• БЕЗОПАСНОСТЬ
Построение системы безопасности авиапредприятия на основе комплексного подхода
А.Г. ЗАРИПОВ, ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии»
Оценивая защищенность транспортной системы России от терроризма в целом, можно отметить, что для большинства видов транспорта проблемы защищенности от терроризма возникли сравнительно недавно в связи с активизацией терроризма в мире и в стране. В транспортном комплексе России в настоящее время идет формирование структур, на которые возложены функции защиты пассажиров, обслуживающего персонала, транспортных средств, объектов и инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Гражданская авиация обладает исторически сложившейся и нормативно закрепленной системой обеспечения безопасности полетов, предполетного и послеполетного обслуживания. На международном уровне принципы организации и функционирования системы регламентируются Приложением 17 к Чикагской конвенции ИКАО «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (22 марта 1974 г.); в России действует Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации, положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ № 897 от 30 июля 1994 года.
Важно отметить, что возросшая опасность террористических нападений привела к пониманию необходимости консолидации усилий как внутри государств, так и на международном уровне. Примерами тому являются: разработка новых мер защиты гражданской авиации; расширяющийся объем обмена информацией и практическим опытом; унификация и гармонизация национальных стандартов безопасности с международными требованиями.
Специалистами ИКАО разработаны и внедрены поправки в Приложение 17 (2004 и 2006 гг.), содержание которых требует применения на авиапредприятиях систем управления качеством, оценки угроз и управления рисками. Международная ассоциация воздушного транспорта, объединяющая более чем 260 авиакомпаний мира, в 2003 году начала реализовывать проект IOSA (IATA Operational Safety Audit), разработанный для проведения аудита производственной деятельности перевозчи-
ков, преимущественно в области обеспечения безопасности полетов.
В нашей стране принят федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 2005 года № 20-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте». Приказом Министерства транспорта РФ от 28 ноября 2005 года утверждены федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», разработан проект Федеральной программы авиационной безопасности.
Реализация требований вышеперечисленных нормативных документов позволяет авиапредприятиям строить свои системы защиты от незаконного вмешательства на уровне современных международных и национальных стандартов.
Рассмотрим практику построения такой системы на примере авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии». Руководством авиакомпании было принято решение о реализации целевых программ безопасности, которые отвечали бы существующим и вновь возникающим угрозам и соответствовали требованиям нормативных документов. Формулирование целевых программ позволило наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы для достижения заданного результата.
Стратегия Аэрофлота состоит в построении современной авиакомпании международного класса на базе традиций гражданской авиации России. В области авиационной безопасности она предусматривает достижение и поддержание состояния защищенности авиакомпании от актов незаконного вмеша-
тельства и других угроз на уровне ведущих авиакомпаний мира путем:
• постоянного совершенствования мер авиационной безопасности и повышения их эффективности;
• гармонизации взаимодействий по обеспечению авиационной безопасности «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу;
• предотвращения или минимизации последствий реализации угроз производственной и коммерческой деятельности авиакомпании.
Перечень целевых программ включает в себя разработку и внедрение в службе авиационной безопасности (САБ) следующих направлений деятельности:
1. Системауправления качеством САБ
С учетом политики ОАО «Аэрофлот» в области управления качеством и в целях повышения качества и эффективности мер авиационной и производственной безопасности, в службе авиационной безопасности внедрена и действует с 2002 года сертифицированная по стандартам 180-9001 система управления качеством. Система позволила упорядочить многие аспекты деятельности службы: наладить документирование производственных процессов и процедур; организовать мониторинг обстановки и результатов собственной деятельности; производить контроль качества работы сторонних поставщиков услуг в области безопасности; перейти на количественную оценку состояния безопасности и эффективности принимаемых мер. Показателен такой пример — за 5 лет при увеличении объема работ авиакомпании по пассажирским перевозкам на 21% численность сотрудников САБ сократилась на 20%.
2. Система оценки угроз и управления рисками
Реализация системного подхода к вопросам обеспечения безопасности и применение измеряемых показателей позволило нам приступить к разработке методик оценки угроз террористической направленности и созданию матриц ответных мер, что позволяет
БЕЗОПАСНОСТЬ •
своевременно выявлять тенденции изменения обстановки и регулировать риски имеющимися ресурсами. Интеграция создаваемой системы в соответствующую государственную, а также ее унификация с системами, действующими у партнеров по глобальному альянсу, позволит значительно повысить уровень защищенности авиакомпании от рисков незаконного вмешательства.
