УДК 371.321
Л.В. ЮРКИНА
КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: РЕКОМЕНДАЦИИ МОЛОДЫМ
ПЕДАГОГАМ
Рассматриваются различные методические приемы организации педагогического процесса. Предложены стратегические и тактические вопросы подготовки к уроку. Разработаны схема и карта урока, помогающие осуществить педагогическую рефлексию и улучшить качество преподавания. Выводы и рекомендации опираются и подкрепляются педагогическим наследием Л.Н. Толстого.
Ключевые слова: подготовка к уроку, методика преподавания, конспект урока, педагогическая рефлексия.
Article examines the various questions of the pedagogical process organization. Proposed strategic and tactical issues of preparation for the lesson. To help implement pedagogical reflection and improve the quality of teaching have been developed scheme and a map of the lesson. Conclusions and recommendations are supported and reinforced by teaching heritage L.N. Tolstoy.
Key words: lesson preparation, teaching methodology, lesson outline, pedagogical reflection.
Основными задачами учителя являются преподавание и воспитание. Подготовке и организации этих процессов следует уделить внимание. Воспитательный процесс тесно связан с процессом обучения, а многие аспекты успешности процесса обучения напрямую зависят от сплоченности класса -результата воспитательной работы.
При подготовке к уроку необходимо продумать ряд моментов. Многим кажется, что если сам знаешь то, что собираешься объяснять, этого вполне достаточно. Однако это не совсем так, а иногда и совсем не так. Л.Н. Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за
© Юркина Л.В., 2014
ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик» [4]. Какие практические рекомендации можно почерпнуть из этого высказывания? На наш взгляд, такие рекомендации можно представить на двух уровнях: стратегическом и тактическом.
На стратегическом уровне нужно реализовать три направления, обеспечивающие сбалансированное преподавание:
• прямые четкие инструкции - четкое, ясное, опирающееся на различные органы чувств изложение нового материала. Фактологический материал предъявляется в виде объяснений, демонстраций, иллюстраций и выделения опорных сигналов, облегчающих его запоминание;
• открытое обсуждение - дискурсивное, диалогическое обсуждение полученной на первом этапе информации, способствующее уточнению, убеж-
дению и закреплению. Позволяет вовлечь учащихся в дискуссию, найти сложные моменты в материале и разобрать их более подробно;
• проясняющая проверка результатов освоения учебного материала -разносторонняя проверка адекватности сложившейся картины. Она включает разнообразные методы и формы контроля: тестирование как наиболее общий контроль и задачи с творческим компонентом, позволяющие всесторонне рассмотреть изучаемый вопрос. Обязательным элементом контроля является его обучающая составляющая - в ходе контроля непременно должны быть исправлены все ошибки, разобраны причины, их вызвавшие.
Реализация стратегии сбалансированного преподавания позволяет мотивировать учащихся на познавательный процесс, развивать их любознательность, позитивное отношение к учебе, стремление к независимым суждениям, гибкость и неординарность мышления. Именно такие задачи ставит перед собой обучение будущего.
Тактические рекомендации распространяются непосредственно на подготовку к уроку. Каждый хороший урок сродни театральному спектаклю: в его основе лежит какой-то материал - предметное содержание. Понятно, что учитель его знает и четко понимает; у него есть сценарий - методика преподавания
этого материала, рассказывающая как, при помощи каких понятий и в какой последовательности можно наиболее доступно для учащихся этой возрастной категории и определенного уровня начальной информированности раскрыть предлагаемую проблему; постановка -конспект урока, предполагающий пошаговую инструкцию практической реализации нашего спектакля; следующее за уроком осмысление его результатов -рефлексия педагога, помогающая определить сильные и слабые стороны и наметить пути управления качеством педагогического процесса.
Рефлексия (анализ) урока опирается прежде всего на его наблюдение. Чтобы успешно и результативно провести анализ урока, нужно уметь вдумчиво наблюдать уроки и четко фиксировать результаты наблюдений, на основе которых можно в дальнейшем обсуждать достоинства и недостатки уроков, выделять удачи учителя, обращать внимание на ошибки, искать возможные варианты решения проблем.
Самый простой способ наблюдения и фиксации результатов - «фотография» урока. Она включает схему урока -поэтапную регистрацию ключевых моментов урока (проводится на основе конспекта) и карту урока - рисуночно-знаковое обозначение активности учеников. Схему урока можно оформить в виде таблицы.
