Научная статья на тему 'Формирование готовности общественности к восприятию бренда региона'

Формирование готовности общественности к восприятию бренда региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД РЕГИОНА / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / BRAND REGION / FORMATION OF PUBLIC OPINION / PEDAGOGICAL MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Донина Ирина Александровна, Омарова Наталья Юрьевна

В статье раскрывается сущность педагогического маркетинга как технологии формирования готовности общественности к восприятию бренда региона. Доказывается актуальность регионального брендинга и значимость общественного мнения о сути бренда в обеспечении конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PUBLIC READINESS TO PERFORMANCE OF BRAND OF THE REGION

The article reveals the essence of pedagogical marketing as a technology of forming the public's readiness to perceive the brand of the region. The relevance of regional branding and the importance of public opinion on the essence of the brand in ensuring the competitiveness of the region are being proved.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности общественности к восприятию бренда региона»

самоотверженно исполнять свой долг, идти навстречу своим страхам, осуществляя высшее педагогическое призвание - быть свидетелями и носителями Божьей правды, нравственных приоритетов, национальной традиции вплоть до мученической смерти. Литература:

1. ГАТО. Тверские Епархиальные Ведомости. 28 декабря 1909 г. - № 51-52. Год тридцать третий. Часть неофициальная. - С. 1059-1062, 1068, 1075-1086.

2. Качала Т.В. Церковная социально-педагогическая деятельность: определение, формы и методы // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №. 4. - с. 68-72

3. Неплюев Н.Н. Подвижник земли русской (венок на могилу). - Сергиев Посад, 1908. - С. 105.

4. Симора В.А. Деятельность Братства Святого великого князя Михаила Ярославича в Тверской губернии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009.

- № 105. - С. 106-110.

5. Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозной общине // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия ГУ. Педагогика. Психология. М., 2007. - № 1. С. 58-86.

6. Сомин Н.В. Кресто-Воздвиженское трудовое братство Николая Николаевича Неплюева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2008.

- Вып. 1(8) - С. 57-72.

7. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации потенциала социальной педагогики на практике // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: Материалы первой международной научно-практической конференции, 27-28 октября 2011 г.; под ред. В.С. Торохтия. - М.: Граница, 2011. - С. 20-38.

Педагогика

УДК: 379.85

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор экономических наук, профессор Омарова Наталья Юрьевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ВОСПРИЯТИЮ БРЕНДА РЕГИОНА

Аннотация. В статье раскрывается сущность педагогического маркетинга как технологии формирования готовности общественности к восприятию бренда региона. Доказывается актуальность регионального брендинга и значимость общественного мнения о сути бренда в обеспечении конкурентоспособности региона.

Ключевые слова: бренд региона, формирование общественного мнения, педагогический маркетинг.

Annotation. The article reveals the essence of pedagogical marketing as a technology of forming the public's readiness to perceive the brand of the region. The relevance of regional branding and the importance of public opinion on the essence of the brand in ensuring the competitiveness of the region are being proved.

Keywords: brand region, the formation of public opinion, pedagogical marketing.

Введение. В условиях глобализации, цифровой трансформации и интеграции России в мировое экономическое пространство особую важность приобретает эффективное развитие регионов страны, интегрированных в национальную и международную экономику и инвестиционные процессы, основу которых составляют исторически сложившиеся традиции и позиционирование региона, поскольку формирование престижа, благоприятного имиджа и инвестиционной привлекательности России складывается, в том числе, за счет формирования устойчивого, узнаваемого образа и привлекательности ее городов и регионов. Более того, в сложившейся политической и экономической ситуации возрастает значение уникальных конкурентных преимуществ территорий России, развитости инфраструктуры для бизнеса, туризма, населения. Поэтому в регионах обладающих исторической уникальностью и самобытностью наметился тренд по их позиционированию среди потенциальных целевых рынков.

Особую значимость в этой ситуации приобретает приверженность и принятие самими жителями ценностей, которые выражены в традициях региона, его основных атрибутах, бренде. Таким образом, брендинг территорий и их продвижение на региональных, федеральных и мировых уровнях, развитие уникальных муниципальных и региональных брендов, которые обуславливают туристскую и инвестиционную привлекательность, становятся особо актуальными в контексте как внешней, так и внутренней направленности.

Изложение основного материала статьи. Брендинг территории как составная часть территориального маркетинга -становится на современном этапе одной из важнейших стратегических государственных задач, которая обеспечивает создание комфортной туристической среды и комфортные условия проживания населения региона. Брендинг территории также решает и еще и другую важную задачу - социальную: самоидентификация жителей территории по отношению к самому себе и месту своего проживания.

