Научная статья на тему 'Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы'

Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3746
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилов В. Н.

Концепция совершенствования системы авиационной безопасности аэропорта определяет цель, задачи и основные направления усовершенствования процедур оп тимизации и информатизации в области безопасности обслуживания пассажиров и воздушных судов, обработ ки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Концепция также устанавливает основные принципы организации системы авиационной безопасности аэропорта, виды угроз безопасности и объекты, подлежащие защите, а также основные требования к системе авиационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы»

Концепция безопасности аэропорта. Новые подходы

В.Н. КОРНИЛОВ, заместитель директора НОУ НУЦ «АБИНТЕХ»

Концепция совершенствования системы авиационной безопасности аэропорта определяет цель, задачи и основные направления усовершенствования процедур оптимизации и информатизации в области безопасности обслуживания пассажиров и воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов. Концепция также устанавливает основные принципы организации системы авиационной безопасности аэропорта, виды угроз безопасности и объекты, подлежащие защите, а также основные требования к системе авиационной безопасности.

I. Общие положения Концепции

Концепция представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении воздушных перевозок и объектов инфраструктуры аэропорта (авиакомпаний).

Основной целью реализации Концепции является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, авиаперсонала, охраны воздушных судов и объектов инфраструктуры аэропорта (авиакомпаний).

Концепция базируется на основных положениях, изложенных в российских и международных нормативно-правовых документах в области авиационной безопасности.

Концепция реализуется на основе следующих основных принципов:

• создание, внедрение и поддержание системы мер авиационной и производственной безопасности, обеспечивающих защиту деятельности аэропорта адекватно уровню угроз в отношении гражданской авиации, изменяющейся криминогенной обстановке в России и состоянию авиационной безопасности в мире;

• соответствие нормативной базы функционирования безопасности решаемым задачам, в зависимости от их сложности;

• внедрение современных технических средств обеспечения авиационной безопасности;

• учет и внедрение в систему безопасности аэропорта международных норм, правил и процедур в области авиационной безопасности.

Основные направления реализации Концепции:

• совершенствование существующих

процедур обеспечения безопасности без снижения эффективности деятельности аэропорта и авиакомпаний;

• совершенствование программы авиационной безопасности аэропорта;

• разработка и внедрение системы контроля за выполнением требований авиационной безопасности;

• введение обязательного предполетного досмотра воздушных судов;

• введение стопроцентного предполетного досмотра багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

• совершенствование подготовки сотрудников службы авиационной безопасности, совершенствование системы обучения авиаперсонала мерам авиационной безопасности;

• оснащение аэропорта современными техническими средствами досмотра пассажиров, членов экипажей ВС, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

• оснащение аэропорта современным оборудованием для обнаружения взрывчатых веществ, в том числе на теле (под одеждой) пассажира;

• совершенствование технологий авиационной безопасности.

II. Цели и задачи Концепции

Целью совершенствования системы безопасности является усиление мер авиационной безопасности, повышение уровня стандартов безопасности, модернизация процедур и обмен информацией в целях обнаружения и локализации угроз, обеспечение безопасного и эффективного обслуживания пассажиров и воздушных судов, хранения и транспортировки багажа, грузов, почты, бортовых запасов.

Достижение цели осуществляется решением следующих задач:

1) создание единого информационно-аналитического центра аэропорта;

2) разработка и использование подсистем поэтапной идентификации (электронной, электронно-графической, биометрической и т.д.) пассажиров, багажа, грузов, почты, бортовых запасов;

3) разработка и использование подсистем автоматизированного контроля доступа авиаперсонала, идентификации транспортных средств, средств перронной механизации, а также горюче-смазочных материалов и иных материальных средств, применяемых (расходуемых) в ходе обслуживания воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты, бортовых запасов;

4) непрерывный мониторинг элементов системы безопасности на всех этапах ее функционирования.

Реализация положений Концепции способствует:

• предотвращению и пресечению противоправных действий в отношении воздушных перевозок и объектов инфраструктуры аэропорта (авиакомпаний);

• прогнозированию, своевременному выявлению, устранению угроз авиационной безопасности, а также причин и условий, способствующих их возникновению;

• созданию механизма и условий оперативного реагирования на угрозы авиационной безопасности на основе нормативных правовых документов, организационных и технических мер;

• минимизации ущерба от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

• повышению качества обслуживания пассажиров и выполнения грузоперевозок;

• росту объемов воздушных перевозок;

• повышению имиджа авиационных перевозок и роста прибыли за счет обеспечения высокого качества предоставляемых услуг и гарантий безопасности пассажиров (клиентов) аэропорта;

• созданию благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных авиаперевозчиков.

