Научная статья на тему 'Ключевые механизмы обеспечения преемственности образования на основе использования новых возможностей медиаресурсов'

Ключевые механизмы обеспечения преемственности образования на основе использования новых возможностей медиаресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ / CONTINUITY IN EDUCATION / МЕДИАРЕСУРСЫ / MEDIA RESOURCES / МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ / MECHANISMS FOR ENSURING THE CONTINUITY OF EDUCATION USING MEDIA RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюнников Юрий Станиславович, Афанасьева Татьяна Павловна, Мазниченко Марина Александровна, Казаков Игорь Сергеевич

Введение. В статье представлено исследование по проблеме эффективного использования возможностей медиаресурсов в обеспечении преемственности современного образования. Цель статьи обосновать новую роль медиаресурсов в современном образовании; определить ключевые механизмы дидактического использования медиаресурсов; раскрыть преемственность реализации этих механизмов на разных ступенях образования применительно к разным элементам образовательной системы: ценностям и целям, содержанию, инструментарию, средствам. Методология. Исследование проводилось на основе анализа развития современной информационной и образовательной среды, роли и функций медиаресурсов, а также моделирования преемственных связей педагогических целей, содержания, инструментария и средств образования на основе ключевых методических механизмов использования медиаресурсов. Методологическими основаниями исследования выступали: системный подход, теория педагогического использования медиаресурсов, теория развивающего обучения, теория косвенного обучения, теоретические основы самопроектирования, теории преемственности современного образования. Результаты. Выделены ключевые механизмы обеспечения преемственности образования на основе использования новых возможностей медиаресурсов: сочетания имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами, проблемной навигации при работе с ними, самопроектирования обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами. Показаны особенности реализации данных механизмов на этапах дошкольного, начального школьного, подросткового, старшего школьного, студенческого возраста с целью обеспечения преемственности педагогических ценностей и целей, содержания, инструментария и средств образования и самообразования. Заключение. Авторами отмечается, что в современных условиях использование медиаресурса в образовательном процессе должно быть управляемым со стороны педагога, направленным на интеллектуальное развитие обучающихся и их подготовку к управлению собственным медиапотреблением. Педагогическое использование медиаресурсов необходимо строить на основе механизмов: сочетания имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами, проблемной навигации; самопроектирования обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами; преемственности различных этапов и ступеней образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюнников Юрий Станиславович, Афанасьева Татьяна Павловна, Мазниченко Марина Александровна, Казаков Игорь Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY MECHANISMS FOR ENSURING THE CONTINUITY OF EDUCATION BASED ON THE USE OF NEW MEDIA RESOURCES POSSIBILITIES

Introduction. The article presents a study on the problem of effective use of media resources to ensure the continuity of modern education. The purpose of the article is to prove a new role of media resources in modern education, to define the key mechanisms of the didactic use of media resources in education and to reveal the continuity of their implementation at different levels of education in relation to different elements of the educational system: values and goals, content, tools. Materials and Methods. The research was carried out on the basis of analysis of the development of modern information and educational environment, the role and functions of media resources, as well as modeling the successive links of pedagogical goals, content, tools and educational tools based on key methodological mechanisms for using media resources. The methodological grounds of the study were: a systematic approach; the theory of pedagogical use of media resources; theory of developmental learning; indirect learning theory; theoretical foundations of self-projection; theory of continuity of modern education. Results. Key mechanisms for ensuring continuity of education based on the use of new media resource opportunities have been identified: a combination of implicit and explicit goals of working with media resources, problem navigation while working with them, the student’s self-projection as a responsible user of media resources. The features of the implementation of these mechanisms at the stages of preschool, primary school, adolescent, senior school, student age have been shown to ensure the continuity of pedagogical values and goals, content, tools and means of education and self-education. Conclusions. The authors note that in modern conditions, the use of media resources in the educational process should be managed by a teacher, aimed at the intellectual development of students and preparing them for managing their own media consumption. Pedagogical use of media resources must be built on the basis of mechanisms: a combination of implicit and explicit goals of working with media resources, problem navigation; self-projection as a responsible user of media resources; continuity of different levels and stages of education.

Текст научной работы на тему «Ключевые механизмы обеспечения преемственности образования на основе использования новых возможностей медиаресурсов»

УДК/uDC 37.02 Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева,

М. А. Мазниченко, И. С. Казаков

Y. Tyunnikov, T. Afanasyeva, M. Maznychenko, I. Kazakov

ключевые механизмы обеспечения

ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ использования новых возможностей МЕДИАРЕСУРСОВ1

KEY MECHANISMS FOR ENSuRING

the continuity of education based

ON THE use OF NEw MEDIA RESOuRCES POSSIBILITIES

Введение. В статье представлено исследование по проблеме эффективного использования возможностей медиаресурсов в обеспечении преемственности современного образования. Цель статьи — обосновать новую роль медиаресурсов в современном образовании; определить ключевые механизмы дидактического использования медиаресурсов; раскрыть преемственность реализации этих механизмов на разных ступенях образования применительно к разным элементам образовательной системы: ценностям и целям, содержанию, инструментарию, средствам.

