Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА ДОЛИ ИМПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮ- ЩЕЙ В ДОХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ'

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА ДОЛИ ИМПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮ- ЩЕЙ В ДОХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НАЛОГИ / СТАВКА ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоренко Константин Петрович

В статье анализируются ключевые факторы, определяющие на протяжении 2014-2020 гг. устойчивую тенденцию роста доли импортной составляющей в доходах федерального бюджета, администрируемых ФТС России. Автором отмечается влияние внедрения технологий электронной таможни на поступление доходов от импорта в федеральный бюджет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY FACTORS DETERMINING THE GROWTH OF THE SHARE OF THE IMPORT COMPONENTIN THE FEDERAL BUDGET REVENUES ADMINISTRATED BY THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE

The article analyzes the key factors that determine during the period 2014-2020 a steady upward trend in the share of the import component in federal budget revenues administered by the Federal Customs Service of Russia. The author notes the impact of the in- troduction of e-customs technologies on the flow of income from imports to the federal budget

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА ДОЛИ ИМПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮ- ЩЕЙ В ДОХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

S

0 X X

W

S

S

w S

1

w

£

С

^

S t* S

я

S I

2S

о

УДК 339.543

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА ДОЛИ ИМПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ДОХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Федоренко Константин Петрович

Сибирский государственный университет путей сообщения, заведующий кафедрой «Таможенное дело», канд. экон. наук, доцент, e-mail: cfedorenko810@gmail.com

В статье анализируются ключевые факторы, определяющие на протяжении 2014-2020 гг. устойчивую тенденцию роста доли импортной составляющей в доходах федерального бюджета, администрируемых ФТСРоссии. Автором отмечается влияние внедрения технологий электронной таможни на поступление доходов от импорта в федеральный бюджет

Ключевые слова: федеральный бюджет; экспорт; импорт; таможенные пошлины; налоги; ставка ввозной таможенной пошлины; электронная таможня

KEY FACTORS DETERMINING THE GROWTH OF THE SHARE OF THE IMPORT COMPONENT IN THE FEDERAL BUDGET REVENUES ADMINISTRATED BY THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Fedorenko Konstantin P.

Siberian State University of Railways, Novosibirsk, Head of the Department of Customs, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, e-mail: cfedorenko810@gmail.com

The article analyzes the key factors that determine during the period 2014-2020 a steady upward trend in the share of the import component in federal budget revenues administered by the Federal Customs Service of Russia. The author notes the impact of the introduction of e-customs technologies on the flow of income from imports to the federal budget

Keywords: federal budget; exports; imports; customs duties; taxes; import customs duty rate; electronic customs

Для цитирования: Федоренко К.П. Ключевые факторы роста доли импортной составляющей в доходах федерального бюджета, администрируемых Федеральной таможенной службой // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2021. №3 (79). С. 56-65.

В условиях заданного Правительством Российской Федерации курса на цифровизацию отечественной экономики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с переходом таможенной службы к системе электронных таможен, призванных, в том числе, повысить собираемость таможенных платежей. При этом особое значение имеет решение такого вопроса, как собираемость таможенных платежей при импорте товаров.

Обращаясь к таможенной статистике, публикуемой Федеральной таможенной службой (ФТС России), в том числе и в ежегодных сборниках «Таможенная служба Российской Федерации» [1], можно отметить, что в период 2013-2015 гг. суммы таможенных пошлин и налогов, взимаемых ФТС России при импорте товаров, постепенно уменьшались. Так, если в 2012 г. сумма таможенных пошлин, налогов при импорте составляла 2 310,3 млрд руб., то в 2013 г. она была равна 2 260,2 млрд руб., а в 2015 г. опустилась до 184,0 млрд руб. Данная тенденция может быть вполне объяснима падением импорта Российской Федерации с 312,5 млрд долл. США в 2012 г. до 184,5 млрд долл. США в 2015 г. К слову, внешнеторговый оборот РФ в целом тоже снижался с 837,2 млрд долл. США в 2012 г. до 530,4 млрд долл. США в 2015 г. Резкое падение произошло именно в 2015 г. , в 2014 году внешнеторговый оборот РФ составлял 793,5 млрд долл. США. Такое существенное сниже-

ние торгового оборота было связано, главным образом, с введением экономических санкций со стороны США, ЕС и их союзников, а также ответной реакцией России.

