Научная статья на тему 'Ключевые тенденции развития корпоративного образования как инструмента в системе кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли'

Ключевые тенденции развития корпоративного образования как инструмента в системе кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Анастасия Александровна

Статья раскрывает концептуальное описание тенденций развития корпоративного образования в системе кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли, дает анализ существующему положению в области корпоративного образования авиапредприятий и представляет прогноз развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TRENDS IN CORPORATE EDUCATION AS A TOOL IN THE STAFFING AIRLINE INDUSTRY

Corporate education is one of the key elements of classical education. Value of corporate education aviation transport one of the highest compared with other economic sectors of the economy.

Текст научной работы на тему «Ключевые тенденции развития корпоративного образования как инструмента в системе кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№190

УДК 656.7:658

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА В СИСТЕМЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

А.А. МИРОШНИЧЕНКО

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.

Статья раскрывает концептуальное описание тенденций развития корпоративного образования в системе кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли, дает анализ существующему положению в области корпоративного образования авиапредприятий и представляет прогноз развития.

Ключевые слова: система кадрового обеспечения, корпоративное образование, инструмент.

Система кадрового обеспечения мировой авиатранспортной отрасли претерпевает существенные изменения сегодня.

Причин происходящих изменений много:

1. Во многом на изменения повлиял мировой финансовый кризис, вынудивший уйти с арены более слабых игроков в экономиках стран и сократить издержки оставшихся.

2. Мировой научно-технический прогресс, который напрямую влияет на скорость получения, восприятия и переработки получаемых знаний в системе образования, что неминуемо перестраивает всю систему образования в мировом сообществе.

3. Развитие экономики в России, повышение подвижности населения, увеличение грузопотоков, развитие авиационных узлов - все это требует постоянно увеличивающегося количества навыков и высокой квалификации от кадрового ресурса гражданской авиации.

4. Скорость потребления кадрового ресурса и растущие потребности в уровне и объеме знаний специалистов формируют крайне активный спрос на рынке труда, который удовлетворить даже в самых развитых странах, таких как: Великобритания, Германия, США, не в состоянии действующие рынки образования.

По данным анализа The Boston Consulting Group (BCG) процент выпускников с высшим образованием, трудоустроенных по специальности в ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития, Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), выше, чем в РФ на 36% (рис. 1).

Германия Финляндия Турция Австралия OECD

Великобрита ния США Польша Канада Изра иль Испа ния Россия

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

Рис. 1. Процент выпускников с высшим образованием, трудоустроенных по специальности в ОЭСР

7

□ 77 77

=183% ] 81%

8%

%

%

70% 69%

=1 66' I 63%

□ 59

141%

I 72%

Дисбаланс между количеством и качеством производимого кадрового ресурса и спросом на него приводит к активному развитию системы внутрикорпоративного образования во многих отраслях. Корпорации и в России предпочитают обучать своих сотрудников необходимым навыкам, создавая корпоративные центры обучения специалистов, в некоторых из них сотрудники могут даже получать дополнительное государственное образование. Такое положение дает нарастающий стимул к развитию бизнес-образования.

По данным "Российской газеты" объем рынка бизнес-образования в России примерно оценивается в 1-1,5 млрд. долл. в год [2]. А по оценке центра исследований и аналитики «Амплуа» в 2010 году этот рынок составил 1,1 млрд. долл. США, причем относительно 2009 года рост рынка составил 105%.

По данным исследования EMG Professionals в 2011 году, несмотря на кризис, доля компаний, обучающих своих сотрудников, осталась прежней (86%).

Классическая модель развития системы корпоративного образования в российских компаниях представляет собой рост от специалиста по организации обучения T&D (training & development), как правило, в департаменте управления персоналом, до уровня создания учебных заведений дополнительного или даже высшего профессионального образования.

Мировая практика показывает явное влияние системы корпоративного образования на показатели бизнеса и стратегические результаты компаний. Известно, что:

• каждый доллар, вложенный в развитие персонала, приносит отдачу в размере от 3 до 8 долл. (исследование ASTD, корпоративного университета Motorola);

• 10%-е увеличение расходов на развитие персонала дает прирост производительности труда 8,5%, в то время как увеличение капиталовложений в средства производства на 10% дает прирост производительности только 3,8% (исследование University of Pennsylvania);

• компании, в которых эффективно работает система обучения, имеют лучшую динамику изменения стоимости акций и большую норму прибыли на одного сотрудника, чем компании, в которых эффективность системы обучения ниже (Исследование Corporate University Xchange);

