Научная статья на тему 'Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании преподавателей «Православной культуры»'

Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании преподавателей «Православной культуры» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ «ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TEACHERS OF «ORTHODOX CULTURAL STUDIES» / MODERNIZATION OF EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / KEY AND SUBJECT COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

Основой формирования ключевых и предметных компетенций является мировоззрение и самостановление учителей «православной культуры». В их подготовке приоритетным является не столько знакомство с внешне-обрядовой и общекультурной традицией Православия (что, конечно, является свидетельством их осведомленности в предмете), но прежде всего формирование навыков самоанализа как условия критического мышления и определения личной смысловой ориентации в предмете. Этой цели служат проверочные работы и итоговый творческий проект. В статье приводится мониторинг состояния курсовой подготовки учителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Реальная практика проведения курсов повышения квалификации среди учителей «православной культуры и духовно-нравственного воспитания» показывает, что формирование ключевых и предметных компетенции опирается на личный свободный и осознанный мировоззренческий выбор, который является фактором самосознания и духовного самостановления педагогов. 1 См., например: Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс]. URL: 12.htm; Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. М., 2007; Ковалева Т. М. Школьные умения и ключевые компетентности: что общего и в чем различие. [Электронный ресурс]. URL: library?file=590; Фрумин И. Д. Компетеностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетенции». Красноярск, 2002; Серякова С. Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 32-35; Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20-26; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key and Subject Competences in the World Outlook and Self-actualization of «Orthodox Cultural Studies» Teachers

The basis for key and subject competences is the world view and self-actualization of «Orthodox cultural studies» teachers. In their training the priority is not so much the study of Orthodox rites and cultural traditions (which, of course, forms the basis of their proficiency) as it is developing the skills of self-analysis as a condition for critical thinking and personal approach to the subject. This is evaluated through tests and final creative project. The article adduces course training monitoring of Yamal-Nenets Autonomous Area teachers. The practice of extension courses for «Orthodox cultural studies and spiritual-moral development» teachers demonstrates that formation of key and subject competences depends upon personal free and conscious choice of values, a factor in spiritual self-actualization of teachers.

Текст научной работы на тему «Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании преподавателей «Православной культуры»»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 7-12

Ключевые и предметные компетенции

В МИРОВОЗЗРЕНИИ И САМОСОЗНАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ «ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

О. В. Розина

Основой формирования ключевых и предметных компетенций является мировоззрение и самостановление учителей «православной культуры». В их подготовке приоритетным является не столько знакомство с внешне-обрядовой и общекультурной традицией Православия (что, конечно, является свидетельством их осведомленности в предмете), но прежде всего — формирование навыков самоанализа как условия критического мышления и определения личной смысловой ориентации в предмете. Этой цели служат проверочные работы и итоговый творческий проект. В статье приводится мониторинг состояния курсовой подготовки учителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Реальная практика проведения курсов повышения квалификации среди учителей «православной культуры и духовно-нравственного воспитания» показывает, что формирование ключевых и предметных компетенции опирается на личный свободный и осознанный мировоззренческий выбор, который является фактором самосознания и духовного самоста-новления педагогов.

Одним из направлений модернизации содержания общего образования является компетентностный подход, при котором результатом образования является не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, в том числе при принятии тех или иных нравственных решений. Изучению его сущности, содержания и перспектив использования посвящены многочисленные исследования1. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредмет-

1 См., например: Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm; Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. М., 2007; Ковалева Т. М. Школьные умения и ключевые компетентности: что общего и в чем различие. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ippd.ru/resources/ library?file=590; Фрумин И. Д. Компетеностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетенции». Красноярск, 2002; Серякова С. Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. 2004. № 1. С. 32—35; Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20—26; и др.

ное (для цикла предметов) и предметное выстраивается трехуровневая иерархия компетенций — ключевые, общепредметные и предметные компетенции.

