Научная статья на тему 'Ключевые проблемы миграционной политики России и опыт зарубежных стран в регулировании миграционных процессов'

Ключевые проблемы миграционной политики России и опыт зарубежных стран в регулировании миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
275
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТЫ / MIGRANTS / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / MIGRATION POLICY / МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / MIGRATION FLOWS / МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ / INTERNATIONAL MIGRATION / ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ / INTERNAL MIGRATION / МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / MIGRATION ATTRACTIVENESS / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чахкиев Геннадий Геннадиевич, Мурар Валентина Игоревна

Формирование эффективной миграционной политики является важнейшим приоритетом любого государства. В статье рассматривается миграционная политика России, ее особенности, анализируются как внешние, так и внутренние миграции населения. Авторами выделены ключевые проблемы в регулировании миграционных процессов. Кроме того, приведен успешный опыт зарубежных стран в управлении миграционных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key issues in the migration policy of Russia and foreign countries'' experience in the regulation of migration processes

Formation of an effective migration policy is a top priority of any state. The article reveals the migration policy of Russia, its features, analyses external and internal migration. The authors identified the key problems in the regulation of migration processes. Furthermore, they submit the successful experience of foreign countries in the management of migration flows.

Текст научной работы на тему «Ключевые проблемы миграционной политики России и опыт зарубежных стран в регулировании миграционных процессов»

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

научный интернет-журнал

УДК 338

Чахкиев Г еннадий Г еннадиевич

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва Доцент кафедры "Корпоративное управление" Кандидат экономических наук, доцент

Мурар Валентина Игоревна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва Студентка

E-Mail: Valentina.murar@yandex.ru

Ключевые проблемы миграционной политики России и опыт зарубежных стран в регулировании миграционных процессов

Аннотация. Формирование эффективной миграционной политики является важнейшим приоритетом любого государства. В статье рассматривается миграционная политика России, ее особенности, анализируются как внешние, так и внутренние миграции населения. Авторами выделены ключевые проблемы в регулировании миграционных процессов. Кроме того, приведен успешный опыт зарубежных стран в управлении миграционных потоков.

Ключевые слова: мигранты; миграционная политика; миграционные потоки;

международная миграция; внутренняя миграция; миграционная привлекательность; эмиграция.

1

17PMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначила важнейшим направлением государственной политики «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов», которое включает в себя как создание условий для повышения миграционной привлекательности нашей страны, так и противодействие нелегальной миграции, что способствует реализации стратегического курса Правительства Российской Федерации в части стабилизации общей численности населения и содействия становлению инновационной социально ориентированной экономики.

Основными целями миграционной политики выступают:1

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Миграционная политика является важной частью социальной политики и способствует достижению таких общественных целей, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, соблюдение прав и свобод человека.

Однако миграционная политика в России обладает достаточно серьезными проблемами. На данный момент миграционные процессы носят стихийный характер. Это обуславливает возрастание диспропорции региональных рынков труда, увеличение социальной напряженности, формирование условий для распространения среди населения нашей страны идей национальной нетерпимости.

Сегодня миграционная привлекательность России по сравнению с другими странами невысока и распространяется в основном на граждан государств постсоветского пространства (Таблица 1).

1 Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года

2

17PMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Таблица 1

Международная миграция, чел.2

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Прибыло в Российскую Федерацию - всего 177230 186380 286956 281614 279907 191656 356535 417681 482241

в том числе: из стран СНГ 163101 170851 263277 261170 261495 171940 310549 363955 422738

Азербайджан 4600 8900 20968 23331 22874 14500 22316 22287 23453

Армения 7581 12949 30751 35216 35753 19890 32747 36978 42361

Беларусь 6797 5619 6030 5865 5517 4894 10182 16564 15748

Казахстан 51945 38606 40258 39964 38830 27862 36474 45506 51958

Киргизия 15592 15669 24731 24014 23265 20901 41562 34597 30388

Республика Молдова 6569 8649 14090 15519 16433 11814 19578 23594 28666

Таджикистан 4717 6523 17309 20717 27028 18188 35087 41674 51011

Туркмения 4104 4089 4846 3962 3336 2283 4524 5442 5986

Узбекистан 30436 37126 52802 43518 42539 24100 64493 87902 118130

Украина 30760 32721 51492 49064 45920 27508 43586 49411 55037

из стран дальнего зарубежья 14129 15529 23679 20444 18412 19716 45986 53726 59503

Как свидетельствует данная таблица, количество мигрантов в Россию из года в год увеличивается. При этом в 2013 году большинство мигрантов приезжали из стран СНГ: Узбекистан, Украина, Казахстан, Таджикистан, Армения и др.

