УДК 177.61 130.2:8
КНИЖНЫЙ СЕРВИС, ПРЕКРАСНЫЕ ДАМЫ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
И.С. Иванова, доцент, кандидат философских наук,
ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса», г. Москва,
Publishing service should satisfy the desire for spiritual self-identity, which is the need to unite with God and the Cosmos with the help of love and understanding of the women’s role. The article defines the task of scientists—shaping of a new scientific and popular science (educational) literature to promote the theme. The book service fosters the acceptable philosophical ideology for individuals and prepares spiritual change of individuals and the world.
Книжный сервис должен способствовать удовлетворению потребностей духовной самореализации личности, причем самореализация рассматривается как жажда воссоединения с Богом и Космосом через любовь и правильное отношение к Вечной Женственности. Задача ученых — создать новую научную и научно-популярную литературу, в которой раскрывается данная тема. Через книжный сервис формируется правильное философское мировоззрение индивидов и подготавливается духовное преображение личностей и мира.
Ключевые слова: трансцендентное, условия, преображение, сервис.
Что нужно, чтобы увеличить объем продаж научно-популярных книг? Возможно, внедрить в сферу книжного сервиса много культурных привлекательных женщин, которые, следуя правилу деловой беседы, смогут поговорить с клиентом на любую тему, очаровать его и продать нужную книгу. Но как же новым методом повторить достижение профессора из книги Бернарда Шоу «Пигмалион» и из грубой торговки сделать Прекрасную даму, а потом пойти еще дальше и мужчину, которого интересуют только деньги и американские боевики, превратить в читателя и покупателя научной научно-популярной литературы? Каким образом книжный сервис может способствовать воспитанию личности, в частности, через идею Вечной Женственности?
Чтобы ответить на этот вопрос, начнем с рассмотрения понятия книжный сервис. Большинство людей воспринимают этот вид деятельности как систему услуг по распространению печатной продукции, забывая о том, что перед тем, как что-либо распространять, надо создать предмет распространения — научную или научно-популярную книгу. Следовательно, ученые как авторы монографий напрямую причастны к книжному сервису, который на-
чинается не с распространения, а с создания такого текста, который: 1) будет интересен читателю, 2) поможет образовательному и воспитательному сервису, т.е. школе и вузу создать гуманного человека, воспитать личность, 3) удовлетворит духовно-интеллектуальные потребности читателей таким образом, чтобы реципиенты в межличностных и общественных связях проявляли больше доброты, тактичности понимания по отношению к другим людям, в особенности, к женщинам.
Проблема содержания книг о женщине и ее отношениях с обществом, а также о межличностном общении мужчины и женщины имеет непосредственное отношение к книжному сервису и к формированию личности через правильное отношение к женщине как воплощению идеи Вечной Женственности. Сегодня на прилавках книжного сервисного пространства все больше появляется книг, направленных на конфронтацию между мужчиной и женщиной, на нарушение принципа гармонии энергий инь и ян, реципиентам пытаются внушить, что женщина — это низшее существо, перекрывающее общение с высшими мирами. Названия книг говорят сами за себя: «Женщина, эта тварь, как победить ее?»
«Стервология», «Что у женщины вместо мозгов?» и т.д. В противовес этому низкопробному сервису, направленному на удовлетворение низших духовных потребностей реципиентов (жажда злой власти, при которой идет угнетение развития индивидов, самоутверждение через подавление чужой личности), появляются иные книги о том, что, занимаясь духовноинтеллектуальным сервисом, ученые и художники слова должны не просто услаждать души и умы реципиентов идеями и образами, но и преобразовывать индивидов через сервис. Это книги В. Кравченко «Соловьев и София», В.Д. Диденко «Духовная реальность и искусство: Эстетика преображения», Н.А. Шлемо-ва «Эстетические воззрения в учении Живой этики».