III. Основные направления концепции

Совершенствование процессов информатизации и оптимизации контрольно-проверочных процедур в сфере обслуживания пассажиров и воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты и бортовых запасов, обеспечения авиационной безопасности осуществляется по следующим направлениям:

1) создание информационно-технической инфраструктуры и соответствующих технологий для сбора информации, обработки, хранения и использования данных, предоставляемых участниками процесса обслуживания авиаперевозок в аэропорту;

2) внедрение схемы «неизвестный пассажир — известный пассажир» на всех этапах обеспечения безопасности и обслуживания, от приобретения (бронирования) авиабилета до посадки в воздушное судно (система предварительного информирования по пассажирам);

3) создание рубежей контроля грузов, по принципу «неизвестный клиент/груз — известный клиент/груз», в целях дифференциации объема и характера контрольно-проверочных действий (система предварительного информирования по грузам);

4) разработка требований к предприятиям и организациям, составляющим агентскую сеть продаж и обслуживания авиаперевозок. Создание предпосылок для повышения коммерческой привлекательности и обретения конкурентных преимуществ за счет быстрого прохождения пассажирами, воздушными судами, грузами контрольно-проверочных процедур в сочетании с гарантированно высоким уровнем авиационной безопасности;

5) внедрение единой информационной сети и единой базы данных с возможностью использования для проверки по базам данных правоохранительных органов и силовых структур и мониторинга процессов обслуживания;

6) корректировка взаимодействия полномочных государственных органов, правоохранительных органов, предприятий с технологической деятельностью аэропорта.

IV. Определение уровня террористической угрозы

Активизация террористической деятельности в стране и в мире, усиление межрегиональных связей организованных террористических групп, рост их

финансовой мощи и технической оснащенности дает основание полагать, что тенденция к осложнению оперативной обстановки вокруг аэропортов и гражданской авиации в целом в ближайшем будущем сохранится.

Субъекты террористических угроз можно разделить на внешние и внутренние.

1. Внешние субъекты угроз:

• террористические организации, действующие на территории Российской Федерации;

• международные террористические организации;

• экстремисты-одиночки или террористические группы, преследующие политические, корыстные, либо иные преступные цели;

• душевнобольные или психически неуравновешенные лица;

• криминальные элементы, действующие на территории объектов гражданской авиации и в их ближайшем окружении, которые из корыстных побуждений могут стать пособниками террористов;

• недобросовестные конкуренты.

2. Внутренние субъекты угроз:

• бывшие либо действующие сотрудники аэропорта, незаслуженно (по их мнению) уволенные или наказанные;

• сотрудники аэропорта и сторонних организаций, внедренные с целью последующего использования для подготовки и совершения террористических актов;

• сотрудники аэропорта, чья халатность, недобросовестность в работе либо потеря бдительности создают условия для совершения террористических актов.

В качестве способов реализации террористических угроз можно выделить следующие:

• захват воздушного судна (на земле или в воздухе) с целью его использования как орудия для поражения других объектов с воздуха;

• захват заложников на борту воздушного судна;

• захват заложников в зданиях и сооружениях аэропорта;

• взрыв воздушного судна;

• взрыв в зданиях и сооружениях аэропорта;

• подрыв или поджог объектов, уязвимых в диверсионном и террористическом отношениях;

• подрыв жизненно важных коммуникаций;

• прямое применение химических или бактериологических средств массового уничтожения в местах скопления людей, либо поражение указанными средствами систем водоснабжения и вентиляции;

• приведение в негодность авиатоплива перед его заправкой в воздушное судно;

• отравление бортового питания, предназначенного для членов экипажа.

Наибольшую потенциальную уязвимость с точки зрения возможного мате-

риального или морального ущерба представляют:

• воздушные суда;

• аэровокзальный комплекс с командно-диспетчерским пунктом (КДП) управления воздушным движением;

• хранилища горюче-смазочных материалов (склад ГСМ, ЦЗС и резервуары ГСМ котельных аэропортового комплекса), станции перекачки топлива и места временного отстоя железнодорожных цистерн с авиа ГСМ;

• объекты водоснабжения — головные водозаборные сооружения (ГВС) в составе: артезианские скважины, резервуары чистой воды и насосная станция второго подъема;

• авиационно-техническая база;

• грузовой терминал;

• системы электроснабжения, другие объекты инфраструктуры и жизнеобеспечения аэропорта.

