УДК 332.1
ГРНТИ 06.77.61
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И РЫНОК ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
БУЛАТОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА
Кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления персоналом и социально-экономических отношений, Алтайский государственный университет, 656049 г. Барнаул, пр. Ленина 61, Россия
E-mail: bulatovg@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена анализу трудовых ресурсов и рынка труда Алтайского края. Автором выявлены региональные особенности и проблемы формирования трудовых ресурсов и развития рынка труда Алтайского края, определены направления их решения в контексте экономической и социальной безопасности региона.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, рынок труда, занятость, регион, экономическая безопасность, социальная безопасность, кадровая безопасность.
HUMAN RESOURCES AND LABOUR MARKET IN THE CONTEXT OF ECONOMIC AND SOCIAL SECURITY OF THE REGION
Galina A. Bulatova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Human Resource Management and socio-economic relations department Altai State University, 656049, Barnaul, Lenin St. bld. 61, Russia E-mail: bulatovg@mail.ru
Annotation: The article analyzes the labor force and labor market of the Altai Territory. The author reveals regional characteristics and problems of formation of human resources and labor market development of the Altai Territory, the directions of their solutions in the context of economic and social security of the region.
Key words: human resources, labor market, employment, region, economic security, social security, personnel security.
Обеспечение экономической безопасности относится к числу важнейших национальных приоритетов. При исследовании проблем экономической безопасности необходимо учитывать и социальные аспекты развития региона. Задача социальной безопасности заключается в формировании защищенности качественного состояния социальных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства.
В настоящее время регионы России сформировались как целостные социально-экономические системы, имеют свои особенности и экономическую политику, самостоятельность в выборе стратегии экономического и социального развития. Свою специфику имеет и сфера обеспечения экономической и социальной безопасности в каждом регионе России.
Географическое и социально-экономическое положение Алтайского края предопределяет
природу возникновения ряда проблем внешнего и внутреннего характера (экономических, демографических, социальных и т.д.), касающихся различных аспектов обеспечения комплексной безопасности развития территории. Наиболее острыми и малоизученными среди них являются проблемы формирования социальной и кадровой политики региона. Кадровая безопасность, как правило, рассматривается на уровне отдельной организации с позиций снижения рисков хищений, девиантного поведения, нелояльности персонала и т.п.
Трудовые ресурсы представляют собой действующую и потенциальную рабочую силу. Поэтому обеспеченность трудовыми ресурсами и благосостояние населения выступают одним из факторов экономической безопасности и устойчивого развития региона. Кадровая безопасность региона предполагает формирование и распределение трудовых ресурсов таким
образом, чтобы они обеспечивали кадровые потребности различных отраслей экономики. Анализ и оценка воспроизводства трудовых ресурсов, функционирования рынка труда имеют важнейшее значение для разработки стратегии устойчивого развития региональной экономики.
В последние годы в Алтайском крае наблюдается сокращение численности трудовых ресурсов, что связано с неблагоприятной демографической ситуацией и миграционным оттоком населения. Так, за 2014 год численность населения края уменьшилась на 5,7 тыс. человек (0,24%), в том числе за счет естественной убыли - на 2,5 тыс. человек, за счет миграционной убыли - на 3,2 тыс. человек. В 2015 году численность населения составила 2376,7 тыс. чел., сократившись за год на 8,2 тыс. человек (0,3%), в том числе за счет миграции на 4457 чел. (18,7 чел. в расчете на 10 тыс. чел. населения). При этом 8286 чел. край потерял в межрегиональном обмене [2], что говорит о большей привлекательности других регионов для проживания и трудоустройства. Подавляющее большинство (84%) миграционного оттока приходится на трудоспособное население. Особенно интенсивно край покидали люди в наиболее активном рабочем возрасте 25-49 лет (2449 чел.). По нашим оценкам, доля Алтайского края в миграционном оттоке населения Сибирского федерального округа составляет более 40%.
Для края характерно наиболее сильное постарение населения по сравнению со средними показателями по России и другими регионами Сибири. В настоящее время к трудовой деятельности приступают дети, рожденные в конце 80-х - начале 90-х годов, период социальных потрясений в России, который привел в то время к резкому снижению рождаемости. По оценкам автора, в крае в 201415 гг. поколение 15-19-летних замещало поколение 55-59-летних только на 54%. В последние годы наблюдается тенденция
сокращения численности занятых в экономике, приходящейся на одного пенсионера. По расчету автора, указанное соотношение составило в 2010 - 1,54 чел., 2011 - 1,51 чел., 2012 - 1,50 чел., 2013 - 1,48 чел., 2014-2015 - 1, 45 чел.
Трудовые ресурсы Алтайского края характеризуются достаточно высоким
профессиональным уровнем и способны удовлетворить потребность развивающейся экономики в научных исследованиях и высококвалифицированных кадрах для реализации инновационных проектов и размещения технологически новых производств. В 2015 году высшее и среднее профессиональное образование (по программам подготовки специалистов среднего звена) имели 52,7 % занятого населения. В то же время по уровню образования занятого населения край уступает средним показателям по России и Сибирскому федеральному округу (58,8% и 53,4% соответственно). Наблюдается отставание и по участию занятого населения в программах дополнительного образования. В 2015 г. дополнительное обучение в крае прошли 19,3% занятых в возрасте 25-64 лет, тогда как по РФ и СФО эти показатели составили соответственно 25% и 25,5%.
При этом на отдельных сегментах рынка труда уже сейчас проявляется острая нехватка квалифицированных рабочих кадров по отдельным специальностям. Около
восьмидесяти процентов заявок от предприятий поступает на специалистов рабочих профессий, а только сорок процентов безработных имеет начальное или среднее профессиональное образование[5].
