УДК 332.1:338.49
И.Г. Сангадиева, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и регионального управления, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова e-mail: sangadieva@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСПОРТНО-ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Целью данной статьи является разработка перспективных направлений транспортно-инфраструктурного развития региона на основе решений существующих проблем в транспортной инфраструктуре. Актуальность работы обусловлена геополитическим положением Республики Бурятия как транспортного моста между Европой и Азией, что определяет новое качественное содержание региона как пограничной территории. Реализация экономического коридора «Россия-Монголия-Китай» и соответствующих инфраструктурных проектов в рамках этой программы невозможна без развития транспортно-логистической инфраструктуры и отсутствия в стратегических программных документах целей ее формирования замедляет поступательное развитие региона и его вхождение в мировую транспортную систему. Представленные в работе стратегические приоритеты развития региональной транспортной инфраструктуры на примере Республики Бурятия обеспечивают реализацию новой транспортной политики, соответствующей национальным интересам Российских регионов в условиях высокой динамики развития внешнеэкономических связей. В работе предложена программа формирования организационно-функциональной логистической структуры транспортной инфраструктуры региона, в основе которой лежат объективные предпосылки, факторы внутрирегионального развития, отражающие специфику региона. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении программ регионального развития в части формирования транспортно-логистической инфраструктуры, что позволит адаптивно проводить модернизацию инфраструктуры регионального экономического пространства. В качестве выводов автором предполагается, что благодаря разработке и реализации стратегических ориентиров как долгосрочной программы развития транспортной инфраструктуры Республики Бурятия сформируется новая более сбалансированная модель развития экономики региона, которая обеспечит заметный рост конкурентоспособности ее социальной и экономической сферы, что позволит выступить ей в качестве равноправного партнера в международном транспортном сотрудничестве.
Ключевые слова: региональная экономика, транспортная инфраструктура, стратегические ориентиры развития, транспортно-логистическая система.
Особое место в экономическом пространстве Сибири и Дальнего Востока занимает Республика Бурятия, к возможностям которой можно отнести удобство географического положения, позволяющее Республике стать связующем звеном транспортных и транзитных путей сообщения Европы и Центральной Азии. Практически данный регион можно рассматривать как «транспортные ворота» России в Северо-Восточной Азии (СВА).
Выгодное геополитическое положение РБ к регионам СВА в настоящий момент учтено правительством РФ принятием программы создания Экономического коридора «Китай-Монголия-Россия», что несет за собой появление новых индустриальных территориально-отраслевых кластеров, промышленных индустриальных парков, развитие новых производств на базе инновационных технологий и создание интегрированных производственно-транспортных комплексов, работающих на международной арене. Конечно, при наличии условий для развития механизмов международной кооперации между хозяйствующими субъектами разных стран.
Необходимо отметить, что в дорожной карте экономического коридора одним из крупных инве-
стиционных проектов является создание совместной Монголо-Российско-Китайской транспортно-логистической компании. Для реализации данного проекта, в первую очередь, необходима развитая транспортно-логистическая инфраструктура, создание которой позволит Республике Бурятия стать равноправным партнером при ее интеграции в мировую транспортную систему.
Поэтому особенностью функционирования региональной экономики на современном этапе является системообразующая роль транспортной инфраструктуры (ТИ), важность развития которой связана с обеспечением ускорения движения потоков пассажиров, товародвижения, снижением транспортных издержек.
Исследованию проблем развития транспортной инфраструктуры региона посвящены работы многих ученых [1, 5, 6, 8, 9, 10]. Так А.М. Кудрявцев и А.А. Тарасенко рассматривают ТИ как фактор, обладающий способностью обеспечивать целостность территории региона [8]. Ю.В Гольская отмечает, что ТИ формирует синергетический эффект развития региональной экономики при помощи реализации возложенных на нее транспортно-ло-гистических функций [5]. На наш взгляд, именно
геополитический подход к развитию ТИ в условиях региональной специфики предопределяет стратегические приоритеты ее развития, направленные на формирование транспортно-логистической системы. Политика регионального развития в транспортной сфере должна отражать особенности современного этапа сдвига производительных сил на восток страны, связанных с созданием новых центров грузообразования, и на этой основе строительством транспортно-промышленных поясов, управление которыми должно осуществляться транспортно-логистическими центрами [7]. Данный подход позволит развить транспортную систему региона и логистику ее работы до конкурентоспособного состояния.
