Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РЕГИОНА / КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ РОСТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Булатова Н.Н., Алексеева В.В.

В данной статье проведен SWOT-анализ положения Республики Бурятия, рассматриваются направления развития региона, основанные на ключевых точках роста и реализации ее конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY POINTS OF THE REGIONAL DEVELOPMENT

The article presents the SWOT-analysis of the Republic of Buryatia, the direction of the regional development, based on the key points of the growth and realization of its competitive advantages.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Н.Н. Булатова, д-р экон. наук, проф., ВСГТУ В.В. Алексеева, аспирант ВСГТУ

УДК 332.1 (571.54)

КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ РОСТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье проведен SWOT-анализ положения Республики Бурятия, рассматриваются направления развития региона, основанные на ключевых точках роста и реализации ее конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: региональная экономика, конкурентные преимущества региона, ключевые точки роста.

N.N. Bulatova, Dr. of Economics, Prof., V.V. Аlekseeva, P.G.

KEY POINTS OF THE REGIONAL DEVELOPMENT

The article presents the SWOT-analysis of the Republic of Buryatia, the direction of the regional development, based on the key points of the growth and realization of its competitive advantages.

Key words: regional economy, competitive advantage of the region, the key points of growth.

Одним из факторов ускоренного социально-экономического развития России, а также ее регионов и, прежде всего Сибири и Дальнего Востока, может стать использование выгод их экономико-географического положения между тремя бурно развивающимися центрами мирохозяйственной системы: Северной Америкой, Европейским Союзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Особое место в Байкальском регионе занимает Республика Бурятия (РБ). Рост экономики РБ должен базироваться на реализации собственной модели развития, основанной на ее конкурентных преимуществах и ключевых точках роста.

Проведенный нами SWOT-анализ положения Республики Бурятия позволил выявить сильные и слабые стороны региона, а также существующие угрозы и открывающиеся возможности для перспективного развития республики.

Объективно сильными сторонами Республики Бурятия являются:

1. Высокий транзитный потенциал.

2. Близость к быстроразвивающимся странам АТР и ЮВА.

3. Наличие тесных и устойчивых торговых и транспортно-экономических связей с Монголией и Китаем. Республика Бурятия географически представляет собой перекрестие транспортных и транзитных путей сообщения Европы и Центральной Азии. В этих условиях перспективы развития РБ приобретают стратегическую значимость для Российской Федерации.

4. Высокий экологический и туристско-рекреационный потенциал территории РБ. Благодаря уникальной природе озера Байкал республика идеальна для развития в ней различных видов туризма — классического, экспедиционного и специализированного, в том числе этнографического и религиозного. В настоящее время особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкал» Республики Бурятия включена в число семи российских туристско-рекреационных территорий, которые будут создаваться и функционировать в правовом режиме особых экономических зон.

5. Намечаемые значительные объемы нового транспортного строительства в республике в связи с масштабным промышленным освоением ее природных ресурсов в рамках реализации инвестиционного проекта развития Забайкалья.

К слабым сторонам следует, прежде всего, отнести:

1. Низкую плотность сети дорог и неравномерность транспортной освоенности территории. Неразвитая транспортная инфраструктура байкальского макрорегиона в целом не позволяет обеспечить связь с центрами деловой активности, находящимися в европейской части РФ и странах АТР.

2. Высокий уровень износа основных фондов на всех видах транспорта.

3. Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры.

4. Низкий уровень инфраструктурного обустройства приграничной территории (Кяхта и Наушки), затрудняющий прохождение растущих грузопотоков.

5. Зависимость увеличения грузопотоков и развития ТЛК республики от политической ситуации в Монголии.

6. Экологические ограничения, влияющие на экономику республики, и неоправданно высокая стоимость используемых экономикой Бурятии энергетических ресурсов повышают себестоимость производимой на ее территории продукции, в том числе, с учетом ее доставки в центральные регионы Рос-

сии, на Урал или на Дальний Восток либо с учетом доставки из этих регионов необходимых сырья, материалов, комплектующих и техники, не производимых на территории Республика Бурятия или в соседних регионах.

7. Отсутствие выраженной экономической специализации региона в сочетании с низкой доходной обеспеченностью бюджета.

8. Сходство потенциальных конкурентных преимуществ Бурятии с соседними субъектами Российской Федерации - Иркутской и Читинской областями.

