Научная статья на тему 'Ключевые направления трансформации рынка труда в общей концепции экономического развития России: институциональный аспект'

Ключевые направления трансформации рынка труда в общей концепции экономического развития России: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION / ИНСТИТУЦИАНАЛИЗМ / INSTITUTIONALISM / РАБОЧАЯ СИЛА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ЦЕНА НА РЫНКЕ ТРУДА / THE MARKET PRICE OF LABOR / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / САНКЦИИ / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / SANKTSII / LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьминов А. Н., Андрейченко Н. В., Демиденко Т. И., Оксенюк Е. Е.

В современных условиях нарастания взаимозависимости разных сообществ, институтов и социальных групп возрастает потребность в определении ключевых направлений развития и трансформации рынка труда. Процессы глобализации объединяют современные общества в сети, которые трансформируют социальные взаимодействия и взаимосвязи, а также социальные институты и направления их трансформации. Реалии современного экономического развития детерминируют необходимость рассматривать рынок труда как некую систему контрактов между покупателем и продавцом трудовой услуги, посредством которых формируется уровень цен и оптимальное распределение трудовых услуг. Рассматриваемый рынок включает в себя широкий спектр трудовых отношений, а также лиц, которые в него вовлекаются. Посредством рынка труда, большинство работающего населения получает доходы и постоянную работу.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьминов А. Н., Андрейченко Н. В., Демиденко Т. И., Оксенюк Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n today's environment of interdependence of different communities, institutions and social groups there is a growing need to define the key directions of development and transformation of the labor market. The processes of globalization unite modern societies in networks that transform social interactions and interrelations, as well as social institutions and the directions of their transformation. The realities of modern economic development determine the need to consider the labor market as a non-conventional system of contracts between buyers and sellers of labor services, through which the level of prices and the optimal distribution of labor services is formed. The considered market includes a wide range of labor relations, as well as persons who are involved in it. Through the labor market, the majority of the working population receives income and permanent employment.

Текст научной работы на тему «Ключевые направления трансформации рынка труда в общей концепции экономического развития России: институциональный аспект»

Кузьминов А.Н.,

профессор кафедры управления человеческих ресурсов, ЮФУ Андрейченко Н.В.,

доцент кафедры управление человеческими ресурсами, ЮФУ Демиденко Т.И.,

доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, РГЭУ (РИНХ) Оксенюк Е.Е.,

соискатель Южного федерального университета, старший преподаватель кафедры теории организации и управление персоналом, РГУПС

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ РЫНКА ТРУДА В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В современных условиях нарастания взаимозависимости разных сообществ, институтов и социальных групп возрастает потребность в определении ключевых направлений развития и трансформации рынка труда. Процессы глобализации объединяют современные общества в сети, которые трансформируют социальные взаимодействия и взаимосвязи, а также социальные институты и направления их трансформации.

Реалии современного экономического развития детерминируют необходимость рассматривать рынок труда как некую систему контрактов между покупателем и продавцом трудовой услуги, посредством которых формируется уровень цен и оптимальное распределение трудовых услуг. Рассматриваемый рынок включает в себя широкий спектр трудовых отношений, а также лиц, которые в него вовлекаются. Посредством рынка труда, большинство работающего населения получает доходы и постоянную работу.

Ключевые слова: рынок труда, трансформация, институцианализм, рабочая сила, экономическое развитие, цена на рынке труда, заработная плата, санкции, конкуренция, трудовые ресурсы.

Kuzminov A.N., Andreychenko H. V., Demidenko T.I., Oksenyuk E.E.

KEY DIRECTIONS OF TRANSFORMATION OF THE LABOR MARKET IN THE GENERAL CONCEPT OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA: INSTITUTIONAL ASPECT

In today's environment of interdependence of different communities, institutions and social groups there is a growing need to define the key directions of development and transformation of the labor market. The processes of globalization unite modern societies in networks that transform social interactions and interrelations, as well as social institutions and the directions of their transformation.

The realities of modern economic development determine the need to consider the labor market as a non-conventional system of contracts between buyers and sellers of labor services, through which the level of prices and the optimal distribution of labor services is formed. The considered market includes a wide range of labor relations, as well as persons who are involved in it. Through the labor market, the majority of the working population receives income and permanent employment.

Keywords: labour market,

transformation, institutionalism, labor, economic development, the market price of labor, wages, sank-tsii, competition, labour.

