Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность православных братств в первой половине ХХ века'

Социально-педагогическая деятельность православных братств в первой половине ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3480
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БРАТСТВО / ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТСТВА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY / BROTHERHOOD / ORTHODOX BROTHERHOODS / PAROCHIAL SCHOOLS / CLERGYMEN / SPIRITUAL EDUCATION / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доненко Николай Николаевич

Статья посвящена изучению культурно-исторического и историко-педагогического значения социально-педагогической деятельности духовных православных братств в первой половине ХХ века. В исследовании на примере Братства Святого Благоверного великого князя Михаила Ярославича (г. Тверь) и Кресто-Воздвиженского трудового братства (Черниговская губерния) отражена сущность духовно-просветительской и социально педагогической деятельности братств, обоснована их роль в сохранении основ народного образования и духовно-нравственного воспитания в один из сложнейших периодов отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-EDUCATIONAL ACTIVITY OF ORTHODOX BROTHERHOODS IN THE FIRST HALF OF THE TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the study of cultural, historical and pedagogical significance of socio-pedagogical activity of spiritual Orthodox brotherhoods in the first half of the twentieth century. The study on the example of the Brotherhood of St. Michael Yaroslavich (Tver) and the Cross-Exalted labor brotherhood (Chernihiv province) reflects the essence of spiritual, educational and socio-pedagogical activities of the brotherhood, their role in preserving the foundations of public education and spiritual and moral education in one of the most difficult periods of national history.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность православных братств в первой половине ХХ века»

https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-sredi-sovremennyh-pedagogicheskih-podhodov-v-sisteme-obschego-obrazovaniya

4. Майданова Л.М., Практическая стилистика жанров СМИ: Учебное пособие. / Л.М. Майданова, С.О. Калганова. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. - 336 с.

5. Михайличенко Ю.В. Формирование англоязычной коммуникативной компетенции будущих журналистов с использованием электронных СМИ. / Ю.В. Михайличенко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2015/01/1136

6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. // Монография. - Департамент по языковой политике, М.: МГЛУ, 2005. - 248 с.

7. Рогозина И.В. Функции и свойства медиатекста как гетерогенной когнитивной структуры. - Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, полиграфическая фирма «Горизонт», 2010. - 226 с.

8. Чокою, А.М. Роль эмоционально-экспрессивных средств в современном политическом газетном тексте: автореф. диссерт... кандидата филолог. наук / А.М. Чокою. - М.: Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2007. - 134 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Доненко Николай Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ В ПЕРВОЙ

ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Аннотация. Статья посвящена изучению культурно-исторического и историко-педагогического значения социально-педагогической деятельности духовных православных братств в первой половине ХХ века. В исследовании на примере Братства Святого Благоверного великого князя Михаила Ярославича (г. Тверь) и Кресто-Воздвиженского трудового братства (Черниговская губерния) отражена сущность духовно-просветительской и социально педагогической деятельности братств, обоснована их роль в сохранении основ народного образования и духовно-нравственного воспитания в один из сложнейших периодов отечественной истории.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, просветительская деятельность, братство, православные братства, церковно-приходские школы, священнослужители, духовное воспитание, морально-нравственные ценности.

Annotation. The article is devoted to the study of cultural, historical and pedagogical significance of socio-pedagogical activity of spiritual Orthodox brotherhoods in the first half of the twentieth century. The study on the example of the Brotherhood of St. Michael Yaroslavich (Tver) and the Cross-Exalted labor brotherhood (Chernihiv province) reflects the essence of spiritual, educational and socio-pedagogical activities of the brotherhood, their role in preserving the foundations of public education and spiritual and moral education in one of the most difficult periods of national history.

Keywords: social and pedagogical activity, educational activity, brotherhood, Orthodox brotherhoods, parochial schools, clergymen, spiritual education, moral values.