Методология. Исследование проводилось на основе анализа развития современной информационной и образовательной среды, роли и функций медиаресурсов, а также моделирования преемственных связей педагогических целей, содержания, инструментария и средств образования на основе ключевых методических механизмов использования медиаресурсов.

Методологическими основаниями исследования выступали: системный подход, теория педагогического использования медиаресурсов, теория развивающего обучения, теория косвенного обучения, теоретические основы самопроектирования, теории преемственности современного образования.

Результаты. Выделены ключевые механизмы обеспечения преемственности образования на основе использования новых возможностей медиаресурсов: сочетания имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами, проблемной навигации при работе с ними, самопроектирования обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами. Показаны особенности реализации данных механизмов на этапах дошкольного, начального школьного, подросткового, старшего школьного, студенческого возраста с целью обеспечения преемственности педагогических ценностей и целей, содержания, инструментария и средств образования и самообразования.

Заключение. Авторами отмечается, что в современных условиях использование медиа-ресурса в образовательном процессе должно быть управляемым со стороны педагога, направленным на интеллектуальное развитие обучающихся и их подготовку к управлению собственным медиапотреблением. Педагогическое использование медиаресурсов необходимо строить на основе механизмов: сочетания имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами, проблемной навигации; самопроектирования обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами; преемственности различных этапов и ступеней образования.

Introduction. The article presents a study on the problem of effective use of media resources to ensure the continuity of modern education. The purpose of the article is to prove a new role of media resources in modern education, to define the key mechanisms of the didactic use of media resources in education and to reveal the continuity of their implementation at different levels of education in relation to different elements of the educational system: values and goals, content, tools.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (Проект № 27.8472.2017/БЧ).

Materials and Methods. The research was carried out on the basis of analysis of the development of modern information and educational environment, the role and functions of media resources, as well as modeling the successive links of pedagogical goals, content, tools and educational tools based on key methodological mechanisms for using media resources. The methodological grounds of the study were: a systematic approach; the theory of pedagogical use of media resources; theory of developmental learning; indirect learning theory; theoretical foundations of self-projection; theory of continuity of modern education.

Results. Key mechanisms for ensuring continuity of education based on the use of new media resource opportunities have been identified: a combination of implicit and explicit goals of working with media resources, problem navigation while working with them, the student's self-projection as a responsible user of media resources. The features of the implementation of these mechanisms at the stages of preschool, primary school, adolescent, senior school, student age have been shown to ensure the continuity of pedagogical values and goals, content, tools and means of education and self-education.

Conclusions. The authors note that in modern conditions, the use of media resources in the educational process should be managed by a teacher, aimed at the intellectual development of students and preparing them for managing their own media consumption. Pedagogical use of media resources must be built on the basis of mechanisms: a combination of implicit and explicit goals of working with media resources, problem navigation; self-projection as a responsible user of media resources; continuity of different levels and stages of education.

Ключевые слова: преемственность в образовании, медиаресурсы, механизмы обеспечения преемственности образования с использованием медиаресурсов.

Keywords: continuity in education, media resources, mechanisms for ensuring the continuity of education using media resources.

Введение

В условиях динамичных изменений внешней среды, высокой профессиональной конкуренции все более востребованной становится концепция непрерывного образования через всю жизнь, в реализации которой особую актуальность и новое качество приобретает преемственность. Она понимается не только как непрерывающаяся связь между целями и содержанием образования на разных его ступенях, но и как выражение ценностного самоопределения субъекта образования, последовательная реализация личностью ключевых жизненных ценностей и целей на разных этапах образования и самообразования, средство обеспечения ценностного единства, системности целей, содержания и способов непрерывного образования.

В современном информационном обществе производство и потребление информации становится важнейшим фактором профессиональной и личной успешности. Необходимым атрибутом взаимодействия, в том числе педагогического, выступают информационно-коммуникационные технологии, глобальная сеть Интернет. Такому обществу характерны сжатие (компрессия) временных и пространственных дистанций (Д. Харвей). В этой связи особую значимость в образовании и самообразовании, обеспечении их преемственности на разных этапах приобретает медиаресурс.

В современной образовательной системе меняется роль медиаресурса: он выступает не только средством передачи информации, но и конкурирующим с учителем источником знаний. Представление «Учитель знает все» становится заблуждением. Миссия педагога — не передача знаний, а посредничество между обучающимися и различными источниками знания (в том числе медиаресурсами, другими педагогами, ближайшим окружением и др.), мотивирование учеников к поиску и использованию определенных знаний, развитие у них компетенций, позволяющих использовать получаемую информацию для максимальной самореализации в различных жизненных сферах. Однако массовое педагогическое сознание не всегда своевременно и адекватно реагирует на эти изменения: большинство учителей по-прежнему продолжают считать себя единственным источником знаний, носителем истины, используя медиаресурс только как средство донесения до учеников этой истины либо воспринимая его как «враждебную», противодействующую педагогу силу, предлагающую вредное, опасное знание.