Как правило, для мигрантов, прибывающих на территорию нашей страны из государств - участников Содружества Независимых Государств, характерен более низкий уровень образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. Мигрантами все чаще становятся сельские жители, социально незащищенные слои населения.

В России механизмы привлечения (отбора) иностранных граждан с востребованными в стране профессионально-квалификационными, демографическими образовательными характеристиками находятся в начальной стадии формирования. Миграционное законодательство не в полной мере учитывает текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития, интересы работодателей и российского общества в целом. В основном оно направлено на привлечение временных иностранных работников и не включает меры, стимулирующие переезд на постоянное место жительство, а также адаптацию и интеграцию мигрантов.

Наличие большого числа незаконных мигрантов свидетельствует о несовершенстве функционирующей системы управления миграционными процессами в настоящее время. В соответствии с докладом департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, в 2013 году Россия занимала второе место в мире после США по числу мигрантов. Согласно утверждениям экспертов организации, количество приезжих в России составляете 11 млн

2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

3

17PMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

(против 45,8 млн в США). Из них, по данным ФМС, законно трудятся лишь 1,5млн, а разрешение на временное проживание или вид на жительство имеют только 720 тыс. человек.3

Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня - это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.4

Недостаточное внимание в нашей стране уделяется учебной (образовательной) иммиграции в Россию. Необходимо привлекать молодежь из различных стран и занимать активную позицию в этом направлении. Пока Россия находится на восьмом месте в мире по численности иностранных студентов - около 80 тыс. человек.5 Данная позиция России является очень низкой в сравнении с численностью населения и потенциалом системы образования. Образовательная миграция - одна из самых желательных для страны, так как вызывает положительные социальные последствия: пополняет численность трудоспособного населения и высококвалифицированных специалистов на рынке труда, стимулирует культурный обмен и развитие национальной системы образования.

Тем не менее, при всей значимости данного явления, эффекты учебной миграции в настоящее время остаются недооцененными на разных уровнях. В настоящее время в России нет четкой государственной политики в сфере продвижения российских образовательных услуг на зарубежных рынках, отсутствует эффективная миграционная политика в сфере привлечения образовательных мигрантов. Существующая практика по привлечению учебных мигрантов в Россию не увязана с геополитической стратегией, миграционной политикой, вопросами занятости и демографической политикой страны. К сожалению, учебная миграция пока не рассматривается как стратегический ресурс России.

Резервы российской системы образования не исчерпаны, тем более что вузы нуждаются в средствах и абитуриентах. Многие вузы самостоятельно пытаются выходить на правительства зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Однако, в условиях усиления конкуренции в мире, в этом вопросе требуется государственная политика продвижения за границей российской системы образования и русского языка, которая учитывала бы позитивный опыт зарубежных стран.

Неблагоприятные тенденции наблюдаются и во внутренних миграциях. Население Российской Федерации отличается более низкой территориальной мобильностью (в том числе на локальном уровне) в сравнении с другими странами. Причины обусловлены большими издержками на переселение, неразвитостью транспортной сети, ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. На фоне огромного числа международных мигрантов в России внутренняя миграционная подвижность российского населения остается очень низкой. Данные переписи населения свидетельствуют о том, что 97% жителей России живут в месте рождения,

3 Официальный портал газеты «Коммерсантъ». [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.kommersant.ru/doc/2284497

4 Акопян О.А. Особенности миграционной политики РФ. Национальный институт развития современной идеологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.nirsi.ru/129

5 Рязанцев С. В. России нужна новая миграционная политика// Международные процессы. Том 10, № 1 (28). Январь-апрель 2012

4

17PMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

т.е. никогда не перемещались в пределах своей страны. Во внутренних миграциях участвовали только 2 млн человек, или 1-2% населения.6

Основным вектором межрегиональных внутренних миграций остается движение с Востока в Центр и в Московский регион, что усиливает дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации.

В Центральном округе относительно высокий уровень естественной убыли населения, самое старое население, и сокращение трудоспособного населения идет наиболее интенсивно. Именно ЦФО соперничает с Дальним Востоком за трудовые ресурсы.

Таким образом, в нашей стране сформировались два миграционных «полюса»: Центральный округ, «стягивающий» население, и Дальний Восток, отдающий население (Таблица 2).