Введение. Одним из ярких социально-педагогических феноменов первой половины ХХ века в отечественном социокультурном пространстве являлись православные братства. В истории отечественной педагогики феномен братств не являлся новым. В сложнейшие периоды национальной истории создавались народные школы, православные братства, христианские общины, организуемые по инициативе патриотов, которые во что бы то ни стало хотели сохранить целостным космос национального и религиозного способа жизни как непрерывную традицию, вне которой свою жизнь они не представляли. Как правило, это возникало как естественная реакция перед чужим и порой враждебным миром других идей и приоритетов. В такой ситуации в первую очередь становился вопрос о трансляции своих культурных, религиозных и национальных ценностей для нового поколения.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение сущности, функциональности и педагогического значения деятельности духовных братств первой половины ХХ века, в частности - ее социально-педагогического аспекта.

Изложение основного материала статьи. Функциональная система деятельности православных христианских братств первой половины ХХ века включала не только социальную и материальную поддержку населения, но и основанную на глубоких морально-нравственных воспитательных ценностных базисах педагогическую и просветительскую парадигму.

По словам Н.В. Сомина, «В истории России до 1917 г. существовали православные христианские общины, в которых осуществлялась деятельность социально-педагогического характера... В основу деятельности этих общин были заложены принятые в христианстве нормы общения, коллективного взаимодействия, но их характер во многом определялся личностными особенностями организаторов общины». Кроме того, автор подчеркивает, что «при существующей в то время системе государственного религиозного образования и воспитания попытки самостоятельного регулирования и организации общиной жизни в соответствии с религиозными нормами оказались достаточно уникальными» [6, с. 57].

В рамках данного исследования целесообразно уточнить сущность термина «социально-педагогическая деятельность». В этом контексте под социально-педагогической деятельностью, вслед за В.С. Торохтием, будем понимать деятельность, направленную на оказание «преимущественно различных видов помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях» [7, с. 24].

Т.В. Качала в социально-педагогической деятельности церковных учреждений выделяет два деятельностных подхода:

- реализация религиозного воспитания прихожан на протяжении всей их жизни, осуществляемого преимущественно духовенством, а также общиной храма, отдельными верующими, социально-педагогическими приходскими учреждениями.

- осуществление особого попечения о людях, страждущих различными телесными и душевными недугами, детях-сиротах, престарелых и других категориях граждан, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах [2].

В контексте нашего исследования интерес представляет первый подход, из выделенных исследовательницей, то есть - образовательная и просветительская деятельность православных братств в первой половине ХХ века.

Главное внимание в образовательной деятельности братств сосредотачивалось на воссоздании базисных ценностей восточнохристианской цивилизации в умах подрастающего поколения, причем вопросы веры, мировоззрения и нравственности были основными, и только в их свете формировались нормы повседневной жизни и взаимодействия людей, а также трудовая дисциплина и отношения с внешним миром. В данном контексте братчики практиковали следующие формы деятельности:

а) внебогослужебное чтение и обсуждение прочитанного под руководством опытного наставника;

б) в дореволюционный период широко практиковалось издание духовно-нравственной литературы, организовывалась деятельность по ее распространению;

в) основывались новые церковные и публичные библиотеки, находящиеся под эгидой братств;

г) большое внимание уделялось созданию иконописных мастерских, так как иконы и храмовые росписи понимались как богословие в красках, или наглядная Библия для неграмотных;

д) одними из центральных направлений деятельности братств были подготовка квалифицированных регентов и создание церковных хоров, которые были связаны с национальной певческой и музыкальной культурой [4].

Духовные и мировоззренческие вопросы в братствах имели абсолютный приоритет, но ни в коем случае он не исключал и другие формы деятельности, такие как реализация образовательных программ и широкой просветительской деятельности, включающей формирование общественной трезвости, борьбу с суевериями и неграмотностью.

