Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сангадиева И. Г.

Целью данной статьи является разработка перспективных направлений транспортно- инфраструктурного развития региона на основе решений существующих проблем в транспортной инфраструктуре. Актуальность работы обусловлена геополитическим положением Республики Бурятия как транспортного моста между Европой и Азией, что определяет новое качественное содержание региона как пограничной территории. Реализация экономического коридора «Россия-Монголия-Китай» и соответствующих инфраструктурных проектов в рамках этой программы невозможна без развития транспортно-логистической инфраструктуры и отсутствия в стратегических программных документах целей ее формирования замедляет поступательное развитие региона и его вхождение в мировую транспортную систему. Представленные в работе стратегические приоритеты развития региональной транспортной инфраструктуры на примере Республики Бурятия обеспечивают реализацию новой транспортной политики, соответствующей национальным интересам Российских регионов в условиях высокой динамики развития внешнеэкономических связей. В работе предложена программа формирования организационно-функциональной логистической структуры транспортной инфраструктуры региона, в основе которой лежат объективные предпосылки, факторы внутрирегионального развития, отражающие специфику региона. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении программ регионального развития в части формирования транспортно-логистической инфраструктуры, что позволит адаптивно проводить модернизацию инфраструктуры регионального экономического пространства. В качестве выводов автором предполагается, что благодаря разработке и реализации стратегических ориентиров как долгосрочной программы развития транспортной инфраструктуры Республики Бурятия сформируется новая более сбалансированная модель развития экономики региона, которая обеспечит заметный рост конкурентоспособности ее социальной и экономической сферы, что позволит выступить ей в качестве равноправного партнера в международном транспортном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR TRANSPORT AND INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT OF THE REGION

He purpose of this article is to develop prospective lines of transport and infrastructure development of the region based on solving the existing problems in the transport infrastructure. The paper’s relevance is conditioned by the geopolitical location of the Buryat Republic as a transport bridge between Europe and Asia what determines new qualitative content of the region as a border area. The economic corridor «Russia- Mongolia - China» and relevant infrastructure projects within this program is impossible without transport and logistics infrastructure development, and the lack of objectives for its formation in the strategic policy documents reduces progressive development of the region and its entry into the world transport system. The presented strategic development priorities of the regional transport infrastructure on the example of the Buryat Republic provide implementation of a new transport policy corresponding to the national interests of Russian regions under the conditions of high dynamics in development of foreign economic relations. The paper discusses formation program of organizational and functional logistics structure of the region’s transport infrastructure based on the objective prerequisites, factors of intraregional development reflecting the specific nature of the region. The study results can be used by regional and municipal authorities within the preparation of regional development programs in formation of transport and logistics infrastructure what will adaptively allow upgrading of regional economic space. In conclusion, the author assumes that development and implementation of strategic focuses as a long-term program for transport infrastructure development of the Buryat Republic will form a new, more balanced model of the regional economy development that will provide noticeable growth of its social and economic competitiveness what will make possible to perform as an equal partner in international transport cooperation.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

УДК 332.1:338.49

И.Г. Сангадиева, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и регионального управления, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова e-mail: sangadieva@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Целью данной статьи является разработка перспективных направлений транспортно-инфраструктурного развития региона на основе решений существующих проблем в транспортной инфраструктуре. Актуальность работы обусловлена геополитическим положением Республики Бурятия как транспортного моста между Европой и Азией, что определяет новое качественное содержание региона как пограничной территории. Реализация экономического коридора «Россия-Монголия-Китай» и соответствующих инфраструктурных проектов в рамках этой программы невозможна без развития транспортно-логистической инфраструктуры и отсутствия в стратегических программных документах целей ее формирования замедляет поступательное развитие региона и его вхождение в мировую транспортную систему. Представленные в работе стратегические приоритеты развития региональной транспортной инфраструктуры на примере Республики Бурятия обеспечивают реализацию новой транспортной политики, соответствующей национальным интересам Российских регионов в условиях высокой динамики развития внешнеэкономических связей. В работе предложена программа формирования организационно-функциональной логистической структуры транспортной инфраструктуры региона, в основе которой лежат объективные предпосылки, факторы внутрирегионального развития, отражающие специфику региона. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении программ регионального развития в части формирования транспортно-логистической инфраструктуры, что позволит адаптивно проводить модернизацию инфраструктуры регионального экономического пространства. В качестве выводов автором предполагается, что благодаря разработке и реализации стратегических ориентиров как долгосрочной программы развития транспортной инфраструктуры Республики Бурятия сформируется новая более сбалансированная модель развития экономики региона, которая обеспечит заметный рост конкурентоспособности ее социальной и экономической сферы, что позволит выступить ей в качестве равноправного партнера в международном транспортном сотрудничестве.

