Научная статья на тему 'Инфраструктурная составляющая регионального развития'

Инфраструктурная составляющая регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / REGIONAL DEVELOPMENT / BURYAT REPUBLIC / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Алексеева В. В.

Рассмотрены перспективы развития Республики Бурятия как стратегически значимого для Российской Федерации региона, проведен SWOT-анализ геополитического положения республики, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также существующие угрозы и открывающиеся возможности для перспективного развития республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE COMPONENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

The article deals with development prospects of Buryat Republic as strategically important region of the Russian Federation. The author carries out a SWOT-analysis of geopolitical position of the republic, which has shown the strengths and weaknesses, as well as the real threats and opportunities for development of the region.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурная составляющая регионального развития»

О

(N

УДК 332.1 ББК 65.049

ИНФРАСТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Рассмотрены перспективы развития Республики Бурятия как стратегически значимого для Российской Федерации региона, проведен SWOT-анализ геополитического положения республики, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также существующие угрозы и открывающиеся возможности для перспективного развития республики.

Ключевые слова: региональное развитие, Республика Бурятия, инфраструктура.

V.V. Alekseeva

INFRASTRUCTURE COMPONENT OF REGIONAL DEVELOPMENT

ssi

2sl

KS г

“Is1

НА

Ой"

^ 1

ü

«Л*

h н! « Р I

8s! "5 о

ьО*

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article deals with development prospects of Buryat Republic as strategically important region of the Russian Federation. The author carries out a SWOT-analysis of geopolitical position of the republic, which has shown the strengths and weaknesses, as well as the real threats and opportunities for development of the region.

Keywords: regional development, Buryat Republic, infrastructure.

В современных условиях возникает необходимость концентрации ресурсов на развитии транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры в стратегически значимых регионах, способных стать опорными для развития сотрудничества с сопредельными государствами, наращивания экспортного и промышленного потенциала страны.

Одним из факторов ускоренного социально-экономического развития России, а также ее регионов, и прежде всего Сибири и Дальнего Востока, может стать использование выгод их экономико-географического положения. В этих условиях возникает необходимость разработки и реализации стратегии взаимоувязанного консолидированного развития регионов страны, в рамках которой можно было бы обеспечить устойчивое развитие Сибири и Дальнего Востока в составе единого геополитического и социально-экономического пространства Российской Федерации.

Поэтому на первый план выдвигается так называемый «сибирский вектор». В его рамках сходятся многие геополитические и геоэкономи-ческие интересы Российской Федерации, которые потребовали объявления Байкальского макрорегиона и Дальнего Востока стратегическими регионами России. Для данных регионов должны быть созданы центры притяжения товароматериальных, информационных, людских и финансовых потоков.

В последнее десятилетие социально-экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока осуществляется под влиянием следующих основных тенденций:

- усиление внимания стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая и Японии, к природным и территориальным ресурсам Сибири и Дальнего Востока;

© В.В. Алексеева, 2011

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

Ен^ I

ой-

^ 1

5к I

^ Л £ ё§|

«¡г I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£м§ц

МО I £И4

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

- неконтролируемое проникновение иностранного капитала в стратегические секторы экономики Сибири и Дальнего Востока;

- свертывание экономической активности государства на территории Сибири и Дальнего Востока, резкое сокращение хозяйственных и транспортно-экономических связей между европейскими и азиатскими регионами России;

- ослабление внутренних интеграционных связей между отдельными регионами Сибири и Дальнего Востока.

Особое место в Байкальском регионе занимает Республика Бурятия (рис. 1).

Рис. 1. Карта-схема Республики Бурятия

Рост экономики Республики Бурятия базируется на реализации собственной модели развития, основанной на долгосрочном планировании. Создание единого экономического пространства республики во многом зависит от степени развития транспортной инфраструктуры региона. В этой связи особенно актуальной является необходимость сбалансированного развития транспортной системы региона. Разработка основных направлений, определение приоритетов развития транспортного комплекса, призванных обеспечить комплексность и единство транспортной системы, в целом могут создать основу для разработки соответствующих отраслевых программ.