К объективным предпосылкам формирования транспортно-логистической системы в Республике Бурятия относятся макроэкономические, технологические, институциональные, особый интерес представляют собой, прежде всего, внутрирегиональные факторы, к которым можно отнести:
- благоприятное геополитическое положение города Улан-Удэ. Близость Республики к активно развивающимся странам СВА;
- высокий экологический потенциал территории озера Байкал как объекта мирового природного и экологического наследия. Этот факт создает возможность роста приграничного туризма со стороны Монголии и Китая;
- переход от отраслевой системы управления к преимущественно кластерной политике управления;
- комфортный этносоциальный климат. Наличие свободной рабочей силы. Относительно высокий образовательный уровень;
- наличие крупных промышленных предприятий с элементами высокотехнологичных производств. Крупные запасы минерально-сырьевых, лесных и топливно-энергетических ресурсов;
- наличие транспортной инфраструктуры, в том числе, транзитной транспортной сети железных и автодорог, международного аэропорта, наличие ключевых для РФ транспортных магистралей: Транссиб, БАМ и ветки «Улан-Удэ - Улан-Батор -Пекин» предоставляет региону возможность вхождения в международные транспортные коридоры, расширения транспортно-логистических потоков;
- устойчивые торговые связи с Монголией и рядом провинций Китая. Высокий потенциал для создания совместных предприятий и реализации международных проектов. Укреплению существующих хозяйственных и гуманитарных связей с пограничными субъектами (Монголией, Иркутской областью и Забайкальским краем, Автономным Районом Внутренняя Монголия КНР) способствовало введение с 2014 года безвизового режима между Россией и Монголией.
В настоящее время транспортный комплекс Республики Бурятия представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным. Несмотря на выполнение основных индикаторов работы транспорта, наличие проблем в данной отрасли стало главным препятствием на пути экономического роста региона и его стратегического развития. В течение последнего десятилетия в регионе крайне мало ведется строительство новых автомобильных и железных дорог, не достаточно вводятся в строй новые объекты транспортной инфраструктуры. Существует тенденция старения основных фондов, что приводит к повышенным расходам на поддержание их работоспособности. Существующие темпы инвестиций в основные средства не могут обеспечить возобновление материально-технической базы транспортной инфраструктуры. А увеличение объема инвестиций сложно реализовать за счет средств частных инвесторов и требуется федеральное финансирование. Не во всех секторах транспортного комплекса сложились современные бизнес-модели развития транспортных операторов. Отсутствует координация и взаимодействие различных видов транспорта. Имеющиеся проблемы в транспортной инфраструктуре усугубляются спецификой региона, а именно сложными природно-климатическими условиями, исторически сложившейся производственно-экономической структурой, оказывающих негативное влияние на состояние показателей социально-экономического развития таких регионов [1].
Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры прямо или косвенно продолжает оставаться основным ограничителем развития любых видов деятельности, причиной низкой конкурентоспособности произведённых здесь продукции, товаров и услуг. Нужна технологическая и инфраструктурная модернизация экономики региона. Тем более, что у региона имеются все предпосылки для того, чтобы через мультипликативный эффект развития транспортной инфраструктуры коренным образом укрепить экономическое и геополитическое положение России как мирового финансово-промышленного полюса в центре Евроазиатского континента. Транспортная инфраструктура региона должна быть увязана не только в единую транспортную сеть страны, но и интегрирована в международную транспортную логистическую систему.
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры (воздушной, водной, автомобильной, железнодорожной), сохранение и модернизация существующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения с учетом требований по безопасности дорожного движения дорожной сети республики должно соответствовать потребностям экономики Республики Бурятия
в развитии приоритетных направлений социально-экономического развития: туризма, освоении природных ресурсов, приграничного сотрудничества и других отраслей.
В связи с этим к основным принятым индикаторам развития транспорта (грузообороту, пасса-жирообороту, доле протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения и так далее), на наш взгляд, в рамках стратегического развития транспортно-логистической инфраструктуры необходимо добавить следующие:
- индексы физического объема инвестиций в основной капитал по основным видам деятельности транспорта и связи;
- протяженность путей сообщения;
- сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности и удельный вес убыточных организаций транспорта и связи;
- плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;
- число объектов дорожного сервиса, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения;
- наличие гражданских воздушных судов;
- грузооборот и перевозки грузов, выполненные
Основой стратегии формирования и развития транспортно-логистической инфраструктуры региона должны быть следующие направления развития отраслевых комплексов (таблица 1).