• заметна тенденция к расширению продажи услуг по обучению на внешнем рынке: сейчас подобным образом обеспечивается примерно 25% бюджета университетов, но, по прогнозам, через несколько лет эта цифра возрастет до 50% (данные PCWeek);

• в среднем каждая отечественная компания тратит на обучение и тренинги от $800 до $3500 на одного сотрудника в год. В иностранных компаниях эта цифра на порядок выше - от $1500 до $12 500 в год ("Столичная вечерняя газета");

• ежегодно крупные западные компании тратят от 2% до 5% своего бюджета на обучение и развитие персонала. В 80-х гг. расходы на внутрифирменную подготовку кадров в различных корпорациях составили от 42 до 750 млрд. долл. (суммы даны без учета зарплаты работников, проходивших обучение, и если их учесть, суммы почти удвоятся) (данные HR Portal);

• компании, обучающие свой персонал, имеют ROI HR (Return on Investment in Human Capital) 24%, а необучающие - всего 7% (исследование The World Bank);

• в ходе опроса 116 представителей российских компаний, проведенного в 2002 году ЗАО «Центр управленческого консультирования «Решение» совместно с журналом «Управление персоналом», было выяснено, что наиболее существенными факторами, влияющими на успех обучения, являются заинтересованность персонала в обучении и квалификация тренера. Именно от этих двух факторов на 67% и зависит эффективность обучения сотрудников.

В 2008 г. компании в среднем выделяли 30 часов в год на обучение специалистов, в 2009 г. - 15 часов, в 2010 г. - 23 часа. На обучение линейных менеджеров в 2008 г. уходило 35 часов в год, в 2009 г. - 25 часов, а в 2010 г. - 40 часов (рис. 2).

Рис. 2. Среднее количество часов в год, выделяемое на обучение специалиста и линейного менеджера в 2008-2010 гг. Источник: Trainings INDEX

После кризиса бизнес-образование в России мгновенно восстановилось. Количество обученных сотрудников в 2008 г. - 63% от общего числа работников компании, а в 2010 г. - 57%. Но компании заняты минимизацией издержек. Уже сейчас компании обучают внутренними силами 77% массового персонала, 52% - специалистов, 29% - среднего менеджмента. В 2011 г. 45,5% российских компаний на треть увеличили численность штата своего корпоративного центра обучения.

По данным Карьерного центра «Авиаперсонал» из 20 ведущих авиакомпаний России 12 имеют свои корпоративные центры обучения. Одна авиакомпания имеет корпоративный университет, то есть обучает управленцев и исполнительский персонал по постоянно-действующим программам обучения.

Виды корпоративного обучения сотрудников зависят от исполнителя обучения (это внешнее и внутреннее корпоративное обучение). По уровню требований законодательства - это обязательное и необязательное образование, его еще принято называть «развивающим». Представители рабочих специальностей и основного производственного персонала аэропортовых служб и авиакомпаний должны проходить ежегодное обязательное обучение для подтверждения своей квалификации. Часть сотрудников проходит периодическое повышение квалификации в соответствии с карьерным планом развития.

Особенность системы корпоративного образования авиационных предприятий заключается в дороговизне обязательного обучения сотрудников. Доля обязательного обучения в авиатранспортных компаниях велика. По данным Карьерного центра «Авиаперсонал» в среднем по рынку российских авиакомпаний затраты на обязательное обучение сотрудников авиакомпаний составляют более 80% в статье расходов на обучение (рис. 3). Это связано с тем, что приходится использовать дорогостоящие тренажеры для обучения пилотов и кабинного персонала. Сегодня также дорожает стоимость обучения инженерно-технического состава авиакомпаний в связи с новыми требованиями EASA по обучению в рамках PART 147, требующих кроме теоретического обучения обязательную практику на производстве в предприятии, имеющем лицензию EASA, осуществляющем техническое обслуживание и ремонт воздушного судна.

В последние несколько лет авиационные компании в рамках системы корпоративного образования большое внимание обращают на обучение руководителей. В апреле 2012 г. рекрутинго-вой компанией MT Global Experts был опубликован отчет по результатам опроса руководителей и сотрудников HR-служб авиационных и логистических компаний Росси, СНГ и Евросоюза.