Ключевые компетенции в образовании определяют его общее содержание. Это тот круг понятий, проблем и вопросов, в которых учитель не просто осведомлен, но которые проверены его жизненным и профессиональным опытом. Ключевые компетенции играют системно-практическую роль, так как помогают выстроить образовательный процесс в определенной иерархической последовательности. Вместе с тем, сам их перечень не является единым, так как отражает совокупность мировоззренческих взглядов участников образовательного процесса на характер и содержание образования. Поэтому следует говорить о ценностно-смысловом аспекте ключевых компетенций как о ведущем в определении их содержания и направленности развития.

Предметные компетенции формируются в рамках определенного предмета (в данном случае — «православная культура») и имеют конкретное описание. Однако в иерархии компетенций они занимают соподчиненное ключевым положение.

В подготовке учителя к преподаванию «православной культуры»2 приоритетным является не столько его знакомство с внешне-обрядовой и общекультурной традицией Православия (что, конечно, является свидетельством его осведомленности в предмете), но прежде всего — формирование навыков самоанализа как условия критического мышления и определения личной смысловой ориентации в предмете3. Владение способами самоопредения в условиях нравственного выбора на основе собственной мировоззренческой позиции делает такой выбор реально свободным и ответственным. Но для этого выбора недостаточно только знаний, умений и навыков, а необходимы самоанализ и рефлексия. В связи с этим важное значение на курсах повышения квалификации (основная форма получения знаний о предмете учителями «православной культуры») имеют диалоговые беседы, контрольные задания и творческая итоговая работа (проект).

Непременным условием беседы, позволяющей решать проблемы конструктивного диалога, является не только ее дискуссионный характер, но и возможность любому слушателю курсов включиться в нее, что достигается уважительным отношением к мнению другого. Именно такой подход позволяет реализовать одну из ключевых компетенций — ценностно-смысловую, направленную на формирование цельного мировоззрения и ценностной ориентации учителя, его умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, что обеспечивает механизм самоопределения по отношению к ценностям и традициям православной культуры. Важным условием формирования этого вида

2 Термин «православная культура» здесь и далее взят в кавычки, так как он носит условный характер и объединяет учебные дисциплины с различными названиями, но имеющие единое догматическое основание — восточно-христианское, святоотеческое понимание христианской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры, а также связанные с духовно-нравственным (православным) воспитанием.

3 См. подробнее: Попков В. А. Критический стиль мышления в профессиональном само-становлении преподавателя высшей школы. Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2002; Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-метод. пособие. Киев, 2002; и др.

О. В. Розина. Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании...

компетенций является понимание того, как общие знания о православной культуре в исторической перспективе применимы в настоящее время к конкретной жизненной ситуации. Для этой цели используются различные реальные примеры нравственного выбора наших современников и героев недавнего прошлого. Итогом является проверочное задание, выполняемое слушателями на следующем занятии. На наш взгляд, наиболее подходит для этого по форме эссе — краткое творческое сочинение на заданную тему, так как именно такой вид работы позволяет выразить индивидуальные впечатления и размышления, заведомо не претендующие на определяющую и исчерпывающую ее трактовку, что создает возможность для дальнейшего рассуждения и анализа.

Творческая итоговая работа (проект) представляет собой самостоятельную (авторскую) разработку урока или внеклассного воспитательного мероприятия с описанием и анализом методических приемов и средств, используемых при их проведении. Научно-методическими требованиям к творческому проекту являются: практическая значимость для педагогической учебно-воспитательной работы; научность и образность изложения; наличие конкретных примеров отражения проблематики проекта в отечественной культуре и истории. Его разработка и защита является серьезным показателем формирования профессиональной компетентности учителя «православной культуры», так не только дает представление о характере и содержании усвоенных знаний, но и показывает возможности конкретного преподавателя в их использовании на практике.

