Т.С. Балуева, Е.В. Веселовская
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ОЛЕГА ИВАНОВИЧА РЯЗАНСКОГО
Статью предваряет историческая справка о роли великого князя в становлении Рязанского княжества и объединении Руси. Олег Рязанский был похоронен в созданном им Солотчинском монастыре. Его останки подвергались перезахоронению и после закрытия монастыря в 1917 г. хранились в разных музеях. В 2001 г. они были возвращены в Солотчин-ский монастырь и ныне покоятся там в храме Святого Духа. С учетом последних совершенствований метода восстановления лица по черепу была выполнена реконструкция внешнего облика князя. Дана подробная характеристика черепа великого князя. Изложены основные этапы работы над скульптурной реконструкцией, представлены таблицы стандартов толщины лицевых покровов и уравнения расчета отдельных элементов лица на основе костных структур. Приведен словесный прижизненный портрет, выполненный по черепу Олега Рязанского на основе разработанной авторами программы краниофациального соответствия.
Ключевые слова: Олег Иванович Рязанский, антропология, пластическая реконструкция, краниология.
Личность князя Олега Ивановича Рязанского представляется весьма значимой. С его именем связан расцвет Рязанского княжества. Олег Иванович княжил с 1350 по 1402 г. Карамзин, да и многие другие историки, порицали Олега за изменническое и недоброжелательное отношение его к Великому княжеству Московскому. Однако во времена удельных князей каждый правитель в первую очередь заботился о нуждах и независимости своего удела. Олегу Рязанскому с юго-востока грозила Орда, с запада Литва, с севера Москва. Ему нужно было бороться со столь сильными противниками, и он сумел в этом окружении сохранить целостность и самостоятельность своего княжества.
© Балуева Н.В., Веселовская Е.В., 2015
Посольство в Рязань из Москвы преподобного Сергия Радонежского с миссией умиротворения княжеских раздоров убедило Олега Ивановича поставить на первое место общероссийские интересы. В результате в 1385 г. был заключен вечный мир с Москвой. Встреча с преподобным Сергием повлияла на всю последующую жизнь Олега Рязанского. В глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой Олег решил заложить обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1390 г. был основан Солот-чинский Богородице-Рождественский мужской монастырь. Сам Олег Иванович был пострижен здесь епископом Рязанским Фео-гностом в монашество с именем Иона, а в 1402 г. - в великую схиму с именем Иоаким. Вместо вериг князь возложил на себя кольчугу, которую постоянно со дня пострига носил под монашеским облачением. 5 июня 1402 г. в возрасте приблизительно 64 лет князь-монах скончался и был погребен в основанной им Покровской церкви Солотчинской обители. Немного позднее рядом с ним похоронили и его жену Евфросинью (в схиме Евпраксию), которая скончалась 5 декабря 1406 г.
В 1770 г. от обвала песчаного берега в результате разлива реки Покровская церковь обрушилась вместе с княжеской гробницей, и тогда по указу Св. синода останки Олега и Евфросиньи были перенесены епископом Рязанским Палладием в соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1550 г. постройки и положены во вновь устроенную гробницу, которая стоит на левой стороне храма, в сопровождении соответствующих надписей, подтверждающих личности погребенных.
После 1917 г. Солотчинский монастырь был закрыт. В соборном храме Рождества Богородицы, где покоились останки основателя монастыря князя Олега Рязанского, был устроен склад. В 1923 г. член ученой архивной комиссии Рязанского музея С.Д. Яхонтов выявлял, что можно было сохранить из ценных предметов из разрушенного храма. Он выбрал кости Олега и княгини, которые хранились в особой гробнице. Кольчуга князя и некоторые другие предметы, связанные с пребыванием великого князя в Солотчин-ском монастыре, также были взяты в музей. От мощей сохранился целиком один только череп. Привезенные в Рязань останки князя Олега и его супруги были помещены в Архангельском соборе в кремле.
13 июля 1990 г. останки князя Олега Рязанского были переданы из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Русской православной церкви. Голова была перенесена в Свя-то-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово, где и храни-
лась до возвращения в Солотчинский монастырь в 2001 г. Ныне череп Олега Рязанского находится в раке в монастырском храме Святого Духа.
