Научная статья на тему 'Ключевые концепты в профессиональном дискурсе работников правоохранительных органов'

Ключевые концепты в профессиональном дискурсе работников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
505
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНЦЕПТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / ПРОФЕССИОЛЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скрипичникова Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников правоохранительных органов, выявляются ключевые концепты в их профессиональном дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые концепты в профессиональном дискурсе работников правоохранительных органов»

товаров и услуг все в большей степени дублируются. Коммуникативные сбои и конфликты непонимания в работе профессиональных коммуникаторов в сущности можно рассматривать как брак, поскольку профессиональное речевое поведение должно входить в число необходимых специальных умений и навыков.

Сегодня активно развивается относительно новая для России область деятельности — так называемый «душевный бизнес», который настоятельно требует пересмотра сложившегося в нашей культуре восприятия службы сервиса и сферы услуг как проявления лакейства и холуйства.

Показательным является и замена бездушных, казенных наименований тип «клиент», «потребитель» теплым словом «гость» в гостинично-ресторанном бизнесе, что, по сути, влияет и на само взаимодействие с посетителем, поскольку изменяет модель поведения серви-содателя. Клиент — это объект, которым можно манипулировать, гость же воспринимается в первую очередь как друг, это наименование обусловливает и поведение принимающей стороны, меняя роль «прислуги» и «обслуживающего персонала» на роль радушного хозяина [3. С. 9-10].

Профессиональная коммуникация в сфере услуг требует следующих социальнокоммуникативных умений:

1) умение наладить контакт с клиентом: войти в разговор, выйти из разговора, понимать, когда и в каком направлении проявлять коммуникативную активность и под.;

2) умение планировать общение: определять задачу и сверхзадачу деловой коммуникации, перестраивать ее и корректировать по мере необходимости;

3) умение моделировать поведение во время коммуникации: расположение по отношению к собеседнику, очередность вступления в контакт (кому взять на себя инициативу разговора), темп и тембр речи, степень интимности беседы, ее громкость и экспрессивность, использование жестикуляции и под.;

4) умение реализовать план общения: выбирать стиль общения и его необходимые регистры, полно и дифференцированно использовать языковые средства, владеть своим голосом;

5) умение создавать в глазах клиента и поддерживать такой имидж, который наиболее привлекателен и эффективен для данной ситуации [4. С. 138].

Список литературы

1. Линчевский, Э. Э. Социальная психология торговли. М., 1981. 152 с.

2. Харченко, Е. В. Клиентурное речевое поведение: межкультурные аспекты / Е. В. Харченко, Л. А. Шкатова // Языковое сознание: формирование и функционирование : сб. ст. М., 2003. 256 с.

3. Харченко, Е. В. Речевые модели поведения в профессиональном общении. Челябинск, 2003. 336 с.

4. Шкатова, Л. А. Этнопсихолингвистика // Этнокультурная специфика языкового сознания: сб. ст. М., 2003. 256 с.

5. иКЬ:шшш.кг^08уе1.ги/епс^итапкагпуе_ паик1/екопот1ка_1_ргауо/8РЕЯЛ_и8ЬиО.Ы:т1

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 33 (248). Филология. Искусствоведение. Вып. 60. С. 120-123.

Н. С. Скрипичникова

КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников правоохранительных органов, выявляются ключевые концепты в их профессиональном дискурсе.

Ключевые слова: профессиональная коммуникация, концепт, профессиональный дискурс, про-фессиолект.

Существуют различные точки зрения на общества, процесс возникновения взаимопо-

определение понятия «профессиональная ком- нимания в определенной предметной области,

муникация»: коммуникация, в процессе кото- процесс обмена информацией между специали-

рой конструируются профессиональные со- стами. В контексте данной статьи под професси-

ональной коммуникацией будем понимать профессионально обусловленный процесс обмена информацией в познавательно-трудовой и творческой деятельности, направленной на профессиональное развитие, в ходе которого создаются профессиональные сообщества, характеризующиеся определенными нормами мышления, поведения и взаимодействия между членами сообщества.

Организованная на достаточно высоком уровне коммуникация специалистов любого профиля формирует профессиональную ментальность, под которой подразумевается способность индивида хранить знания, навыки, структуры, определяющие его принадлежность к определенному социуму. Профессиональные знания о правоохранительной деятельности на ментальном уровне представлены в виде концептуальных структур, элементами которых выступают профессиональные концепты [4].

Профессиональный концепт актуализируется в дискурсе, под которым мы понимаем вербально опосредованную коммуникацию. Именно здесь осуществляются все потенциальные реализации концепта. Задачей настоящей статьи является моделирование концептосферы профессионального дискурса работников правоохранительных органов, а именно сотрудников полиции, выявление ключевых для сферы их деятельности концептов.

