Экономическая безопасность
УДК 330 ВУКОВИЧ ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВНА
д.э.н., заведующая кафедрой «Экономика предприятия, региональный и кадровый менеджмент» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
e-mail: kaf224@yandex.ru
ЗАХАРОВА ЛИНА НИКОЛАЕВНА
к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятия, региональный и кадровый менеджмент» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
e-mail: kaf224@yandex.ru
НИКИТИНА АНАСТАСИЯ ВИКТОРОВНА
преподаватель кафедры «Экономика предприятия, региональный и кадровый менеджмент» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
e-mail: kaf224@yandex.ru
КРОТОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
старший преподаватель кафедры «Экономика предприятия, региональный и кадровый менеджмент» ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар,
e-mail: kaf224@yandex.ru
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РЫНКА ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)1
Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование системы управления человеческими ресурсами рекреационных регионов как фактора обеспечения их экономической безопасности. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение комплексного подхода к решению проблем. Основой данной работы выступают фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления человеческими ресурсами в условиях экономических ограничений для формирования, сохранения и воспроизводства кадровой и экономической безопасности отечественных регионов. Результаты. Решение вопросов повышения эффективности управления человеческими ресурсами на основе актуализации профессиональной ориентации молодежи Краснодарского края и Республики Крым обуславливается развитием взаимодействия всех субъектов (государственная и муниципальная власть, бизнес-сообщество, учреждения профессионального образования). Именно формирование нового контура государственного управления профессиональным самоопределением молодежи как наиболее мобильной, адаптивной и компетентной в 1Т- сфере части человеческих ресурсов позволит решать вопросы оптимизации спроса на труд и его предложения при одновременном обеспечении экономической безопасности регионов, что фокусирует внимание на дальнейшем исследовании профессионально-квалификационной структуры рынков труда Кубани и Крыма. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться государственными и муниципальными властными структурами при разработке инновационных программ развития системы управления человеческими ресурсами. Выводы. Результаты проведенного исследования могут
1 Статья выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-410-230019 «Повышение эффективности управления человеческими ресурсами как условие экономической безопасности региона (на примере Краснодарского края и Республики Крым)»
способствовать разработке нового научного направления, относящегося к взаимно-продуктивному развитию человеческих ресурсов в соседних регионах со значительным рекреационным потенциалом как условия их экономической и кадровой безопасности. Ключевые слова: экономическая безопасность, профессионально-квалификационная структура, рынок труда, Республика Крым, Краснодарский край, миграционный прирост, трудоспособное население, занятость населения.
VUKOVICH GALINA GRIGORYEVNA
Dr.Econ.Sci. managing department "Economy of the enterprise, regional and personnel management" FGBOOU WAUGH Kuban State University, Krasnodar,
e-mail: kaf224@yandex.ru
ZAKHAROVA LINA NIKOLAEVNA
PhD Econ., associate professor "Economy of the enterprise, regional and personnel management"
FGBOOU WAUGH Kuban State University, Krasnodar,
e-mail: kaf224@yandex.ru
NIKITINA ANASTASIA VIKTOROVNA
teacher of Economy of the Enterprise, Regional and Personnel Management department FGBOOU
WAUGH Kuban State University, Krasnodar, e-mail: kaf224@yandex.ru
KROTOVA MARINA ALEKSANDROVNA
senior teacher of department "Economy of the enterprise, regional and personnel management" FGBOOU WAUGH Kuban State University, Krasnodar,
e-mail: kaf224@yandex.ru
ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION BASED ON THE OPTIMIZATION OF THE PROFESSIONAL AND QUALIFICATION STRUCTURE OF THE LABOR MARKET (ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR TERRITORY AND THE REPUBLIC OF CRIMEA)
Abstract. Work purpose. The purpose of work is the management system research human resources of recreational regions as factor of ensuring their economic security. Method or methodology of carrying out work. The research is based on general scientific methodology which provides application of an integrated approach to the problem resolution. As a basis of this work fundamental works of domestic and foreign scientists on problems of human resources management in the conditions of economic restrictions for forming, preserving and reproduction of personnel and economic security of domestic regions act. Results. The solution of issues of increase in effective management of human resources on the basis of updating of professional orientation of youth of Krasnodar Krai and the Republic of Crimea is caused by development of interaction of all subjects (the state and municipal authority, business community, professional education institutions). Forming of a new contour of public administration by professional self-determination of youth as the most mobile, an adaptive and competent part of human resources of the IT sphere will allow to resolve issues of optimization of demand for work and its offers at simultaneous ensuring economic security of regions that focuses attention on a further research of vocational structure of labor markets of Kuban and the Crimea. Scope of results. Results of the conducted research can be used by the government and municipal power structures when developing the innovation development programs of a management system human resources. Conclusions. Results of the conducted research can promote development of the new scientific direction relating to mutual productively human resources development in the neighboring regions with a considerable recreational potential as conditions of their economic and personnel security.