Соотношение затрат на обязательное и развивающее обучение

(в среднем по году)

17% ■ затраты на обязательное обучение

по отношению к общим затратам на

обучение

83% ■ затраты на развивающее обучение

по отношению к общим затратам на

обучение

Рис. 3. Соотношение затрат на обязательное и развивающее обучение в корпоративных центрах обучения авиакомпаний России

В рамках данного отчета авиационные компании обозначили следующие наиболее критические навыки и качества, по которым их руководящий состав должен проходить подготовку в следующие 20 лет, утверждая, что именно этих навыков не хватает действующим управленцам сегодня:

1) решение поставленных задач, принятие решений 20%;

2) лидерство 20%;

3) управление проектами 15%;

4) навыки общения и изложения, умение донести точку зрения 15%;

5) навыки межличностных отношений 10%;

6) специализированные по сфере деятельности навыки 5%;

7) навыки ведения переговоров 5%;

8) компетентность в области управления финансами 5%;

9) навыки в области информационных технологий 5%.

Основные формы обучения руководителей, используемые сегодня авиакомпаниями России:

• бизнес-семинары;

• конференции;

• форумы;

• тренинги;

• дистанционное обучение;

• участие в тематических конференциях, выставках, «круглых столах».

Система управления знаниями корпоративного учебного заведения предположительно должна состоять из четырех основных элементов:

1) база данных по обучению и оценке;

2) система дистанционного обучения;

3) система дистанционного тестирования и оценки;

4) база данных передового управленческого опыта в компании.

Как правило, в российских авиационных предприятиях практически не используются существующие на рынке автоматизированные решения хранения и обработки упомянутых элементов. Комплексная автоматизация данных процессов позволяет достаточно легко рассчитывать затраты как на управление системой корпоративного образования в человеко-часах, так и затраты бюджета на обучение сотрудников, и создавать открытое и доступное информационное поле знаний в компании. Доступность опыта компании для сотрудников - это еще и важнейший элемент безопасности полетов. На сегодняшний день специалисты, занимающиеся безопасностью полетов, становятся на авиапредприятиях основными инициаторами и движущей силой, которая структурирует опыт и знания компании.

Основные задачи базы данных передового управленческого опыта в компании:

1) сбор и формализация (описание) передового управленческого опыта в компании;

2) разработка и хранение бизнес-кейсов на основе передового управленческого опыта;

3) обеспечение доступа руководителей к базе данных.

Усиление роли корпоративного образования - естественное следствие двух взаимозависимых и дополняющих друг друга процессов: повышения квалификационных требований к персоналу и развития средств дистанционного обучения. Примерно 93% всех учебных программ строится с частичным использованием наиболее популярных Web-технологий, а также направленного на рабочее место телевизионного вещания (streaming video to the desktop). Автоматизация корпоративных систем обучения сотрудников сегодня - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед структурными единицами, отвечающими за управление персоналом в авиапредприятиях.

Важной составляющей в работе специалистов по организации обучения является формирование требований как поставщиков автоматизированных инструментов управления организацией обучения, так и поставщиков образовательных услуг. Технология оценки и отбора внешних провайдеров обучения, особенно для развивающего обучения руководителей, не имеет сегодня единой утвержденной технологии ни в одном из авиационных предприятий России, однако реализуется, как правило, в рамках существующих антикоррупционных мер компаний или этических кодексов.

В научном мире ведется множество споров о дальнейшем развитии корпоративного образования: станет ли оно постепенно заменой действующей системы профессионального образования или останется уделом крупных корпораций. Высказываются даже мнения о том, что к 2050 г. все образование в мире будет сосредоточено в образовательных центрах крупных компаний. Однако уже сегодня очевидно, что тенденции развития корпоративного образования напрямую влияют на систему кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данные исследований специализированной международной ассоциации корпоративных университетов Corporate University Xchange и интернет-портала www.corpu.com.

2. Российская газета, 03.03.2011. - № 44 (№ 5420).

3. Интернет-портал www.begin.ru. "Учиться за чужой счет никогда не поздно, но не всегда выгодно ", 09.02.2004.

4. Новиков А. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.

KEY TRENDS IN CORPORATE EDUCATION AS A TOOL IN THE STAFFING AIRLINE INDUSTRY

Miroshnichenko A.A.

Corporate education is one of the key elements of classical education. Value of corporate education aviation transport one of the highest compared with other economic sectors of the economy.

Key words: corporate education, aviation transport, economic sectors.

Сведения об авторе

Мирошниченко Анастасия Александровна, окончила Московский юридический университет при МВД РФ (2007), соискатель МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - управление персоналом, стратегическое управление, государственное регулирование в области кадрового обеспечения авиатранспортного сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.