В то же время ученики активно взаимодействуют с медиаресурсом, в ряде случаев используя его неадекватно: критически не оценивают получаемую информацию, становясь объектом манипу-

ляции, агрессивной рекламы; используют информационно-коммуникационные технологии только как средство развлечения, попадая в компьютерную и игровую зависимость; замещают с помощью социальных сетей и Интернета недостаток живого общения, в результате чего деформируется эмоциональная сфера личности; используют информацию, получаемую с помощью медиа-ресурсов, потребительски, игнорируя нравственные аспекты, не формируя внутренне мотивированное отношение к ней; не подвергают получаемую информацию интеллектуальной переработке, перестают осознавать необходимость воспроизводства знаний, что приводит к снижению общего уровня психического развития.

Часто возникновению таких проблем способствуют сами педагоги, предлагая задания с использованием медиаресурсов, связанные исключительно с поиском фактологической информации, до понимания которой ученики либо «не доросли», либо сами формулировки заданий не побуждают их к критичному, диалектичному, проблемному осмыслению информации, воспроизводству знаний. Например, требуется найти автора цитаты, дату события, имя героя фильма или литературного произведения, определение термина или понятия, изображения гербов (флагов) разных стран и т. д.

Описанная ситуация не позволяет эффективно использовать потенциал медиаресурса в образовании и самообразовании, в том числе в обеспечении преемственности его различных ступеней и этапов.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо изменить педагогические подходы к использованию медиаресурсов в образовательном процессе, в том числе и с целью обеспечения преемственности образования.

В настоящей статье поставлена цель — определить ключевые механизмы дидактического использования медиаресурсов в образовании и раскрыть преемственность их реализации на разных ступенях образования применительно к разным элементам образовательной системы: ценностям и целям, содержанию, инструментарию, средствам.

Методология

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— анализ современной информационной и образовательной среды, происходящих в них изменений, в том числе изменений роли и функций медиаресурсов;

— комплексное рассмотрение медиаресурса как средства передачи знаний и конкурирующего с учителем источника информации в системе «педагог — обучающийся — медиаресурс»;

— моделирование преемственных связей педагогических целей, содержания, инструментария и средств на основе трех ключевых методических механизмов использования медиаресур-сов: сочетание имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами; проблемная навигация такой работы; самопроектирование обучающегося как ответственного пользователя медиа-ресурсами.

Реализация методов осуществлялась с опорой на следующие методологические основания:

— теории педагогического использования медиаресурсов, их влияния на образование и социализацию личности [9; 14; 17], описания социальных практик киберсоциализации [9], на основе которых конкретизированы роль и функции медиаресурсов в современном образовании;

— системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г Юдин, Л. фон Берталанфи, А. Д. Холл, Р. И. Фейджин), теория педагогических систем [6], на основе которых медиаресурс рассмотрен как элемент образовательной системы, выполняющий двоякую функцию: педагогического средства (средства передачи учебной информации) и конкурирующего с учителем источника такой информации (т. е. полноправного субъекта образования), педагог — как источник учебной информации и посредник между обучающимся и медиаресурсом в потреблении и воспроизводстве информации, обучающийся — как объект воздействия педагога и медиаресурса как источников информации и субъект педагогического взаимодействия, в том числе взаимодействия с медиаресурсом, субъект воспроизводства информации;

— теории развивающего обучения [5], проблемного обучения [8; 10], в соответствии с которыми определен методический механизм «проблемная навигация работы обучающихся с медиа-ресурсами»;

— теория косвенного обучения, основанная на законе парадоксальных интенций («Желая овладеть каким-либо содержанием образования, необходимо сделать его побочной целью обра-

зовательной деятельности» [7]), в которой «главные педагогические цели переводятся в имплицитный (скрытый) слой, а перед учениками ставятся другие — может быть, более для них близкие или интересные — цели; надежные образовательные результаты достигаются за счет работы объективных подсознательных механизмов — таких, как непроизвольное запоминание» [4]. На основании данной теории сформулирован методический механизм «сочетание имплицитных и эксплицитных целей работы обучающихся с медиаресурсами»;

— теоретические основы самопроектирования и его практические приложения [11; 12], на основании которых раскрыт методический механизм «самопроектирование обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами»;

— теории преемственности современного образования [2; 3], на основе которых осуществлялась конкретизация ключевых механизмов обеспечения преемственности с использованием медиаресурсов применительно к различным ступеням образования.

