Научная статья на тему 'Историко-культурное значение деятельности представителей Свято-Николаевского братства'

Историко-культурное значение деятельности представителей Свято-Николаевского братства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТСТВО / КОНЦЕПТ / ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА / АТЕИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИОНЕРСТВО / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BROTHERHOOD / CONCEPT / SPIRITUAL ORTHODOX BROTHERHOOD / ATHEISM / IDEOLOGY / HISTORICAL AND CULTURAL SIGNIFICANCE / SPIRITUAL ACTIVITY / MISSIONARY WORK / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доненко Николай Николаевич

Статья посвящена обоснованию историко-культурного значения деятельности Свято-Николаевского братства. В работе раскрыта сущность братства как концепта. В исследовании обоснована роль деятельности духовных братств и потребность их изучения на современном этапе, проанализирована миссионерская и просветительская деятельность представителей Свято-Николаевского братства и его идейного и духовного лидера протоиерея (впоследствии епископа) Аркадия (Остальского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Доненко Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL SIGNIFICANCE OF THE ACTIVITY OF REPRESENTATIVES OF THE PIOUSLY-NIKOLAEV BROTHERHOOD

The article is devoted to the substantiation of historical and cultural significance of the St. Nicholas brotherhood. The article reveals the essence of brotherhood as a concept. The study substantiates the role of the spiritual brotherhood and the need to study them at the present stage, analyzed missionary and educational activities of representatives of St. Nicholas brotherhood and its ideological and spiritual leader Archpriest (later Bishop) Arkady (Ostalsky).

Текст научной работы на тему «Историко-культурное значение деятельности представителей Свято-Николаевского братства»

образования с учетом преемственности профессионального образования, а также возрастных, тендерных, социальных и иных особенностей обучающихся [14, 15]. При этом каждому уровню должен соответствовать фиксированный список должностей и видов экономической деятельности.

Литература:

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск. 2015. №1 (31). С. 5-11.

2. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. №5. - 2013 - С. 38-41.

3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1. С. 43-47.

4. Беденко Н.Н., Сергеева М. Г. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. - Курск, 2014. - 400 с.

5. Караванова Л.Ж., Сергеева М.Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. - 392 с.

6. Колчина В.В., Сергеева М.Г. Формирование инновационно-предпринимательской компетентности у студентов вуза - будущих менеджеров [Текст] / В.В. Колчина, М.Г. Сергеева; Региональный финансово-экономический институт. - Курс, 2016. - 290 с.

7. Коржуев А. В., Сергеева М. Г. Схемы понимания, объяснения и предсказания педагогической реальности: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2015. - 190 с.

8. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Структурные изменения в системе профессионального образования: Монография - СПб: Алетейя, 2014 - 168 с.

9. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. - Москва, 2015. - 344 с.

10. Орешкина А.К., Сергеева М.Г. Образовательный процесс в социальном пространстве системы непрерывного образования: Учебник - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 114 с.

11. Орешкина А.К., Сергеева М.Г., Е. Б. Горягина. Методологические основы развития педагогических систем непрерывного образования: Учебное пособие - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 194 с.

12. Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования: Монография. - Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2012. - 422 с.

13. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: Монография. - Курск: РФЭИ, 2010. - 249 с.

14. Сергеева М.Г. Развитие педагогического мастерства преподавателя в современных условиях: Монография - Москва, НОУ ВПО МИЛ, 2015. - 180 с.

15. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

16. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.

17. Скворцов В. Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина / В. Н. Скворцов. - 2017. - № 2. -С. 157-161.

18. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.

19. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.

Педагогика

УДК 371

аспирант Доненко Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СВЯТО-

НИКОЛАЕВСКОГО БРАТСТВА

Аннотация. Статья посвящена обоснованию историко-культурного значения деятельности Свято-Николаевского братства. В работе раскрыта сущность братства как концепта. В исследовании обоснована роль деятельности духовных братств и потребность их изучения на современном этапе, проанализирована миссионерская и просветительская деятельность представителей Свято-Николаевского братства и его идейного и духовного лидера - протоиерея (впоследствии епископа) Аркадия (Остальского).

Ключевые слова: братство, концепт, духовные православные братства, атеизм, идеология, историко-культурное значение, духовная деятельность, миссионерство, просветительская деятельность.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of historical and cultural significance of the St. Nicholas brotherhood. The article reveals the essence of brotherhood as a concept. The study substantiates the role of the spiritual brotherhood and the need to study them at the present stage, analyzed missionary and educational activities

of representatives of St. Nicholas brotherhood and its ideological and spiritual leader - Archpriest (later Bishop) Arkady (Ostalsky).

Keywords: brotherhood, concept, spiritual Orthodox brotherhood, atheism, ideology, historical and cultural significance, spiritual activity, missionary work, educational activity.