Ключевые слова: региональная экономика, транспортная инфраструктура, стратегические ориентиры развития, транспортно-логистическая система.

Особое место в экономическом пространстве Сибири и Дальнего Востока занимает Республика Бурятия, к возможностям которой можно отнести удобство географического положения, позволяющее Республике стать связующем звеном транспортных и транзитных путей сообщения Европы и Центральной Азии. Практически данный регион можно рассматривать как «транспортные ворота» России в Северо-Восточной Азии (СВА).

Выгодное геополитическое положение РБ к регионам СВА в настоящий момент учтено правительством РФ принятием программы создания Экономического коридора «Китай-Монголия-Россия», что несет за собой появление новых индустриальных территориально-отраслевых кластеров, промышленных индустриальных парков, развитие новых производств на базе инновационных технологий и создание интегрированных производственно-транспортных комплексов, работающих на международной арене. Конечно, при наличии условий для развития механизмов международной кооперации между хозяйствующими субъектами разных стран.

Необходимо отметить, что в дорожной карте экономического коридора одним из крупных инве-

стиционных проектов является создание совместной Монголо-Российско-Китайской транспортно-логистической компании. Для реализации данного проекта, в первую очередь, необходима развитая транспортно-логистическая инфраструктура, создание которой позволит Республике Бурятия стать равноправным партнером при ее интеграции в мировую транспортную систему.

Поэтому особенностью функционирования региональной экономики на современном этапе является системообразующая роль транспортной инфраструктуры (ТИ), важность развития которой связана с обеспечением ускорения движения потоков пассажиров, товародвижения, снижением транспортных издержек.

Исследованию проблем развития транспортной инфраструктуры региона посвящены работы многих ученых [1, 5, 6, 8, 9, 10]. Так А.М. Кудрявцев и А.А. Тарасенко рассматривают ТИ как фактор, обладающий способностью обеспечивать целостность территории региона [8]. Ю.В Гольская отмечает, что ТИ формирует синергетический эффект развития региональной экономики при помощи реализации возложенных на нее транспортно-ло-гистических функций [5]. На наш взгляд, именно

геополитический подход к развитию ТИ в условиях региональной специфики предопределяет стратегические приоритеты ее развития, направленные на формирование транспортно-логистической системы. Политика регионального развития в транспортной сфере должна отражать особенности современного этапа сдвига производительных сил на восток страны, связанных с созданием новых центров грузообразования, и на этой основе строительством транспортно-промышленных поясов, управление которыми должно осуществляться транспортно-логистическими центрами [7]. Данный подход позволит развить транспортную систему региона и логистику ее работы до конкурентоспособного состояния.

К объективным предпосылкам формирования транспортно-логистической системы в Республике Бурятия относятся макроэкономические, технологические, институциональные, особый интерес представляют собой, прежде всего, внутрирегиональные факторы, к которым можно отнести:

- благоприятное геополитическое положение города Улан-Удэ. Близость Республики к активно развивающимся странам СВА;

- высокий экологический потенциал территории озера Байкал как объекта мирового природного и экологического наследия. Этот факт создает возможность роста приграничного туризма со стороны Монголии и Китая;

- переход от отраслевой системы управления к преимущественно кластерной политике управления;

- комфортный этносоциальный климат. Наличие свободной рабочей силы. Относительно высокий образовательный уровень;

- наличие крупных промышленных предприятий с элементами высокотехнологичных производств. Крупные запасы минерально-сырьевых, лесных и топливно-энергетических ресурсов;

