Научная статья на тему 'Ключевые принципы Концепции развития непрерывного образования в контексте требований инновационной экономики'

Ключевые принципы Концепции развития непрерывного образования в контексте требований инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / CONCEPT / PRINCIPLES / ECONOMIC TRAINING / ECONOMIC EDUCATION / COMPETITIVE EXPERT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриченкова Светлана Владимировна

В статье описаны принципы Концепции развития непрерывного образования при подготовке будущего специалиста, в основе которой лежит философия непрерывного экономического образования, подчеркивающая важность диссеминации экономических знаний в современной России. Отмечается, что создание концепции подобного рода представляется разумным и даже необходимым в связи с более серьезными формальными требованиями, возрастающей конкуренцией в сфере предоставления образовательных услуг, потребностью в социальном взаимодействии, особенностями административных мер, принимаемых на региональном уровне. При определении принципов Концепции выявлены ключевые факторы, благоприятствующие продуктивному экономическому образованию, и его главные уровни (базовый, профессиональный, дополнительный); рассмотрены понятия «компетентность» и «профессиональные компетенции» с учетом особенностей Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения. Автор приходит к выводу, что концепция должна интегрироваться в практику через алгоритм, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие трех процессов: экономического обучения, экономического воспитания и включения личности в реальную экономическую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KEY PRINCIPLES OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF CONTINUOUS EDUCATION IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS OF INNOVATIVE ECONOMY

In article the principles of the Concept of development of continuous education when training future expert which cornerstone the philosophy of continuous economic education emphasizing importance of a dissemination of economic knowledge in modern Russia is are described. It is noted that creation of concept of this sort is reasonable and even necessary in connection with more serious formal requirements, the increasing competition in the sphere of providing educational services, the need for social interaction, features of the administrative measures taken at the regional level. When determining the principles of the Concept the key factors favoring to productive economic education and his main levels are revealed (basic, professional, additional); the concepts "competence" and "professional competences" taking into account features of Federal state educational standards of the 3rd generation are considered. The author comes to a conclusion that the concept has to be integrated into practice through the algorithm assuming interrelation and interaction of three processes: economic training, economic education and inclusion of the personality in real economic activity.

Текст научной работы на тему «Ключевые принципы Концепции развития непрерывного образования в контексте требований инновационной экономики»

13. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности // Психологический журнал, 2004, т. 25

14. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский. URL: http://studopedia.org/4-104712.html (дата обращения: 21. 02. 2018)

15. Яницкий Михаил Сергеевич Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Дмитриченкова Светлана Владимировна

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье описаны принципы Концепции развития непрерывного образования при подготовке будущего специалиста, в основе которой лежит философия непрерывного экономического образования, подчеркивающая важность диссеминации экономических знаний в современной России. Отмечается, что создание концепции подобного рода представляется разумным и даже необходимым в связи с более серьезными формальными требованиями, возрастающей конкуренцией в сфере предоставления образовательных услуг, потребностью в социальном взаимодействии, особенностями административных мер, принимаемых на региональном уровне. При определении принципов Концепции выявлены ключевые факторы, благоприятствующие продуктивному экономическому образованию, и его главные уровни (базовый, профессиональный, дополнительный); рассмотрены понятия «компетентность» и «профессиональные компетенции» с учетом особенностей Федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения. Автор приходит к выводу, что концепция должна интегрироваться в практику через алгоритм, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие трех процессов: экономического обучения, экономического воспитания и включения личности в реальную экономическую деятельность.

Ключевые слова: концепция, принципы, экономическое обучение, экономическое воспитание, конкурентоспособный специалист.

Annotation. In article the principles of the Concept of development of continuous education when training future expert which cornerstone the philosophy of continuous economic education emphasizing importance of a dissemination of economic knowledge in modern Russia is are described. It is noted that creation of concept of this sort is reasonable and even necessary in connection with more serious formal requirements, the increasing competition in the sphere of providing educational services, the need for social interaction, features of the administrative measures taken at the regional level. When determining the principles of the Concept the key factors favoring to productive economic education and his main levels are revealed (basic, professional, additional); the concepts "competence" and "professional competences" taking into account features of Federal state educational standards of the 3rd generation are considered. The author comes to a conclusion that the concept has to be integrated into practice through the algorithm assuming interrelation and interaction of three processes: economic training, economic education and inclusion of the personality in real economic activity.

Keywords: concept, principles, economic training, economic education, competitive expert.

Введение. Термины «концепция» и «концепт» в переводе с латинского языка означают «систему», «понимание». В современных исследованиях под «концепцией» понимают генеральный замысел, базовую идею, основное направление научных изысканий. Концепция представляет собой определенный подход к восприятию того или иного феномена; его главную интерпретацию, совокупность взаимосвязанных взглядов на рассматриваемую проблему и способов решения поставленных задач [2].