Научные разработки последних лет, проводимые сотрудниками Лаборатории антропологической реконструкции, в значительной степени дополнили и уточнили метод восстановления лица по черепу. Авторами была разработана и внедрена уникальная программа краниофациального соответствия, позволяющая переходить от размерных и описательных признаков черепа к соответствующим параметрам лица1. На основе этой программы по индивидуальному черепу получают прижизненный словесный портрет. Программа опирается на классические антропологические методы2 и дополнена некоторыми необходимыми, специфическими для реконструкции, техниками3. С целью применения данной программы в следственной практике разработка градаций и качественных вариантов признаков проводилась в соответствии с принятыми в криминалистике методами и терминологией. Теперь воспроизведение внешнего облика, плоскостное или объемное, сопровождается подробным описанием воспроизведенного лица в терминах, понятных как антропологам, так и криминалистам4.
Благодаря совершенствованию антропологической реконструкции появилась возможность палеореконструкции целых популяций из конкретных могильников. Сопоставление результатов такой палеореконструкции с современным населением соответствующих территорий вооружает антропологов новыми инструментами для решения вопросов этногенеза, адаптации популяций, эпохальной изменчивости5. Основой для выполнения реконструкции служат стандарты толщины мягких покровов, полученные с применением ультразвука на живых людях (табл. 1)6. Многолетние исследования различных групп современного населения территории бывшего СССР позволили авторам разработать методику точного прогнозирования отдельных черт внешности на основе черепных размеров7. В табл. 2 представлены уравнения регрессии для расчета ряда физиономических признаков.
В конце 2010 г. комиссия из представителей духовенства и археологов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника передала череп великого князя Олега Рязанского в Лабораторию антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Череп был представлен без нижней челюсти, отсутствовало большое количество зубов, в основном утраченных посмертно. Отсутствовал фрагмент левой верхнечелюстной кости.
Определение возраста по черепу возможно на основании степени зарастания швов лицевого и мозгового отделов черепа, а также по степени стертости жевательной поверхности зубов. Процесс облитерации (зарастания) швов начинается с внутренней поверхности черепа. В данном случае этот процесс отчетливо прослеживается на всех швах. Не заросла лишь нижняя часть затылочно-сосцевидного шва. На лице начали зарастать верхнечелюстные швы. Межрезцовый шов зарос давно, началось уплотнение небного шва. По совокупности всех признаков возраст по черепу можно оценить в 55-65 лет.
Из индивидуальных особенностей черепа обращает на себя внимание хорошо выраженный мышечный рельеф лба и затылка. Лоб по высоте средний и широкий, отклонен назад. Надбровные дуги развиты хорошо, лобные бугры небольшие. Глазницы четырехугольной формы, высокие. На затылочной кости хорошо выражены наружный затылочный выступ и выйные линии, а также значительно развиты площадки затылочных мыщелков. Сосцевидные отростки крупные. По совокупности вышеперечисленных признаков представленный череп без сомнения можно отнести к мужскому. В табл. 3 представлены индивидуальные краниометрические данные.
Поскольку череп был представлен без нижней челюсти, нам пришлось предварительно ее смоделировать. При этом мы опирались на измерения серии мужских черепов того же возраста и типа с сохранившимися нижними челюстями. Измеряли высоту альвеолярной части верхней челюсти каждого черепа, вычисляли отношение высоты альвеолярной части верхней челюсти к высоте симфиза нижней челюсти и другие соотношения. По полученным индексам рассчитывали средние индексы, на основе которых вычисляли размеры моделируемой нижней челюсти.
После подробного измерения и описания черепа с особым вниманием к индивидуальным особенностям было проведено построение контура лица в профиль на основе обвода черепа, выполненного с помощью диоптрографа. Контурная реконструкция является начальным этапом как для графической, так и для скульптурной реконструкции.
Затем на черепе с помощью твердого скульптурного пластилина мы восстановили жевательные мышцы, формирующие овал лица. Ориентиром в данном случае является рельеф черепа на местах прикрепления мышц. Мышечный рельеф черепа выражен хорошо, так что воспроизведение жевательных мышц (височной и собственно жевательной) не вызвало затруднений. После этого на поверхность черепа нанесли сетку гребней, высота которых соот-
ветствует толщине мягких покровов на том или ином участке головы. Далее ячейки между гребнями заполняли пластилином, моделируя поверхность лица в соответствии с подлежащими костными структурами. Мягкие ткани в области лба распределяются равномерно, как бы повторяя форму кости.
Наиболее сложно восстановить глаза, нос и рот. Глубина глазницы и форма ее краев позволяют правильно поставить глазное яблоко и определить форму век. На положение внутреннего и наружного углов глаза указывают места прикрепления внутренней и наружной связок век. Складка верхнего века по сути повторяет форму верхнего края глазницы. Брови располагаются между верхним краем глазницы и надбровными дугами. Верхний край брови ограничен уровнем наибольшего выступания надбровий, а нижний проходит по верхнеорбитальному краю, повторяя его форму. Особенности строения верхнего края глазницы свидетельствуют о на-висании складки верхнего века в латеральном отделе. Разрез глаз горизонтальный, длина глазных щелей большая. Брови ломаные, средней ширины.