- наличие транспортной инфраструктуры, в том числе, транзитной транспортной сети железных и автодорог, международного аэропорта, наличие ключевых для РФ транспортных магистралей: Транссиб, БАМ и ветки «Улан-Удэ - Улан-Батор -Пекин» предоставляет региону возможность вхождения в международные транспортные коридоры, расширения транспортно-логистических потоков;

- устойчивые торговые связи с Монголией и рядом провинций Китая. Высокий потенциал для создания совместных предприятий и реализации международных проектов. Укреплению существующих хозяйственных и гуманитарных связей с пограничными субъектами (Монголией, Иркутской областью и Забайкальским краем, Автономным Районом Внутренняя Монголия КНР) способствовало введение с 2014 года безвизового режима между Россией и Монголией.

В настоящее время транспортный комплекс Республики Бурятия представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным. Несмотря на выполнение основных индикаторов работы транспорта, наличие проблем в данной отрасли стало главным препятствием на пути экономического роста региона и его стратегического развития. В течение последнего десятилетия в регионе крайне мало ведется строительство новых автомобильных и железных дорог, не достаточно вводятся в строй новые объекты транспортной инфраструктуры. Существует тенденция старения основных фондов, что приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности. Существующие темпы инвестиций в основные средства не могут обеспечить возобновление материально-технической базы транспортной инфраструктуры. А увеличение объема инвестиций сложно реализовать за счет средств частных инвесторов и требуется федеральное финансирование. Не во всех секторах транспортного комплекса сложились современные бизнес-модели развития транспортных операторов. Отсутствует координация и взаимодействие различных видов транспорта. Имеющиеся проблемы в транспортной инфраструктуре усугубляются спецификой региона, а именно сложными природно-климатическими условиями, исторически сложившейся производственно-экономической структурой, оказывающих негативное влияние на состояние показателей социально-экономического развития таких регионов [1].

Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем развития любых видов деятельности, причиной низкой конкурентоспособности произведённых здесь продукции, товаров и услуг. Нужна технологическая и инфраструктурная модернизация экономики региона. Тем более, что у региона имеются все предпосылки для того, чтобы через мультипликативный эффект развития транспортной инфраструктуры коренным образом укрепить экономическое и геополитическое положение России как мирового финансово-промышленного полюса в центре Евроазиатского континента. Транспортная инфраструктура региона должна быть увязана не только в единую транспортную сеть страны, но и интегрирована в международную транспортную логистическую систему.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры (воздушной, водной, автомобильной, железнодорожной), сохранение и модернизация существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения с учетом требований по безопасности дорожного движения дорожной сети республики должно соответствовать потребностям экономики Республики Бурятия

в развитии приоритетных направлений социально-экономического развития: туризма, освоении природных ресурсов, приграничного сотрудничества и других отраслей.

В связи с этим к основным принятым индикаторам развития транспорта (грузообороту, пасса-жирообороту, доле протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения и так далее), на наш взгляд, в рамках стратегического развития транспортно-логистической инфраструктуры необходимо добавить следующие:

- индексы физического объема инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности транспорта и связи;

- протяженность путей сообщения;

- сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности и удельный вес убыточных организаций транспорта и связи;

- плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;

- число объектов дорожного сервиса, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения;

- наличие гражданских воздушных судов;

- грузооборот и перевозки грузов, выполненные

Основой стратегии формирования и развития транспортно-логистической инфраструктуры региона должны быть следующие направления развития отраслевых комплексов (таблица 1).

регулярными и нерегулярными авиаперевозчиками (транспортная авиация);

- ввод в действие основных производственных мощностей транспорта;

- основные фонды и степень износа основных фондов организаций транспорта и связи;

- число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них на 100 000 человек населения;

- количество терминалов и транспортно-логи-стических центров.