Изложение основного материала статьи. Основанием Концепции развития непрерывного образования, разработанной М.Г. Сергеевой [12] лежит сущность, содержание и структура непрерывного экономического образования, базирующееся на распространении экономических знаний в современной России в соответствии с требованиями инновационной экономики в условиях возрастающей конкуренции в сфере предоставления образовательных услуг. В системе отечественного образования предприняты попытки корреляции подготовки специалистов и требований рынка труда в соответствие с интересами общества и особенностями инновационной экономики.

В научных трудах Т.Ю. Ломакиной и А.М. Новикова отмечается, что в наши дни идею непрерывного экономического образования следует рассматривать в качестве средства экономической политики, ориентированной на повышение эффективности, более высокий уровень занятости, интенсификацию трудовой мобильности работников в контексте использования современных технологий [8, 9]. Авторы придерживаются позиции необходимости учета общепедагогических факторов, таких как многоуровневый характер образования, его преемственность, разнообразие, взаимопроникновение образовательных структур и удобство форм организации учебно-воспитательного процесса, понятия базового и дополнительного образования.

М.Г. Сергеева выделила следующие принципы Концепции развития непрерывного экономического образования (НЭО) [13]:

Первый принцип - обязательности экономического образования в условиях инновационной экономики - предполагает непременное приобретение и обогащение экономических знаний, дающих человеку уверенность в принятии правильного решения в условиях жесточайшей конкуренции, обусловленной рыночными отношениями.

Второй принцип - включенности непрерывного экономического образования в структуру непрерывного профессионального образования -подразумевает развитие у будущего специалиста экономических навыков и умений в процессе экономического обучения в соответствии с уровнем и профилем подготовки выбранной специальности. При этом образовательной целью выступает формирование и развитие у студентов

экономических компетенций, а экономическое воспитание предназначено для формирования деловых свойств личности для адаптации на рынке труда и способности получения и анализа важной информации в области экономики и смежных сферах. В психолого-педагогической литературе сущность экономического обучения трактуется по-разному. С точки зрения И.П. Пидкасистого, обучение есть продуманное, целенаправленное и контролируемое взаимодействие педагогов и учащихся, ориентированное на получение ЗУН (знаний, умений, навыков), вырабатывание у обучающихся определенного мировосприятия, раскрытие их интеллектуальных и иных способностей, совершенствование навыков саморазвития согласно выбранным целям [3]. Все перечисленное можно применить и к экономическому обучению. В целом образование представляет собой совокупность структурированных ЗУН и мыслительных алгоритмов, освоенных учащимся. Таким образом, под экономическим образованием (ЭО) следует понимать комплекс перечисленных элементов в экономическом контексте. С точки зрения П.А. Шемякина и В.К. Розова, ЭО является «качественной характеристикой» ЗУН учащихся [4]. По мнению Л. Любимова, оно представляет собой одно из базовых условий выстраивания поведения индивида, осознания и принятия им закрепленных в данном обществе норм и правил, впитывания определенных нравственных ценностей [6].

На эволюцию непрерывного экономического образования оказывают влияние два ключевых фактора [1]: социально-экономическая ситуация (быстрая деактуализация знаний профессионального характера; уменьшение числа профессий, связанных с видами деятельности, которые не требуют от работника высокой квалификации; системные трансформации в области занятости; увеличение или уменьшение спроса на те или иные товары и услуги со стороны личности или государства; лимитированность эмоциональных, волевых, хронологических и прочих ресурсов) и социально-педагогический контекст (нацеленность на совершенствование и самосовершенствование на протяжении всей жизни; проектирование непрерывного ЭО на прочной научной основе; многоэтапность ЭО и разнообразие учебных программ; подготовленность индивида к социальному развитию; наличие различных (в плане объема и содержания) вариантов обучения специалистов; адаптивный потенциал образования).

С точки зрения Б.Т. Лихачева, экономическое воспитание есть структурированная педагогическая деятельность, система запланированных действий по развитию у обучающихся экономического мышления [10]. В.К. Розов и П.А. Шемякин видят в экономическом воспитании создание благоприятных условий для деятельности экономического характера, осмысленный вклад в экономику общества [5]. При этом необходимо отметить, что многие исследователи не проводят отчетливой грани между понятиями «экономическое образование», «экономическое обучение» и «экономическое воспитание». Провести эту линию достаточно сложно, поскольку данные процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными [19].

