Научная статья на тему 'Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника'

Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / FUNCTIONALLY COMPETENT LANGUAGE IDENTITY OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT / PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF IDENTITY OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ермакова Елена Александровна

В статье представлена педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника, описаны составляющие данной модели: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный блоки и мотивационная, личностно ориентированная, корректирующая и рефлексирующая функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of formation of functionally competent language identity of the younger school student

The Pedagogical model of formation of functionally competent language identity of the younger school student is presented in article, are described making this model: target, substantial, procedural, estimated and productive blocks and the motivational, personally focused, correcting and reflexing functions.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника»

УДК 79.013 ББК 682

Ермакова Елена Александровна

аспирант

кафедра русского языка, литературы и методики преподавания русского языка

и литературы

Челябинский государственный педагогический университет

Г. Челябинск Ermakova Elena Aleksandrovna Post-graduate

chair of Russian, literature and technique of teaching of Russian and literature Chelyabinsk state pedagogical university Chelyabinsk ahfywbz5@mail.ru

Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника

Pedagogical model of formation of functionally competent language identity of

the younger school student

В статье представлена педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника, описаны составляющие данной модели: целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-

результативный блоки и мотивационная, личностно ориентированная, корректирующая и рефлексирующая функции.

The Pedagogical model of formation of functionally competent language identity of the younger school student is presented in article, are described making this model: target, substantial, procedural, estimated and productive blocks and the motivational, personally focused, correcting and reflexing functions.

Ключевые слова: функционально грамотная языковая личность младшего школьника, педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника.

Key words: functionally competent language identity of the younger school student, Pedagogical model of formation of functionally competent language identity of the younger school student.

На данном этапе развития образования осуществляется переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который предъявляет особые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. При этом

особое значение придается языковому образованию, ориентированному на «формирование первоначальных представлений... о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения» [6, с.9].

В связи с этим становится актуальной проблема становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника, под которой мы понимаем носителя языка, воспринимающего его как эстетическую и культурную ценность, обладающего развитой (грамотной) устной и письменной речью на таком оптимальном уровне, который обеспечивает полноценную социализацию в современном мире; способного работать с вербальной и невербальной информацией; умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания; умеющего оценивать, контролировать, анализировать и совершенствовать свою речевую деятельность.

Теоретическое осмысление проблемы становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника определило необходимость проектирования модели становления данной личности. На наш взгляд, становление функционально грамотной языковой личности будет происходить при следующих условиях:

— формирование языковой компетенции, состоящей из лингвистической и коммуникативной;

— развитие умения учащимися младших классов выстраивать диалог культур, позволяющий вести разговор со сверстниками и взрослыми;

— формирование умения реализовать самоконтроль и самооценку, проявить способность к рефлексии в процессе употребления языковых норм и правил.

При создании модели становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника мы опирались на положения компетентностно-го, личностно ориентированного, лингводидактического и коммуникативно

ориентированного подходов, которые отвечают требованиям современного образования и задают цели, содержание, методы и формы организации учебновоспитательного процесса на уроках русского языка.

Компетентностный подход разрабатывается такими исследователями, как А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Дж. Равен, А.В. Хуторской и др. Компе-тентностным называют такой подход, при котором результаты образования оказываются востребованными, значимыми и за пределами системы образования, когда человек способен конструктивно разрешать проблемные ситуации, возникающие в жизни. В нашем исследовании данный подход явился основой при определении цели и результата проектирования модели становления функционально грамотной языковой личности.

Исследование лингводидактического подхода мы находим в трудах Г.И. Богина, Л.И. Божович, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Л.Ф. Миньяра-Белоручева, Н.М. Шанского и др. Данный подход является одним из способов описания языковой личности. В центре внимания находится индивид как совокупность речевых способностей. На основе лингводидактического подхода нами был разработан содержательный блок, включающий в себя все разделы науки о языке, изучающиеся в начальной школе.

Актуальным в образовании является и личностно ориентированный подход, который связан с такими именами, как Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, Л.В. Трубайчук, И.С. Якиманская и др. [4] Данный подход предполагает максимальную ориентацию на личность обучаемого, его реальные потребности и мотивы. Личностно ориентированный подход соотносят с более общим личностно деятельностным подходом, поскольку личность выступает субъектом деятельности, которая в свою очередь наряду с действием других факторов, например общением, определяет его личностное развитие. Личностно ориентированный подход в нашем исследовании связан с содержательным, процессуальным и результативным блоками нашей модели становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника.