Современный рынок труда закономерно является ключевым звеном в национальной и мировой экономике, в рамках которого формируются трудовые ресурсы, обладающие творческим потенциалом, конкурентоспособностью и персональным брендом реализуют повседневную эволюцию современного общества. Изменения и события, происходящие в экономической, политической или социальной сферах, так или иначе оказывают воздействие на рынок труда страны. Начавшийся в 2014 году финансовый кризис в России спровоцировал ухудшение экономической обстановки, которая вызвана введением в отношении

России экономических санкций и контрсанкций, изменением геополитических реалий, которые привели, в свою очередь, к охлаждению отношений России и Запада и вновь подчеркнули важность развития отношений с Востоком, продуктовым эмбарго и резким снижением цен на энергоресурсы, реализация которых составляет основную часть доходов бюджета страны. Немаловажное воздействие оказал приток беженцев из Донецкой и Луганской областей на социально - экономические показатели регионов России. [1] Так, сокраще-

[2] По сведениям, представленным проектом «Фонд Общественное мнение», осенью 2015 г. четверть россиян была убеждена в том, что экономическая ситуация в стране в целом и на рынке труда в России стала хуже, и уже 2016 год подтвердил тот факт, что на российском рынке труда продолжились качественные изменения [3]. Российский бизнес приспособился к экономической ситуации и значимых сокращений численности персонала в уходящем году компании не проводили, возврата к реалиям прошлых лет быть не может. Реалии современного экономического развития детерминируют необходимость рассматривать рынок труда как некую систему контрактов между покупателем и продавцом трудовой услуги, посредством которых формируется уровень цен и

ние реальной заработной платы на 3,6% в 2014 году и рост уровня инфляции до 11,4% в России. Все это привело к росту уровня бедности на 1,6%. По данным Рос-стата в РФ въехало и не выехало порядка 234 тысяч граждан Украины в 2015 году, что поставило перед правительством задачу не только увеличения уровня благосостояния как для граждан России, так и для населения, запросившего временное убежище, но и изменения рынка труда с учетом притока беженцев.

оптимальное распределение трудовых услуг. Рассматриваемый рынок включает в себя широкий спектр трудовых отношений, а также лиц, которые в него вовлекаются. Посредством рынка труда большинство работающего населения получает доходы и постоянную работу.

Развитие рыночных отношений сопровождается возникновением институтов, выступающих от имени наемных работников, выражающих и защищающих их интересы. Наиболее массовая организация трудящихся - профсоюзы. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов:

1. Отношения между наемными работниками и работодателями.

2. Отношения между субъектами рынка труда и их представителями (проф-

Реальная среднемесячная начисленная Индексы потребительских цен на товары и

заработная плата работников услуги

I 2013 ■ 2014 ■ 2015 ■ 2016 ■ I квартал 2017

Рисунок 1 - Основные показатели уровня экономического развития РФ в 2013-2017 гг.

союзы, союзы работодателей, службы занятости).

3. Отношения между субъектами рынка труда и государством.

Структурными элементами рынка труда являются:

1) спрос на труд. Спрос на труд отражает суммарный объем общественных потребностей в рабочей силе, который представлен в рамках рынка труда;

2) предложение труда - общее количество рабочей силы, которая характеризуется составом населения и его численностью (например, образование, профессия и прочее).

3) цена рабочей силы, которая находит свое отражение в заработной плате;

4) стоимость рабочей силы, которая определяется общественными издержками на ее воспроизводство, а именно объемом потребляемых нематериальных и материальных благ;

5) конкуренция, которая выступает в качестве ключевого механизма функционирования рынка труда, между нанимателями и работниками, например, за замещение вакантных мест в рамках общественного разделения труда.

Рисунок 2 - Система отношений на рынке труда

С полной уверенностью можно утверждать, что современный рынок труда в результате длительных трансформаций сегодня представлен как система социально-экономических институтов, обеспечивающих вовлечение работников в общественное производство и обусловливающих его институциональную природу. Такого рода систему составляют: профсоюзы, ассоциации или союзы предпринимателей, трудовое законодательство, индивидуальные и коллективные соглашения, государственная политика в сфере труда и занятости, посредством которых осуществляются рыночные взаимоотношения субъектов рынка труда.