Keywords: economic security, vocational structure, labor market, Republic of Crimea, Krasnodar Krai, migration gain, able-bodied population, employment of the population.
Экономическая безопасность отечественных регионов остается ключевым блоком экономической безопасности страны. Вот почему актуализируются вопросы соблюдения оптимальной пропорции профессионально-квалификационной структуры рынков труда в регионах РФ. В современных условиях, именно, кадровая безопасность региона обеспечивает стабильность качества жизни населения. Управление человеческими ресурсами служит одним из базовых условий формирования пространства экономической безопасности территории. Краснодарский край и Республика Крым связаны не только территориально, но и функционально: агропромышленный и туристко-рекреационный векторы специализации бурно развиваются даже в условиях экономических ограничений (рис. 1).
Рис. 1. Обеспечение экономической безопасности региона
В Краснодарском крае наблюдается рост общей численности населения, происходящий преимущественно за счёт миграционного прироста. С 2013 г. на Кубани фиксируется естественный прирост населения, что связано с реализацией мер по повышению качества медицинского обслуживания, увеличению ожидаемой продолжительности жизни с ростом рождаемости. Вместе с тем демографическая ситуация на территории края неоднородна как по показателям естественного, так и миграционного прироста. Центром притяжения традиционно выступают города г. Краснодар, г. Новороссийск, города-курорты Сочи, Анапа, Геленджик. На основе проведённого анализа половозрастного состава населения была спрогнозирована численность населения на период 2017-2030 гг. Предполагаемая численность населения Краснодарского края в 2030 г. составит 6 070 тыс. чел. На демографическую ситуацию слабо влияет демографическое эхо, так как на протяжении достаточно длительного периода население края увеличивалось за счёт мигрантов. Особенности возрастной структуры мигрантов, увеличение продолжительности жизни приведут к росту численности населения старше трудоспособного возраста. На фоне роста рождаемости существенно возрастёт коэффициент демографической нагрузки - в 2030 г. при базовом сценарии развития он составит 893 чел. на 1000 чел. трудоспособного возраста. Это увеличит нагрузку на социальную инфраструктуру края, а также повысит нагрузку на консолидированный бюджет региона.
Рассмотрим основные тенденции развития рынка труда Краснодарского края:
1. Рост численности населения, а также занятости в экономике: начиная с 2011 г. прирост численности населения Краснодарского края составил 4,6% и по итогам 2015 г. он достиг уровня в 5 453,3 тыс. чел., по данному показателю край занимает 3 место среди субъектов Российской Федерации. Численность занятых в экономике за указанный период также выросла на 4,5% и составила 2 539,4 тыс. чел. и, согласно прогнозу баланса трудовых ресурсов, к концу декабря 2018 г. ожидается её увеличение до 3 312,1 тыс. чел.
2. Рост неофициальной занятости: на фоне устойчивого увеличения численности занятых в экономике сокращается среднесписочная численность работников (почти на 4%).