Важное место занимают идеи преобразования мира через Женственное начало, которые требуют своего обобщения в новых книгах. Как исследователь, работающий с проблемой удовлетворения духовно-интеллектуальных потребностей в трансцендентном общении с божественным миром и воссоединении с Космосом через правильный контакт с Вечно Женственным началом, я хотела бы коснуться вопроса о том, почему человечество не может в массовом масштабе реализовать это желание, каковы условия преображения личностей через Вечно-женственное начало. Книжный сервис предоставляет читателям труды ученых, благодаря которым можно ответить на поставленные вопросы, это книги Н. Бердяева «Смысл творчества», «Судьба России», В. Соловьева «София», П. Флоренского «У водоразделов мысли» и др.
По А. Маслоу, потребности человека разделяются на физические, социальные и духовные. Вершиной пирамиды А. Маслоу является потребность в самореализации. Если понимать самореализацию как проявление в реальности дарований личности, то возникнет вопрос, является ли потребность в такой самореализации высшей? Если понимать самореализацию более широко, то возникнет вопрос о том, что именно надо понимать под самореализацией личности. Н. Бердяев указывает, что «личность — это категория духа, а не природы и не подчинена природе и обществу... Существенно для личности, что она предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она поднимается в своей реализации. Личности нет,
если нет бытия выше ее стоящего... Личность не самодостаточна. Она не может довольствоваться собой. Она всегда предполагает существование других личностей, выход из себя в другого... Реализация личности предполагает видение других личностей» [1, с. 3—26].
Выше личности Бог, идеализируемый объект любви, любимый восходящей любовью, о которой говорил Вл. Соловьев в работе «О трех степенях любви»: «Надо знать, что любовь бывает двух родов: любовь восходящая, которой мы любим высшее по отношению к нам существо, получая от него духовное богатство, которым оно обладает, и которою мы не можем достичь собственными силами; и любовь нисходящая, которой мы любим низшее по сравнению с нами существо, которому мы даем уже имеющееся у нас духовное богатство... Теперь ясно, что совершенная любовь должна быть сразу и восходящей и нисходящей» [7, с. 69], а также сами идеи любви, веры, добра, справедливости, восхождения к идеальному миру, преображения мира и человека в жизни и в искусстве. Реализуя данные идеи в реальной или сверхреальной жизни, личность реализует в себе подлинно божественное, человечное, личностное начало. Л. Фейербах в работах «Эвдемонизм» и «Сущность христианства» говорил, что наиболее полно самореализация происходит в любви, и высшей формой любви считал любовь христианскую. Пользуясь терминами В. Соловьева, можно сказать, что в христианской любви люди восходящей любовью любят Бога и нисходящей братьев во Христе, при этом душа человека в обоих случаях выходит за свои пределы, а человек уподобляется творящему Богу. Н.А. Бердяев писал, «что любовь есть вид творчества, в котором осуществляется выход не только за пределы своего Я, но и за пределы исторической, социальной и экономической детерминации, слияние с космосом. Для истинной любви нет ревности. Ревность отрицает космическую природу любви, ее связь с мировой гармонией во имя индивидуалистической буржуазной собственности... В таинстве любви нет собственника и частной собственности» [2, с.270]. Таким образом, любовь для личности является одной из высших потребностей, но существует она не ради себя самой, а ради личности и того, что стоит выше нее. В философии со времен Платона любовь объясняется как потребность воссоединения, причем не просто с человеком
или даже Богом в каком-либо образе, что было бы, вероятно примитивно, т.к. как мы изучаем не Бога, а представления человечества о нем и, по мысли Н.Бердяева, эти представления сильно замутнены пороками и слабостями самих людей, но потребность воссоединения с Космосом, потребность ощущения себя тождественным Космосу, но все же свободным и всемогущим в этом тождестве, все же остается. «В подлинных философских интуициях и прозрениях человек соединяется с вселенной, антропологизм с космизмом» [2, с. 57]. Это, возможно, нечто даже более широкое, чем то, что Вл. Соловьев обозначил понятием богочеловек и предложил людям как цель, а, следовательно, и потребность самореализации. Но чтобы осуществить это более широкое, чем челове-кобог, воссоединение с Космосом, надо войти в контакт с миром, находящимся за пределами себя и своего эмпирического опыта, а войти в этот трансцендентальный контакт пока еще невозможно всем, т.к. между мирами душ человеческих и мирами иными оборвана мистическая связь, и оборвана она из-за нарушений законов высшей этики которая, по мысли А. Швейцера, родилась из мистики.