В структуре данной модели (рис. 1) можно выделить следующие блоки, выполняющие определенную функцию:

— мотивационно-целевой блок включает цель, определенную на основе социального заказа общества;

— содержательный блок определяет содержательную основу языкового образования в рамках становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника;

— процессуальный содержит методы, формы и средства, эффективные для становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника;

— оценочно-результативный отражает результат и его анализ.

Подробно рассмотрим каждый блок в структуре предложенной модели. Рассмотрим мотивационно-целевой блок. Основным системообразующим компонентом любой системы является цель. Именно на нее ориентируются все остальные компоненты. Цель данной системы - становление функционально грамотной языковой личности младших школьников. О становлении данной личности можно говорить только по окончании основного общего образования. Однако фундамент для становления функционально грамотной языковой личности закладывается уже в начальной школе путем развития лингвистической, коммуникативной компетенций, а также регулятивной компетенции, включающей в себя действия, направленные на самооценку, самоконтроль, рефлексию.

Содержательный блок определяет содержательную основу языкового образования в рамках становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника. Важной компетенцией такой личности мы определили лингвистическую, на основе которой будет формироваться коммуникативная. Лингвистическая компетенция включает в себя знания о языке, его устройстве, функционировании, владение грамматическими нормами и т.д. Это предполагает изучение всех разделов русского языка: фонетики, лексики, морфоло-

гии, словообразования, синтаксиса, орфографии. Также в содержательный блок нашей модели мы включили такой раздел, как «Развитие речи».

Остановимся на процессуальном блоке, который включает в себя те формы, методы и средства, которые будут способствовать становлению функционально грамотной языковой личности младшего школьника. На основе анализа учебно-методической литературы [1, 3, 4] мы составили таблицу, в которой подобрали наиболее эффективные, на наш взгляд, методы, формы и средства обучения для каждого содержательного элемента при решении проблемы становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника (Таблица 1).

Таблица 1 - Методы, формы и средства становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника

Методы обучения Фо] рмы Средства обучения

обучения организации

Лингвистическая компетенция Познавательная игра, методы проблемного изложения, проблемнопоисковые практические работы Индивидуальная самостоятельная Лингвистический турнир, лингвистический бой, лингвистическое исследование, творческая мастерская, викторина, конкурс Учебнодидактический материал, словари, наглядный материал, знание, речь, текст, лингвистические задачи, ин-формацион-ные технологии

Коммуникативная компетенция Проблемные и эвристические беседы, создание ситуаций познавательного спора Парная Групповая Коллективная Диалог, дискуссия, интервью, ролевые игры Речь, речевые ситуации

Регулятивная компетенция Самопроверка, взаимопроверка групповая и коллективная рефлексия, Парная Индивидуальная самостоятельная Различные виды организационных форм Языковой портфель, тестовый материал

Под оценочно-результативным блоком понимаем идеализированный результат, к которому мы стремимся в процессе моделирования и с помощью которого, мы будем анализировать, оценивать и корректировать процесс становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника.

51

Рассмотрим функциональную составляющую модели становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника на уроках русского языка.

Мотивационная функция позволяет не только осознать цели и задачи каждым участником процесса обучения, но и обеспечивает мотивацию учащихся. При этом цель каждого урока выстраивается не с позиции учителя, а с позиции ученика, определяя смысл его обучения.

Личностно-ориентированная функция связана с личностно ориентированным подходом и ставит в центр обучения личность ученика, его интересы, мотивы, цели, неповторимый психологический склад. Ученик при этом становится не объектом, а субъектом процесса обучения.

Корректирующая функция позволяет выбирать формы, методы и средства организации процесса обучения в зависимости от целей и задач урока русского языка; корректирует и направляет деятельность участников процесса с целью эффективного становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника; способствует осознанию затруднений при изучении русского языка младшими школьниками.

Рефлексирующая функция обеспечивает контроль и анализ эффективности педагогических условий становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника; определяет результат данной модели - становление функционально грамотно языковой личности младшего школьника.