3. Изменения в структуре занятости: 440,6 тыс. чел. (более 17% занятых) трудится в сфере торговли, прирост за последние 5 лет составил около 10%, а в традиционных для региона сельском и лесном хозяйстве занятость снизилась (на 4% за аналогичный период) и составляет 370,5 тыс. чел. Занятость в секторах обрабатывающих производств, транспорта и связи, строительства также снижается умеренными темпами.
4. Низкий уровень регистрируемой безработицы и среднероссийский уровень реальной безработицы: по итогам 2015 г. уровень безработицы по МОТ в Краснодарском крае составил 6,0%, что немногим выше общероссийского показателя (на 0,4%) и на 0,6% ниже показателя ЮФО; в центры занятости обратилось 0,7% населения. Это объясняется недостаточной эффективностью трудоустройства при содействии центров занятости.
5. Снижение спроса на трудовые ресурсы: он, по разным оценкам, в 2014-2016 гг. сократился на 15-20%, возросло количество сокращений специалистов и наметился переход к частичной занятости. Это обусловлено сложной экономической ситуацией в России, приостановлением взаимоотношений с зарубежными партнёрами, снижением платёжеспособного спроса на продукцию предприятий, а также перераспределением дополнительных обязанностей между работниками.
Демографическая ситуация в Краснодарском крае характеризуется стремительным старением населения. 14-30-летние жители служат единственным трудовым ресурсом, а их трудовая деятельность станет основным источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и людей старшего поколения.
С начала 2017 г. в рамках государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» содействии органов службы занятости населения трудоустроены 123,4 тыс. чел., в оплачиваемых общественных работах приняли участие 6,5 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае на конец августа 2018 г. составил 0,4% от численности рабочей силы (на конец августа 2017 г. - 0,5%), подсчитали в Краснодарстате. В августе этого года признано безработными 2,9 тыс. чел. Это на 15,4% больше, чем в августе 2017 г. Снято с учета 2,8 тыс. безработных (на 9,5% меньше, чем в августе 2017 г.). Численность трудоустроенных безработных в августе 2018 г. уменьшилась по сравнению с предыдущим месяцем на 6,6% с августом 2017 г. - на 11,4% и составила 1,2 тыс. чел. Основной специализацией экономики Крыма остается рекреационный комплекс. При этом и другие сферы деятельности также во многом ориентированы на туристический поток, вакансии профессий, напрямую не связанные с обслуживанием турпотока, заявляются рекреационными учреждениями. В январе-декабре 2017 г. трудоустроено 1592 гражданина с инвалидностью.
Исследования взаимосвязи управления человеческими ресурсами региона с обеспечением экономической безопасности обуславливает пристальный интерес к конъюнктуре рынке труда Республики Крым. Человеческий капитал Республики Крым имеет высокий потенциал к дальнейшему развитию и создает возможности для реализации амбициозных проектов во всех сферах жизнедеятельности республики.
Однако для более полной реализации возможностей и сохранения существующего человеческого капитала, а также привлечения качественного человеческого капитала за счет миграционных процессов должен быть решен комплекс стратегических задач, способствующих саморазвитию населения и созданию возможностей обучения в течение всей жизни, социальной мобильности граждан (система социальных лифтов), обеспечению получения населением услуг высокого уровня в системах наук и образования, здравоохранения, социальной защиты, бытового обслуживания и других сферах экономики.
Рост показателей развития человеческого капитала в перспективе приведет к созданию пространства экономической безопасности, росту числа научных патентов и брендов в Республике Крым, повышению престижности образования в вузах, расположенных в Республике Крым, и притоку в них обучающихся из других субъектов Российской Федерации и мира, общей комфортности проживания в развитой социальной и рекреационной инфраструктуре в соответствии с принципами концепции «Все включено: живи, учись, работай, отдыхай в Крыму» (рис. 2).
Рис. 2. Региональная экономическая безопасность.
В настоящее время развитие человеческого капитала в Республике Крым характеризуется следующими положительными тенденциями: рост среднегодовой численности постоянного населения (на 0,6% в 2015 г.), рост численности экономически активного населения (на 9,8% в 2015 г.), рост численности студентов вузов (на 7,2 % в 2014/2015 гг.), а также рост среднедушевых денежных доходов (на 33, 6% в 2015 г.), что доказывает позитивные сдвиги в процессах обеспечения экономической безопасности регионального рынка труда (рис. 3).
Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет по Республике Крым в сентябре-ноябре 2017 г. составила 912,2 тыс. чел., из них 857,2 тыс. чел. (94,0%) классифицировались как занятые экономической деятельностью и 55,0 тыс. чел. (6,0) - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней).
Уровень участия в рабочей силе (отношение численности рабочей силы определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах) составил 64,1%, не изменился в сравнении с соответствующим периодом 2016 г. Уровень занятости (отношение численности занятого населения определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, в процентах) сформировался на уровне 60,3%, немногим увеличившись по сравнению с 2016 г.
(60,0%). Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в сентябре-ноябре 2017 г. составил 6,0%. Численность безработных уменьшилась на 2,7 тыс. чел. и составила 55,0 тыс. чел. В январе-декабре 2017 г. территориальными отделениями ГКУ «Центр занятости еаселения» признано безработными 12469 чел., что на 15,9% меньше, чем в прошлом году - 14827 чел. Уменьшение числа безработных отмечается во всех регионах Крыма. Уровень регистрируемой безработицы в целом по Республике Крым составил 0,6% рабочей силы, что на уровне соответствующей даты 2016 г., сохраняется значительная дифференциация уровня регистрируемой безработицы, которая свидетельствует, в большей мере, о социально-экономическом развитии региона. Наивысший уровень зарегистрированной безработицы - 2,5% рабочей силы в Раздольненском районе, наименьший в Симферополе - 0,2%, Ялте и Симферопольском районе - 0,3%. Пособие по безработице на конец отчетного периода получают 5145 чел. Пособие в минимальном размере получает 33,6% безработных, 4,1% - в интервале от минимального до максимального. С начала года работодателями заявлена информация о 61637 свободных рабочих местах, всего в банке вакансий находились 71885 единиц. На конец декабря актуальными остаются 11589 единиц, на которые претендуют 6698 соискателей работы. Таким образом, на 1 соискателя приходится около 2 предложений приложения труда. С начала 2018 г. в целях поиска работы обратились в органы службы занятости 31409 человек, всего подыскивали подходящую работу 38758 чел. По сравнению с 2017 г. увеличилось обращение женщин в службу занятости с 51,6% до 52,0%. В территориальном разрезе по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось обращение горожан в службу занятости с 47,9% до 43,7%. Образовательный уровень безработных не претерпел коренных изменений, по-прежнему значительная доля безработных имеет среднее профессиональное образование (41,6%).
Рис. 3. Перспективы развития пространства экономической безопасности регионального рынка труда
Трудоустроено с начала текущего года 20483 жителя полуострова. Уровень трудоустройства в среднем по Крыму от обратившихся граждан составил 65,2%. Уровень трудоустройства выше среднереспубликанского сложился в 11 регионах. Ситуация на рынке труда Республики Крым характеризовалась дефицитом рабочих рук: спрос на рабочую силу опережал ее предложение. Регионы Республики Крым разнятся по уровню экономического развития и по условиям обеспечения занятости: в Симферополе на 1 ищущего работу приходится 11 предложений, в Ялте - 3 предложения приложения труда. Ситуация обратная в
сельскохозяйственных районах, Первомайском, Советском, Нижнегорском, Раздольнен-ском и Красноперекопском регионе, где на 1 вакансию претендуют 2 человека.
Из общего числа актуальных на конец декабря вакансий потребность по рабочим профессиям составила 50,7%. По продолжительности существования в базе вакансий: менее 1 месяца находятся 42,3% общего числа вакансий, от 1 до 3 месяцев - 39,4%, от 3 до 6 месяцев - 6,4%, от 6 месяцев до 1 года - 5,5%, более 1 г. - 6,4%. В январе-декабре 2018 г. работодатели испытывали наибольшую потребность в водителях автомобиля (заявлено 2114 вакантных рабочих мест), продавцах продовольственных и непродовольственных товаров (1949 рабочих мест), подсобных рабочих (3251 рабочее место), врачах (2028 рабочих мест), медицинских сестрах (1532 рабочих места), поварах (1314 рабочих мест), горничных (1283 рабочих места), официантах (1201 рабочее место).