Из отчета ФТС России, размещенном в ежегоднике «Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году», известно, что с 1 января 2014 г. в РФ электронное таможенное декларирование товаров стало обязательным [1]. И на фоне резкого падения импорта РФ в 2015 г. данная мера позволила удержать суммы таможенных пошлин, налогов, взимаемых при импорте и направляемых в федеральный бюджет России, на уровне, близком к показателям 2014 г. [2].

По мнению автора настоящей статьи, представляется небезынтересным проследить, как в дальнейшем складывалась ситуация с взиманием таможенных пошлин, налогов при импорте товаров, есть ли здесь заметные изменения, а если есть, то какими ключевыми факторами они обусловлены. При этом отправной точкой исследования автор будет считать 2014 г., в связи с полномасштабным переходом таможенной службы РФ к электронному таможенному декларированию.

Уточнним, что ФТС России в своих отчетах по таможенным платежам, перечисляемым в доходную часть федерального бюджета РФ, к экспортной составляющей относит вывозные таможенные пошлины, к импортной составляющей - ввозные

таможенные пошлины, налоги. К налогам относятся акциз и налог на добавленную стоимость (НДС), взимаемые таможенными органами РФ при ввозе товаров на территорию РФ из стран дальнего зарубежья.

Динамика доли импортной составляющей в сопоставлении с долей экспортной составляющей отражена на рис. 1.

Как видно из диаграммы, имеет место устой-

чивая тенденция: рост доли импортной составляющей в доходах федерального бюджета на фоне падения доли экспортной составляющей.

Такое положение дел можно объяснить, например, тем, что импорт РФ растет, а экспорт падает. Однако, апеллируя к таможенной статистике [1], обращает на себя внимание то, что импорт и экспорт за анализируемый период увеличиваются, либо уменьшаются одновременно (рис. 2).

Рис. 1. Доли импортной и экспортной составляющих в доходах федерального бюджета РФ, администрируемых ФТС России, 2014-2020 гг., % (составлено автором по данным [1])

Рис. 2. Внешнеторговый оборот РФ за период 2014-2020 гг. (составлено автором по данным [1])

Можно предположить, что одна из причин положительной динамики доли импортной составляющей, обусловленной отрицательной динамикой доли экспортной составляющей, заключается в следующем: поскольку основным доходом федерального бюджета от экспорта является вывозная таможенная пошлина, взимаемая при экспорте нефти сырой, а ставка данной пошлины напрямую зависит от мировой цены на нефть сырую (табл. 2), следовательно, в случае если эта цена падает, падает и сумма вывозной таможенной пошлины, даже несмотря на то, что физические объемы экспорта нефти могут не уменьшаться.

В РФ ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливаются, как известно, Министерством экономического развития в соответствии со ст. 3.1 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 26.02.2013 № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти...», от 26.02.2013 № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском).» и от 29.03.2013 № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую

Таблица1

Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых ФТС России, в доход федерального бюджета за период 2014-2020 гг. [1]

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего доходы бюджета от ФТС России, млрд руб. 7 100,60 5 008,20 4 406,90 4 575,70 6 063,20 5 729,10 4 751,80

Импортная составляющая, млрд руб. 2 283,60 2 184,00 2 316,90 2 490,30 2 945,60 3 345,40 3 444,00

Экспортная составляющая, млрд руб. 4 637,10 2 780,00 2 054,10 1 968,30 3 025,70 2 291,30 1 148,10

Иные платежи, млрд руб. 179,90 44,20 35,90 117,10 91,90 92,40 159,70

и отдельные категории товаров, выработанных из нефти...» [3].

Так, размеры ставок вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, устанавливавшиеся в зависимости от ее мировой цены в 2020 г. (табл. 2).