Перспективы развития Республики Бурятия как стратегически значимого для Российской Федерации региона связаны с решением следующих стратегических задач:

- увеличение природно-ресурсного потенциала республики;

- транспортное освоение территории и снижение пространственных дисбалансов;

- внедрение инновационных технологий и создание интегрированных производственно-транспортных комплексов и особых экономичес-

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

Ой"

^ 1

5к I

^ Л £ ё§|

« ¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

ЙО I £й4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

ких зон, формирующих на территории региона основные центры грузо-образования;

- развитие логистической инфраструктуры и формирование Бурятской региональной транспортно-логистической системы (БР ТЛС);

- реализация экспортно-импортного, транзитного и туристско-рекреационного потенциала республики;

- развитие государственно-частного партнерства и привлечение инвестиций крупных российских и иностранных компаний;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- расширение сотрудничества с регионами СФО, Забайкалья и ДФО, а также с соседними государствами — Монголией и Китаем.

Проведенный SWOT-анализ геополитического положения Республики Бурятия позволил выявить сильные и слабые стороны региона, существующие угрозы и открывающиеся возможности для перспективного развития Республики.

Объективно сильными сторонами Республики Бурятия являются:

1. Высокий транзитный потенциал региона.

2. Близость республики к быстроразвивающимся странам АТР и ЮВА (рис. 2).

Рис. 2. Географическое положение Республики Бурятия

3. Наличие у Республики Бурятия тесных и устойчивых торговых и транспортно-экономических связей с Монголией и Китаем. Кроме того, на территории республики пересекаются пути сообщения между странами Европы и Центральной Азии. В этих условиях перспективы развития республики приобретают стратегическую значимость для Российской Федерации.

4. Высокий экологический и туристско-рекреационный потенциал территории. Благодаря уникальной природе оз. Байкал территория Республики Бурятия идеальна для развития различных видов туризма — классического, экспедиционного и специализированного, в том

%

^ числе этнографического и религиозного. В настоящее время особая эко-

номическая зона туристско-рекреационного типа «Байкал» Республики Бурятия включена в число семи российских туристско-рекреационных территорий, которые будут создаваться и функционировать в правовом ^ режиме особых экономических зон.

5^ 5. Намечаемые значительные объемы транспортного строительства

в республике в связи с масштабным промышленным освоением природных ресурсов Бурятии в рамках реализации инвестиционного проекта развития Забайкалья.

К слабым сторонам следует отнести прежде всего следующие моменты:

1. Низкая плотность сети дорог и неравномерность транспортной освоенности территории. Неразвитая транспортная инфраструктура Байкальского макрорегиона в целом не позволяет обеспечить связь с центрами деловой активности, находящимися в европейской части РФ и странах АТР.

2. Высокий уровень износа основных фондов на всех видах транспорта.

3. Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры.

4. Низкий уровень инфраструктурного обустройства приграничной территории в районах Кяхты и Наушек, затрудняющий прохождение растущих грузопотоков.

5. Зависимость объема грузопотоков и развития ТЛК республики от политической ситуации в Монголии.

6. Экологические ограничения, влияющие на экономику республики, и неоправданно высокая стоимость используемых в экономике региона энергетических ресурсов. Это повышает себестоимость производимой на его территории продукции с учетом ее доставки в центральные регионы России, на Урал или Дальний Восток либо с учетом доставки из этих регионов необходимых сырья, материалов, комплектующих и техники, не

; производимых на территории республики или в соседних регионах.

7. Отсутствие выраженной экономической специализации региона в

ой § сочетании с низкой доходной обеспеченностью бюджета.

^1 8. Сходство потенциальных конкурентных преимуществ Бурятии с

^ | преимуществами соседних субъектов Российской Федерации — Иркутом 1 ской и Читинской областей.