Надо отметить, что рынок труда рассматривается с позиции открытой и конкурентной системы, формирование которой подчиняется традиционному закону спроса и предложения рабочей силы, одновременно с этим, находясь в зависимости от инновационных факторов и определяется

особенностями воспроизводства трудовых ресурсов, в рамках региональной экономической системы. Сегодня рост эффективности использования рабочей силы тесно взаимосвязан с созданием и дальнейшим развитием рынка труда, а также отношений конкуренции между многочисленными хозяйствующими субъектами за привлечение работников необходимого профиля, а также между населением за рабочие места. Для того чтобы максимально обеспечить реализацию собственности на рабочую силу, необходимо определить, в какой форме собственности, осуществляется использование трудовых ресурсов.

Совокупность теоретических представлений относительно роли фактора труда в рамках экономических взаимоотношений, а также тенденций в воспроизводстве рабочей силы, представляет возможность дать принципиально новое определение рынка труда. В частности, анализируя тенденцию и динамику разви-

тия рынка труда, можно определить несколько механизмов, по которым функционирует его структура. В частности, речь идет о миграции рабочей силы, естественном воспроизводстве рабочей силы и ее профессиональной адаптации.

Современными особенностями становления и развития институтов рынка труда является то, что отношения на рынке труда не сводятся только к действию рыночного механизма, а требуют учета институциональных особенностей его функционирования. Институты оказывают организованное воздействие на спрос и предложение на рынке труда, а тенденции современного экономического развития позволяют определить институциональные особенности рынка труда: а) своеобразие приспособления рынка труда к складывающимся новым экономическим условиям, обусловленное не столько сокращением численности занятых, сколько широким разбросом в оплате труда, его продолжительностью и эффективностью; б) растущий разрыв между официально регистрируемым количеством безработных и их общей численностью, который является основной причиной не равновесия рынка труда; в) хроническое отклонение цены на рынке труда от равновесных цен, обусловленное неразвитостью институциональной структуры этого рынка.

Социальная структура современного общества, формируется, как правило, на фоне снижения спроса на одних работников и повышения на других. Переход к модели экономики, которая основана на высоких технологиях, способствовал появление проблем, которых не было в период первой промышленной революции. Знания, умения и навыки рабочей силы, которая стремительно сокращается, уже не входит в соответствие с требованиями, которые предъявляются к работникам, новыми отраслями производства. Существенные различия в требованиях, которые предъявляются к сотрудникам, в полной мере не компенсируют сокращение общей численности работников, которое наблюдается в одной отрасли и обусловлено ростом численности сотрудников в другой.

Данная ситуация предопределена тем, что знания и способности таких сотрудников не утраивают потенциальных работодателей. Указанное положение, является принципиальным отличием существующей технологической революции от прошедших ранее, революций. Следовательно, в современных экономических условиях переквалификация должна быть сопряжена со сменой трудовых установок, ценностей и убеждений работников.

Рабочие, которые не востребованы для традиционных отраслей производства, неизбежно сталкиваются со снижением качества своей жизни, так как в изменившихся условиях им достаточно трудно найти место в жизни. Трудовые ресурсы, которые весьма востребованы в рамках наукоемкого производства, рекрутируются из максимально образованных социальных групп населения. Одновременно с этим на фоне высокотехнологичной экономики приобретение новых знаний становится императивом для всех групп, порождая необходимость в повышении своей квалификации. Таким образом, новые технологии требуют от субъектов трудовых правоотношений как роста их профессиональных знаний, так и их планомерного обновления. Данная ситуация порождает развитие системы непрерывного образования, в том числе, с применением дистанционных и иных информационных технологий. [4] Так, объем мирового рынка электронного обучения в 2014 году был равен 90 млрд долл. США, а общее количество пользователей превысило 18 млн человек. За прошедший год рынок электронного обучения существенно вырос и в нашей стране, составив 16,9%, или 9,3 млрд руб. [5] Ежегодный темп роста объема мирового рынка электронного обучения на период с 2012 по 2016 г. составил 7,9%. В нескольких регионах мира, по всей видимости, наблюдаются значительно более высокие темпы роста. Согласно последним региональным исследованиям, самые высокие темпы роста в Азии и составляют 17,3%, далее следуют Восточная Европа, Африка и Латинская Америка - 16,9%, 15,2% и 14,6% соответственно.

Учитывая тот факт, что на территории нашей страны в качестве основных потребителей дистанционных технологий образования выступают представители крупных компаний, которые имеют заинтересованность в повышении квалификации и переобучении своих сотрудников, отмечается планомерный рост индивидуального обучения посредством дистанционных технологий, преимущественно представителей более молодого поколения.

