МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ПРОЦЕСС ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ПРИМЕРЕ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ М.М. Бреева
Breeva M.M. Modeling the process of introducing the system of risks management into the process of customs control, exemplified by goods containing objects of intellectual property. The article formulates foundations necessary for the qualitative use of the system of risks management in the process of customs official registration and customs control of the goods containing objects of intellectual property. The model suggested by the author identifies the basic fields of activity of the customs organs, and the most effective ways for the realization of goals on minimizing risks and on securing the rights of intellectual property under the modern conditions.
Для российской таможенной службы Система управления рисками (далее СУР) является достаточно новым инструментом таможенного контроля, который должен сыграть решающую роль в унификации таможенных процедур, обеспечении информационного обмена и развитии таможенноторгового сотрудничества в соответствии с международными стандартами Всемирной торговой организации (далее ВТО). Ныне действующие механизмы минимизации рисков пока не в полной мере отвечают требованиям обеспечения эффективного таможенного контроля.
Автором исследованы концептуальные подходы по решению данной проблемы на примере товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (далее ОИС). Эти два ключевых элемента, определенные новой редакцией Таможенного кодекса Российской Федерации (ТКРФ), впервые рассмотрены вместе, с учетом требований Концепции развития таможенных органов России на 2006-2010 гг., поставившей перед таможенными органами следующие задачи:
- повышение качества таможенного регулирования, способствующего созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлению доходов в федеральный бюджет, защите отечественных товаропроизводителей, охране объектов интеллектуальной собственности и максимальному содействию внешнеторговой деятельности;
- развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних
достижениях в области информационных и управленческих технологий;
- укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией.
Предложенная автором «Модель внедрения системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля (ТО и ТК) товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» (рис. 1), определяет основные направления деятельности таможенных органов, а также наиболее эффективные методы реализации задач по минимизации рисков и защите прав интеллектуальной собственности в современных условиях.
Одним из основных направлений внедрения СУР является реализация принципа выборочности при проведении таможенного контроля, что предполагает сокращение количества таможенных досмотров и их проведение лишь в случаях срабатывания профилей риска, прямыми мерами по минимизации которых определен таможенный досмотр, либо по заявлению декларанта, когда участнику внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) необходимо идентифицировать получаемый им товар. В данном случае совершенствование таможенного контроля ориентировано на усиление роли посттамо-женного аудита и активизацию действий правоохранительного блока по предупреждению и выявлению правонарушений в области таможенного законодательства, в частности - по пресечению оборота контрафактной продукции.
Создание Операционного центра для обработки информации и принятия решений
Формирование проектов срочных профилей риска при получении сведений о возможном нарушении прав ОИС на основе оперативного анализа-мониторинга баз данных по направленным товарам
Разработка целевых методик по выявлению и пресечению риска ввоза контрафактной продукции
X
Проведение аналитической и экспертной работы функциональными подразделениями ФТС РФ, РТУ, таможен по выявлению потенциальных рисков, формирование проектов ПР, их актуализация
.И.
Создание эффективного механизма минимизации рисков при осуществлении ТО и ТК ОИС
Создание единой межведомственной базы данных контролирующих органов
Применение специальных упрощенных процедур ТО и ТК для законопослушных участников ВЭД; исключение их из соответствующих ПР
Приведение российской законодательной базы ИС в соответствие с требованиями международных стандартов
-а
Реализация принципа «ехоГйсю» - наделение полномочиями таможенных органов по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателей
У становление дифференцированного подхода к внесению обеспечения в размере 500 000 рублей для включения в Реестр ОИС ФТС России товаров, владельцами которых являются мелкие и средние производители
Рис. 1. Основные направления внедрения СУР в процесс таможенного оформления и таможенного контроля на примере товаров, содержащих ОИС
Посттаможенный аудит занимает важное место при применении системы управления рисками для повышения эффективности деятельности таможенных органов. Он сводится к контролю товаров после их выпуска в свободное обращение в форме специальной таможенной ревизии, проводимой подразделениями таможенной инспекции. Рекомендации по применению посттаможенного аудита содержатся в гл. 6 Киотской конвенции 1999 г., а также в ст. 366, 376 ТК РФ [1, 2].
Процедуры, связанные с аудитом, являются эффективным средством для осуществления таможенного контроля, т. к. дают ясную и всеобъемлющую картину сделок, отражаемых в бухгалтерских книгах и учетных
записях участников ВЭД. Одновременно они позволяют таможенным органам оказывать законопослушным участникам ВЭД содействие в применении форм упрощенного порядка декларирования.