Спинка носа не на всем своем протяжении имеет костную основу. Часть ее состоит из хрящей, которые не сохраняются. Но и эту часть носа можно восстановить на основании грушевидной формы отверстия. В результате изучения большого количества профильных рентгенограмм живых людей было доказано, что контур хрящевой части носа в профиль является зеркальным отображением носовой вырезки черепа.
Высота крыльев носа определяется по месту прикрепления нижней носовой раковины к краю носового отверстия. Ширина носа рассчитана по уравнению регрессии на основе ширины между альвеолярными возвышениями клыков на уровне подносовой точки. В данном случае форма спинки носа прямая. Нос невысокий, в крыльях узкий, заметно выступающий. Высота крыльев носа довольно большая. Поперечный профиль спинки носа фактически соответствует таковому на черепе, так как мягкие ткани на этом участке носовых костей распределяются равномерно, повторяя форму костной основы.
Ширина рта в значительной степени зависит от ширины зубной дуги на всех ее уровнях. Для вычисления ширины рта нами предложено уравнение регрессии, где в качестве независимого признака выступает ширина дуги на уровне вторых премоляров8. Ширина рта Олега Ивановича составляла 60 мм, что для современного населения попадает в категорию небольших размеров. Профиль губы повторяет изгиб альвеолярной части верхней че-
люсти, а общее выступание губ зависит от характера прикуса. Совокупность признаков альвеолярной части лицевого отдела дала основание для реконструкции небольшого рта с низкой и ортохе-личной верхней губой.
Принятый в изобразительном искусстве канон соответствия высоты уха высоте носа не подтверждается нашими исследованиями. По нашим данным высота уха связана со многими антропометрическими характеристиками, но в различных группах это были разные признаки и разные значения коэффициентов корреляции. Этого и следовало ожидать при анализе элемента внешности, в основе которого лежит хрящевая ткань, гораздо более изменчивая, чем костная структура. Достаточно устойчивую и наиболее часто встречаемую в различных выборках связь с высотой уха продемонстрировала морфологическая высота лица, на основе которой мы и вычисляем высоту уха по уравнению регрессии (см. табл. 2). В данном случае высота уха составила примерно 65 мм.
В целом лицо князя Олега можно охарактеризовать как крупное, достаточно широкое, слабо профилированное. Скулы практически не выдаются. Лоб средней высоты, широкий. Глаза крупные, несколько утоплены, надбровные дуги хорошо выражены.
Складка верхнего века развита лишь над наружным углом глаза. Нос невысокий, в крыльях узкий, вперед выдается значительно. Спинка носа, как и кончик, достаточно широкие. Ротовая щель небольшой длины. Форма головы характеризуется брахикефалией.
Князь Олег изображен нами в своей знаменитой кольчуге, чудом сохранившейся реликвии, и в военном шлеме, а также с бородой, как и было принято в средневековой Руси.
Таблица 1
Стандарты толщины мягких тканей лица, мм, полученные методом ультразвукового зондирования на живых людях9
Точки лица Мужчины Женщины
среднее БЭ среднее БЭ
1. Метопион 4,8 0,81 4,9 0,78
2, Надбровье 5,3 0,81 5,6 0,84
3. Глабелла 5,5 0,80 5,6 0,85
4. Назион 5,7 0,93 5,4 0,84
5. Ринион 3,3 0,47 3,3 0,55
6. Боковая точка носа 3,5 0,54 3,5 0,49
7. Верхнечелюстная 12,7 2,26 14,3 1,91
Окончание табл. 1
Точки лица Мужчины Женщины
среднее БЭ среднее БЭ
8. Маларе 9,5 1,52 12,1 1,94
9. Зигион 4,9 0,72 5,2 0,84
10. Надклыковая 10,7 1,34 9,6 1,12
11. Фильтр 12,0 1,52 10,2 1,27
12. Верхнегубная 12,6 1,82 10,7 1,64
13. Нижнегубная 13,9 1,66 12,1 1,56
14. Подбородочная борозда 11,4 1,34 10,9 1,40
15. Подбородочная 11,4 1,84 11,2 1,68
16. Гнатион 6,8 0,91 6,3 0,94
17. Середина тела нижней челюсти 12,9 2,91 14,2 2,66
18. Нижний край нижней челюсти 6,4 1,16 6,6 1,27
19. Ветвь нижней челюсти 18,7 2,08 18,1 2,10
20. Гонион 5,0 0,86 5,2 0,94
Таблица 2
Прогнозирование лицевых размеров на основе измерений черепа10