в В качестве возможной угрозы благоприятному геополитическому и гео-

§к§ экономическому положению республики и перспективам развития транс-

в портного комплекса Бурятии рассматриваются следующие факторы:

иоэ - возможные негативные последствия вступления России в ВТО;

к®3 - конъюнктурный спад спроса на продукцию местного производства;

- дальнейший отток инвестиций из сырьевых отраслей республики;

- принятие на федеральном уровне программных и нормативно-пра-

23 вовых документов без учета экономических интересов региона;

- опережающая модернизация транспортных коридоров на юге, в обход российских границ.

Факторами, способствующими обеспечению прорыва в уровне соци-1^ ально-экономического развития Республики Бурятия, являются:

- экономический рост и политическая стабильность в России;

со - разработка и реализация совместных инфраструктурных проектов

Нс Монголией и Китаем;

- развитие сотрудничества в рамках СФО и Прибайкальского региона;

н

о

%

О

(N

SS1

2нё Яч >

MhSI

HSS

n3i

Ен^ I

ОЙ"

^ 1

5s s

^ Л £ ё§! h Е

« Р I

8s! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

- развитие новых производств на базе инновационных технологий и создание интегрированных производственно-транспортных комплексов;

- развитие логистической инфраструктуры и формирование интегрированной ТЛС в Республике Бурятия.

Обладая высоким природно-ресурсным потенциалом и выгодным геоэкономическим положением в системе национальных и международных транспортных коридоров, Республика Бурятия имеет широкие возможности для перехода в ближайшей перспективе от дотационного бюджета к эффективной конкурентоспособной экономике инновационного типа. Перспективы развития региона в основном связаны с разработкой природно-ресурсного потенциала и созданием на этой базе интегрированных производственно-транспортных комплексов, которые формируют на территории региона основные центры грузообразования. Причем к ним можно отнести не только центры добывающей отрасли промышленности, но и крупные промышленные предприятия, транспортные узлы, получающие грузы из внешних источников (по экспорту или из других регионов). Создание и развитие на этой основе интегрированных производственно-транспортных комплексов приведет к приросту грузовой и пассажирской базы. Так, если в 2007 г. пассажиропоток составил 750 млн пассажиро-километров, грузооборот — 34,5 млрд ткм, то в 2017 г. пассажиропоток увеличится до 1 750 млн пассажиро-километ-ров, а грузооборот — до 90 млрд ткм.

В связи с возрастающими объемами грузопотока разрабатываются и реализуются инвестиционные проекты по доведению технологического уровня транспортной инфраструктуры в Республике Бурятия до соответствия потребностям экономики республики, развития туризма, приграничного сотрудничества, требованиям экологической безопасности.

Тем не менее существующие в транспортной отрасли проблемы во многом сдерживают развитие транспортного комплекса. Тройное несоответствие между требованиями развивающейся экономики 2000-х гг., транспортной системой, сформировавшейся в 70-80-е гг. прошедшего столетия, и рядом решений, принятых в 90-е, порождает ограничения экономического роста со стороны инфраструктуры и ведет к увеличению разрыва между потребностями населения в территориальной мобильности и уровнем транспортного обеспечения.

Поэтому в современных условиях Республике Бурятия необходима существенная государственная поддержка в восстановлении и подъеме транспортной отрасли, что приведет к новому этапу в развитии транспортного комплекса Республики Бурятия.

Разработка транспортной стратегии региона должна быть основана на принципах опережающего развития транспортного комплекса, использования новых инновационных подходов в управлении транспортным комплексом, чтобы он был способен в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах.

Информация об авторе

Алексеева В.В. — аспирант, Восточно-Сибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ, e-mail: vera-20@mail.ru.

Author

Alekseeva V.V. — post-graduate student, East-Siberian State Technological University, Ulan-Ude, e-mail: vera-20@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.