». На эту надпись ссылается М. А. Ильин7. Распространение Успенских престолов в домонгольской Руси было связано с заметным влиянием в церковной среде Успенского Киево-Печерского монастыря. Позднее они стали играть символическую градозащит-ную функцию.
5 Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 35-36; Лаврентьев А. В. После Куликовской битвы: очерки истории Окско-Донского региона в последней четверти XV - первой четверти XVI вв. М., 2011. С. 108.
6 Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии / сост. архим. Макарий. М., 1865. С. 120-122.
7 Ильин М. А. К изучению древнейших памятников каменного зодчества Переславля Рязанского (доклад, прочитанный на заседании Сектора Славяно-русской археологии ИИМК 22 июня 1950 г.) [Электронный ресурс]. // URL: http://rusarch.ru/iljin2.htm, свободный - Проверено 04.11.2017.
о«^-^Г3^
Кроме того, после основания Солотчинского Рождества Богородицы монастыря князь Олег строит соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Предполагают, что князем возведены еще две церкви деревянной постройки в честь Божией Матери: Рождественская и Успенская, после чего обитель стала называться домом Пречистой Богородицы8. В праздник Рождества Пресвятой Матери произошла Куликовская битва, оставившая неизгладимый след не только в русской истории, но и в памяти современников. Тела погибших героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби погребены в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Противостояние Москвы и Рязани шло не только на политическом, но и на церковном поприще. В 1387 г. против воли отца и при содействии митрополита Киприана Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, заключил тайное союзническое соглашение с Витовтом, подкрепленное обручением дочери литовского князя Софьи и Василия.
Относительно вопроса по поводу того, какие позиции в вопросе об отношениях с Ордой занимали церковные партии, вступившие в конфликт в связи с вопросом о новом митрополите, исследователь А. А. Горский считает, что водораздел между претендентами за первенство «проходил не по вопросу об отношении к Орде»9.
Только в январе 1388 г. Василий возвратился в Москву, а с ним туда приехали «князи Лятьские и панове, и Ляхове, и Литва». В более поздних летописях указывается, что с князем Василием на Москву приехал и митрополит Киприан, «и не принял его князь великий». Дмитрий Донской не одобрил проделанной Киприаном работы по объединению двух государств. Отношения с Дмитрием были неровными и раньше. Дмитрий отказался принять митрополита Киприана на московскую кафедру (боярин Никифор ограбил митрополита и не пустил его в Москву). За такие действия князь и его люди в 1378 г. были специальным посланием Киприана отлучены от церкви10.
Главой Русской Церкви на время стал митрополит Переяславского Го-рицкого монастыря Пимен, друг архимандрита кремлевского Спасского на Бору монастыря, Митяя, скоропостижно скончавшегося во время визита в Константинополь в качестве претендента в первоиерархи. Это произошло в конце июня 1380 г. Осенью 1381 г. митрополит Пимен возвращался в Москву через Рязанское княжество, часто останавливаясь для служб в церквах и монастырях11.
Случилось так, что отношения митрополита Пимена и московского князя Дмитрия Донского также не сложились. Новым кандидатом на митрополию стал суздальский епископ Дионисий. В феврале 1389 г. в Константинополе сменился
8 Рязань православная / Автор-сост. Ю.И. Дегтев. Рязань, 1993- С. 54.
9 «... и нет данных для предположений, что великий князь в конце 70-х гг. принимал решения о действиях против Мамая под решающим влиянием тех или иных лиц духовного звания — он продолжал политику в отношении правителя Орды, определившуюся ранее (еще при жизни митрополита Алексея)» (Горский А. Москва и Орда. М., 2003. С. 95).
10 Куцаров П. Киприан Болгарин, митрополит Московский и всея Руси. София, 2001. С. 96-97
11 Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб., 2000. С. 166; Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 114.
о«^---^Г3^
патриарх. Новый патриарх Антоний был давним сторонником митрополита Литвы и Малороссии Киприана. В тот же месяц в Константинополе было принято решение об окончательном (не требующем даже явки на суд) низложении великорусского митрополита Пимена и о восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси.
Пимен отправился в Константинополь в надежде все управить. 13 апреля 1389 г., в святую неделю Пасхи князь Олег Иванович Рязанский с большой честью встречал в своей земле митрополита Пимена. В Переславле Рязанском князь устроил пир в честь гостя и даже выделил дружину для охраны митрополита, на пути до Дона. «И отпустил (рязанский князь)... боярина своего Станислава с достаточной дружиною, и велел нас проводить до реки до Дона, с великим опасением из-за разбоев», - пишет в «Хождении Пимена» его биограф. Видимо, в противостоянии в Московской митрополии (Пимен против Киприана) великий князь рязанский в определенный исторический момент держал сторону не признанного Вселенским Патриархом законного митрополита - Пимена в интересах системы сдержек и противовесов в отношении Москвы. На это указывают исследователи А. Быков и О. Кузьмина12.