Результаты

В информационной среде постоянно происходят изменения, связанные с развитием информационных технологий, расширением видов и источников информации, что значительно повышает дидактический потенциал медиаресурсов: увеличение объема передаваемых данных и моделей для их обработки; распространение программного обеспечения, на которое может влиять обычный пользователь; развитие человеко-машинных интерфейсов, технологий искусственного интеллекта, семантических систем, работающих со смыслами естественных языков, нейроинтерфей-сов; внедрение квантовых и оптических компьютеров [1] и др.

В ответ на изменения информационной среды происходят процессы медиализации в образовательных системах: внедряются инновационные инструменты обучения с применением информационных технологий (онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и др.); развиваются сетевые формы реализации образовательных программ; активно используются дистанционные технологии, электронное обучение, создается цифровая образовательная среда; в школьные программы включены уроки робототехники; в обучении апробируются различные формы введения обучающихся в продуктивные состояния сознания с помощью информационных технологий (например, состояние потока, когда человек полностью включен в созидательный процесс и не испытывает тревоги насчет возможного успеха или провала).

Использование медиаресурсов в образовании является предметом многочисленных зарубежных [15-19] и отечественных [12-14] исследований. В работах раскрыты сущность медиа-образования, медиакомпетентности, педагогический потенциал и условия использования различных средств медиа в образовательном процессе (информационных технологий, Интернета, социальных сетей, экранных искусств, чтения, телевидения, рекламы, интерактивных игр, компьютерной анимации и др.).

Характерной тенденцией выступают понимание медиаресурсов и построение способов их дидактического применения на основе абсолютизации одного из диалектически противоположных концептов (ценностей):

— «фетишизация — нивелирование возможностей медиаресурса как дидактического средства»: рассмотрение медиаресурса как панацеи от всех педагогических бед, чудодейственного, универсального педагогического средства, повышающего учебную мотивацию,—отрицание необходимости его использования в качестве педагогического средства;

— «виртуальное (дистанционное) — непосредственное (живое) общение педагога с обучающимися»: абсолютизация электронного (дистанционного) обучения, цифровой образовательной среды — отрицание их как средства передачи информации в пользу непосредственного, живого, мотивирующего общения педагога с обучающимися;

— «регламентация — свобода в использовании медиаресурсов»: работа обучающихся с медиа-ресурсами пошагово регламентируется (программированное обучение, тренажеры) — взаимодействие обучающихся с медиаресурсами никак не регламентируется и не регулируется педагогом и родителями;

— «репродуктивное — продуктивное взаимодействие с медиаресурсами»: обучающимся предлагается только репродуктивная (механическая) работа с медиаресурсами (поиск фактологической информации) — внедряются формы введения обучающихся в продуктивные состояния сознания с помощью информационных технологий;

— «технология — творчество»: работа с готовыми (имеющимися) медиаресурсами — самостоятельное создание (преобразование) педагогом и обучающимися медиаресурсов (например, олимпиады по робототехнике);

— «имплицитные (скрытые) — эксплицитные (открытые) цели работы с медиаресурсами»: приоритет обучающим компьютерным играм — использование медиаресурсов как средства традиционного репродуктивного обучения;

— «индивидуализация — унификация работы с медиаресурсами»: процесс обучения с использованием медиаресурсов адаптируется к запросам конкретного обучающегося и его личным особенностям (он может выбрать формат обучения и его темп, сконцентрироваться на очень узкой теме или, наоборот, освоить междисциплинарную программу) — создаются унифицированные обучающие программы.

В то же время абсолютизация определенных ценностей в работе с медиаресурсами ограничивает реализацию их дидактического потенциала — для продуктивной работы необходима гармонизация различных целей, идей и подходов.

Проведенный анализ научной литературы и образовательной практики позволил заключить, что использование медиаресурсов в образовании, в том числе с целью обеспечения его преемственности необходимо строить на основе трех ключевых методических механизмов:

1. Сочетание имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами - естественного и целенаправленного усвоения опыта с использованием таких ресурсов. Например, имплицитные цели: основной целью для ученика выступает игра или общение в социальных сетях, а педагог ставит скрытую цель (овладение учениками в процессе обучающей игры определенными навыками или лексический анализ в процессе общения в социальной сети).

В работе [4] представлена матрица-классификация методов обучения, одним из оснований которой выступает «открытость — закрытость педагогических целей для ученика». При использовании данной матрицы необходимо организовывать работу обучающихся с медиаресурсами в различных формах, включать как формы с открытыми для учеников целями (выполнение учебных проектов, решение проблемных задач, поиск информации для ответов на вопросы), так и с закрытыми (например, компьютерные обучающие, симуляционные, организационно-деятельностные игры, а также задания и ситуации, когда учителем ставятся обучающие цели работы с медиаресурсами, а перед учениками ставятся близкие и интересные им цели работы с такими ресурсами. Например, на уроке обществознания дается задание изучить с использованием аккаунта в сети «Фейсбук» мнение политиков, власти, различных социальных групп населения о предстоящих выборах Президента РФ. При этом для ученика цель — завязать контакты с медийными персонами, приобрести новых друзей в социальной сети, пообщаться, а скрытая педагогическая цель — повышение избирательной грамотности и социальной активности школьников.

