УДК 373.3
ББК 74.268.1 е.А. Ермакова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция» в рамках компе-тентностного подхода; уточняются компетенции функционально грамотной языковой личности младшего школьника, дается характеристика качеств личности для каждой компетенции.
Ключевые слова: функционально грамотная языковая личность, компетентностный подход, компетенция, компетентность, компетенции функционально грамотной языковой личности младшего школьника.
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится понятие «функционально грамотная языковая личность». Под функционально грамотной языковой личностью нами понимается разносторонне компе-тентностный человек, владеющий устной и письменной речью на таком функционально грамотном уровне, который позволяет ему эффективно действовать в коммуникативных ситуациях, возникающих в различных сферах жизнедеятельности. Формирование функционально грамотной языковой личности может быть осуществлено на основе компетентностного подхода.
Компетентностным называют подход, при котором результаты образования оказываются востребованными, значимыми и за пределами системы образования, когда человек способен конструктивно разрешать проблемные ситуации, возникающие в жизни.
При компетентностном подходе главным является не усвоение готовых знаний, умений и навыков, а создание условий, способствующих активному участию школьников в образовательном процессе, формированию личности, адаптации к условиям быстро меняющегося информационно и коммуникативно насыщенного окружающего мира. Компетентностный подход призван усилить связь теории и практики, ориентируя задачи образования относительно
подготовки к жизни. Важной задачей-результатом при этом является дальнейшее самообразование и самосовершенствование человека в течение всей жизни. При таком подходе знание становится личностным и представляет собой «не только использование усвоенного, прочитанного в качестве некоторой «ценности», но знание в смысле его участия в своей жизни» [1]. Знания здесь выступают не целью обучения, а основой адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире.
Таким образом, компетентностный подход, не отрицая накопления знаний, ориентирует современное образование на применение проблемно-исследовательских технологий, деятельностного подхода, акцентирует внимание на личностно-ориентированном обучении.
Несмотря на всплеск внимания современного ученого мира компетентност-ный подход совсем не нов в образовании. Идея обучения на основе обобщенных способов действия принадлежит таким отечественным педагогам и психологам, как В.В. Давыдов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Г.П. Щедро-вицкий и др. Компетентностный подход разрабатывается такими исследователями, как А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А.Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.
Основными понятиями здесь являются понятия «компетентность» и «компетенция». Данные понятия, достаточно новые
в образовании, сначала применялись как синонимы, однако сегодня предлагается их различать. Так, А.В. Хуторской разделяет понятия «компетенция» и «компетентность» по принципу общего и индивидуального. По А.В. Хуторскому, «компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [4].
Компетенцию в педагогике связывают с конечным результатом образования и определяют как способность использовать знания, умения и опыт для достижения результата в конкретной сфере деятельности. Другими словами, это умение человека результативно действовать в нестандартных ситуациях.
Компетентность же определяется как интегральное качество личности, обладающей совокупностью знаний, умений и навыков, позволяющей эффективно действовать в сфере своей деятельности и в жизни, проявлять осведомленность, глубокое знание дела.
На наш взгляд, компетентность - уровень компетенции, который позволяет не просто знать, но и успешно действовать. Компетентность здесь выступает результатом личностного и профессионального самосовершенствования. Анализируя психолого-педагогическую литературу отметим, что понятие компетентности применяется по отношению к человеку, а понятие компетенции - по отношению к образовательному процессу. Таким образом, по нашему мнению, на основе развития компетенций будет формироваться компетентность учащегося.
А.В. Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: ключевые, общепредметные, предметные.
Ключевые компетенции были определены уже в 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», проведенном Советом Европы. Уже тогда были определены пять ключевых компетенций: политические и социальные (способность быть ответственным, принимать совместные решения, использовать ненасильственные методы решения проблем); компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (уважение других, цивилизованное взаимодействие с людьми других культур, языков, религий); компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением; информационные компетенции; способность учиться на протяжении всей жизни [2].
К предметным компетенциям обычно относят узконаправленные умения, связанные с овладением конкретными знаниями, умениями, навыками: лингвистические, математические, естественнонаучные и др.