В качестве возможной угрозы благоприятному геополитическому и геоэкономическому положе -нию республики и перспективам развития транспортного комплекса рассматриваются следующие факторы:

1. Возможные негативные последствия вступления России в ВТО.

2. Конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства.

3. Дальнейший отток инвестиций в сырьевые отрасли республики.

4. Принятие на федеральном уровне программных и нормативно-правовых документов без учета экономических интересов РБ.

5. Опережающая модернизация транспортных коридоров на юге, в обход российских границ.

Факторами, способствующими обеспечению прорыва в уровне социально-экономического развития Республики Бурятия, являются:

1. Экономический рост и политическая стабильность в России.

2. Разработка и реализация совместных инфраструктурных проектов с Монголией и Китаем.

3. Развитие сотрудничества в рамках СФО и Прибайкальского региона.

4. Реализация программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, а также инвестиционного проекта комплексного развития Забайкалья.

5. Развитие новых производств на базе инновационных технологий и создание интегрированных производственно-транспортных комплексов.

6. Развитие логистической инфраструктуры и формирование интегрированной ТЛС в Республике Бурятия.

7. Создание нового МТК «Улан-Удэ - Улан-Батор - Центральный Китай - порты ЮВА» [2].

Рис. 1. Ключевые точки роста регионального развития.

Исходя из проведенного нами SWOT-анализа мы предлагаем следующее направление развития региона, основанное на ключевых точках роста и реализации ее конкурентных преимуществ (рис.1).В соответствии с программой социально-экономического развития Республики Бурятия до 2017 г. одной из основных ключевых точек роста является освоение природных ресурсов [1].

Для более точной характеристики развития и размещения производительных сил нами проведено территориально-экономическое зонирование в соответствии с их привязкой к основным источникам природных ресурсов и транспортным коммуникациям. Мы выделили 6 территориально-экономических

зон, которые образуют основные центры грузообразования и которые должны формировать интегрированные производственно-транспортные комплексы:

1) Центральный экономический район

Ядром Центрального экономического района (город Улан-Удэ, Иволгинский, Селенгинский, Заи-граевский районы) является Улан-Удэнский промышленный узел, где находится 67% всех промышленных предприятий. Это машиностроительные, приборостроительные заводы, а также предприятия легкой и пищевой промышленности.

2) Северо-Восточный экономический район

В Северо-Восточный экономический район входят Баунтовский эвенкийский, Еравнинский, Ки-жингинский и Хоринский районы. Здесь развита золотодобывающая промышленность, ведутся опытные работы на Хиагдинском урановом месторождении. Кижингинский и Еравнинский районы Бурятии традиционно развивают сельскохозяйственное производство.

3) Юго-Восточный экономический район

Структурообразующим объектом Южного экономического района (Бичурский, Кяхтинский, Му-хоршибирский, Тарбагатайский районы) является Тугнуйский угольный разрез — одно из крупнейших в республике предприятий топливно-энергетической отрасли.

4) Южный экономический район

В Южный экономический район входят Джидинский (крупный сельскохозяйственный центр) и Закаменский районы.

5) Прибайкальский экономический район

Прибайкальский экономический район (Кабанский, Прибайкальский районы) включает в себя Се-ленгинский целлюлозно-картонный комбинат, Тимлюйский цементный завод, Тимлюйский завод асбе-сто-шиферных изделий, Таловский завод железобетонных конструкций, Татауровский комбинат строительных материалов.

6) Северный экономический район

Северный макрорайон включает в себе г. Северобайкальск, Муйский и Северо-Байкальский районы. В Северо-Байкальском районе развиты заготовка древесины, ее обработка, улов рыбы, производство хлебобулочных изделий. Сельское хозяйство района специализируется на выращивании зерновых культур, картофеля, овощей.

Выделенные основные центры грузообразования позволили построить перспективную схему транспортных потоков в региональной экономической системе Республики Бурятия, которые, в отличие от известных, базируются на комплексном анализе сложившегося природно-экономического потенциала и фактического размещения производительных сил региона. В связи с этим нами разработана методика взаимосвязи освоения объемов производства и работы транспорта, которая позволяет выявить и прогнозировать не только общие тенденции в их развитии, но и разрабатывать комплексные меры по повышению их интегральной эффективности.

Определение тесной взаимосвязи масштабов и характера перевозочной работы транспорта и объемов производства продукции позволит выявить и прогнозировать не только общие тенденции в их развитии, но и разрабатывать комплексные меры по повышению их интегральной эффективности.