Для края характерен пониженный уровень экономической активности и занятости населения относительно среднероссийского и среднего по Сибири. В то же время уровень безработицы превышает соответствующие показатели по стране и Сибирскому федеральному округу (таблица 1).
Таблица 1
Показатели напряженности рынка труда за 2015 г. [5]
Уровень экономической активности, % Уровень занятости, % Уровень безработицы, % Среднее время поиска работы безработными, месяцев Доля безработных, ищущих работу 12 мес. и более, % Уровень зарегистрированной безработицы
Российская
Федерация 69,1 65,3 5,6 7,3 27,3 1,4
Сибирский федеральный округ 67,7 62,5 7,7 7,7 31,4 1,7
Алтайский край 65,8 60,5 8,0 7,7 32,3 1,9
Подобная ситуация связана, прежде всего, с высокой долей сельского населения - 44,0 % (в среднем по России - 26,0 %), часть которого выживает за счет занятости в нетоварном личном подсобном хозяйстве. Жители сельской местности составляют 70,7% безработных края. Среди граждан, признанных безработными в январе -марте 2016 года, наибольший удельный вес составляют работавшие в сельском хозяйстве (20%, или 2,2 тыс. чел.), оптовой и розничной торговле (15%, или 1,6 тыс. чел.), обрабатывающих производствах (14 %, или 1,5 тыс. чел.) [5], т.е. в видах деятельности, обеспечивающих наибольший вклад в валовый региональный продукт.
Структурные диспропорции региональной экономики в сторону не высокотехнологичных видов занятости сопровождаются существен-ными дисфункциями оплаты труда. В течение нескольких лет Алтайский край занимает одно из последних мест в рейтинге Сибирского федерального округа по уровню среднемесячной начисленной заработной платы. Так, в октябре 2016 г. среднемесячная заработная плата в крае (20778 руб.) составила лишь 58% от общероссийского уровня и 69,3% от уровня СФО. Причем исследования автора показали, что эти пропорции практически не меняются из года в год [3], [4], [6]. Согласно общегосударственной политике средняя заработная плата должна в три раза превышать величину прожиточного минимума. В Алтайском крае во II квартале 2016 г. это соотношение составило 2,18, в III квартале -2,33. Сохраняется существенная задолженность по заработной плате. Так, на 01.12.2016 г. она составила 22,6 млн. руб. По итогам 2015 г. доходы ниже прожиточного минимума имеют 17,9% от общей численности населения [2].
Сложившиеся диспропорции в оплате труда являются серьезным препятствием для структурной перестройки экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Кроме того, они выступают в качестве основной причины оттока трудоспособного населения за пределы края. В перспективе это создает угрозу дефицита рабочей силы, прежде всего квалифицированной.
Проведенное исследование показало наличие на рынке труда Алтайского края таких проблем, как:
• падение экономической активности и сокращение занятости населения;
• сокращение численности и отток трудоспособного населения за пределы края;
• рост регистрируемой и общей безработицы и увеличение разрыва между ними;
• усиление внутрирегиональной дифференциации уровней безработицы;
• рост продолжительности безработицы, увеличение застойной и хронической безработицы;
• заниженный уровень оплаты труда и задолженность по зарплате;
• распространение теневых и неформальных отношений в сфере занятости;
• рост возрастной и территориальной асимметрии на рынке труда.
Все это создает риски сбалансированного социально-экономического развития региона и угрозы его экономической безопасности. С учетом рисков и ограничений в перспективе необходима кардинальная смена парадигмы развития рынка труда, ориентированная на самодостаточное региональное развитие с опорой на внутренние ресурсы с равноправным партнерским участием государства, бизнеса и трудоспособного населения.
Дальнейшее продвижение по пути рыночных преобразований предполагает усиление инновационной деятельности предприятий и отраслей национальной экономики и делает проблему кадровой безопасности региона весьма актуальной.
Основными направлениями обеспечения устойчивого развития рынка труда как фактора экономической безопасности края должны стать:
1. Формирование диверсифицированной региональной экономики, основанной на развитии экономических зон инновационно-производственного типа, позволяющих ускорить развитие высокотехнологичных, наукоемких отраслей.
2. Комплексная многосторонняя интеграция научно-образовательного комплекса, органов государственного регулирования рынка труда и субъектов предпринимательской деятельности при качественном обеспечении использования трудового потенциала квалифицированных молодых специалистов.
3. Создание благоприятных инвестиционных условий для развития предпринимательской инициативы, ориентированной на создание высокодоходных рабочих мест во всех сферах деятельности.
4. Стимулирование развития высокотехнологичных секторов и кластеров, не только повышающих инвестиционную привлекательность региона, но и способствующих развитию субъектов хозяйственной деятельности и, соответственно, созданию новых рабочих мест.
Список использованных источников:
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. -2014. - № 1. - С. 62-67.
2. Статистический ежегодник. Алтайский край в цифрах 2011-2015: Стат. сборник. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. - Барнаул, 2016. 348 с.
3. Булатова Г.А. Региональные особенности рынка труда Алтайского края и потенциал его инновационного развития // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров: Материалы II международного экономического форума / под. ред. д.э.н. С.Н Бочарова / Барнаул, Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 77-82.
4. Булатова Г.А. Трудовые ресурсы и рынок труда Алтайского края: проблемы и перспективы // Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 20-24 октября 2015 года. - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2015. - С. 3396-3404.
5. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. - URL: //http://www.gks.ru.
6. Санникова И.Н., Рудакова Т.А., Кожевина О.В., Котванов М.В., Булатова Г.А., Рощупкина Е.В., Та-тарникова Э.В., Котванова С.Г. Обеспечение региональной экономической безопасности посредством снижения рисков реального сектора экономики: Монография. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. 193 с.