2. Проблемная навигация работы обучающихся с медиаресурсами: медиаресурсы предоставляют пользователям простые, яркие, эмоционально окрашенные, захватывающие образы действительности; простые готовые рецепты, не предполагающие критического анализа, размышления. В результате их механическое потребление (чаще всего с целью развлечения) приводит к формированию потребительского медиамышления, одномерности восприятия реальности, тормозит интеллектуальное развитие обучающихся.

В такой ситуации задача учителя — проблематизировать взаимодействие школьника с медиаресурсом, сделать его интеллектуально насыщенным, побудить к соотнесению виртуальной и социальной реальности, совместить медиаресурс и интеллектуальное развитие с помощью привлекательной для школьника виртуальной среды, не столько передавать опыт с использованием медиаресурса, сколько побуждать ученика к наработке нового опыта, воспроизводству знаний.

Самое эффективное средство в решении этих задач — проблемное обучение в следующей логике: «предъявление обучающимся образцов решения учебных и жизненных проблем с использованием медиаресурсов ^ постановка перед учениками проблемы с возможностью частично самостоятельного ее решения ^ постановка перед учениками проблемы с возможностью полностью самостоятельного ее решения ^ побуждение учеников к самостоятельной постановке проблем и их самостоятельному решению с использованием медиаресурсов». В результате такого обучения ученик поймет, что медиаресурс можно использовать не только для развлечения и полу-

чения готовых рецептов, но и для решения трудных учебных задач и жизненных проблем, а для этого необходимо развиваться интеллектуально.

Предлагаемые обучающимся учебные задания с использованием медиаресурсов должны быть направлены не столько на поиск фактологической информации (дата, название, город и т. д.), сколько на решение с ее помощью учебных, жизненных, профессионально ориентированных проблем, предполагающих получение новых знаний на основе уже имеющихся. Например, на уроках русского языка можно предложить такие задания: выявить наиболее частые обращения к пользователям женского и мужского пола различных возрастных групп в социальной сети. На уроке истории: выяснить, как реформы Петра Первого повлияли на современную российскую культуру и др. На уроках английского языка: сравнить особенности современной русской и английской поэзии посредством анализа стихов, представленных в сети Интернет. Проблемные задания могут быть направлены на развитие у обучающихся следующих умений в отношении медиа-ресурсов:

— анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;

— определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст;

— интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа;

— отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории [20].

3. Самопроектирование обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами: в ряде случаев создатели медиаресурсов преследуют собственные коммерческие цели, получение личной выгоды. Их задача — манипулирование подростками как активными потребителями медиаресурсов с целью формирования зависимости от тех или иных товаров или услуг (гадже-тов, компьютерных игр, вредных продуктов, алкоголя, сигарет и т. д.). Школьники легко поддаются такому влиянию, которое в результате негативно сказывается на формировании их личности, приводит к безответственности, инфантильности, несамостоятельности, зависимости, нарушениям физического и психического здоровья. Поэтому задача учителя — научить подростка управлять своим взаимодействием с медиаресурсами, помочь осознать, что именно он ключевой субъект в медиасреде, поэтому необходимо ответственно подходить к выбору медиаресурсов, критично оценивать получаемую информацию, прогнозировать влияние медиаресурса на свое мышление, поведение, жизнь. Для решения этой задачи эффективна технология самопроектирования личности [11], используя которую, педагог помогает ученику стать ответственным пользователем медиаресурсов, проектировать свое взаимодействие с ними в реализации разных социальных ролей: семьянина, профессионала, друга, гражданина и т. д.

На основании системного подхода построена схема, отражающая двоякую роль медиаресурса в образовательной системе — как средства обучения и как конкурирующего с учителем источника информации (рис.).

Использование возможностей медиаресурсов в обеспечении преемственности современного образования осуществляется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Особенности дидактического использования медиаресурсов в целях обеспечения преемственности образования на основе ключевых методических механизмов

Методические механизмы Реализация методических механизмов с целью обеспечения преемственности образования

Преемственность ценностей и целей Преемственность содержания Преемственность педагогического инструментария и средств

Сочетание имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами Медиаресурс воспринимается обучающимися и как средство реализации личных целей, и как обучающее средство Содержание медиаресурсов выступает основной целью учителя и дополнительной (косвенной) целью обучающегося Сочетание методов работы в медиасреде с открытыми (учебные задания, проекты) и скрытыми (игры, общение в социальных сетях) педагогическими целями