В 1390 г. Олег Иванович в мещерском селе Солотча основывает мужской монастырь. Подобные монастыри обычно именуют "княжескими", поскольку у истоков их зарождения стоят светские владыки. По преданию князь во время охоты вместе с супругой Евфросинией Ольгердовной, встретил на берегу речки Солотчи двух иноков-игуменов - Василия и Евфимия, живших с братией. Василий был уже старцем, а Евфимий, младший годами, управлял монастырем. Беседа с подвижниками и навела князя Олега на мысль основать монастырь в здешних краях в гораздо лучшем виде, нежели существовавший. Из жалованной монастырю грамоты видно, что «Князь Великий Олег Иванович придал Стъй Бгцъ на Солодшу Савицкой островъ съ Холковской Лукою, Перекопью, съ бортными ухожьи и съ бобровыми ловли, и съ рыбной ловлею, съ озером Тишью, и съ поземомъ, и съ ръзанкою и пр.»13.
Бытовало мнение, что монастырь призван был служить защитой Переславлю Рязанскому со стороны Большой Владимирской дороги. По правде сказать, у мудрого князя были и иные причины для создания обители в глухой лесной стороне, подальше от маршрутов татарских и литовских набегов. Олегу нужно было безопасное место, куда в случае опасности можно было отправить семью.
Князь-инок подолгу жил в монастыре, неся послушания. В монастыре Олег носил кольчугу. Она составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь», который он носил 12 лет под одеждой вместо вериг, лег тяжелым железным покровом на его гробницу. Ряд исследователей считает, что тот факт, что Олег Иванович до своих последних дней носил под власяницей кольчугу, говорит скорее не только и не столько о раскаянии, а о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь.
Противостояние Олега Ивановича и его союзников с Литвой в 1395-1402 годах показало всей Руси, что можно побеждать, не опираясь на обширные земельные владения, что можно проводить независимую от сильных соседей
12 Быков А. В., Кузьмина О. В. Эпоха Куликовской битвы. М., 2004. С. 187.
13 Солочинский монастырь / сост. архим. Македоний. Рязань, 188б. С. 3.
126
о«^-^Г3^
успешную политику14. Исследователи А. В. Быков и О. В. Кузьмина в книге «Эпоха Куликовской битвы» ставят риторический вопрос: «Что могло заставить Олега Ивановича уйти в монастырь в тот момент, когда вновь началась пограничная война с татарами, в момент, когда шла война с Литвой, и когда в плену у литовцев оказался его сын Родослав?». Напомним, что Родослав, предпринявший в 1402 г. по приказу отца поход на Брянск, был встречен у Любугска Лугвением-Симеоном Ольгердовичем и Александром Патрикеевичем Стародубским, разбит и пленен. Три года он просидел в темнице в оковах и уже больной за 2 тыс. рублей был выкуплен своим братом Федором. Ответ в исполнении упомянутых авторов звучит так: «То, что Олег Иванович до своих последних дней, находясь в монастыре, носил под власяницей кольчугу, на наш взгляд, говорит отнюдь не о самоуничижении и раскаянии за грехи. Это говорит о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь. Он опасался покушения и именно поэтому носил под одеждой кольчугу. И, тем не менее, погиб через несколько месяцев или даже недель после того, как заперся от кого-то в не так давно построенном на собственные деньги монастыре»15. Под сомнением авторов оказались и вериги князя, и монахи Солотчинской обители. Думается, авторы в версиях о возможном отравлении склонны к преувеличениям. В предисловии к своей работе они ставят следующее напутствие: «Не судить, но понимать - таков девиз историка ...». Вот только следуют ли они в полной мере этому девизу, выдвигая явно конспирологическую точку зрения: месть Москвы за самостоятельную антилитовскую политику князя Олега?! Во-первых, политика взаимоотношений Москвы и Литвы была величиной непостоянной, и к моменту смерти Олега Ивановича в ней наступило охлаждение, а потому самостоятельная антилитовская политика Рязани на рубеже XIV-XV веков не могла особо раздражать московского князя. Сын Олега Ивановича, Феодор, был женат на сестре Василия Дмитриевича Московского.