Итак, резюмируя изложенное по вопросу взаимосвязи управления человеческими ресурсами с формированием пространства экономической безопасности отечественных регионов отметим, что в Краснодарском крае и Республике Крым существует мощный человеческий капитал, развитие которого подкрепленное конкурентными преимуществами административного, социального, экономического и природного характера позволит в ближайшее время констатировать переход к новой модели региональной политики экономической безопасности.
Литература
1. Авдийский, В.И. Национальная и региональная экономическая безопасность России: Учебное пособие: моногр. /В.И. Авдийский. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 134 с.
2. Федеральный закон от 29.07.2017 N 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.08.2018).
3. Досжанова А. Б., Рысмаханова Г. Ж. Региональные особенности рынка труда //Молодой ученый.
- 2016. - №4. - С. 372-376. - URL https://moluch.ru/archive/108/26061/ (дата обращения: 01.12.2018).
4. Управление человеческими ресурсами: Уч.пос. / В.И.Еремин -М.:НИЦ ИНФРА-М,2016-272с. (ВО:Бакалавр.)(п) /ЕреминВ.И. и др. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 190 с.
5. Краснощеков А.В. «Анализ показателей социально-экономической безопасности России за 20112017 годы // Международный студенческий научный вестник». - 2018г. - № 1.;URL: http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=18053 (дата обращения: 08.12.2018).
6. Афонасова М. А. «Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания». 2015г. №1-2 С. 240-243.
7. Малькова А.В. «Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России // Juvenis scientia». 2016г. №1 С.43-46.
8. Бирюкова, Н. Б. Информатизация процесса профессиональной подготовки специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации / Н.Б. Бирюкова, А.В. Новиков. -Москва: Наука, 2017. - 352 c.
9. Джур В. В., Кузьменко В. М. Экономическая безопасность региона: социальный аспект //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2096-2100. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86448.htm. 10. Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. Краснодарский край в цифрах. 2016: Стат. сб. /Крас-нодарстат - Краснодар, 2017. - 327 с.
10. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №20. -ст. 2444.
11. Бирюкова, Н. Б. Информатизация процесса профессиональной подготовки специалистов в сфере экономической безопасности Российской Федерации / Н.Б. Бирюкова, А.В. Новиков. -Москва: Наука, 2017. - 352 c.
12. Авджян А. Г. Управление человеческими ресурсами //Молодой ученый. - 2018. - №19. - С. 23-24.
- URL https://moluch.ru/archive/205/50238/ (дата обращения: 13.12.2018).
13. Экономическая безопасность. 2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». /Под ред. В.А. Богомолова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 295 c.
14. Калининой, А. Комплексный экономический анализ предприятия. Краткий курс / Под редакцией Н. Войтоловского, А. Калининой. - Москва: Мир, 2016. - 256 c.
15. Седегов, Р.С. Оптимизация информационно-экономической системы предприятия / Р.С. Седе-гов, Н.М. Орлова, Ю.И. Сидоров. - М.: Экономика, 2016. - 320 c.
16. Генкин, Б. М. Основы организации труда /Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. - М.: Норма, 2014. - 400 c.
17. Шершнева, Е.Л. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований: опыт эмпирического исследования на промышленных предприятиях России / Е.Л. Шершнева, Ю Фельд-хофф,. - М.: СПб: Петрополис, 2016. - 128 c.
18. Пузанов, И. Большой каньон Крыма / И. Пузанов. - М.: Симферополь: Крымиздат, 2015. - 333 с.
19. Общероссийская сеть распространения правовой информации (Консультант-Плюс) http:// www. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi ?req=home;rnd=0.13176816057198693.
20. Система «Гарант», правовые базы российского законодательства - http://www.garant.ru.