На курсах повышения квалификации по предмету «православная культура и духовно-нравственное воспитание», проводимых в различных регионах по нашим программам, педагоги заполняют анкеты, позволяющие осуществить мониторинг и корректировку содержания данных программ в зависимости от исходного уровня профессиональной компетентности слушателей.

В рамках данной статьи обратимся к опыту проведения курсов повышения квалификации лишь в одном регионе — Ямало-Ненецком автономном округе. Курсы объемом 72 учебных часа были организованы Региональным институтом развития образования (ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»). Они проходили в марте-апреле 2011 г. последовательно в трех муниципальных образованиях округа — городах Надыме (21 человек), Новом Уренгое (42 человека) и Ноябрьске (61 человек) для педагогов более 60 различных учебных заведений по нашей программе «Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”». На занятиях присутствовали не только местные учителя, но и приехавшие из различных поселков края — Пандоги, Заполярного, Лонгъюганска, Ныды, Правохеттинского, Ягельного, Коротчае-во, Лимбяяха, Ханымей, Пурпе, Вынгапуровский, а также городов Губкинский и Муравленко.

Ямало-Ненецкий автономный округ не вошел в состав экспериментальных регионов по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», но педагоги проявляли искренний интерес к новому предмету, обязательное введение которого предусмотрено в новых Федеральных образовательных стандартах к 2012 г. Этот интерес был самый разнообразный: начиная от выяснения особенностей и структуры новой предметной области,

кончая содержанием различных модулей и формами работы с родителями учащихся.

Особенностями данного региона являются многоконфессиональный состав населения и относительно молодой возраст муниципальных образований, возникновение которых связано с недавним комсомольским прошлым первопроходцев — газовщиков и нефтяников. Отсутствие традиций религиозного воспитания, приземленность жизненных приоритетов, отдаленность от общекультурных центров страны, суровые погодные условия — вот далеко не полный перечень факторов, обусловивших общий низкий уровень профессиональной компетентности учителей, готовившихся к преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики». Учителя, за крайне редким исключением, никогда специально не изучали основы православной, исламской, буддистской или иудейской культур, поэтому основное внимание было уделено ликвидации «духовной безграмотности». Контроль за освоением материала слушателями проходил в письменной форме: все учителя сдавали две работы. Первая — развернутый план проведения беседы (или классного часа) с родителями на тему введения нового учебного курса, вторая — более обширная — анализ модулей новой дисциплины.

Перед началом и в конце занятий в каждой из групп было проведено анонимное анкетирование. Анализ его результатов позволил сделать некоторые выводы о противоречивости позиции самих учителей.

С одной стороны, все респонденты смогли ясно и четко определить свою религиозную принадлежность, причем значительное число опрошенных считают себя православными христианами, меньшее — мусульманами, один назвал себя протестантом и один — принадлежащим к Армянской апостольской церкви. Учителей, давших неопределенный ответ или отрицающих свою религиозную идентичность (т. е. принадлежащих к атеистам), не было ни одного. Также никто не назвал себя буддистом или иудеем. Более того, все учителя полагают, что религия в их жизни занимает определенное место, а у 77% — «главное» и «значительное». Бог есть «несомненно», «скорее да» или «вероятно». Более 98% обращаются к Всевышнему в трудных жизненных ситуациях (а многие и в ежедневных молитвах), практически все в той или иной мере пытаются вести духовную практику, участвуя в богослужениях и соблюдая пост, очень многие знакомы со Священными книгами верующих людей (Библией, Кораном — правда, часто в детском варианте). Все респонденты, в зависимости от своей религиозной принадлежности, бывали или в православном храме, или в мусульманской мечети. Никто не считает, что знания о религии в светской школе преподавать не нужно, наоборот, отмечается важность таких знаний как с точки зрения нравственного воспитания, так и для повышения общекультурного уровня обучающихся.