Особое внимание при разработке стратегических приоритетов развития транспортной инфраструктуры следует уделить вопросам создания организационно-функциональной логистической структуры ТИ региона, программа формирования которой представляет собой выполнение ряда мероприятий [2, 7]:

- формирование региональных транспортно-логистических и информационно-аналитического центров;

- развитие системы транспортно-логистических предприятий-посредников между потребителями и производителями региональной продукции вну-

Таблица 1. Направления развития региональной транспортной инфраструктуры

Основные направления

Автомобильный транспорт Развитие узловых объектов транспортной инфраструктуры, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Модернизация подвижного состава пассажирского транспорта. Строительство и реконструкция автомобильных пунктов пропуска через государственную границу в целях развития международных транспортных коридоров и туристического потенциала республики. Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог, мостов, мостовых переходов. Оптимизация автодорожной сети. Строительство газозаправочных станций. Строительство транспортно-логистических терминалов и гостиничных комплексов. Внедрение норм топливной эффективности для автодорожного транспорта. Переход на использование транспорта на альтернативной энергии. Железнодорожный транспорт Реализация проекта по реконструкции способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Строительство и реконструкция железнодорожных станций республики на условиях государственно-частного партнерства. Развитие путевого хозяйства железной дороги. Реконструкция ЖДШ1 «Наушки». Строительство второго железнодорожного пути (Муйский район, п. Таксимо).

Внутренний водный транспорт Возрождение перевозок водным транспортом по реке Селенга. Осуществление строительства и реконструкции портов и причальных сооружений в г. Улан-Удэ и вдоль побережья оз. Байкал и р. Селенга. Воздушный транспорт Реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Улан-Удэ. Модернизация аэропортов и реконструкция взлетно-посадочных полос в п. Таксимо, п. Нижнеан-гарск.

три региона и за его границами в отношении управления материальными потоками региона;

- формирование и оптимизация терминальной сети на уровне региона;

- организация и координация взаимодействия с региональными, федеральными и международными программами и проектами в направлении развития ТИ региона;

- формирование систем материально-технического обеспечения субъектов ТИ на уровне региона;

- создание эффективной системы автосервиса на уровне региона для иностранных и отечественных перевозчиков;

- формирование оптово-розничных товаропроводящих компаний, складов запасных частей, которые приближены к основным автомагистралям, через РИАЦ на основе информационно-компьютерной поддержки [3].

Реализация предложенных проектов в области формирования логистической системы региона обязательно должна сопровождаться мерами государственной поддержки, направленными на:

- содействие по включению финансирования проектов в федеральные, региональные, муниципальные программы поддержки;

- создание условий для перевозчиков в целях постоянного обновления подвижного состава и улучшения качества обслуживания на условиях предоставления государственных субсидий, в том числе за счет средств федерального и регионального бюджета;

- субсидирование затрат по оплате процентов по кредитам и лизинговых платежей, в том числе на частичной основе;

- мероприятия по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе поддержка государственных (муниципальных) предприятий городского электрического транспорта, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива;

- использование и развитие механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства.

Для обеспечения выполнения предложенных проектов развития ТИ необходимо формирование системы институционального обеспечения, включающего в себя:

- нормативно-правовое регулирование реализации проектов;

- совершенствование институтов экономического развития, особенно на муниципальном уровне, обеспечивающих реализацию специфических приоритетов развития ТИ;

- поиск и закрепление новых институциональных партнеров для реализации инвестиционных проектов, поддержка действующих институциональных партнеров;

- проработка новых инвестиционных проектов в рамках транспортно-логистического кластера;

- проработка и технико-экономическое обоснование инфраструктурных проектов, имеющих возможность их реализации в рамках международного транспортного коридора «Китай - Монголия - Россия»:

- проработка вопросов кадрового обеспечения приоритетных транспортно-логистических кластеров.

Предстоящие изменения в транспортной сфере требуют реорганизации системы управления, а именно:

- структурирования деятельности органов власти;

- перераспределения бюджетных средств с увеличением расходов на приоритетные проекты, усиливающие конкурентоспособность региона;

- определения приоритетных проектов развития с учетом государственных и ведомственных целевых программ РФ;

- создания институциональных условий для развития выбранных приоритетных отраслей и комплексов;

- модернизации сложившейся институциональной структуры региональной экономики, в части транспортных министерств.