А.В. Хуторской вводит понятие образовательной компетенции как совокупности смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности школьника по отношению к определенному кругу объектов реальности. Ученый выделяет семь общеобразовательных компетенций: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования [4]. Данные компетенции мы связываем с общепредметными, или как их еще называют, общеучебными компетенциями (умениями).
В рамках понятия функционально грамотной языковой личности младшего школьника в область нашего внимания попадают такие образовательные компетенции, как:
• ценностно-смысловая, связаннная с ценностными ориентирами учащихся, с их умениями выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения;
• общекультурная компетенция, включающая осведомленность об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека, отдельных народов, опыт освоения научной картины мира;
• учебно-познавательная компетенция, связанная с умениями учащихся организовывать и действовать в самостоятельной познавательной деятельности (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка);
• информационная компетенция, предполагающая умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, преобразовывать, передавать, ориентироваться в ней;
• коммуникативная компетенция, включающая знания в области коммуникативных дисциплин (конфликтологии, риторики, культуры речи и др.). Понятие коммуникативной компетенции рассматривают и в методике преподавания русского языка, где выделяют также языковую, лингвистическую (языковедческую), речевую, правописную компетенции. Под коммуникативной компетенцией понимают «способность учащихся решать средствами языка актуальные для них задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащихся пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения» [5, с. 109].
Составной частью коммуникативной компетенции является речевая компетенция, которая представляет собой владение «способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи» [5, с. 275].
Языковая и лингвистическая компетенции - два очень близких понятия. Так, языковую компетенцию определяют как «владение системой сведений об изучаемом языке по его уровням: фонем-
ном, морфемном, лексическом и т. д.» [5, с. 391]. Также языковую компетенцию принимают за осведомленность школьников в вопросах речи, связанную с отбором языковых средств для порождения высказывания.
Языковая компетенция, по Н. Хомско-му, означает способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых знаков и правил их соединения [3]. В других исследованиях «языковая компетенция - способность учащегося конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами русского языка, и использовать их в том значении, в котором они употребляются носителями языка в изолированной позиции» [2].
К лингвистической (языковедческой) компетенции государственный образовательный стандарт относит знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; владение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов. Е.А. Быстрова, В.В. Гадалова, М.Н. Шанский и др. в понятие «лингвистическая компетенция» включают также овладение методами лингвистического анализа, учебно-языковыми умениями, связанными с анализом, синтезом, классификацией, моделированием и др. мыслительными операциями с единицами языка. Таким образом, подчеркивается необходимость развития теоретического мышления у учащихся.
Правописная компетенция мыслится как знание и владение учащимся системой орфографических и пунктуационных правил, обеспечивающих уровень
относительной орфографической и пунктуационной грамотности.
В методике преподавания русского языка основой языкового образования является лингвистическая компетенция. Впервые лингвистическая компетенция как одна из целей обучения русскому языку была введена и обоснована академиком Н.М. Шанским в 60-е годы XX века в связи с обновлением школьного образования. Его единомышленниками в данной точке зрения стали: М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. По их мнению, именно лингвистическая компетенция является основой внутреннего интеллектуального развития школьника, языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенциями, важнейшим условием овладения когнитивной и речевой деятельностями, осознания школьниками собственного речевого опыта и необходимости совершенствования речи, формирования языковой личности и субъекта учения. С другой стороны, именно лингвистическая компетенция обеспечивает всестороннее изучение родного языка.
Поскольку функционально грамотная языковая личность должна владеть устной и письменной речью, то она должна владеть нормами родного языка, т. е. быть лингвистически компетентной. Таким образом, формирование лингвистической компетенции является одним из важных и необходимых условий формирования функционально грамотной языковой личности.
Библиографический список
1. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. -Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1998. - 51 с.
2. Пороговый уровень. Русский язык. Т. 1 - Повседневное общение. Т. 2 -Профессиональное общение. Страсбург, Совет Европы Пресс, 1996.
3. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. - М., 1992.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. -Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
5. Щукин А.Н. Лингводидактический словарь. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007. - 746 с.