С другой стороны, на вопрос: «Какой из 6 модулей Вы хотели бы преподавать?» — подавляющее большинство ответило: «светскую этику» или «основы мировых религий». Факт хотя и поразительный (учитывая личное неравнодушное отношение каждого учителя к религии и религиозной практике), но вполне объяснимый, причем интересна трансформация объяснений причин такого выбора.

О. В. Розина. Ключевые и предметные компетенции в мировоззрении и самосознании...

С идеей преподавать «мировые религии» многие расстались уже после первых лекций. Познакомившись с нормативно-правовыми документами курса «ОРКиСЭ» и его особенностями, связанными прежде всего с воспитательным характером самого предмета, все учителя отмечали невозможность решения воспитательных задач через модуль «мировых религий» как дающий лишь общеобразовательные знания о духовных поисках человечества, но не воспитывающих патриотов и граждан нашего Отечества. На этом этапе желание преподавать «основы светской этики» объяснялось «многоконфессиональностью класса», необходимостью «сохранения межрелигиозного согласия», важностью воспитания толерантности (понимаемой как установление равенства всех религий), непониманием родителями учащихся сути конфессиональных модулей и прочими подобными причинами, внешними по отношению к личности самого учителя.

После лекций по конфессиональным модулям (исламской, буддистской, иудейской и православной культуре), а также анализа школьного учебника по светской этике учителя сами сделали для себя вывод о том, что их выбор модуля для преподавания («основы светской этики») обусловлен не внешними вышеозначенными причинами, а их личной внутренней неготовностью преподавать «свой» конфессиональный модуль. Т. е., за редким исключением, ни педагоги, считающие себя православными христианами, ни те, кто считает себя мусульманами, не готовы донести до детей основы той культуры, к которой сами себя относят, так как они ее фактически не знают, а причисляют себя к ней «по традиции». Поэтому выбор для преподавания «основ светской этики» — это лишь попытка найти лично для себя легкий путь решения главной проблемы — необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

То, что приходится преподавать детям предмет, азы которого даже не проходили в вузе или колледже, — это не вина нашего учительства, а его беда. С этой проблемой нам приходится сталкиваться в каждом регионе, и выход из нее только один — осознание самими учителями важности профессионального самообразования и духовного возрастания.

Поэтому и на курсах, проведенных в Ямало-Ненецком автономном округе, особое внимание уделялось повышению профессиональной компетентности учителей в области религиоведения, методологии научного познания мира, методике формирования мировоззрения учащихся, а также оказанию реальной помощи в познании той культурной традиции, к которой они сами себя относят, — мусульманской или православной. С большим интересом прошли тематические учебные занятия по православной архитектуре и иконописи с посещением Свято-Никольского храма в Надыме и храма во имя Архистратига Михаила в Ноябрьске.

Таким образом, реальная практика проведения курсов повышения квалификации среди учителей «православной культуры и духовно-нравственного воспитания» показывает, что формирование ключевых и предметных компетенций опирается на личный свободный и осознанный мировоззренческий выбор, который является фактором самосознания и духовного самостановления педагогов.

Ключевые слова: преподаватели «православной культуры», модернизация образования, компетентностный подход, ключевые и предметные компетенции.

Key and Subject Competences in the World Outlook and Self-actualization of «Orthodox Cultural Studies» Teachers

Olga V. Rozina

The basis for key and subject competences is the world view and self-actualization of «Orthodox cultural studies» teachers. In their training the priority is not so much the study of Orthodox rites and cultural traditions (which, of course, forms the basis of their proficiency) — as it is developing the skills of self-analysis as a condition for critical thinking and personal approach to the subject. This is evaluated through tests and final creative project. The article adduces course training monitoring of Yamal-Nenets Autonomous Area teachers. The practice of extension courses for «Orthodox cultural studies and spiritual-moral development» teachers demonstrates that formation of key and subject competences depends upon personal free and conscious choice of values, a factor in spiritual self-actualization of teachers.

Keywords: teachers of «Orthodox cultural studies», modernization of education, competence approach, key and subject competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.