К сожалению, официальные данные о динамике цены нефти сырой марки Urals в ретроспективе среднесрочного и долгосрочного периодов практически отсутствуют. Однако характер этой динамики можно проследить по динамике мировой цены на

нефть сырую марки Brent. В связи с чем уместно отметить, что в мире добывается большое число сортов нефти, но далеко не все они продаются на мировом рынке. Поэтому существуют так называемые «маркерные сорта», к которым в настоящее время относятся сорта марки Brent (нефть, добываемая в Европе - на шельфе Северного моря) и WTI (нефть West Texas Intermediate, добываемая в США - в штате Техас). Цена на нефть других сортов определяется с учетом скидки или надбавки по отношению

Таблица 2

Ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую марки Urals в 2020 г. [4]

01/2020 02/2020 03/2020 04/2020 05/2020 06/2020 07/2020 08/2020 09/2020 10/2020 11/2020 12/2020

Цена нефти марки Urals за тонну, долл. США 471,2 477,6 419,7 345,1 138,7 145,3 274,2 319,9 323,0 312,1 296,2 295,1

Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть марки Urals за тонну, долл. США 77,2 78,5 66,9 52,0 6,8 8,3 37,8 46,9 47,5 45,4 42,2 42,0

к маркерным сортам. Так, нефть сорта Urals (поставляемой с месторождений России), продается по цене, несколько ниже цены сорта Brent, вследствие большей плотности и более высокого содержания серы. Следовательно, поскольку цена нефти марки Urals формируется с учетом скидки по отношению к цене нефти марки Brent, то тренды мировой цены

на нефть марки Urals можно оценить по трендам цены на нефть марки Brent (рис. 3).

Несложно заметить, что график, представленный на рис. 3, вполне корреспондирует как с динамикой экспорта РФ за рассматриваемый период (рис. 2), так и с данными, представленными в табл. 1 и на рис. 1. Такую взаимосвязь можно

Рис. 3. Динамика миро) за период с января 2012 г. по янь

сформулировать следующим образом: падает мировая цена на нефть - падает в целом объем российского экспорта, выраженного в денежных единицах, падает сумма вывозных таможенных пошлин за счет уменьшения суммы вывозной таможенной пошлины на нефть, следовательно, падает и доля экспортной составляющей в таможенных платежах, администрируемых ФТС России. При этом, как свидетельствуют данные Центрального

цены на нефть сырую марки Brent

2021 г. (составлено автором по данным [5])

банка России [6], физические объемы поставляемой на экспорт российской нефти демонстрировали в рассматриваемом периоде в целом рост (за исключением 2020 г.) (рис. 4).

Разумеется, при анализе факторов, способных повлиять на перераспределение долей между экспортной и импортной составляющими в таможенных платежах, администрируемых ФТС России, нельзя не принимать во внимание и динамику

Рис. 4. Физические объемы российского экспорта нефти сырой за период 2014-2020 гг., млн тонн

(составлено автором по данным [6])

курсов доллара США и евро по отношению к российскому рублю.

Так, если ставка таможенной пошлины (что ввозной, что вывозной) является адвалорной, то основой исчисления суммы пошлины будет выступать таможенная стоимость товара. Соответственно, рост курса доллара США приводит к увеличению таможенной стоимости товара, выраженной в рублях, а значит и к росту суммы таможенной пошлины. Если ставка таможенной пошлины - специфи -ческая, т.е. показывает, какое количество евро взимается с единицы той или иной физической характеристики товара, то рост курса евро тоже приводит к росту суммы таможенной пошлины.

Ввиду того, что формула расчета основы начисления НДС, взимаемого при ввозе товаров на территорию РФ из стран дальнего зарубежья, представляет собой сложение сумм таможенной стоимости, таможенной пошлины и акциза (акциз учитывается в случае ввоза подакцизных товаров), то рост курсов доллара США и евро автоматически приводят к росту суммы и НДС при импорте товаров.

Для анализа влияния курсов доллара США и евро на суммы вывозной и ввозной таможенных пошлин, налогов, обратимся к сведениям Центрального банка России [7]. Результат представлен на рис. 5.