Стоит отметить, что масштабное развитие наблюдается не только в сфере знаний. [6] Так, М. Кастельс указывал, что в рамках современного общества, можно выделить два достаточно динамично развивающихся сектора экономики. В частности, речь идет об экономике с применением информационных технологий, а также о неформальной экономике, основу которой составляет низкоквалифицированный труд.

Представляется вполне естественным, что неформальная занятость обладает определенной спецификой и не может приравниваться к низкому размеру оплаты труда в официальной экономике. Особенность неформальной занятости, по мнению М. Кастельса, заключается в том, что, несмотря на широкое распространение теневой экономики в мегаполисах, многочисленные связи между двумя секторами выстроены таким образом, что лишают участников неформальных экономических отношений, возможности осуществить подъем наверх. Как общество, так и экономика, становятся функционально артикулированными, но при этом организационно и социально сегментированными. В первую очередь с подобными изменениями сталкиваются уже упомянутые глобальные города, причем вне зависимости от региона, в котором они расположены.

Потребность работодателя в минимальном количестве работников, которые необходимы для производства оптимального количества товаров и услуг и, как следствие, массовая безработица, позволили Дж. Рифкину, который является известным американским экономистом, заявить о начале пострыночной эпохи и конце труда. Так, последняя промышленная революция

создает профессиональную элиту, которая занята в профессиональной сфере, тем самым вытесняя средний класс в низший. Данная ситуация обусловлена тем, что 2/3 вновь создаваемых рабочих мест, которые создаются на рынке труда, относятся к низкооплачиваемому сектору и подразумевают временную занятость. Одновременно с этим, в отсутствие информационных технологий, современный город не сможет получить статус глобального города, так как именно информационные технологии обеспечивают город необходимым числом ресурсов, позволяющих осуществлять управление экономическими процессами. Следовательно, высокооплачиваемые места работы утрачиваются во всех сферах, кроме информационной.

Эксперты, работающие в Агентстве стратегических инициатив и в Московской школе управления «Сколково», в 2014 году представили издание, которое носит название «Атлас новых профессий». Издание представляет собой классификатор перспективных профессий и профессий, которые уходят в прошлое. Атлас был составлен на основе изменений экономического и социального характера, а также по данным плана развития крупных компаний. Кроме того, авторы дали прогноз для 19 технологических отраслей и направлений, тем самым ответив на два вопроса: какие профессии будут востребованы в дальнейшем, а какие канут в Лету.

[7] В издании прогнозируется, что к началу 2020 года, отпадет необходимость в таких профессиях, как сметчик, статистик, стенографист, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, документовед, испытатель, any-key специалист, билетер, пар-ковщик, оператор call-центра, лифтер, почтальон. После 2020 года, уйдут в прошлое еще множество профессий, например, юрисконсульт, нотариус, провизор, аналитик, маклер/риэлтор, секретарь, муниципальный работник, логист, диспетчер, банковский операционист, журналист, диагност, бурильщик, системный администратор, вахтер, шахтер, машинист товарного состава, инспектор ДПС, горняк, фасов-

щик, варщик, прораб, швея/ сапожник, водитель такси.

Несмотря на некоторое удивление, которое вызывает данный список, необходимо отметить, что профессии становятся невостребованными по разным причинам. Так, некоторые профессии полностью заменяются искусственным интеллектом, который составляет конкуренцию даже высококвалифицированным специалистам. Примером могут служить онлайновые программы (основанные на оцифрованной базе данных по различным типам болезней), которые позволяют устанавливать диагноз не хуже, чем это делает высококвалифицированный специалист. Также ярким примером является робот, который осуществляет заказы по высокочастотному трейдингу на Токийской фондовой бирже, что привело к массовому сокращению численности работающих трейдеров.

Одновременно с этим новые информационные технологии активно способствуют автоматизации производства товаров и услуг, которые существуют на сегодняшний день и позволяют организовать прямые связи поставщика с потребителем услуг, минуя всевозможных посредников. Кроме того, появляется возможность привлекать потребителя к непосредственному производственному процессу, перекладывая на него определенные производственные функции. Данная стратегия способна существенно минимизировать производственные и трансакционные издержки, например, уход некоторых профессий в прошлое, активно способствует распространению краудсорсинга.

