Научная статья на тему 'Ключевые принципы разработки модели компетенций сотрудников в проектно-ориентированных организациях'

Ключевые принципы разработки модели компетенций сотрудников в проектно-ориентированных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ / СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНЫХ РОЛЕЙ / DESIGN PRINCIPLES OF A COMPETENCY MODEL / SPECIFIC PROJECT ROLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубина А.Д.

Рассматриваются и систематизируются ключевые принципы разработки модели компетенций для проектных ролей в проектно-ориентированном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KEY PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF A COMPETENCY MODEL FOR PROJECT ROLES IN PROJECT-ORIENTED BUSINESS WERE DISCUSSED AND SYSTEMATIZED

Discusses and systematizes the key principles for the development of a competency model for project roles in project-oriented business.

Текст научной работы на тему «Ключевые принципы разработки модели компетенций сотрудников в проектно-ориентированных организациях»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

УДК 338.246

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ В ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

А. Д. Шубина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: ich_bin_Leiche@mail.ru

Рассматриваются и систематизируются ключевые принципы разработки модели компетенций для проектных ролей в проектно-ориентированном бизнесе.

Ключевые слова: принципы разработки модели компетенций, специфика проектных ролей.

THE KEY PRINCIPLES FOR THE DEVELOPMENT OF A COMPETENCY MODEL FOR PROJECT ROLES IN PROJECT-ORIENTED BUSINESS WERE DISCUSSED

AND SYSTEMATIZED

A. D. Shubina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: ich_bin_Leiche@mail.ru

Discusses and systematizes the key principles for the development of a competency model for project roles in project-oriented business.

Keywords: design Principles of a competency model, specific project roles.

Разработку модели компетенций сотрудников, участвующих в проектно-ориентированной деятельности организации, следует проводить в соответствии с рядом ключевых принципов:

Ключевой принцип 1 - Вовлечение в процесс создания модели компетенций всех заинтересованных сторон

Система оценки проектных компетенций - мощный инструмент совершенствования владения дисциплиной проектного управления организации, сосредоточенный в руках руководства. Сотрудники, привлекаемые для реализации проектов, естественно могут иметь собственный взгляд на те или иные компетенции, которые демонстрируются (проявляются) в ходе реализации проектов. Поэтому организации полезно изучить различные точки зрения на те компетенции, которые будут зафиксированы в модели компетенций. Для обеспечения качества будущей модели необходимо четко определить критерии или систему измерения, используя которую нам становилось бы понятно, как мы будем отличать худших сотрудников от лучших [1].

Ключевой принцип 2 - Определенные требования к процессу разработки модели компетенций

При разработке модели компетенций целесообразно использовать несколько методов: метод прямых атрибутов, когда менеджер из заготовленного списка выбирает те компетенции, которые ему кажутся наиболее важными, и из среднего рейтинга компетенций после всех интервью формируется система требований, которую нужно еще обсудить и согласовать не один раз. Второй метод - метод критических инцидентов, когда менеджера спрашивают заранее подготовленные вопросы. В конце модель компетенций нужно проверить на качество. Самый простой способ - попросить руководителей и других знающих наблюдателей оценить членов выборки по компетенциям из модели компетенций. Если модель компетенций обоснована, «лучшие» сотрудники должны получить больше баллов, чем «средние» и тем более «худшие».

Ключевой принцип 3 - Поэтапная разработка модели компетенций участников проектной деятельности

Секция «Современнее проблемы управления человеческими ресурсами»

Поэтапная разработка модели компетенций обуславливается рядом факторов[2]:

• изменяющиеся условия выполнения проектов;

• многообразие методов и инструментов, используемых при управлении проектами;

• повышающийся уровень зрелости в области проектного управления;

• требования заинтересованных сторон;

• неточности первоначальных предположений и допущений.

Разработать модель компетенций, учитывающую все перечисленные ограничения, с первого раза не представляется возможным. В первые варианты модели обычно включают требования, обязательные (что признается всеми сторонами) для выполнения, а в следующих вариантах модель дорабатывается и уточняется с целью сделать ее понятной, комплексной, но не чрезмерно усложненной.

Ключевой принцип 4 - Открытость и доступность информации о ходе разработки модели и о получаемых результатах

Те сотрудники-участники проектной деятельности организации, которые в конечном итоге будут охвачены процессами оценки, чьи компетенции будут измеряться в соответствии с принятой моделью, должны быть информированы о ряде ключевых вещей:

• почему такая система оценки разрабатывается и внедряется;

• каким образом будет организован процесс разработки;

• для каких целей будет проводиться оценка, и какие цели преследует разрабатываемая система оценки.

Это позволит избежать ряда проблем, связанных с «торможением» и саботажем процессов разработки системы оценки со стороны сотрудников компании.

Ключевой принцип 5 - Соответствие модели компетенций специфике решаемых в рамках проекта задач

Последний в списке, но не последний по значимости ключевой принцип - включение в модель компетенций, отражающих специфику выполняемых в рамках реализуемых проектов управленческих задач. Так как несоответствие данному принципу при разработке системы оценки компетенций чревато существенными последствиями. Во-первых, сотрудники компании, задействованные на проектах, могут попросту игнорировать те компетенции, которые включены в модель или уделять им минимальное внимание (это скажется на развитии компетенций у специалиста) [4]. Во-вторых, привлекая сотрудников-участников проектной деятельности к разработке модели компетенций, организация снижает риски, связанные составом компетенций, так как сотрудники, вовлеченные в проектную деятельность, могут дать исчерпывающее представление о тех задачах, которые они выполняют в рамках реализующихся проектов [3].

Библиографические ссылки

1. Мишин С. А. Проектный бизнес. Адаптированная модель для России. М., 2006. 428 с.

2. Управление человеческими ресурсами проекта : лекция [Электронный ресурс]. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/2196/267/lecture/6810?page=5 (дата обращения: 21.02.2015).

3. Дмитриев К. В., Филимонов А. А. Как ничего не забыть, создавая систему оценки проектных компетенций : статья [Электронный ресурс]. URL: http://iteam.ru/publications/human/section_47/article_ 4564 (дата обращения: 21.02.2015).

4. Самохвалова С. М., Казакова А. Н., Авдеева К. В., Рунова Е. В. Моделирование компетенций команды образовательных проектов при формировании кадрового потенциала аэрокосмических предприятий // Решетневские чтения : сб. Междунар. науч. конф. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011. С. 195-198.

© Шубина А. Д., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.