Согласно диаграмме, в течение анализируемого периода в целом наблюдается рост курсов доллара и евро по отношению к российскому рублю. Данное обстоятельство, безусловно, отразилось на суммах таможенных пошлин, но, по мнению автора, только в качестве демпфера, если можно так

выразиться, поскольку ожидаемого роста сумм таможенных пошлин (вывозных, ввозных) по итогам 2015 г. не наблюдалось. Данные, приведенные в табл. 1, показывают: экспортная составляющая в доходах федерального бюджета, администрируемых ФТС России, упала на 1 857,1 млрд руб. по сравнению с 2014 г. по причине продолжающегося снижения мировых цен на нефть сырую (рис. 3) и экономических санкций; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при импорте, уменьшились на 99,6 млрд руб.

При этом импортная составляющая «вплотную приблизилась» к экспортной составляющей: импортная составляющая в 2015 г. оценивалась в размере 2 184,00 млрд руб., а экспортная - в размере 2 780,00 млрд руб., в то время как в 2014 г. соотношение было 2 283,60 млрд руб. против 4 637,10 млрд руб. (табл. 1).

Небольшое снижение сумм ввозных таможенных пошлин, налогов по сравнению с уменьшением сумм вывозных таможенных пошлин на фоне существенного падения в 2015 г. как экспорта, так и импорта РФ, вызванного экономическими санкциями и контрсанкциями, можно объяснить, по мнению автора статьи, в том числе последовательной реализацией ФТС России концепции «Электронная таможня» [8].

Положительный эффект от реализации данной концепции проявился и в 2016 г. Во-первых, импортная составляющая в доходах федерального бюджета, администрируемых ФТС России, выросла на 132,9 млрд руб. по сравнению с 2015 г. (табл. 1), в то время как снизились импорт РФ (на 1 млрд долл.

Рис. 5. Динамика курсов евро и доллара США к российскому рублю, 2014-2020 гг. (составлено автором по данным [7])

США) (рис. 2) и курсы евро и доллара США по отношению к российскому рублю (рис. 5). Данные обстоятельства должны были бы привести к уменьшению сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, тем не менее, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов возросли.

Во-вторых, впервые импортная составляющая «обогнала» экспортную: 2 316,90 млрд руб. против 2 054,10 млрд руб. (табл. 1). Такое «нелогичное» на первый взгляд увеличение в 2016 г. импортной составляющей может быть обусловлено не только дальнейшим внедрением технологий электронной таможни, но и применением более высоких ставок ввозных таможенных пошлин по всем товарным группам. Однако не стоит забывать, что в 2016 г. Казахстан и Россия уже являлись присоединившимися ко Всемирной торговой организации (ВТО). Третье государство - член Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Беларусь - продолжало вести переговоры на предмет присоединения к ВТО [9]. В свою очередь членство в ВТО обязывает не повышать ставки ввозных таможенных пошлин, а наоборот - постепенно снижать.

представляется неверным.

Что же касается усиления защиты интересов отдельных отраслей реального сектора экономики стран - членов ЕЭАС, то в случае наличия веских оснований, применяются сезонные таможенные пошлины с более высокими ставками вместо ввозных таможенных пошлин на срок не более шести месяцев, а также особые пошлины (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные) в дополнение к ввозным таможенным пошлинам.

Так, согласно исследованиям, проведенным А.П. Манушиной, Е.Н. Иваницкой и П.А. Котивец, в 2016 г. в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) существенно снизились ставки у семидесяти одной группы товаров, в результате чего средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС упала на 4,4 %: с 14,9 % до 10,5 %. Почти на 1 % (с 4,7 % до 3,8 %) снизилась средневзвешенная ставка на машинотехническую продукцию (машины, агрегаты, оборудование, аппаратура, приборы и запасные части к ним). Также в 2016 г. резко упала средневзвешенная ставка на текстильную продукцию: она составила 6,04 %, против 9,5 % в 2013 г. Незначительно и постепенно сокращались ставки на товары сельского хозяйства. На 0,9 % уменьшилась средневзвешенная ставка и на необработанные шкуры, выделанную кожу, натуральный мех и изделия из них [10].