Введение. Атеизм как неотъемлемая часть советской идеологии, руководствуясь которой, политическая элита формировала нового человека обновленной России - СССР, породил множество «белых пятен» и «фигур умолчания» в истории XX века. Актуальной задачей современного исследователя, несомненно, является выявление забытых имен и целых страниц нашей истории, без которых целостное представление об ушедшем столетии не представляется возможным.

Сегодня необходимо не только посмотреть на старое по-новому, но и увидеть то, что ранее в силу различных причин было недоступным или неудобным для научного исследования.

Анализ состояния современного общества и тенденций его развития обосновывает потребность концептуальной разработки новой политики в образовательном процессе. В данном ключе со всей определенностью мы можем указывать на духовно-нравственные основы и скрепы, которые в течение многих столетий были несущими конструкциями в образовании.

Менялись политические социальные культурные условия в жизни народа, но гармонично выстроенная и сформированная личность оставалась краеугольным камнем нашей цивилизации. Так, источником вдохновения для нашей культуры и ее трансляции новым поколениям была и остается духовная традиция. Этим обусловлен наш интерес к изучению православных братств, которые в различные эпохи отвечали на внешние вызовы, грозившие полной ассимиляцией народной жизни во всех ее проявлениях.

С утратой веры и своего способа жизни люди превращаются в этнографический материал для другого духовно и политически победившего его народа.

Наиболее ответственные люди во время исторических катастроф и потрясений объединялись в братства, которые ставили для себя главной задачей сохранить духовные основы жизни своего народа, отчетливо их сформулировать и передать следующему поколению. В этом отношении Свято-Николаевское братство, основанное протоиереем Аркадием Остальским в Житомире в 1918 году, - яркая страница нашей истории, которая нуждается во всестороннем изучении.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение аспектов деятельности Свято-Николаевского братства, его представителей; обоснование значимости просветительской работы священнослужителей и членов братства.

Изложение основного материала статьи. Научный подход к изучению значимости деятельности Свято-Николаевского братства диктует необходимость обращения к эмпирическому анализу концепта «братство». Множественность трактовок данного понятия позволяет обосновать рассмотрение его как концепта. Значение понятия «братство» должно рассматриваться в определенном культурном или историческом контексте. В широком смысле понятие братства означает общность людей, связанных едиными идеями, стремлениями, условиями и т.п. По словам Э. Фромма, братство - это особая универсальная форма мироустройства человека, благодаря которой он способен соотноситься с миром в целом «за пределами его собственной личности» [5].

По мнению Т.Г. Лобовой, «религиозная (в данном случае мы обращаемся к христианской традиции) и религиозно-философская традиции видят в братстве не столько проявление всеобщей мировой космической связи, сколько личностное измерение бытия человека и его онтологическое сыновство. Христианство одновременно утверждает всеединство людей и их инаковость, уникальность каждой отдельной личности» [2, с. 91].

В контексте изучения отечественной истории видим, что явление братств как общественно-духовных движений присуще ее различным периодам. Возникновение братств, как правило, было вызвано причинами, которые делали невозможным реализацию какой-либо общественно-духовной функции (религии, языка и т.п.) в социуме. В данном контексте подчеркнем, что братство выступало как объективно адекватная форма реализации этой функции в локальных условиях.

Одним из ярких примеров деятельности православных братств, целью которых была не только трудовая деятельность и оказание социальной помощи, а, прежде всего, формирование и сохранение целостного образа православной личности в контексте идей народного и христианского образования, является история Свято-Николаевского братства, существовавшего с 1918 по1934 гг. в Житомире.

Научный интерес к изучению Свято-Николаевского братства обоснован не пониманием историко-культурного и социально-педагогического значения данного духовно-общественного движения, но и тем, что фактическая информация по данному братству является на сегодняшний день практически неизученной и недоступной для широко круга читателей и исследователей. Идея создания братства принадлежит протоиерею Аркадию Остальскому - широко известному на Волыни блистательному проповеднику, миссионеру, священнослужителю, ставшему впоследствии священномучеником.

В качестве главной задачи своего существования братство считало сохранение чистоты православной веры и народной традиции перед вызовом революционных перемен и государством, активно навязывающим атеистическую идеологию. Братством осуществлялась огромная социальная работа, но главной целью братчиков было и оставалось до конца его существования сохранение тысячелетний национальной традиции. Другими словами, это была борьба за свою идентичность и возможность оставаться христианином в агрессивно атеистическом государстве.

Своей главной задачей как священника и человека протоиерей Аркадий видел миссионерское служение, борьбу за души людей, погружающихся в сумерки атеизма и историко-культурного нигилизма. Проповедник по призванию еще с дореволюционных лет он понимал миссионерство как высшую форму педагогики творческой и предельно пластичной в любых исторических условиях.