Установить тенденции наблюдаемых взаимосвязанных процессов можно методами статистических исследований, в частности, математическими методами анализа корреляционных связей. С их помощью вычислен коэффициент корреляции (г): для отправленных грузов железнодорожным транспортом г = 0,953, а для перевезенных грузов автомобильным транспортом и в т.ч. автотранспортом общего пользования, соответственно, г = 0,951 и г = 0,985.

Затем с помощью уравнения корреляционной связи определим значения результативного признака (у) при увеличении факторного (х) для каждого вида транспорта в отдельности:

а) отправление грузов железнодорожным транспортом:

у = 2,151 + 0,0007х; (1)

б) перевозки грузов автотранспортом:

у = - 8,527 + 0,0342х; (2)

в) в том числе автотранспортом общего пользования:

у = - 3,246 + 0,0110х. (3)

Следует отметить, что взаимосвязь между объемом производства и транспортом учитывается различными способами. Наряду с корреляционным методом для анализа сложившихся пропорций между ростом производства продукции и ростом перевозок грузов целесообразно использовать коэффициенты перевозимости (в общем случае - грузоемкость общественного продукта).

Результаты расчетов перспективных размеров грузовых перевозок на основных видах транспорта республики можно представить в виде трех вариантов.

Первый вариант, рассчитанный через произведенную продукцию с помощью корреляционных уравнений, практически совпадающий с прогнозом, основанным на стабильном коэффициенте перево-зимости грузов, учитывает ожидаемые в перспективе масштабы развития экономики страны и заложенные в макроэкономическом прогнозе широкие возможности роста производства.

Второй вариант, при снижающемся коэффициенте перевозимости грузов, исходит из возможности некоторого снижения удельной транспортной работы за счет рационализации, как самих перевозок, так и размещения производства.

Третий вариант, при повышающемся коэффициенте перевозимости грузов, предполагает относительное увеличение затрат транспорта на каждую единицу произведенного продукта в результате структурной перестройки экономики страны в условиях перехода к рынку. Здесь учитывалось дальнейшее вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, формирование современных производственных комплексов, осуществление долгосрочных строительных программ и возникновение новых требований к транспорту [2].

Следующей ключевой точкой роста является формирование в регионе интегрированной транс-портно-логистической системы, основной целью которой является обеспечение на территории Республики Бурятия эффективного взаимодействия всех видов транспорта_и логистических узлов в процессе транспортного обслуживания пассажиров и обработки грузов и взаимодействия с транспортно-логистическими элементами Сибирского федерального округа, других федеральных округов, макроэкономических регионов, субъектов Российской Федерации и Евроазиатского экономического сообщества.

В связи с этим нами предложены новые подходы к формированию региональной транспортной политики:

- осуществление единой транспортной стратегии «большого скачка» на период до 2013 г;

- выработка системы стратегических приоритетов развития транспортной инфраструктуры;

- структурная модернизация транспорта;

- совершенствование управления на всех видах транспорта;

- полное устранение препятствий для экономического развития к 2018 г.;

- формирование к 2027 г. эффективной транспортной системы региона, соответствующей потребностям его устойчивого экономического роста.

Формирование в регионе транспортно-логистической системы должно осуществляться поэтапно за счет реализации предлагаемой нами модели развития транспортного комплекса.

В этой связи мы предлагаем 3 этапа реализации модели развития транспортного комплекса РБ:

1 этап - в краткосрочной перспективе - формирование транспортного холдинга, основной целью которого является обеспечение внутренних перевозок плюс долгосрочная стратегия экспорта топливно -сырьевых товаров за счет построения эффективной транспортной инфраструктуры, увязанной с перспективными сценариями роста производительных сил региона.

2 этап - в среднесрочной перспективе - формирование транспортно-логистического кластера - это транспортный холдинг плюс участие в международных транспортных коридорах плюс формирование собственной конкурентоспособной транспортно-логистической системы.

Основными целями программы формирования и функционирования ТЛК РБ являются:

• Повышение качества транспортно-логистического обслуживания потребителей как внутри РБ, так и вне его в пределах внутрирегиональной сети транспортных коммуникаций; приближение качества обслуживания к мировым стандартам.

• Внедрение современных интегрированных логистических технологий управления региональными материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками.

• Развитие производственно-технической базы и инфраструктуры транспортного комплекса РБ.

• Решение социально-экономических задач развития региона за счет создания новых рабочих мест и увеличения поступлений в доходные части бюджетов субъектов РФ в регионе от функционирования ТЛК.