Следовательно, предположение о том, что в качестве фактора роста импортной составляющей в доходах федерального бюджета, админи-стрируемых ФТС России, является повышение ставок по всем товарным группам в ЕТТ ЕАЭС,

Таблица 3

Применение указанных пошлин в ЕАЭС возможно даже в отношении товаров, ввозимых из тех стран, с которыми установлены особые экономические отношения. Между тем, ни сезонные, ни особые пошлины ФТС России не включают в импортную составляющую при составлении своих отчетов.

Если гипотеза о полномасштабном повышении ставок в ЕТТ ЕАЭС является несостоятельной, то увеличение сумм ввозных таможенных пошлин, налогов можно объяснить, например, изменениями

Товарная структура импорта РФ в 2012-2020 гг., млн долл. США [1]

Код ТН ВЭД Наименование товарной группы 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 40 655 43 255 39 957 26 650 25 072 28 924 29 796 29 847 29 717

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25-27 минеральные продукты 7 531 6 936 7 334 4 981 3 237 4 476 5 025 5 107 4 407

28-40 продукция химической промышленности, каучук 48 611 50 004 46 480 33 989 33 814 40 298 43 579 47 758 42 403

41-43 кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1 663 1 531 1 282 822 819 1 130 1 270 1 275 982

44-49 древесина и целлюлозно-бумажные изделия 6 241 6 621 5 899 3 631 3 385 3 603 3 920 3 691 3 440

50-67 текстиль, текстильные изделия и обувь 18 047 18 040 16 318 10 847 10 988 13 574 14 888 15 105 14 604

72-83 металлы, драгоценные камни и изделия из них 23 259 22 631 20 558 12 363 11 898 16 283 17 936 18 885 16 616

84-90 машины, оборудование и транспортные средства 158 318 152 773 136 580 81 909 86 158 110 460 112 740 112 545 110 215

68-70, 91-97 прочие товары 12 939 13 507 12 655 7 712 7 078 8 717 9 556 9 569 9 045

в товарной структуре импорта - ввозом товаров, облагаемых пошлинами с более высокими ставками. Однако при рассмотрении товарной структуры импорта РФ на основе сведений, размещенных на сайте ФТС России, никаких существенных изменений за анализируемый период, в целом, не наблюдается. Так, на протяжении многих лет лидирующие позиции в импорте РФ занимают товары 84-90 групп Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) - машины, оборудование и транспортные средства. Товарная структура импорта РФ в 2012-2020 гг. представлена в табл. 3.

Таким образом, укрепляется вывод о том, что, скорее всего, за счет дальнейшего внедрения в деятельность ФТС России электронного декларирования и других информационно-коммуникационных технологий резко снизился так называемый «серый импорт», при котором на фоне коррупционной деятельности товары декларируются под другими кодами товарной номенклатуры в целях применения к ним более низких ставок ввозных таможенных пошлин. Электронное декларирование и другие информационно-коммуникационные технологии исключают личный контакт участника внешнеэкономической деятельности (участника ВЭД) с уполномоченным должностным лицом таможенного органа (и особенно при реализации технологии удаленного выпуска).

В 2016 г. в таможенные органы РФ было подано около 3,9 млн деклараций на товары (ДТ) в электронном виде (в 2015 г. - более 3,7 млн). Доля ДТ, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, составила 99,95 % от общего количества ДТ (в 2015 г. - 99,93 %, в 2014 г. - 99,87 %). Количество участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования, в 2016 г. составило более 78,9 тысяч (99,90 % от общего количества участников ВЭД) (в 2015 г. -более 78 тысяч (99,81 %), в 2014 г. - более 80 тысяч (99,5 %)). С применением технологии удаленного выпуска в 2016 г. было оформлено более 950 тысяч электронных ДТ (ЭДТ), что составило 25 % от общего количества зарегистрированных ЭДТ (в 2015 г. -более 560 тысяч ЭДТ (более 15 %), в 2014 г. - более 448 тысяч ЭДТ (более 10,4 %)) [1].