V. Системы безопасности и контроля безопасности

Систему безопасности аэропорта можно разделить на три «рубежа (зоны) контроля».

Первый «рубеж контроля» — территория, прилегающая к контролируемой зоне аэропорта и объектам инфраструктуры аэропорта (вне контролируемой зоны), территория до входа в аэровокзал (объект инфраструктуры аэропорта).

Подразделения органов внутренних дел, в оперативном обеспечении которых находится территория первого «рубежа контроля», на постоянной основе осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, причастных к подготовке и совершению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. На территории, прилегающей

к аэровокзальному комплексу аэропорта, осуществляют контроль над пассажиропотоком и досмотр транспортных средств, прибывающих в аэропорт.

Второй «рубеж контроля» — периметр территории аэровокзального комплекса до пунктов досмотра пассажиров и их багажа, КПП (вне контролируемой зоны аэропорта).

Подразделения органов внутренних дел, в оперативном обеспечении которых находится территория второго «рубежа контроля», на входе в здание аэровокзала осуществляют тщательную проверку посетителей аэропорта, пассажиров и их документов с применением досмотрового оборудования и специальной техники, позволяющей выявить оружие, взрывные устройства (ВУ) и взрывчатые вещества (ВВ). На постоянной основе осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий по выявлению лиц, объявленных в розыск или причастных к подготовке и совершению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Третий «рубеж контроля» находится на границе контролируемой зоны аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Обеспечение комплекса мер авиационной безопасности на границе контролируемой зоны, объектов инфраструктуры аэропорта и внутри них осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта с использованием технических средств досмотра и инженерно-технических средств обеспечения безопасности.

В международном секторе аэропорта пассажиропоток контролируется сотрудниками подразделения ГТК России и сотрудниками подразделения пограничной службы ФСБ России, которые осуществляют считывание паспортных данных вылетающих и прилетающих пассажиров.

При организации обеспечения безопасности САБ аэропорта взаимодействует со структурными подразделениями аэропорта и авиакомпаниями, а также с правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность в аэропорту.

Концепция совершенствования системы безопасности аэропорта подразумевает создание информационно-аналитической системы безопасности, что предусматривает организацию и поддержание информационно-технической инфраструктуры и технологии

сбора, обработки, хранения и использования данных, предоставляемых участниками процессов обслуживания пассажиров и правоохранительных органов на всех этапах обеспечения безопасности и обслуживания.

Информационно-аналитический центр позволяет обеспечить контроль и координацию деятельности всех служб аэропорта, правоохранительных органов и специальных служб, а также использовать автоматизированные системы поиска и базы данных, позволяющие выявлять среди пассажиров лиц, находящихся в розыске, использующих поддельные и утерянные документы, удостоверяющие личность.

Система контроля безопасности аэропорта включает четыре подсистемы: «пассажир», «груз», «авиационный персонал», «обеспечение воздушных перевозок».

Организация и обеспечение мер авиационной безопасности в аэропорту (авиапредприятии) возлагается на его администрацию, которая несет ответственность за их реализацию.

Администрация аэропорта (авиапредприятия) должна иметь программу обеспечения безопасности, содержащую комплекс мер безопасности на его территории применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, объема пассажирских и грузовых перевозок и других факторов.

Авиационная безопасность обеспечивается посредством организации работ по следующим направлениям:

• предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств на территорию контролируемой зоны аэропорта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• информационное сопровождение пассажиров и грузов;

• охрана воздушных судов на стоянках и других объектов инфраструктуры аэропорта, расположенных в контролируемой зоне аэропорта (авиапредприятия) и за ее пределами;

• досмотр воздушных судов;

• предполетный досмотр пассажиров и их ручной клади;

• досмотр принятого к перевозке багажа;

• досмотр персонала, членов экипажей гражданских ВС, в том числе вещей и предметов, находящихся при них;

• досмотр транспортных средств;

• досмотр груза, почты, курьерских и срочных отправлений; досмотр бортовых запасов.

Предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств на территорию контролируемой зоны аэропорта обеспечивается посредством организации охраны и режима доступа.

При реконструкции или планировании пассажирских или грузовых терминалов и других зданий, имеющих непосредственные входы на территорию контролируемой зоны аэропорта, учитываются общие требования, относящиеся к:

1) осуществлению контроля безопасности в отношении пассажиров, багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

2) охране и контролю режима доступа в контролируемую зону и другие объекты инфраструктуры аэропорта.

Периметр контролируемой зоны аэропорта оборудуется инженерно-техническими средствами охраны, обеспечивающими пресечение, своевременное оповещение о попытках несанкционированного проникновения в контролируемую зону аэропорта с возможностью позиционирования участка проникновения.

Контролируемая зона аэропорта, технические зоны, зоны обслуживания огорожены, охраняются, находятся под наблюдением патрулей, системы теленаблюдения и других средств мониторинга, вход в эти зоны осуществляется по пропускам — как персонала, так и транспорта.

Такие же меры безопасности применяются на объектах инфраструктуры аэропорта (системы, обеспечивающие управление полетами, топливоснабжение, коммуникации, объекты ГСМ, электрические подстанции, аэронавигационные пункты и т.п.).

VI. Функционирование и взаимодействие подсистем авиационной безопасности

Взаимодействие элементов подсистемы «пассажир»:

1. Информационное сопровождение пассажиров подразумевает создание информационно-аналитической системы авиационной безопасности, основанной на данных информационных баз эксплуатантов, аэропортов (авиапредприятий), правоохранительных органов, специальных служб Российской Федерации и поддерживающей принцип «неизвестный/известный пассажир», что предусматривает организацию и поддержание информационно-технической инфраструктуры и технологии сбора, обработки,

использования данных, предоставляемых участниками обслуживания пассажиров и правоохранительными органами.

2. Пассажир может считаться «известным» в случае:

• наличия данных документа, удостоверяющего личность пассажира, в единой базе данных;

• применения биометрической идентификации личности пассажира;

• персонализации посадочных талонов с использованием средств идентификации (электронный код, нанесение штрих-кода и т.п.) при регистрации пассажира на рейс.

3. При приобретении (бронировании) авиабилета сведения о пассажире поступают в единую базу данных информационно-аналитического центра, что не исключает возможности использования других средств идентификации личности (биометрической и т.п.) и нанесения на документы (авиабилет) одного из средств идентификации (стикер с полосчатым кодом, электронный чип и т.п.).

4. С момента поступления сведений (биометрической информации средств идентификации) о пассажире в единую базу данных, пассажир рассматривается как «известный».

5. Персональные данные пассажира заблаговременно направляются для проверки полномочным правоохранительным органам.

6. При следовании пассажира через все рубежи контроля (досмотр на входе в терминал — таможенный контроль — досмотр багажа инспекторами САБ — регистрация — пограничный контроль — предполетный досмотр пассажира и ручной клади инспекторами САБ при вылете; санитарно-ка-рантинный контроль — пограничный контроль — иммиграционный контроль — таможенный контроль по прилете), его персональные данные счи-тываются специальными устройствами на рубежах контроля со средств идентификации (стикер с полосчатым кодом, электронный чип и т.п.), либо с использованием средств биометрической идентификации личности.

7. Преимущество пассажира, согласившегося на использование биометрических данных и других средств электронной идентификации личности в интересах системы контроля и безопасности, заключается в быстром прохождении им всех рубежей контроля, при котором все данные не вводятся вручную, а активируются с помощью специальных устройств био-

метрической и электронной идентификации.

8. Объем и характер производимых в отношении «известного пассажира» контрольно-проверочных действий обеспечивает возможность следования его через отдельные, специально выделенные модули для проверки документов, регистрации, пограничного и таможенного оформления (контроля).

Взаимодействие элементов подсистемы «груз»:

1. Отправитель груза может считаться «известным» в случаях:

• выполнения грузоотправителем установленных полномочным органом в области АБ норм правил и процедур безопасности;

• наличия следующих гарантий от отправителя:

а) груз подготовлен в условиях, отвечающих требованиям безопасности;

б) подготовку груза осуществлял надежный проверенный персонал;

в) исключен несанкционированный доступ к грузу в период его подготовки, хранения и транспортировки;

г) груз не содержит запрещенных к перевозке предметов.