Схема урока
Время (этап урока) Действия учителя Действия учеников Заметки (реакция и поведение учеников) Воспитательные аспекты Вопросы и замечания
1 2 3 4 5 6
10.2010.22 Организационный момент: Слушают, записывают тему Отмечаются воспитательные аспекты педагогического общения, Фиксируются возникшие у учеников вопросы,
1 2 3 4 5 6
обоснование и объяснение темы урока воспитательные потенциал предмета и воспитывающие ситуации, возникающие на уроке которые помогут скорректировать объяснение в следующий раз
Карту урока можно оформить аналогично предложенной на рисунке.
О о
о о
о о
о о о о
о о о о
о о о о
Карта урока
Символы для обозначения активности учеников:
• ответ у доски - ОД;
• ответ с места - ОМ;
• дополнения ответа с места - О+;
• отсутствие ответа - О-;
• неправильный ответ — О—;
• в работе класса не участвовал - НА;
• часто отвлекался - НВ;
• свободное место - Н.
В кружочке отмечается порядковый номер ученика по списку. На «парте» перед учеником делаются пометки о его активности на уроке.
Еще раз обратившись к пониманию учительского труда Л.Н. Толстым, отметим, что «не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность» учителя в своем призвании, а она «встречается редко и может быть
доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию» [2]. Чтобы таких жертв было как можно меньше, а процесс обучения радовал всех его участников, нужно, чтобы каждый урок стал спектаклем для учеников и уроком для учителя.
Составляя тактический план рассмотрения темы необходимо продумать ряд шагов.
• Шаг первый. Вводная. Подобрать яркую и интересную информацию, которая бы смогла одновременно привлечь внимание обучающихся и сфокусировать их на изучаемой теме.
• Шаг второй. Объяснение нового материала. Четко предъявить информацию и разъяснить ее примерами; или возможно обратное решение - предложить серию примеров, приводящую к пониманию базового явления или про-
цесса. Но сочетание «информация и пример» должно непременно выполняться.
• Шаг третий. Прогнозирование реакции учеников на информацию. В этой части работы нужно попытаться предсказать возможные вопросы и сконструировать ответы, которые позволят уточнить понимание темы. Такие вопросы можно и нужно провоцировать, так как в процессе дискуссии происходит личностное принятие и самостоятельное приобретение представлений, которое, как известно, гораздо надежнее, чем простая трансляция знаний.
• Шаг четвертый. Закрепление. Необходимо организовать надежную обратную связь, одобрить правильное понимание и скорректировать возможные ошибки.
• Шаг пятый. Подкрепление познавательного мотива. Показать учащимся реальные, практические возможности для применения полученного знания. Организовать движение к становлению умения, универсального учебного действия и развитию компетенции.
• Шаг шестой. Оценка и отметка. Предусмотреть различные формы проверки знаний, рассчитанные на выявление успехов в освоении материала и его применении. Такой контроль должен улучшить, если это необходимо, уровень и качество освоения темы.
• Шаг седьмой. Повторение пройденного материала. Обязательно предусмотреть возвращение к пройденному материалу не только на следующем уроке, но и через некоторое время. Так можно способствовать уточнению и более прочному закреплению материала в памяти.
Понятно, что рассмотренные шаги входят не в один урок. Обычный комбинированный урок содержит все эти
элементы, но они, как правило, касаются различных тем: одна объясняется и закрепляется, а представление о другой проверяется и корректируется. Однако перед разбиением тематического плана на отдельные уроки нужно его разработать. Разрабатывая план рассмотрения конкретного материала, можно опять вспомнить рекомендации Л.Н. Толстого учителю: «Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может знать и понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя» [1].
Важным понятием в системе обучения и воспитания является коллектив. Под коллективом понимается группа учащихся, объединенная общими целями и задачами, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития и организованности. В последнее время понятие «коллектив» заменяют терминами «команда», «самоуправляемая организация» или «сплоченная группа». Создание связей, обеспечивающих сплоченное взаимодействие, способствует тому, что класс становится более управляемым, увеличивается мотивация совместной деятельности, возрастает вклад, вносимый отдельными учащимися в общее дело, растет эффективность совместной деятельности, создается благоприятный социально-психологический климат.