регулярными и нерегулярными авиаперевозчиками (транспортная авиация);
- ввод в действие основных производственных мощностей транспорта;
- основные фонды и степень износа основных фондов организаций транспорта и связи;
- число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них на 100 000 человек населения;
- количество терминалов и транспортно-логи-стических центров.
Особое внимание при разработке стратегических приоритетов развития транспортной инфраструктуры следует уделить вопросам создания организационно-функциональной логистической структуры ТИ региона, программа формирования которой представляет собой выполнение ряда мероприятий [2, 7]:
- формирование региональных транспортно-логистических и информационно-аналитического центров;
- развитие системы транспортно-логистических предприятий-посредников между потребителями и производителями региональной продукции вну-
Таблица 1. Направления развития региональной транспортной инфраструктуры
Основные направления
Автомобильный транспорт Развитие узловых объектов транспортной инфраструктуры, повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Модернизация подвижного состава пассажирского транспорта. Строительство и реконструкция автомобильных пунктов пропуска через государственную границу в целях развития международных транспортных коридоров и туристического потенциала республики. Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог, мостов, мостовых переходов. Оптимизация автодорожной сети. Строительство газозаправочных станций. Строительство транспортно-логистических терминалов и гостиничных комплексов. Внедрение норм топливной эффективности для автодорожного транспорта. Переход на использование транспорта на альтернативной энергии. Железнодорожный транспорт Реализация проекта по реконструкции способности Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Строительство и реконструкция железнодорожных станций республики на условиях государственно-частного партнерства. Развитие путевого хозяйства железной дороги. Реконструкция ЖДШ1 «Наушки». Строительство второго железнодорожного пути (Муйский район, п. Таксимо).
Внутренний водный транспорт Возрождение перевозок водным транспортом по реке Селенга. Осуществление строительства и реконструкции портов и причальных сооружений в г. Улан-Удэ и вдоль побережья оз. Байкал и р. Селенга. Воздушный транспорт Реконструкция аэродромного комплекса аэропорта Улан-Удэ. Модернизация аэропортов и реконструкция взлетно-посадочных полос в п. Таксимо, п. Нижнеан-гарск.
три региона и за его границами в отношении управления материальными потоками региона;
- формирование и оптимизация терминальной сети на уровне региона;
- организация и координация взаимодействия с региональными, федеральными и международными программами и проектами в направлении развития ТИ региона;
- формирование систем материально-технического обеспечения субъектов ТИ на уровне региона;
- создание эффективной системы автосервиса на уровне региона для иностранных и отечественных перевозчиков;
- формирование оптово-розничных товаропроводящих компаний, складов запасных частей, которые приближены к основным автомагистралям, через РИАЦ на основе информационно-компьютерной поддержки [3].
Реализация предложенных проектов в области формирования логистической системы региона обязательно должна сопровождаться мерами государственной поддержки, направленными на:
- содействие по включению финансирования проектов в федеральные, региональные, муниципальные программы поддержки;
- создание условий для перевозчиков в целях постоянного обновления подвижного состава и улучшения качества обслуживания на условиях предоставления государственных субсидий, в том числе за счет средств федерального и регионального бюджета;
- субсидирование затрат по оплате процентов по кредитам и лизинговых платежей, в том числе на частичной основе;
- мероприятия по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе поддержка государственных (муниципальных) предприятий городского электрического транспорта, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива;
- использование и развитие механизмов государственно- и муниципально-частного партнерства.
Для обеспечения выполнения предложенных проектов развития ТИ необходимо формирование системы институционального обеспечения, включающего в себя:
- нормативно-правовое регулирование реализации проектов;
- совершенствование институтов экономического развития, особенно на муниципальном уровне, обеспечивающих реализацию специфических приоритетов развития ТИ;
- поиск и закрепление новых институциональных партнеров для реализации инвестиционных проектов, поддержка действующих институциональных партнеров;
- проработка новых инвестиционных проектов в рамках транспортно-логистического кластера;
- проработка и технико-экономическое обоснование инфраструктурных проектов, имеющих возможность их реализации в рамках международного транспортного коридора «Китай - Монголия - Россия»:
- проработка вопросов кадрового обеспечения приоритетных транспортно-логистических кластеров.