Полиция как социальный институт является связующей нитью между разными слоями общества. Общаясь на разных уровнях, сотрудники полиции являются гарантом сохранения правовых и морально-этических норм жизни. Разносторонняя работа (общение с правонарушителями, воспитательная работа с несовершеннолетними, расследование преступлений, работа с населением и т. д.) и общение на всех уровнях профессиональной коммуникации неизбежно предполагают восприятие и оценивание разнообразных качеств, характеристик, свойств друг друга, соотнесение их с ценностями и нормами, которые непосредственно попадают в поле зрения.

В целом формирование и пополнение концептуальной сферы правоохранительных органов имеет долгую и сложную историю. Многие концепты, которые сегодня активно используются в профессиональном языке полицейских прошли длительный путь формирования.

Так, например, актуальный для работников правоохранительных органов концепт «мундир» сформировался в эпоху расцвета жандармерии,

в ХУШ-Х1Х веках, когда офицеры носили мундир голубого цвета. Голубой мундир — название офицера жандармерии не только в народно-разговорной среде, но и в профессиональном общении. Значимость этого концепта подтверждается функционированием в современном дискурсе работников правоохранительных органов таких устойчивых единиц, как «не запятнать (чести) мундира», «честь мундира», «снять мундир», «опозорить мундир». Выражение «голубой мундир» также не исчезло и по-прежнему бытует в профессиональной среде, в настоящее время так обозначают работников прокуратуры, офицеров прокурорской службы.

Данный концепт дает нам четкое представление о том, что служба в структурах охраны правопорядка была и остается почетным и сложным делом. Офицеры полиции стремятся соответствовать тем правовым и морально-этическим нормам жизни, которые лежат в основе их работы (честность, неподкупность, прямота, правдивость, храбрость и т. д.). Эти характеристики многообразно представлены аспектами концепта «мундир».

Профессиональная коммуникация, бесспорно, имеет чрезвычайно сложную организацию. К компонентам модели профессиональной коммуникации, определяющим «внешний» контекст речевого общения, относятся традиционно выделяемые «сцена действия» и «участники».

«Сцена действия» характеризует среду, в которой осуществляется профессиональное речевое взаимодействие, и определяет, зачем оно происходит. Так, для сотрудника полиции среда будет представлять достаточно широкое понятие. Работа правоохранительных органов не привязана к определенному месту и сотрудник (следователь, сотрудник ППС, судмедэксперт, оперуполномоченный) общается как на улице, так и в кабинете. В зависимости от ситуации (допрос, сбор свидетельских показаний, работа с населением) в профессиональном дискурсе сотрудника полиции будет в той или иной степени присутствовать профессиональный язык.

Компонент «участники» отвечает на вопрос: кто совершает речевое взаимодействие, и характеризует субъектов речевого общения в социальном плане, принимая во внимание те личностно-психологические особенности участников, которые накладываются на них профессией. Так, сотрудники полиции, в силу специфики своей работы, общаются с преступными элементами, и это накладывает отпечаток на структуру их речи, в профессиональный язык проникают

элементы арго (мент, ствол, браслеты, бугор, барыга, амбал и т. д.).

Речевое взаимодействие является неотъемлемой частью профессиональной деятельности полиции и осуществляется в разных формах. Основу языка полицейских составляет профессиональная лексика, изменение состава которой в диахронии и синхронии обусловлено не только лингвистическими причинами, но и во многом экстралингвистическими факторами (созданием и реорганизацией структур правоохранительных органов, политическим устройством государства, социальным статусом профессионального деятеля — милиционера, следователя, полицейского и т. д.).

Ряд терминологических номинаций, выступающих обозначениями оперативных действий, объектов, субъектов, обстоятельств правоохранительной деятельности, оружия и проч. носит устойчивый характер, например: розыск, расследование, подозреваемый, обвинение, улика, доказательство, частная собственность. Данные наименования входят в ядро профессионального языка работников правоохранительных структур и отражают актуальные для них сферы знания.

Говоря о профессиональной коммуникации работников правоохранительных органов, мы прежде всего имеем в виду актуализацию повседневных концептов (подробнее см. [4]). В отличие от понятия, представляющего собой результат логического обобщения, повседневный концепт является результатом деятельности познающего сознания в практической сфере про-

фессиональной деятельности. Для этой сферы характерны следующие виды познания: чувственное восприятие, получение информации посредством органов зрения, слуха, обоняния, осязание, вкуса; первичная обработка данной информации путем анализа, синтеза, сравнения и обобщения; оценка информации.

Рабочий процесс в полиции состоит из событий, организованных в пространственно-временной системе координат, в связи с чем одним из наиболее значимых концептов повседневной профессиональной деятельности полицейского является концепт «ДЕЛО».