• Развитие внешнеэкономических связей за счет привлечения иностранных инвестиций и партнеров в формируемый ТЛК и обеспечения высокого уровня транспортно-логистического обслуживания экспортно-импортных операций в соответствии с мировыми стандартами.

Предлагаемая схема транпортно-логистического кластера представлена на рисунке 2.

Транспортно-логистический кластер

Власть

I

1. Законодательные органы власти

2.Исполнительные органы власти

3. Органы местного самоуправления

I

Бизнес

Ядро кластера Транспортно-логистический центр ТЛЦ Мультимодальная транспортно-логистическая зона

1.Международный аэропорт и аэропортовое хозяйство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. БО ВСЖД

3. Автотранспортные предприятия

4.Дорожное хозяйство

5. Сервис транспортных средств

6. Транспортно-экспедиционные организации

7. Складские и терминальные комплексы

Институты

1. Общественные обь-единения производителей товаров и услуг

2.Банки и другие финансовые учреждения

3. Образовательные учреждения

4.Научные и проектные организации

Потребители

Внеш- Пред- Предпри- Предпри- Пред- Прочие

нетор- приятия ятия гор- ятия приятия потре-

говые зоны нодобы- строитель- турист- бители

опера- АПК вающего ного кла- скорек-

торы кластера стера реаци-

онного

кластера

Рис. 2. Схема транспортно-логистического кластера РБ

3 этап - в долгосрочной перспективе - «Международный транспортный узел» - это ТЛК плюс формирование региональной макроинтегрированной транспортно-логистической системы Байкальского региона. И на этой основе создание Азиатской логистической платформы (АЗЛП), которая обеспечит региональную и межрегиональную интеграцию логистических комплексов Иркутской области, Забайкалья и Монгольской Республики, осуществляемую на базе инновационных технологий, формирования и реализации единого информационного, организационно-экономического, нормативно-правового, научно-технического и кадрового потенциала.

Предлагаемая нами поэтапность в развитии транспортного комплекса интегрирует все потенциальные эффекты развития транспортной системы в целом, включая возможность формирования условий для участия Байкальского региона в международном транспорте в качестве сильного и равного партнера международного рынка транспортных услуг.

В рамках каждого этапа нами определены стратегические цели и задачи, приоритеты развития, основные направления и пути решения, ожидаемые конкретные результаты.

Следующей ключевой точкой роста является реализация преимуществ геополитического и транзитного потенциала республики.

Большое влияние на перспективы развития всего социально-экономического комплекса в Республике Бурятия, на наш взгляд, может оказать формирование нового международного транспортного коридора (МТК) «Монгольский вектор» в направлении «Улан-Удэ — Наушки - Улан-Батор - Центральный Китай (Пекин) - порты Юго-Восточной Азии». Данное направление может обеспечить кратчайший выход крупным товароматериальным потокам из Китая на Транссиб и в обратном направлении, что позволит реализовать существенные конкурентные преимущества Улан-Удэнскому транспортному узлу и послужит стимулом для оживления экономики и социальной сферы в Республике Бурятия.

В этой связи нами предлагается концепция формирования единой инновационной инфраструктуры в виде трансграничного кластера, основанной на принципиально новом методологическом подходе синтеза теории кластеров и интегрированной логистики к оценке параметров развития приграничной инфраструктуры, органично сочетающем исследование систем и объектов международных транспортных коридоров и транзитных услуг. Использование теории кластеров к структурному оформлению приграничной инфраструктуры позволяет объединить региональные участки международных транспортных коридоров в единую зону приграничного сотрудничества. Использование теории интегрированной логистики позволяет определить эффективный механизм взаимодействия участников транспортных коридоров через создание сети транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ).

Таким образом, рост экономики Республики Бурятия может базироваться на реализации собственной модели развития, основанной на реализации ее конкурентных преимуществ и ключевых точках роста.

Библиография

1. «Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2017 года»

2. Политранспортная система Республики Бурятия: современное состояние и перспективы развития: монография / Булатова Н.Н., Алексеев В.М., Алексеева В.В. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009.

Bibliography

1. "The Social and Economic Development Program of the Republic of Buryatia in 2008-2010 and for the period until 2017"

2. Polytransport system of the Republic of Buryatia: present state and development prospects: Monograph / Bula-tova N.N., Alekseev V.M., Alekseeva V.V. - Ulan-Ude: ESSTU Press, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.