Наличие сильного управляемого и узнаваемого образа региона благоприятствует:

- стимулированию потока инвестиций (внешних государственных и частных) в наиболее значимые отрасли экономики; стимулированию процессов развития в сфере туризма;

- активизизации экспорта туристских услуг территории;

- повышению привлекательности региона, удержание местного населения от миграции и притягивание нового населения, обладающего необходимой квалификацией и востребованными навыками;

- повышению значимости территории для ее жителей, формированию «национальной идеи» региона.

Когда область обладает богатым историко-культурным наследием, достопримечательностями,

уникальными памятниками истории и архитектуры, религиозными объектами, природными ресурсами,

узнаваемыми этнокультурными и этноконфессиональными особенностями населения. Огромную роль в формировании положительного имиджа региона играют такие показатели как: стабильность политической и социально-экономической ситуации, развитость федеральной железнодорожной и автомобильной сети дорог, качество и доступность средств связи, большой туристический поток и высокий уровень развития соответствующей современной инфраструктуры. Все это также создает предпосылки для целенаправленного позиционирования территории, как в масштабе страны, так и на мировом уровне.

Бренд территории является отражением множества различных ассоциаций (прямых и косвенных), эмоций и ценностей, связанных с этой территорией у потребителей бренда. В нем выражены ее эмоциональные, духовные и нравственные характеристики, отражена местная субкультура, которая делает регион привлекательным для туристов. Также бренд отражает уровень представления о привлекательности региона; уровне качества, стоимости и уникальности производимых в нем товаров и услуг, что отличает данный регион от других. Специфику бренда отражает его название, фирменный знак и качественные характеристики, которые представляют собой набор ассоциаций и образов в воображении потребителей бренда и служат идентификаторами данной территории как отличной от других. Таким образом, брендинг территории является процессом создания, развития и продвижения бренда. Он реализуется за счет аккумулирования, сохранения и трансляции ее уникального духовного, социального, экономического, политического капитала, воплощенного в узнаваемых образах. Процесс развития и продвижения бренда носит непрерывный характер и имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. В контексте данной статьи хочется подчеркнуть значимость именно внутреннего брендинга как источника формирования регионального ресурса и конкурентного преимущества региона.

Научные разработки отечественных и зарубежных авторов, анализ опыта крупнейших городов, описанного специалистами и ведущих концепций маркетинга территорий, а также статистические данные, которые проводятся на территории региона и отражают реальную политическую, экономическую и социальную ситуацию позволяют каждому региону разработать уникальную концепцию брендирования.

Анализ публикаций по разным аспектам построения региональным брендов показывает, это построение должно соответствовать принципам планомерности, системности, технологической обоснованности, исторической преемственности, инновационности и общественного участия.

Принцип системности обуславливает единство набора средств и методов на каждого компонента системы построения бренда, совместность деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти области, представителей науки и общественности. Более того, системность предусматривает взаимодействие с различными проектами, стратегиями и программами, которые реализуются на территории региона. Планомерность брендинга обеспечивает технологическую обоснованность и поэтапную реализацию стратегии брендинг. Инновационность обеспечивает внешнюю оценку конкурентных преимуществ региона и актуализирует поиск нестандартных решений и творческого подхода к разработке и продвижению бренда. В формировании бренда территории соответствие принципу исторической преемственности проявляется в объективном взгляде на будущее территории и в уважении к ее историческому прошлому. Общественное участие - один из наиболее значимых и основополагающих принципов. Он предусматривает вовлечение представителей общественности в формирование ценностей на которых построен бренд и достижение синергетического эффекта общественной деятельности по продвижению бренда территории.

Именно результативная деятельность по формированию общественного мнения о территориальном бренде и единению общественности региона позволит рассмотреть бренд территории в качестве значимого фактора продвижения и позиционирования региона, который опирается на территориальный экономический, социокультурный, политический, археологический и исторический потенциал, природно-рекреационные ресурсы региона, бренды услуг и товаров, которые локализованы в данной географической местности. Целью общественного участия в брендинге региона является создание привлекательного для ее жителей и туристов образа, а также наращивание значимости политического, экономического и социокультурного имиджа территории, который ориентирован на внешних и внутренних потребителей, на развитие взаимовыгодного и равноправного международного и межрегионального сотрудничества за счет реализации единой государственной/региональной политики, обеспечения присутствия бренда региона в информационных каналах.

Региональное брендирование позволит решить целый спектр задач, в том числе:

1) маркетинговые задачи, которые заключаются в:

- формировании уникальных характеристик территории и актуализации ее характеристик, являющихся базовыми для продвижения бренда;

- проведении социологических исследований, направленных на выявление и мониторинг конкурентных преимуществ и негативных факторов, которые оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на образ территории;

- создании системы продвижения имиджа региона для каждой из целевых аудиторий;

- позиционирование региона с точки зрения территории комфортного отдыха в целях увеличения туристопотока;

- обеспечении сотрудничества органов местного самоуправления муниципальных образований с органами исполнительной власти и с общественными организациями и объединениями (в том числе образовательными) в вопросах создания и продвижения бренда территории с учетом установленных приоритетов, в зависимости от социально-экономических условий.