Человечество не может войти в полноценный контакт с Богом и космосом, так как несет на себе груз вины за выбор того бытия, которое Н. Бердяев в работе «Происхождение зла и смысл истории» назвал ложным. Философ доказывал, что человеку невозможно спастись собственными силами, без божественной благодати.
Эта благодать является в образах иного трансцендентного мира, в частности, в образах, несущих Вечно Женственное начало. Но не все понимают, что им послана свыше благодать, потому, возможно, так много званых, но так мало избранных. Вл. Соловьев оказался не только званым, но и избранным, так как еще ребенком в явившейся ему в церкви даме с голубым цветком увидел проводника в высший мир, источник знания о нем, уловил зов этого мира и его идею воссоединения, которая в Соловьевском учении приняла конкретную форму относительной идеи объединения церквей, а также менее конкретную, но более глубокую форму воссоединяющей вселенской любви ко всему живому, что отражено в работе философа «Оправдание добра». К явленной ему Вечной Женственности Вл. Соловьев относился правильно, так как любовно воспри-
нимал ее прежде всего как источник духовноинтеллектуального преображения и его личности и личностей человечества.
Другую линию отношения к вечно Женственному началу мы видим в лирике А. Блока и биографии данного поэта. Прежде чем сравнивать оценку уровня воплощения идеи Вечной Женственности в стихах А. Блока, данную Д. Андреевым и А. Белым, остановимся на философском размышлении над биографией поэта. Л.Д. Менделеева, став женой поэта, быстро поняла, что есть некая незримая соперница, которая удовлетворяет духовноинтеллектуальные запросы мужа, являясь источником его контакта с трансцендентным, и этой соперницей является не какая-то реальная другая женщина, но она сама как воображаемая Блоком «Дева, Заря, Купина», ее представляемое А. Блоком «я». Мудрая женщина посмотрела бы на свое, так прекрасно представляемое другим «я» не как на соперницу, а как на помощницу, постаралась бы слиться с ее образом и тем самым уже сознательно продолжила бы свою миссию Музы и проводника запредельных миров.
Но жена поэта возжелала земного заботливого, снисходительного, теплого, человеческого отношения и любви к ней реальной, а не идеальной. Не получив этого отношения, она пытается бросить А. Блока и пишет: «Вы навоображали обо мне кучу хороших вещей, а меня, живого человека с живой душой, проглядели». Происходит попытка отказа от миссии у женщины, воплощающей Женственное начало. В результате в творчестве А. Блока, возникают разрывы трансцендентальной связи с иным, высшим миром, а также искажение этой связи, снижение уровня контакта до небожественных миров при попытке заменить данную Богом Музу суррогатами инфернальных женщин. Когда объект не выдерживает миссии быть символом запредельного мира, когда реципиент при реальном контакте с идеализируемым объектом выясняет, что он не соответствует идеалу, то часто возникают гнев и обида, которые трансформируются изображением идеи, воплощаемой объектом былого поклонения как идеи, соответствующей категории зла, это распространяется на все аналогичные объекты, происходит попытка философского обоснования нового, увы, неверного видения в виде, например, вывода о том, что все женственное есть нечто враждебное,