Прогнозируемый размер лица Размер на черепе Пол Уравнения регрессии
Физиономическая высота лица (ФВЛ) Морфологическая высота лица (МВЛ) Мужчины Женщины ФВЛ = 90,515 + 0,746 х х (МВЛ + 7 мм*) МВЛ = 86,357 + 0,746 х х (МВЛ + 6 мм*)
Высота уха (ВУ) Морфологическая высота лица (МВЛ) Мужчины Женщины ВУ = 55,488 + 0,073 х х (МВЛ + 7 мм*) ВУ = 45,650 + 0,110 х х (МВЛ + 6 мм*)
Ширина носа (ШН) Расстояние между альвеолярными возвышениями клыков (РАВК) Мужчины Женщины ШН = 18,035 + 0,444 х х РАВК ШН = 17,390 + 0,424 х х РАВК
Ширина фильтра (ШФ) Расстояние между альвеолярными возвышениями клыков (РАВК) Мужчины Женщины ШФ = 7,295 + 0,118 х х РАВК ШФ = 2,792 + 0,202 х х РАВК
Ширина рта (ШР) Ширина альвеолярной дуги на уровне Рт2 (ШАД) Мужчины Женщины ШР = 21,817 + 0,700 х х ШАД ШР = 27,905 + 0,512 х х ШАД
* Толщина мягких тканей в точке гнатион.
Таблица 3
Индивидуальные размеры черепа Олега Рязанского, мм
Продольный диаметр 172
Поперечный диаметр 150
Высотный диаметр 134
Скуловой диаметр 140
Морфологическая высота лица 127
Физиономическая высота лица 184
Ширина лица на уровне глаз 109
Высота лба 57
Ширина лба 127
Наименьшая ширина лба 103
Высота нижней части лица 65
Высота носа 61
Ширина носа на черепе 32
Ширина переносья 7
Ширина спинки носа 13
Высота положения раковинного гребня справа 15
Высота положения раковинного гребня слева 16
Расстояние между пятыми зубами верхней челюсти 54
Угловая ширина нижней челюсти 108
Высота верхней челюсти 12
Высота подбородка 32
Ширина между подбородочными отверстиями 45
Высота правой орбиты 36
Ширина правой орбиты 45
Князь Олег Иванович Рязанский Пластическая реконструкция Т.С. Балуевой и Е.В. Веселовской
Примечания
1 Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Новые разработки в области восстановления внешнего облика человека по краниологическим данным // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. № 1. С. 143-150.
2 Martin R. Lehrbub der Anthropologie. Aufl. 2. Jena: Gustav Fischer, 1928. Bd. 2. S. 579-695; Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941; Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия. Методика антропологических исследований. М., 1964.
3 Balueva T., Veselovskaya E., Kobyliansky E. Cranio-facial Reconstruction by Applying the Ultrasound Method in Live Human Populations // International Journal of Anthropology. 2009. Vol. 24. № 2. P. 87-111; Balueva T., Veselovskaya E., Valencia-Caballero L., Methadzovic A. Nuevos estudios en el área de reconstrucción facial a partir de los datos craneológicos // Revista Española de Antropología Física. 2009. Vol. 30. P. 11-22.
4 Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Метод антропологической реконструкции для науки и практики // Этнология обществу. Прикладные исследования в этнологии / Отв. ред. С.В. Чешко. М., 2006. С. 200-207.
5 Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Современное состояние антропологической реконструкции // Человек в прошлом и настоящем: поведение и морфология: Мат-лы IV Летней школы. М., 2008. С. 183-196; Балуева Т.С., Веселовская Е.В., Рассказова А.В. Опыт антропологического сопоставления древнего и современного населения Нижегородской области // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 1. С. 135-144.
6 Веселовская Е.В. Единство закономерностей внутригрупповой изменчивости и межгрупповая дифференциация признаков толщины мягких тканей лица у современного человека // Единство и многообразие человеческого рода. Ч. 1. М., 1997. С. 312-335.
7 Balueva T., Veselovskaya E., Kobyliansky E. Op. cit.; Balueva T., Veselovskaya E., Valencia-Caballero L., Methadzovic A. Op. cit.
8 Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Новые разработки в области восстановления внешнего облика человека...
9 Веселовская Е.В. Указ. соч.
10 Балуева Т.С., Веселовская Е.В. Новые разработки в антропологической реконструкции // Вестник антропологии. Вып. 22. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 22-42.