References:
1. Avdiy, V.I. National and regional economic security of Russia: Textbook: monograph. / IN AND. Abdi -M.: INFRA-M, 2018. - 134 c.
2. Federal Law of July 29, 2017 No. 214-ФЗ "On Conducting an Experiment on the Development of Resort Infrastructure in the Republic of Crimea, Altai Territory, Krasnodar Territory and Stavropol Territory". http://www.consultant.ru/ (appeal date: 08/20/2018).
3. Doszhanova A. B., Rysmakhanova G. Zh. Regional features of the labor market // Young Scientist. - 2016. - №4. - p. 372-376. - URL https://moluch.ru/archive/108/26061/ (access date: 12/01/2018).
4. Management of human resources: Uch.pos. / V.I. Eremin -M.: SIC INFRA-M, 2016-272s. (VO: Bachelor.) (P) /Eremin.I. and others - Moscow: SINTEG, 2016. - 190 p.
5. Krasnoshchekov A. V. Analysis of indicators of socio-economic security of Russia for 2011-2017 years // International Student Scientific Bulletin"- 2018 - № 1.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18053 (appeal date: 08.12.2018).
6. Afonasova M.A. "Exacerbation of the problem of economic security of Russia in the conditions of geopolitical crisis and sanctions pressure of Western countries //Advances in modern natural science". 2015 No. 1-2 P. 240-243.
7. Malkova A. V. The Impact of Food Import Substitution on Russia's Economic Security // Juvenis scientia" 2016 №1 С. 43-46.
8. Biryukova, N. B. Informatization of the process of professional training in the field of economic security of the Russian Federation / N.B. Biryukova, A. V. Novikov. - Moscow: Science, 2017. - 352 c.
9. Dzhur V. V., Kuzmenko V. M. Economic security of the region: social aspect // Scientific-methodical electronic journal "Concept". - 2016. - V. 11. - p. 2096-2100. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86448.htm.
10. Office of the Federal State Statistics Service of the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. Krasnodar region in numbers. 2016: Stat. Sat /Krasnodarstat - Krasnodar, 2017. - 327p.
10. Presidential Decree of 12.05.2009 №537 (as amended on 01.07.2014) "On the Strategy of the National Security of the Russian Federation until 2020" // Collection of the legislation of the Russian Federation. -2009. - №20. - Art. 2444.
11. Biryukova, N. B. Informatization of the process ofprofessional training in the field of economic security of the Russian Federation / N.B. Biryukova, A. V. Novikov. - Moscow: Science, 2017. - 352 c.
12. Avdzhyan A. G. Human Resource Management // Young Scientist. - 2018. - №19. - pp. 23-24. - URL https://moluch.ru/archive/205/50238/ (access date: 12/13/2018).
13. Economic security. 2nd ed., Pererab. and add. Training allowance. Grif 'MIA RF. Grif Training Center Professional textbook."/ Ed. V.A. Bogomolov. - M.: UNITI, 2013. - 295 c.
14. Kalinina, A. Comprehensive economic analysis of the enterprise. Short course / Edited by N. Voitolov-sky, A. Kalinina. - Moscow: World, 2016. - 256 c.
15. Sedegov, R.S. Optimization of information-economic system of an enterprise / R.S. Sedegov, N.M. Orlo-va, Yu.I. Sidorov. - M.: Economy, 2016. - 320 c.
16. Genkin, B. М. Fundamentals of labor organization /B.M. Genkin, V.M. Svistunov. - M.: Norma, 2014. -400 c.
17. Shershneva, E.L. Labor culture in the process of socio-economic transformations: the experience of empirical research at industrial enterprises of Russia / E.L. Shershneva, Yu Feldhoff ,. - M .: St. Petersburg: Petropolis, 2016. - 128 c.
18. Puzanov, I. The Grand Canyon of Crimea /1. Puzanov. - M.: Simferopol: Krymizdat, 2015. - 333 p.
19. All-Russian Legal Information Distribution Network (Consultant Plus) http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=home;rnd=0.13176816057198693.
20. Garant system, legal bases of Russian legislation - http://www.garant.ru.