Так, «Братство Святого Благоверного великого князя Михаила Ярославича (г. Тверь) за 33 года своего существования, с 1884 по 1917 г., сделало очень многое для религиозно-нравственного развития населения Тверской губернии. С первого дня своего существования Братство учреждало и поддерживало церковноприходские школы, стало центральным регулирующим и направляющим органом церковно-школьного дела в Тверской епархии. Совет Братства взял под свой контроль все открытые и вновь открывающиеся церковно-приходские школы. На протяжении всего своего существования Братство обеспечивало церковно-приходские школы всем необходимым: денежными средствами, учебными принадлежностями, книгами, держало под контролем учебно-воспитательное дело в названных школах» [4, с. 109].

Результатом деятельности братства было открытие свыше 500 церковно-приходских школ, в которых обучалось более 27 тысяч детей. Деятельность Братства Святого Благоверного великого князя Михаила Ярославича включала не только значительную работу по организации образовательных учреждений и обеспечению учебно-воспитательного процесса в них, но и по подготовке педагогических кадров для дальнейшего существования школ. В.А. Симора подчеркивает, что в первые годы активной образовательной деятельности братства большинство лиц, выполняющих функции учителя, не имели даже курсов духовной семинарии. Однако «с развитием церковно-школьного дела постепенно улучшался образовательный ценз учителей» [4, 108]. С целью повышения уровня образованности педагогов церковно-приходских школ по инициативе братства в Тверской епархии были организованы курсы для учителей, «на этих курсах слушали методические разъяснения и по предметам начальной школы, видели «типичные» уроки руководителей, сами занимались во временных начальных школах, знакомились с церковными напевами и с приемами преподавания пения в школах» [1, с. 1059-1062].

Не менее интересным для исследований по истории педагогики является Кресто-Воздвиженское трудовое братство, существовавшее в Черниговской губернии под руководством Н.Н. Неплюева [6].

На основе собственной системы взглядов и убеждений Н.Н. Неплюев разработал авторскую учебно-воспитательную модель, основанную на труде и моральных постулатах православия. На этой основе он создал уникальные для того времени (конец Х1Х - начало ХХ века) сельскохозяйственные школы [5].

Созданные в лоне Кресто-Воздвиженского трудового братства Неплюевские школы быстро набирали популярность среди населения, со временем образовался конкурс - 5-7 человек на одно место обучающегося. Принимали детей с 13 лет с базовым уровнем грамотности. Социального отбора при поступлении не было, поэтому в школах обучались дворяне, крестьяне, мещане, дети казаков и приезжие из других городов. Однако после нескольких неприятных инцидентов с представителями других конфессий в ряды учеников принимали только православных [6]. В школе преподавали катехизис, литургику, Новый Завет, русский язык, историю России, пение, рисование, географию, арифметику, геометрию, физику, химию, анатомию и физиологию, энтомологию, ботанику, законоведение, межевание, пчеловодство, скотоводство, коневодство, молочное хозяйство, земледелие, садоводство, полевое и лесное хозяйство, а летом школьники работали в поле [3].

В школах Н.Н. Неплюева была разработана уникальная система ученического самоуправлении и самовоспитания: создавались старший и младший кружки учеников. Члены из старшего кружка в значительной степени отвечали за учеников из младшего, выполняя контролирующую, воспитательную, назидательную и другие функции [6].

На эффективность педагогической методики Н.Н. Неплюева указывают, в том числе, и многочисленные факты, когда по окончанию обучения многие выпускники становились активными членами братства и продолжали духовную и трудовую деятельность по его законам. Некоторые, став учителями, предпочитали вернуться в родную школу уже в роли педагога-наставника.

Выводы. На основе вышесказанного мы можем утверждать: братства первой половины XX века -уникальное явление, сочетавшее в себе социально-педагогическую, духовно-просветительскую и историко-религиозную деятельность, значение которой трудно переоценить.

Братства объединяли в себе лучших, которые не только оставались людьми с большой буквы в нечеловеческих условиях, но и могли действовать вопреки суровым обстоятельствам того времени,

самоотверженно исполнять свой долг, идти навстречу своим страхам, осуществляя высшее педагогическое призвание - быть свидетелями и носителями Божьей правды, нравственных приоритетов, национальной традиции вплоть до мученической смерти. Литература:

1. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 28 декабря 1909 г. - № 51-52. Год тридцать третий. Часть неофициальная. - С. 1059-1062, 1068, 1075-1086.