Целесообразно предположить, что особенности нового типа организации рабочего процесса не позволят на законодательном уровне регламентировать такие показатели трудовой деятельности, как минимальная оплата труда, но в то же время они будут способствовать созданию новых способов и институтов для регулирования трудовых отношений. Например, развитие интернет-порталов, посредством которых работнику смогут устанавливать рейтинг для своих работодателей, а также совместно защищать свои трудовые права,

будет способствовать максимальной прозрачности рынка, а также формированию правил, направленных на регулирование новых форм деятельности.

Процессы экономических трансформаций, которые происходят в рамках отечественной экономики сегодня, отражаются в динамике количественных и качественных характеристик формирования, а также использования и дальнейшего развития трудовых ресурсов. В связи с чем необходимо акцентировать внимание на вопросе, который непосредственно связан с методическим обоснованием механизма по совершенствованию и управлению трудовыми ресурсами, в том числе на региональном уровне.

Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что выстраивание гибкого, но в то же время эффективного механизма по управлению социально-экономическим развитием возможно исключительно в рамках аналогичного подхода к управлению, на уровне отдельно взятых субъектов Российской Федерации.

Важнейшим элементом региональной экономической системы традиционно выступали трудовые ресурсы, которые необходимо сегментировать по определенным признакам, в том числе вследствие их качественных или динамичных характеристик.

Стоит отметить, что трудовые ресурсы выступают тем производственным фактором, который имеет ключевое значение для достижения оптимального баланса с иными составляющими региональной экономической системы и является либо ограничителем реализации экономических возможностей для региона, либо фактором, который способствует подъему экономики. Так, обеспечение всех видов деятельности необходимой рабочей силой, которая обладает определенными характеристиками, является объективной необходимостью для наращивания социально-экономического потенциала региона.

Ключевая роль в проведении активной политики государства в сфере труда, отведенная службам занятости, в последнее время существенно изменилась. Так, из посредника в процессе трудоустройства

служба занятости превратилась в активный элемент, занимающийся регулированием рынка труда. В частности, данная служба выполняет достаточно многопрофильные функции, а ее деятельность базируется на осуществлении превентивных мер, необходимых для влияния на процессы, происходящие в сфере занятости.

Учитывая сходство развития всех экономик развитых стран, а также их социальных сфер, политика занятости в этих странах различна, что в конечном счете привела к формированию различных моделей труда. Существующее разнообразие можно сгруппировать в два типа: внешний рынок труда и внутренний рынок труда соответственно.

Как правило, внешний рынок труда подразумевает определенную мобильность рабочей силы, которая возможна между компаниями. В свою очередь, внутренний рынок основывается на движении кадров внутри предприятия, например, в процессе карьерного роста одного из сотрудников. Как уже отмечалось ранее, внешний рынок труда подразумевает наличие у персонала тех профессий, которые могут быть использованы различными фирмами. Квалификацию работников, которые полностью сосредоточены на внутреннем рынке труда, в других компаниях использовать гораздо сложнее, так как они носят специфический характер и применимы только к одной из компаний. Более того, особенности производственных отношений, которые имеют место на внутреннем рынке труда, препятствуют переходу работников в другие компании. Следовательно, для внешнего рынка характерна высокая текучесть кадров, чего нельзя сказать о внутреннем рынке труда.

Тенденции, которые наблюдаются в рамках экономического развития и приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, формируют новую форму рынка труда, носящую название «гибкий рынок труда». Как говорил Адам Смит, «чем меньше государство занято экономикой, тем лучше для самой экономики». В соответствии с его позицией, рыночная система обладает способностью к саморе-

гулированию, в основе которого заложена так называемая «невидимая рука», а именно, личный интерес, обусловленный стремлением к прибыли.

Однако в работах Дж.М. Кейнса данная теория была подвергнута сильной критике, а также существенной модификации. В частности, исследователь оспаривал тот факт, что в рамках совершенной конкуренции существуют механизмы приспособления, которые приводят к равновесию, в том числе в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, указывал, что именно заработная плата обеспечивает необходимое равновесие национального дохода. Несмотря на то что при этом сохраняется вынужденная безработица, обусловленная недостаточным спросом на труд.

Методологическое обеспечение механизма по управлению трудовыми ресурсами, учитывая предлагаемые аспекты, включает в себя адаптированные и активно применяемые методы, которые находят комплексное применение на практике и планомерно улучшают качество системы по управлению трудовыми ресурсами.