ложное, люциферическое. Только немногие реципиенты понимают, что перед ними разворачивается трагедия космического масштаба, когда объект идеализации, даже былой идеализации, не только выражает превосходство духа над материей, но и несет подмеченное Гегелем несоответствие между конечным ограниченным объектом и бесконечной идеей им представляемой, и объект этой трагедии есть герой или героиня. Из тех же, кто понимает, лишь немногие говорят «спасибо» этим конкретным людям, объектам, за то, что они явились в телесной оболочке и фактом своего явления дали возможность создания образа, появления относительной идеи, некоего источника, удовлетворяющего духовную жажду контакта с запредельным, воссоединения с Богом, Космосом. Из этого следуют выводы о том, что те, кому выпадает миссия стать образами-символами, бытием, «которое больше самого себя» [10, с. 287], феноменами, в конечном виде представляющими бесконечные идеи, не должны отказываться от данной миссии, а также должны противодействовать использованию себя для удовлетворения низших, в т.ч. низших духовных потребностей (эгоистическое самоутверждение, неразумная темная и злая власть, при которой происходит не развитие и постоянный рост подчиненных или просто зависимых реципиентов, а их угнетение и деградация, разрывы связей с запредельными мирами). Реципиенты, миссия которых состоит в том, чтобы верно уловить, воплотить информацию, идущую через объектов-проводников, и преобразить себя и окружающих, должны бережно и благодарно относиться к этим объектам, в частности, к воплощениям Вечно Женственного начала, не нарушать высшие этические нормы, иначе трансцендентные связи начнут прерываться в массовом масштабе и идея преобразования мира через Вечную Женственность долго не найдет своей реализации, ибо, как Христос после распятия медлит и не хочет свершать второе пришествие, так и морально распятая Вечная Женственность, вернувшись в идеальный мир, вряд ли согласится снова осуществлять свою миссию в земном мире, не готовом к ее правильному видению и правильному к ней отношению.
Задача сервиса — воплотить данные идеи и в книгах о трансцендентном общении, и в воспитании через слово лектора, ученого или
деятеля искусств. Воспитание — это главная услуга сервиса преподавателя и ученого. И надо поднимать качество воспитания, формируя потребности общения с трансцендентным миром не только у отдельных личностей, но и целых новых и новых поколений индивидов, удовлетворять сформированные потребности, воспитывать правильное отношение к женщине и другим объектам, в которых проявляется Вечно-женственное начало. Только правильное отношение к Вечной женственности, привитое воспитательно-образовательным сервисом, созданием высококачественной базы книжного сервиса обеспечит условия, в которых преобразование мира и личностей через Вечную женственность будет возможно. Каковы же эти условия и есть ли необходимость активизации процесса преображения путем воспитания правильного отношения к указанному феномену?
«Преображение мира по Н. Бердяеву — конечный результат и смысл истории», — утверждал В.Д. Диденко [6, с. 54]. О преобразующей роли Вечной Женственности писали поэты и философы: Д. Андреев, В. Соловьев. Ф. Петрарка, Данте, А. Блок и другие. Однако в их лирико-философских произведениях еще не ставился четко вопрос, при каких условиях феномены любви и Вечной Женственности становятся преобразующими, а не искажающими мир явлениями? Дело в том, что само по себе ни вечно женственное, ни мужественное начало не есть достаточные условия для преобразования мира и души человека. В. Соловьев указывал: «Поклонение женской природе самой по себе, то есть началу двумыслия и безразличия, восприимчивому ко лжи и к злу не менее чем к истине и добру, есть величайшее безумие. Ничего общего с этою глупостью и с тою мерзостью не имеет почитание Вечной Женственности, как действительно от века воспринявшей силу Божества, действительно вместившей полноту добра и истины, а через них нетленное сияние красоты» [8, с. 111].