2) социокультурные задачи, которые заключаются в:

- социокультурной самоидентификации населения региона с территорией своего проживания;

- построении коммуникационного межкультурного пространства;

- сохранении историко-культурного наследия территории;

- удержание населения от миграции за пределы региона;

- повышение уровня жизни населения.

3) экономические задачи, которые заключаются в:

- увеличении туристопотока;

- повышении инвестиционной привлекательности;

- привлечении новых торговых партнеров;

- привлечении трудоспособного населения, в том числе квалифицированных специалистов и молодежи;

- продвижении подбрендов и муниципальных брендов и налаживание механизма экспорта туристских услуг;

- создании и продвижение событийных проектов для привлечения инвесторов и туристов;

- оценке вклада туристопотока в экономику региона. 4) политические задачи, которые заключаются в:

- прогнозировании развития территории и управлении этим процессом;

- учете количества граждан из других регионов и стран, находящихся на территории региона, и росте динамики посещений региона.

Большую роль в реализации обозначенных задач приобретает общественное мнение как фактор эффективного продвижения бренда.

Общественное мнение — это состояние массового сознания, в котором выражается отношение (скрытое или явное) различных совокупностей людей, именуемых общественностью, к явлениям, событиям и фактам социальной действительности, затрагивающим их потребности и интересы [5].

Понимая под общественным мнением некоторое коллективное суждение, которое возникает в процессе или результате сложного социального взаимодействия — публичной дискуссии, считаем необходимым отметить возникновение общественного мнения предполагает наличие в социуме множества значимых условий и факторов:

-общественности, которая осознает себя в качестве субъекта социального поведения; -наличия свободных и доступных общественным группам информационных потоков по различным аспектам брендинга;

- интереса в обществе к информации, связанной с брендингом региона; -способности и готовности общественных групп артикулировать свою позицию; -наличии широкой сети каналов межличностной и межгрупповой коммуникации.

Формирование и развитие общественного мнения - это целенаправленный процесс, который осуществляется в результате инициатив политических организаций и социальных институтов и учреждений, которые носят как направленный характер (на сознание общественных групп), так и стихийный (под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций). Представляя собой органическое единство рациональных, эмоциональных и волевых составляющих, общественное мнение проявляется на нескольких уровнях:

-духовном (как отношение), через оценочные суждения;

-духовно-практическом, через эмоционально-волевые побуждения, стремления, намерения и др.; -практическом, через массовые действия и поступки.

Сила общественного мнения является авторитетным и влиятельным фактором, поскольку оно опирается на большинство, что увеличивает его социальную значимость и практическую востребованность.

Важным для формирования общественного мнения является значимость для населения ценностей, которые отражает бренд; благозвучность названия бренда; ассоциации которые вызывает бренд у общественности; наличие фирменного знака бренда и оригинальность, простота его восприятия, простота его воспроизведения, положительные ассоциации которые вызывает бренд; графическое начертание бренда, его смысловое наполнение и символизм; чёткость и удобство для чтения фирменного шрифта; стилистическое единство названия бренда, фирменного знака бренда, шрифта и цвета.

От того насколько велика значимость для социума регионального бренда зависит сила бренда, его продвижение по традиционным и инновационным каналам коммуникаций (в том числе и сетевым).

Таким образом, общественное мнение о региональном бренде является отдельным аспектом формирования, нуждается в целенаправленном управлении и достигается за счет просвещения, информирования населения, организации его формального, неформального и информального обучения.