Таблица 2

Внутрироссийская миграция по территориям прибытия и выбытия, чел.7

Территория прибытия Российская Федерация Централь- ный Северо- Западный В федеральные округа Южный Северо- Призолж-Кавкаг- скнй скнй Ураль- ский Сибир- ский Дальне- восточ- ный

Сибирский 73027 1543 523 1576 371 1051 1250 67705 1008

Дальневосточный 18732 641 237 831 231 503 183 330 15164

2013г.

Городские и сельские поселения

Городские и сельские поселения

Российская Федерация 4014620 387700 486831 375650 130103 773331 404643 581116 214646

Из федеральных округов Центральный 843143 667053 46875 35247 14823 44715 13353 15011 10060

Северо-Западный 445686 55111 325331 16521 6303 22521 6737 7824 5532

Южный 339808 43347 18553 212707 13185 13354 10583 3130 6277

Северо-Кавказский 236381 33452 13331 32544 123031 6302 13832 5162 2667

Приволжский 838831 34323 34873 21367 5136 617603 48343 10073 6435

Уральский 421004 26834 13785 18126 8406 46640 286513 17817 2817

Сибирский 633210 37370 13484 24(163 4645 12323 21483 437538 15638

Дальневосточный 253951 23553 14593 17075 2442 S667 3761 1S495 165360

Согласно данным, большинство населения переезжает в Центральный федеральный

округ.

Под воздействием иммиграции и в условиях оттока российских граждан многие регионы и города России постепенно меняют этнический, социальный состав своего населения. Это чревато социокультурными рисками для страны.

Ключевой проблемой для России становится эмиграция. Эмиграционный потенциал среди ученых и высококвалифицированных специалистов в России остается очень высоким. По примерным оценкам, 200-250 тыс. российских программистов хотят эмигрировать из России. Около 10% российских ученых ищут рабочее место за границей, 40% работают с зарубежными организациями и фондами, 20% ориентируются на временную трудовую эмиграцию за рубеж. Проблема высококвалифицированной миграции приобретает глобальный характер. Российская наука теряет не только отдельных ученых и высококвалифицированных специалистов, но и целые научные школы, исследовательские коллективы и перспективные направления в математике, физике и генетике и др.

6 Портал МГИМО. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document234490.phtml

7 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. . [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/

5

17PMN414

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

Рассмотрим опыт регулирования миграционных потоков и развития миграционной политики в зарубежных странах.

В Великобритании существуют определенные механизмы дифференцированного привлечения и отбора иностранных граждан. Так, в 2008 г. были приняты Иммиграционные правила, в соответствии с которыми все иностранные граждане, не являющиеся гражданами государств - членов Евросоюза, подразделяются на пять категорий:

• высококвалифицированные мигранты, обладающие исключительными знаниями;

• квалифицированные работники;

• низкоквалифицированные работники, используемые для выполнения временной

работы;

• студенты;

• молодежь.

Иностранный гражданин, который изъявил желание работать в Великобритании, в соответствии с одной из пяти категорий должен получить определенное количество баллов для того, чтобы ему был разрешен въезд в Великобританию и было выдано разрешение на работу. Баллы для каждой из категорий иностранных граждан исчисляются исходя из образования, профессии (специальности), опыта работы и других деловых качеств иностранного гражданина - потенциального работника в Великобритании.

Например, если иностранный гражданин хочет въехать в Великобританию в качестве высококвалифицированного специалиста, то, если у него есть степень бакалавра, он получает 30 баллов, если степень магистра - 35 баллов, а если степень доктора наук - 50 баллов.

Достаточно интересен опыт Швеции в регулировании миграционных процессов.

В разработку миграционной политики широко привлекаются бизнес-структуры. На совместных конференциях представители властей и бизнес-сообщества обсуждают план по интеграции иностранных работников на местах. Бизнес в первую очередь заинтересован в получении прибыли от наемного труда, в том числе иностранного, а поэтому и в создании условий, способствующих более быстрой адаптации мигрантов, что будет напрямую отражаться на их эмоциональном состоянии, а следовательно, и на качестве труда.

Также в стране издается информационный буклет для мигрантов, который содержит ответы на все основные вопросы, связанные с интеграцией в принимающее общество. Буклет является не просто очередной рекламной брошюрой, а полноценным изданием, которое распространяется в странах, откуда приезжают мигранты, а также доступно в сети.

В ближайшие несколько лет особое внимание будет уделяться эффективному рассмотрению прошений о предоставлении убежища. В качестве ответа на последние тенденции по увеличению притока беженцев. Данный вопрос назван одним из приоритетов, в то время как традиционно Швейцария делала упор на привлечение трудовой миграции (в частности, высококвалифицированной).