Проблемная навигация работы с медиаресурсами Цель — научить обучающихся личностному осмыслению, практическому использованию медиаресурсов для решения учебных и жизненных (личных) проблем Типовые проблемные ситуации (учебные, жизненные, личностно развивающие, профессионально ориентированные) Методы проблемного и развивающего обучения

Самопроектирование обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами Формирование ответственного отношения к использованию медиаресурсов с позиций управления ими Составление и реализация образов-самопроектов ответственного пользования медиаресурсами Технология самопроектирования ответственного субъекта пользования медиаресурсами

Преемственность ценностей и целей образования. Основные ценности: интеллектуальное и духовно-нравственное развитие школьника. Цель — научить обучающихся критической оценке информации с позиций духовно-нравственных ценностей, ее личностному осмыслению, практическому использованию для решения учебных и жизненных (личных) проблем, благодаря чему происходит развитие интеллекта. Средство обеспечения преемственности ценностей и целей на разных ступенях образования — сценарный подход — коррекция непродуктивных и реализация продуктивных сценариев взаимодействия обучающихся с медиаресурсами, основанных на выделенных ключевых ценностях.

Реализация преемственности ценностей и целей на разных ступенях образования.

Дошкольный возраст: на первый план выдвигаются духовно-нравственные ценности. Главное — общение ребенка с родителями и педагогами по содержанию медиаресурсов (беседы о просмотренных телепередачах, совместное чтение, просмотр мультфильмов и т. д.); регулирование времени и содержания взаимодействия ребенка с медиаресурсами. Ключевой методический механизм — сочетание имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами.

Младший школьный возраст: главное — приобретение первичных навыков переработки информации для решения учебных и жизненных задач с целью развития интеллекта, первичных навыков воспроизводства информации (сочинение сказок). Ключевой методический механизм — сочетание имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами.

Подростковый возраст: ключевой аспект — развитие интеллекта, использование медиаресурса как средства проблемного обучения, овладение навыками воспроизводства информации посредством участия в проектной деятельности. Задача педагогов — помочь подростку осознать, что медиа-ресурс может использоваться не только для развлечения и получения удовольствия, но и для самореализации в различных жизненных сферах, решения личных проблем, проблем общения со сверстниками. Ключевой методический механизм — проблемная навигация работы с медиаресурсами.

Старший школьный и студенческий возраст: ключевая цель — научить воспроизводству информации через научно-исследовательскую и проектную деятельность. Обучающиеся побуждаются к осознанию того, что они могут управлять медиаресурсами, выступать не только их потребителями, но и создателями (производителями). Главное на этом этапе — формирование у обучающихся ответственного отношения к использованию медиаресурсов и мотивации к воспроизводству знаний. Ключевой методический механизм -самопроектирование обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами.

Преемственность содержания образования обеспечивается посредством решения обучающимися с использованием медиаресурсов типовых проблем:

— учебные проблемы — получение новых знаний на основе имеющихся;

— жизненные проблемы — достижение поставленных целей в общении, дружбе, семье, увлечениях, спорте, хобби и т. д.;

— проблемы саморазвития, личностного роста — связанные с использованием медиаресур-сов в целях саморазвития;

— профессионально ориентированные проблемы — связанные с профессиональным самоопределением, выбором любимого занятия, будущей профессии и профессиональным становлением.

Любое взаимодействие обучающегося с медиаресурсом необходимо строить с целью решения конкретной проблемы. Нужно приучить ребенка не использовать медиаресурсы, просто чтобы «убить время», или «потому, что так поступают сверстники (родители)», а только с конкретной целью.

Динамика содержания решаемых с помощью медиаресурсов проблем на разных ступенях образования:

— в дошкольном возрасте на первый план выступает решение актуальных для ребенка жизненных проблем;

— в начальной школе ключевыми становятся учебные проблемы;

— в подростковом возрасте на первый план выступают проблемы общения со сверстниками, в старшем школьном и студенческом возрасте — профессионально ориентированные проблемы, в том числе профессиональное самоопределение.

Средством обеспечения преемственности выступают межпредметные связи: обучающиеся побуждаются к самостоятельному созиданию с использованием медиаресурсов междисциплинарного знания, необходимого для решения той или иной проблемы, учителя оказывают им помощь в созидании такого знания.

Ведущими принципами отбора содержания образования на всех ступенях выступают про-блемность и диалектичность.

Преемственность педагогического инструментария. На всех этапах используются технологии организации развивающего взаимодействия обучающихся с медиаресурсами, направленные на развитие интеллекта и субъектности обучающихся как потребителей (пользователей), и создателей медиаресурсов как ответственных управленцев собственным поведением в медиа-среде, субъектов самопроектирования. Задача учителя — помочь школьникам осознать, что медиа-ресурс — полноценный источник информации, но его нужно уметь продуктивно и ответственно использовать, и в этом может помочь учитель.