Борьба Олега Ивановича с Литвой шла в русле московской внешней политики. Известно, что летом 1399 г. Василий II укрепил отношения с Тверским княжеством, в договоре предусматривались совместные действия против Литвы. В результате этих и других усилий 12 августа 1399 г. Витовт был разгромлен в битве на р. Ворксле.
Во-вторых, Олег Иванович, не смотря на былые контакты с Пименом, умел ладить с духовником московского князя Василия митрополитом Кипириа-ном. Так, убежденный владыкой, в 1398 г. князь Олег Рязанский сделал денежное пожертвование в пользу цареградских греков. Митрополит Киприан ненадолго пережил Олега Рязанского, он почил в 1406 г.
Олег Иванович Рязанский к концу земного пути стал схимником. Традиция принятия схимы великими князьями берет начало со святого благоверного князя Александра Невского. В последние дни своей полной трудов на благо русских земель жизни, когда часы ее были сочтены, Александр Невский захотел принять великую схиму - самый полный вид монашеского пострижения. Воля князя Александра было исполнена. Позднее, следуя его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму. Это стало своего рода обычаем.
14 Шахмагонов Ф. Кого же предал рязанский князь Олег? // Тайны веков / сост. В. Суханов. М., 1977. С. 384-403; Он же. Секретная миссия рязанского князя (к истории Куликовской битвы 1380 г.) // Техника молодежи. 1977. № 12. С. 55-57.
15 Там же.
о«^---^Г3^
В 1390 г. епископ Феогност, исполняя желание Олега Ивановича, постригает его в монашество с именем Иона. А князь Олег Иванович, теперь уже «старец Иона», поселяет его в поместье прежних владык, в селе Санском (ныне Ши-ловского района), и дарит ему еще «Пришный свой остров».
После смерти преосвященного Иеремии Грека, последовавшей в 1392 г., на Рязанскую кафедру вновь был утвержден в 1393 г. епископ Феогност. В 1402 г. он постригает Олега Ивановича уже в великую схиму с именем Иоаким. Князь Олег скончался в Солотчинской обители. Вот как говорит об этом летопись. В 6910 (1402 г.), «месяца июля в пятый день, преставился князь велики Олег Ивановичь Рязаньский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою, в монастыри его глоголемом Солотчша». За несколько дней до кончины князь пережил сильное душевное потрясение: в плен к литовцам под Смоленском попал его сын Родослав. Епископу Феогносту суждено было закрыть глаза любимому князю и совершить его погребение. Сам преосвященный Феогност скончался в 1407 г. За 2 года до этого отошла ко Господу княгиня-вдова, которая после смерти супруга постриглась в схиму в Зачатьевском женском монастыре, располагающегося в неподалеку от Солотчинского (на том месте ныне стоит Казанская церковь).
Мы также знаем, что муж сестры князя Олега, Салахмир, перед своей кончиной принял схиму с именем Иосифа и был погребен в Солотчинском монастыре, там же, где и его родич князь Олег Рязанский с женой16.
В 2004 г. на территории Солотчинского монастыря во время рытья траншеи под водопровод землекопы обнаружили массивную каменную плиту. На ней были выбиты ровными рядами буквы древнего текста. Надпись не была загрязнена и хорошо читалась: «ЛЕТА 7051ГО (1543) ГОДУ АПРЕЛЯ ВЬ. 23. ДЕНЬ КАК ПО // ЧЕТА СТРОИТИ КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯ // ТЫИ БОГОРОДИЦЫ ГС ТОГО МЕСТА ПЕРЕНЕСЕНО ТЕ // ЛО ЗЯТЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛГА I // ВАНОВИЧА ИВАНА СМИРОСЛАВОВИЧА // СХОРОСМИРА ВО ИНОЦЕХ СКИМНИКА I // ОСИФА ПО УПРОШЕНИЮ РОДСТВЕННИ // КОВ ЕВО ДЛЯ ТОГО ЧТО ПРИЛУЧИЛОС[Ь] БЫСТ[Ь) // ПОД ОЛТАРНОЮ СТЕНОЮ А ПЕРЕНОСИЛ ЕПИС//КОП ОЕОДОСИЙ КОЛОМЕНСКИЙ СО АРХИМАН // ДРИТОМЪ ХРИСАНООМЪ».
Олег Иванович Рязанский был уникальным князем - подвижником веры. Местное почитание князя Олега имеет давнюю историю. Честная глава князя Олега считается чудотворной, равно, как и его кольчуга (если ее наденешь -излечишься от всех болезней). Перед революцией обе реликвии хранились в Успенском соборе Рязани и привлекали толпы паломников.