В целях пресечения риска ввоза и оборота контрафактной продукции объектами проводимых специальных таможенных ревизий являются лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации с предполагаемыми нарушениями таможенного законодательства. На рисунке 2 автором представлена схема проведения аудиторской проверки по выявлению контрафактных товаров.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
ВЫХОД НА ДРУГИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ: оперативно розыскной отдел, отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ АУДИТА
- аудит экспортеров/ импортеров;
- аудит лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товаров, ввезенных на территорию РФ с нарушениями таможенного законодательства
(по оперативной информации);
- аудит грузовых деклараций и т.д.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ АУДИТА
- выявление контрафактных товаров;
- оценка стоимости;
- происхождение; тарифная классификация;
- освобождение от уплаты платежей и т.п.
>■ ВЫБОР ПРЕДПРИЯТИЙ/ЛИЦ ДЛЯ АУДИТА
ПОДГОТОВКА К АУДИТУ
- назначение аудиторской группы;
-- определение масштаба аудита;
- обращение к предприятию;
- запрос данных от предприятия;
- извлечение сведений из деклараций
ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА
- проведение предварительного обсуждения;
- осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля (по оперативным данным);
- проверка учетных документов;
- сверка учетных записей предприятия;
- проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков;
- сверка отличительных признаков легальной и контрафактной продукции;
- проведение экспертизы товаров;
- определение соответствия требованиям
ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТА
- подготовка отчетов;
- направление результатов предприятию;
- направление отчета по результатам таможенным подразделениям.
При выявлении контрафактной продукции вынесение определения об административном правонарушении по ст.ст. 14.10, 7.12 КоАП РФ
ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ СОБЛЮДЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ
Рис. 2. Схема проведения подразделениями таможенной инспекции аудиторской проверки по выявлению контрафактных товаров
Эффективность выявления и пресечения оборота контрафактной продукции на этапе «постконтроля» в первую очередь зависит от результативности взаимодействия подразделений таможенной инспекции с оперативными подразделениями таможенных органов. Совокупность полномочий позволяет всесторонне организовать проверку имеющейся информации о незаконном ввозе на территорию Российской Федерации контрафактной продукции, а именно: провести проверку достоверности сведений после выпуска товаров в форме специальной таможенной ревизии, выявить места реализации контрафактной продукции, поставщиков, склады, места хранения, отследить так называемую цепочку «от магазина к импортеру», установить организации и лица, причастные к ввозу в Российскую Федерацию контрафактной продукции.
Приоритетным направлением повышения эффективности таможенного контроля в рамках СУР является совершенствование информационных технологий и программных продуктов.
С 1 января 2006 г. начат процесс автоматизированного выявления формализованных профилей риска при декларировании товаров и транспортных средств по всей территории России. Формализация означает возможность написания для конкретного профиля риска (далее ПР) формулы, основанной на данных таможенной декларации. Формализованные ПР позволяют оперативно обрабатывать данные и получать уже готовый результат, а также практически исключают субъективный человеческий фактор при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств.
Как свидетельствует практика, профили риска, касающиеся нарушения прав интеллектуальной собственности, в основном являются неформализованными, и, соответственно, «не срабатывают» в автоматическом режиме на этапе таможенного оформления и таможенного контроля, вследствие чего таможенному инспектору остается рассчитывать лишь на собственную интуицию.
Важная роль в вопросах обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности отводится Международному таможенному сотрудничеству. По данным Всемирной таможенной организации, общий размер реали-
зуемого контрафакта за год по всем странам мира составляет 450 млрд. долл. США [3]. По объему реализуемой контрафактной продукции Россия входит в первую десятку стран мира, что является одним из основных барьеров на пути вступления в ВТО.
Для повышения эффективности борьбы с проникновением на территорию Российской Федерации контрафактной продукции, необходима совместная координация усилий таможенных, правоохранительных, иных государственных контролирующих органов, а также участников ВЭД, правообладателей, бизнес-сообщества.
В рамках международного таможенного сотрудничества требуется выработка согласованных механизмов взаимодействия на основе заключения двусторонних соглашений с таможенными администрациями стран -основных торговых партнеров России, в части предварительного электронного информирования о поставляемых товарных партиях, сопряжения транзитных систем, обмена передовыми методами таможенного администрирования.
Согласно требованиям Концепции развития таможенных органов на период до 2010 г., с 2006 г. предусматривается применение на таможенной территории Российской Федерации таможенных документов, используемых государствами - членами Европейского союза, в соответствии с Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами (Брюссель, 1987 г.), в связи с чем с 1 января 2007 г. будут изменены правила декларирования и формы грузовой и транзитной таможенных деклараций с учетом требований, предусмотренных для Единого административного документа Европейского союза при применении Конвенции об общей транзитной процедуре (1987 г.).