Детальная схема системы по управлению трудовыми ресурсами, которая составлена на основе структурных аспектов сбалансированности регионального рынка труда, представлена в таблице 1. Так, первая составляющая - это функции, которые в настоящее время осуществляются органами государственных служб занятости. Вторую составляющую механизма предлагается сформировать на основе органов исполнительной власти совместно с представителями науки.

По результатам проведенных исследований, указанные факторы существенно различаются по регионам, ввиду определенных различий в условиях социально-экономической сферы. Третий структурный элемент представленного механизма подразумевает обоснованный состав стратегических ориентиров, согласно которым осуществляется политика второго блока, направленного на корректировку текущей ситуации.

Таблица 1 - Система управления трудовыми ресурсами

Составляющая Цель Методы

Реагирование по отклонениям Соответствует функциям службы занятости Учет, обучение

Аналитическая Выявление факторов среднесрочного характера, влияющих на уровень занятости в регионе Корреляционно-регрессивный анализ

Стратегическая Обоснование перспективных параметров Анализ и синтез, SWOT - анализ, динамический анализ

На каждом из представленных этапов применяется система методов, которые способствуют достижению поставленных целей. Предлагаемая модель формирования системы управления (рис. 2) отличается «привязкой» текущей ситуации к тенденциям развития региона, что способствует управлению достаточно сложным сегментом экономики.

На рисунке представлена взаимосвязь, которая сегодня не в полной мере разработана методически. Особую актуальность это приобретает в связи с тем, что практическая реализация любой стратегии должна быть обеспечена всеми необходимыми факторами, в том числе трудовыми ресурсами.

Для достижения поставленной цели рекомендуется выявить доминирующие факторы, которые оказывают влияние на уровень занятости в конкретном регионе. Указанный блок анализа достаточно легко выстраивается в действующую систему управления, тем самым модифицируя организационную структуру управления под актуальные задачи, стоящие перед стратегическим управлением. С методической точки зрения, данный анализ выполняется посредством корреляционно-

регрессионного анализа, а также специализированных программ, которые облегчают трудоемкие расчеты и анализ взаимосвязи относительно больших информационных массивов.

Конъюнктура рынка труда .

J к (—) 1 г __— \/

Сложившаяся структура экономики региона по видам экономической деятельности Стратегия развития

региона

Тенденция развития эконо мики и общества

Рисунок 3 - Модель формирования системы управления рынком труда

Доминирующие факторы влияния на состояние рынка труда оцениваются с помощью выбора уровня занятости населения в регионе, в качестве результативного признака. В данном виде оценка конъюнктуры экономики, которым является рынок трудовых ресурсов, приобретает динамический характер, нацеленный на выявление стратегически важных направлений для управленческого воздействия.

В рамках отсутствия данного механизма по стратегическому управлению рынком труда влияние тенденций по развитию экономики, которое оказывается на конъюнктуру этого рынка, имеет весьма опосредованный характер, эффективность которого намного ниже, чем при более фокусированном формировании, необходимых изменений, наблюдаемых в каче-

ственных характеристиках трудовых ресурсов в регионе.

Стоит отметить, что региональные особенности достаточно четко проявляются в составе факторов, имеющих максимальную значимость в деятельности по оценке влияния на уровень занятости населения в рамках определенной территории. Так, если ретроспективный анализ влияния указанных факторов выполнен за достаточно продолжительный период, то выявленные факторы отражают те тенденции, учет которых существенно улучшит качество выбранной стратегии. В обосновании перспективных параметров, характерных для региональной экономики, не всегда соблюден баланс между характеристиками и стратегическими моделями региональной экономики. Как правило, баланс нарушается ввиду особой привлекательности идеальных моделей будущей экономики, которая имеет место на фоне того, что четкое видение необходимых моделей экономики отсутствует.

В определенной мере, в рамках рынка трудовых ресурсов, указанное несоответствие преодолевается на основе стратегического анализа, который осуществляется в отношении структурной сбалансированности рынка труда в регионе.

В качестве отдельного направления указанного механизма по управлению трудовыми ресурсами выступает формирование методики, которая направлена на выявление фактического несоответствия между профилем подготовки специалистов и изменениями в структуре экономики. В данном случае управление трудовыми ресурсами является целенаправленным воздействием на объект и рассматривается в качестве последовательной серии действий, которые предусматривают или осуществляют изменения в данной подсистеме.