При сохранении единства принципов отбора конкретные формы инструментария отбираются с учетом возрастных особенностей:

— на дошкольном этапе преобладают игровые методы использования медиаресурсов (дидактические и развивающие игры);

— в младшем школьном возрасте на первый план выступают ситуации ценностно-этического содержания, проблемные обучающие ситуации, частично-поисковый метод;

— в подростковом возрасте ключевыми становятся методы развивающего и проблемного обучения, проектирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— старший школьный и студенческий возраст характеризуются активным использованием проектного и контекстного обучения и исследовательских методов (в том числе проведение самостоятельных научных исследований влияния медиаресурсов на сознание потребителей).

Средством обеспечения преемственности педагогического инструментария могут выступать компьютерные обучающие программы, спроектированные на основе общих принципов (механизмов) использования медиаресурсов. При этом важны осознание и реализация педагогом новой

роли: как одного из источников информации (а не единственного) и как посредника между обучающимися и медиасредой.

Преемственность педагогических средств. Педагогу и обучающимся важно адекватно воспринимать медиаресурс как дидактическое средство, но не самоцель. Использование педагогом большого количества медиаресурсов не приводит автоматически к повышению качества образования, учебной мотивации и не должно быть самоцелью; медиаресурс — всего лишь средство в руках педагога, использование которого нужно заранее проектировать. Для обучающихся важно не стать объектом манипуляции со стороны медиаресурсов, а сформировать субъектную, управляющую, ответственную позицию в отношении медиапотребления.

Заключение

В современных условиях медиаресурс выполняет в образовательной системе двоякую роль: как дидактическое средство и как конкурирующий с учителем источник информации. Его использование в образовательном процессе должно быть управляемым со стороны педагога, направленным на интеллектуальное развитие обучающихся и подготовку их к управлению собственным медиапотреблением.

Педагогическое использование медиаресурсов необходимо строить на основе механизмов сочетания имплицитных и эксплицитных целей работы с медиаресурсами; проблемной навигации этой работы; самопроектирования обучающегося как ответственного пользователя медиаресурсами.

Медиаресурс может служить средством обеспечения преемственности различных этапов и ступеней образования и самообразования на основе единства ценностей (интеллектуальное и духовно-нравственное развитие школьника), целей (научить обучающихся критической оценке информации с позиций духовно-нравственных ценностей, ее личностному осмыслению, практическому использованию для решения учебных и жизненных проблем), содержания (решение с использованием медиаресурсов типовых учебных, жизненных, личностно развивающих и профессионально ориентированных задач), инструментария (методы развития субъектности обучающихся как потребителей (пользователей) и создателей медиаресурсов как ответственных управленцев собственным медиапотреблением, субъектов самопроектирования) и средств (использование медиаресурсов не должно быть самоцелью).

Литература

1. Атлас новых профессий 2,0 / под ред. П. Лукши. М. : Олимп-бизнес, 2016. 288 с.

2. Богуславский М. В. Методология прогнозирования непрерывного образования А. М. Новикова // Методология профессионального образования : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвященной А. М. Новикову (г. Москва, 1 декабря 2016 г.). М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. 648 с.

3. Вербицкий А. А. Методологические проблемы непрерывного образования // Непрерывное образование: методология и практика. М., 1990.

4. Гузеев В. В., Остапенко А. А. Диалог о методах, или Дидактивный сериал «Матрица» // Педагогические технологии. 2011. № 1. С. 5-30.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 2001. 327 с.

6. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. : ЛГУ, 1970.

7. Куринский В. А. Автодидактика. М. : Автодидакт, 1994. Ч. 1.

8. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003.

9. Плешаков В. А. О социальных практиках жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации в условиях информатизации образования // Отечественное образование: современное состояние и перспективы развития : сб. ст. Седьмых Всерос. Шамовских пед. чтений научной школы Управления образовательными системами (г. Москва, 23 января 2015 г.). М. : МПГУ, 2015. С. 29-33.

10. Тюнников Ю. С. Политехнические основы профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1990.

11. Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. О разработке педагогической технологии самопроектирования // Проектирование инновационных процессов в соцуокультурной и образовательной сферах : материалы 3-й Междунар. науч.-метод. конф. Сочи : РИО СГУТиКД, 2000. С. 82-89.

12. Медиакомпетентность педагога: инновационный подход к самопроектированию / Ю. С. Тюнников, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко, А. М. Мамадалиев // Медиаобразование. 2016. № 4. С. 29-46.

13. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 58-74.

14. Федоров А. В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 c.

15. Baake D. and all. Handbuch Medien: Medienkompetenz. Modelle und Projekte. (Handbuch Medien). Bonn : Budeszentrale fur PolitisheBilding, 1999. 308 p.

16. Secondary Media Education. A Curriculum Statement / ed. J. Bowker. London : British Film Institute, 1991

17. Buckingham D. Teaching about Media // The Media Studies Book / ed. D. Lusted. London ; New York : Routledge, 1991. pp. 12-35.