Предстоящие изменения в транспортной сфере требуют реорганизации системы управления, а именно:
- структурирования деятельности органов власти;
- перераспределения бюджетных средств с увеличением расходов на приоритетные проекты, усиливающие конкурентоспособность региона;
- определения приоритетных проектов развития с учетом государственных и ведомственных целевых программ РФ;
- создания институциональных условий для развития выбранных приоритетных отраслей и комплексов;
- модернизации сложившейся институциональной структуры региональной экономики, в части транспортных министерств.
Основным результатом реализации концепции развития логистической системы транспортной инфраструктуры является:
- поступательное развитие региональных производительных сил при помощи совершенствования производственно-технической базы ТИ региона, создания складской инфраструктуры и современных транспортных коммуникаций;
- рост поступлений в бюджеты всех уровней от расширения потребительского рынка транспортных услуг и функционирования ТИ региона;
- повышение качества транспортных услуг для достижения мировых стандартов;
- развитие внешнеэкономических связей при помощи привлечения зарубежных инвестиций и иностранных предприятий в проекты развития ТИ региона;
- создание эффективной системы управления процессами взаимодействия субъектов ТИ и региона [2].
Таким образом, дальнейшие исследования, связанные с транспортно-инфраструктурным развитием Республики Бурятия, должны быть направлены на разработку новой транспортной стратегии формирования интегрированной транспортно-логистической системы на базе транспортно-логистических центров. Транспортная инфраструктура региона должна быть увязана в единую транспортную сеть страны, соединяющую Россию со странами Европы, ближнего Востока на западе и обеспечивающую возможности транзитных перевозок. Благодаря разработке и реализации стратегических ориентиров как долгосрочной программы развития транспортной инфраструктуры Республики сформируется новая более сбалансированная модель развития экономики региона, которая обеспечит заметный рост (возможно рывок) конкурентоспособности ее социальной и экономической сферы.
Литература
1. Булатова, Н.Н. К вопросу формирования модели инновационно-ориентированного развития транспортной инфраструктуры региона / Н.Н. Булатова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 8 (123). - С. 97-109.
2. Булатова, Н.Н. Формирование интегрированной транспортно-логистической системы Байкальского региона / Н.Н. Булатова // Вестник ВСГТУ - 2011. - № 4. - С. 154-161.
3. Булатова, Н.Н., Алексеев, В.М., Алексеева, В.В. Политранспортная система Республики Бурятия: Современное состояние и перспективы развития: монография / Н.Н. Булатова, В.М. Алексеев,
B.В. Алексеева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 232 с.
4. Гасанов, М.А. Транспортная инфраструктура - фактор устойчивого развития [Электронный ресурс] / М.А. Гасанов, А.З. Омаров // Экономический Портал. - Режим доступа: http://institutiones.com/general -(дата обращения: 15.09.2016).
5. Гольская, Ю.Н. Транспортный инфраструктурный капитал и эффекты влияния транспортной инфраструктуры на региональное развитие / Ю.Н.Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона. - 2013. - Т. 2. - С. 151-153.
6. Киселенко, А.Н., Сундуков, Е.Ю., Тарабукина, Н.А., Киселенко, А.А. Существующие подходы моделирования развития транспортной системы региона / А.Н. Киселенко, Е.Ю. Сундуков Н.А. Тарабукина, А.А. Киселенко // Вестник ИБ. - 2009. - № 11. - С. 18-23.
7. Кородюк, И.С., Прокофьева, Т. А., Сергеев, В.И. Региональные транспортно-логистические системы: Проблемы формирования и развития: монография / И.С. Кородюк, Т.А. Прокофьева, В.И. Сергеев В.И. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 328 с.
8. Кудрявцев, А.М., Тарасенко, А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, А.А. Тарасенко // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 6-4. - С. 789-793.
9. Проскурина, И.Ю., Макаров, Д.Б. Приоритетные направления развития региональной транспортной системы / И.Ю. Проскурина, Д.Б. Макаров // Лесотехнический журнал. - 2014. - № 3. - С. 320-330.
10. Руднева, Л.Н., Кудрявцев, А.М. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования / Л.Н. Руднева, А.М. Кудрявцев // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24. -
C. 139-144.
11. Сангадиева, И.Г. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием г.Улан-Удэ / Сангадиева И.Г., Сангадиев З.Г. // Инновации в науке, образовании и производстве Казахстана: материалы международной научно-практической конференции 18-19 ноября 2015 г. Innovationinscience, educationand production of Kazakhstan (on 18-19 November 2015). - Алматы: ЕТУ -2015. - с. 26-29.