С 1 июля 2012 года вступил в силу новый план по регулированию предоставления убежища. Документы мигрантов из безвизовых европейских стран рассматриваются теперь в течение 48 часов, что сильно ускорило процедуру. При этом депортация нелегальных иммигрантов приобрела более централизованный характер: она была перенесена

исключительно в аэропорты Цюриха и Женевы.

6

17PMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

В целом, согласно статистическим данным, количество мигрантов в стране (тех, кто получил легальный статус) сейчас составляет 1,82 миллиона, т. е. более 23% от общего числа населения. За последний год 26 тысяч человек обратились с просьбой о предоставлении убежища (среди стран лидируют Эритрея, Нигерия, Танзания, Сербия и Афганистан). По сравнению с отчетом за 2011 год, в 2012-м доля выходцев из неевропейских государств выросла на 0,9%, из европейских — на 4,1%. В 2012 года 64% мигрантов прибыло в Швейцарию из стран ЕС (104 350 человек) по линии трудоустройства. В целях сдерживания потоков прибывающих работников в 2012 году действовала квота — не более 5000 краткосрочных разрешений на работу и не более 3500 долгосрочных (для граждан третьих стран). 85% всех прибывших по линии трудоустройства обладали высокой квалификацией.8

Как показывает анализ текущей ситуации и обобщение опыта регулирования трудовой миграции в различных странах мира, фундаментальной основой для формирования политики в отношении трудовой миграции из-за рубежа должно являться определение четких потребностей в рабочей силе. Они должны быть основаны прежде всего на экономических и геополитических интересах России.

8 Портал МГИМО. [Электронный ресурс] http://www.mgimo.ru/news/experts/document241065.phtml

Режим доступа. - URL:

7

17PMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян О.А. Особенности миграционной политики РФ. Национальный институт развития современной идеологии. http://www.nirsi.ru/129

2. Бутова Т.В., Смирнова А.А. «Утечка умов» как одна из главных проблем в современной России//В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2013 г.: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 23-25

3. Дорошина И.П., Ходжаева И.Г., Бутова Т.В. Нелегальные мигранты на российском рынке труда//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции 30 июня 2014 г.: в 9 частях. Тамбов, 2014. С. 57-58.

4. Рязанцев С. В. России нужна новая миграционная политика// Международные процессы. Том 10, № 1(28). Январь-апрель 2012

5. Чахкиев Г.Г., Мурар В.И. Современные проблемы миграционной политики России//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 7-1. С. 170-172.

8

17PMN414

Выпуск 4 - 2014

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Мир Науки

Chahkiev Gennady

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow

Murar Valentina

Financial University under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow E-Mail: Valentina.murar@yandex.ru

Key issues in the migration policy of Russia and foreign countries’ experience in the regulation of migration processes

Abstract. Formation of an effective migration policy is a top priority of any state. The article reveals the migration policy of Russia, its features, analyses external and internal migration. The authors identified the key problems in the regulation of migration processes. Furthermore, they submit the successful experience of foreign countries in the management of migration flows.

Keywords: migrants; migration policy; migration flows; international migration; internal migration; migration attractiveness; emigration.

9

17PMN414

Выпуск 4 - 2014 (499) 755 50 99

http://mir-nauki.com

REFERENCES

1. Akopyan O.A. Osobennosti migratsionnoy politiki RF. Natsional'nyy institut razvitiya sovremennoy ideologii. http://www.nirsi.ru/129

2. Butova T.V., Smirnova A.A. «Utechka umov» kak odna iz glavnykh problem v

sovremennoy Rossii//V sbornike: Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy

konferentsii 30 dekabrya 2013 g.: v 14 chastyakh. Tambov, 2014. S. 23-25

3. Doroshina I.P., Khodzhaeva I.G., Butova T.V. Nelegal'nye migranty na rossiyskom

rynke truda//V sbornike: Sovremennoe obshchestvo, obrazovanie i nauka sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy

konferentsii 30 iyunya 2014 g.: v 9 chastyakh. Tambov, 2014. S. 57-58.

4. Ryazantsev S. V. Rossii nuzhna novaya migratsionnaya politika// Mezhdunarodnye protsessy. Tom 10, № 1(28). Yanvar'-aprel' 2012

5. Chakhkiev G.G., Murar V.I. Sovremennye problemy migratsionnoy politiki Rossii//Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2014. № 7-1. S. 170-172.

10

17PMN414

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.