В процессе создания коллектива можно выделить три основные стадии: первая - структурирование группы для организации совместной социально-значимой деятельности, что способствует образованию системы отношений его членов к содержанию и ценностям деятельности; вторая - возникно-
вение внутри группы устойчивых межличностных отношений, возникающих на основе совместной деятельности и способствующих ее упорядоченью; третья - межличностные отношения, опосредствованные ценностными ориента-циями, не связанными с совместной деятельностью. Третья стадия знаменует возникновение саморегулирующейся структуры, которая соответствует высказыванию А.С. Макаренко о том, что требование преподавателя «усиливается, как эхо в горах» [3], если оно поддержано коллективом. Если нет сплочения в группе, получается, что она управляется только снаружи - силой указаний руководителя, а если создан коллектив, то группа управляется еще и изнутри -за счет того, что члены коллектива разделяют общие ценности и стремятся к единой цели.
Преподавание в рамках классно-урочной системы строится в основном на конкуренции и организации соревнования, что не всегда способствует становлению сплоченности и совместимости в коллективе. Можно попытаться преодолеть эту конкуренцию и внести элементы сплочения в деятельность класса, организуя мозаичные учебные подгруппы. Для этого нужно разделить учеников на подгруппы по 5-6 человек и дать им темы для подготовки к уроку-конференции. При этом разбивка может быть произвольной, а может учитывать личные предпочтения учащихся. Однако лучше, чтобы в каждой группе были как «сильные», так и «слабые» ученики, как общительные, так и замкнутые. Каждый ученик получает задание, основанное на освоении собственного «кусочка» информации. После того, как они усвоят свои фрагменты мозаики, они должны объяснить друг другу специфику своего
фрагмента. Так выполняется работа в подгруппе. Затем подгруппа вносит свой вклад в деятельность класса. При этом целостная информация может сложиться только в том случае, если собрать все «кусочки». Таким образом каждый учащийся вносит вклад в решение общей задачи. Этот вклад одновременно и уникальный, и существенный - без любого единичного фрагмента не получится целое. При такой постановке задачи даже самые большие любители конкуренции поймут, что достичь успеха можно только сообща, научатся уважать своих товарищей и работать в команде. Основные правила организации мозаичных групп:
• члены разных групп имеют одинаковый статус в рамках учебной ситуации;
• они объединены общей целью, но разбиты на подгруппы в соответствии с частными задачами;
• члены подгруппы и отдельных групп осознают необходимость сотрудничества для достижения общей цели;
• члены групп в процессе свободного общения проводят вместе достаточно времени, чтобы они могли узнать друг друга и между ними могли возникнуть дружеские отношения за рамками поставленных задач.
По такой же схеме в рамках воспитательного процесса проходит организация коллективных творческих дел или исследовательских проектов. Естественно, что сплочение класса и создание на этой основе коллектива - центральная задача воспитания, но значительных успехов в этой деятельности можно достичь и в процессе обучения. Ведь даже если учитель не является классным руководителем, он все равно заботится об успехах своих учеников. Л.Н. Толстой по похожему поводу отмечал: «Если учитель имеет только лю-
бовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все
книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель» [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. 3-е изд., дополн. М.: Дом педагогики, 1999. 608 с.
2. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 131 с.
3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. М.: ИТРК, 2003. 736 с.
4. Толстой Л.Н. Избранное. СПб.: Лениз-дат, 1983. 429 с.
УДК 379.85
А.В. ХОРЕВА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОЦИАЛЬНОМ КОНЦЕПТЕ ТУРИЗМА: ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ У СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Рассматривается теория социального концепта в условиях развития туристских де-стинаций, поднимаются вопросы, связанные с идеализацией образа предпринимателя у студентов туристской профессионализации.
Ключевые слова: социальный концепт, туристская дестинация, предприниматель, предпринимательство в туризме, туристская профессионализация.
In article the theory of a social concept in the conditions of development of tourist destination is considered, questions connected with idealization of an image of the businessman at students of tourist professionalizing are brought up.
Key words: social concept, tourist destination, the businessman, business in tourism, tourist professionalizing.
К ТЕОРИИ ВОПРОСА СОЦИАЛЬНОГО КОНЦЕПТА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ
Терминологическое значение понятия «концепт» (лат. сопсерШз - понятие) -многозначный термин, который из© Хорева А.В., 2014
бирательно окрашивается сферой его практического наложения. Наиболее общее определение концепта содержится в Оксфордском словаре А. Хорн-би (1974) и включает следующие ключевые моменты: идея, лежащая в основе целого класса вещей; общепринятое мнение, точка зрения; абстрактная, обобщенная репрезентация объ-