Цель: формирование функционально грамотной языковой личности младшего школьника

Лингвистиче- Коммуника- Действия, на-

ская компе- тивная ком- правленные на

тенция петенция самоконтроль, самооценку, рефлексию

3

и

и

о

к

а

а

м

К

н

о

Е

-ЗГЕ-

и о ц ю з К 3 И

кЛ

5 Й й

6 о>

о

О

Фонетика

Орфография

Морфология

Словообразо-

вание

Лексика

Синтаксис

Развитие речи

к

н

и

<1>

к

&

0

1

о

и

н

о

о

и

и1

к

ч

к

&

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

и

>

к

ей

и

и

ей

ра

С

р

и о ц ю з К 3 И

кЛ

кУ

о

о

<1>

а

о

&

С

Формы

I

I

Технология формирования

2^

Урок-игра, со- Парная Методы: Средства:

ревнование, Групповая Проблемный Материальные

лингвистиче- Коллективная Методы сти- (учебники,

ское исследование, творче- Самостоятель- мулирования и словари и т.д.)

ская мастер- ная мотивации Идеальные

ская, практи- Методы кон- (знание, речь,

кум, учебный троля и само- текст и т.д.)

диалог и т.д. контроля

а

и

и

3

В

2

&

к

Й

о>

&

&

о

зК

3

И

м

К

Й 5 ^ £ со р

^ »5 &10 ■

о

и

и1

о

и

<1>

а

О

Богатый словарный запас; умение грамматически верно строить предложения и тексты, владение лингвистическими знаниями и умениями

Умение аргументировать свою позицию, принимать существование других позиций, адекватно использовать средства языка, учитывать ситуацию общения, сотрудничать

Умение самостоятельно найти, исправить, объяснить свои ошибки, контролировать

свои действия, результаты, возможности,

анализировать свою деятельность

Результат: становление функционально грамотной языковой личности младшего школьника

к

а

и

и

в

2

&

к

о

И

<1>

ц

<1>

Рч

Рис. 1 Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника

Библиографический список

1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр <Академия>, 2001. - 368 с.

2. Никитина, Е.Ю., Тарасенко, Е.В. Вопрос о детской языковой картине мира / Е. Ю. Никитина, Е.В. Тарасенко // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. - 2009. - № 5. -С. 113-121.

3. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др; под ред. Е.А. Быстровой. - М: Дрофа. - 2004. - 240 с.

4. Репкин, В.В. Развивающее обучение. Теория и практика [Текст] / В.В. Репкин. - Томск: Пеленг, 1997.-96с.

5. Трубайчук, Л.В. Личностно ориентированное обучение: Учебное занятие: поиск, инновации, перспективы: научно-методический сборник / Л.В. Трубайчук. - Челябинск: ИИУМЦ «образование», 2007. - № 2(4). - С. 4649

6. Федеральный закон: Выпуск 15(90). Об образовании. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 55с.

Bibliography

1 . Technique of teaching of Russian at school: The textbook for the student. высш. пед. studies. institutions/M. T.Baranov, N.A.Ippolitova, T.A.Ladyzhenskaya, In the masculine Lviv; Under the editorship of Baranov. - M: Publishing center

akademiya », 2001. - 368 pages.

2. Nikitina, E.Y., Tarasenko, E.V. The question of children’s linguistic picture of the world / E.Y. Nikitina, E.V. Tarasenko / / Bulletin Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - № 5. - S. 113-121.

3 . Training in Russian at school: studies. grant for students of pedagogical higher education institutions / E.A. Bystrov, S.I.Lvova, V.I.Kapinos and B’day; under the editorship of E.A.Bystrova. - М: Bustard. - 2004 . - 240 pages.

4 . Repkin, Century of Century. Developing training. Theory and practice of [Text] / Century of V. Repkin. - Tomsk: Bearing, 1997. - 96с.

5 . Trubaychuk, L.V.Lichnostno the focused training: Educational occupation: search, innovations, prospects: scientific and methodical collection / L.V. Trubaychuk. - Chelyabinsk: IIUMTs "Education", 2007. - No. 2(4). - Page 46-49

6 . Federal law: Release 15(90). About education. - M: INFRA-M, 2003. -

55с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.