потребности конечного потребителя. Для этого на рынке должна быть сформирована единая информационная сеть, позволяющая исходным производителям получать достоверную информацию о степени удовлетворенности оказываемыми промежуточными игроками рынка услугами. Кроме того, такая модель позволяет данной группе компаний значительно повысить экономическую устойчивость своего функционирования за счет снижения количества случаев, когда конечный потребитель платит за приобретаемую электроэнергию, а рыночные посредники не доводят данный финансовый потокдо производителя.
Таблица 2 - Матрица взаимодействия участников рынка электроэнергии с ее конечными потребителями
Уровень взаимодействия с конечными потребителями
Только внутри предприятия Только с текущими потребителями Втом числе с потенциальными потребителями
Характер взаимодействия Связи отсутствуют
Слабые связи Текущий уровень взаимодействия для энергопроизводителей Текущий уровень взаимодействия для поставщиков электроэнергии
Сильные связи Потенциальная модель рынка электроэнергетики России
Среди маркетинговых инструментов развития такого взаимодействия необходимо отметить:
- формирование маркетинговых информационных систем на рынке, способных обмениваться необходимой информацией за счет автоматизации движения информационных потоков;
- активное внедрение инструментария маркетинговых исследований для анализа качества оказываемых услуг/продаваемой продукции;
- развитие инструментария обратной связи с потребителями (интерактивное взаимодействие посредством сети Интернет и др.);
- инструментарий социального маркетинга, направленный на повышение эффективности использования электроэнергии, что значительно снизит нагрузку на электрические сети и позволит снизить энергоемкость ВВП страны;
- маркетинговый инструментарий управления имиджем энергетических компаний, позволяющий конечным потребителям принимать обоснованные решения по выбору поставщиков электроэнергии, атакже привлекать инвестиционные ресурсы в отрасль;
- внутриорганизационный маркетинг в энергетических компаниях, направленный на мотивацию повышения качества работы персонала;
- инструментарий связей с общественностью, направленный на широкое оповещение о целях и задачах повышения эффективность энергопотребления, ожидаемых и полученных результатах реализуемых программ развития электроэнергетики.
Это позволяет сформировать более эффективный маркетинговый механизм управления продажами, позволяющий перейти российскому рынку электроэнергетики на новый уровень развития.
Литература:
1. Розничный рынок электроэнергии: Реформа, ценообразование, порядок расчетов, перспектива. [Электронный ресурс] ОАО "Калужская сбытовая копания". URL: www.ksc.kaluga.ru.
2. Сапожникова Н.Т., Сауткин С.И. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 3.
О
гч
*чО
□
*
©
£3
1^1
.oil
ItTv
■
53
KEY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT AND PERFECTION OF THE NATIONAL COUNTRIES SUR OF THE CUSTOMS UNION
Belozerov Ivan Ivanovich, Senior Professor
Malgina Maria Viktorovna, Student, Chair of Economy and Management,
North Caucasian State Technical University, Stavropol
In article directions of development of a control system are shined with risks of the countries of the Customs union.
Keywords: шstoms union; control system of risks; administration.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ УДК339.95:336.24.07
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СУР СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
В статье освещаются направления развития системы управле- © Белозеров И.И., 2011
ния рисками стран Таможенного союза.
© Мальгина М.В., 2011
Ключевые слова: таможенный союз; система управления рисками; администрирование.
[Г_
х
г
0
«=;
>п
о
п
О
о
п
с
о
Ю
54
БЕЛОЗЕРОВ Иван Иванович,
ст. преподаватель
МАЛЬГИНА Мария Викторовна,
студентка, кафедра Экономики и управления, Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставрополь
Администрирование любого бизнес-процесса строится на системе анализа и управления рисками: т.е. определении приоритетных и ключевых направлений деятельности и соответствующего распределения имеющихся ресурсов.
Законодательство Российской Федерации ставит перед таможенными органами триединую задачу всемерного содействия внешней торговле, обеспечения эффективного таможенного контроля и безусловного наполнения доходной части государственного бюджета.
Для выполнения указанной задачи необходимо найти ту золотую середину, которая позволит работать без ущерба для интересов торговли и выполнять задачи государственного контроля. Такой золотой серединой и должна служить система управления рисками.
Согласно Киотской Конвенции, заключенной 18 мая 1973 года, "Управление рисками в таможенной службе - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров сравнительно свободно проходить через таможню".