На сегодняшний день управление трудовыми ресурсами осуществляется в форме «мягкой модели» регулирования, которая основывается на потенциале рынка труда, но целенаправленно, формирование объекта не осуществляет.

«Мягкая модель» функционирует исключительно в рамках наличного объекта,

усиливая одни и ослабляя вторые, при этом реализуясь в нескольких формах -сознательной и стихийной соответственно. Следовательно, специфика управления трудовыми ресурсами требует того, чтобы принятие решений определялось состоянием объекта управления в каждом из временных периодов.

В рамках мирового экономического кризиса политика государства, которая проводится на рынке труда, не должна ограничиваться поиском оптимальной степени вмешательства в трудовые правоотношения. Кроме того, регулирующее влияние, которое оказывается государством, не должно устанавливать препятствия для практической реализации требований эффективности, подразумевающих высвобождение рабочей силы и ее мобильность.

Высокая степень занятости населения должна быть обеспечена посредством создания новых рабочих мест, а не сохранением лишней численности персонала. Достижение высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально обоснованной занятости является структурным элементом механизма по восстановлению экономики России. Стимулами данного процесса могут являться рыночные отношения, а также целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Так, если в развитых странах проблемы занятости решаются, как правило, обособленно, то для нашей страны, необходимо тщательное преобразование всей экономики. Данная цель может быть реализована при финансовой стабилизации и решении социальных проблем. В частности, необходима эффективность при взаимодействии сотрудников и работодателей.

Преодолев негативные тенденции, которые весьма распространены в экономике сегодня, можно содействовать планомерному улучшению демографической ситуации. В противном случае возникнет угроза не только социальной стабильности Российской Федерации, но и ее существованию в качестве государства. Для решения указанных задач государство должно с особой тщательностью прогнозировать те-

кущую ситуацию на рынке труда, а также проводить необходимую социальную, экономическую и региональную политику.

Также стоит учитывать, что возможностей государства в сфере создания новых рабочих мест существенно меньше возможностей, которыми обладает частный капитал. При этом данный факт не снижает роли государства, которое выступает в качестве гаранта занятости населения. Таким образом, именно государство должно стимулировать активность работодателей в данной сфере. Одновременно с этим государство создает определенные рамки для частного капитала в сфере рынка труда, тем самым обеспечивая социальную защищенность для уязвимых слоев населения.

Данная деятельность будет способствовать активному сокращению латент-ности на рынке труда, для чего необходимо проведение системных мероприятий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повысить значимость индивидуального трудового договора;

— изменить содержание и роль коллективного договора (с учетом мнения профсоюза);

— поэтапно проводить реформу трудовых отношений;

— принимать реалистичные процедуры по массовому увольнению.

Для решения данных задач необходимо не только ресурсное обеспечение на базе экономического роста, но и планомерное развитие действующего законодательства, направленное на изменение отношения общества к рассмотренной проблеме.

Условия трудовых отношений, которые возникают в рамках производственного процесса, находят отражение во всех сферах жизнедеятельности человека и подразумевают особый характер регулирования, основанный на приоритете личности человека. Анализируя конституционные нормы, можно прийти к выводу, что защита прав на трудовую и предпринимательскую деятельность является равной. Следовательно, трудовое законодательство должно учитывать нормы о равноправии, взаимном учете прав и интересов сторон.

Одновременно с этим, находясь в равном положении с работодателем, работник является более уязвимой стороной трудовых правоотношений. Предотвратить данное положение дел можно исключительно путем вступления в профсоюз. Однако сам по себе профсоюз не способен обеспечить принцип равноправия в полной мере, так как решающую роль в данных отношениях все равно играет государство.

Особую значимость приобретает психология работников, которые традиционно обращают все требования к государству, полагая, что именно государство должно решать вопросы, непосредственно связанные с регулированием трудовых отношений.

Одновременно с этим отличительной чертой государственной политики нашей страны является децентрализация регулирования трудовых отношений. Так, государство, являясь гарантом трудовых прав граждан, почти утратило роль основного работодателя.

В данной ситуации наличие подготовленного закона недостаточно, для того чтобы оказать влияние на сознание общества. Обусловлено это тем, что даже хороший закон может не применяться или не действовать с ожидаемой эффективностью. Условия, при которых законы о труде будут действительно исполняться, а также эффективно функционировать, требуют тщательного анализа. При этом права работников должны защищаться государством, а также обеспечиваться доступом к правосудию.