2. Информация о грузе, бронировании отправки, грузоотправителе/грузополучателе заблаговременно поступает в единую базу данных информационно-аналитического центра и предоставляется в оконечные устройства сотрудников полномочных контрольных органов, осуществляющих в отношении груза контрольно-проверочные действия.

3. С момента поступления сведений о грузе в единую базу данных груз рассматривается как «известный».

4. На всех рубежах контроля информация о грузе считывается специальными устройствами на рабочих местах инспекторов САБ и сотрудников полномочных контрольных органов.

5. Исходя из полученной информации, полномочные должностные лица заблаговременно определяют необходимый и достаточный объем и характер контрольно-проверочных действий в отношении груза, получают необходимые время и информацию для принятия предварительного решения о возможности пропуска груза на борт воздушного судна и через государственную границу Российской Федерации (для международных воздушных перевозок), особенностях его оформления и обработки (упаковки, перевозки, хранения).

6. Объем и характер проводимых в отношении «известного груза» конт-

рольно-проверочных действий обеспечивает возможность его отправки, выпуска для свободного обращения, помещения под любой иной таможенный режим с минимальными по сравнению с «неизвестным грузом» (грузом неизвестного клиента) временными и материальными затратами.

7. Высокий уровень авиационной безопасности достигается прозрачностью всей информации о происхождении, производителе и характере груза на всех этапах его обработки.

Взаимодействие элементов подсистемы «авиационный персонал»:

1. Персональные данные любого лица (ф.,и.,о., должность, режим работы, биометрические и иные идентификационные показатели) из числа авиационного персонала и сотрудников сторонних организаций, принимающих участие в обслуживании (пассажиров, грузов, багажа, почты, воздушных судов и бортовых запасов), хранятся в базе данных информационно-аналитического центра.

2. В целях контроля режима (на КПП, в пункте пропуска через государственную границу и т.п.) и допуска наземного персонала к осуществлению операций по обслуживанию пассажиров, воз-

душных судов, обработке багажа, груза, почты, бортовых запасов, осуществляется считывание и сравнение персональной информации программно-аппаратными комплексами информационно-аналитического центра.

Взаимодействие элементов подсистемы «обеспечение воздушных перевозок» :

1. Данные на все транспортные средства и средства механизации, принимающие участие в обеспечении воздушных перевозок хранятся в базе данных информационно-аналитического центра.

2. Автотранспорт и средства перронной механизации, применяемые в ходе обслуживания воздушных судов, обработки багажа, грузов, почты, бортовых запасов, маркируются оптикоэлект-ронными средствами идентификации.

3. При осуществлении технологических операций информация обо всех задействованных материально-технических средствах на каждом этапе счи-тывается стационарными и переносными устройствами идентификации, в том числе без участия человека. Полученные данные передаются в базу данных информационно-аналитического центра.

VII. Перспективы развития

Перспективы совершенствования системы безопасности аэропорта:

• расширение круга участников, интегрированных в систему;

• совершенствование взаимодействия со структурными подразделениями аэропорта и авиакомпаниями, а также с правоохранительными и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими свою деятельность в аэропорту;

• развертывание системы до регионального масштаба с последующим выходом на федеральный и международный уровень.

Коммерческая привлекательность и конкурентное преимущество Концепции заключается в детальном поэтапном контроле передвижения персонала, техники, материальных средств, соблюдения заданных временных и технологических параметров качества работ. Указанные решения обеспечивают высокий уровень авиационной и производственной безопасности при минимальных затратах времени на контрольно-проверочные действия.

21-23 НОЯБРЯ

РОСТОВ-НА-ДОНУ

ТРАНСПОРТНЫЙ ФОРУМ ЮГА РОССИИ

ТРПНСЭКСПОЮГ

М Е ЖД УНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ

ТРАНСПОРТ ЛОГИСТИКА БЕЗОПАСНОСТЬ

ОРГАНИЗАТОР:

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР [■шДйд|

ПРИ ПОДДЕРЖКЕт Аппарата поп ном очного представителя Президента РФ в ЮФО, Министерства транспорта РФ, Министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области

В РАМКАХ ФОРУМА: ■ Годовое собрание НП „Водный транспорт Дона" ■ Конференция „Транспортная логистика"

3444068, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 30. Тел.: (863) 237-25-66, 292-40-55 Е-mail: [email protected], http://www.vertolexpo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.