Анализируя факторы тренда превалирования импортной составляющей над экспортной составляющей в доходах федерального бюджета, адми-нистрируемых ФТС России, особое значение имеет 2017 г.

В 2017 г. наблюдался рост мировой цены на нефть сырую (рис. 3), а также имела место некоторая стабильность курсов евро и доллара США (рис. 5), что, по мнению автора, безусловно, отразилось на росте в денежном эквиваленте как совокупного экспорта, так и совокупного импорта.

Рост совокупного экспорта (358 млрд долл. США в 2017 г. против 286 млрд долл. США в 2016 г.) происходил, очевидно, за счет увеличения выручки от экспорта дорожающей нефти, несмотря на то, что

физические объемы ее вывоза из РФ в 2017 г. были чуть меньше по сравнению с 2016 г.: 252,9 млн тонн против 255,1 млн тонн (рис. 4).

Рост совокупного импорта (228 млрд долл. США в 2017 г. против 182 млрд долл. США в 2016 г.), вероятно, можно объяснить тем, что на фоне некоторой стабильности курсов евро и доллара США российским импортерам было проще и менее риско-вано осуществлять финансовое планирование расходов, связанных с покупкой иностранной валюты в целях оплаты внешнеторговых контрактов.

Стоит отметить то обстоятельство, что в 2017 г. импортная составляющая в доходах федерального бюджета, администрируемых ФТС России, увеличила свое опережение экспортной составляющей, несмотря на рост мировой цены на нефть, обусловливающий применение более высоких ставок вывозных таможенных пошлин как на нефть сырую, так и на продукты ее переработки. В 2017 г. импортная составляющая оценивалась в размере 2 490,30 млрд руб., а экспортная составляющая -в размере 1 968,30 млрд руб.

Существенным фактором такого явления, по мнению автора, является и то, что усилилась работа ФТС России, связанная с внедрением оперативного учета задолженностей участников ВЭД по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Так, в апр еле 2017 г. была внедр ена технология выдачи электронных банковских гарантий, благодаря которой участники ВЭД смогли обеспечивать свои обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов электронными гарантиями без предоставления бумажных документов; были проведены мероприятия по переводу в электронный вид таможенной расписки, которая используется для подтверждения принятия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. А 21 сентября 2017 г. вступил в силу приказ Минфина России от 09.06.2017 № 86н «Об утверждении формы таможенной расписки, Порядка заполнения и использования таможенной расписки, а также Порядка информирования плательщиков таможенных пошлин, налогов и (или) иных лиц, предоставивших обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, об оформлении таможенной расписки», предусматривающий оформление таможенной расписки в виде электронного документа с его отображением в сервисе «Личный кабинет участника ВЭД». В итоге в рамках проведенных мероприятий по централизации учета таможенных и иных платежей в 2017 г. в автоматизированной подсистеме учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС «Задолженность») была реализована возможность учета фактов задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов во всех таможенных органах в режиме реального времени [1].

Нельзя не сказать и о том, что в 2017 г. на постоянной основе продолжалась работа по развитию применяемой субъектно-ориентированной модели системы управления рисками (СУР), основанной

на распределении участников ВЭД по категориям уровня риска в зависимости от оценки вероятности нарушения ими права ЕАЭС и таможенного законодательства РФ. Речь идет о внедрении автоматизированного категорирования участников ВЭД, который предусматривает оценку деятельности участников ВЭД в целях их распределения по трем уровням риска с дифференцированным применением к ним мер таможенного контроля.

Кроме этого, развитие СУР предполагало совершенствование и таможенного контроля таможенной стоимости товаров (ТСТ) - была проведена работа, направленная на обеспечение возможности формирования профилей рисков по направлению контроля ТСТ на основе отчетов системы автоматизированного контроля таможенной стоимости (ИСС «Малахит»). В результате проведения такой работы была обеспечена возможность использования динамических стоимостных индикаторов риска в отношении декларируемых товаров с существенным отклонением величины заявленной ТСТ от стоимости идентичных (однородных) товаров.