В случае если эффективная государственная политика отсутствует, начинают формироваться процессы саморегуляции, которые направлены на выживание любыми средствами, например, занятостью в теневой экономике. Так, по данным Рос-стата, численность занятых в неформальном секторе в 2015 году выросла по сравнению с 2014 годом (14387 чел.) и составила 14827 человек. Непосредственно наличие неформальной занятости в очередной раз подтверждает потребность населения в труде. С одной стороны, данная потребность позволит сохранить, а

может приумножить доход работника, а с другой, трудовые ресурсы страны истощаются, заметно усиливаются диспропорции в современной экономике.

Традиционными формами неформальной занятости является уличная торговля, индивидуальные услуги населению, в том числе на дому, репетиторство, кли-нинговая и иная деятельность. При этом в данном секторе заняты преимущественно мужчины, например, осуществляющие ремонт бытовой техники или автомобилей. На самых низкооплачиваемых специальностях, которые также входят в теневой сектор, как правило, заняты женщины.

Для того чтобы эффективно выйти из данной ситуации, необходимо полностью запретить труд в неформальном секторе экономики. Для нашей страны целесообразно локализовать масштабы данного явления, перенаправив его в цивилизованное русло. Для достижения данной цели необходимо модернизировать налоговую политику, которая проводится в отношении малого бизнеса, а также реанимировать программы, действующие с 1990-х годов.

Более того, разрабатывая политику занятости для неформального сектора экономики, необходимо учитывать индивидуальные особенности работников, которые в нем заняты. Представляется вполне естественным, что от того, каким образом будет решаться данная проблема в нашей стране, будет зависеть перспективы занятости в дальнейшем.

В условиях экономии нашей страны особую важность имеет опыт промышлен-но развитых стран, в том числе в сфере масштабной политики на рынке труда. Данная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на регулирование рынка труда, содействие всем субъектам трудовых правоотношений и программы переподготовки кадров. Как уже отмечалось ранее, анализ зарубежного опыта позволит применить аналогичные модели развития в России.

Рынок труда испытывает влияние со стороны различных субъектов трудовых правоотношений, в частности, со стороны

профсоюзных комитетов, государственных органов, а также работодателей.

Представляется вполне естественным, что замыкаться на определенном сегменте рынка на сегодняшний день нецелесообразно, так как определенный сегмент не в состоянии отразить ситуацию на рынке труда в целом. В свою очередь, политика государства, которая реализуется на рынке труда, может быть результативной только в том случае, если она реализуется дифференцировано для каждого сегмента.

В качестве примера можно привести необходимость модернизации существующей системы повышения квалификации кадров, которые являются структурным элементом рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в данной области, сопряженное с иными мерами в каждом из сегментов, может показать максимальную эффективность в дальнейшем.

Рассматривая отмену вмешательства государства в рыночную экономику, а именно в сферу трудовых отношений, необходимо отметить, что данный вопрос актуален для стран с социально ориентированной экономикой, причем именно в тот момент, когда наблюдается отток капитала за границу. В данном случае ставится вопрос относительно предоставления свободы для саморегулирующихся рыночных процессов.

В рамках экономики Российской Федерации, с присущим для нее государственным вмешательством во все рыночные процессы, рано говорить о формировании эффективной, социальной экономики. Данной ситуации активно способствует несовершенство нормативно-правового регулирования, коррупция, а также развитый теневой сектор экономики. Следовательно, для решения актуальных вопросов в сфере труда первоначально необходимо реформировать все сферы экономической и социальной жизни страны.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уровень жизни населения. Режим доступа: http://gks.ru. Дата обращения: 20.04.2017

2. Рынок труда в России в 2015-2016 годах: состояние и перспективы развития. Режим доступа: http://podborkadrov.com. Дата обращения: 12.05.2017

3. Рынок труда: итоги 2016, прогнозы 2017. Аналитические обзоры. 22.12.2016. Режим досту-па:https://www.superjob.ru/research/artides/1 12068/rynok-truda/

4. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций. 2014 г. Режим доступа: http://ipoboard.ru.

5. E-Learning Market Trends & Forecast 2014 - 2016 Report. Режим доступа: http://docebo.com.

6. Castells M. The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. Oxford; Cambridge, 2002. - p. 416.

7. Атлас новых профессий. Режим доступа: http://atlas100.ru. Дата обращения: 12.05.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.