Основным результатом реализации концепции развития логистической системы транспортной инфраструктуры является:

- поступательное развитие региональных производительных сил при помощи совершенствования производственно-технической базы ТИ региона, создания складской инфраструктуры и современных транспортных коммуникаций;

- рост поступлений в бюджеты всех уровней от расширения потребительского рынка транспортных услуг и функционирования ТИ региона;

- повышение качества транспортных услуг для достижения мировых стандартов;

- развитие внешнеэкономических связей при помощи привлечения зарубежных инвестиций и иностранных предприятий в проекты развития ТИ региона;

- создание эффективной системы управления процессами взаимодействия субъектов ТИ и региона [2].

Таким образом, дальнейшие исследования, связанные с транспортно-инфраструктурным развитием Республики Бурятия, должны быть направлены на разработку новой транспортной стратегии формирования интегрированной транспортно-логистической системы на базе транспортно-логистических центров. Транспортная инфраструктура региона должна быть увязана в единую транспортную сеть страны, соединяющую Россию со странами Европы, ближнего Востока на западе и обеспечивающую возможности транзитных перевозок. Благодаря разработке и реализации стратегических ориентиров как долгосрочной программы развития транспортной инфраструктуры Республики сформируется новая более сбалансированная модель развития экономики региона, которая обеспечит заметный рост (возможно рывок) конкурентоспособности ее социальной и экономической сферы.

Литература

1. Булатова, Н.Н. К вопросу формирования модели инновационно-ориентированного развития транспортной инфраструктуры региона / Н.Н. Булатова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 8 (123). - С. 97-109.

2. Булатова, Н.Н. Формирование интегрированной транспортно-логистической системы Байкальского региона / Н.Н. Булатова // Вестник ВСГТУ - 2011. - № 4. - С. 154-161.

3. Булатова, Н.Н., Алексеев, В.М., Алексеева, В.В. Политранспортная система Республики Бурятия: Современное состояние и перспективы развития: монография / Н.Н. Булатова, В.М. Алексеев,

B.В. Алексеева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 232 с.

4. Гасанов, М.А. Транспортная инфраструктура - фактор устойчивого развития [Электронный ресурс] / М.А. Гасанов, А.З. Омаров // Экономический Портал. - Режим доступа: http://institutiones.com/general -(дата обращения: 15.09.2016).

5. Гольская, Ю.Н. Транспортный инфраструктурный капитал и эффекты влияния транспортной инфраструктуры на региональное развитие / Ю.Н.Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2013. - Т. 2. - С. 151-153.

6. Киселенко, А.Н., Сундуков, Е.Ю., Тарабукина, Н.А., Киселенко, А.А. Существующие подходы моделирования развития транспортной системы региона / А.Н. Киселенко, Е.Ю. Сундуков Н.А. Тарабукина, А.А. Киселенко // Вестник ИБ. - 2009. - № 11. - С. 18-23.

7. Кородюк, И.С., Прокофьева, Т. А., Сергеев, В.И. Региональные транспортно-логистические системы: Проблемы формирования и развития: монография / И.С. Кородюк, Т.А. Прокофьева, В.И. Сергеев В.И. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 328 с.

8. Кудрявцев, А.М., Тарасенко, А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, А.А. Тарасенко // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 6-4. - С. 789-793.

9. Проскурина, И.Ю., Макаров, Д.Б. Приоритетные направления развития региональной транспортной системы / И.Ю. Проскурина, Д.Б. Макаров // Лесотехнический журнал. - 2014. - № 3. - С. 320-330.

10. Руднева, Л.Н., Кудрявцев, А.М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования / Л.Н. Руднева, А.М. Кудрявцев // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24. -

C. 139-144.

11. Сангадиева, И.Г. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием г.Улан-Удэ / Сангадиева И.Г., Сангадиев З.Г. // Инновации в науке, образовании и производстве Казахстана: материалы международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2015 г. Innovationinscience, educationand production of Kazakhstan (on 18-19 November 2015). - Алматы: ЕТУ -2015. - с. 26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.