Как справедливо отмечает исследователь Н.В. Сомин, в сущности деятельности православных братств «были заложены принятые в христианстве нормы общения, коллективного взаимодействия, но их характер во многом определялся личностными особенностями организаторов общины» [4, с. 57]. Так, постоянно увеличивающееся число братчиков и огромное значение их деятельности, которое мы можем оценить с позиций современности, объясняется особенностью личности протоиерея Аркадия. Рожденный в семье священника и педагога он обладал необычайным даром убедительного проповедника, духовного наставника,

учителя. «Его проповеди, как духовный меч, рассекая первые завязи всероссийской смуты и насильно внедряемой лжи, помогли многим сориентироваться и не погибнуть в это страшное для верующих людей время. С каждым днем в его храмах становилось все больше и больше молящихся. Отец Аркадий ежедневно совершал богослужения, говорил пламенные проповеди, заражая духовной радостью измученные и охладевшие сердца людей» [1, с. 239].

Эффективность просветительской деятельности и духовно-нравственного воспитания в братстве стала заслугой не только о. Аркадия, но членов православной общины, созданной им, среди которых были поистине выдающиеся люди, продолжающие дело своего духовного учителя и после его ареста.

«В Свято-Николаевском братстве принимали активное участие лучшие люди Житомира, имена которых, а их более 120, нам удалось установить на сегодняшний день» [1, с. 240].

Среди ярких представителей Свято-Николаевского братства стоит его назвать бессменную руководительницу с 1925 по 1934 год княжну Наталью Ивановну Оржевскую, награжденную орденом Св. Екатерины и обладающую полным и заслуженным доверием Императорской семьи; княжну Наталью Сергеевну Шаховскую, окончившую институт благородных девиц в Москве и обучающуюся в Парижской Художественной академии; окончившего Московскую духовную семинарию преподавателя истории и сравнительного богословия в Волынской духовной семинарии Василия Яковлевича Малахова; протоиерея Илью Николаевича Николаева, окончившего Волынскую духовную семинарию и работавшего воспитателем-надзирателем в Житомирском духовном училище; поэта Контантина Константиновича Роше [3].

«6 мая 1922 года Остальский был арестован, и это вызвало общественное возмущение во всей епархии. Поддержка многочисленного Братства затрудняла процесс и безоговорочное осуждение протоиерея Аркадия, категорически отрицавшего свою вину» [1, с. 240]. Годы арестов, ссылок, репрессий, тюрем и лагерей закончились мученическим восхождением на Голгофу - 7 декабря 1937 года епископ Аркадий (Остальский) был приговорен к расстрелу [3]. После ареста своего наставника и духовного вдохновителя братство в большей степени подпольно продолжало социальную, миссионерскую и просветительскую деятельность до середины 30-х годов ХХ века. По некоторым сведениям были попытки возрождения Свято-Николаевского братства в годы Великой Отечественной войны, однако власти позаботились о том, чтобы оно уже никогда больше не существовало.

Выводы. На основе вышеизложенного можем утверждать, что изучение духовного наследия прошлого, анализ его социальной, просветительской и духовно-культурной деятельности - сегодня не просто представляет научный интерес, а является острой потребностью ввиду поиска истинно эффективного средства и концептуальной основы реформирования отечественной образовательной системы.

Обращение к изучению истории существования Свято-Николаевского братства, жизненного пути его участников, их педагогического и духовного наследия позволит раскрыть ценный материал - многовековую национальную и духовную модель формирования будущего поколения на базисах истинных морально-нравственных и общественных ценностей.

Литература:

1. Доненко Николай, протоиерей. Священномученик Аркадий (Остальский), Епископ Бежецкий. Жизнеописание, духовное наследие: беседы, руководство для пастырей, проповеди, акафисты. - Феодосия -Москва: Издательский дом «Коктебель», 2012. - 592 с.

2. Лобова Т.Г. Братство как концепт // Омский научный вестник. - 2014. - № 2. - С. 89-93.

3. Протоиерей Николай Доненко. Свято-Николаевское братство священномученика Аркадия (Остальского) в Житомире // Материалы XVII ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. - М., 2007. - С. 238-244.

4. Сомин Н.В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 1(8) - С. 57-72.

5. Фромм Э. Забытый язык // Душа человека. - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 664 с.

Педагогика

УДК: 371

кандидат биологических наук, старший преподаватель Дьячкова Татьяна Валерьяновна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Баканов Максим Викторович

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Статья посвящена обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках окружающего мира в начальной школе с использованием игр и упражнений, которые носят коррекционно-развивающий характер. Раскрыты основные задачи преподавания окружающего мира для детей с ОВЗ. Рассмотрены возможности для формирования универсальных учебных действий. Установлена роль мотивации при обучении детей с ОВЗ в начальной школе. Делается акцент на то, что должны применяться особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, начальная школа, окружающий мир, дидактическая игра, коррекционные упражнения.

Annоtation. The article is devoted to the education of children with disabilities in the lessons of the surrounding world in an elementary school with the use of games and exercises that are of a corrective-developing nature. The main tasks of teaching the world around us are revealed for children with disabilities. The possibilities for the formation of universal educational activities are considered. The role of motivation in teaching children with HIA in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.