2. Качала Т.В. Церковная социально-педагогическая деятельность: определение, формы и методы // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №. 4. - с. 68-72

3. Неплюев Н.Н. Подвижник земли русской (венок на могилу). - Сергиев Посад, 1908. - С. 105.

4. Симора В.А. Деятельность Братства Святого великого князя Михаила Ярославича в Тверской губернии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009.

- № 105. - С. 106-110.

5. Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозной общине // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия ГУ. Педагогика. Психология. М., 2007. - № 1. С. 58-86.

6. Сомин Н.В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2008.

- Вып. 1(8) - С. 57-72.

7. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: Материалы первой международной научно-практической конференции, 27-28 октября 2011 г.; под ред. В.С. Торохтия. - М.: Граница, 2011. - С. 20-38.

Педагогика

УДК: 379.85

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор экономических наук, профессор Омарова Наталья Юрьевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ВОСПРИЯТИЮ БРЕНДА РЕГИОНА

Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогического маркетинга как технологии формирования готовности общественности к восприятию бренда региона. Доказывается актуальность регионального брендинга и значимость общественного мнения о сути бренда в обеспечении конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: бренд региона, формирование общественного мнения, педагогический маркетинг.

Annotation. The article reveals the essence of pedagogical marketing as a technology of forming the public's readiness to perceive the brand of the region. The relevance of regional branding and the importance of public opinion on the essence of the brand in ensuring the competitiveness of the region are being proved.

Keywords: brand region, the formation of public opinion, pedagogical marketing.

Введение. В условиях глобализации, цифровой трансформации и интеграции России в мировое экономическое пространство особую важность приобретает эффективное развитие регионов страны, интегрированных в национальную и международную экономику и инвестиционные процессы, основу которых составляют исторически сложившиеся традиции и позиционирование региона, поскольку формирование престижа, благоприятного имиджа и инвестиционной привлекательности России складывается, в том числе, за счет формирования устойчивого, узнаваемого образа и привлекательности ее городов и регионов. Более того, в сложившейся политической и экономической ситуации возрастает значение уникальных конкурентных преимуществ территорий России, развитости инфраструктуры для бизнеса, туризма, населения. Поэтому в регионах обладающих исторической уникальностью и самобытностью наметился тренд по их позиционированию среди потенциальных целевых рынков.

Особую значимость в этой ситуации приобретает приверженность и принятие самими жителями ценностей, которые выражены в традициях региона, его основных атрибутах, бренде. Таким образом, брендинг территорий и их продвижение на региональных, федеральных и мировых уровнях, развитие уникальных муниципальных и региональных брендов, которые обуславливают туристскую и инвестиционную привлекательность, становятся особо актуальными в контексте как внешней, так и внутренней направленности.

Изложение основного материала статьи. Брендинг территории как составная часть территориального маркетинга -становится на современном этапе одной из важнейших стратегических государственных задач, которая обеспечивает создание комфортной туристической среды и комфортные условия проживания населения региона. Брендинг территории также решает и еще и другую важную задачу - социальную: самоидентификация жителей территории по отношению к самому себе и месту своего проживания.

Наличие сильного управляемого и узнаваемого образа региона благоприятствует:

- стимулированию потока инвестиций (внешних государственных и частных) в наиболее значимые отрасли экономики; стимулированию процессов развития в сфере туризма;

- активизизации экспорта туристских услуг территории;

- повышению привлекательности региона, удержание местного населения от миграции и притягивание нового населения, обладающего необходимой квалификацией и востребованными навыками;

- повышению значимости территории для ее жителей, формированию «национальной идеи» региона.

Когда область обладает богатым историко-культурным наследием, достопримечательностями,

уникальными памятниками истории и архитектуры, религиозными объектами, природными ресурсами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.