Для преображения личности и мира через любовь и Вечную Женственность необходимо, во-первых, наличие в женственном начале божественной субстанции, в частности, идей и чувств любви, милосердия, сострадания, помощи на пути к истине, материнства не только в физическом, но и в духовном аспекте. По мнению Д. Андреева, женщина опло-
дотворяет мужчину духовными идеями творчества, служения людям, прекрасному и Богу, являясь божественно-прекрасным началом, гармонизирует отношение индивида с миром и Всевышним. Этот феномен был замечен, и в частности, в эпоху средневековья. Ф. Аквинский говорил: «Прекрасное облегчает путь к вере». Служение воплощению женственного начала в образе Беатриче приводит Данте в рай, ибо, служа ей, он служит идее верной любви, что угодно Богу. Служение Прекрасной Даме привело бы Блока также в рай сразу, если бы он не утратил видение божественного в ее все более и более искаженных воплощениях. Утрата правильного видения и воспевание великой Блудницы и Велги вместо Звенты-Свентаны, по мысли Д. Андреева, высказанной в «Розе мира», — причины срыва поэта в адские слои. Автор статьи склонна считать, что смерть Прекрасной Дамы как воплощение идеальной любви в лирике поэта есть начало действия закона отрицания в эволюции мировидения поэта, отраженной в его творчестве. Люциферические образы инфернальных женщин отрицают Прекрасную Даму, но она воскресает в образах России и революции, которую А. Блок понимал, в частности, как революцию человеческого духа, рождение человека-артиста. В синтезе Душа мира приобретает качества души народной и души России, дает понять поэту, что гений, желающий служить божественному началу, не должен выбирать башню из слоновой кости, а должен иметь чувство Родины и своего народа. Муза поэта, воплощаясь в таких неоднозначных образах, тернистым путем вела его душу к преображению, к выходу за рамки эгоцентрической рафинированности. Подобные оценки творчества А. Блока можно найти и в книге Б. Соловьева «Поэт и его подвиг» и в речи А. Белого, произнесенной на собрании поэтов-символистов, посвященном смерти А. Блока. Сам поэт считал, что он недостоин рая, но достоин того, чтобы Муза успокоила его раздираемую противоречиями душу, вернула ей ощущение гармонии, и в этом также проявила Миссию Вечно-женственного начала. Когда женственное начало, воплощенное в объекте, телеологически оценивается, как смысл жизни, то преобразование личности идет через подвиги, которые, по представлению героя, вызовут одобрение возлюбленно-
го объекта. («Мартин Иден» Джека Лондона, «Бедный рыцарь» А.С. Пушкина и др.).
Вторым условием преображения является наличие души, предрасположенной к любви, возвышенному, способной воспринять помощь на этом пути через Вечно Женственное начало, души такого индивида, в котором ярко выражена и крепка личность.
Третье условие — явление любви и божественной благодати, озаряющее и преображающее и воплощение Вечной Женственности у любящего индивида.
Угадать и признать подвиг, подтверждающий, сберегающий и возвышающий сущность любимого объекта, часто означает полюбить не той любовью, о которой говорил Р. Декарт в трактате «Страсти души» — «Любовь есть волнение души. Вызываемое движением «духов», которая побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими» [5, с. 633], а полюбить более трагической любовью, о которой говорил Г.В. Гегель в лекциях по эстетике.
Любовь гегелевская — это испытание, искупление, подлинная трагедия, в которой через самопожертвование идет изменение субъектом своей сущности, до сущности, нужной любимому объекту, соответствующей его запросам и идеалам: «Потеря своего сознания в другом, видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, благодаря чему субъект впервые снова находит себя и приобретает начало самостоятельности: самозабвение, когда любящий живет не для себя и заботится не о себе, находит корни своего существования в другом и все же в этом другом наслаждается самим собою — это и составляет бесконечность любви» [4, с. 275—276].
Четвертым условием является сакраль-ность чувства, идущих по избранному пути.
При отсутствии этих условий происходит искажение, а не преображение личности. Искажение личности при столкновении с феноменами любви и Вечной Женственности происходит по следующим причинам.
1. Если в воплощении женственного начала либо недостаточно проявлено божественное, либо субъектом замечено не божественное воплощение, а то материальное, что исказило саму идею женственности, увидена не София —Божественная Премудрость, и даже не София тварная, а Велга, Великая Блудница, то
имеет место неправильное видение объекта и неправильное отношение к нему.