Таким образом, благодаря усовершенствованию СУР таможенными органами РФ в 2017 г. дополнительно было взыскано более 22 млрд рублей [1].

В 2018 г. ввиду продолжавшегося роста мировой цены на нефть сырую (рис. 3) и, вероятно, немного сдерживающего импорт роста курсов евро и доллара США (рис. 5) доля в администрируемых ФТС России доходах федерального бюджета импортной составляющей (48,58 %) немного уступила доли экспортной составляющей (49,9 %). Между тем, абсолютная сумма импортной составляющей выросла с 2 490,30 млрд руб. в 2017 г. до 2 945,60 млрд руб. (табл. 1). По мнению автора, данный рост есть результат не только удорожания иностранной валюты, приводящего к увеличению таможенной стоимости как основы начисления ввозной таможенной пошлины, имеющей адвалорную ставку, а также суммы таможенной пошлины, имеющей специфическую ставку, но и применения в ФТС Рос-сииразличных инструментов электронной таможни, отдельные из которых были рассмотрены выше.

В последующие 2019-2020 гг. наблюдалось снижение мировой цены на нефть (рис. 3) и, соответственно, совокупного экспорта РФ, выраженного в денежных единицах, в то время как объемы импорта сначала росли (рис. 2), очевидно, вследствие снижения курсов евро и доллара США (рис. 5), а потом снижались по причине резкого скачка этих курсов. В итоге экспортная составляющая упала с 3 025,70 млрд руб. в 2018 г. до 1 148 млрд руб. в 2020 г. Импортная составляющая, наоборот, выросла с 2 945,60 млрд руб. до 3 444,00 млрд руб. (табл. 1). Таким образом, незначительный прирост импортной составляющей в 2020 г. (2,9 %) в сопоставлении с 2019 г. можно объяснить, по мнению автора, в большей степени внедрением передовых технологий электронной таможни.

Такая убежденность основывается также на том, что в 2019 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла ряд решений по установлению или продлению действия нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении определенного круга товаров. При этом все они входят в первую пятерку товарных групп импорта РФ. К их числу можно отнести:

- Решение Совета ЕЭК от 22.02.2019 № 29 «Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов графитированных электродов» [11], в соответствии с которым устанавливались нулевые ставки ввозных таможенных пошлин сроком с 16.05.2019 по 30.04.2020 включительно в отношении отдельных видов графитированных электродов с целью повышения загрузки имеющихся мощностей металлургической промышленности;

- Решение Совета ЕЭК от 29.04.2019 № 48 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии в отношении отдельных видов гражданских пассажирских самолетов» [11], согласно которому устанавливались дополнения к перечню категорий товаров, временное нахождение и использование которых на таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза допускается без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. К данным товарам относятся и самолеты бизнес-авиации (коды ТН ВЭД ЕАЭС 8802 30 000 2, 8802 40 001 1 и 8802 40 003 4);

- Решение Совета ЕЭК от 29.04.2019 № 61 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных продуктов переработки плодов» [11], в соответствии с которым устанавливались нулевые ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды фруктовых пюре сроком с 01.01.2019 по 30.06.2020 включительно в целях снижения дефицита отдельных видов сырья для производства соковой продукции;

- Решение Совета ЕЭК от 21.06.2019 № 67 «Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении анилина и его солей» [11], в соответствии с которым устанавливались нулевые ставки ввозной таможенной пошлины на анилин и его соли сроком с 04.07.2019 по 30.06.2022 включительно в целях развития различных отраслей промышленности, снижения себестоимости производства и повышения конкурентоспособности на внутреннем рынке изготавливаемой продукции;

- Решение Совета ЕЭК от 30.09.2019 № 87 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза

в отношении отдельных видов тканей, а также в некоторые решения Высшего Евразийского экономического совета и Совета Евразийской экономической комиссии» [11], в соответствии с которым устанавливались нулевые ставки ввозных таможенных пошлины на отдельные виды тканей сроком с 02.11.2019 по 31.12.2021 включительно с целью повышения рентабельности швейных производств путем снижения доли таможенной пошлины в себестоимости готовых изделий;