18. Gripsrud J. Understanding Media Culture. London ; New York : Arnold & Oxford University Press Inc., 1999. 330 p.

19. Media Literacy in the Information Age / ed. R. Kubey. New Brunswick ; London : Transaction Publishers, 1997. 290 p.

20. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO, 2001.

References

1. Lukshi P. (Ed.) Atlas novyh professij 2,0 [Atlas of new professions 2,0]. Moscow, Olimp-biznes, 2016, 288 p. (In Russian).

2. Boguslavsky M. V. Metodologiya prognozirovaniya nepreryvnogo obrazovaniya A. M. Novikova [Metodologiya prognozirovaniya nepreryvnogo obrazovaniya A. M. Novikova)]. Methodology of vocational education. Collection of materials of the international scientific-practical conference dedicated to A. M. Novikov (Moscow, December 1,2016). Moscow, Institute for the Strategy for the Development of Education of RAO, 2016, 648 p. (In Russian).

3. Verbitsky A. A. Metodologicheskie problemy nepreryvnogo obrazovaniya [Methodological problems of continuous education]. Continuous education: methodology and practice. Moscow, 1990. (In Russian).

4. Guzeev V. V., Ostapenko A. A. Dialog o metodah, ili Didaktivnyj serial «Matrica» [Dialogue on methods, or didactic series "Matrix"]. Pedagogical technologies, 2011, no. 1, pp. 5-30. (In Russian).

5. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of developmental learning]. Moscow, INTOR, 2001, 327 p. (In Russian).

6. Kuzmina N. V. Metody issledovaniya pedagogicheskoj deyatel'nosti [Methods of research of pedagogical activity]. Leningrad, Leningrad State University, 1970. (In Russian).

7. Kurinskiy V. A. Avtodidaktika [Autodidactics]. Moscow, Avtodidak, 1994, Part 1. (In Russian).

8. Matyushkin A. M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo [Thinking, learning, creativity]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, Voronezh, MODEC, 2003. (In Russian).

9. Pleshakov V. A. O social'nyh praktikah zhiznedeyatel'nosti cheloveka v kontekste kibersocializacii v usloviyah informatizacii obrazovaniya [On social practices of human life in the context of cybersocialization in the context of the informatization of education]. Domestic education: current state and development prospects. Collection of articles of the Seventh All-Russian Shamov Pedagogical Readings of the School of Management of Educational Systems (Moscow, January 23,2015). Moscow, MPGU, 2015, pp. 29-33. (In Russian).

10. Tyunnikov Yu. S. Politekhnicheskie osnovy professional'noj podgotovki uchashchihsya proftekhuchilishch [Polytechnical bases of vocational training of students of vocational schools]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Kazan, 1990. (In Russian).

11. Tynnikov Yu. S., Tynnikova S. M. O razrabotke pedagogicheskoj tekhnologii samoproektirovaniya [On the development of pedagogical technology of self-projecting]. Designing of innovative processes in sotsuokulturnoy and educational spheres. Materials of the 3rd International Scientific and Methodical Conference. Sochi, RIO SGUTiKD, 2000, pp. 82-89. (In Russian).

12. Tyunnikov Yu. S., Kazakov I. S., Maznychenko M. A., Mamadaliev A.M. Mediakompetentnost' pedagoga: innovacionnyj podhod k samoproektirovaniyu [Media competence of the teacher: an innovative approach to self-projecting]. Media Education, 2016, no. 4, pp. 29-46. (In Russian).

13. Tyunnikov Yu. S., Afanasyeva T. P., Kazakov I. S., Maznychenko M. A. Nepreryvnoe formirovanie mediakompetentnosti uchitelya v usloviyah postoyannyh izmenenij informacionnoj i obrazovatel'noj sredy [Continuous formation of the teacher's media competence in the conditions of constant changes in the information and educational environment]. Media Education, 2017, no. 1, pp. 58-74. (In Russian).

14. Fedorov A. V. Mediaobrazovanie: vchera i segodnya [Media education: yesterday and today]. Moscow, Publishing House of the UNESCO WFP "Information for All", 2009, 234 p. (In Russian).

15. Baake D. and all. Handbuch Medien: Medienkompetenz. Modelle und Projekte. (Handbuch Medien). Bonn, Budeszentrale fur PolitisheBilding, 1999. 308 p.

16. Bowker J. (Ed.) Secondary Media Education. A Curriculum Statement. London, British Film Institute, 1991.

17. Buckingham D. Teaching about Media. The Media Studies Book. Lusted D. (Ed.) London, New York, Routledge, 1991, pp. 12-35.

18. Gripsrud J. Understanding Media Culture. London, New York, Arnold & Oxford University Press Inc., 1999, 330 p.

19. Kubey R. (Ed.) Media Literacy in the Information Age. New Brunswick, London, Transaction Publishers, 1997, 290 p.

20. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.