Развитие международного таможенноторгового сотрудничества способствует дальнейшей интеграции России в общеевропейское таможенное пространство и направлено на перспективные методы работы, такие как система управления рисками, постаудит, предварительное информирование и электронное декларирование.
Электронная форма декларирования является необходимым условием внедрения СУР в процесс таможенного оформления и таможенного контроля товаров и ориентиро-
вана на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.
Электронное декларирование означает радикальное изменение в удобствах для участников ВЭД. Появляется возможность значительно повысить товарооборот и сократить накладные расходы. Главное его преимущество - безбумажная технология, позволяющая упростить и ускорить таможенное оформление. Декларант, имея доступ к узлу обработки информации, заполняет электронную копию таможенной декларации, снабжает ее электронной цифровой подписью, вводит другие необходимые сведения и направляет всю эту информацию в виде авторизованного сообщения в адрес регионального таможенного органа. Наличие цифровой подписи предполагает, что данные сведения имеют юридическую силу. Получив от участника ВЭД электронную декларацию, таможенный инспектор проверяет заявленные сведения и принимает решение о выпуске товара в свободное обращение. Участник ВЭД непосредственно не общается с таможенным инспектором, что исключает субъективный фактор принятия и контроля таможенной декларации. В процессе совершенствования этой процедуры можно прогнозировать приближение сроков оформления деклараций к мировым общепринятым стандартам - не более 20-30 минут. Для сравнения: процедура оформления по обычным технологиям в среднем занимает до двух суток.
Для таможенной службы новые электронные технологии важны еще и потому, что они обеспечивают эффективный сквозной документальный контроль. На основе анализа электронной информации с мест в центральной базе данных региональных таможенных управлений ведется мониторинг рисков и выдаются соответствующие решения как уполномоченному должностному лицу таможенного органа, так и декларанту. Использование электронного декларирования товаров и транспортных средств показало свою жизнеспособность и позволяет перейти на качественно новый уровень тамо-
женного оформления, ввести безбумажную технологию, ускорить процесс прохождения таможенных процедур.
Основным направлением реализации СУР является создание эффективного механизма минимизации рисков при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, что требует усиления аналитической и экспертной работы по выявлению потенциальных рисков на всех уровнях таможенных органов как в стратегическом, так и в тактическом и оперативном направлениях, а также разработки соответствующих профилей рисков, целевых методик выявления рисков и их актуализации.
В свете реализации Концепции развития таможенных органов на 2006-2010 гг., Федеральной таможенной службой России (далее ФТС) намечено создание Операционного центра, куда по каналам электронной связи будет передаваться вся информация о товарах. В центре она будет анализироваться, обрабатываться, а подготовленные на ее основе рекомендации и профили риска в кратчайшие сроки будут передаваться во все таможенные органы.
Особое место отводится формированию проектов срочных профилей риска при получении сведений о возможном нарушении прав ОИС на основе оперативного анализа-мониторинга баз данных по направленным товарам с таможенной границы РФ.
Ежедневное проведение оперативного анализа-мониторинга баз данных по направленным товарам, содержащим ОИС, на предмет выявления рисков, позволит сократить ввоз контрафактных товаров на таможенную территорию России.
Важнейшим фактором минимизации рисков при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров является создание единой межведомственной автоматизированной базы данных контролирующих государственных органов.
Совершенствование механизма минимизации рисков предполагает применение для законопослушных участников внешнеэкономической деятельности специальных упрощенных процедур таможенного оформления. В соответствии со ст. 68 ТК РФ специальные упрощенные процедуры таможенного оформления установлены ФТС России для лиц, отвечающих требованиям:
- не имеющих на день обращения в таможенный орган вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
- ведущих систему учета своей коммерческой документации в форме, позволяющей таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в них со сведениями, представленными таможенным органам при таможенном оформлении товаров;
- осуществляющих внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления предусматривают:
- временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе Заявителя;
- предварительное декларирование с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;
- декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе Заявителя;
- выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров до подачи таможенной декларации [2].
Тем не менее, специальные упрощенные процедуры не освобождают лиц от соблюдения требований и условий, установленных ТК РФ и иными правовыми актами РФ, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
Применение специального упрощенного порядка таможенного оформления в полной мере отвечает требованиям СУР, так как задача СУР состоит в позиционировании участников ВЭД. Если использовать так называемый «принцип светофора» в процессе таможенного контроля, то можно сказать, что все участники ВЭД изначально равны и осуществляют свою деятельность по «желтому коридору». Те лица, деятельность которых соответствует действующим ПР, или же осуществляется с нарушениями таможенного законодательства, должны проходить процедуры таможенного оформления и таможенного контроля условно, по «красному кори-
дору». В свою очередь «зеленый коридор» предназначен для добросовестных участников ВЭД, пользующихся специальным упрощенным порядком таможенного оформления.