СУР в таможенной системе России представляет собой систему таможенного администрирования, обеспечивающая эффективный таможенный контроль, исходя из принципа выборочности, основанную на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях для предотвращения нарушений таможенного законодательства:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих конкурентоспособность отечественныхтоваропро-изводителей;
- затрагивающих иные значительные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Создание Таможенного союза поставило перед ФТС России новые задачи и соответствующие трудности, связанные с частичной интеграцией национальных СУР России, Беларуси и Казахстана.
Для внедрения СУР и ее развития Федеральной таможенной службой выполнялся последовательно комплекс мероприятий по различным направлениям: методологическому, организационному, информационно-техническому.
Как показывает практика, внедрение и применение Системы управления рисками для целей таможенного контроля в России сопряжено с определенными трудностями, а именно:
1) не реализована в полной мере задача автоматизации процессов выявления профилей риска в составе штатных программных средств таможенного оформления "АИСТ-М" и "АИСТ РТ-21";
2) не внедрены средства автоматизированного математико-статистического анализа информации и выявления рисков;
3) продолжают действовать отдельные противоречащие принципам СУР положения правовых актов ФТС России, содержащие указания о применении форм таможенного контроля;
4) не налажено четкое взаимодействие структурных подразделений координации и применения СУР и структурных подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с правоохранительными подразделениями та-моженныхорганов;
5) проблема отсутствия комплексности анализа рисков и низкой оперативности издания профилей риска при взаимодействии структурных подразделений ФТС России;
6) не развивается деятельность по формированию "зеленого сектора": перечня лиц, пе-ремещающихтовары, в отношении которых таможенный контроль проводится не в полном объеме.
Исходя из задач, возложенных на таможенные органы, которые должны решаться посредством применения системы управления рисками, а также проблемами с этим связанными, ключевыми направлениями развития и совершенствования СУР являются:
1. Совершенствование организационной структуры.
Необходимо добиться эффективного взаимодействия подразделений на всех уровнях системы таможенных органов (по горизонтали и вертикали), обеспечить соответствие организационной структуры - выполняемым процессам, обеспечить подразделения ресурсами в соответствии с решаемыми задачами.
2. Развитие технологии управления рисками.
Совершенствование существующей технологии путем реинжиниринга процессов управления рисками, уточнения перечня задач и функций СУР. В рамках совершенствования необходимо рассмотреть процессы на всех уровнях системы таможенных органов.
3. Расширение области применения СУР
Конечной целью совершенствования СУР в
этом направлении является применение методов анализа и управления рисками при техтаможен-ных процедурах, которые не рассматриваются как часть СУР в данный момент - например, перемещение товаров физическими лицами, экономические таможенные режимы и т.п., а также применение СУР на всей цепи поставок, на всех этапахтаможенного оформления и контроля, где это необходимо. При этом ФТС России не требуется для решения этой задачи внедрять единые программные средства, которые сложно применимы при таких таможенных процедурах - речь идет об использовании единых принципов при анализе информации и проведении таможенного контроля.
4. Развитие методологии и методического обеспечения СУР.
Это направление предполагает разработку методологии, включающей в себя общие подходы осуществления аналитической деятельности должностными лицами таможенныхорганов, а также перечня конкретных методик, необходимых для эффективного функционирования СУР (методик анализа и оценки рисков, методик оценки эффективности и т.п.).
5. Развитие инструментов СУР.
Конечной целью совершенствования СУР в
этом направлении является внедрение на практике полнофункциональной СУР, предусматривающей три основных инструмента - точные целеуказания, комплексную оценку рисков с
■
55
помощью моделей, случайную выборку объектов для контроля, а также ряд иных механизмов СУР.
6. Дальнейшая автоматизация процессов СУР.
Предполагает обеспечение полностью авто- ^ матической работы операционного контура СУР (выявление рисков на таможенных постах), с минимальным участием человека только для *чО контроля закорректностью формируемых авто- 3
матически решений. Это направление также 0 подразумевает максимально возможную автоматизацию аналитической деятельности долж- ^ _ г ностныхлицтаможенныхорганов (соответству- 1^3 ющие программные средства должны быть ^ основаны на процессах, методиках, имеющейся информации).