2. Неправильное видение часто обусловлено изъяном души воспринимающего. В «Парфюмере» Зюскинда прекрасные женщины — средства для научного открытия, изобретения духов. Главный персонаж с детства воспитывался в тяжелых условиях, ему не заложили в голову и душу идею того, что женщина, как и всякий человек, в определении И. Канта «не средство, а цель» и цель не утилитарная, а высшая, божественная. Садист-изобретатель не видит разницы между женщинами и кошками, и те, и другие — объекты экспериментов!
3. Явление любви часто подменяется явлением страсти. При таком отношении прекрасное и, в частности, его реализация через Вечную Женственность иногда не может выступать как начало, гармонизирующее индивида и мир, индивидуума и Бога начало, так как борьба за обладание объектом страсти несет стрессы, разочарование и даже проклятье объектам. (А. Ахматова, цикл «Смятение»). В данном случае прекрасное и, в частности женственное, как правило, не может быть увидено так, как должно его видеть, как видел его Кант, говоривший: «Прекрасное — объект незаинтересованного бескорыстного созерцания, целеполагание без цели»...
В случае безответной любви, только отказавшись от самореализации через обладание объектом и власти над ним, приняв кантовскую позицию, можно достигнуть высот духа А.С. Пушкина, выраженных в стихотворении «Я вас любил», высот рыцарской поэзии, выраженных в строках Гильома:
Дано мне счастьем обладать.
Дана мне радость полюбить.
Но чтобы радость не убить,
Порок я должен побеждать.
Именно уровень правильного видения и восприятия женственного начала очень важен для процесса преображения. При правильном отношении к Вечной Женственности происходит контакт с прекрасным, возвышенным, божественным, в котором прекрасное ведет к вере. При правильном трансцендентном контакте с Вечной Женственностью происходит не только преображение человека, но рождение комплекса идей, гуманной, часто религиозной философии, в основе которой лежит всеобъемлющий принцип любви, например, философии В. Соловьева.
Изучая жизнь философов и их любовь, а потом саму философию, можно выдвинуть гипотезу: каково отношение к противоположному полу, такова и философия.
Если любовь В. Соловьева к Софии привела его к философии всеобъемлющей любви, то философия Ницше с ее идеей сверхчеловека и пониманием счастья как все более растущей власти связана с искаженным отношением к женщине, отраженным в его представлении о любви. «Согласно Ф. Ницше любовь всегда эгоистична... оказывается по ту сторону добра и зла... Любовь есть способ самоутверждения воли, это стремление победить партнера в любви, сломать его и подчинить себе», — пишет И.С. Нарский о концепции любви у данного философа [9, с. 141]. На наш взгляд, такое отношение к любви и Вечной Женственности — ошибка Ницше.
Таким образом, преобразование и улучшение реальности через феномены любви и Вечной Женственности происходит при указанных выше условиях, которые надо создавать и не нарушать на уровне воспитания, в особенности, прививать индивидам правильного философского мировидения, и на уровне общения, в т.ч. на уровне сервиса.
Литература
1. БердяевН. А. Проблема человека. М.: Журнал «Путь» № 5, 1936. С. 3-26.
2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Аст, Хранитель, 2006. С. 57, 270.
3. Сборник статей Философия любви. М.: Политическая литература, 1990. С.233,366
4. Гегель Г.В. Эстетика, т. 2. М., 1969. С. 275-276.
5. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 633.
6. Диденко В.Д. Духовная реальность искусства: Эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005. С. 54.
7. СоловьевВ.С. София / Полное собрание сочинений, т. 2. М., 2000. С. 69.
8. Кравченко В. Соловьев и София. М.: Аграф, 2006. С. 111.
9. Философии любви: Сборник статей. М.: Политическая литература, 1990. С. 141.
10. ФлоренскийП.А. Соч. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. С. 287.