Основные элементы-узлы концепта « дело» детерминированы концептуальными признаками, которые позволяют описать структуру концепта [5]: 1) работа, занятие, деятельность; 2) судебное разбирательство, процесс; 3) собрание документов, относящихся к какому-нибудь факту или лицу. Схематически данный профессиональный концепт, его базисные компоненты представим следующим образом (рисунок).

На лексическом уровне данный концепт представлен целым рядом устойчивых единиц: завести дело, возбудить дело, закрыть дело, текущие дела, по делам службы, уголовное дело, слушается дело, личное дело, папка для дел и др.

Не менее значимым в профессиолек-те сотрудников полиции является концепт «СЛЕДСТВИЕ». Актуализация этого концепта представлена в ряде стереотипных конструкций профессиональной речи, включающих имя концепта: вести следствие, работать со следствием, предварительное следствие (до суда),

судебное следствие, следствием установлено, назначить следствие по какому-нибудь делу, попасть под следствие. Структуру концепта в данном случае определяют такие концептуальные признаки, как «обстоятельство, положение, являющееся выводом (вытекающее) из чего-нибудь», «выяснение различных обстоятельств, связанных с уголовным делом, для установления обстановки и характера преступления, а также лиц, виновных в совершении преступления».

Отметим, что в профессиолекте полицейских развивается межотраслевая терминологическая синонимия: многие термины являются характерными одновременно для полиции и прокуратуры, для сотрудников органов госбезопасности и тюремных служащих (арест, преследование, следствие, слежка, конвой и многие другие). Вместе с тем в концептуальной среде возникает значительное количество и собственно милицейских концептов (дело, ходка, бытовуха, мокруха, повязать, халтура, опер, свидетель, показания и многие другие).

В языке работников правоохранительных органов четко проявляется влияние арго (тюремноблатного жаргона), которым обязаны владеть все сотрудники МВД в силу специфики своей работы. Так, например, концепт «ОРУЖИЕ», помимо нейтральных вербализаций, широко представлен номинациями, заимствованными из арго: «ствол», «волына», «пушка», «макарыч», «железо».

Другим концептом, отмеченным арготической вербализацией, выступает концепт «ДОПРОС» — следственное или судебное действие по получению устных сведений об обстоятельствах данного дела. Среди наиболее ярких экспрессивных компонентов — расколоть, стучать, жужжать, лопотать, покаяться, а также такие выражения, как «упасть на кулак» (применение силы при допросе или задержании преступника со стороны офицера), «петь как соловей» (рассказывать все, перечислять соучастников и факты, которых не знали полицейские).

Не менее важным для работы опера или следователя является концепт «СЛАЖЕННАЯ РАБОТА» (совместная работа с другими подразделениями). Благодаря согласованным действиям сотрудников разных служб, подразделений и структур, деятельность по охране правопорядка становится более эффективной. Данный концепт представлен в профессиональном дискурсе целым рядом устных единиц: свои подсобят, гаишники помогут, опера прикроют, сработаем-

ся, постовые прихватили (задержали), облава, рейд, на соседней земле и другие.

Юмор и самоирония занимает одно из центральных мест в профессиональной коммуникации сотрудника полиции. Такой концепт как «РАБОТА» пополняется значительным количеством выражений и фразеологизмов, носящих ярко-выраженный ироничный характер. Вербализаторами данного концепта в профессиональном дискурсе сотрудников полиции являются следующие единицы: «поедем кататься» (выезд на место преступления), «матюгальник» молчит» (ехать без сирены), «пришел без ансамбля» (прийти с повинной самостоятельно), «заработать значок почетного мента» (аналогия с пионерской дружиной, когда значок являлся знаком отличия за хорошие дела), «халтурка» (простое дело) и т. д.

Ярким средством вербализации данного концепта являются устойчивые выражения, характерные для данной профессиональной среды: «преступники на месте не сидят», «сколько дадут — все твое», «трое в нападении, один в защите» (схема задержания преступника, по аналогии со спортивной игрой), «моя милиция меня стережет» (следить за преступником из засады), «цирк приехал» (задержание преступника с группой ОМОНа), «старый труп лучше новых двух» и др.

Проведенный анализ ключевых концептов, представленных в профессиональном дискурсе работников правоохранительных органов, позволяет судить не только о структуре соответствующей деятельности, но и об особенностях профессионально-группового мышления, поведения и взаимодействия представителей данного социума.

Список литературы

1. Блакар, Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. С. 88-120.

2. Босова, Л. М. Соотношение семантических и смысловых полей качественных прилагательных: психолингвистический аспект : дис. ... д-ра филол. наук. Барнаул, 1998.

3. Вежбицка, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

4. Голованова, Е. И. Введение в когнитивное терминоведение. М., 2011.

5. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.