Представляя непрерывное экономическое образование в качестве неотъемлемой составляющей непрерывного профессионального образования, М.Г. Сергеева утверждает [12], что в условиях рыночной экономики оно направлено на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего определенным уровнем сформированных в процессе обучения экономических компетенций, что позволяет быть востребованным на рынке труда.

Третий принцип - принцип экономической компетентности -заключается в том, что экономические компетенции составляют основу обучения специалиста независимо от уровня и профиля подготовки, что обусловлено следующими факторами: развитием рынка труда, представленного как безусловными лидерами, так и средними и малыми компаниями, общее количество и доля которых будет неуклонно возрастать; повышением цен, реформами в экономике (пенсионной, жилищно-коммунальной и прочими), а также оплачиваемыми услугами образовательного и медицинского характера [7].

Принцип экономической компетентности определяет соотношение информационного и деятельностного аспектов знания, требуемое для выстраивания у обучающихся эффективной и конкурентоспособной индивидуальной образовательной траектории на основе системы сформированных экономических компетенций [16]. Под экономической компетентностью М.Г. Сергеева понимает [13] комплексное личностно-профессиональное свойство индивида, интегрирующее экономические компетенции, под воздействием которых складываются экономически важные характеристики личности (эффективность, независимость, креативность, мобильность, коммуникабельность, работоспособность, непредвзятость), и репрезентирующее желание и умение реализовывать свои профессиональные обязанности в различных областях и секторах экономики через построение карьеры с опорой на личную иерархию ценностей, которая в идеале должна полностью соответствовать долгосрочному сценарию общественного развития и функционирующим в данном социуме нормам и правилам.

Экономические компетенции, в свою очередь, представляют собой дополняемую систему знаний, навыков при осознании персональной ответственности за достигнутый результат и наличие практического опыта функционирования в области экономики. Данная система углубляется и расширяется в контексте профессиональной деятельности благодаря успешному преодолению экономических трудностей, встающих на пути у молодого специалиста [11].

Четвертый принцип - непрерывности экономического образования - предполагает выделение трех уровней непрерывного экономического образования: базовый, профессиональный и дополнительный [17, 18].

Базовый уровень ЭО предназначен для распространения знаний и создание мотивации правильной потребительской активности в условиях рыночной экономики, предоставление важнейшей экономической информации для ее практического использования.

Профессиональный уровень ЭО предполагает подготовку обучающихся к выполнению должностных обязанностей, для которых достаточно среднего уровня экономической компетентности (учетчики, секретари-референты и т.п.).

Дополнительный уровень ЭО ориентирован на то, чтобы молодые специалисты были готовы и способны заниматься экономической деятельностью, демонстрируя при этом творческий подход (маркетинг, торговля, производственная аналитика, планирование, генерирование результативных решений в нетипичных ситуациях, преподавание экономических дисциплин, проведение исследований в рамках освоенной специальности).

Пятый принцип - конгруэнтности уровней непрерывного экономического образования с выделенными экономическими компетенциями - подразумевает переход на более высокую ступень экономического

образования с учетом преемственности профессионального образования, а также возрастных, тендерных, социальных и иных особенностей обучающихся [14, 15]. При этом каждому уровню должен соответствовать фиксированный список должностей и видов экономической деятельности.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1. С. 43-47.

4. Беденко Н.Н., Сергеева М. Г. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. - Курск, 2014. - 400 с.

5. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

6. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

7. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 190 с.

8. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Структурные изменения в системе профессионального образования: Монография - СПб: Алетейя, 2014 - 168 с.

9. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. - Москва, 2015. - 344 с.

10. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

11. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е. Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

12. Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2012. - 422 с.

13. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: Монография. - Курск: РФЭИ, 2010. - 249 с.

14. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

15. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

16. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.

17. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.

18. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.

19. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.

Педагогика

УДК 371

аспирант Доненко Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СВЯТО-

НИКОЛАЕВСКОГО БРАТСТВА

Аннотация. Статья посвящена обоснованию историко-культурного значения деятельности Свято-Николаевского братства. В работе раскрыта сущность братства как концепта. В исследовании обоснована роль деятельности духовных братств и потребность их изучения на современном этапе, проанализирована миссионерская и просветительская деятельность представителей Свято-Николаевского братства и его идейного и духовного лидера - протоиерея (впоследствии епископа) Аркадия (Остальского).

Ключевые слова: братство, концепт, духовные православные братства, атеизм, идеология, историко-культурное значение, духовная деятельность, миссионерство, просветительская деятельность.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of historical and cultural significance of the St. Nicholas brotherhood. The article reveals the essence of brotherhood as a concept. The study substantiates the role of the spiritual brotherhood and the need to study them at the present stage, analyzed missionary and educational activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.