Участники ВЭД заинтересованы в использовании упрощенного порядка, который дает им массу преимуществ при осуществлении внешнеторговой деятельности. В свою очередь таможенные органы также имеют свою заинтересованность, так как работа с лицами, пользующимися упрощенным порядком таможенного оформления, значительно сокращает время таможенного оформления и таможенного контроля. Одним из условий применения упрощенных процедур является представление отчетности о деятельности в таможенные органы, что соответствует рекомендациям Киотской конвенции 1999 г. в части осуществления взаимодействия между таможенными органами и участниками ВЭД.
В рамках требований таможенного законодательства для создания «зеленого» коридора в отношении законопослушных участников ВЭД и исключения их из соответствующих профилей риска, на основании их письменного заявления в таможенный орган РФ, ФТС России утверждается перечень лиц, перемещающих товары, в отношении которых таможенный контроль применяется не в полном объеме.
В числе наиболее значимых проблем по защите правообладателей находится вопрос приведения российской законодательной базы интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями международных стандартов. В настоящее время ФТС России подготовлены предложения по внесению дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации, предусматривающие реализацию принципа «ехоШсю» - наделения таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателей.
Ключевой составляющей совершенствования механизма минимизации рисков является повышение уровня квалификации должностных лиц таможенных органов с учетом международных стандартов качества 180-9001:2000.
Первый в мире стандарт по управлению рисками в таможенной службе был создан в 1995 г. в Австрии. Таможенные службы мно-
гих стран прошли данный этап и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов Системы управления рисками, который значительного ускорил движение грузов через таможни, сократив время таможенного оформления до считанных секунд, и, самое главное, - поднял конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров. Многое из этого практического опыта может и должно войти в практику и законодательную базу российской таможни [4-18].
1. Kyoto Convention General Annex, Chapter 6, Guidelines on Customs Controls. 1999.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2003.
3. Официальный сайт Всемирной торговой организации. Режим доступа: http://www.wto.org.
4. Алексеева О. // ИС. Промышленная собственность. 2002. № 6. С. 4-7.
5. Барамзин С.И. Управление качеством таможенной деятельности: моногр. М., 2001. С. 76.
6. Борисевич А. // Социально-гуманитарные знания. 2002. С. 302-310.
7. Таможня. 2006. № 149. С. 6-7.
8. Всемирная таможенная организация. Управление таможенными рисками. М., 2001. С. 250.
9. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг. М., 2005.
10. Дудкова. В. // Таможня. 2006. № 150. С. 8-11.
11. Князев В. Т. Международные стандарты по качеству ИСО-9000 / Центр. инст. пов. кад. автом. пром. РФ. М., 1993. С. 125.
12. Кодекс об административных правонарушениях. М., 2005.
13. Макрусев В.В. Основы системного анализа таможенного дела: направления, проблемы, методология: моногр. М., 2001.
14. Официальный сайт Всемирной таможенной организации. Режим доступа: http://www. wcoomd.org.
15. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Режим доступа: http://www.customs.ru.
16. Таможня. 2005. № 12. С. 9-11.
17. Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (AGREEMENT ON TRADE-RELATED ASPECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS). Режим доступа: http://www.wto.ru. Загл. с экрана.
18. Стокгольмская конвенция от 14.07.1967 г. об
учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Режим доступа: http://www. businesspatent.ru.
Поступила в редакцию 9.07.2006 г.
ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Е.А. Колесниченко, Л.В. Московцева
Kolesnichenko E.A., Moskovzeva L.V. Problems of methodology of complex social and economical development on the regional and municipal level. The article investigates the problems of methodology for securing the complex development of municipal establishments. The programms and conceptions of social and economical development are identified as the most effective instruments for securing the social and economical development. The article considers the issues of design and implementation of the mentioned programme documents.
Совершенствование комплексного социально-экономического развития предполагает исследование методических основ и инструментария стратегического управления муниципальным образованием.
В основе данного исследования лежит использование в практике муниципального управления методов корпоративного стратегического планирования. Муниципальное
образование рассматривается как экономический субъект, который должен привлечь на свою территорию бизнес, эффективно отрек-ламировав себя, представив свои ресурсы -материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные .
Местное экономическое развитие предусматривает формирование новых институтов, создание альтернативных производств, по-