- Решение Совета ЕЭК от 19.12.2019 № 120 «Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении оксидов и гидроксидов ванадия» [11], в соответствии с которым устанавливались нулевые ставки ввозной таможенной пошлины на оксиды и гидрокси-ды ванадия сроком по 31.12.2020 включительно с целью содействия развитию в государствах - членах ЕАЭС производства титановой продукции, используемой в авиакосмической промышленности, химическом машиностроении, судостроении, а также медицине;

- Решение Коллегии ЕЭК от 06.08.2019 № 139 «О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов какао-продуктов» [11], продлевающее срок действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно в отношении отдельных видов какао-продуктов в целях повышения загрузки имеющихся мощностей пищевой промышленности;

- Решение Коллегии ЕЭК от 17.09.2019 № 160 «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов двигателей и газовых турбин для производства вертолетов, а также в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2016 г. № 36» [11], в результате которого устанавливались нулевые ставки ввозных таможенных пошлин сроком с 02.11.2019 по 31.12.2022 включительно в отношении отдельных видов двигателей и газовых турбин в целях развития производства вертолетов на территории ЕАЭС;

- Решение Коллегии ЕЭК от 17.09.2019 № 162 «О продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении отходов и лома драгоценных металлов» [11], продлевающее срок действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины сроком с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно в отношении лома драгоценных металлов в целях привлечения ценного импортного сырья для загрузки производственных мощностей предприятий, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов.

Если обнуляются ставки ввозных таможенных пошлин на товары, входящие в основные товарные группы импорта РФ, то импортная составляющая в доходах федерального бюджета, администрируемых ФТС России, должна уменьшиться. Однако произошло обратное. По мнению автора статьи, то, что раньше недобиралось таможенными органами РФ, сейчас взимается полномасштабно, в том числе и с ввоза товаров, не входящих в первую пятерку товарных групп импорта РФ. Нет сомнений, что это стало возможным благодаря последовательной реализации концепции «Электронная таможня», особенно в период с 2018 по 2020 гг.

К настоящему моменту на территории РФ работает сеть из восьми электронных таможен и шестнадцати таможенных постов - центров электронного декларирования [1]. Благодаря данным структурным подразделениям ФТС России удалось в значительной мере повысить результативность таможенного контроля, в том числе за уплатой таможенных платежей в целом и ввозных таможенных пошлин, налогов в частности.

Библиографический список:

1. Федеральная таможенная служба. Отчетность и результаты деятельности. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 04.04.2021).

2. Федоренко К.П., Денисов М.С. Реализация концепции «Электронная таможня» в России // Вопросы новой экономики. 2020. № 1 (53). С. 63-68.

3. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/

4. Министерство экономического развития Российской Федерации. Приоритетные направления. Внешнеэкономическая деятельность. Таможенно-тарифное регулирование. URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_ deyatelnost/tamozhenno_tarifnoe_regulirovanie/ (дата обращения: 20.04.2021).

5. Калькулятор. Справочный портал. Динамика цены на нефть Брент (Brent). URL: https://www.calc.ru/ dinamika-Brent.html (дата обращения: 20.04.2021).

6. Банк России. Статистика. Физические объемы основных составляющих экспорта товаров с сезонной корректировкой. URL: https://www.cbr.ru/ statistics/dfo_table/ (дата обращения: 25.04.2021).

7. Банк России. Базы данных. Динамика курсов доллара США и евро к рублю и показатели биржевых

торгов. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/micex_doc/ (дата обращения: 13.04.2021).

8. Федоренко К.П., Троцкая В.Е. Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий - основное направление развития таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской

таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 29-33.

9. World Trade Organization. About WTO. Membership. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/thewto_e. htm (дата обращения: 25.04.2021).

10. Манушина А.П., Иваницкая Е.Н., Котивец П.А. Анализ влияния изменений таможенно-тарифного

регулирования России после вступления в ВТО на экономику страны // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 7. С. 366-373.

11. Таможенные документы. Онлайн-справочник. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/ /(дата обращения: 27.09.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.