3. Программа «Беспокойные пассажиры»
Подразделения компании активно занимаются решением проблемы, связанной с фактами противоправного поведения пассажиров при пользовании воздушным транспортом. В «Аэрофлоте» разработаны и действуют Правила поведения пассажиров и Инструкция для авиаперсонала по урегулированию инцидентов. Руководство авиакомпании придерживается политики абсолютной нетерпимости ко всем возможным проявлениям деструктивного поведения пассажиров как при предполетном обслуживании, так и на борту ВС. Так, до 40% потенциальных нарушителей правил пользования воздушным транспортом еще до вылета отстраняются от рейса; практически все лица, деструктивное поведение которых привело к усложнению работы экипажей или создало угрозу безопасности полета, привлекаются к административной ответственности.
4. Программа «Защита доходов компании» (предотвращение нелегальной миграции, контроль перевозочных и проездных документов)
Деятельность авиакомпании в этом направлении позволяет предотвращать финансовый ущерб на сумму около 3млн. долларов США в год. При этом следует иметь в виду, что нелегальная миграция прямо связана с международным терроризмом и преступностью.
Перспективным направлением в этом направлении мы считаем разработку и внедрение программ использования биометрических средств идентификации личности, что, в сочетании с применением электронных проездных документов, должно обеспечить более надежную систему защиты при упрощении формальностей и повышение комфорта для пассажиров в процессе предполетного обслуживания.
5. Программа «Комплексная система обеспечения безопасности объектов компании»
Разработка и внедрение на объектах компании интегрированного комп-
лекса безопасности (ИКБ) обеспечивает:
• должный уровень защиты объектов;
• соблюдение установленного объектового режима;
• профилактику, выявление и разрешение нештатных ситуаций и т.п.
ИКБ представляет собой комплекс функциональных систем (охранная, тревожная и пожарная сигнализации, оповещение, пожаротушение, контроль доступа и прохода, теленаблюдение, оперативная связь), имеющий единую систему управления и информационную среду. Комплекс обеспечивает необходимый уровень технической защиты объектов авиакомпании и решает ряд задач по обеспечению безопасности.
6. Программа «Кинологическое подразделение САБ»
В «Аэрофлоте» создано и действует с 2001 года кинологическое подразделение, которое осуществляет меры дополнительного контроля для исключения применения на объектах взрывоопасных предметов и веществ.
Кинологическое подразделение осуществляет следующие функции:
• досмотр ВС, территорий и объектов компании в целях обнаружения взрывных устройств, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов;
• контроль зарегистрированного багажа пассажиров и грузов перед загрузкой в ВС;
• контроль персонала, имеющего право доступа на борт ВС.
Совершенно новым является подход к кинологическому обеспечению авиабезопасности, внедряемый в «Аэрофлоте» и позволяющий значительно повысить производительность труда специалистов при поиске взрывоопасных предметов методом дистанционного анализа воздушной среды. Сущность метода заключается в работе со специальными сорбирующими материалами, которые имеют свойство осаждать и удерживать пары взрывчатых веществ в процессе пропускания через них проб воздуха с обследуемого места. После отбора проб воздуха материал фильтра предъявляют служебной собаке, которая определенным образом реагирует на наличие запаха ВВ.
7. Программа «Авиационный персонал»
В любом современном технологическом процессе ключевое место занимает человек, и чем сложнее процесс, чем он
более энергоемок и динамичен, тем выше значение специалиста на любом из участков технологической цепочки. Это утверждение более всего подходит к такой отрасли деятельности, как гражданская авиация, ведь не случайно статистика авиапроисшествий показывает, что в 80 случаях из 100 причины кроются в человеческом факторе.
С точки зрения авиационной безопасности, любого специалиста из числа авиаперсонала можно рассматривать как:
• объект защиты;
• субъект системы авиационной безопасности;
• источник угрозы безопасности.
Исходя из такого подхода к оценке
роли авиаперсонала, можно и нужно строить политику и практику деятельности САБ авиакомпании, направленную на обеспечение безопасных условий труда сотрудников, максимальное привлечение их к участию в обеспечении безопасности авиаперевозок, исключение возможности нанесения ими ущерба предприятию (преднамеренно или нет).
В «Аэрофлоте» эта работа ведется давно, а в ноябре 2002 года был сформирован институт (механизм) уполномоченных по авиационной безопасности во всех производственных подразделениях компании. В качестве уполномоченных были отобраны и назначены наиболее авторитетные и ответственные руководители и специалисты в каждой службе, цехе, летном отряде и отделении бортпроводников. Все они прошли обучение в НУЦ «Абинтех» по специально разработанным программам. Предусмотрено материальное стимулирование их труда в виде надбавок к должностному окладу.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что развитие современной авиатранспортной отрасли проходит в весьма непростых внешних условиях, в обстановке, обусловленной высокой конкуренцией на рынке воздушных перевозок. Отрасль обладает большим разнообразием рисков авиационного бизнеса, среди которых особо выделяются риски незаконного вмешательства террористической направленности. Только слаженными усилиями авиационных специалистов, представителей различных государственных структур, при соответствующей международной координации, можно добиться устойчивого, надежного функционирования авиационных предприятий.