До революции рязанцы обращались в Синод с просьбой причислить своего любимца к лику святых, в чем им было отказано. В конце XX века на Рязан-щине возрождается и культ почитания князя Олега. В 1988 г. митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче, в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический дея-
16 Герасъкин Ю. В., Нагорное В. П. Памятная плита Ивана Мирославовича (мурзы Хо-росмира) в Рязанском Солотчинском монастыре // Российская археология. 2008. №2. С. 84-89.
о«^-^Г3^
тель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы. Честная глава Князя Олега Ивановича Рязанского в 1990 г. была обнаружена в запасниках краеведческого музея и поначалу размещена в Свято-Иоанно-Богословском монастыре. При подготовке к прославлению Собора рязанских святых хотели включить в него князя Олега, была подготовлена икона святого Олега. После этого митрополит Симон утверждал, что день прославления князя Олега обязательно настанет. Будет великое торжество в Рязани, и на родине князя Олега наступит духовный и материальный расцвет17. 22 июня 2001 г. честные мощи князя Олега Ивановича вернулись в основанную им обитель.
Источники и литература
1. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М.: Тип. Россельхо-закадемии, 2006.
2. Быков А. В., Кузьмина О. В. Эпоха Куликовской битвы М.: Вече, 2004.
3. Воздвиженский Т. Я. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен: С присовокуплением исторического обозрения о бывших в ней и ныне существующих монастырях. М., 1820.
4. Гераськин Ю. В., Нагорное В. П. Памятная плита Ивана Мирославовича (мурзы Хоросмира) в Рязанском Солотчинском монастыре // Российская археология. 2008. № 2. С. 84-89.
5. Горский А. Москва и Орда. М.: Наука, 2003.
6. Иловайский Д. И. Один вопрос из родословной рязанских князей // Рязанские губернские ведомости. 1856. № 31. С.148-164.
7. Иловайский Д. И. История Рязанского княжества. Рязань: Товарищество «Рязанская земля», 1990.
8. Ильин М. А. К изучению древнейших памятников каменного зодчества Пере-славля Рязанского (доклад, прочитанный на заседании Сектора Славяно-русской археологии ИИМК 22 июня 1950 г.) [Электронный ресурс]. // URL: http://rusarch.ru/iljin2.htm, свободный - Проверено 04.11.2017.
9. Клосс Б. М. Избранные труды: В 3 т. Т. 1. Житие Сергия Радонежского. М.: Языки русской культуры, 1998.
10. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей / отв. ред. А. И. Клибанов. М.: Наука, 1990. С. 109-114.
11. Куцаров П. Киприан Болгарин, митрополит Московский и всея Руси. София: ИД Тангра Тан Нак Ра; Центр исследования болгар, 2001.
12. Лаврентьев А. В. Поле Куликовской битвы. Очерки истории Окско-Донского региона в последней четверти XIV - первой половине XVI вв. М.: Квадрига, 2011.
13. Полное собрание русских летописей: В 43 т. Т. 11: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб., 1897.
14. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб.: Алетейя, 2000.
17 Филатов С. Культ святого благоверного князя Олега Рязанского. Рязанцы отстаивают свое достоинство. [Электронный ресурс] // http://www.starover.religare.ru/ article7075.html, свободный - Проверено 04.11.2017.
о«^---^Г3^
15. Рязань православная / автор-сост. Ю. И. Дегтев. Рязань: Русский мир, 1993.
16. Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии / Сост. архим. Макарий. М., 1865.
17. Симон (Новиков), архиеп. Труды, послания, слова и речи. Рязань, 1998.
18. Солочинский монастырь / сост. архим. Македоний. Рязань, 1886.
19. Филатов С. Культ святого благоверного князя Олега Рязанского. Рязанцы отстаивают свое достоинство. [Электронный ресурс] // http://www.staшver. religare.ru/article7075.html, свободный - Проверено 04.11.2017.
20. Цепкое А. И. Рязанский край: середина XIII - начало XVI века. Рязань: Александрия, 2014.
21. Шахмагонов Ф. Ф. Кого же предал рязанский князь Олег? // Тайны веков: сб. / сост. В. Суханов. М.: Молодая гвардия, 1977. С. 384-403.
22. Шахмагонов Ф. Ф. Секретная миссия рязанского князя (к истории Куликовской битвы 1380 г.) // Техника молодежи. 1977. № 12. С. 55-57.