7. Реализация возможности оперативного мониторинга и контроля процессов СУР
Подразумевает реализацию полностью "прозрачной" для руководства системы управления, обеспечение возможности в режиме реального времени осуществлять мониторинг и контроль процессов управления рисками, выполняемых |К^Т подчиненными таможенными органами или дол- ““ жностными лицами.
8. Взаимодействие СУР с иными системами.
Подразумевает реализацию возможности использования (обработки) в СУР информации, поступающей из системы предварительного информирования, а также систем органов исполнительной власти, систем таможенных служб иностранных государств, международных организаций и др. Речь идет также о необходимости использования результатов применения СУР для совершенствования процедур таможенного оформления, порядка деятельности иных государственных органов, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Такое взаимодействие будет иметь и обратное влияние: изменение бизнес-процессов послужит основой для минимизации возможностей нарушения таможенного законодательства в определенных областях.
9. Создание единого информационного пространства СУР
Во-первых, должен быть решен ряд проблем, связанных с информационным обеспечением процессов СУР, таких, как консолидация данных, относящихся к различным стадиям процессов таможенного оформления и контроля, проблем сбора, консолидации и обработки некоторых блоков необходимой для СУР информации (например, учет субъектов ВЭД) и др.
Во-вторых, должна быть спроектирована, разработана и внедрена интеграционная составляющая национальных СУР стран Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
TRANSFORMATION OF THE DATA OF REGISTRATION SYSTEM FOR THE PURPOSE OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ANALYTICAL ACTIONS
Bobryshev Alexey Nikolaevich, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Debeliy Roman Victorovich, Senior Professor, Chair of Accounting Administrative Account, Stavropol State Agrarian University, Stavropol E-mail: [email protected]
This article reveals the order of the preparatory action for theassessment of the financial position of the organization in transforming datainto management accounting systems, analytical balance, to conductanalytical activities and decision-making.
Keywords: balance sheet; financial analysis organization; liquidity; solvency; asset and liability analysis; analysis of the adoption of management decisions.
УДК 339.13
© БобрышевА.Н., 2011 © Дебелый Р.В., 2011
ДЕБЕЛЫЙ Роман Викторович,
доцент, кафедра
Бухгалтерского
управленческого учета,
Ставропольский
государственный
аграрный
университет,
Ставрополь
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДАННЫХ УЧЕТНОИ СИСТЕМЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
В статье раскрывается порядок подготовительных действий по проведению оценки финансового положения организации в рамках трансформации данных учетной системы в управленческий, аналитический баланс, с целью проведения аналитических действий и принятия соответствующих управленческих решений.
Ключевые слова: баланс; анализ финансового состояния организации; ликвидность; платежеспособность; анализ активов и пассивов; аналитические действия; принятие управленческих решений.
БОБРЫШЕВ Алексей Николаевич,
кандидат
экономических наук, доцент
В настоящее время предпринимательские структуры осуществляют свою деятельность в условиях жесткой конкурентной борьбы, вызванной кризисными явлениями в экономике. В этих условиях заинтересованным пользователям необходима релевантная и оперативная информация о финансовом состоянии организации с целью выработки оптимальной тактики и стратегии дальнейшего развития.
В рамках проведения общей комплексной оценки финансового состояния перед аналитиком возникает ряд вопросов относительно последовательности аналитическихдействий для получения необходимой информации.
Зачастую аналитические действия на начальном этапе сводятся к определению общих закономерностей финансового положения предпринимательской структуры, на основании чего уже проводится более детализированный анализ. В ходе такой оценки аналитику важно выявить основные тенденции в функционировании хозяйствующего субъекта. При этом особое внимание, как правило, уделяется "неожиданным всплескам" в отчетности, а также ярко-выраженным негативным явлениям, которые могут служить своеобразным вектором дальнейших исследований.
Таким образом, перед аналитиком не стоит цель однозначной интерпретации финансово-хозяйственной деятельности, а весь спектр аналитическихдействий должен быть ориентирован на получение как можно большего массива данных агрегированных и систематизированных посредством использования единого учетного пространства предпринимательской структуры. Такая диагностика деятельности производится, как правило, внутренними пользователями, которые имеют доступ ко всей первичной бухгалтерской информации.
При этом под внутренним анализом финансового состояния организаций понимается комплекс аналитическихдействий, катализирующий процесс идентификации, систематизации и аналитической обработки соответствующей финансовой информации, менеджерами