Поскольку общественное мнение является сложным продуктом, то его формирование возможно с помощью технологии педагогического маркетинга, которая определяет научные основы управления современными сложными объектами. Мы считаем, что можно провести аналогию с понятиями «интернет маркетинг» (Махалов М.Е., Калюжнова Т.А. и др.) (маркетинг в сети Интернет), «информационный маркетинг» (БердышевС. и др.) (маркетинг средствами информационный технологий), «событийный маркетинг (Решетило Т.Л.,Андрианова Н.А. и др.) (Event marketing)» (маркетинг средствами которого выступают специально организованные события) и т.д. и определить, что прилагательное «педагогический» отражает характер средств и методов маркетинга. В связи с чем, «педагогический маркетинг» мы рассматриваем как процесс, который использует педагогические технологии, методы и средства для удовлетворения познавательных потребностей своих клиентов в различных сферах, а не только в образовании. В результате происходит интеграция и обогащение маркетинга (достаточно молодой науки) опытом и лучшими традициями, которые накоплены в многовековой историй педагогической науки. Поскольку «общественное мнение» является сложным и высокотехнологичным продуктам, то педагогический маркетинг имеет большой потенциал по его формированию и целенаправленному развитию в контексте брендинга региона [2; 3; 4]. При этом, рассматривая такие виды образования как формальное, неформальное и информальное образование, считаем необходимым заметить, что любая деятельность может трактоваться как образовательная, если ее цель связана с измененением установок и моделей поведения личности за счет передачи ей новых знаний, развития новых компетенций, в том числе знаний о бренде региона и его позиционировании. Масштабные маркетинговые программы «сложных продуктов», к которым можно отнести «общественное мнение» имеют опыт активного применения современных педагогических технологий, например, проблемных лекций, тренингов, дискуссий-семинаров, деловые и ролевых игр, интерактивных технологий, коучинга, консалтинга и др. Большая роль в реализации педагогического маркетинга принадлежит дистанционным и сетевым технологиям, которые позволяют реализовать как традиционное продвижение, так и продвижение по технологии «из уст в уста». Это позволяет сформировать у общественности понимание сути бренда и его значимость для региона [1; 6].

Выводы. Таким образом, педагогический маркетинг может выступать в качестве технологии продвижения бренда как внутри территории, так и за ее пределами за счет организации целенаправленного

информирования и формального, неформального и информального обучения, которое направлено на формирование ценностного отношения к бренду у общественности региона и позволяет ей понять и принять суть бренда и его атрибуты, транслировать заложенные в бренде ценности как внутри региона, так и за его пределами.

Литература:

1. Болкунов И.А. Дистанционные образовательные технологии: проблемы учебного контроля // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 33-36.

2. Донина И.А., Протасова Н.В. Маркетинговая стратегия в управлении современной общеобразовательной организацией // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 64-66.

3. Донина И.А., Иванова Т.Д., Шерайзина Р.М. Профессиональная подготовка руководителя образовательной организации: маркетингово-компетентностный подход / монография // Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Санкт-Петербург, 2013, 243 с.

4.Донина И.А. Проблема оценки эффективности деятельности современной общеобразовательной организации: социальный и экономический аспекты // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2013. № 74-2. С. 19-22.

5.Словари и энциклопедии на Академике. Общественное мнение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/15577

6. Шайдорова Н.А., Донина И.А Потенциал социальных сетей в реализации интернет-маркетинга образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 75-79.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Дубогрызова Галина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов. Соответственно, важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.

Подготовка студентов дошкольного факультета педвузов к реализации этномузыкального образования будет способствовать формированию гражданского и патриотического сознания, любви к малой и большой Родине, уважения к этносам, проживающим на территории региона, страны и их культурам, толерантности; позволит сохранить, развить и ретранслировать подрастающему поколению русскую культуру и культуру родного народа, народов России в контексте мировой культуры.

Ключевые слова: этномузыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, эстетико-культурное саморазвитие, культурные традиции.

An^Mion. Intensive process of revival of ethnocultural ties and the Cossack traditions in Kuban causes need of education of the younger generation in the spirit of moral principles and cultural traditions of ancestors in the conditions of the modern sociocultural environment. On knowledge of sources of the Cossacks, its traditions, native folklore interest and respect for the culture of other people is cultivated. Respectively, the most important task of spiritual and moral education is orientation of the personality to the estetiko-cultural self-development during all further life promoting its selfdetermination in the modern world, to the tolerant attitude towards the cultures of other people, creative conversion of life.

Training of students of preschool faculty of teacher training Universities for implementation of ethnomusic education will promote formation of civil and patriotic consciousness, love to the small and big Homeland, respect for the ethnoses living in the territory of the region, the country and to their cultures, tolerance; will allow to save, develop and relay to younger generation the Russian culture and the culture of the native people, the people of Russia in the context of world culture.

Keywords: ethnomusic education, spiritual and moral education, estetiko-cultural self-development, cultural traditions.

Введение. Интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды. Важнейшей задачей духовно-нравственного воспитания является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.

Одним из путей формирования личностной нравственной культуры педагогов дошкольной образовательной организации является накопление художественно-эстетических знаний, представлений, интонационного опыта восприятия произведений из «золотого фонда» традиционной культуры народов Кубани во взаимосвязи с развитием профессиональных умений и навыков, а также использование форм работы, направленных на развитие ценностного отношения к национальной художественной культуре. Мы считаем, что для будущих педагогов дошкольных образовательных организаций непосредственное участие в реализации мероприятий с использованием традиционной культуры народов Кубани в практике работы с детьми дошкольного возраста, будет способствовать формированию нравственных установок, повышению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.